Обязанность по установке индивидуальных приборов учета. Россиянам не придется за свой счет устанавливать счетчики на газ, воду и свет

06.03.2013 13:15:38 Рубрика: Коммунальные услуги

Все приборы учета можно разделить на 2 группы: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Индивидуальные приборы учета - это приборы, которые учитывают Ваше личное потребление коммунальных ресурсов. Общедомовые (коллективные) приборы учитывают потребление коммунального ресурса всего дома, которое включает в себя потребление всех его жильцов, плюс потребление на общедомовые нужды ().

Сроки установки приборов учета жилых домов

В соответствии с п.5, 5.1 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" , собственники жилых домов обязаны установить приборы учета до наступления ниже приведенных сроков.

  1. Индивидуальные приборы учета

в. Тепловая энергия - не определен

Кто обязан устанавливать и оплачивать приборы учета жилых домов

В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора. Цена такого договора определяется соглашением сторон, а оплата осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения (при этом цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

  1. Индивидуальные приборы учета
  1. Общедомовые (коллективные) приборы учета

В соответствии с п.1 ст.39, п.1 ст.158 , собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию). При этом, в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

· путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с п.5 ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ;

· путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ;

б) ТСЖ, жилищно-строительным кооперативом:

· путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;

· путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому в данном варианте, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, перекладывается на обслуживающие организации (в зависимости от формы управления).

Приведем обязанности, которые касаются индивидуальных и общедомовых (коллективных) приборов учета.

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, управляющая компания, ТСЖ, обслуживающая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В предложениях указываются расход на проведение данных мероприятий, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Таким образом, у управляющих компаний, ТСЖ, обслуживающих организаций существует обязанность проинформировать собственником многоквартирных домов о необходимости устанавливать приборы учета, о стоимости данных работ, о планируемых результатах данных мероприятий.

До 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов или организациям представляющим интересы собственников (управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации), предложения об оснащении жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, все управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации должны быть уведомлены о необходимости установки приборов учета и в свою очередь проинформировать собственников жилых помещений (п.10 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

В случае, если до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов. Собственники не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, должны обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы на установку этих приборов учета. А в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники, должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Стоит отметить, что оплата расходов в данном случае, происходит также равными долями в течение пяти лет (при этом сумма расходов увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением, если собственники выразили намерение оплатить данные расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п.12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов, предусмотрена ст. 9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Кодекса РФ об Административных правонарушениях. В соответствии с данной статьей предусмотрены три пункта, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов:

4. Несоблюдение "лицами", ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, "требований" их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных "мероприятий" по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах


5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, "требования" о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

На сегодняшний день ситуация в стране такова, что выгоднее ставить счетчики на воду, чем платить по установленным нормативам. Однако, такую «роскошь» не каждый может себе позволить: в некоторых регионах людям приходится «раскошеливаться» на сумму в 5000 рублей и выше за подготовку документации и установку счетчика.

Поэтому закономерен вопрос, можно ли проводить эти работы бесплатно и если да, то кто имеет такое право? Попробуем разобраться, как обстоит дело по состоянию на 2018 год и будут ли изменения в грядущем 2019 году.

В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью этого документа было обязать собственников жилья установить водомеры на горячую и холодную воду. Но последствия и наказания за отсутствие счетчиков воды никак регламентированы не были.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

В итоге население России разделилось на две категории.

  1. Те, кому было выгодно установить счетчики. Оплата по нормативу рассчитывается, в том числе, и по количеству зарегистрированных в домовладении или квартире граждан. Если таковых, например, три, а по факту проживает один человек, то оплата по факту расхода воды становится выгодной.
  2. Те, кто не спешил устанавливать счетчики. Обычно так делали граждане в тех случаях, когда в квартире было зарегистрировано меньше человек, чем проживало по факту.

Компании, предоставляющие услуги по водоснабжению, стали недополучать средства и государство решило скорректировать ситуацию.

На основании постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в 2015 году были введены повышающие коэффициенты, применяющиеся при расчете потребления воды согласно установленным нормативам:

  • с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1;
  • с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – 1,2;
  • с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4;
  • с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.

В результате большинство граждан решило установить счетчики. В настоящее время эту услугу оказывают управляющие компании, но собственник жилья вправе самостоятельно приобрести водомер. Представители водоканала в этом случае составляют договор, пломбируют счетчик и вносят потребителя в реестр.

Стоимость установки счетчиков на воду

Согласно законам Российской Федерации, стоимость самого счетчика на горячую или холодную воду оплачивается собственником. Цена прибора учета зависит от модели, уровня конкуренции в регионе и других факторов. Людям, проживающим в приватизированных квартирах и частных домовладениях, придется заплатить и за ввод водомеров в эксплуатацию. Бесплатно счетчик можно поставить только в муниципальных квартирах.


В большинстве регионов предусмотрена бесплатная установка счетчиков определенным категориям граждан. Так, постановлением Правительства Москвы № 406-ПП от 29.05.07, право на бесплатную установку счетчика имеют следующие категории граждан:

  • граждане, получающие субсидии на оплату услуг ЖКХ;
  • лица, жилье которым досталось на основании договора купли-продажи, дарения или по наследству, а также другим основаниям, кроме приватизации, но при условии, что это не лишает их права на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ.

В некоторых субъектах РФ периодически проводятся специальные акции, по которым можно установить счетчик на воду бесплатно. Следите за новостями в местных СМИ, чтобы не упустить возможность сэкономить на оснащении квартиры или дома водомером.

Сказать точно, полагается ли вам бесплатная установка счетчика, не зная вашего региона проживания и других данных, мы не можем. В сомнительных ситуациях обращайтесь к юристам.

Обратите внимание! Если вы уже установили счетчики на горячую или холодную воду за свой счет, никаких льгот или денежных компенсаций законом не предусмотрено.

Если вы желаете оплачивать расход горячей и холодной воды по приборам учета, а не по нормативам, обратитесь в организацию или службу, которая занимается техническим обслуживанием вашего дома. Вам нужно будет написать заявление, которое рассматривается в течение 30 дней.


По истечении этого срока организация должна заключить с вами договор и установить приборы учета. Начиная с ввода счетчика в эксплуатацию, вы будете оплачивать фактическое потребление горячей и холодной воды. Чтобы больше не платить по нормативам, после установки счетчика вам нужно обратиться в управляющую компанию со следующими документами:

  • договором на установку счетчика;
  • техническим паспортом на водомер;
  • актом о вводе прибора в эксплуатацию;
  • сертификатами соответствия.

После этого вы сможете платить за фактический расход воды на законных основаниях.

В каких случаях установка счетчика не нужна

Помимо случаев, когда счетчик может быть установлен бесплатно или за ваш счет, законами РФ указываются категории зданий, в которых прибор учета можно вообще не ставить. К ним относятся:

  • так называемые «дома с низким потреблением электроэнергии» – не ставятся любые приборы учета;
  • жилые дома, официально признанные ветхими и предназначенными под снос;
  • здания, имеющие ветхие коммуникации, подлежащие замене;
  • дома, в которых из-за особенностей проводки горячей и холодной воды невозможно считать показания приборов учета.


Если вы считаете, что ваша квартира или дом относятся к этим категориям, обратитесь в управляющую компанию за документом, подтверждающим такой факт. Если это сделать по каким-либо причинам невозможно – пишите заявление в Роспотребнадзор. По вашему обращению выедет специалист, который оценит состояние жилья и принадлежность его к указанным категориям.

Выгодно ли ставить счетчик на воду?

Если вам по федеральному или местному закону положена бесплатная установка водомеров, сомневаться в выгодности не приходится. Другое дело, если устанавливать счетчик придется за свой счет. В некоторых регионах такая услуга обходится собственникам жилья в 5-6 тыс. рублей.

Даже если принять во внимание, что без счетчика вам придется оплачивать норматив, плюс повышающий коэффициент (напомним, в 2017 году он составит 1,6), то экономия будет в пределах 1000-1500 рублей за год. Значимая это сумма для семейного бюджета или нет – решать вам.

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета - в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН - остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Например, если площадь помещения составляет 100 м², площадь дома – 9 000 м², а общего имущества – 1500 м², то доля собственника составит: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц - 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. - 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт - это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Проводить работы по установке ОДПУ за счет средств текущего ремонта допускается, если имущество находится в удовлетворительном состоянии. Но, как правило, физический износ жилищного фонда составляет 70–80% и требует реконструкции.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ - первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета - важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний . На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Собственники помещений в многоквартирных и жилых домах должны рассчитываться за потребленные энергоресурсы исходя из показаний приборов учета. Помочь исполнить требование законодательства призваны организации, поставляющие эти ресурсы. Выясним, как правильно строить взаимоотношения с гражданами-абонентами, которые обратились с заявлением об оснащении их помещений приборами учета.

А.В. Панкратов,

начальник отдела договорной работы юридического департамента ПАО ГК «ТНС энерго»

В этой статье вы прочитаете:

Обязательная установка приборов учета определена в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

От собственников помещений в многоквартирных домах требовалось до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ст. 5 Закона об энергосбережении). В случае если собственники не уложились в отведенные сроки, обязательная установка приборов учета переходила к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики должны были устанавливать водоканал, теплосеть и энергосбыт. Срок установки в данном случае был определен до 1 июля 2013 г. Но процесс продолжается и по сей день.

Поскольку порядок установки приборов учета прописан недостаточно внятно, у граждан возникает множество вопросов: какие приборы допущены к применению, какой у них класс точности и межповерочный период, кто вправе их устанавливать, какие документы для этого необходимы, какая возникает ответственность и т. д. И ответить на все вопросы оперативно и, главное, квалифицированно сможет только поставщик коммунального ресурса.

  • Доходы многоквартирного дома: как заработать себе на капремонт

Не секрет, что обязательная установка приборов, их замена, обслуживание, проведение работ на инженерном оборудовании - стабильный сопутствующий бизнес, от контроля над которым не желают отказываться ни управляющие организации, ни сами поставщики энергоресурсов. Но эта деятельность находится под пристальным вниманием Роспотребнадзора и антимонопольных органов.

И именно поставщики электроэнергии в первую очередь задумываются о наиболее приемлемой схеме организации деятельности по установке приборов учета электрической энергии в случае поступления в их адрес подобных обращений потребителей.

Рассмотрим существующие схемы соглашений об обязательной установке приборов учета.

Обязательная установка приборов учета: «договор о сотрудничестве»

Чтобы потребители могли заказать в центрах очного обслуживания либо через интернет-сервисы работы, связанные с системой электроснабжения помещений, зачастую готовятся проекты «договоров о сотрудничестве» с заинтересованными компаниями-партнерами. Эти компании и занимаются урегулированием всех организационных и финансовых вопросов с обратившимися клиентами.

Развитием такой схемы может быть агентский договор по модели договора поручения, дополнительно предполагающий подписание договоров с клиентами непосредственно гарантирующим поставщиком. В данном случае «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала» (ст. 1005 ГК РФ). Это исключает для ГП риски возникновения споров, связанных с качеством и стоимостью работ. В обоих случаях отсутствуют риски признания ГП платежным агентом, так как денежные средства поступают на счет исполнителя или принципала.

Агентская схема работы с компаниями-партнерами, где в роли принципала выступает уже гарантирующий поставщик, «замыкающий» на себя все заявки клиентов, применяется в ПАО «Мосэнергосбыт».

Обязательная установка приборов учета: требования к поставщику ресурсов

Следует помнить, что законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требует от гарантирующих поставщиков электрической энергии учитывать при осуществлении деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, если она осуществляется в отношении собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, определенные нормы.

1. Указанную деятельность обязан осуществлять поставщик электрической энергии (пп. , ст. 13 Закона об энергосбережении). И именно он должен выступать исполнителем услуги, если обращение адресовано ему (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

Гарантирующий поставщик, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке электроснабжения.

2. Договор, заключаемый с обратившимся лицом, является публичным, и поставщик энергоресурсов не вправе отказать обратившимся к нему лицам в заключении рассматриваемого договора (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

3. Поставщик энергоресурсов обязан проинформировать потребителей об их праве обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов»).

4. При заключении договора предоставляется рассрочка оплаты услуг по обязательной установке прибора учета с внесением платы равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. Исключение: потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).

5. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Так, специалисты организации, выполняющей работы, должны быть обучены и аттестованы в соответствии с требованиями п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007).

Вместе с тем наличие допуска от саморегулируемой организации не требуется, поскольку такие работы не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

6. Поставщик энергоресурсов обязан регулярно информировать потребителей о возможных исполнителях услуг по установке приборов учета - одного из мероприятий, проведение которых способствует энергосбережению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (подп. 3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

Таким образом, существуют риски признания соглашения, заключенного гарантирующим поставщиком с фактическим исполнителем услуги по установке прибора учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

Судебные оценки действий антимонопольных органов

Сам факт «перенаправления» граждан, как потенциальных потребителей услуг по установке, замене, обслуживанию приборов учета, в партнерскую компанию, по мнению надзорных органов, ограничивает конкуренцию с другими хозяйствующими субъектами, предоставляющими аналогичные услуги, приводит или может привести к разделу рынка услуг по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета (п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»).

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Следовательно, МУП „Водоканал“, являясь ресурсоснабжающей организацией в части оказания услуг водоснабжения, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды и не вправе отказать потребителям, имеющим непосредственное присоединение к коммунальным сетям водоснабжения МУП „Водоканал“, в заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета воды, снабжение которой осуществляет МУП „Водоканал“.

Таким образом, суды правильно указали, что МУП „Водоканал“, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке водоснабжения».

Нарушение антимонопольного законодательства установлено

Суд установил правоту выводов антимонопольного органа: это соглашение «приводит или может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов» и ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, предоставляющих аналогичные услуги. Правильность выводов, сделанных судами, подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 09.08.2013 № 10734/13.

Схожая ситуация была предметом рассмотрения УФАС по Нижегородской области в деле № 1285-ФАС52-03/14. Антимонопольный орган рассматривал обращение Кулебакской городской прокуратуры. Проводя проверку по заявлениям граждан, прокуратура усмотрела в действиях хозяйствующих субъектов признаки нарушения антимонопольного законодательства. Было указано, что сотрудники ОАО «Нижегородская сбытовая компания» необоснованно направляли всех граждан в ООО «Энергоконтроль НН», ООО «Энергоконтроль М», а также что ввод приборов учета в эксплуатацию осуществлялся не уполномоченными на это организациями. В действиях ОАО «НСК» был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (ч. , ст. 11 Закона о защите конкуренции). В данном случае нарушение выражалось во взимании с потребителя незаконной платы за действия по опломбированию и введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона „О защите конкуренции“ запрещаются иные, не предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия:

1) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) по созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка».

Решение Нижегородского УФАС России по делу № 1285-ФАС52-03/14

Нарушение антимонопольного законодательства не доказано

Следует учитывать, что судебная практика по аналогичным ситуациям незначительна и противоречива. Более того, от надзорного органа требуют доказывания конкретных действий, совершенных компанией, которые привели или могут привести к нарушению законодательства о защите конкуренции.

В постановлении ФАС Центрального округа от 10.07.2013 по делу № А14-15240/2012 анализируется попытка антимонопольного органа привлечь к ответственности поставщика газа по ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции за недобросовестную конкуренцию. В квитанциях-извещениях, направляемых потребителям природного газа в Воронежской области, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» указывало, что по вопросам приобретения услуг по ТО ВДГО и установке приборов учета газа потребителям следует обращаться в иную организацию - ОАО «Воронежоблгаз».

Постановление антимонопольного органа было признано недействительным, поскольку он не доказал, что указанная в квитанциях компания получила какие-либо преимущества перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и что данная информация причинила убытки либо нанесла ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов, стремящихся к тому же результату.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно п. 9 ст. 4 Закона № 135‑ФЗ недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В пункте 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 „О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (п. 9 ст. 4, ст. 14 Закона № 135‑ФЗ), но и положения ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст. 4, ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

Однако Управление не выявило получение ОАО „Воронежоблгаз“ в результате распространения заявителем информации какого-либо преимущества перед конкурентами, поскольку таковых в решении от 19.07.2012 не установлено, а в отношении ООО „ВоронежТехноГазСервис“ - не доказано».

Договор субподряда

Как вариант, исключающий риски, возможна следующая схема договорных отношений (рис. 2).

Однако данная схема может быть затруднительна для реализации гарантирующим поставщиком в силу ряда причин - например, из-за необходимости самостоятельного урегулирования с потребителем всех организационных вопросов, связанных с заключением и исполнением договора об установке прибора учета, применением невыгодных льготных для поставщика условий о рассрочке оплаты услуг по установке приборов учета, а также привлечения поставщика к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, в т. ч. в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома и пр.).

В сложившихся условиях считаем целесообразным фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, предлагаем:

1. Письменно знакомить потребителя:

  • с требованиями законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности об обязательности приборного учета энергоресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации - партнера.

4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное, на наш взгляд, не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты. Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении до определенного срока.

В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.

Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что, по мнению законотворцев, вынудит население перейти на учет воды.

Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2019 году по закону

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2019 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2019 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2018 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2019 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.

С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.

Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.

Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно , для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей .

После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.

Когда устанавливать счетчики на воду в новостройке и кто должен это делать?

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах

Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.

Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены . Они составляют:

В горячую воду добавляются специальные химический компоненты, которые под воздействием высокой температуры могут быстрее изнашивать механизм прибора. Поэтому срок эксплуатации для горячей воды немного меньше.

Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.

Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.

Результат поверки счетчиков необходимо предоставлять в управляющую компанию в обязательном порядке. Если срок пройдет, а документы не поступят, то она имеет полное право начислять плату за воду, исходя из нормативов, применяемых к квартирам, где не установлены приборы учета.

Как проверяются счетчики на воду

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей .

Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?

Правила установки счетчиков воды в частном доме 2019 году

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.