За что уволить с военной службы. Увольнение военнослужащих в запас и уход в отставку: тонкости процедуры

Увольнение с военной службы во многом похоже на обычное расторжение договора, но при этом регламентируется оно специальными нормами Закона «О военной службе», а не только Трудовым Кодексом.

К примеру, военнослужащему, который работает по контракту не так легко уволиться до окончания срока действия контракта – увольняющийся должен предоставить подтверждение, что такое расторжение трудовых отношений является вынужденным. Увольнение с военной службы будет прежде всего отличаться в зависимости от того, по контракту работает человек или же попал в армию по призыву.

Любое увольнение с воинской службы возможно несколькими способами. Каждый выбирается из них зависит от того, какова причина ухода и дополнительные обстоятельства. Итак, уйти с военной службы уволенный может:

  • в запас. Будь то увольнение по окончанию контракта или увольнение военнослужащего по собственному желанию в любом случае его положено увольнять в запас. Там, где они живут, увольняемых прикрепляют к военному комиссариату, где они постоянно должны стоять на учете. Для таких граждан регулярно проводится переподготовка военнослужащих. При этом если человек ушел из армии по здоровью, по возрасту или из-за назначения судебного наказания в запас его не относят;
  • в отставку. Теперь уже военнослужащий уходит с работы навсегда, так как службу он покидает по состоянию здоровья или же из-за достижения предельного возраста для службы в армии;
  • приказ об увольнении на основании вступившего в силу судебного решения, если человек осужден по уголовной статье.

Также увольнение из армии возможно несколькими способами. Каждый конкретный случай имеет свои особенности и применяется индивидуально для каждой ситуации:

  • 2 раза в год Министр Обороны подписывает Приказ об увольнении солдат, которые несут срочную службу;
  • увольнение по окончанию контракта. Если сотрудник не планирует увольняться, то он должен за полгода до даты окончания сообщить о своем желании продлить контракт. Зачастую такие контракты заключаются в среднем на 10 лет. Если сотрудник не изъявил желания и сроки прошли, то автоматически должен быть подготовлен приказ об увольнении, когда истечет срок контракта;
  • увольнение с военной службы по собственному желанию. Если человек работает по контракту, то должны быть серьезные основания для увольнения военнослужащего до окончания контракта. Каждый такой случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке в зависимости от оснований.

Основания для увольнения военнослужащего

Определяет статья 51 основания увольнения с военной службы (Закон «О военной службе»). Перечень достаточно широк и прежде всего объясняет как уволиться с военной службы по контракту или же уйти по собственному желанию со срочной службы в армии (кстати, в данном случае к перечню добавляется также еще и смерть одного из близких родственников во время службы в армии или во время исполнения своих служебных обязанностей, если находился на военной службе).

Главные причины, по которым военнослужащий имеет право уволиться по своему желанию:

  • проблемы со здоровьем. В данном случае должно быть обязательно заключение медицинской экспертизы. Если имеет место предоставление такого документа вместе с рапортом, то в обязательном порядке нужно указать, что военнослужащий готов пройти дополнительную независимую экспертизу. К уважительным проблемам со здоровьем относят: заболевания сердечнососудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, СПИД, рак, психический расстройства, туберкулез, проблемы со зрением;
  • наличие несовершеннолетнего ребенка, за которым второй родитель в силу каких-либо причин не может или не хочет следить;
  • смерть близкого родственника;
  • болезнь близкого родственника, за которым нужно ухаживать;
  • не способность содержать семью на жалование военнослужащего. В данном случае учитывается не субъективный взгляд на этот вопрос, а вполне конкретный объективный показатель: учитывается прожиточный минимум на каждого члена семьи и, соответственно, на всю семью и затем сравнивается с зарплатой военного (это касается служащих по контракту);
  • наличие высшего образования, которое отличается от специфики работы военного. Если военный хочет работать по специальности, то он имеет право уйти с военной службы;
  • невыполнение условий контракта. В данном случае чаще всего речь идет о выплатах и премиях, которые изначально были предусмотрены условиями контракта. Но здесь порядок таков: вначале военнослужащий должен подать рапорт руководству с просьбой урегулировать ситуацию. Если же никакой реакции не будет, то только тогда он может написать , ссылаясь на эту причину.

