Дать определение термину права человека. Какие бывают права человека

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, они проистекают из естественного права. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Такими являются следующие права:

  1. на жизнь. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. Оно предполагает проведение государством миролюбивой политики, которая исключает конфликты и войны. В мирных условиях гарантия данного права не сводится к запрещению убийства, государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью и особенно с террористическими акциями. Также гарантиями этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности и др.;
  2. достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других;
  3. на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые непротивоправные поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, которая охватывает его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь;
  4. на частную жизнь. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз;
  5. на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, которые предусмотены федеральным законом, или на основании судебного решения.
  6. Правом на охрану жилища пользуются лица, которые являются его собственниками, арендаторами или проживающие по договору найма;
  7. на национальную принадлежность;
  8. на свободу передвижений и местожительства. Этого права лишены все лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде;
  9. на свободу совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  10. на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

К ним также можно отнести:

  1. право на экономическую деятельность;
  2. право частной собственности;
  3. трудовые права и свободы;
  4. право на защиту материнства;
  5. право на социальное обеспечение;
  6. право на жилище;
  7. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  8. право на благоприятную окружающую среду;
  9. право на образование, свободу творчества;
  10. право на участие в культурной жизни.

Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Всеобщие права человека зачастую зафиксированы и гарантированы законом в форме договоров, обычного международного права, общих принципов права и других источников международного права. Международное право в области прав человека возлагает на государства обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека.

Универсальность и неотъемлемость

Принцип универсальности прав человека – основа международного права в области прав человека. Этот принцип, который впервые приобрел особое значение с принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 года, стал постоянно фигурировать в многочисленных международных конвенциях, декларациях и резолюциях, относящихся к сфере прав человека. Так, например, на Всемирной конференции по правам человека 1993 года в Вене было отмечено, что поощрение и защита прав человека и основных свобод - это обязанность государства, не зависящая от его политической, экономической и культурной системы.

Каждое государство ратифицировало хотя бы один из основных договоров в области прав человека, а 80% государств ратифицировало четыре и более таких договоров, что отражает всеобщее согласие среди государств в соответствующей сфере, накладывающее на них правовые обязательства, и подтверждает принцип универсальности. Некоторые базовые нормы в области прав человека закреплены обычным международным правом.

Права человека неотъемлемы. Человека нельзя лишить их, за исключением редких случаев и согласно надлежащей правовой процедуре. Так, например, право на свободу может быть ограничено, если человек в судебном порядке признан виновным в совершении преступления.

Взаимозависимость и неделимость

Все права человека представляют собой единое целое, они взаимосвязаны и взаимозависимы: будь то гражданские и политические права, как, например, право на жизнь, равенство перед законом или свобода выражения мнений; экономические, социальные и культурные права, как, например, право на труд, общественную безопасность и образование, или коллективные права, как, например, право на развитие и самоопределение. Прогресс в соблюдении одного права способствует прогрессу в соблюдении других прав. Таким же образом несоблюдение какого-либо одного права отрицательно влияет на осуществление других прав.

Принцип равенства и недискриминации

Принцип недискриминации – всеобъемлющий принцип международного права в области прав человека. Этот принцип присутствует во всех основных договорах, касающихся прав человека, и является центральной темой некоторых международных конвенций по правам человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Принцип недискриминации применим к каждому человеку и распространяется на все права человека и свободы, не допуская дискриминацию ни по одному из признаков, будь то пол, раса, цвет кожи или любой другой признак. Принцип недискриминации дополняется принципом равенства, что зафиксировано в статье 1 Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Права и обязанности

Признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. В соответствии с международным правом государства берут на себя обязательства по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от ограничения прав. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать правонарушений. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека. На индивидуальном уровне, каждый человек должен уважать права других.

совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. В общем виде они представляют собой комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса личности. Как нередко считается, к международному праву относится лишь обязательство уважать Л.ч. (т.е. принцип уважении прав человека и основных свобод), сами же соответствующие права и свободы предоставляются индивидам государствами через их внутреннее право (либо международным договором, участником которого государство является). П.ч. неделимы, составляют единый комплекс. Социально-экономические права являются основой П.ч. Никакие ссылки на необходимость защиты П.ч. не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, запрещение угрозы силой или ее применения и т.д. Из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос внутренний, регулируемый им самостоятельно. На этом основано сложившееся в практике ООН правило, согласно которому под нарушением П.ч. как международной проблемой следует понимать не единичные нарушения прав отдельных индивидов, а общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать П.ч., совершая массовые и грубые нарушения основных П.ч., являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Осуществление принципа уважения П.ч., дальнейшее развитие межгосударственного сотрудничества в этой области неразрывно связаны с укреплением международного мира и безопасности, последовательным соблюдением других общепризнанных принципов международного права, в первую очередь принципов мирного сосуществования.

Вопросы содержания международного сотрудничества в области П.ч. имеют приоритет перед вопросами, связанными с созданием и функционированием международных процедур в данной области. Международные процедуры в принципе предназначены для того, чтобы повышать эффективность содействия уважению к П.ч. на международном уровне, а не заменять или дублировать работу государственного механизма по этим вопросам. Устав ООН не конкретизирует понятие П.ч. Это сделано в международных документах, принятых на его основе. Одни из них имеют рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г. и др.), а все остальные - международные договоры, т.е. документы, имеющие обязывающий характер для их участников. К таким договорам относятся Конвенция о политических правах женщины 1952 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.

Международное сотрудничество в области П.ч. имеет 2 основных аспекта. Это, во-первых, поощрение уважения к правам человека, содействие их осуществлению и, во-вторых, борьба с грубыми и массовыми нарушениями таких прав. Советский Союз был инициатором принятия ряда международных документов, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями правам человека: Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. Принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, 1973 г. Демократическая юриспруденция признает за человеком определенные, зафиксированные в различных международных и внутригосударственных правовых актах права и свободы. Права - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни, быть гарантированным от насилия и т.д. Свободы - отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.ч. принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные П.ч., как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а т.ж. право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные П.ч. являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В России основным документом, фиксирующим П.ч., является Конституция РФ, ее глава 2 "Права и свободы человека и гражданина". См. т.ж. ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.

Отличное определение

Неполное определение ↓

понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.

П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.

Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.

Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-

лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,

в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.

Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.

Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.

О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Человек и государство всегда являлись взаимодополняющими друг друга категориями. Потому что именно посредством людской деятельности появился в этом мире. Мало кто знает, что эта структура является исключительно социальной. Анализ истории это подтверждает как нельзя лучше. Ведь в самом начале люди были разрознены между собой. Впоследствии они начали понемногу объединяться в группы, которые с течением времени увеличивались. Этот процесс привел к появлению государства в той форме, в которой все мы привыкли его видеть. Но с развитием этой категории возникла проблема с регулированием отношений внутри неё. Существовало несколько способов координирования общественных отношений в государстве. Первым стало насилие. Но оно не принесло должного результата, потому что его использование должно происходить руками сильного лидера, который есть не всегда. После насилия была испытана религия. Однако, её действие распространилось исключительно на верующих людей. Последним «вариантом» стало право. Его используют по сей день. С помощью права определяются юридические режимы государства, человека и их взаимосвязи. Что касается последних двух категорий, то они существуют в таком понятии, как права и свободы человека и гражданина, о которых будет рассказано далее в статье.

Понятие права

Дабы наглядно рассмотреть права и свободы человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее в статье, необходимо прежде всего понять, откуда они берутся. Конечно, исходной категорией в данном случае является право в его классическом виде. Однако, невзирая на распространенность данного термина, мало кто знает, что он собой представляет. Учитывая теоретические наработки в этой области, можно сделать вывод, что право - это основной отношений, построенный на принципе общеобязательности и нормативности. В структурном виде данная категория представляет собой иерархичную систему правовых норм, которые влияют на те или иные общественные отношения. В данном случае права человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее, являются связующим звеном между упомянутым регулятором и непосредственно социумом.

