Порядок ликвидации снт пошаговая инструкция. Пошаговая инструкция ликвидации тсн, тсж, днт, снт Что происходит после ликвидации снт

Ликвидация СНТ полностью зависит от волеизъявления его участников. Учитывая, что ликвидация в данном случае будет иметь некие характерные черты, схожие с таким процессом, как ликвидация АО, допускается использование альтернативных методик прекращения работы учреждения.

Для того, чтобы иметь возможность контролировать все процессы, а также в кратчайшие сроки эффективно решать все вопросы, многие граждане решают создать некоммерческое учреждение, которое и будет заниматься всеми делами. В случае с владельцами дачных участков создается такое учреждение, как садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ ), которое осуществляет свою работу на основании согласованного со всеми членами кооператива устава.

В соответствии с законами, учреждение СНТ характеризуется полным контролем со стороны его активных участников. Тем не менее, нередко из-за разногласий с руководством структуры и прочих обстоятельств, возникает необходимость в таком процессе, как ликвидация садоводческого учреждения. Данный вопрос имеет массу особенностей, и отличается значительными хлопотами и сложностями, в отличии от такой операции, как ликвидация ИП, где все будет относительно быстро и просто.

Изначально учреждение СНТ подразумевает отсутствие действия коммерческого характера. По сути, СНТ выполняет роль посредника между владельцами дачных наделов и компаниями, предоставляющими им определенные услуги (поставка воды, электроэнергии и т.д.). При всем этом, такое учреждение вполне может иметь на своем балансе определенное имущество, в частности земельные владения, офисную технику и многое другое.

Если возникает необходимость в инициации такой процедуры, как ликвидация СНТ, то прежде всего стоит обратить внимание, что это довольно длительный процесс, имеющий свои характерные черты. В данном случае он будет иметь общие черты с такой операцией, как ликвидация ООО с долгами.

Как указано в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

  1. Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
  2. Достижение основных задач сообщества;
  3. Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
  4. Возникающие разногласия с руководством СНТ;
  5. Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ , даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Учреждение СНТ изначально предполагает отсутствие интересов коммерческого характера. Однако это не мешает руководству получать определенные финансовые вливания, которые представлены добровольными взносами учредителей. Дачное учреждение аккумулирует собранные средства и может направлять их как на модернизацию инфраструктуры (строительство новых дорог, замена коммуникаций и т.д.) так и на заработную плату членам правления.

Речь идет о реорганизации, в результате которой товарищество будет присоединено к другой аналогичной структуре, или произойдет слияние учреждений подобного образца. Если же данная возможность отклонена на собрании владельцев имущества в дачном поселении, и они планируют дать старт такому процессу, как полноценная ликвидация, то стоит привлечь на свою сторону адвокатов.

Говоря об имуществе, контроль над которым имеет садоводческое учреждение, то ликвидация передаст его в управление всех собственников земельных паев. Это означает, что оно может быть реализовано, а средства, полученные за него. Будут в равных долях распределены между собственниками.

Ликвидация СНТ сама по себе несет за собой определенные последствия. И потому, в случае ликвидации такой структуры, как садовое учреждение, стоит заранее спрогнозировать все положительные и отрицательные моменты данного дела.

Учреждение товарищества предусматривает, что оно будет выполнять функции буфера и заключать соглашения с поставщиками и прочими юридическими лицами. Ликвидация в данной ситуации приведет к автоматическому разрыву договоренностей.

Ликвидация садоводческого учреждения некоммерческого образца будет иметь следующие последствия:

  1. Всем владельцам земли придется самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими фирмами;
  2. Все обязательства, возложенные на СНТ и указанные в его уставе, прекратят свое существование;
  3. Создание СНТ предусматривает наличие имущественных ценностей, и потому, если ликвидация будет идти полным ходом, владельцам придется договариваться еще и с новым хозяином тех ресурсов, которыми владело общество;
  4. Учреждение дачного объединения также предусматривает, что в случае наличия долгов обязанность по их уплате может быть предложена участникам бывшего товарищества.

Как показывает практика, практически все СНТ, которые подлежат ликвидации, имеют финансовые проблемы. ФЗ указывает, что кредиторы не могут требовать с членов такого учреждения, как СНТ, уплаты задолженностей, однако вправе предложить им сделать это без принуждения. В противном случае общее имущество может быть пущено на торги, и тогда в деле появится новое действующее лицо, которое может все только осложнить.

В любом случае, добровольная ликвидация юридического лица, коим и является СНТ, будет проходить при полном и всеобъемлющем контроле со стороны его участников. Можно много говорить о целесообразности подобного решения, его положительных или негативных моментах, но все должны решить люди. Именно на них базируется учреждение и управление сообществом, и только в их праве решить, что с ним будет дальше.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Статья 41 66-ФЗ — Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

Как ликвидировать СНТ. Кто может быть инициатором. Что нужно учесть при ликвидации СНТ.

Инициаторами ликвидации СНТ может быть налоговый орган по месту нахождения товарищества или сами члены СНТ.

Ликвидация СНТ по решению налоговой инспекции.

Если инициатором ликвидации выступает налоговая инспекция, то скорее всего, товарищество уже несколько лет не сдает отчетность, не платит налоги, на письма и запросы не реагирует.

Правление товарищества может несколько лет исправно исполнять свои обязанности: продолжать собирать взносы, оплачивать электричество, косить траву на ЗОП, вывозить мусор и даже строить основные средства (дороги, заборы, электрические сети). И только на этапе внесения в ЕГРЮЛ сведений или обращении в банк узнает, что СНТ, как юридического лица уже давно нет.

Какие проблемы стоит ожидать простым садоводам в связи с ликвидацией товарищества, в том числе при ликвидации по инициативе налоговой инспекции.

  • Если право собственности у садоводов не оформлено, межевание не сделано, могут быть серьезные проблемы, так как нужно согласование и справки от СНТ, как смежного землепользователя. А СНТ – нет.
  • Если в товариществе есть неплательщики, то у ликвидированного СНТ нет ни единого шанса взыскать долги с членов (или индивидуалов) в судебном порядке. Нет СНТ – нет Истца и нарушенного права. В результате с каждым годом должников будет все больше, состояние инфраструктуры будет ухудшаться, в результате велика вероятность, что однажды электричество пропадет навсегда, а проехать к участкам станет невозможно.
  • Как отнесется ресурсоснабжающая организация, когда узнает, что СНТ больше нет? Нет юридического лица, в случае возникновения задолженности взыскать нет с кого. Как вариант – переход на прямые договора. Но процедура перехода занимает определённое время, да и как получить справки и согласование от собственника сети, если его уже нет.
  • Нет СНТ, значит у каждого собственника участка должен быть договор на вывоз мусора. В противном случае территория вокруг поселка превратится в свалку.
  • При ликвидации СНТ, вне зависимости от инициатора, садоводы теряют инструмент взаимодействия, который регулирует и контролирует взаимодействие и степень участия садоводов в процессе создания и содержания имущества общего пользования. Какими бы хорошими не были отношения между садоводами в СНТ, денежные вопросы в любом случае лучше решать, имея за спиной юридический рычаг. Чем больше товарищество, тем меньше шансов все финансовые вопросы решать миром и не доводить до суда.

Ликвидация СНТ регламентируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст.40-44), гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

Имущество ликвидируемого СНТ
Если, несмотря на все аспекты, перечисленные выше общее собрание членов пришло к выводу, что СНТ нужно ликвидировать, то к процедуре этой стоит подготовиться. Речь о имуществе общего пользования.

Электрические сети.
Договор на поставку электроэнергии в 90% СНТ заключен между ресурсоснабжающей компанией (Мосэнергосбыт в Московской области) и СНТ. Далее садоводы по индивидуальным приборам учета оплачивают электричество в СНТ. СНТ перечисляет эти денежные средства с ссылкой на договор СНТ в Мосэнергосбыт. Есть конечно случаи, когда садоводы или члены правления вносят платежи за электричество напрямую в Мосэнергосбыт (если расчетный счет у СНТ не открыт). Но и такие товарищества пойдут на риск, если не наладят процесс потребления электроэнергии между Мосэнергосбытом и собственниками участков напрямую, до ликвидации. Процесс компенсации потерь, отсутствие задолженности и ремонт сетей будет некому контролировать. Приведет это к отключению электричества всем садоводам за неуплату или к неремонтируемым поломкам. Поэтому, перед ликвидацией заключаем прямые договора на оплату электроэнергии. В идеале передаем сети электросетевой компании.

Земли общего пользования.
В идеале оформить участок под ЗОП на всех в долях, пропорционально площади земельных участков в собственности. Тут есть нюансы: будут проблемы с оформлением, так как нужно как минимум доверенность и письменное согласие каждого. Следующий момент, что со сменой собственника индивидуального участка, вносить соответствующие изменения в «свидетельство» (сведения в ЕГРН) на ЗОП никто не будет. Но, с вступлением в силу 217-ФЗ с 2019 года должен появиться регламент, регулирующий данные моменты.

Если предварительно с земельным участком общего пользования ничего не делать, то он станет «условно выморочным». Выморочный, потому, что собственника больше не будет, при этом юридически право на него никому не передано. Условно, потому что выморочным имущество может по суду признать Администрация по месту нахождения земли. Никто этим заниматься не будет.

Что касается негативных последствий, которых боятся все садоводы: вдруг его купит некто и поставит шлагбаумы, будет брать деньги за проезд к собственному участку. Такое действительно может быть, но не на законных основаниях. То есть до первого приезда полиции. В случае если некий собственник действительно появится и будет препятствовать доступу к земельным участкам садоводов, нужно будет обратиться в суд и оформить сервитут (право ограниченного пользования и проезда чужим земельным участком).

Иное имущество общего пользования.
Что касается дорог (как слоя дорожного покрытия, а не земельного участка), заборов, КПП, колодцев и прочего, то покупатели на них едва ли найдутся. Либо они станут «условно выморочными», либо, как вариант, попытаться продать за символическую плату забор собственникам крайних участков. Вырученные средств разделить между садоводами в равных долях, если что-то останется после погашения долгов перед ресурсоснабжающими и прочими организациями. В любом случае, без поддержания в рабочем состоянии очень скоро инфраструктура придет в упадок.

Порядок ликвидации СНТ по инициативе общего собрания членов СНТ.

Доликвидационные мероприятия проведены. Приступаем к самой процедуре ликвидации. Общие собрания проводим максимально ответственно. Так как решение о ликвидации затрагивает абсолютно всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества, уведомлены о предстоящем собрании (на котором планируется принимать данное решение) должны быть все, всеми законодательно предусмотренными способами с соблюдением сроков.

Условно процедуру ликвидации СНТ можно разделить на следующие этапы:

  1. Общее собрание членов СНТ принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию
  2. Налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
  3. Публикация данных в органах печати о ликвидации СНТ.
  4. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации СНТ.
  5. Утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса СНТ.
  6. В порядке очередности производится выплата средств кредиторам ликвидируемого СНТ.
  7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов СНТ.

Завершение ликвидации СНТ

Ликвидация СНТ считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ и сообщается о ликвидации в органах печати.

Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного СНТ передаются на хранение в государственный архив.

Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ст.28): при ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

ВНИМАНИЕ!

Если СНТ ликвидировано по решению ФНС, то шансы в судебном порядке восстановить СНТ, как юридическое лицо есть. Все зависит от того, вело ли фактически товарищество хозяйственную деятельность и чем это можно подтвердить.

Возможна ли ликвидация СНТ по инициативе его членов?

Подскажите, каким образом можно ликвидировать снт по инициативе членов? Необходимо ли 100% согласие членов СНТ?

Ответы юристов (3)

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения. Только при сосздании ликвидационной комиссии.

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 41. устанавливает лишь то, что процедура ликвидации СНТ должна быть определена на общем собрании участников СНТ. Это означает, что кворум на собрании и количество участников, которые принимают решения на собрании должны быть определены уставом СНТ. Кроме того, возможно, что уставом предусмотрен другой орган управления СНТ, который вправе принимать решение о его ликвидации.

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Добрый день, Елена.

Как указано в Федеральном законе от 15.4.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

1) Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
2) Достижение основных задач сообщества;
3) Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
4) Возникающие разногласия с руководством СНТ;
5) Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Также в нормативном документе оговорено, что такое учреждение, как СНТ может прекратить свое существование лишь в тех ситуациях, когда все его участники согласны с данным решением. Как правило, этот пункт и вызывает появление дополнительных сложностей. Поскольку многие владельцы попросту игнорируют общие собрания, и не всегда имеется возможность оповестить их о целях проводимых консультаций.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ, даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Если вам нужна более подробная консультация, то пишите мне в чат рядом с моей фотографией.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Закон о ликвидации снт

Модератор: admin

Добровольная ликвидация СНТ

На основании чего сделано такое предположение?
Расходы резко не снизятся. Принципиально — нет причин к их снижению

Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Процедура ликвидации ТСН (ТСЖ, СНТ, ДНТ) – товарищества собственников недвижимости – не так уж сложна для профессионального юриста, но простые граждане могут здесь столкнуться с трудностями. Поэтому в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию для ликвидации ТСН. Обращаем внимание: речь идет о добровольной ликвидации, а не о

Первый этап: Инициирование процедуры ликвидации ТСН.

Такое решение принимает общее собрание членов товарищества собственников. Для ТСЖ как одной из разновидностей ТСН законом установлены особенности этой процедуры: решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех товарищей, а если члены ТСЖ не обладают хотя бы 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в жилом доме, то такое ТСЖ должно быть ликвидировано, но уже решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй этап: Уведомление регистрирующего органа о ликвидации ТСН.

Далее нужно сообщить регистрирующему органу о ликвидации. Сообщение регистрирующему органу делается письменно по форме Р15001 и строго в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Данное сообщение мы делаем для того, чтобы регистрирующий орган внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Сообщение регистрирующему органу о ликвидации – это заполнение уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

По вышеуказанной форме мы также уведомляем регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Причем уведомить о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) можно одним заявлением.

Лица, которые обязаны предоставить данное заявление:

  • Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор – если ликвидационная комиссия или ликвидатор уже выбраны;
  • Один из членов ТСН — в случае если ликвидационная комиссия еще не выбрана. Данный член назначается общим собранием.

Подпись заявителя на форме Р15001 должна быть заверена нотариально. Вместе с ней в налоговый орган подается решение общего собрания членов о ликвидации ТСН.

Третий этап: Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Общее собрание членов нашего ТСН должно принять решение о назначении ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, а также о порядках и сроках ликвидации.

Как только ликвидационная комиссия или ликвидатор будет назначены, именно к ним переходят полномочия по управлению делами ТСН. Ликвидаторы могут представлять интересы ТСН без доверенности во всех органах и в отношениях с другими юридическими лицами. Стоит обратить внимание также на тот факт, что не существует никаких требований в законе к ликвидационной комиссии или ликвидатору. Это значит, что общее собрание вправе само решить многие вопросы, например, каков будет состав этой комиссии, назначить вознаграждение лицам, которые входят в комиссию и т.п.

Важный момент.

Существует два варианта: можно одновременно принять решение о ликвидации нашего юридического лица, а можно сделать это разновременно. Конечно, первый вариант более удобен, особенно для ТСЖ: 2/3 голосов от общего числа членов ТСЖ обеспечить два раза будет трудно, а именно это необходимо по закону для принятия решения. Тем более, сообщение в регистрирующий орган о ликвидации надо сделать в течение 3х рабочих дней – очень сжатый срок. Поэтому для того, чтобы не уведомлять регистрирующий орган сначала о принятии решения о ликвидации и потом второй раз еще и о формировании ликвидационной комиссии, целесообразнее принять данное решение единовременно.

Четвертый этап: Выявление кредиторов.

На данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет три функции:

  1. Выявляет кредиторов. Для того чтобы выявить кредиторов, ликвидационная комиссия размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» запись о том, что организация ликвидируется, а также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок должен быть не менее двух месяцев с даты публикации);
  2. Получает дебиторскую задолженность. Именно для этого ликвидационная комиссия предъявляет претензии должникам, а также может обратиться в суд;
  3. Уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Это нужно сделать в письменном виде.Уведомить нужно в такие сроки, чтобы кредиторы успели заявить свои требования до того момента, как истечет срок, который указан в публикации о ликвидации.

Пятый этап: Составление промежуточного ликвидационного баланса

Итак, срок предъявления требований кредиторами закончился, что делать дальше? Ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс составляется по обычной форме бухгалтерского отчета, только нужно сделать на нем пометку «Промежуточный ликвидационный баланс».

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  1. сведения о составе имущества юридического лица;
  2. список требований, которые предъявили кредиторы;
  3. результат рассмотрения данных требований;
  4. список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Причем не важно, приняла ли ликвидационная комиссия эти требования.

Для чего мы вообще составляем промежуточный ликвидационный баланс? Именно он показывает нам дальнейшие пути действий. Их, по сути, два:

  1. Имущества организации для выплат кредиторам достаточно – продолжаем ликвидацию
  2. Имущества недостаточно – ликвидируем ТСН с помощью процедуры банкротства

Обратить внимание!

Если ликвидационной комиссии известно о какой-либо задолженности кредиторам, но он не включает ее в промежуточный ликвидационный баланс, — это незаконно. У кредитора в таком случае есть право оспорить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации (на основании того, что нарушен установленный законом порядок ликвидации). Кредитор к тому же потребует уплатить долги.

Основная причина, по которой так хочется не учитывать некоторые долги – нежелание проведения процедуры банкротства. Потому что на ликвидационной комиссии лежит обязанность: если имущества недостаточно для погашения каких-либо долгов – в течение 10 дней с момента выявления такой недостаточности обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Причем следует понимать, что если ликвидационная комиссия этого не сделает, то последствия довольно неблагоприятные: во-первых, ликвидационная комиссия должна возместить убытки, причиненные данным нарушением; а во-вторых, ликвидационная комиссия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по тем обязательствам ТСН, которые возникли по истечении 10 дней.

Сама процедура банкротства к тому же является крайне затратной, чего стоят одни только выплаты арбитражному управляющему!

Шестой этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием членов ТСН

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании членов большинством голосов (для ТСЖ – большинством в 2/3 голов от общего числа членов). В законе конкретных сроков для данного этапа ликвидации нет. Но нужно не забыть уведомить регистрирующий орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Седьмой этап: Расчеты с кредиторами

Обратить внимание!

Очередность погашения долгов перед кредиторами следующая:

1 очередь: долги перед гражданами, жизни или здоровью которых был причинен вред

2 очередь:

  1. выплачиваем выходные пособия и оплачиваем труд работников, работавших по трудовому договору
  2. выплачиваем вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

3 очередь: оплата платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

4 очередь: рассчитываемся с остальными кредиторами

Восьмой этап: Составление ликвидационного баланса

Мы завершили расчеты с кредиторами. Теперь настало время для того, чтобы ликвидационная комиссия или ликвидатор составили ликвидационный баланс. Утверждаем его, как обычно, путем проведения общего собрания членов простым большинством голосов или в случае ТСЖ большинством в 2/3 членов ТСЖ.

Ликвидационный баланс нужен для того, чтобы мы увидели, что же все-таки достанется членам нашей организации после ликвидации, что мы сможем распределить между членами.

Если члены ТСН спорят, кому стоит передать вещь, то ликвидационная комиссия просто продает эту вещь с торгов.

Несколько важных моментов:

  1. До того времени, пока вы не ликвидировали юридическое лицо ликвидационная комиссия должна продолжать вести бухгалтерский учет и предоставлять отчет по долгам.
  2. Дата ликвидационного баланса должна быть максимально близкой к дате когда вы подаете заявление о прекращении деятельности организации. В ином случае может даже быть ситуация, когда сведения, которые содержатся в балансе, будут признаны недостоверными.
  3. В случае если бухгалтерский баланс нулевой, то можно шестой и последующий этап провести одновременно, сдав необходимые документы в налоговый орган.

Девятый этап: Государственная регистрация ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ.

Мы должны для начала собрать документы, необходимые для регистрации ликвидации юридического лица.

  1. представить расчеты в Пенсионный фонд РФ;
  2. представить расчеты в Фонд социального страхования РФ;
  3. представить индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ;
  4. закрыть все банковские счета.

И вот после всего этого мы представляем документы в регистрирующий орган. Как только будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация считается завершенной.

Стоимость ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ силами наших юристов составит 18 000 рублей. За эти деньги нами предоставляется следующий объем услуг:

  1. консультировать Заказчика по правовым вопросам, связанным с ликвидацией;
  2. подготовить повестку дня собрания по ликвидации;
  3. подготовить текст уведомлений о проведении собрания;
  4. подготовить листы регистрации вручения уведомлений;
  5. разработать форму бюллетеней для голосования на собрании;
  6. составить листы регистрации участников собрания;
  7. разработать протокол счетной комиссии;
  8. составить протокол общего собрания членов товарищества;
  9. подготовить все приложения к протоколу общего собрания;
  10. заполнить форму Р15001 на ликвидацию;
  11. составить и подать уведомления в налоговый орган и предусмотренные законом приложения к ним, необходимые для проведения процедуры ликвидации;
  12. за счет Заказчика опубликовать сообщение о ликвидации товарищества;
  13. в случае необходимости составления текущей бухгалтерской, налоговой отчетности либо отчетности во внебюджетные фонды – составить и подать указанную отчетность за отдельную плату, не превышающую 3 000 (трех тысяч) рублей;
  14. совершать иные действия, необходимые для ликвидации товарищества, таким образом, чтобы это не нанесло имущественного и иного вреда Заказчику;
  15. при необходимости оспаривать незаконный отказ в регистрации в административном порядке.

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 41. устанавливает лишь то, что процедура ликвидации СНТ должна быть определена на общем собрании участников СНТ. Это означает, что кворум на собрании и количество участников, которые принимают решения на собрании должны быть определены уставом СНТ. Кроме того, возможно, что уставом предусмотрен другой орган управления СНТ, который вправе принимать решение о его ликвидации.

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке , установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.


Как правило, этот пункт и вызывает появление дополнительных сложностей. Поскольку многие владельцы попросту игнорируют общие собрания, и не всегда имеется возможность оповестить их о целях проводимых консультаций. Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ, даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем. Учреждение СНТ изначально предполагает отсутствие интересов коммерческого характера. Однако это не мешает руководству получать определенные финансовые вливания, которые представлены добровольными взносами учредителей. Дачное учреждение аккумулирует собранные средства и может направлять их как на модернизацию инфраструктуры (строительство новых дорог, замена коммуникаций и т.д.) так и на заработную плату членам правления.

Ликвидация снт

Если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива имущества общего пользования недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то они вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет садовых, огородных или дачных земельных участков и недвижимого имущества на них, принадлежащих членам такого кооператива.10. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который отражает имущественное и финансовое положение ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.


Статья 42.

Как и кому передать оставшееся после ликвидации снт имущество?

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения.
Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.6.

Ликвидация снт, что такое и каковы последствия

По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.8.

Юридический форум для землевладельцев

Внимание

Ликвидационная комиссия в целях извещения кредиторов помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческого объединения, порядке и сроках предъявления требований кредиторов.6. Кроме того, ликвидационная комиссия выявляет кредиторов и уведомляет их в письменной форме о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия выявляет должников и взыскивает дебиторскую задолженность, а также рассчитывается по обязательствам объединения.7.


После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества и денежных обязательств объединения, составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидация товарищества

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Комментарий к статье 41 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано в порядке, установленном ст. 62, 63, 116 (п. 4) ГК РФ, ст. 18, 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и настоящей статьей.2.

Снт: новый взгляд

Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.2. При определении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Комментарий к статье 42 1. В случае если после выплат по обязательствам объединения в его распоряжении осталось какое-либо имущество, то по общему правилу, установленному ст.
63 ГК РФ и ст.
Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.10.

Ликвидация снт состоящая из одного участника

Нет печати, нет расчетного счета, нет обязанности по оплате всех платежей предусмотренных для юридического лица. 66 Закон для Вас не будет обязательным для выполнения. Ликвидировать СНТ можно если численность участков до 50. Если от 200 до 1000 то ликвидация не желательна. Хозяйство большое, не все 100 % садоводов перейдут на прямые договора и передадут сети.

В большинстве товариществ садоводы до сих пор считают, что если они члены СНТ, то все они находятся внутри этого юридического лица и когда они слышат, что им предлагают ликвидировать СНТ, то воспринимают это как угрозу себе лично и всегда найдутся те, кто скажет, что нам это СНТ дорого, мы его создавали и не дадим его ликвидировать. Земля общего пользования так и останется у Вас в совместной собственности. Никуда ходить в органы местного самоуправления не нужно, так как такого механизма пока нет.

Тем не менее, нередко из-за разногласий с руководством структуры и прочих обстоятельств, возникает необходимость в таком процессе, как ликвидация садоводческого учреждения. Данный вопрос имеет массу особенностей, и отличается значительными хлопотами и сложностями, в отличии от такой операции, как ликвидация ИП, где все будет относительно быстро и просто. Изначально учреждение СНТ подразумевает отсутствие действия коммерческого характера. По сути, СНТ выполняет роль посредника между владельцами дачных наделов и компаниями, предоставляющими им определенные услуги (поставка воды, электроэнергии и т.д.). При всем этом, такое учреждение вполне может иметь на своем балансе определенное имущество, в частности земельные владения, офисную технику и многое другое.
Пунктом 2 ст. 42 настоящего Закона установлено, что выкупная цена земельного участка складывается из его рыночной стоимости, убытков, причиненных собственнику (объединению) изъятием его земельного участка и иного недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке, а также убытков, причиненных объединению в связи с досрочным прекращением обязательств такого объединения перед третьими лицами, включая упущенную выгоду (примером может служить случай досрочного прекращения прав аренды земельного участка, переданного на основании соответствующего договора из состава земель объединения).К сожалению, указанный выше порядок временно не действует, поскольку ст.
Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:заявление о внесении записи о ликвидации (при добровольной ликвидации) либо заявление о прекращении деятельности такого объединения, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных);решение соответствующего органа о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо о прекращении деятельности такого объединения;устав такого объединения и свидетельство о его государственной регистрации;ликвидационный баланс;документ об уничтожении печати такого объединения.