Кроме того законодательство предусматривает также и основания, по которым работник может быть уволен и против своей воли. Эти основания указаны в ст. 51 Закона «О военной службе».

Итак, основные причины для увольнения по статье 51:

  • — увольнение военнослужащего по предельному возрасту;
  • — увольнение военнослужащего по окончании контракта;
  • — из-за проблем со здоровьем;
  • — из-за утраты доверия руководства. Тогда сотрудник мог быть замечен в нарушении конфиденциальности, из-за чего мог потерять допуск к военной тайне;
  • — утрата звания. Чаще всего происходит из-за вынесения обвинительного приговора судом по уголовной статье;
  • — нарушение условий контракта. Если сотрудник отказался переезжать в другую местность или переходить на другую должность, когда это предусмотрено условиями контракта. Также к таким основаниям относится отказ от выполнения своих обязанностей, предоставления сведений о своих доходах (а также доходах членов семьи), выезд за пределы РФ без разрешения командира;
  • из-за нарушений дисциплины и требований. При этом необходимо минимум два нарушения за разные проступки (несколько наказаний за один и тот же проступок не учитываются). Это может быть и не получение ВПД в отпуск. Перевозочный документобязательное условие перемещения военнослужащего. Без него любые переезды считаются незаконными и приравниваются к нарушению дисциплины и условий контракта.

Если происходит увольнение по окончанию контракта, то здесь особых тонкостей нет. Приказ об увольнении готовится заранее на основании истечения срока действия срочного трудового договора.

Запись в трудовой делается соответственно стандартным нормам: указывается основание расторжения трудового договора, дата и номер приказа.

Увольнение с военной службы происходит по четко установленному плану в соответствии с такой последовательностью:

  1. Подача . Воинский сотрудник должен это сделать не за 14 дней, как все остальные граждане, кто увольняется в соответствии с нормами Трудового Кодекса, а за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  2. Рапорт по своей структуре схож с обычным заявлением на увольнение, но имеет некоторые особенности. Причину увольнения важно не просто указать в рапорте, но и предоставить документы, подтверждающие действительно значительную важность этой причины.
  3. Рапорт рассматривается специальной комиссией, учитываются все обстоятельства и выносится решение. Обычно на это Законом предусмотрено 14 дней, но, как показывает практика, такое решение принимается за 7-10 дней.
  4. После этого сотрудник все равно еще дорабатывает до даты, указанной в рапорте. В день увольнения ему выдаются все документы.

Выплаты при увольнении

Выплаты военнослужащим при увольнении обычно больше по размеру, чем другим гражданам РФ. Даже если это увольнение по окончанию контракта, то выплаты все равно предусмотрены. При этом их размер зависит от среднемесячного оклада с учетом доплаты за звание.

Если сотрудник вынужден уйти с работы по состоянию здоровья, то ему выплачивается дополнительно страховая помощь – ее размер определяется в каждом случае индивидуально специализированной комиссией в зависимости от каждого конкретного случая и прежде всего исходя из будущих перспектив – сможет ли военнослужащий еще работать или нет (годен, частично или не годен совсем к службе).

Во всех других случаях при увольнении выплачивают пособие в размере двух окладов. Если сотрудник прослужил более 20 лет, то 7 окладов. Для солдат срочной службы или служащих по контракту – одна ежемесячная зарплата.

Если военнослужащий – сирота (солдат срочной службы) или же во время службы имел государственные награды, то помощь может быть увеличена. Но если военнослужащий за время службы имел какие-то дисциплинарные взыскания, то в таком случае выплата пособия может быть снижена либо вовсе отменена.

Дополнительные особенности

Согласно нормам законодательства увольнение с воинской службы имеет различные дополнительные особенности:

Конечно, нормы данного Закона не могут противоречить во многом Трудовому Кодексу, но все же для военнослужащих они являются первоочередными и при разрешении любых трудовых споров в первую очередь ссылка идет именно на Закон «О военной службе».

