Увольнение по пункту д военнослужащего. Незаконное увольнение военнослужащего

В отличие от ухода с гражданской работы, увольнение с военной службы регулируют Устав военнослужащих и Федеральное законодательство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако, порядок данного процесса в разных местах может проходить по-разному ввиду того, что внутренние указы и постановления армейских подразделений могут вносить коррективы в некоторые аспекты процедуры.

Общие сведения

Любой военнослужащий несет службу в Вооруженных силах РФ в течение определенного периода. Этот временной промежуток именуется сроком службы.

На законодательном уровне установлены причины, позволяющие уволиться военному. Кроме того, существуют основания, на которых производится безусловное увольнение. К таким основаниям может относиться, к примеру, пожилой возраст военного.

Для солдат-срочников и солдат-контрактников порядок увольнения с военной службы различается:

  • увольнение военных, служащих по контракту, производится в индивидуальном порядке;
  • срочники же увольняются два раза в год в соответствии с приказами, издаваемыми Министерством обороны РФ.

Законодательная база

Основным законом, предоставляющим информацию о военной службе, как для российских, так и для иностранных граждан является , принятый в 1998 году: «О воинской обязанности и военной службе».

О порядках увольнения можно узнать в 34 статье Указа Президента РФ № 1237, изданного 16.09.1999 и измененного в прошлом, 2019 году.

Основания

В 2019 году военнослужащий может прекратить свою деятельность ввиду трех оснований:

  • выход в отставку;
  • уход в запас;
  • из-за осуждения по причине наличия уголовного дела.

Есть и ряд иных причин, позволяющих оформить безусловное увольнение.

Увольнение с военной службы

В зависимости от причины увольнения, военнослужащий может рассчитывать на одно из четырех оснований для прекращения военной службы.

  • отставка;
  • выход в запас;
  • уголовное дело;
  • безусловное увольнение.

По состоянию здоровья (по болезни)

В случае, если гражданин имеет какие-либо заболевания, препятствующие прохождению службы - то ему необходимо получить заключение от ВВК о состоянии своего здоровья.

При наличии данного документа, подтверждающего болезнь, может быть осуществлена процедура увольнения военнослужащего по состоянию здоровья. В таком случае основанием для процесса станет увольнение в запас.

Если же врачебная комиссия признала гражданина полностью негодным к военной службе, то процесс переходит в статус безусловного увольнения.

Это же основание используется при увольнении контрактных военнослужащих, имеющих ограничения к службе по состоянию здоровья и имеющим звания ниже старшин включительно.

По окончании контракта

В случае, когда контракт подходит к концу, военнослужащего необходимо предупредить за полгода до окончания действия документа.

Если он не намерен продлевать документ - то процесс увольнения производится безусловно.

В день ухода гражданин должен получить , размеры которого зависят от срока службы, звания и других, второстепенных фактов.

При несоблюдении условий

Военнослужащего также могут отстранить от деятельности ввиду нарушения условий, прописанных в конкретном военном контракте.

В таком случае, при увольнении, военный, вне зависимости от должности и заслуг, будет лишен выходного пособия.

По собственному желанию

При наличии конкретных условий, военнослужащие имеют право на .

К таковым относятся условия:

  1. Ограниченная или полная негодность к прохождению службы в связи с наличием заболеваний или травм.
  2. Переход солдата в статус депутата законодательного собрания.
  3. Смерть родственников, произошедшая во время прохождения солдатом службы.
  4. Признание гражданина высшим должностным лицом субъекта РФ или его избрание в качестве военного судьи.
  5. Другие причины, признанные комиссией уважительными.

Также отдельно выделяют причины, связанные с личными и семейными обязательствами.

Пенсионера

Военный пенсионер получает право на уход в отставку после того, как он выслужит срок в 20 лет.

В случае, как и с другими контрактниками, военных пенсионеров извещают об увольнении за полгода до окончания срока. Если военный не согласен и намерен продолжать службу - то он вправе подать рапорт на продление.

Рапорт перенаправляется к командиру, после чего тот принимает решение и проводит официальную беседу. Принятое в ходе нее решение объявляется пенсионеру. Свое мнение он может изложить в протоколе беседы, а также написать новый рапорт.

При увольнении в связи с преклонным возрастом, пенсионные рассчитываются Министерством обороны.

Утверждение может проводиться до двух месяцев. Процедура увольнения на пенсию заканчивается после того, как будет издан приказ.

