Элементы финансового механизма организации. Финансовый механизм: понятие, элементы

  • 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 8. Финансовый механизм: понятие и виды

    Определение из лекции про Государственную финансовую политику (с35)

    Элементы финансового механизма:

    + всё остальное из лекции про Государственную финансовую политику

    Различают следующие виды финансового механизма:

      Директивный

    Разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

    В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

      Регулирующий

    Определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

    В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

    9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами

    В целях поддержания стабильности финансового положения госу­дарства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансо­во-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной систе­мы государства.

    Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­водственного процесса органы государственной власти и местно­го самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

    Поскольку в финансовой сфере объек­тами управления являются разнообразные виды финансовых от­ношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

    В ходе управления финансами они выступают как объект уп­равления.

    Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление.

    На макроуровне к таким структурам относятся органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

    Финансовый учёт , как метод управления финансовыми потоками, представляет систему учётных процедур, отражающих состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни. Результатом финансового учёта является финансовая информация о финансовых потоках и финансовом положении компании, сгруппированная по специально предусмотренным правилам в виде отчётных форм. Финансовая отчётность включает 3 базовые формы: бухгалтерский (финансовый) баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств.

    Финансовый анализ , являясь методом управления финансовыми потоками компании, заключается в оценке эффективности финансовых потоков, всей финансово-хозяйственной деятельности за прошедший период, а также в определении возможностей её повышения в перспективе. Финансовый анализ проводится на основе данных финансового учёта.

    К основным видам финансового анализа относятся:

      экспресс-анализ – предназначен для получения экстренного общего представления о финансовых потоках и текущем финансовом состоянии компании

      комплексный финансовый анализ – предназначен для глубокой, комплексной оценки всех аспектов финансовой деятельности компании

      ориентированный финансовый анализ – предназначения для оценки отдельных аспектов финансовой деятельности компании

    Основными методами финансового анализа являются:

      горизонтальный – сравнение денежных потоков во времени

      вертикальный – определение структурного влияния отдельных финансовых потоков на финансовый результат деятельности компании в целом

      сравнительный – сопоставление финансовых потоков данной компании с финансовыми потоками других аналогичных компаний

      метод финансовых коэффициентов – основан на расчёте системы относительных показателей ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности компании

    Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

    Структура финансового механизма

    Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений.

    Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

    В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья.

    Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

    В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
    Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

    Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует “конструкцию финансового механизма”, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

    Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

    Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.
    Неудовлетворительное состояние законодательства сдержива­ет хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие.

    Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личны­ми и коллективными интересами, что является залогом эф­фективности финансового механизма.

    В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

    Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. Цель финансового механизма - это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними. Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

    Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

    Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма предприятия, как пять взаимосвязанных элементов:

    - финансовые методы . Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    - финансовые рычаги . Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, и т.п.

    - правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.;

    - нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.;

    - информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения..


    В структуру финансового механизма входят следующие элементы :

    1. Система регулирования финансовой деятельности , которая включает:

    Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

    Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

    Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

    Государственное финансирование и другие внешние формы финансирования предприятия.

    Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

    Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов внеоборотных активов за определенную плату на предусмотренный период.

    Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

    Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственная экспертиза инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления , чистый денежный поток, дивиденды , пени, штрафы, неустойки, прочие экономические рычаги.

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

    Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

    Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

    Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

    Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

    Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

    Прочие виды финансовых инструментов.

    Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых

    осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм включает в себя:

    Механизм функционирования международных финансов;

    Механизм функционирования государственных финансов;

    Механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов;

    Механизм функционирования финансов граждан.

    В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы:

    Федеральный;

    Региональный;

    Местный.

    Три составляющие структуры финансового механизма:

    Ресурсная;

    Организационная;

    Системы обеспечения.

    Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс путем управления движением финансовых ресурсов и путем организации финансовых отношений. Финансовые методы - это налогообложение, кредитование, финансовое планирование, инвестирование.

    Приемом действия финансового метода является финансовый рычаг. Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность (прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, цена, дивиденды, процентные ставки, заработная плата).

    Понятие финансовой системы как совокупности финансовых отношений, сферы и звенья финансовой системы. Факторы, определяющие состав сфер и звеньев финансовой системы. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации

    Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

    Включает следующие звенья финансовых отношений:

    1.Государственную бюджетную систему

    2.Внебюджетные специальные фонды

    3.Государственный кредит

    4.Фонды имущественного и личного страхования

    5.Финансы предприятий всех форм собственности

    Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на уровне народного хозяйства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Финансы коммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Виды финансовых отношений коммерческой организации. Влияние отраслевых и организационно-правовых факторов на особенности финансового механизмакоммерческих организаций.


    Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Имущество, созданное за счет вклада учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, при надлежит хозяйственным товариществам или обществам на прайс собственности.

    Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

    Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по он обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставным капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам

    Финансы некоммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Влияние организационно-правовых форм и видов деятельности на особенности финансового механизма некоммерческих организаций

    Некоммерческие организации имеют существенные финансовые отличия от коммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слухи достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных орга низаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

    Потребительским кооперативом является добровольное объе динение граждан и юридических лиц на основе членства с целью:

    удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных плевых взносов.

    Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде коопера­тива, потребительского союза, потребительского общества.

    Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

    добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

    обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

    демократичность управления потребительским обществом;

    взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической вы­годы.

    Понятие финансового рынка, его значение для мобилизации и размещения временно свободных денежных средств. Элементы и участники финансового рынка. Особенности становления и развития финансового рынка в Российской Федерации

    Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это связано с делением капитала на основной и оборотный.

    Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у одних субъектов хозяйствования или государства с наличием свободных финансовых ресурсов у других, что создает возможность удовлетворения потребности первых. Кроме того, у многочисленных владельцев временно свободных средств в отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как потребности в финансовых ресурсах, как правило, бывают огромными. Финансовый рынок предназначен для аккумуляции временно свободных денежных средств у большого количества мелких и крупных владельцев и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении денежных средств от сберегателей к инвесторам, формируя у последних финансовые ресурсы.

    На финансовом рынке функционируют 3 основных субъекта:

    эмитент – нуждается в дополнительных финансовых ресурсах и выпускает (эмитирует) ценные бумаги;

    инвестор – владеет свободными денежными средствами и предоставляет их в распоряжение эмитента под ценные бумаги;

    посредники: дилеры или брокеры, которые профессионально работают на финансовом рынке и помогают инвесторам эффективно приложить свои свободные ресурсы, а эмитентам приобрести необходимые им финансовые ресурсы. При этом на финансовом рынке происходит процесс купли-продажи временно свободных денежных средств, который внешне выглядит как процесс купли-продажи ценных бумаг. Финансовые ресурсы покупает эмитент у инвестора, а ценные бумаги покупает инвестор у эмитента.

    В роли эмитента выступают государство или юридическое лицо.

    В роли инвестора – физические и юридические лица.

    Брокеры – посредники, которые действуют на финансовом рынке от имени эмитента или инвестора, получая за это комиссионное вознаграждение.

    Дилеры могут выступать также и от собственного имени. Покупая и продавая ценные бумаги, получают доход, играя на разнице в ценах (курсах).

    С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в т.ч. финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а по межхозяйственному перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится ее неотъемлемым элементом.

    Главным инструментом финансового рынка являются ценные бумаги. В Гражданском кодексе РФ (ст.142) ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

    Именно посредством обращения ценных бумаг осуществляется аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты. Ценные бумаги обязательно содержат следующие реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим, порядок выплаты процентов и дивидендов и др.

    Гражданским кодексом РФ (ст.143) установлены следующие виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие, документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

    По характеру функционирования ценные бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.

    Долговые ценные бумаги – облигации, отличаются твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Они предполагают договор займа.

    Долевые ценные бумаги – акции, дают право на часть имущества эмитента, удостоверяют право ее владельца-акционера на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Акция дает право ее владельцу участвовать в управлении акционерным обществом.

    Любые ценные бумаги проходят несколько стадий в своем движении, т.е. имеют жизненный цикл:

    1 стадия – выпуск : разработка проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных бумаг;

    2 стадия – первичное размещение . Могут осуществлять сами эмитенты или через посредников;

    3 стадия – вторичное размещение . Оно может быть многократным, т.е. ценные бумаги могут быть куплены и проданы много раз, переходя от одного владельца к другому.

    Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные . На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

    Цель первичных финансовых рынков – привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов к более эффективным производствам, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

    Ценные бумаги могут размещаться по открытой или закрытой подписке. При публичном размещении ценные бумаги продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвестора. При закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпускать проспект эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии фирмы, их выпускающей.

    Важную роль на рынке ценных бумаг играют фондовые биржи . Ценные бумаги, попавшие на вторичный рынок, обращаются на биржевом и внебиржевом рынках. Первые фондовые биржи появились 200 лет назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг. Фондовые биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают свои условия, по которым производится отбор ценных бумаг, допускаемых к торговле (листинг).

    Значение фондовых бирж велико.

    1. Они являются индикатором изменения курса ценных бумаг в данный момент времени – это центры получения финансовой информации, сигнализирующей о динамике фондового рынка.

    2. Они предъявляют к ценным бумагам строгие требования. На фондовые биржи допускаются наиболее качественные ценные бумаги, что снижает вероятность риска. Поэтому покупка ценных бумаг на фондовой бирже более надежна.

    Существует 3 вида бирж: замкнутая биржа (в торгах могут принимать участие только члены биржи), биржа со свободным доступом посетителей (сделки осуществляют только маклером), биржа, действующая под контролем правительственных органов (состоит из широкого круга лиц).

    Фондовые биржи выполняют следующие функции:

    1. осуществляют активные операции по купле и продаже ценных бумаг, выступающих как специфический товар, цена которого зависит от спроса и предложения;

    2. предоставляют эмитентам ценных бумаг дополнительные финансовые ресурсы для их производственных, научных и социальных потребностей;

    3. перераспределяют финансовые ресурсы, что позволяет изменять структуру общественного производства;

    4. предоставляют сберегателям возможность с наибольшей выгодой для себя использовать накопленные денежные средства.

    Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств отвнутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, органы государственной власти различного уровня – для финансирования государственных расходов.

    Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства.

    Финансовый рынок решает несколько задач. Основные из них:

    1. мобилизация временно свободных финансовых ресурсов,

    2. эффективное их размещение,

    3. обеспечение максимальных доходов владельцам свободных финансовых ресурсов,

    4. цивилизованное финансирование бюджетного дефицита,

    5. является новым рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.

    Функционирование финансовых рынков имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

    Финансовый механизм предприятия является системой управления финансами, главной целью которого, является получение прибыли. Финансовый механизм в основном предназначен для управления финансами предприятия. Благодаря этому механизму предприятие получает обеспеченность денежными средствами, которые ему необходимы для функционирования. Главным показателем благополучия предприятия является его способность расчета с поставщиками, банками и другими посредниками. В состав финансового механизма входят: финансовое обеспечение (кредитование, самофинансирование, финансирование); регулирование финансов (налоги, субсидии, займы); система финансовых инструментов. Финансовый механизм строится в соответствии с экономическими законами.

    По структуре финансовый механизм подразделяется на следующие составляющие элементы : финансовые рычаги, финансовые методы, финансовые обязательства, правовое, нормативное и информационное обеспечение. К финансовых методам относится планирование, налогообложение, инвестирование, прогнозирование и другие. Финансовые рычаги это прием действий финансовых отношений (амортизация, процентная ставка, доход, курсы валют и т.п.). Правовое обеспечение состоит из действующих законов, указов и других методов регулирующих предпринимательскую деятельность.

    Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс подбора соответствующих финансовых информационных показателей. Внутренние и внешние источники информации базируются на организации финансового учета предприятии, отдельных служб.

    В нормативное обеспечение функционирования входят инструкции , различные нормативы, нормы, ставки тарифные, методические указания и т.п. Изменении одного из элементов финансового механизма влечет за собой количественное и качественное воздействие на экономику страны и социальную сферу. Количественное воздействие выражается в изменении объемов и пропорции мобилизации и их распределение между звеньями государства. К качественному воздействию можно отнести снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, условия предоставления и прочие методы.

    Управления средствами предприятия осуществляется на основе финансового механизма . Вся финансовая деятельность осуществляется отделом финансов предприятия. Их главная задача состоит в более полном раскрытии функций финансов. Необходимым показателем является уровень рентабельности, повышение качества продукции, понижение себестоимости.
    Финансовый механизм нацелен на достижение высоких финансовых результатов, на выполнение всех намеченных планов. Эффективность использования финансового механизма характеризуется совокупностью функционирования всех элементов.

    В соответствии с государственным устройством РФ выделяют три звена финансового механизма: финансовый механизм РФ, субъекта РФ и местного самоуправления. При соблюдении всех вышеперечисленных требований и подходов, успешное функционирование финансового механизма, является главным в использовании в ходе управления денежными средствами предприятия, на централизованном и децентрализованном уровнях.