Как и в каком порядке происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть данной процедуры и на какие льготы от государства могут рассчитывать отставники и запасники? Это самые актуальные вопросы, которые волнуют многих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье содержится информация о том, на каких основаниях осуществляется увольнение с военной службы, как протекает процедура и какие права и гарантии, установленные законодательством, предусмотрены для бывших военных.

Общие законодательные положения об отставке военнослужащих России

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе военнослужащих и Федеральном законодательстве.

Согласно положениям, военные офицеры, принадлежащие к высшему командному составу, прекращают свою службу в армии на основании нормативных актов, которые подписывает президент России.

Полковники или капитаны первого ранга увольнение с военной службы получают по процедуре, которую содержат федеральные нормативные акты. Покинуть Вооруженные Силы России офицеры могут в любом возрасте.

Варианты для прекращения службы в армии

Оставить службу в ВС Российской Федерации лица могут, используя три варианта:

  • Увольнение с военной службы в запас. Осуществляется автоматически на основании данных, полученных после прохождения гражданином военно-врачебной комиссии (ВВК). Увольнение с военной службы в запас могут получить лица, которые признаны ограниченно годными к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку. Также происходит после того, как пройдена ВВК. Формулировка «выход в отставку» применяется к гражданам, которые по состоянию здоровья больше не непригодны для службы.
  • Увольнение с военной службы в связи с осуждением по уголовной статье. В таком случае происходит автоматическое прекращение службы в армии, с дальнейшим занесением соответствующей информации в военный билет.


Личный мотив

Увольнение с военной службы может быть произведено и по личным мотивам граждан. В таких случаях военнослужащие обязаны известить своего командира, подав рапорт с вескими доказательствами, подтверждающими необходимость принятого решения покинуть службу. Командир предъявленные ему ходатайства о досрочном увольнении может отклонять без объяснений.

Право покинуть армию по законодательству РФ

В законодательстве Российской Федерации прописаны еще несколько пунктов, которые должен знать каждый военнослужащий. Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы России можно, если:

  • Офицер имеет предельный для армии возраст.
  • Закончен срок службы по призыву или контракту.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство России или он считается подданным другой страны.
  • Гражданин отчислен из образовательной организации, находящейся в ведомстве Вооруженных Сил РФ.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам. Происходит в случаях, когда военнослужащий нарушает конфиденциальность и больше не пользуется доверием у своего командования.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.

Прекращение службы "контрактников"

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение. Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Как «контрактнику» покинуть армию досрочно?

Российский «контрактник» имеет право покинуть вооруженные силы досрочно. Быть инициатором такого увольнения он может в следующих случаях:

  • Гражданин начал нести службу в Министерстве внутренних дел, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • При переходе на «гражданку».
  • По причине нарушений условий, обозначенных в контракте, относительно военнослужащего: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется только после подачи военнослужащим своему руководству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.

Порядок увольнения с военной службы

Преимущественно военнослужащим армия покидается после того, как истек срок контракта, т. е. действия подписанного трудового договора. Увольнение сопровождается соответствующей записью в личной трудовой книжке военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, на каком основании расторгнут трудовой договор.

Чтобы покинуть ВС, военнослужащему нужно:

  • Подать рапорт на увольнение. В отличие от остальных граждан, которые этот документ подают за две недели (14 дней) до даты своего увольнения, в армии это нужно сделать за месяц. Содержание рапорта такое же, как и заявление на увольнение у гражданских. Отличие заключается в том, что для увольнения из рядов армии не обойтись без документов, подтверждающих веские причины принятия такого решения. Рапорт рассматривает специальная комиссия, с учетом всех изложенных военнослужащим обстоятельств. Согласно российскому законодательству, решение принимается по истечении 14 дней после получения заявления. Как свидетельствуют отзывы бывших военнослужащих, это происходит гораздо быстрее - уже за 8-9 дней.
  • Доработать до определенного числа своего официального увольнения. Дата указывается в рапорте. В этот день сотруднику выдаются все его документы.

Что делать, если уволили незаконно?

