Аукцион по продаже земель сельскохозяйственного назначения. Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме

Согласно действующему законодательству все земли делятся на несколько категорий. Каждая категория определяет определённый правовой режим, в котором будет применяться участок, а также конкретное целевое назначение. Однако есть такие земли, которые применяются по нескольким целевым назначениям.

Владельцы не могут определять принадлежность к определённой категории. Всего существует семь категорий.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Земли сельскохозяйственного назначения

  • любого сельского производства;
  • строительства дорог, расположенных внутри хозяйства:
  • выпаса скота;
  • здания, которые будут применяться для хранения какой-либо продукции;
  • сенокоса;
  • Строительные объекты, которые будут применяться для производства продукции;
  • садоводства.

Иногда земли могут предоставляться различным организациям для возведения каких-либо промышленных объектов. Законодательство гарантирует защиту :

  • сенокосов;
  • пашни.

Земли населённых пунктов

Данная категория включает в себя земельные участки, которые находятся в черте маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они, как правило, применяются для возведения различных зданий, которые развивают инфраструктуру населённых пунктов:

  • производственные здания;
  • строительные объекты особого назначения;
  • рекреационные;
  • жилые здания;
  • транспортная инфраструктура.

Каждый населённый пункт разбит на несколько зон. Каждая зона предполагает строительство определённых зданий. Все зоны регламентируются специальными нормами и правилами.

На территории каждой зоны установлен определённы регламент. Собственником данных земельных участков может быть как физические и юридические лица, так и государство.

Земли промышленности

  • энергетика;
  • государственная оборона;
  • транспортная инфраструктура;
  • связь.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • культурное;
  • научное;
  • историческое;
  • оздоровительное;
  • эстетическое;
  • оздоровительное и другое.

Они не могут использоваться для сельскохозяйственных целей. Примеры территорий и объектов:

  • различные заповедники;
  • парки-памятники;
  • различные угодья;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады.

Владельцами данной земли могут быть государство, всевозможные организации и компании, а также обычные люди. Она может быть как в коммунальной, так и частной собственности.

Земли лесного фонда

  • не покрытые лесом;
  • покрытые лесом;
  • нелесные.

Они предназначены для ведения лесного хозяйства. Владельцами могут быть физические лица, государство или различные организации. Примеры:

  • болота;
  • гари;
  • прогалины;
  • просеки;
  • лесные массивы;
  • дороги и т. д.

Вся необходимая информация о земле указана в земельном кадастре.

Земли водного фонда

  • на которых располагаются всевозможные объекты водохозяйственных предприятий;
  • которые используются водными и водоохранными организациями;
  • на которых располагаются различные водные объекты;
  • на которых располагаются полосы отвода.

Примеры:

  • различные береговые полосы;
  • моря;
  • острова;
  • специальные сооружения;
  • специальные защитные полосы, которые расположены вдоль берега.

Что представляют собой земли сельскохозяйственного назначения

Данное понятие по-разному трактуется в источниках. Землями сельхоз назначения называют участки различной площади, которые находятся за пределами маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они используются для ведения сельского хозяйства.

Кроме этого, согласно российскому законодательству они могут применяться в различных формах:

  • для ведения подсобного хозяйства;
  • для нужд производства;
  • для ведения садоводства;
  • для нужд огородничества;
  • для введения животноводства и т. д.

Основное средство производства для села является земля сельхоз назначения (265 миллионов гектар). Как правило, на них производиться какая-либо продукция. Они имеют определённый вид разрешения по своим категориям.

Основные цели использования земель сельскохозяйственного назначения

Всё земли С/Н делятся на категории. Каждая категория определяет цели, для которых она может использоваться. Всего существует шесть основных целей.

  1. Для ведения садоводства. Как правило, для такой цели земли используют различные садоводческие объединения и физические лица, которые занимаются введением личного хозяйства. Они расположены на территории коттеджных посёлков и сёл. Данные участки имеют как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится развитая инфраструктура. Главный недостаток заключается в ограничениях по различным габаритам строительных объектов. Также существуют нормы, которые регламентируют размер участков.
  2. Для ведения животноводства. Владельцами данных участков могут быть как физические, так и юридические лица. Их используют для ведения животноводства. Кроме этого, их можно применять для выпаса скота, а также сенокошения.
  3. Для огородничества. Собственниками данных участков являются граждане РФ. Они применяются для выращивания:
    • ягодных культур;
    • картофеля;
    • овощных культур;
    • других культур.
  4. . На сегодняшний день все участки относятся к определённой категории. Однако часто возникает потребность в изменении категории:
    • проведение коммуникаций;
    • проведение магистралей;
    • возведение промышленного объекта;
    • расширение границ.
    • строительство жилищного объекта;
    • проведение дорог и т. д.
  5. Для строительства дачного хозяйства. Данными участками, как правило, владеют физические лица. Они используются для отдыха. Каждый владелец имеет право на строительство дачи. При необходимости можно прописаться на даче. При строительстве здания не нужно руководствоваться ограничениями по габаритам, а также особым назначениям.
  6. Для строительства усадьбы. Качественные земли сельхоз назначения можно использовать для возведения усадьбы. Сегодня такие участки в дефиците. Для того чтобы на участке можно было возводить строительные объекты нужно поменять вид разрешительного применения. Также можно поменять категорию.

Особенности разрешения на использование

Данное понятие было введено, для того чтобы собственники рационально пользовались участками. Каждое разрешение на использование подразумевает ряд правил и норм, которые регламентируются законодательством.

Государственные органы контролируют процесс выдачи данных разрешений.

  1. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства. Для того чтобы получить необходимое разрешение на применение нужно обратиться в местную администрацию, в которой зарегистрирован участок. Согласно действующему законодательству граждане РФ могут получить разрешение без предоставления участков.
  2. Для подачи заявления необходимо иметь на руках необходимый пакет документов.
  3. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Граждане, которые имеют в собственности участок, который используется для ведения крестьянского хозяйства могут получить разрешение на использование в соответствующих административных органах. Для получения разрешения необходимо подать соответствующие заявление и такие документы:
    • заключение экспертизы;
    • копию паспорта;
    • набор, документов, которые подтверждают право собственности;
    • кадастровую выписку.
  4. Для ведения личного подсобного хозяйства. Все владельцы участков, которые применяются для ведения личного хозяйства могут подать заявление в административные органы для получения соответствующего разрешения на использование. Получение разрешение осуществляется стандартным способом.
  5. Для ведения дачного строительства. Если вы владеете участком, на котором расположена дача, то вы можете получить необходимое разрешение на использование. Для этого необходимо посетить местную администрацию и Управление архитектуры. Сотрудники данных ведомств должны предоставить вам правила застройки. После этого нужно предоставить пакет документов.

Преимущества и недостатки владения такой землёй

Преимущества:

  • регулярное подорожание;
  • престиж;
  • возможность продажи;
  • возможность самостоятельно обрабатывать;
  • возможность строительства дома или коттеджа;
  • возможность самостоятельно управлять;
  • возможность передачи в наследство;
  • прибыль.

Недостатки:

  • требуются средства для осуществления различных мероприятий, нацеленных на повышение плодородности.
  • сложно изменить целевое назначение;
  • ограниченная площадь, предусмотренная под строительство зданий.

Кто может продавать

На сегодняшний день в роли продавца земельного участка может выступать как государство, так и собственник. Собственником может быть физическое или юридическое лицо, организация или сельскохозяйственное предприятие.

  1. Государство. Как правило, продажа осуществляется в течение двух лет. Кроме этого, для проведения различных мероприятий и процедур нужно иметь большие вложения. Для начала государственные органы должны купить доли. После этого нужно получить необходимые свидетельства. Далее, проводятся собрание всех собственников и создаётся межевое дело. После постановки на кадастровый учёт, её можно выкупать.
  2. Собственник. В данном случае у собственника на руках есть на руках набор необходимых для продажи документов. Поэтому покупателя будут предоставлены готовые документы. Особенности продажи:
    • при несоблюдении правил и норм государственные органы имеют право изъять участок;
    • для проведения сделки купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю необходимую информацию;
    • продавец не берет на себя ответственность;
    • продавец имеет право установить право выкупа на определённый срок.

Процедура продажи земель сельскохозяйственного назначения: пошаговый процесс

  1. Договорённости между покупателем и продавцом. Две стороны обговаривают предстоящую сделку. Кроме этого, проводиться осмотр. Также определяется окончательная стоимость и проверяется наличие всех необходимых документов (свидетельство о праве собственности, паспорт, отказ местной администрации от участка, кадастровый паспорт).
  2. Заключение договора купли-продажи. Две стороны должны составить необходимый договор. Также договор купли-продажи должен быть заверен и подписан нотариусом.
  3. Проведение сделки. Покупатель должен предоставить продавцу необходимую сумму денежных средств.
  4. Проведение регистрации. Стороны должны обратиться в Министерство юстиции и провести регистрацию права собственности. Продавец и покупатель должны предоставить все необходимые документы.

Информация, которая указывается в договоре купли-продажи

В договоре купли-продажи должно быть указанно:

  • информация о целевом назначении данного земельного участка;
  • обязательства покупателя и продавца экспертная оценка специалиста;
  • описание данного договора и документ, который подтверждает право собственности;
  • наименование продавца и покупателя и варианты прекращения договора купли-продажи;
  • стоимость договора и ответственность покупателя и продавца за выполнение договор купли-продажи;
  • информация об участке и разрешение на отчуждение земельного участка;
  • порядок проведения денежных расчётов.
  1. Обе стороны должны быть совершеннолетними. Сделка купли-продажи может совершаться только между совершеннолетними гражданами РФ. То есть покупатель и продавец на момент совершения сделки купли-продажи должны достигнуть восемнадцатилетнего возраста.
  2. Обе стороны должны быть дееспособными. Для проведения продажи земли стороны должны быть признаны дееспособными. Если лицо в судебном порядке признано недееспособным, то оно не может принимать участие в сделки купли-продажи.
  3. Участок должен состоять на кадастровом учёте. Для того чтобы сделка прошла успешно, необходимо чтобы земля состояла на учёте. Продавец должен предоставить покупателю паспорт, а также кадастровый номер (при наличии данных документов землю можно не ставить на учёт).
  4. В договоре должна быть указана оговорённая сторонами цена, иначе он будет считаться договором дарения. На этапе договорённости стороны должны определить окончательную стоимость земельного участка. Данную информацию должна быть указана в договоре.

В 2019 году продажа земельного участка без торгов может осуществляться в 10-ти случаях.

Иными словами, есть 10 оснований, когда гражданин или организация могут купить земельный участок без аукциона.

Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.

Прежде чем детально рассматривать все основания без аукционной продажи земли, следует отметить следующее:

для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания, по которым они могут купить земельный участок .

Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земли, потому что оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.

1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена его недвижимость.

Например, если у вас в собственности есть дом или другое сооружение, которое является недвижимостью, то администрация обязана продать вам земельный участок без торгов.

Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.

При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.

По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.

Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.

Если муниципальная власть адекватная, то и стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная, а не взятая с потолка.

В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.

Стоимость выкупа этого земельного участка после строительства на нем дома составит всего 3% от кадастровой стоимости .

Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.

Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.

Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.

Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.

2. Продажа земельного участка под ИЖС, ведение ЛПХ в границах населенного пункта, а также садоводства и дачного хозяйства или КФХ.

Следует отметить, что данное основание для приобретения земли без торгов является самым желанным для многих россиян, желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься садоводством или дачным хозяйством.

Остановимся на этом основании подробнее.

Какие земельные участки подлежат продаже без торгов по данному основанию:

  • земельные участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство.

Земельные участки под огородничество, автосервис, промышленные и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

  • участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Земельные участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

За пределами города, поселка или другого поселения вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС.

А вот земельные участки под ЛПХ могут располагаться как в границах населенного пункта, так и за его пределами.

Однако продажа земли под ЛПХ без торгов возможна только в отношении тех участков, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то купить такой участок без торгов не получится (по крайней мере, на законных основаниях).

  • земельные участки под садоводство и дачное хозяйство.

Участки под садоводство менее привлекательны, чем участки под дачное хозяйство.

Причина состоит в том, что на дачной земле можно прописаться, предварительно построив дом, а на садовом участке получить прописку бесперспективно.

Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: .

  • земельные участки для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.

Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.

Кому администрация может продать земельный участок без торгов?

Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Юридические лица (организации) не имеют права покупать землю для этих целей без торгов.

Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:

Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован .

То есть участок не имеет кадастрового номера.

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.

После этого, самостоятельно участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Администрация в течение 30 дней должна дать один из 2-х возможных ответов:

  • согласовать вам предоставление участка.

В этом случае вы получаете право без торгов купить данный участок у администрации.

  • отказать вам в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление, либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.

Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков много в России.

Чтобы получить этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы купите участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:

Готовая технология получения земельного участка

К инструкции прилагаются готовые образцы заявлений, схема земельного участка , документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.

Применяйте инструкцию и готовые шаблоны документов, и тогда чиновники не смогут вами манипулировать.

3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.

Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и юридическое лицо.

Важное условие выкупа земли по этому основанию:

  • выкупать участок имеет право только арендатор;
  • срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
  • заявление о выкупе участка должно быть подано до истечения срока действия договора аренды.

Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без всяких торгов.

4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей .

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения, потому что оно закреплено в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.

Важно, чтобы эти КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок и успели подать заявление на выкуп не позже 6-ти месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности на этот участок.

Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования может выкупить данную землю без торгов.

Не могут выкупать участки из постоянного (бессрочного) пользования только государственные и муниципальные органы, учреждения и казенные предприятия.

6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.

Выкупить земельный участок, который образован из участка, предоставленного для комплексного освоения может лицо, которое заключило соответствующий договор.

Договоры о комплексном освоении территории заключаются в соответствии с Градостроительным кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

7. Продажа участка для ИЖС, который образован из земельного участка предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.

Если некоммерческая организация получила большой земельный участок по договору комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, то член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.

Для выкупа такого участка без торгов нужно иметь решение общего собрания членов этой некоммерческой организации.

Нельзя только выкупить по данному основанию участки, которые относятся к имуществу общего пользования.

Данное основание можно использовать тем, кто хочет не просто получить участок под ИЖС, но и заработать.

Создание некоммерческой организации и получение на нее земли под комплексное освоение, позволяет обеспечить себя участком и получать доход в будущем от деятельности организации. Например, в виде заработной платы руководителя.

8. Продажа участка, который образован из земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Данное основание очень похоже на предшествующее.

Но оно касается земельных участков, предназначенных не для ИЖС, а для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.

Гражданин член некоммерческой организации, которой земля была предоставлена для садоводов и огородников, вправе без торгов выкупить свой надел земли.

На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.

9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к общему имуществу.

Данное основание возможно, если земля была предоставлена некоммерческой организации для комплексного освоения территории для ИЖС, либо для ведения дачного хозяйства.

Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел, а сама некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.

10. Продажа земельных участков, попадающих по действие закона о Дальневосточном гектаре.

Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.

Однако, если площадь участка превышает 1 га на 1 человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.

Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.

Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.

На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.

Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земли без аукциона.

В моей статье их получилось всего 10, потому что я объединил некоторые основания, чтобы вам было легче понять суть.

Напоминаю, что легче всего искать выгодный способ получения земельного участка с помощью интерактивной . Попробуйте, это пока бесплатно.

Желаю вам хорошего дня и достойной жизни.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований ;
  • обственность за плату — 10 оснований ;
  • в аренду — 16 оснований ;
  • в безвозмездное пользование 14 оснований ;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Метки:

Комментарии 225

        • Здравствуйте, Андрей.

          Если я правильно понял вашу цель (получить участок под склад), то могу предположить, что не обязательно искать участок на землях промышленности.

          Подходящий участок можно найти и на землях населенных пунктов.
          Объясню, на чем основаны мои выводы.

          Чтобы не путаться в земельных вопросах, необходимо различать 2 понятия:
          — категория земель,
          — виды разрешенного использования.

          Про земли промышленности знаю не много, потому что никогда их не прокачивал.

          Но точно известно, что земли населенных пунктов делятся на территориальные зоны.
          В каждой территориальной зоне может быть несколько видов разрешенного использования.

          В Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» есть такой вид разрешенного использования — «Склады ».

          Данному виду присвоен код 6.9 и он имеет следующее описание:
          «Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов»

Возможности эксплуатации земельных участков напрямую зависят от их категории. Земли сельхозназначения должны использоваться только с целью выращивания полезных культур и ведения сельскохозяйственной деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Рассмотрим, как можно продать земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году, какие документы потребуется собрать, кто может выступать сторонами сделки и как можно быстро оформить договор купли-продажи такого участка.

Общие моменты

Разберемся, какие термины и понятия необходимо знать гражданину, желающему приобрести или продать земельный участок сельхозназначения, дадим определение данной категории участков, рассмотрим основы нормативно-правового регулирования оформления такого рода сделок.

Что нужно знать

В РФ земли сельскохозяйственного назначения по количеству занятой территории уступают лишь площадям лесного фонда, которыми занято более половины всего государственного земельного фонда.

По площадям пашни РФ занимает лидирующее место в мире, однако количество используемых территорий составляет всего 8% от общего количества земель.

Часто граждане задаются вопросом, какие конкретно земли относятся к сельскохозяйственным и каким образом их допускается эксплуатировать.

Для участков сельхозназначения законодательством предусмотрено шесть подкатегорий, для каждой из которых предусмотрены допустимые виды использования:

  • земли для пастбищ, сенокосов и угодий. Они заняты долголетними растениями, внутренними трассами, коммуникационными сетями, переданы для частного подсобного хозяйствования;
  • неподходящие для пашни, однако такие земли можно применять для выращивания определенных видов культур;
  • земли со строениями сельхозназначения;
  • занятые водными объектами, выделяются для осуществления предпринимательской деятельности;
  • земли, занятые лесным фондом;
  • иные территории, не занятые под градостроительные объекты.

Определение данной категории участков

К землям сельскохозяйственного назначения относятся территории, находящиеся за рамками населенных пунктов.

Такие наделы используются для ведения частного или фермерского хозяйства, выращивания культур, выведения скота.

Сельхозземли применяются в двух направлениях:

  • с целью осуществления сельхозпроизводства;
  • для прочих схожих целей.

Общий правовой режим этой категории земельных наделов предполагает их передачу гражданам или юридическим лицам непосредственно для сельскохозяйственных целей.

Однако необходимо отличать наделы сельхозназначения и наделы с/х применения. Вторые могут принадлежать к иным категориям земель.

Например, может эксплуатироваться с целью ведения сельского хозяйства территория лесного фонда, которая передана физическим или юридическим лицам на основе .

Наделы сельхозназначения предназначены непосредственно для обслуживания полного цикла взращивания сельскохозяйственных культур и насаждений.

То есть на них допускается размещение складов и баз для хранения выращенных культур, административных зданий, трасс и иных объектов инфраструктуры и коммуникаций.

Законодательно предусмотрена защита земель сельхозназначения от безосновательного изъятия из с/х использования.

По этой причине наделы, пригодные для ведения сельского хозяйства, предоставляются в большинстве случаев для сельхоз целей.

Для эксплуатации в иных целях выделяются наделы несельскохозяйственной категории или территории сельхозначения с плохим качеством грунта, которое недостаточно для выращивания культур и растений.

Законные основания

Приобретение и продажа сельскохозйственных наделов регулируется следующими правовыми актами:

С января 2019 года были введены в силу корректировки в законодательных актах в РФ. Так, изменения коснулись .

Были изменены особенности расчета , и с начала 2019 года он рассчитывается не на основании надела, а на основании рыночной цены участка.

Также законную силу приобрел закон о государственной регистрации всех объектов недвижимости, предполагающий внесение полной информации в госкадастр обо всех объектах недвижимости.

Как продать земли сельскохозяйственного назначения

Приобретать и продавать участки не рекомендуется осуществлять в режиме спешки. Следует грамотно подготовиться к сделке, приготовить все необходимые документы, проверить все нюансы, чтобы в будущем избежать проблем и признания сделки недействительной.

Рассмотрим, как найти потенциального покупателя, на какие моменты стоит обратить пристальное внимание, а также какие подводные камни могут возникнуть в процессе оформления сделки.

Поиск покупателя

Продажа земельных наделов определяется такими моментами:

  • тип собственности;
  • кто выступает сторонами сделки;
  • категория и вид допустимого использования земли.

Специфика реализации с/х наделов состоит в том факте, что законом предусмотрено преимущественное право на приобретение надела федеральными или муниципальными органами власти.

Владелец надела сельхозназначения должен уведомить муниципальный орган о намерении продать свой участок. В уведомлении требуется сообщить цену надела и иные значимые условия сделки.

И только при получении отказа госоргана от приобретения гражданин имеет право реализовать надел физическому или юридическому лицу.

Рассмотрим процедуру оформления сделки. Первым делом необходимо найти потенциального покупателя, который заинтересован в приобретении вашего участка.

Основную роль в продаже имеет эффективное размещение рекламных материалов через все доступные источники информации, как печатные, так и интернет-порталы.

Владелец должен разместить объявление о продаже участка во всех доступных источниках информации.

Также можно обратиться к специалисту по недвижимости, который займется поисками покупателя, поможет быстро и юридически грамотно оформить .

Алгоритм действий владельца участка по поиску потенциального покупателя:

В основном в случае самостоятельной продажи вы потратите больше времени. Но если вы желаете обратиться к специалисту, то приготовьтесь к определенным затратам на его .

Сбор необходимых документов

Прежде чем оформлять и заключать договор купли-продажи сельскохозяйственной земли, покупатель и продавец должны тщательно подготовить требуемые документы, чтобы сделка была оформлена правильно с юридической точки зрения.

Необходим следующий перечень документов:

  • паспорта обеих сторон;
  • участка;
  • правоустанавливающая документация на землю;

Если участники сделки пришли к договоренности касательно основных условий сделки, тогда можно оформлять договор.

При подготовке документации следует проверить все документы на действительность и подлинность, а также внести корректировки в или надела при необходимости.

Когда стороны имеют на руках необходимые документы, они должны явиться в отделение Росреестра и предоставить пакет документации ответственному сотруднику, который уведомит о дате получения выписки из реестра на .

Завершающим этапом станет визит в МФЦ или УФРС с персональными документами и бумагами на землю. После оплаты госпошлины покупатель получает правоустанавливающую бумагу на землю.

Оформление договора

Можно использовать типовый образец договора и вписать в него ваши данные. Иногда может потребоваться привлечение опытного специалиста, который поможет правильно оформить сделку.

С целью предотвращения возникновения спорных моментов рекомендуется выполнить нотариальное заверение договора.

Нотариус своей подписью и печатью заверит факт, что сделка была проведена на добровольной основе, и стороны не вправе предъявлять друг другу претензии.

Видео: земля сельскохозяйственного значения

Если у надела несколько , тогда требуется нотариально заверенное согласие каждого из них на проведение сделки.

В тексте договора нужно указать паспортные и персональные данные сторон соглашения, а также адреса регистрации и постоянного проживания участников сделки.

Касательно надела нужно вписать всю значимую информацию – , точное месторасположение, контуры и координаты.

Участники должны заблаговременно прийти к соглашению касательно стоимости участка, которая вписывается в договор.

В договоре также требуется прописать способ расчета между сторонами и сторон. Покупатель своей подписью заверяет отсутствие претензий к продавцу.

А продавец заверяет отсутствие и на данном участке, которые могут препятствовать оформлению права собственности покупателем.

Какие могут возникнуть нюансы

Земельным законодательством определяются категории лиц, которые могут выступать участниками сделки по продаже .

Основными условиями являются резидентство РФ и применение земли в соответствии с предусмотренной категорией.

Есть некоторые субъекта, которые могут использовать наделы сельхозназначения с некоторыми лимитами и ограничениями.

Так, наделы из государственной и муниципальной собственности могут передаваться на основании сделок исключительно резидентам РФ.

В этой статье государство установило, что преимущественное право покупки таких участков принадлежит субъектам РФ или муниципальным образованиям, которым принадлежит конкретный участок. Это значит, что в пакет документов для продажи участка сельхозназначения надо приложить Отказ от преимущественного права покупки земельного участка или Согласие на продажу третьим лицам. Это обстоятельство надо учитывать без этого документа переход права собственности не будет зарегистрирован.

Отказ или Согласие выдается в КУМИ (комитет управления муниципальным имуществом) или КУГИ (комитет управления государственным имуществом). Эта процедура очень напоминает получения согласия от соседей по коммунальной квартире. Например, в Ленинградской области таким органом является областной КУГИ, на это его уполномочил областной закон» Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» от 23.11.2005 (с изменениями на 17 марта 2015 года). В каждом регионе есть свой уполномоченный орган по распоряжению землей сельскохозяйственного назначения .

Алгоритм получения такого документа:

  1. Заполнить Извещение или Уведомление в КУМИ в письменном виде
  2. Подать Извещение лично с входящим номером или выслать по почте РОССИИ с уведомлением и описью вложения
  3. Срок ответа 30 дней, отсчет идет с даты приема документа или с даты получения Уведомления по почте

К Извещению надо приложить следующие документы:

  1. Свидетельство о регистрации права собственности (заверенная копия)
  2. Кадастровый паспорт или Выписка из кадастрового паспорта (копия)
  3. Копия паспорта гражданина
  4. Копия доверенности (если надо)
  5. Выкопировка (ситуационный план)

Ответы из КУГИ могут быть разными:

  1. Положительный, то есть КУГИ соглашается приобрести участок земли сельхозназначения на своих условиях, это безналичный расчет в течение 90 дней (по факту может быть и более 6 месяцев), могут предложить рассрочку.

Иногда случается, что продавцу вовсе не хочется продавать государству, у него есть свой покупатель, с которым он уже договорился, что делать в таких случаях, например, можно послать новое Извещение с изменением цены, условий, можно предложить купить за наличные и срочно, и ждать нового ответа. Иногда приходится высылать несколько раз пока не придет Отказ.

ВАЖНО! Нельзя продавать земельный участок ниже той цены, которую предложили в Извещении, могут сделку признать недействительной. В договоре купли-продажи должна быть указана цена не ниже той, которая указана в Извещении.

  1. Отрицательный ответ, то есть КУГИ отказывается от покупки вашего участка.

Такой Отказ действителен в течение года, надо успеть продать за этот срок, иначе потом надо заново получать Отказ от преимущественного права покупки.

Самый верный и законный способ продажи участка сельхозназначения – это получение Отказа от преимущественного права покупки от КУГИ или КУМИ.

Но есть способы реализации участка сельхозназначения, не получая данного документа:

  • Первый способ Дарение - закон не запрещает подарить участок любому лицу, при сделке дарения Отказ получать не требуется. Каждая вторая сделка на участки сельскохозяйственного назначения проходит по дарению, особенно на очень хорошие ликвидные участки. Дарение – это скрытая продажа, ее можно оспорить в суде, если кому-то захочется доказать притворность такой сделки и расстроить ее. В этом случае приобретатель участка сельхозназначения может лишиться и денег и участка, ведь дарение – это безвозмездная сделка. Налог на дарение 13% от кадастровой стоимости оплачивает одаряемый.
  • Второй способ - внесение земельного участка сельхозназначения в Уставной капитал ООО. Такую сделку тоже можно оспорить в том случае, если продавец не получает взамен акции предприятия или организации на основании притворности сделки.
  • Третий способ - продажа участка по долям, но не более пяти! Сначала продать и зарегистрировать ½ долю, например, а потом, вторым этапом, купить остальную часть участка, на правах совладельца, имеющего преимущественное право.

Эти три способа позволяют экономить время сделки, не ждать 30 дней ответа из КУГИ. Сейчас этот срок уменьшили до 15 дней по закону, но по факту, увы, чиновники никогда не делают ничего во - время.

Так как активизируется в связи с продуктовым эмбарго и импортозамещением, то у наших продавцов и собственников участков сельхозназначения встает вопрос о документах на продажу участков.

Преимущественное право относится только к земле сельскохозяйственного назначения , к участкам с разрешенным использованием – для ведения садоводства и для дачного строительства это право не применяется.

Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности: общее понятие

Земли, принадлежащие государству и территориальным общинам, продаются с торгов. Конкурсный порядок реализации участков одновременно гарантирует частный и публичный интерес.

Применительно к имуществу публичных образований торги имеют множество преимуществ перед прямыми продажами. Они обеспечивают:

  • должную гласность при реализации публичных земель, которые в доктрине земельного права и общественном сознании согласно советской традиции признаются народным достоянием;
  • открытость информации о перечне и условиях продажи отчуждаемых участков для потенциальных покупателей, СМИ, контролирующих госструктур;
  • свободный и равный доступ всех заинтересованных лиц (граждан и организаций) к участию в конкурсных процедурах;
  • максимальные поступления в бюджеты разных уровней за счет роста продажной цены участков;
  • предотвращение злоупотреблений со стороны чиновников.

Особенности заключения договоров на торгах регламентированы ст. 447 Гражданского кодекса России. Они могут иметь форму:

  • аукциона, победителем которого является лицо, согласившееся уплатить наибольшую цену;
  • конкурса, победителем которого признается лицо, чье предложение конкурсная комиссия сочла оптимальным.

Аукционы по продаже публичных земель проводятся открыто.

Участие в открытом аукционе в электронной форме может принять любое дееспособное лицо, для этого достаточно обзавестись электронной подписью.

Но есть исключения. Так, не будет принята заявка на участие в конкурсе по продаже участка земли сельскохозяйственного назначения, поступившая от иностранца; компании, 50% уставного капитала которой принадлежит иноземному инвестору. Дело в том, что названная категория лиц вправе обладать сельскохозяйственными землями только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

П. 10 ст. 39.11 ЗК РФ предусматривает ряд случаев, когда участниками торгов, связанных с предоставлением публичных земель в частные руки могут быть только юридические лица. Однако речь здесь идет о продаже прав аренды, а не о собственности.

Отличия аукционов в электронной и традиционной форме

Ранее все торги (в том числе - по реализации имущества, принадлежащего государству) проводились очно. Традиционный формат торгов предполагает, что конкурсные участники присутствуют на торгах лично либо обеспечивают явку представителей по доверенности.

Лицитатор последовательно оглашает цены, отличающиеся от начальной на один и более «шагов» (начальная цена + шаг; начальная цена + шаг + шаг и т.д.). Участники торгов уведомляют лицитатора о готовности уплатить новую повышенную цену путем поднятия руки или иным наперед согласованным способом.

Цена лота повышается до тех пор, пока она не устраивает единственного участника торгов. Этот факт по традиции устанавливается троекратным ударом молотка и восклицанием лицитатора «продано».

Применение электронной формы не изменило суть торгов по продаже участков. Как и раньше, речь идет о последовательном повышении цены лота до тех пор, пока ее готов будет уплатить единственный оставшийся участник. Разница состоит в следующем:

  • электронные торги проводятся «заочно», без личного присутствия участников;
  • местом проведения аукциона является торговая площадка в Интернете;
  • для участия в торгах необходим доступ в электронный личный кабинет;
  • электронный сервис автоматизирован, лицитатор не нужен;
  • участник торгов в электронной форме может идентифицироваться, торговаться и совершать иные юридически значимые действия только с помощью электронной цифровой подписи.

По сравнению с торгами в традиционной форме, электронные аукционы обеспечивают еще большую объективность. Отсутствие лицитатора и автоматизация всех процедур практически исключает влияние человеческого фактора на ход торгов и подведение итогов. Электронная форма аукциона сводит к минимуму возможность последующего обжалования результата аукциона.

Преимущества электронных аукционов очевидны, но у них есть существенный недостаток. Торги по продаже земельных участков призваны обеспечить свободный доступ к участию в них максимального количества заинтересованных лиц.

Необходимость владения электронной цифровой подписью для организаций необременительна. Но этого никак нельзя сказать о гражданах.

Физическому лицу затруднительно приобретать электронную подпись (действует год после сертификации электронного ключа) и учиться пользоваться электронным сервисом только для того, чтобы приобрести участок, единственный раз в жизни. Возможно, именно поэтому законодатель не перевел все аукционы по продаже земель в электронный формат.

Случаи, когда аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме, не проводится

Для реализации участков муниципальной и госсобственности должен проводиться открытый аукцион в электронной форме. Земельный кодекс РФ устанавливает два типа исключений из общего порядка:

  • ст.39.13 перечисляет случаи, когда аукцион по продаже участков проводится в традиционной (неэлектронной) форме;
  • ст. 39.3 оговаривает ситуации, когда торги не проводятся и земля продается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Торги в неэлектронной форме проводятся в случаях, когда участки предоставляется:

  • под индивидуальное жилищное строительство;
  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • гражданам для садоводства, дачного хозяйствования;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам для сельскохозяйственного производства.

Прямые продажи публичных земель предусмотрены для:

  • комплексного освоения территории путем возведения жилья экономкласса;
  • индивидуального жилищного строительства, кроме случаев продажи участков, расположенных на землях общего пользования;
  • обслуживания уже существующих зданий при условии, что покупатель - собственник здания;
  • сельскохозяйственного производства, когда покупатель - крестьянское (фермерское) хозяйство в случаях, оговоренных Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • садоводства, дачного хозяйства при наличии следующих условий: участок расположен в пределах земель, предоставленных некоммерческой организации; покупателем является член такой организации;
  • иных целей, оговоренных ст. 39.3 ЗК РФ.

Организация аукциона по продаже участка

Торги по продаже земельных участков проводятся по инициативе органов власти либо по заявлению лиц, заинтересованных в их покупке. В отношении продажи публичных земель законодатель установил императивное правило: один участок - один лот. Объединять несколько участков в общий лот можно только в случае, если это прямо разрешено общефедеральным законодательством.

Этапы предпродажной подготовки участка муниципальной или госсобственности, выставленного на торги по инициативе собственника:

  • утверждение схемы расположения на случай, если проект межевания территории отсутствует и участок только предстоит образовать;
  • проведение землеустроительных работ и подготовка документации, необходимой для кадастрового учета участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории либо схемой расположения участка;
  • постановка будущего лота на учет в ГКН, ЕГРП по заявлению компетентного органа (не касается участков, предоставляемых из состава земель, право собственности на которые между государством и территориальными общинами не разграничено);
  • получение техусловий подключения объектов недвижимости к инженерным сетям (не касается участков, которые предоставляются для комплексного освоения или ведения дачного хозяйства и которые согласно целевому назначению не могут быть использованы для возведения объектов недвижимости;
  • принятие решения о проведении торгов.

Порядок предпродажной подготовки публичных земель, выставленных на торги по инициативе собственника:

  • подготовка потенциальным покупателем схемы расположения участка (актуально на случай, если проект межевания территории еще не был утвержден);
  • утверждение схемы расположения участка по заявлению потенциального покупателя (образец заявления предполагает указание цели использования участка);
  • проверка отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка, оговоренных ст. 11.10, ст. 39.11 ЗК РФ;
  • утверждение/отказ в утверждении схемы расположения участка в течение двух месяцев;
  • организация проведения кадастровых работ;
  • разработка документации для постановки участка на учет в ГКН, ЕГРП (не касается неразграниченных земель);
  • обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона;
  • постановка участка на учет в ГКН и ЕГРП за публичным образованием (кроме случаев образования участков из земель, право собственности на которые не разграничено);
  • получение техусловий подключения объектов недвижимости к инженерным сетям общего пользования;
  • проверка отсутствия оснований для отказа в проведении аукциона (оговорены п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ);
  • принятие решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении в течение двух месяцев с момента подачи соответствующего заявления.

Определение начальной и продажной цены лота

Организатор торгов, которым в зависимости от формы собственности на землю может выступать орган госвласти или местного самоуправления, вправе определять начальную цену лота равной (одно из двух):

  • рыночной стоимости участка, определенной экспертом-оценщиком по правилам Федерального закона № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • кадастровой стоимости участки при условии, что результаты госкадастровой оценки утверждены в пределах последних 5 лет.

Итоговая продажная цена земельного участка определяется в ходе торгов. Лицитатор (при проведении торгов в традиционной форме) или программный комплекс электронной торговой площадки (при проведении электронного аукциона) дает возможность участникам торгов поднимать цену лота на один «шаг». Величина шага оговаривается организатором торгов заранее и может составлять не более 3% начальной цены лота (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся разнообразны и касаются, в том числе формирования цены земельного участка на повторных торгах. Если тот же участок выставляется на аукцион еще раз, организатор вправе (но не обязан) опустить начальную цену на 30% по сравнению с начальной ценой этого же участка на первичных торгах.

Вопросы ценообразования в отношении публичных земель оформляются приказом или административным решением коллективного органа.

Содержание извещения о проведении аукциона по продаже земельного участка в электронной форме

Перечень сведений, которые должно содержать такое извещение, оговорен п.21 ст.39.11 ЗК РФ. Он одинаков для аукционов, проводимых в электронной и традиционной (очной) форме. В извещении содержится информация об:

  • организаторе аукциона;
  • номере, дате утверждения и других реквизитах решения (приказа) о проведении аукциона;
  • времени, порядке проведения торгов;
  • реализуемом лоте, в том числе местоположение, площадь, кадастровый номер, разрешенные способы использования, допустимые параметры строительства, условия технологического присоединения к сетям и подобное;
  • сервитутах, иных правах сторонних лиц на лот и об ограничениях этих прав;
  • начальной цене;
  • величине шага;
  • образце заявки на участие в торгах, порядке подачи такой заявки;
  • датах начала и окончания приема документов;
  • размере и порядке внесения задатка, реквизитах счета для его перечисления.

Опубликование извещения о проведении аукциона

Извещения о проведении аукциона размещаются на официальном портале Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (регламент сайта утвержден Приказом Минсвязи от 03.06.15 №195). Они общедоступны, демонстрируются независимо от наличия электронной подписи и/или регистрации на сайте. Обязательным приложением к извещению является проект договора купли-продажи.

По общему правилу организатор торгов также обязан обнародовать извещение об аукционе в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных нормативно-правовых актов по правилам, установленным муниципалитетом по месту нахождения участка (п. 20 ст. 39.11 ЗК РФ). Однако на аукционы в электронной форме это императивное требование не распространяется (п. 3 ст. 39.13 ЗК РФ).

В силу Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» муниципальными и неразграниченными землями распоряжаются органы местной власти. Последним обычно принадлежат собственные СМИ.

Учитывая этот факт, извещения по общей форме или более краткие сообщения зачастую публикуются в местных газетах и появляются на муниципальных телеканалах. Причины очевидны:

  • это не запрещено;
  • размещение такой информации для местных органов власти бесплатно;
  • привлечение к участию в торгах максимального количества заинтересованных лиц способствует повышению продажной стоимости лотов.

Извещение о проведении аукциона публикуется за 30 суток до его начала. Извещение об отказе от его проведения обнародуется на протяжении 3 дней после принятия муниципальной или государственной структурой такого решения.

Подача заявки на участие в электронном аукционе

Лица, желающие принять участие в аукционе, готовят и подают следующие документы.

  • Заявка на участие в торгах согласно образцу, представленному в извещении о проведении аукциона. Заявка среди прочего должна содержать реквизиты счета для возврата задатка.
  • Для организаций: правоустанавливающая документация, приказ о назначении руководителя либо доверенность лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий. Применительно к иностранным организациям - заверенный перевод документов о госрегистрации.
  • В отношении участника торгов - физического лица: общегражданский паспорт или иные документы, удостоверяющие личность.
  • Подтверждение факта и размера внесения задатка.

В случае проведения аукциона в электронной форме заявка на участие и приложения подаются в форме сканкопий, заверенных с помощью электронной цифровой подписи. Один заявитель вправе подать одну заявку на участие в торгах по продаже того же лота.

Прием документов прекращается в срок, оговоренный в извещении, но не ранее, чем за 5 суток до момента продажи. Пропуск срока критичен: заявка, поступившая не вовремя, возвращается обратившемуся.

До момента окончания срока приема заявок участник, подавший заявку на участие в электронном аукционе, вправе отозвать ее без объяснения причин. Для этого подается онлайн заявление.

Организатор аукциона обязан вернуть задаток отказнику, в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявки. Если отзыв поступил по окончании срока на подачу заявок, участник аукциона может получить задаток в том же порядке, что и участники торгов, которые проиграли торги.

Обработка заявок на участие в электронном аукционе

Основания недопуска к участию в аукционе:

  • непредоставление документов, перечисленных в извещении о проведении аукциона;
  • неуплата задатка или его уплата в неполном размере;
  • подача заявки лицом, которое не может быть покупателем (например, поступление заявки на покупку участка сельскохозяйственного назначения от иностранца);
  • наличие сведений о заявителе в реестре недобросовестных участников аукциона.

Орган госвласти или местного самоуправления (организатор аукциона) обязан вести протокол рассмотрения заявок на участие. Он должен содержать сведения о:

  • лицах, допущенных/не допущенных к участию в аукционе (в последнем случае - указанием конкретных причин недопуска);
  • дате поступления каждой заявки;
  • внесенных задатках.

При проведении электронного аукциона протокол рассмотрения заявок формируется при помощи программных средств. Он подписывается организатором торгов в течение суток после их рассмотрения, размещается на официальном сайте.

Кроме того, каждому из заявителей направляется персональное уведомление о допуске/недопуске к участию в торгах. При проведении электронного аукциона уведомление, как и протокол, формируется с помощью программных средств. По условиям п. 11 ст. 39.12 ЗК РФ организатор торгов возвращает задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех рабочих дней с момента формирования протокола приема заявок.

Оформление результатов аукциона

По результатам торгов организатором и участником подписывается протокол. Аукцион в электронной форме оформляется документом, сформированным с помощью программных средств электронной торговой площадки. В протоколе указываются сведения о:

  • времени проведения;
  • электронной торговой площадке (для электронных аукционов) или адресе проведения (для очных торгов);
  • лоте;
  • участниках аукциона;
  • начальной цене, последнем и предпоследнем ценовых предложениях;
  • имени/наименовании победителя аукциона и участника, сделавшего предпоследнее предложение.

Протокол о результатах аукциона размещается по адресу официального сайта РФ о проведении торгов в течение рабочего дня, следующего за днем формирования протокола. Победителем аукциона считается участник, согласившийся уплатить наибольшую цену. Он обязан выкупить землю.

Организатор аукциона направляет победителю проект договора купли-продажи. Задаток засчитывается в выкупную стоимость лота.

На подписание договора победителю конкурса предоставляется 30 дней. Если победитель уклоняется от заключения сделки, продавец изымает задаток в свою пользу и обращается с предложением подписать договор к лицу, чье ценовое предложение было предпоследним.

Продажная цена, соответственно, корректируется до уровня, который предлагал этот участник. Не выигравшим торги лицам задатки возвращаются в срок до трех суток после формирования протокола в полном объеме.

Признание электронного аукциона несостоявшимся: основания и правовые последствия

Электронный аукцион признается несостоявшимся если:

  • не поступило ни одной заявки;
  • заявки подавались, но никто из претендентов не был допущен к участию в торгах;
  • поступила заявка от единственного участника;
  • из всех подавших заявку на участие в аукционе к торгам допущено только одно лицо;
  • победитель конкурса и участник, чье ценовое предложение было предпоследним, оба отказались или уклонились от заключения договора купли-продажи.

Не во всех случаях признания аукциона несостоявшимся торги проводятся заново. Законодатель мудро предусмотрел возможность заключения договора с заинтересованным лицом.

Единственный участник аукциона (единственный, подавший заявку, или единственный, кто допущен к торгам) вправе приобрести лот по начальной стоимости.

Применительно к аукционам, на которых происходил торг, действует иное правило. Заключение контракта по результатам электронного аукциона возможно только с победителем аукциона или лицом, чье ценовое предложение было предпоследним.

Если оба они отказались или уклонились от заключения сделки, муниципалитет или госструктура не вправе предложить заключить сделку участнику, чье ценовое предложение было третьим с конца. В этом случае торги проводятся повторно и, как вариант, на новых условиях.

Победитель или единственный участник торгов, отказавшийся от выкупа лота по максимальной/начальной цене, теряют внесенный ими задаток. Уплаченные в качестве задатка средства переходят в распоряжение организатора торгов.

Все названные лица, а также участник аукциона, отказавшийся или уклонившийся от выкупа участка по предпоследней цене, вносятся в реестр недобросовестных участников торгов. Порядок ведения такого реестра утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы № 247/15 от 14.04.15 г.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Продажа участка

На один садовый участок, от которого давно отказались, подано заявление на приобретение данного участка. потом второй участник подает заявление на этот же участок о покупке. По первому заявлению КУМИ дает объявление о продаже участка. Второму участнику высылают отказ в приобретении участка, он видит на сайте объявление и думает, что объявление по дано по его заявлению. В итоге участок продают первому участнику. А разве не должны были объявить аукцион?