Что такое суверенитет государства определение кратко. Введение

Слово «суверенитет» вошло в наш лексикон в последней трети прошлого века. Еще наши деды и прадеды, сражаясь за свободу Родины, не знали, что, по сути, отстаивают суверенитет своей страны. Мы же знакомимся с этим термином еще в школе и постоянно встречаем его в СМИ. Так что же означает данное понятие?

Под суверенитетом подразумевают независимость объекта или целого государства от внешних факторов или обстоятельств. С точки зрения политологов это понятие является определяющим при оценке правовых отношений между странами.

История возникновения понятия «суверенитет»

Ответить на вопрос о том, что такое суверенитет, невозможно, не коснувшись исторической подоплеки. Этот термин является заимствованным из французского языка. Первоначально он обозначал доминирование государственной власти и того лица или лиц, которыми оно представлено. Суверенной, или неприкасаемой, считалась территория, находящаяся во власти монарха, или суверена. Но в настоящее время это понятие значительно трансформировалось.

Впервые данное определение стало активно использоваться в политических кругах Франции более пятисот лет назад. В те времена французская буржуазия активно продвигала идею о суверенитете государства, препятствуя тем самым распространению абсолютизма и феодализма. Именно она должна была привлечь народные массы к классовой борьбе, но получила не столь значимую отдачу от простого народа, как рассчитывали представители буржуа. Поэтому Великая французская революция потерпела не менее великое фиаско.

Это явление в зависимости от государства может коренным образом отличаться в своем содержании. Важно знать, что здесь главными факторами являются тезисы правящей верхушки и общественный строй страны. Именно они диктуют интерпретацию основополагающих понятий, таких как суверенитет, свобода и права гражданина. Если мы говорим о социалистических странах, то там под суверенитетом принято подразумевать власть народа. Хотя на поверку это оказывается очень далеко от истины.

Что такое суверенитет сегодня?

На сегодняшний день общепринятым понятием является государственный суверенитет. Он дает право органам власти создавать законодательные нормы поведения граждан, следить за их исполнением и не зависеть в данном вопросе от мнения извне. Кроме того, государство обладает возможностью проводить независимую экономическую и внешнюю политику. Безусловно, существуют рычаги международного давления, которые чаще всего выражаются в виде санкций. Но ни одна страна не имеет права на силовое военизированное вторжение на суверенную территорию.

Характерной иллюстрацией соблюдения прав, дарованных суверенитетом, является внешняя политика, проводимая сейчас Российской Федерацией. Она поддерживает главную идею невмешательства во внутренние дела других государств. Но далеко не все страны мирового сообщества разделяют эту точку зрения, оправдывая вторжение своих войск на чужую территорию принципом необходимости, что является недопустимым.

верховенство и независимость государственном власти, проявляющиеся в соответствующих формах; внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми находящимися на национальной территории гражданами данного государства и не гражданами, а суть внешнего суверенитет заключается в таких принципах, как единство и неделимое м государственной территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410).

Понятие С. имеет два аспекта: внутригосударственный и международно-правовой.

Принцип С. возник в период складывания наций и образования национальных государств.

Обоснование суверенитета как верховенства и независимости власти централизованного государства (самодержавия) было сделано в России в 15–16 вв. (Иван III, Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Иван Грозный) и во Франции в 16 в. (Воден).

В период победы и утверждения капиталистического строя идеологи буржуазии выдвинули с целью привлечения на свою сторону трудящихся понятие «народного суверенитета» (Руссо) и С. нации, С. государства, отождествляя свои интересы с интересами народа.

В действительности С. при капитализме принадлежит господствующему классу – буржуазии, которая использует его в целях своего классового господства внутри страны и охраны своих интересов от буржуазии других наций.

Подлинно народный С. может существовать только в государствах, в которых ликвидировано господство эксплуататорских классов, и существует в наст. время в Советском Союзе и странах народной демократии.

Принцип С. является общепризнанным основным принципом международного права.

Однако в международно-правовой практике капиталистических государств принцип С. соблюдался только в отношениях между государствами т. н. «европейской цивилизации» и никогда не соблюдался в отношениях с народами малых стран и стран, отсталых в своем экономическом развитии.