Нередко бывает так, что военнослужащий не согласен с причинами, на основании которых его уволили из армии, или не устраивает порядок проведения самой процедуры. В таком случае он вправе обжаловать данное решение своего командования. Воспользоваться возможностью обжаловать приказ об увольнении он может в течение трех месяцев. Подобными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера-контрактника без его согласия увольняют до выслуги.
  • Офицер с выслугой свыше десяти лет и не имеет жилплощади.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время, пока длится досудебное разбирательство, командование обязано предоставить временное жилье, даже в том случае, если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Очень часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного без восстановления в Вооруженных Силах.

Военное командование не имеет права исключать из личного состава беременных женщин. Такие действия являются грубейшим нарушением закона, которые можно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства уволенного. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности, а также выплаты компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится десять дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель армейского командования). Если было принято решение суда в пользу заявителя, последний имеет право инициировать возмещение всех издержек (госпошлина и услуги адвоката). Ответчик в таком случае обязан вернуть уволенного обратно на службу в армию и восстановить на его прежней должности.


Выплаты

При увольнении с военной службы, согласно законодательству России, для офицеров предусмотрены единовременные пособия. Выплаты для военнослужащих, по сравнению с гражданскими пособиями, намного больше.

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • Пять окладов. На него имеют право офицеры, прослужившие в армии десять лет.
  • Десять окладов выплаты полагается военнослужащему, если срок его службы составляет от 10 до 15 лет.
  • 15 окладов, если офицер прослужил не менее 15 лет.
  • 20 окладов - в случае, если длительность службы в ВС превышает 20 лет.

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Когда не стоит рассчитывать на пособие?

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован.
  • Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций. Причиной этому может быть низкая успеваемость, нежелание проходить обучение и недисциплинированность.
  • Осуществлен переход для дальнейшей службы в МВД, противопожарной или другой силовой структуре.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.

Дополнительные пособия

Увольнение с военной службы по здоровью дает сотруднику ВС право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. Как утверждают военные, в каждом конкретном случае рассматриваются такие вопросы:

  • Продолжит ли в дальнейшем гражданин свою службу в армии?
  • Если он признан негодным, то в какой степени (частично или совсем)?

В том случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь. Наличие дисциплинарных взысканий может повлечь за собой уменьшение или полную отмену выплаты пособия.

Гарантированные государством привилегии

Для тех офицеров, которые по определенным причинам получили увольнение с военной службы, пребывание в запасе дает право на ряд привилегий:

  • Государство предоставляет надбавку к пенсионным выплатам.
  • Содействует при решении вопросов, связанных с жильем.
  • При получении образования.
  • Компенсирует земельные и имущественные налоги.
  • Предоставляет льготы в медицинских учреждениях.
  • Офицеры запаса имеют право на льготный проезд в общественном транспорте.
  • Государство обеспечивает их трудоустройство.


Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной государственной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя поступить на обучающие курсы по профпереподготовке. Это дает возможность бывшему военному приобрести гражданскую специальность, не тратясь на обучение.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Заключение

Защищать свое отечество является почетным занятием мужчин. В то же время служба в Вооруженных Силах - это и работа, во время приема на которую используются установленные правила и законодательные нормы. Действуют они и при увольнении. Данная трудовая деятельность изобилует нюансами, разбираться в которых необходимо каждому военнослужащему.

Увольнение лиц, находящихся на военной службе, имеет свои специфические особенности. Связано это с тем, что военный – государственное должностное лицо, правила трудовых отношений с которым, помимо гражданского права, регулируются дополнительными законодательными актами, нормами и уставами. При этом порядок увольнения с военной службы зависит от основания прекращения договорных отношений.

Особенности прекращения договора

Досрочное расторжение договора возможно в следующих случаях:

  • при ухудшении здоровья служащего;
  • при кадровых перестановках в военной части;
  • при веских основаниях для прекращения военной службы.

Уволиться можно и по другим причинам, но в этом случае будут утрачены льготы, на которые служащий получил право за годы службы.

В случае ограниченной годности к службе до окончания выслуги лет увольнение военнослужащего происходит в запас. При признании негодным к службе или достижении установленного возраста оформляется уход в отставку.

Составление рапорта

Перед увольнением и передать его начальству.