После получения всех документов, военный пенсионер должен самостоятельно передать их в ПФР для оформления регулярных и единовременной выплат.

Незаконное

В случае, когда увольняемый военнослужащий , по которым было произведено увольнение, может быть проведено обжалование процесса. Документы должны направляться в военный суд.

Срок исковой давности в такой ситуации составляет три месяца.
Чаще всего обращения в суды поступают по причине увольнения служащих до завершения контракта и без их согласия. Также встречаются случаи увольнения по получению права на пенсионное обеспечение.

Помимо этого, военнослужащего нельзя уволить в одностороннем порядке в случаях, если он не выслужил 10 лет, а также не был обеспечен жильем.

Порядок действий

При увольнении военного с контракта, его необходимо предупредить об окончании срока действия документа.

До этого командир части, в которой служит гражданин, обязан:

  1. Выявить возможность продления контракта. При решении данного вопроса необходимо учитывать такие факторы, как состояние физического и психического здоровья служащего, наличие у него жилплощади и так далее.
  2. После принятия решения, перенаправить документы в виде личного дела служащего в спец. орган, в котором будет проведен подсчет лет выслуги.
  3. При необходимости, направить человека на медицинское освидетельствование или обследование.
  4. Предоставить военнослужащему очередной или дополнительный отпуск.

За 4 месяца до увольнения должна быть проведена итоговая аттестация военного, а еще через месяц с ним проводят собеседование, где сообщают возможные варианты развития событий.

Документы

При увольнении или отставке военного должен присутствовать письменный документ, имеющий установленные формы. На нем должны быть подписи нескольких лиц, а также командира части.

К бумаге дополнительно прилагают:

  • ксерокопию листа, оформленного в процессе беседы с военным;
  • ксерокопию листа с результатами аттестации;
  • рапорт об увольнении.

При необходимости, пакет документов может включать в себя копию документа от военно-медицинской комиссии. Перечисленные бумаги должны быть направлены в отдел военных кадров за два месяца до процедуры увольнения.

Образец рапорта

При наличии оснований, позволяющих уволиться, военный может подать рапорт начальству (командованию).

При этом, в соответствии с правами солдатов увольняться по собственному желанию, командование должно удовлетворить рапорт. Фактически рапорт представляет собой письменное донесение начальству о выполнении взятых на себя обязательств и просьбу об увольнении.

Командование производит процедуру увольнения без рапорта, если согласие военного не требуется, а его назначение на новую должность не предусматривается.

Во всех прочих случаях оформить процедуру увольнения возможно лишь при наличии рапорта и других документов, при их необходимости.

Выходное пособие

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение с военной службы - неизбежность, с которой столкнется любой защитник родины. Эта процедура не так проста, как уход с обычной, гражданской работы. Чтобы уйти с военной службы, одного желания контрактника иногда бывает недостаточно. Об этом следует помнить при выборе военной профессии, так как изменить его впоследствии будет довольно сложно.

Законодательные основы для увольнения

Военная служба – особый вид деятельности, и Трудовой кодекс распространяется на нее лишь отчасти. В основном, нюансы добровольного и принудительного увольнения военнослужащих регулируются специальными нормативными актами:

  1. Главный закон-регулятор – ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», раздел (VII).
  2. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего», статья 23.
  3. Положение о прохождении военной службы». Содержится в Указе Президента России № 1237 от 16 сентября 1999 года, статья 34.

Эти документы являются основными, но не единственными законодательными источниками, регламентирующими данные вопросы. В частности, Приказом министра обороны № 660 от 30 октября 2015 г. установлен порядок увольнения с военной службы, подробно описана его процедура.

Порядок увольнения с военной службы

За своевременное увольнение подчиненных отвечают командиры войсковой части. В обязанности военачальников входит отслеживать, кто во вверенных им подразделениях вскоре достигнет предельного возраста, или у кого заканчивается контракт. За полгода до этого события, командир:

  • уточняет, будет ли заключаться новый контракт;
  • при отрицательном ответе адресовывает личное дело подчиненного в специальную уполномоченную службу, где подсчитают выслугу лет;
  • направляет военнослужащего на ВВК (военно-врачебную комиссию), если есть необходимость или желание увольняющегося контрактника;
  • предоставляет не только очередной отпуск, но и дополнительные дни, на которые подчиненный вправе рассчитывать (все они должны быть отгуляны перед тем, как будет издан приказ);
  • организовывает итоговую аттестацию (за 4 месяца до окончания службы);
  • сообщает подчиненному решение о его профессиональной судьбе и проводит с ним беседу о его предстоящих действиях, в том числе, и в отношении трудоустройства (за 3 месяца до расчета);
  • подготавливает представление на увольнение и направляет его в кадровую службу военного ведомства.

Представление должно быть отправлено кадровикам с расчетом, что они получат его за 2 месяца до срока завершения военной службы подчиненного. К нему прикладывают комплект документов:

  • лист проведенной беседы (копия, оригинал подшивается в личное дело военного);
  • результаты итоговой аттестации (копия);
  • медзаключение ВВК, при проведении обследования (копия);
  • рапорт об увольнении (если требуется согласие военнослужащего на оставление службы, или по каким-то причинам он покидает ее досрочно).

В завершение регламента командиром или начальником воинского подразделения готовится приказ об увольнении, в соответствии с которым контрактник оставляет военную службу.

Основания для увольнения военнослужащего

Полный перечень оснований, по которым военнослужащий может уволиться (или быть уволенным) приведен в законе о военной службе. Их несколько десятков. В рамках статьи будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

По состоянию здоровья (по болезни)

Военные вынуждены часто уходить в отставку по состоянию здоровья. Служба в Вооруженных Силах полна трудностей и бытовых тягот, что впоследствии сказывается на самочувствии контрактника.

Важный аргумент для оставления ВС по здоровью – медицинское заключение ВВК, где человек признается либо вовсе не годным к военной службе, либо допускается к ней ограниченно.

Получив подобную бумагу, офицер вправе подать рапорт на увольнение из армии. В документе он указывает болезнь как основание для такого шага. К заявлению в обязательном порядке прикладывается заключение врачей, подтверждающее наличие серьезных проблем со здоровьем.

Аналогичный рапорт может подать не только кадровый военный, но и работник различных правоохранительных органов – МВД, МЧС, ФСИН, ФСБ и прочих силовых ведомств. Однако, что бы ни написали медики, решение подать в отставку зависит только от самого военнослужащего. Если он желает продолжать службу и находит для этого силы, насильно отправить его на отдых нельзя.

По окончании контракта

Когда срок действия контракта заканчивается, военному человеку нужно сделать выбор:

  • или продлить его;
  • или уволиться на гражданку.

Решив оставить военную службу, контрактник подает соответствующий рапорт начальству. Сделать это надо за четыре месяца до завершения срока службы. По истечении действия контракта военнослужащий будет исключен из списков кадрового состава подразделения. Он сможет бесплатно доехать до нового места жительства со всеми членами семьи.

В связи с окончанием контракта, военнослужащий уходит в запас, а не в отставку. Отличие состоит в том, что в отставку отправляют контрактников, негодных к службе по здоровью, если они решили больше не служить. В остальных случаях совершается увольнение в запас.

За нарушение условий контракта

Несоблюдение условий контракта – не лучшее основание для увольнения. Военному оно грозит:

  • лишением полагающихся по закону пособий;
  • неполучением ежегодной матпомощи;
  • невыплатой премии за эффективную службу.

Для не обеспеченных жильем контрактников, участвующих в военной ипотеке, последствия такого увольнения будут особенно плачевны. Им придется не только самостоятельно погашать долг перед банком, но и вернуть Министерству обороны полную сумму внесенных за него средств. В 2018 году максимальная сумма жилищного займа по военной ипотеке составляет 2 400 000 рублей.

Невыполнение контрактных условий подразумевает совершение военнослужащим:

  • дисциплинарного проступка;
  • административного правонарушения;
  • уголовного преступления.

Если дисциплинарный проступок является прямым нарушением заключенного контракта, то относительно совершенных преступлений и правонарушений иногда возникает вопрос: почему они считаются его нарушением? Однако, подписывая контракт, кадровый военный обязуется соблюдать российское законодательство. Преступая закон, он нарушает данный пункт документа.

По собственному желанию

Собственное желание является одним из оснований для законного увольнения военнослужащего по контракту. Его еще называют досрочным, так как военнослужащий покидает службу раньше установленного срока.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту в добровольном порядке возможно только при наличии определенных обстоятельств. К ним относятся:

  • ухудшившееся состояние здоровья (при признании человека частично годным к военной службе):
  • необходимость ухаживать за больными родителями, ребенком или другими близкими родственниками;
  • систематическое нарушение контракта со стороны военного ведомства;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • избрание депутатом Госдумы или иным органом представительной власти.

В этих и иных случаях, обозначенных в законе (ст. 51 ФЗ о воинской службе), военнослужащий подает рапорт, в котором указывает причину, по которой он хочет досрочно уйти на «гражданку». Если аттестационная комиссия сочтет ее уважительной, то контрактник может уволиться по собственному желанию.

Увольнение военных пенсионеров

Имея 20 лет выслуги, военнослужащий вправе покинуть армию, удалившись на пенсию. По достижении установленного выслужного срока он приобретает статус военного пенсионера и право на получение пенсии независимо от того, продолжит ли службу.

За полгода до окончания 20-летнего срока контрактнику надо определиться, собирается ли он уйти на пенсию. Приняв положительное решение, составить соответствующий рапорт и подать его командиру части. Далее запускается описанная выше процедура. В кадровом подразделении, куда направляется рапорт, производится расчет выплат будущему пенсионеру.

Военная пенсия назначается Минобороны, ее размер должны утвердить в двухмесячный срок. После издания руководством части приказа об увольнении контрактник становится пенсионером и начинает регулярно получать денежные выплаты.

Пенсия по выслуге лет назначается и в случаях, если кадровый военный подлежит увольнению в связи:

  • с достижением предельно возможного возраста;
  • с состоянием здоровья;
  • организационно-штатными изменениями.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Срочники, которые проходят службу по призыву, увольняются из армии по двум основаниям:

  • в связи с окончанием срока исполнения почетной воинской обязанности;
  • в связи со слабым здоровьем (коммисуются досрочно).

При первом варианте командиры ждут издания президентского указа о демобилизации, после чего уже сами подготавливают приказ об увольнении в связи с окончанием срочной службы. Вернувшись домой, отслужившие в армии молодые люди становятся на учет в военкоматах по месту жительства.

Если в армию довелось призвать физически нездоровых людей, то по состоянию здоровья их могут отправить обратно на «гражданку». Негодность или ограниченную годность устанавливает врачебная комиссия. Если она выдает именно такое заключение, то военнослужащего комиссуют, не дожидаясь срока окончания службы. В его военном билете делается отметка о его досрочном уходе со службы, с указанием причины такого шага командования.

Незаконное увольнение контрактников

Неправомерное увольнение с военной службы, проходящей по контракту, человек может оспорить. Ему дается на это 3 месяца. В течение данного времени он вправе обратиться в военный суд, чтобы обжаловать приказ командира. Военнослужащий подает исковое заявление, где излагает, в чем состояло нарушение и просит восстановить его на службе.

Дело рассматривается в 10-дневный срок. На судебном заседании должны присутствовать как истец, так и ответчик. Если суд поддерживает контрактника, тот восстанавливается в должности с даты принятия соответствующего постановления.

Наиболее часто обжалуются дела:

  • беременных контрактниц;
  • не обеспеченных жильем военнослужащих;
  • без получения согласия военного;
  • без расчета причитающихся выплат;
  • без материального обеспечения.
  • Единовременное пособие при увольнении военнослужащих

Размер единовременной выплаты при уходе со службы контрактника не зависит ни от класса, ни от звания, ни от категории военнослужащего. Имеет значение лишь основания, по которым он оставляет службу, и как долго она проходила.

При увольнении контрактникам положены единоразовые выплаты в следующих размерах:

  • 5 окладов – находившимся на службе меньше 10 лет;
  • 10 окладов – находившимся на службе от 10 до 15 лет;
  • 15 окладов – находившимся на службе от 15 до 20 лет;
  • 20 окладов – отслужившим больше 20-летнего срока.

На такие денежные пособия смогут рассчитывать кадровые военные, оставившие службу по следующим основаниям:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • установление военными врачами негодности (или ограниченной годности) к службе;
  • несоблюдение условий действующего контракта военным ведомством;
  • ОШМ (то есть, организационно-штатные мероприятия);
  • избрание депутатом в законодательные органы;
  • состоявшееся назначение на исполнительный пост.

Независимо от причины, по которым военнослужащий решил расторгнуть контракт, увольнение с военной службы должно быть осуществлено с учетом норм, предусмотренных на законодательном уровне. В противоположном случае прекращение сотрудничества будет признано незаконным, что может привести к привлечению к ответственности, как одной, так и сразу нескольких сторон, между которыми был заключен контракт.

Основания для увольнения

В соответствии с нормами действующего законодательства, каждый гражданин, который несет службу на контрактной основе, может быть уволен в запас, что предполагает возможность мобилизации, или отправлен в отставку. Во втором случае гражданина бывшего военнослужащего не смогут призвать для несения службы, даже в случае начала боевых действий на территории страны.

Существует множество причин, по которым гражданин может оставить военную службу. Среди наиболее распространенных стоит выделить увольнение:

  • по окончанию контракта. В данной ситуации, если ни одна из сторон не выразила желание в заключении нового договора, то в связи с истечением срока действия контракта военнослужащий увольняется из рядов российской армии;
  • по состоянию здоровья. Если у военнослужащего ухудшилось общее состояние, то он может быть признан негодным для дальнейшего несения военной службы и исполнения своих обязательств. В такой ситуации гражданина должны направить на прохождение полного медицинского обследования, по результатам которого специальная военная комиссия выносит окончательное решение. Если ВВК признает военнослужащего неспособным и дальше осуществлять свою деятельность, а в воинской части не нашлось должностей, которые бы подошли военнослужащему, то с ним расторгается ранее заключенный контракт, а сам человек направляется в отставку;
  • по предельному возрасту. Гражданин может выполнять свои должностные обязательства в роли военнослужащего до определенного возраста, после которого он подлежит увольнению. Срок выхода на пенсию (в отставку) может изменяться в зависимости от звания военнослужащего;

Важно знать! На законодательном уровне предусмотрена возможность продления действия контракта после достижения гражданином предельного возраста. Данное мероприятие возможно только с согласия самого военнослужащего и при одобрении вышестоящего руководства.

  • по ОШМ. Для увольнения военнослужащего поданному основанию должна проводиться процедура сокращения должностей. В такой ситуации гражданину, чья должность попала под сокращения, должна быть предложена другая вакансия, которая полностью соответствовала бы его квалификации и имеющимся навыкам. При этом, перевод может быть осуществлен с согласия военнослужащего, как на выше, так и нижестоящую должность. Если гражданин отказался от перевода или в воинской части не оказалось подходящих должностей, то с ним должен быть расторгнут контракт.

Важно знать! С случае увольнения по ОШМ военнослужащий имеет право по собственной инициативе оставаться в распоряжении командира в течение полугода, при этом, не занимая никакую должность.

Полный перечень причин, по которым может быть расторгнут контракт с военнослужащим, представлен в ФЗ №117. Стоит учесть, что каждая из причин для увольнения должна иметь документальное подтверждение, например, если человек увольняется по состоянию здоровья, то к рапорту об увольнении должно быть приложено медицинское заключение.

Процедура увольнения

Указ Президента №1237 содержит несколько глав, которые полностью посвящены порядку увольнения военнослужащих из рядов российской армии. Данный документ предполагает несколько способов прекращения сотрудничества с гражданином:

  • отправка в запас;
  • увольнение в отставку;
  • перевод на срочную службу. Данный вариант возможет только в случае, если гражданин находится в призывном возрасте. В противоположной ситуации такие действия признаются незаконными.

Процедура расторжения контракта является стандартной и может незначительно изменяться в зависимости от того, кто является инициатором для прекращения сотрудничества. В целом процедура подразумевает последовательность следующих действий:

  • возникновение причины, в связи с которой военнослужащий может быть исключен из рядов российской армии;
  • подготовка и сбор необходимых документ, которые смогут подтвердить правдивость данного основания. Например, если человек увольняется по состоянию здоровья, то его в обязательном порядке направляют на прохождение ВВК;
  • подача военнослужащий рапорта о желании прервать действие контракта;

  • специальная беседа с вышестоящим руководством, которая является обязательной для всех армейцев;
  • созыв аттестационной комиссии. После проведения небольшого расследования и изучения необходимой документации члены комиссии выносят соответствующее заключение. При этом, окончательное решение об увольнении военнослужащего остается за командиром;
  • предоставление военнослужащему уведомления об отказе в увольнении или приказа о прекращении сотрудничества;
  • проведение окончательного расчета с гражданином с последующим исключением его из личного состава воинской части. При этом сумма выплат и дальнейшие льготы, на которые может претендовать человек, зависят от выслуги лет, имеющихся наград и причин, по которым произошло аннулирование контакта.

Важно знать! Увольнение военнослужащего считается полностью состоявшимся только после того, как он будет полностью исключен из списков личного состава части.

На законодательном уровне предусмотрено множество причин, по которым с военнослужащим может быть расторгнут контракт. При проведении увольнения каждая из сторон должна следить за правильностью проведения процедуры. В противоположном случае она может быть признана недействительной. Если военнослужащий считает, что его уволили незаконно, то он может подать заявление в судебную инстанцию для защиты своих прав. По решению суда гражданина могут восстановить в должности с последующим предоставлением компенсации.

Увольнение лиц, находящихся на военной службе, имеет свои специфические особенности. Связано это с тем, что военный – государственное должностное лицо, правила трудовых отношений с которым, помимо гражданского права, регулируются дополнительными законодательными актами, нормами и уставами. При этом порядок увольнения с военной службы зависит от основания прекращения договорных отношений.

Особенности прекращения договора

Досрочное расторжение договора возможно в следующих случаях:

  • при ухудшении здоровья служащего;
  • при кадровых перестановках в военной части;
  • при веских основаниях для прекращения военной службы.

Уволиться можно и по другим причинам, но в этом случае будут утрачены льготы, на которые служащий получил право за годы службы.

В случае ограниченной годности к службе до окончания выслуги лет увольнение военнослужащего происходит в запас. При признании негодным к службе или достижении установленного возраста оформляется уход в отставку.

Составление рапорта

Перед увольнением и передать его начальству.

Процедура рассмотрения рапорта производится в следующем порядке:

  • командир направляет рапорт в аттестационную комиссию;
  • комиссия осуществляет прием военнослужащего, изучает причины увольнения и в случае их обоснованности выдает заключение о том, что прекращение трудовых отношений допустимо;
  • составляется протокол решения комиссии, результат доносится служащему;
  • командующий утверждает приказ об увольнении.

Если же в отношении служащего было принято отрицательное решение, то он имеет право подать жалобу. В этом случае рекомендуется обратиться к юристу.

Рапорт должен содержать следующие сведения:

  • прошение об увольнении;
  • личные данные: ФИО, воинское звание, должность;
  • основания для прекращения службы со ссылкой на соответствующие положения законодательства и подтверждающие документы;
  • данные о комиссариате, в котором служит человек, с указанием даты начала службы;
  • полное количество лет выслуги;
  • наличие предоставленного государством жилья по месту службы;
  • требование обеспечить довольствие.

Причины прекращения договора

Существует множество причин, на основании которых может быть поставлен вопрос о расторжении трудовых отношений с военнослужащим. Рассмотрим основные из них.

По собственному желанию

Увольнение военнослужащего досрочно возможно на основании уважительных причин, перечень которых предусмотрен пунктом 6 статьи 51 Федерального закона. К ним относятся следующие случаи:

  • проживание семьи военнослужащего за рубежом;
  • недостаточный размер жалованья для обеспечения семьи (с учетом прожиточного минимума);
  • наличие ребенка и уклонение второго родителя от обязательств по его воспитанию и содержанию;
  • ухудшение здоровья женщины-военнослужащего в связи с беременностью;
  • тяжелая болезнь близкого родственника, требующая за ним ухода;
  • отсутствие возможности применить на службе имеющееся высшее образование.

Расторжение контракта при вышеперечисленных случаях осуществляется решением командира после предъявления рапорта в письменной форме.

В связи с состоянием здоровья

Военнослужащий может также прекратить службу в случае ухудшения состояния здоровья при условии получения соответствующего медицинского заключения. Чтобы его получить, необходимо пройти медицинскую комиссию.

Рапорт командиру можно подавать до получения заключения врачебной комиссии. После рассмотрения рапорта военнослужащий вызывается на совещание в командирскую часть. Протокол совещания остается в личном деле подающего на увольнение.

На основании результатов медосвидетельствования утверждается приказ на увольнение.

Основания для увольнения военнослужащего по контракту такие же, как и у госслужащих.

Постановлением N123 от 25.02.03 утвержден перечень болезней, которые могут стать причиной для прекращения военной службы. Среди них:

  • раковые заболевания;
  • туберкулез;
  • заболевания крови;
  • сифилис;
  • психические нарушения и пр.

При нарушении условий контракта

В случае несоблюдения требований договора военные могут быть уволены досрочно. При этом нарушение должно быть признано существенным и неоднократным. В расчет принимаются дисциплинарные нарушения, возбужденные в отношении лица уголовные и административные дела. Требования по дисциплине регламентируются Дисциплинарным уставом ВС РФ (Прил. 7). Для увольнения достаточно повторения проступков более двух раз, при этом необходимо учесть, что по закону военные не привлекаются повторно за одинаковые нарушения.

Но даже при систематическом несоблюдении дисциплины или совершении нескольких проступков нарушитель не может быть уволен лишь на основании решения командира части, так как перед этим должна быть инициирована аттестация служащего, которая должна вынести вердикт о профпригодности человека.

Если аттестация не проводилась, а военнослужащий был уволен, то при подаче заявления в суд он может добиться отмены приказа об увольнении.

В связи с предельным возрастом

Полное право на увольнение получает служащий, достигший предельного значения возраста для своего звания либо завершивший службу в связи со сроком ее истечения.

При желании продолжить военную службу должен быть заключен новый контракт. Возможность продолжения службы рассматривается уполномоченным лицом. Максимальный срок договора – 10 лет, но при его истечении возраст служащего не должен превышать 65 лет.

Законом установлены следующие значения предельного возраста:

  • офицеры ниже полковника, капитана I ранга и женщины, проходящие военную службу, – 45 лет;
  • капитаны I ранга и полковники – 50 лет;
  • низший генеральский состав и вице-адмиралтейство – 55 лет;
  • высший генеральский состав, адмиралтейство и маршалы – 60 лет.

За полгода до достижения соответствующего возраста служащий может подать рапорт на заключение нового контракта. Решение о возможности дальше продолжать службу принимается соответствующими должностными лицами – в зависимости от звания человека (для высшего генеральского состава решение может быть принято президентом страны).

В связи с семейными обстоятельствами

Статьей 51 ФЗ N53 устанавливаются следующие уважительные причины, относящиеся к семейным:

  • проживание родственников с военнослужащими согласно медицинскому заключению невозможно в месте прохождения службы, а перевод в другую часть не может быть выполнен;
  • направление супруга, также являющегося военнослужащим, в другое место службы;
  • необходимость за родственником – несовершеннолетним, престарелым или инвалидом I-II группы при условии, что другие родственники его обеспечить не могут.

Действия при незаконном увольнении

При несогласии с причинами увольнения либо его процедурой военнослужащий может обжаловать приказ в срок до 3-х месяцев. Иск подается в военный суд. Длительность судебного процесса не должна превышать 10 дней. На слушании в обязательном порядке должны присутствовать истец и представитель военной части, к которой предъявляются обвинения. В случае признания судом незаконного увольнения истец будет восстановлен на службе и получит возмещение всех судебных издержек.

Наиболее часто встречающимися в судебной практике делами являются:

  • увольнение военнослужащего без его согласия до выслуги лет;
  • увольнение с выслугой свыше 10 лет при отсутствии обеспечения служащего жильем;
  • увольнение беременных военнослужащих.

Последствия расторжения контракта

При увольнении с военной службы гражданин вправе рассчитывать на установленные законом выплаты денежных средств и предоставление ряда льгот.

Вопросы представления жилья

Несмотря на то что законом устанавливаются обязательства государства по предоставлению служащему жилья, на практике это не всегда соблюдается. И при увольнении человека в запас квартира в выбранном месте проживания не выдается.

Исходя из судебной практики, если у служащего имеется жилплощадь по месту прохождения службы, но он хочет получить квартиру по месту постоянной регистрации, она не может быть предоставлена на основании требований об улучшении жилищных условий.

Военная ипотека после увольнения

Служащий при увольнении может продолжать пользоваться преимуществами военной ипотеки. Порядок льготного ипотечного кредитования и перечень имеющих на него право военных граждан устанавливается Федеральным законодательством, в соответствии с которым ипотеку могут получить граждане, отслужившие больше 20 лет либо уволившиеся на основании уважительных причин после непрерывной службы в течение 10 лет и более.

При увольнении без уважительной причины часть внесенных по ипотечным взносам денег (по льготной ставке) подлежит к возврату государству. Вернуть денежные средства нужно будет не позднее последующих 10 лет. Дальнейшие выплаты по ипотеке придется производить в соответствии с учетной ставкой ЦБ РФ. При невозврате денег через 10 лет они будут взысканы через суд.

В процессе прохождения службы на специальном накопительном счете производится начисление средств на приобретение жилья военнослужащими. Право ими пользоваться имеют:

  • военные, служившие 20 и более лет;
  • уволенные по достижению предельного возраста;
  • прекратившие трудовые отношения по семейным обстоятельствам;
  • родственники погибшего военнослужащего при несении им службы.

Процедура получения денег с такого счета следующая:

  • подписание приказа об увольнении;
  • подготовка рапорта о перечислении средств со специального счета;
  • передача сведений о военнослужащем в военное управление, а далее – в Росвоенипотеку;
  • перечисление денег на лицевой счет служащего (в течение 30 дней).

При увольнении после 20-летней службы полученные денежные средства можно использовать на свое усмотрение.

Но при желании приобрести недвижимость, в случае нехватки части суммы для совершения сделки, доплату придется осуществлять из собственных источников.

Законом также устанавливаются отдельные случаи, когда можно не только получить деньги с целевого счета, но и рассчитывать на дополнительную материальную помощь при приобретении жилья, при этом гражданин не должен иметь другую жилплощадь и быть участником договора соцнайма.

Денежное довольствие и выплаты после прекращения службы

Согласно Федеральному закону, устанавливающему денежное довольствие и прочие выплаты, уходящий в отставку вправе рассчитывать:

  • после 10-летней службы – на разовое пособие в сумме 5 окладов;
  • при службе в течение 10-15 лет – 10 окладов;
  • при продолжительности службы 15-20 лет – 15 окладов;
  • в случае более чем 20-летней службы – 20 окладов;
  • при наличии заслуг перед отечеством – на единовременную премию в установленном размере;
  • в случае отсутствия возможности продолжать трудовую деятельность по состоянию здоровья – на разовую материальную помощь в размере 1 оклада;
  • при службе на протяжении 20 лет или более и неиспользовании обмундирования в течение последнего года службы – на компенсацию в соответствии с Постановлением N390 от 22.06.06;
  • по завершении службы по контракту – на разовое пособие в диапазоне 2-7 окладов.

Единовременное пособие выплачивается при условии непрерывного стажа.

Кроме того, увольняемый должен получить все положенные компенсации за неиспользованные отпуска и переработки при дежурстве.

При прекращении договора по предельному возрасту или в связи с ухудшением здоровья гражданину полагается пенсия.

Льготы при последующем трудоустройстве и обучении

Помимо того, что военная служба учитывается как трудовой стаж, уволившиеся военнослужащие имеют следующие дополнительные права при дальнейшем трудоустройстве и обучении:

  • право не позднее 3-х месяцев вернуться на предприятие, где гражданин работал до поступления на службу с назначением на должность не ниже занимаемой в момент призыва;
  • право на получение работы при обращении в центр занятости в течение месяца;
  • право на бесплатное профессиональное образование.

Процедура увольнения со срочной службы

Призывники завершают службу по двум основаниям: окончание установленного срока службы и досрочное завершение по состоянию здоровья.

В первом случае служащие увольняются при демобилизации на основании приказа командира (с дальнейшей постановкой на учет в местном комиссариате).

При установлении непригодности врачебной комиссией досрочное окончание службы документируется в военном билете с указанием причин и номера соответствующего приказа.

Увольнение досрочно может быть произведено и по личным причинам, которые рассматриваются отдельной комиссией в соответствии с перечнем допустимых уважительных обстоятельств, установленных законом.

Основные законы и указы

При прекращении трудовых отношений, связанных с военной службой, следует руководствоваться:

  • ФЗ N53 от 28.03.98, регламентирующим воинскую обязанность и прохождение военной службы;
  • ФЗ N76 от 27.05.98, утверждающим статус военнослужащего и льготы, положенные при увольнении;
  • ФЗ N306 от 07.11.11, в котором прописываются выплаты в случае увольнения;
  • Указом N1237 от 16.09.99, устанавливающим право военнослужащего выбирать основание для увольнения;
  • Указом N861 от 09.07.07, регулирующим право оформления военной ипотеки.

Перед тем как уволиться с военной службы по какой-либо причине, рекомендуется ознакомиться со всеми вышеперечисленными положениями законодательства, а также нормами, устанавливающими порядок действий при том или ином основании прерывания трудовых отношений. Но лучше всего воспользоваться помощью специалиста, разбирающегося в военном праве, особенно когда речь идет о льготах, положенных военнослужащему при досрочном прекращении договора.