Международно-правовая практика капиталистических государств и буржуазная правовая наука полностью отрицают С. колониальных стран, а в целях ограничения С. формально независимых государств ввели ряд институтов: «режим капитуляций», «сферы влияния» и др.

Для того чтобы как-то «оправдать» порабощение капиталистическими государствами народов других стран, буржуазные юристы, вопреки общепризнанному и бесспорному положению, что С. является неотъемлемым свойством всякого государства, выдвинули понятия «несуверенных» или «полусуверенных» государств.

В период домонополистического капитализма, когда еще не было монополий и мир не был поделен между капиталистическими государствами, когда избыточный капитал той или иной вырвавшейся вперед страны находил себе применение на еще не захваченных обширных территориях Азии, Африки и других континентов, принцип С. обеспечивал господство буржуазии на «своем» национальном рынке и не мешал крупным капиталистическим государствам захватывать естественные богатства и эксплуатировать народы отсталых стран.

В период империализма вследствие того, что крайне обострилось противоречие между ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимальных прибылей, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны населения жаждущие максимальных прибылей капиталистические монополии стремятся преодолеть свои трудности за счет народов других стран.

Но в период империализма мир уже поделен, нет больше территорий, не состоящих под С. какого-либо государства. Неизмеримо возросло национальное самосознание народов колоний и зависимых стран, настоятельно требующих осуществления своих суверенных прав на самостоятельное и независимое существование.

Для монополий империалистических стран, и прежде всего монополий США, принцип С. стал серьезной помехой для извлечения максимальных прибылей путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран.

Для того чтобы идеологически разоружить народы мира, ослабить их волю к сопротивлению империалистической экспансии, апологеты империализма – буржуазные ученые юристы, философы, экономисты, дипломаты, правосоциалистические лидеры тщетно доказывают, что якобы принцип С. является архаизмом, от которого следует отказаться, что якобы существование суверенных национальных государств является главной причиной потрясающих капиталистический мир экономических кризисов и международных войн, которые якобы можно устранить только в том случае, если все государства откажутся от С. и будет создано «единое всемирное государство» с «мировым правительством», правомочным издавать обязательные для всех народов законы.

Буржуазия провозглашает и отстаивает принцип С, когда он обеспечивает ей высокие прибыли, и отказывается от принципа С, когда он не обеспечивает капиталистическим монополиям получение максимальных прибылей.

Космополитическая пропаганда ликвидации С. и создания «всемирного государства» предназначена для того, чтобы прикрыть гонку вооружений и заключение агрессивных военно-политических договоров против СССР и стран народной демократии, замаскировать обострение внутренних противоречий империалистического лагеря, создать видимость каких-то юридических оснований для вмешательства США во внутренние дела других государств, открыть все государственные границы для товаров и капиталов американских монополий, увековечить национальное неравноправие и колониальное рабство, империалистический гнет кучки миллиардеров над сотнями миллионов трудящихся.

Прикрываясь пропагандой об устарелости С, американские империалисты сколотили агрессивный Северо-Атлантический блок, «Европейское объединение угля и стали» и другие военные блоки и союзы, стремятся превратить Организацию Объединенных Наций и другие международные организации в орудие империалистической экспансии. Все это рассматривается монополиями США как первые этапы на пути к образованию «всемирного государства», т. е. к достижению своего мирового господства.

Советское государство с первых дней своего существования ведет последовательную борьбу за строгое и неуклонное соблюдение принципа С. как важнейшего принципа международного общения.

В противоположность идеологам империализма, с их проповедью государственного «нигилизма», марксизм-ленинизм учит, что к подлинному всемирному объединению человечество придет не через космополитическое отрицание национального С. и не через ликвидацию независимости существующих государств, а через уничтожение капитализма и полное освобождение народов от социального гнета, через образование социалистических наций, всестороннее развитие их культуры – национальной по форме и социалистической по содержанию. И только после этого объединение социалистических наций в зональные экономические центры, укрепление интернациональных связей между ними в конечном счете приведут к единому коммунистическому хозяйству.

С возникновением Советского социалистического государства С. получил качественно новое содержание, соответствующее экономическому строю социалистического государства. Впервые в истории государственный С. стал подлинным С. народа.

В основе советского понимания С. лежит ленин-ско-сталинское учение о праве наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверепна, и все нации равноправны» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 310–311).