Процедура рассмотрения рапорта производится в следующем порядке:

  • командир направляет рапорт в аттестационную комиссию;
  • комиссия осуществляет прием военнослужащего, изучает причины увольнения и в случае их обоснованности выдает заключение о том, что прекращение трудовых отношений допустимо;
  • составляется протокол решения комиссии, результат доносится служащему;
  • командующий утверждает приказ об увольнении.

Если же в отношении служащего было принято отрицательное решение, то он имеет право подать жалобу. В этом случае рекомендуется обратиться к юристу.

Рапорт должен содержать следующие сведения:

  • прошение об увольнении;
  • личные данные: ФИО, воинское звание, должность;
  • основания для прекращения службы со ссылкой на соответствующие положения законодательства и подтверждающие документы;
  • данные о комиссариате, в котором служит человек, с указанием даты начала службы;
  • полное количество лет выслуги;
  • наличие предоставленного государством жилья по месту службы;
  • требование обеспечить довольствие.

Причины прекращения договора

Существует множество причин, на основании которых может быть поставлен вопрос о расторжении трудовых отношений с военнослужащим. Рассмотрим основные из них.

По собственному желанию

Увольнение военнослужащего досрочно возможно на основании уважительных причин, перечень которых предусмотрен пунктом 6 статьи 51 Федерального закона. К ним относятся следующие случаи:

  • проживание семьи военнослужащего за рубежом;
  • недостаточный размер жалованья для обеспечения семьи (с учетом прожиточного минимума);
  • наличие ребенка и уклонение второго родителя от обязательств по его воспитанию и содержанию;
  • ухудшение здоровья женщины-военнослужащего в связи с беременностью;
  • тяжелая болезнь близкого родственника, требующая за ним ухода;
  • отсутствие возможности применить на службе имеющееся высшее образование.

Расторжение контракта при вышеперечисленных случаях осуществляется решением командира после предъявления рапорта в письменной форме.

В связи с состоянием здоровья

Военнослужащий может также прекратить службу в случае ухудшения состояния здоровья при условии получения соответствующего медицинского заключения. Чтобы его получить, необходимо пройти медицинскую комиссию.

Рапорт командиру можно подавать до получения заключения врачебной комиссии. После рассмотрения рапорта военнослужащий вызывается на совещание в командирскую часть. Протокол совещания остается в личном деле подающего на увольнение.

На основании результатов медосвидетельствования утверждается приказ на увольнение.

Основания для увольнения военнослужащего по контракту такие же, как и у госслужащих.

Постановлением N123 от 25.02.03 утвержден перечень болезней, которые могут стать причиной для прекращения военной службы. Среди них:

  • раковые заболевания;
  • туберкулез;
  • заболевания крови;
  • сифилис;
  • психические нарушения и пр.

При нарушении условий контракта

В случае несоблюдения требований договора военные могут быть уволены досрочно. При этом нарушение должно быть признано существенным и неоднократным. В расчет принимаются дисциплинарные нарушения, возбужденные в отношении лица уголовные и административные дела. Требования по дисциплине регламентируются Дисциплинарным уставом ВС РФ (Прил. 7). Для увольнения достаточно повторения проступков более двух раз, при этом необходимо учесть, что по закону военные не привлекаются повторно за одинаковые нарушения.

Но даже при систематическом несоблюдении дисциплины или совершении нескольких проступков нарушитель не может быть уволен лишь на основании решения командира части, так как перед этим должна быть инициирована аттестация служащего, которая должна вынести вердикт о профпригодности человека.

Если аттестация не проводилась, а военнослужащий был уволен, то при подаче заявления в суд он может добиться отмены приказа об увольнении.

В связи с предельным возрастом

Полное право на увольнение получает служащий, достигший предельного значения возраста для своего звания либо завершивший службу в связи со сроком ее истечения.

При желании продолжить военную службу должен быть заключен новый контракт. Возможность продолжения службы рассматривается уполномоченным лицом. Максимальный срок договора – 10 лет, но при его истечении возраст служащего не должен превышать 65 лет.

Законом установлены следующие значения предельного возраста:

  • офицеры ниже полковника, капитана I ранга и женщины, проходящие военную службу, – 45 лет;
  • капитаны I ранга и полковники – 50 лет;
  • низший генеральский состав и вице-адмиралтейство – 55 лет;
  • высший генеральский состав, адмиралтейство и маршалы – 60 лет.

За полгода до достижения соответствующего возраста служащий может подать рапорт на заключение нового контракта. Решение о возможности дальше продолжать службу принимается соответствующими должностными лицами – в зависимости от звания человека (для высшего генеральского состава решение может быть принято президентом страны).

В связи с семейными обстоятельствами

Статьей 51 ФЗ N53 устанавливаются следующие уважительные причины, относящиеся к семейным:

  • проживание родственников с военнослужащими согласно медицинскому заключению невозможно в месте прохождения службы, а перевод в другую часть не может быть выполнен;
  • направление супруга, также являющегося военнослужащим, в другое место службы;
  • необходимость за родственником – несовершеннолетним, престарелым или инвалидом I-II группы при условии, что другие родственники его обеспечить не могут.

Действия при незаконном увольнении

При несогласии с причинами увольнения либо его процедурой военнослужащий может обжаловать приказ в срок до 3-х месяцев. Иск подается в военный суд. Длительность судебного процесса не должна превышать 10 дней. На слушании в обязательном порядке должны присутствовать истец и представитель военной части, к которой предъявляются обвинения. В случае признания судом незаконного увольнения истец будет восстановлен на службе и получит возмещение всех судебных издержек.

Наиболее часто встречающимися в судебной практике делами являются:

  • увольнение военнослужащего без его согласия до выслуги лет;
  • увольнение с выслугой свыше 10 лет при отсутствии обеспечения служащего жильем;
  • увольнение беременных военнослужащих.

Последствия расторжения контракта

При увольнении с военной службы гражданин вправе рассчитывать на установленные законом выплаты денежных средств и предоставление ряда льгот.

Вопросы представления жилья

Несмотря на то что законом устанавливаются обязательства государства по предоставлению служащему жилья, на практике это не всегда соблюдается. И при увольнении человека в запас квартира в выбранном месте проживания не выдается.

Исходя из судебной практики, если у служащего имеется жилплощадь по месту прохождения службы, но он хочет получить квартиру по месту постоянной регистрации, она не может быть предоставлена на основании требований об улучшении жилищных условий.

Военная ипотека после увольнения

Служащий при увольнении может продолжать пользоваться преимуществами военной ипотеки. Порядок льготного ипотечного кредитования и перечень имеющих на него право военных граждан устанавливается Федеральным законодательством, в соответствии с которым ипотеку могут получить граждане, отслужившие больше 20 лет либо уволившиеся на основании уважительных причин после непрерывной службы в течение 10 лет и более.

При увольнении без уважительной причины часть внесенных по ипотечным взносам денег (по льготной ставке) подлежит к возврату государству. Вернуть денежные средства нужно будет не позднее последующих 10 лет. Дальнейшие выплаты по ипотеке придется производить в соответствии с учетной ставкой ЦБ РФ. При невозврате денег через 10 лет они будут взысканы через суд.

В процессе прохождения службы на специальном накопительном счете производится начисление средств на приобретение жилья военнослужащими. Право ими пользоваться имеют:

  • военные, служившие 20 и более лет;
  • уволенные по достижению предельного возраста;
  • прекратившие трудовые отношения по семейным обстоятельствам;
  • родственники погибшего военнослужащего при несении им службы.

Процедура получения денег с такого счета следующая:

  • подписание приказа об увольнении;
  • подготовка рапорта о перечислении средств со специального счета;
  • передача сведений о военнослужащем в военное управление, а далее – в Росвоенипотеку;
  • перечисление денег на лицевой счет служащего (в течение 30 дней).

При увольнении после 20-летней службы полученные денежные средства можно использовать на свое усмотрение.

Но при желании приобрести недвижимость, в случае нехватки части суммы для совершения сделки, доплату придется осуществлять из собственных источников.

Законом также устанавливаются отдельные случаи, когда можно не только получить деньги с целевого счета, но и рассчитывать на дополнительную материальную помощь при приобретении жилья, при этом гражданин не должен иметь другую жилплощадь и быть участником договора соцнайма.

Денежное довольствие и выплаты после прекращения службы

Согласно Федеральному закону, устанавливающему денежное довольствие и прочие выплаты, уходящий в отставку вправе рассчитывать:

  • после 10-летней службы – на разовое пособие в сумме 5 окладов;
  • при службе в течение 10-15 лет – 10 окладов;
  • при продолжительности службы 15-20 лет – 15 окладов;
  • в случае более чем 20-летней службы – 20 окладов;
  • при наличии заслуг перед отечеством – на единовременную премию в установленном размере;
  • в случае отсутствия возможности продолжать трудовую деятельность по состоянию здоровья – на разовую материальную помощь в размере 1 оклада;
  • при службе на протяжении 20 лет или более и неиспользовании обмундирования в течение последнего года службы – на компенсацию в соответствии с Постановлением N390 от 22.06.06;
  • по завершении службы по контракту – на разовое пособие в диапазоне 2-7 окладов.

Единовременное пособие выплачивается при условии непрерывного стажа.

Кроме того, увольняемый должен получить все положенные компенсации за неиспользованные отпуска и переработки при дежурстве.

При прекращении договора по предельному возрасту или в связи с ухудшением здоровья гражданину полагается пенсия.

Льготы при последующем трудоустройстве и обучении

Помимо того, что военная служба учитывается как трудовой стаж, уволившиеся военнослужащие имеют следующие дополнительные права при дальнейшем трудоустройстве и обучении:

  • право не позднее 3-х месяцев вернуться на предприятие, где гражданин работал до поступления на службу с назначением на должность не ниже занимаемой в момент призыва;
  • право на получение работы при обращении в центр занятости в течение месяца;
  • право на бесплатное профессиональное образование.

Процедура увольнения со срочной службы

Призывники завершают службу по двум основаниям: окончание установленного срока службы и досрочное завершение по состоянию здоровья.

В первом случае служащие увольняются при демобилизации на основании приказа командира (с дальнейшей постановкой на учет в местном комиссариате).

При установлении непригодности врачебной комиссией досрочное окончание службы документируется в военном билете с указанием причин и номера соответствующего приказа.

Увольнение досрочно может быть произведено и по личным причинам, которые рассматриваются отдельной комиссией в соответствии с перечнем допустимых уважительных обстоятельств, установленных законом.

Основные законы и указы

При прекращении трудовых отношений, связанных с военной службой, следует руководствоваться:

  • ФЗ N53 от 28.03.98, регламентирующим воинскую обязанность и прохождение военной службы;
  • ФЗ N76 от 27.05.98, утверждающим статус военнослужащего и льготы, положенные при увольнении;
  • ФЗ N306 от 07.11.11, в котором прописываются выплаты в случае увольнения;
  • Указом N1237 от 16.09.99, устанавливающим право военнослужащего выбирать основание для увольнения;
  • Указом N861 от 09.07.07, регулирующим право оформления военной ипотеки.

Перед тем как уволиться с военной службы по какой-либо причине, рекомендуется ознакомиться со всеми вышеперечисленными положениями законодательства, а также нормами, устанавливающими порядок действий при том или ином основании прерывания трудовых отношений. Но лучше всего воспользоваться помощью специалиста, разбирающегося в военном праве, особенно когда речь идет о льготах, положенных военнослужащему при досрочном прекращении договора.

По законодательству досрочное увольнение военнослужащих возможно по ряду оснований. Различные основания увольнения с военной службы, в том числе по призыву, имеют разные дополнительные процедуры, которые потребуется провести. Досрочное завершение службы имеет ряд условий, которые обязательно должны быть выполнены со стороны начальства и военнослужащего.

Основания

Досрочное увольнение может быть произведено как во время срочной, так и контрактной службы. Досрочное увольнение при прохождении срочной службы включает в себя несколько оснований:

  • медицинские показания;
  • возбуждено уголовное дело в отношении военнослужащего;
  • получение травм, которые делают военнослужащего ограниченно годным или негодным для дальнейшей службы.

При службе на контрактной основе вариантов для увольнения намного больше. Основания:

  • различные нарушения законодательных норм, в том числе дисциплинарного характера;
  • ведение предпринимательской деятельности или наличие иностранных счетов у самого военнослужащего или его близких родственников (утрата доверия);
  • собственное желание;
  • получение заключения ВВК об ограниченной годности или полной негодности к дальнейшей службе;
  • получение травмы или заболевания, которое не позволяет дальше проходить службу по контракту;
  • достижение предельного возраста для своей категории военнослужащих;
  • семейные обстоятельства, в том числе переезд или невозможность переезда на новое место;
  • сокращение штата при невозможности перевода на другую должность.

Все основания регламентированы 51 статьей . Также существует ряд дополнений, в том числе и коррупционного типа, по которым также военнослужащий может быть уволен досрочно.

Важно! Любое нарушение дисциплинарного характера или любых федеральных правил, которые установлены для всех категорий работников, может привести к досрочному увольнению.

Также досрочный разрыв контракта может быть произведен из-за проведения военного трибунала и лишения военнослужащего должности и звания. Важным моментом при прохождении военной службы является исполнение своих должностных обязанностей. При несоблюдении правил, в том числе по техники безопасности или неправильном исполнении обязанностей и инструкций, начальник вправе уволить военнослужащего.

Дополнительный список оснований:

Фактически все основания делятся на две категории. Первая категория осуществляет возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию и аналогичным причинам. Второй группой является досрочное прекращение службы по инициативе работодателя в виде командира части.

Процедура

Если увольнение происходит по собственному желанию военнослужащего, то порядок процедуры имеет несколько важных пунктов, которые потребуется выполнить. Пошаговая инструкция:

  • написание рапорта в двойном экземпляре на имя непосредственного командира или начальника отдела кадров (один рапорт останется в части, а второй вернут военнослужащему при расчете и выдаче документов);
  • типового варианта рапорта нет, но в обязательном порядке заполняются все пункты с личной информацией и основанием. Также обязательно должна быть подпись и датировка написания рапорта;
  • в канцелярии или отделе кадров части потребуется получить обходной лист, который потребуется заполнить;
  • посещение вещевой базы и получение всего необходимого или расчет неполученного;
  • к дню увольнения потребуется сдать обходной лист в отдел кадров;
  • начальник части издает приказ, на основе которого происходит увольнение;
  • после отработки, если нет уважительных причин, которые сократят или уберут этот срок, в последний рабочий день с военнослужащим производится полный расчет, а также выдаются все документы.

Важно! В личное дело также вносятся все пометки об увольнении, в том числе указывается необходимое основание.

Личное дело военнослужащего хранится в военной части, а затем после истечения указанного срока сдается в архив. При необходимости военнослужащий в дальнейшем может его затребовать.

Если инициатива исходит от руководства, то издается приказ, указывающий на основание увольнения со службы и аннулирование контракта. Вся остальная процедура должна соответствовать основанию. При стандартном варианте также потребуется отработка и совершение пошаговой процедуры, которая включает в себя заполнение обходного листа и получение расчета в крайний рабочий день.

При различных тяжких нарушениях отработка может отсутствовать, а день приказа и является расчетным днем.

Важно! Для инициативы непосредственного начальника для увольнения должна быть причина, которая входит в список оснований для досрочного увольнения. Это необходимо для полноценной процедуры, которая в дальнейшем не будет обжалована.

При досрочном увольнении по медицинским причинам, в том числе снижении годности или получении травмы, основанием является результат экспертизы, которая проводится ВВК. При таком варианте к обычным выплатам есть дополнение в виде компенсации и дополнительных льгот.

Стоит учитывать, что при стандартном варианте военнослужащий уходит со службы в запас или отставку. В ряде случаев его исключают из запаса по причинам его невозможности прохождения службы в дальнейшем. Особенно часто такое встречается при серьезных нарушениях или получении результатов ВВК, которое установило невозможность дальнейшей службы.

Любого военнослужащего могут уволить досрочно. Для различных категорий военнослужащих есть свои основания, которые установлены законодательными актами и могут послужить причиной увольнения. Любое досрочное увольнение производится по установленным правилам, которые регламентированы пошаговым вариантом.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей