Методические рекомендации по осуществлению органами местного самоуправления переданных на исполнение государственных полномочий. Особенности наделения органов местного самоуправления в российской федерации отдельными государственными полномочиями

Кузнецов С.П.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕДАЧИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье анализируется правовое регулирование передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям, выявляются проблемы, возникающие при этом в отдельных регионах России, а также делаются выводы (в частности, что в этой сфере отсутствуют четкие, единые, последовательные правовые подходы), расширяется объем полномочий органов местного самоуправления.

Ключевые слова: вопросы местного значения, предметы ведения, государственные полномочия, органы местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. При этом под вопросами местного значения понимается особая категория компетенций, отделенных от государственных (принцип «выделенной компетенции» местного самоуправления). Органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, а органы местного самоуправления обязаны самостоятельно и непосредственно реализовывать (без права передачи государственным органам) закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Таким образом, отечественная конституционная модель местного самоуправления построена на основе отграничения сфер ведения государства и местного самоуправления как отдельных видов публичной власти, причем отграничения не инструментального, а сущностного (предметного). Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон 2003 г.) городским округам и муниципальным районам

могут передаваться отдельные государственные полномочия, органам местного самоуправления городских и сельских поселений такие полномочия передаваться не могут. Данные полномочия, соответственно, выходят за рамки решения вопросов местного значения и являются дополнительными функциями, по своей природе не относящимися к сфере ведения местного самоуправления. Следовательно, передача государственных полномочий должна быть такой, чтобы не происходило подмены государственной власти местным самоуправлением и искажения природы самого местного самоуправления. Это означает, что она должна носить весьма ограниченный характер - как в количественном (объем делегированных полномочий), так и в качественном (виды передаваемых полномочий) отношении. И в первую очередь важно определить, какие государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Справедливо, на наш взгляд, утверждение А.В. Мадьяровой о том, что законодательство практически не закрепляет прямо каких-либо основополагающих начал по определению допустимости передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Она предлагает некоторые общие правила из иных нормативных положений законодательства.

1. Недопустимость перераспределения предметов ведения в результате передачи части полномочий.

2. Недопустимость передачи полномочий законодательного органа.

3. Передача преимущественно исполнительно-распорядительных полномочий; передача нормотворческих функций допустима лишь в объеме, необходимом для определения отдельных аспектов порядка (механизма) реализации данных полномочий.

4. Законность или непротиворечие передачи полномочий законодательству - Конституции РФ и федеральным законам (по полномочиям РФ и субъектов РФ), Уставу и законам субъекта РФ (по полномочиям субъекта РФ)1.

С нашей точки зрения, такие правила действительно могут быть приемлемы при рассмотрении вопросов передачи государственных полномочий органам местного самоуправления.

Процедуре наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посвящена гл. 4 Закона от 2003 г. На основании ст. 19 данного Закона, отдельными государственными полномочиями являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом 2003 г. к вопросам местного значения.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В то же время, по мнению М.Ю. Дитятковского, передача полномочий может осуществляться и без принятия закона субъекта: «Под осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных пол-

номочий можно также понимать реализацию указанными органами закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями либо правомерное осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий без наличия закона о соответствующем наделении путем принятия правовых актов и исполнения иных государственно-властных действий»2.

Федеральный закон 2003 г. допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если это не противоречит федеральным законам.

Сроки наделения полномочиями могут быть неограниченны или иметь определенный срок действия.

Важным условием является финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Оно осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Часть 6 ст. 19 Федерального закона 2003 г. закрепляет положения, которые должен содержать закон субъекта о передаче отдельных государственных полномочий. Важное значение имеет поправка, внесенная в Закон от 2003 г. Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»3. В ней закреплены права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом. В то же время права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, должны быть аналогичны правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что данная поправка упорядочивает передачу полномочий между уровнями власти, вводит единообразие в систему законодательства.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - это один из видов взаимодействия уровней власти. В нашем случае это взаимодействие между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Как справедливо считает В.Г. Карташова, взаимодействие понимается как активная, согласованная деятельность двух и более субъектов право-

отношения, выражающаяся в принятии решений и совершении действий, направленных на достижение единой цели4. В анализируемом случае субъектами правоотношений выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возникают эти правоотношения в результате принятия федеральных законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления или законов субъектов Российской Федерации. Правотворческая инициатива при этом принадлежит органам государственной власти Российской Федерации или органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По объему передаваемых полномочий, считает А.В. Мадьярова, может быть передано две трети5 государственных полномочий. Гипотетически такой объем полномочий может быть передан, но для правовой практики, с нашей точки зрения, это слишком большой объем передаваемых полномочий.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе органами государственной власти муниципальным районам и городским округам округа переданы следующие полномочия: по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по регистрации актов гражданского состояния; по обеспечению прав детей-инвалидов, по социальной поддержке семей, имеющих детей; по обеспечению детей-сирот; по поддержке сельских педагогов; по оплате жилья и коммунальных услуг; по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан; по компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях; по опеке и попечительству; по выплатам медицинскому персоналу; по созданию административных комиссий; по информационному обеспечению образовательных учреждений в сети Интернет; по обороту этилового спирта; по архивным документам, относящимся к государственной собственности; по социально-экономическому развитию коренных народов; по поддержке сельскохозяйственного производства.

Аналогично действует институт передачи отдельных государственных полномочий во Франции, Италии, Испании, Бельгии. В США, например, передают органам местного самоуправления отдельные полномочия в сферах регистрации актов гражданского состояния; охраны труда; лицензирования отдельных видов деятельности; ведения учета малообеспеченных граждан; землепользования; охраны здоровья населения, охраны окружающей среды и некоторых других6.

По состоянию на 01.01.2011 в ХМАО за муниципальными образованиями закреплено для реализации 16 государственных полномочий; во Владимирской, Новгородской областях - 13, в Красноярском крае - 21 полномочие. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»7 государственных полномочий, осуществляемых за счет бюджета субъекта РФ, закреплено более 63. Следовательно, в ХМАО передано государственных полномочий лишь около 25%, во Владимирской, Новгородской областях около 20%, в Красноярском крае - 33%.

Осуществление государственных полномочий происходит под довольно жестким административным контролем государственных органов, а значит, органы местного самоуправления при реализации значительной части своей компетенции могут быть поставлены в прямое подчинение государственной власти, что сводит на нет конституционный принцип организационной обособленности местного самоуправления от государственной власти и в целом конституционную модель соотношения и взаимоотношений между этими уровнями публичной власти. Органы местного самоуправления фактически превращаются «по совместительству» в территориальные подразделения органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, какого-либо единого принципа, на основе которого одни полномочия разрешаются к передаче, а другие запрещаются, не прослеживается. Например, установлены запреты на передачу полномочия по организации специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, и в то же время разрешена передача полномочия по организации специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических и т.п. учреждениях. Разрешена и передача полномочий по организации межмуниципального транспортного обслуживания населения, в том числе железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом -трудно представить, как данные виды сообщения, в силу самой их специфики, могут быть эффективно реализованы силами муниципальных образований.

Как было отмечено выше, к государственным полномочиям относятся полномочия, не включенные в перечень вопросов местного значения в Федеральном законе 2003 г. Данный закон определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В первой редакции Закона за поселениями было закреплено 22 вопроса, за муниципальными районами - 20, за городскими округами - 27. Далее поправками к Федеральному закону 2003 г. перечень вопросов местного значения расширялся. В настоящее время (редакция от 08.11.2007) городские и сельские поселения должны обеспечивать решение 35 вопросов местного значения, муниципальные районы - 31, городские округа - 41. Можно сделать вывод, что объем полномочий органов местного самоуправления значительно расширился. Такую же тенденцию отмечает В.С. Мокрый: «.. .приходится констатировать, что законодатель сегодня все чаще и чаще идет не путем передачи государственных полномочий на местный уровень, а путем расширения собственных полномочий органов местного самоуправления.»8.

При осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль их исполнения. При этом признанное в судебном порядке несоответствие федераль-

ных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 Федерального закона от 2003 г., является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Передаваемые государственные полномочия должны быть в полной мере профинансированы из соответствующего бюджета в форме субвенции в бюджет муниципального образования. По этому поводу возник прецедент в Республике Северная Осетия - Алания. В частности, прокурор Республики Северная Осетия - Алания обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 4 ст. 3 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 14 января 2003 г. «Об административных комиссиях муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания», предусматривающего, что материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется муниципальными образованиями. В обоснование заявленного требования он ссылался на то, что в случае передачи муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий им должны передаваться и необходимые материальные и финансовые средства. По мнению прокурора, материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий должно осуществляться за счет средств федерального или республиканского бюджета, а не бюджета муниципального образования.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 декабря 2003 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационном представлении прокурора ставился вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее. Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что административные комиссии являются органами местного самоуправления и поэтому материально-техническое обеспечение их деятельности должно осуществляться за счет местного бюджета. Однако такой вывод не соответствует Закону.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, полномочия, связанные с созданием административных комиссий, являются государственными полномочиями.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 24 марта 2004 г. № 22-Г04-1 решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 декабря 2003 г. отменила и приняла новое решение, которым заявление прокурора удовлетворила и признала п. 4 ст. 3

Закона Республики Северная Осетия - Алания от 14 января 2003 г. «Об административных комиссиях муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания» противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу9.

В целях обеспечения выполнения переданных государственных полномочий органы государственной власти осуществляют соответствующий контроль, для чего органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Представленный краткий анализ норм законодательства по вопросу о перечне государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, показывает, что в этой сфере отсутствуют четкие, единые, последовательные правовые подходы. Установление запретов или разрешений на передачу тех или иных государственных полномочий подчас носит произвольный, субъективный характер, что подчеркивается пересмотром этих правил вне зависимости от изменения каких-либо объективных факторов. Общие принципы и критерии оценки допустимости передачи государственных полномочий на местный уровень не проработаны и не зафиксированы должным образом. С нашей точки зрения, решение данной задачи неразрывно связано с продолжающейся реформой, направленной на четкое разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной власти всех уровней. Разграничение полномочий не будет иметь смысла, если при этом сохранится возможность свободного, не обусловленного объективными причинами перераспределения функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2004 г. - № 10.

2. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право, 2008. - № 2.

3. Собрание законодательства РФ, 2007. - № 43. - Ст. 5084.

4. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 19.

5. Ковалева Т.К. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления: американская модель // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 11.

6. Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 2.

7. Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. -2010. - № 12.

8. Собрание законодательства РФ, 1999. - № 42. - Ст. 5005.

ПРИМЕЧАНИЯ

Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 2. - С. 27-28.

Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право, 2008. - № 2. - С. 30.

Собрание законодательства РФ, 2007. - № 43. - Ст. 5084.

Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 19. - С. 34.

Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 2. - С. 30.

Ковалева Т.К. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления: американская модель // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 11. - С. 74.

Собрание законодательства РФ, 1999. - № 42. - Ст. 5005.

Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. -2010. - № 12. - С. 43.

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2004 г. - № 10.

- часть государственных (т.е. находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов РФ) прав и обязанностей, к-рыми в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения.

Выполнение муниципальными образованиями отд. государственных полномочий является отражением взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Подобное взаимодействие очень важно и государственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой-демократизирует процесс осуществления государственных функций.


Передача государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется только в отношении нек-рых государственных полномочий, а потому имеет свои пределы, ограниченные той ролью, к-рую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.


По своему содержанию государственные полномочия , передаваемые органам местного самоуправления подразделяются на след. группы: полномочия, связанные с реализацией государственных социальных стандартов в части образования, медицинского обслуживания, получения бесплатной медицинской помощи и т.п.; полномочия, обусловленные гос. регистрацией вновь организуемых и преобразуемых предприятий, общественных объединений и т.п.; лицензированием отд. видов дея тельности; осуществлением нотариальных действий и т.д.; полномочия в области осуществления государственного контроля и учета использования земли и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды; полномочия по участию муниципальных образовваний в организации гражданской обороны и деятельности местных органов Министерства обороны РФ (деятельность военных комиссариатов, учетно-призывная работа, военно-мобилизационные мероприятия и др.; полномочия по участию в государственном контроле за соблюдением законодательства на подведомственной территории; некоторые др. полномочия.


Наделение органов местного самоуправления отд. государственными полномочиями может осуществлять ся либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям.


Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна производиться лишь при обязательном соблюдении 3-х условий ; а) передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием Российской Федерации, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ; б) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий; в) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, к-рые призвано защищать это вмешательство.

  • Поиск в тексте

    Действующий

    Название документа:
    Номер документа: 50
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 14 июля 2004
    Дата начала действия: 15 августа 2004
    Дата редакции: 20 сентября 2017

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)

    ГОРОДА МОСКВЫ

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских
    муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями
    города Москвы (государственными полномочиями)


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 30.09.2008) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года);
    (Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 29.06.2012);
    Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
    Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.02.2016);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 03.10.2017).
    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    На основании Закона города Москвы от 28 сентября 2005 года N 47 действие части 5 статьи 7 настоящего Закона приостановлено.
    ____________________________________________________________________


    Настоящий Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), порядок их реализации, осуществления государственного контроля за их реализацией, а также порядок отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (далее - отдельные государственные полномочия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , законами города Москвы.

    Статья 2. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами города Москвы.

    2. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по предметам ведения города Москвы, по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы - субъекта Российской Федерации.

    3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется одновременно с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

    4. Органы местного самоуправления обязаны реализовывать отдельные государственные полномочия, которыми они наделяются в установленном настоящим Законом порядке.

    5. Реализация органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти города Москвы.

    6. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления одного, нескольких или всех внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Глава 2. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Статья 3. Внесение законопроекта о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. С инициативой наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вправе выступать субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе.

    2. Проекты законов города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вносятся в Московскую городскую Думу в порядке, установленном законом города Москвы.

    3. В пояснительной записке к проекту закона города Москвы приводится обоснование необходимости (целесообразности) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и оценка возможности реализации ими указанных полномочий.

    4. К проекту закона города Москвы прилагается финансово-экономическое обоснование, содержащее расчеты материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для реализации органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий.

    5. Обязательным условием рассмотрения Московской городской Думой проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является наличие заключения Мэра Москвы.

    6. В случае непредставления Мэром Москвы заключения в тридцатидневный срок со дня получения им проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Московская городская Дума вправе приступить к его рассмотрению в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы .

    7. Проект закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями направляется на рассмотрение в представительные органы внутригородских муниципальных образований в городе Москве (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Статья 4. Срок, на который органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями

    1. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на определенный срок или на неограниченный срок.

    2. Законом города Москвы может быть изменен срок, на который органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями.

    Статья 5. Содержание закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен содержать:

    1) полное определение соответствующих государственных полномочий;

    2) наименования внутригородских муниципальных образований в городе Москве, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями;

    3) срок, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

    4) перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий;

    5) нормативы по штатам административно-управленческого и технического персонала, необходимым для реализации отдельных государственных полномочий;

    6) нормативы или способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Москвы для осуществления отдельных государственных полномочий;

    7) порядок передачи органам местного самоуправления необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

    8) порядок отчетности органов местного самоуправления по реализации ими отдельных государственных полномочий;

    9) порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены на определенный срок, порядок и сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и финансовых средств;

    10) перечень органов государственной власти города Москвы, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также контролирующих органов города Москвы;

    11) порядок контроля уполномоченными органами государственной власти города Москвы за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе целевого использования материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации этих полномочий;

    12) нормы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации отдельных государственных полномочий;

    13) другие положения, необходимые для регулирования вопросов передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их реализации.

    Глава 3. Порядок передачи материальных ресурсов и финансовых средств органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий

    Статья 6. Порядок передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Передача органам местного самоуправления материальных средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

    2. Материальные ресурсы безвозмездно передаются органам местного самоуправления в пользование и (или) управление на срок осуществления ими отдельных государственных полномочий.

    Статья 7. Порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Передача органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы.

    2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета города Москвы.

    3. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    4. Пункт утратил силу с 19 февраля 2016 года - Закон города Москвы от 27 января 2016 года N 2 ..

    5. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, если закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями принят не позднее чем за три месяца до внесения в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

    Глава 4. Порядок реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    Статья 8. Правовые основы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы, уставом муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    2. Порядок реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может устанавливаться правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Законом и иными законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    3. Часть утратила силу с 1 июля 2012 года - Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 ..

    4. По вопросам осуществления переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, изданные в пределах их компетенции.

    5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять собственный контроль за реализацией переданных отдельных государственных полномочий и оказывать содействие в осуществлении государственного контроля за их реализацией органам государственной власти города Москвы. При невозможности надлежащей реализации переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих исполнению отдельных государственных полномочий, и своевременно известить органы государственной власти города Москвы о сложившемся положении.

    Статья 9. Порядок использования органами местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные ресурсы и финансовые средства, предназначенные для реализации переданных отдельных государственных полномочий, не по целевому назначению.

    2. Часть исключена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 ..

    3. Финансовые средства, предназначенные для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указываются отдельными строками в доходной и расходной частях бюджета соответствующего муниципального образования в соответствии с бюджетной классификацией.

    4. В случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на исполнение отдельных государственных полномочий по сравнению с ранее принятыми нормативами органы местного самоуправления вправе направить обоснованные предложения Правительству Москвы о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт города Москвы в части уточнения соответствующего норматива.

    5. Органы местного самоуправления или выборные должностные лица местного самоуправления представляют уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы ежегодный отчет о фактическом использовании материальных ресурсов и финансовых средств в порядке и сроки, установленные законом города Москвы.

    6. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета города Москвы в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

    6.1. В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход бюджета города Москвы, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета города Москвы в порядке, установленном финансовым органом города Москвы соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
    (Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

    6.2. Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; утратила силу с 19 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 ..

    6.3. Остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством города Москвы.
    (Часть дополнительно включена с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36)

    7. Субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет города Москвы (часть дополнительно включена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

    Статья 10. Содействие органов государственной власти органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий

    Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица содействуют органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий посредством:

    1) координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований между собой, а также с органами государственной власти города Москвы;

    2) изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления по реализации переданных отдельных государственных полномочий;

    3) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    4) осуществления мер по подготовке кадров муниципальных служащих и повышению их квалификации;

    5) предоставления органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления по их запросам необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материалов и документов;

    6) оказания содействия в обеспечении занятости и социальных гарантий муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Статья 11. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Завершение реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется по истечении срока, на который они были наделены соответствующими отдельными государственными полномочиями, либо в результате их отзыва.

    2. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий устанавливается законом города Москвы, в котором определяются сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и перечисления в бюджет города Москвы неиспользованных финансовых средств.

    3. Органы местного самоуправления при содействии органов государственной власти обеспечивают трудоустройство и социальные гарантии муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Статья 12. Порядок возврата материальных ресурсов и финансовых средств при завершении реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    При завершении реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления в установленные законом города Москвы сроки возвращают по актам установленной формы неиспользованные материальные ресурсы и перечисляют в бюджет города Москвы неиспользованные финансовые средства, переданные им для реализации указанных полномочий.

    Статья 13. Отзыв отдельных государственных полномочий у органов местного самоуправления

    1. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны в случаях:

    1) неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, факт которого подтвержден по результатам проверки, проведенной уполномоченными органами;

    2) невозможности осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные и природные бедствия, общественные беспорядки, боевые действия в условиях чрезвычайного положения, военного положения или проведения контртеррористической операции);

    3) перераспределения полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления.

    2. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны у органов местного самоуправления одного, нескольких или всех муниципальных образований.

    3. Отзыв отдельных государственных полномочий осуществляется по инициативе Мэра Москвы или Совета муниципальных образований города Москвы законом города Москвы. В законе города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий указываются муниципальные образования, у органов местного самоуправления которых отзываются переданные им отдельные государственные полномочия, и перечень причин отзыва отдельных государственных полномочий по каждому муниципальному образованию соответственно. Законопроект об отзыве отдельных государственных полномочий рассматривается Московской городской Думой в первоочередном порядке.

    4. В случае если факты неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления по их вине отдельных государственных полномочий будут подтверждены решением суда, органы местного самоуправления обязаны в соответствии с федеральным законодательством возместить материальные и финансовые потери органам государственной власти города Москвы, юридическим и физическим лицам.

    5. В целях защиты законных прав и интересов населения муниципального образования Мэр Москвы вправе с момента внесения в Московскую городскую Думу законопроекта об отзыве отдельных государственных полномочий и до вступления закона города Москвы в силу поручить временное осуществление указанных полномочий Правительству Москвы либо соответствующему органу исполнительной власти города Москвы.

    6. Вступление в силу закона города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий влечет за собой прекращение передачи финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Глава 5. Государственный контроль за реализацией органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

    Статья 14. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти города Москвы, определенные законом города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также контролирующие органы города Москвы.

    2. Органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в следующих формах:

    1) проведения комплексных проверок и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

    2) ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

    3) заслушивания информации, отчетов должностных лиц местного самоуправления о ходе реализации отдельных государственных полномочий;

    4) назначения уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией переданных государственных полномочий;

    5) запроса от органов местного самоуправления объяснений и необходимых сведений о реализации ими отдельных государственных полномочий;

    6) выдачи предписаний руководителям органов местного самоуправления об устранении выявленных нарушений. Руководители органов местного самоуправления обязаны в месячный срок или в срок, установленный в предписании, принять меры по устранению нарушений и о результатах сообщить в орган исполнительной власти города Москвы, выдавший предписание;

    7) правовой экспертизы и анализа решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых по вопросам реализации отдельных государственных полномочий;

    8) анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий и внесения предложений в установленном законодательством порядке по совершенствованию деятельности указанных органов или по отзыву отдельных государственных полномочий.

    3. Споры и разногласия, возникающие между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в процессе реализации отдельных государственных полномочий, разрешаются посредством согласительных процедур путем создания согласительных комиссий или в судебном порядке.

    4. В состав согласительных комиссий включаются представители органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.

    Статья 15. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий.

    2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за реализацию отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами.

    3. При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления обязанностей по реализации переданных отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы вправе обратиться к главе муниципального образования, Председателю представительного органа муниципального образования, иным должностным лицам местного самоуправления с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45

    Статья 16. Ответственность органов государственной власти города Москвы и их должностных лиц

    Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица несут установленную законодательством ответственность за ненадлежащее обеспечение органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Глава 6. Заключительные положения

    Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

    Мэр Москвы
    Ю.М.Лужков

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)

    Название документа: О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)
    Номер документа: 50
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 04.08.04

    Ведомости Московской городской Думы, N 8, 24.08.2004

    Тверская, 13, N 114, 21.09.2004

    Дата принятия: 14 июля 2004
    Дата начала действия: 15 августа 2004
    Дата редакции: 20 сентября 2017

    В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

    На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае -государственным и требует отдельного финансирования.

    На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

    1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

    2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

    3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

    4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

    5) совершения нотариальных действий;

    6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

    7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

    8) медико-социальной экспертизы;

    9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

    10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

    11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов РФ и т.д.

    Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года.

    3.Административное право: предмет, метод, источники.

    Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

    Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

    Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

    Административно-правовое регулирование производится посредством:

    а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

    б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

    в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

    г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

    Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

    Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

  •