Человеческие права

Перед судом и законом все равны, то есть, реализация основных правомочий и свобод осуществляется без вреда аналогичным юридическим возможностями иных лиц;

Мужчины и женщины полностью равны в своих правовых режимах;

Международные, общепризнанные нормы имеют бесспорный авторитет перед законами Российской Федерации;

Существуют строгие рамки, на основе которых происходит любого рода ограничения человеческих свобод;

В РФ запрещается использовать главные юридические правомочия людей для разжигания войны, расовой или религиозной ненависти, изменения политического или территориального строя государства и т. п.

Данные виды гарантий прав человека играют весомую роль в процессе реализации основных правомочий. Помимо этого, они в большей части закреплены на законодательном уровне, что делает их общеобязательными.

Основные виды прав человека

Существует несколько основных классификационных видов всех имеющихся человеческих прав и свобод. Все они были сформированы на основе существующей Основные права, как правило, принадлежат всем, однако, некоторыми из них могут обладать лишь граждане отдельных государств. Таким образом, выделяют следующие права и свободы, а именно:

  • Личные.
  • Политические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Культурные и экологические.

Каждый вид имеет свои особенности и характерные черты, о которых автор расскажет далее.

Личные человеческие права

Личные правомочия человека относятся к первому поколению юридических возможностей. То есть, их наличие ничем не обусловлено и достаточно сложно ограничивается. Личные права являются природными и неотчуждаемыми. Как объект притязания государство не может их использовать. Наличие подобных юридических правомочий необходимо во время построения гражданского, демократического общества. К личным правам на сегодняшний день относятся следующие, например:

Личную неприкосновенность;

Право на достоинство личности;

Право пользоваться языком родным;

Иметь неприкосновенное жилье;

Иметь свободное передвижение по территории Российской Федерации.

В зависимости от государства, личные права человека, понятие и виды которых представлены в статье, могут дополняться на уровне Конституции.

Права политические

Личностными свободами второго поколения можно назвать политические права. Эта группа показывает связь человека и государства, а также обеспечивает реальное участие граждан в политическом процессе страны. Политические права, по сути, являются продуктом демократии, так как их понятие было сформировано во времена активного революционного движения по всему миру. Степень фактической реализации политических прав показывает уровень демократичности государства. На сегодняшний день к числу подобных юридических возможностей относятся:

Право избирать и быть избранным в органы политической власти.

Право на реальное участие в делах своей страны, а также социума.

Право на абсолютно равный доступ к службе государственного характера.

Право на создание профессиональных союзов.

Право на проведение всевозможных собраний, митингов и т. п.

В Российской Федерации политические права существуют и активно реализуются гражданами этого государства, что позволяет судить о высоком уровне демократии в стране.

Экономические правомочия

Экономические права и свободы человека показывают его роль в процессе распределения материальных благ и построении экономики государства в целом. Помимо этого, при помощи экономических правомочий люди имеют вход на для повышения своего материального положения. К экономическим правам относятся следующие:

Право на имение частной собственности.

Право иметь в структуре частной собственности земельные участки.

Право на вольную предпринимательскую деятельность.

Право на наследование имущества и иных благ.

Экологические, социальные и культурные права

На сегодняшний день существует ряд правомочий, которыми регулируются наиболее динамические отрасли жизнедеятельности человека. К числу подобных можно отнести социальную, экологическую и культурные сферы. Посредством своих прав люди реализуют личные интересы. В данном случае правомочия представленного характера просто необходимы, так как благодаря им человек имеет жилье, реализует свои творческие замыслы, вольно работает, живет в чистых населенных пунктах и т. п.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели понятие и виды прав и свобод человека и гражданина. Данный аспект все еще нуждается в теоретической доработке, дабы юридическая система нашего государства работала качественно.