Принцип права наций на самоопределение как равного права любой нации образовать свое государство лег в основу национальной политики и государственного устройства Советского Союза.

В обращении Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. сообщалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. «Декларация прав народов России» провозгласила 15 ноября 1917 г. «равенство и суверенность народов России» и «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).

В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., вошедшей потом в первую советскую Конституцию – Конституцию РСФСР 1918 г., – объявлялось, что Российская Советская Республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских Национальных Республик» (СУ РСФСР 1918 г. № 5, ст. 215).

Суверенность и равноправие добровольно объединившихся советских республик в законодательном порядке закреплены в Конституции СССР (ст. 13).

Последовательное проведение принципа суверенного равенства наций в строительстве Советского государства, вызвавшее невиданный экономический, политический и культурный расцвет народов, имеет огромное значение для утверждения этого демократического принципа в качестве основного начала в отношениях между народами.

Советский Союз, имея самый прогрессивный общественный строй, последовательно проводит политику мира и сотрудничества всех народов, основанную на уважении С. всех – больших и малых – наций.

В декларации Правительства СССР на межсоюзнической конференции в Лондоне от 24 сентября 1941 г. указывалось:

«Советский Союз осуществлял и осуществляет в своей внешней политике высокие принципы уважения суверенных прав народов. Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций. Во всей своей национальной политике, лежащей в основе государственного строя Советского Союза, Советский Союз исходит из этого принципа, в основе которого лежит признание суверенности и равноправия наций. Исходя из этого принципа, Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразным и необходимым в целях обеспечения экономического и культурного процветания своей страны» («Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. 1, 1946, стр. 164–165).

Уважение суверенных прав всех народов является одной из основных линий внешней политики Советского государства с первых дней его существования.

Советское государство отказалось от неравноправных договоров царской России с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем и другими государствами Востока и оказало большую помощь народам этих стран в борьбе за отмену их неравноправного положения в отношениях с империалистическими государствами.

Осуществляя на деле принцип С, Советский Союз неизменно выступает в защиту государств, ставших жертвами империалистической агрессии. Советский Союз выступил в защиту Эфиопии, когда на нее напала фашистская Италия, и против нтало-гермаиской интервенции в Испании. СССР решительно протестовал против захвата гитлеровцами Австрии, никогда не признавал «Мюнхена» и аннексии Чехословакии Германией.

В период развязывания второй мировой войны только Советекий Союз твердо стоял на защите прав малых народов. Народы Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии, пользуясь правом на самоопределение, нашли свое спасение от империалистического рабства в братском союзе с народами великой социалистической державы – Союза ССР.

Защита суверенных прав всех больших и малых народов была одной из целей Советского Союза в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. И. В. Сталин в докладе, посвященном 25-й годовщине Октябрьской революции, так определял цели войны: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность их территории; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию.

По инициативе и при поддержке Советского Союза принцип С. был подтвержден в ряде международных актов, подписанных ао время и после окончания второй мировой войны.

В Ялтинской декларации 1945 г. предусматривалось восстановление суверенных прав и самоопределения народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия. В Уставе ООН провозглашено: «организация основана на принципе суверенного равенства».

В результате решающей роли Советского Союза в победе над агрессивными государствами во второй мировой войне и последовательно проводимой им политики уважения суверенных прав всех народов, народы Центральной и Юго-Восточной Европы восстановили свой С, создали новый тип государственности – народно-демократическую республику, осуществляющую функции диктатуры пролетариата;, великий китайский народ освободился от гоминдановского режима и гнета иностранных империалистов – создал Китайскую Народную Республику.

Если отношения между капиталистическими странами строятся на грубом попрании С. и на закабалении крупными империалистическими государствами малых и экономически отсталых народов, то отношения Советского Союза с другими государствами основаны на действительном равноправии сторон и признании С. государств.

Новый тип отношений сложился между СССР и странами народной демократии. Эти отношения основаны на взаимном уважении С. и интересов, на искреннем стремлении к подлинному сотрудничеству, взаимной помощи, к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности.

Этот же принцип уважения суверенных прав всех народов лежит в основе позиции Советского Союза в его отношениях с капиталистическими государствами.

После второй мировой войны Советский Союз выступает в защиту малых народов, борющихся за свои суверенные права, .за самостоятельное и независимое существование. Так было, напр., при рассмотрении в Совете Безопасности ООН заявления Сирии и Ливана о выводе англо-французских войск с их территории, англо-египетского спора и др. Советский Союз решительно протестовал против вмешательства во внутренние дела Индонезии и Греции, против американской интервенции в Корее. Советский Союз в соответствии с Ялтинским и Потсдамским соглашениями последовательно отстаивает суверенные права германского народа на объединение и создание единой, независимой, миролюбивой и демократической Германии.

Советский Союз настаивает на освобождении Японии от иностранной оккупации и превращении ее в независимое демократическое и миролюбивое государство.

Понятие государственный суверенитет появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение.

В настоящее время суверенитет – обязательный признак государства, а страна, его не имеющая, – это колония либо доминион. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Суверенитет – это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри государства, а также в сфере международных отношений.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Иначе, суверенитет – это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

  1. Внешняя – независимость государственной власти;

    Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

    Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

  2. Внутренняя – верховенство власти;

    Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:
  1. С внутренней стороны:
    • Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

      Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

      • Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
      • Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;
      • Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;
      • Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;
      • Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;
    • Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;
  2. С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

    Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Введение

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

В настоящее время мировая цивилизация столкнулась с серьезным системным кризисом, одним из проявлений которого является трансформация национально-территориальной государственности, в течение последних столетий выступавшей основной политической формой существования наций и народов. В условиях экономической, информационной и политической глобализации традиционное содержание понятия «государство» и суверенная государственность как явление все чаще ставятся под сомнение. Государство все чаще рассматривается как изживающая себя сущность, в которой современный мир более не нуждается. На место государства, в качестве более актуальной политической структуры, пытаются поставить «мировое сообщество», как некий единый субъект, исходя из интересов которого должна проводиться политика всех стран и народов. Понятие государства нередко заменяется категориями федерализма, автономии, регионализма, которые выступают как некая альтернатива угасающей территориальной государственности.

Соответственно, происходит отрицание суверенитета как необходимого и значимого качественного признака государства. В связи с глобализацией экономического, культурного и политического пространства в зарубежной науке выдвигаются альтернативы международному и государственно-правовому принципу суверенитета. В качестве более приемлемого правового инструмента организации общественной жизни предлагается принцип автономии в условиях федерализма, который рассматривается уже не как одна из форм территориально-государственного устройства, а гораздо шире - как форма полицентризма власти в различных социальных и политических системах. В целом ряде случаев государственный суверенитет заменяется народным или национальным суверенитетом или рассматривается не как самостоятельный политико-правовой феномен, а как производное от них явление.

В то же время в различных исследованиях, высказываниях некоторых государственных деятелей и политиков, в международном праве указывается на фундаментальный характер принципа суверенной государственности, что в конечном итоге предполагает верховенство государственной власти конкретных стран на своей территории и независимость соответствующих государств в отношениях с другими странами при проведении ими внутренней и внешней политики.

Вышеуказанное определяет значимость и актуальность изучения феномена суверенитета в связи с наличием проблем политико-территориального устройства современных государств и тенденциями его развития в глобализирующемся мире. Подобный подход обусловлен как общей направленностью развития суверенной государственности в мире, так и особой остротой данного вопроса для Российской Федерации, которая в последние годы «столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности»

Объектом настоящего исследования являются проблемы государственного суверенитета в свете последних изменений в законодательстве, и центральной проблемы современной юриспруденции - проблема прав человека.

Предметом курсовой работы является суверенитет государства, а также вопросы соотношения государственного суверенитета и основных прав и свобод человека.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить путем комплексного изучения основные особенности теоретического развития концепции государственного суверенитета и основные тенденции его воплощения в практику построения федеративных и межгосударственных отношений Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования:

Проследить эволюцию понятия суверенитета от его возникновения до наших дней;

Определить правовые принципы государственного суверенитета;

Рассмотреть вопрос соотношения суверенитета государства и прав человека.

Рассмотреть проблемы суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

Изучение научной литературы;

Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.

Основная часть

Глобализация выступает фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом трансформирующим классические формы государственного устройства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета – носят достаточно объективный характер. Это ведет к всеобщей трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является реновация имперских моделей государственного устройства и возникновение нового вида имперского суверенитета. В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции в развитии политико-территориальной организации современных государств. С одной стороны – это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции федеральной власти в целом ряде федеративных государств (США, ФРГ, Индийский Союз, Россия, латиноамериканские федерации). С другой – это процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации и конфедерализации современных государств, которые идут параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень – различным международным организациям и союзам, их добровольное ограничение в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав (США, Китай), международных организаций (НАТО и др.), союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй (Европейский Союз).

В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как проблема суверенитета в современном мире, а также, проблема суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже.

Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, выражающееся в ее способности быть независимой при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства. В современных условиях суверенитет государства в его внешнеполитическом аспекте ограничен системой международных правовых отношений, а во внутреннем плане – демократическим правом народа выступать единственным источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие суверенитет государства, имеют тенденцию к постоянному сближению и взаимодействию, определяя тем самым демократизацию всего мирового порядка.

Следует различать форму и содержание государственного суверенитета. Изучение содержания суверенитета позволяет ответить на вопрос, что представляет собой суверенное государство, а при анализе формы исследуется вопрос, каким именно органам государственной власти надлежит выступать в качестве представителей суверенного государства.

Современный суверенитет российского государства не сводится только к его полномочиям. В реальности нет, и не может быть, во всем одинаковых способов взаимодействия федерации с ее различными субъектами. Особенности развития субъектов РФ обусловлены: историческим опытом их развития в качестве субъекта Федерации, этнокультурными особенностями, географическим фактором, экономическим уровнем развития и т.д. Единство суверенитета федерации не может быть эффективно обеспечено без учета указанных особенностей субъектов федерации.

Механизм реализации суверенитета требует всестороннего анализа субъективных факторов, определяющих деформации данного суверенитета, Структуры государственной власти должны быть крайне чувствительны ко всякого рода деформациям.

Всеобщее соблюдение законов и единство законности – главное средство обеспечения единства суверенитета государства.

Глоссарий

Определение

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты.

Интеграция

(От лат. integer - целый). Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

Конвенции

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

Конфликт

Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

Монополия

(От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

Научно-технический прогресс

Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Политика

Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

Ратификация

Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

Суверенитет

от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2 Ст.22.

Bodin, Jean Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la Republique / Abridged and translated by M. J. Tooley. - Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955.

Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета: Журнал. - 2008. - № 1. - С. 79.

Суверенитет в федеративном государстве

Конституция Республики Татарстан

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 192.

Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.,: Юрид. лит., 1978. - С. 3-4, 18-19.

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 35-37.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. - М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее.

Левин И.Д. Суверенитет. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 18.

Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443.

См.: Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6.

См.: Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

См.: Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.edinros.ru/news. html?id=111148].

См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. «По запросу группы депутатов государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

Вестник МГИМО-Университета Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre / Перевод под ред. В. М. Гессена и Л. В. Шалланда. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443

Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6

Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

К признакам суверенного государства относят:

1. территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);

2. независимость государства.

Характеризующие суверенитет два его юридических признака - территориальное верховенство и независимость государства - неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления - государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельностьв этом пространстве любой иной публичной власти.

Таким образом, термин-понятие «территориальное верховенство» государства выражает в общем виде следующие сущностные свойства государства:

· концентрация в его руках всей полноты публичной (общественной) власти и властного принуждения;

· осуществление государством законодательной, административной и судебной юрисдикции;

· установление и поддержание правопорядка внутри государства;

· наличие единства и юридической неограниченности власти государства, осуществляемой органами государства в их совокупности.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права - международным правом.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах:

1. в независимости государства применительно к регулированию его внутренних общественных отношений (внутренняя независимость);



2. в независимости государства в его внешних сношениях (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Внешняя независимость государства, прежде всего в его взаимоотношениях с другими государствами, состоит в том, что оно свободно, независимо от других государств осуществляет внешнеполитическую деятельность в рамках своих международных обязательств по общему международному праву и локальным международным соглашениям.

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

1. дуалистическая;

2. примата международного права;

3. примата внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Суверенитет народа

Суверенитет народа, или народный суверенитет, - это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия - составные элементы народного суверенитета.

Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

21. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя.

Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:
1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;
4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).

22. Политические основы конституционного строя РФ. Идеологическое и политическое многообразие.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества.