Право на национальность и родной язык. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. На­циональность - это принадлежность лица к этнической группе, ха­рактеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, по­зволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации - определение национальной принадлежности связывается не столь­ко с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям ду­ховно связанным общим языком и культурой.

При этом в Конституции России закрепляется, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной при­надлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федера­ции в настоящее время не содержит графы «национальность». Вместе с тем, в паспортах, выдаваемых жителям Татарстана, может содержаться вкладыш, в котором имеется возможность указывать национальность гражданина.

Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государ­ственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, спо­собствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных свя­зей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или ума­ление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправ­ления, государственных учреждениях республик.

Право на пользование родным языком. Гарантированная Конституцией юридическая возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией (ст. 68) наряду с использованием государственного языка входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях этих субъектов РФ. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности, в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного права на пользование родным языком предусмотрена Законом от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (в редакции от 5 июня 1998 г.).


Свобода передвижения и выбора места жительства. Конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться в нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина и в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т.п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (ст. 6) устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» определен порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ, основания ограничения этого права, а также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

Действующее законодательство устанавливает определенные ограничения в отношении свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Согласно Закону «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» такие ограничения допускаются: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых заболеваний людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

59Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания. Свобода мысли - это естественное и имманентное состояние человеческого ума, в принципе не нуждающееся ни в каком правовом закреплении. Но поскольку в определенных (тоталитарных и авторитарных) услови­ях имеют место ограничения и даже подавление этого естественного права человека, конституции демократических стран считают необхо­димым четко и последовательно утверждать такую свободу в тесной связи со свободой слова, совести и религии. В обеспечении этих прав и свобод - одно из важнейших проявлений демократизма и гуманизма общественного и государственного строя страны. Эти личные права и свободы неотделимы от обеспечения таких других прав и свобод, как свободы инакомыслия, печати, критики, оппозиции, права меньшинств и др.

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., за­крепив свободу выражения мыслей и мнений (ст. 11), вместе с тем указала, что никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не наруша­ет общественного порядка, установленного законом (ст. 10). Во Всеоб­щей декларации прав человека ООН говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выпол­нении религиозных и ритуальных обрядов (ст. 18). Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независи­мо от государственных границ (ст. 19).

Многое о свободе мысли и слова, совести и религии уже было ска­зано при характеристике конституционных основ духовной жизни де­мократических стран (см. § 4 гл. 3). Тем не менее можно привести и другие конституционные материалы, более конкретно и полно раскры­вающие пути решения этих проблем в конституциях разных стран. Так, Основной закон о свободе высказываний Швеции 1991 г. (п. 1) указы­вает, что каждый шведский гражданин обладает правом гласно выра­жать свои мысли, мнения и чувства по радио, на телевидении и с помо­щью иных подобных средств передачи, в фильмах, видеопрограммах и др.; эта свобода преследует цель обеспечить свободный обмен мнениями, свободное и всестороннее просвещение и свободное художест­венное творчество; в этом отношении не могут устанавливаться ника­кие другие ограничения кроме тех, которые вытекают из настоящего Основного закона.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Статья 26 КРФ Статья 26

1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на выбор национальности чрезвычайно важно. Так ЕСПЧ выводит его к неприкосновенности частной жизни. Наша Конституция РФ также выводит это право, т.к. оно имеет чрезвычайно важное значение для человека. Человек как биологическое существо имеет право на жизнь, как социальное существо-достоинство личности. При умножении права на жизнь и достоинства личности – образуется независимость (свобода и личная неприкосновенность - с внутренней стороны и неприкосновенность частной жизни с внешней). Есть еще одна характеристика, определяющая взгляды человека. Так, вопросы крови всегда являлись самыми главными для человека. Национальность - объективная характеристика человека. Многие другие аспекты конституционных прав, они трактуются исходя из национальных традиций и особенностей.

Национальность - определенная этническая группа с особыми взглядами на жизнь, традициями, внутренними ценностями. Человек, родившийся в этнической группе, перенимает стереотипы поведения, считая его своими собственными (в некоторой степени они и есть его собственные). Это все переплетено, следовательно, можно сказать, что объективный признак.

Какой бы мультикультурной не была б Европа, но, тем не менее, многие нации сплоченные, а традиции сохраняются, поэтому многие конституционные права могут трактоваться по-разному, для одной национальности - нарушение права - может быть более болезненным, а для другой - менее болезненно.

В нашем обществе, в котором крепкие семейные связи, осуждается тот случай, если лицо бросает своих родственников, но может быть и такое общество, где это не так. Поэтому оценка, которую мы давали может быть более мягкой. Если люди считают, что что –то не входит в их частную жизнь и не должно входить, то и посягательство на это не будет причинять такого урона, как для других национальностей.

Каждый имеет право определять и указывать свою национальность.

1) Каждый вправе выбирать (указывать) - говорить всем свою национальность или не говорить, никто не может требовать вас сообщать это.

В СССР была графа «национальность». Необходимо было указывать свою национальность, а в случае указания другой национальности это расценивалось как сообщение недостоверных сведений, что приводило в определенного рода проблемам. Однако обязанность указания своей национальности, которое впоследствии влияет, например, на трудоустройство,- это дискриминация.



Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Независимо, следовательно, национальность не должна приниматься во внимание в отношении государства и людей. Если это принимается во внимание, то это дискриминационный подход к различным группам населения.

2) Определять национальность. Национальность - объективная категория (т.к. определяется от родителей) указание национальности - указание на общность.

Национальность - объективная характеристика личности, которая связана с достоинством личности. Когда есть возможность выбора. Какое имеет значение, если отношение к людям не имеет отношение к их национальности. Говоря о переселении из других государств на территорию СССР в советское время использовался институт соотечественничества, поэтому в сов время невозможны были конфликты на национальной почве благодаря этому. Однако парадокс в том, что в п.5 было предусмотрено обязательное указание национальности.

Поэтому в нашем многонациональном государстве не имеет значение национальность, к тому же невозможно точно определить национальность из-за смешения кровей. Иногда национальность может иметь значение, Например, гражданин обращается в КС о том, что нет в паспорте графы «национальность», а он ею гордится, но КС говорит, что все конституционно т.к. паспорт для других целей. Т.к. указание национальности - это частное право для частной жизни. Государство не мешает осуществлению этого права и позволяет выражать его различными способами.



Человеку должна быть дана возможность говорить о своей национальности, разрешено ее проявлять, т.к. это достоинство человека, он хочет защищать ее и проявлять, но государство не обязано предоставлять все эти возможности.

Право выбора образования очень часто связано не столько с национальностью, но и с

Требование образования на родном языке, вот это государство должно постараться обеспечить. Т.к. если не будет носителей языков, то культура и язык будут угасать. Например, пользование родным языком позволяет требовать переводчика в суде (не только иностранные граждане обладают этим правом, но и не знающие русский граждане РФ). Если человек не владеет русским языком, то он не может в достаточной степени участвовать в решении своей судьбы в суде. Также и в государственных органах: разговор с Вами будет вестись на том языке, каким владеете. Без языка затрудняется осуществление всех прав, т.к. необходимо общение на основе языка. Не может государство ввести только один язык. А полиция не имеет право требовать людей, говорящих на непонятном для ее сотрудников языке заставить их замолчать. Если человека в республике заставляют изучать язык этой республики. Например, Чеченская республика, вы будете обязаны изучать этот язык, т.к. проживаете в месте компактного проживания определенной национальности. Вы получаете образование в соответствии с утвержденной субъектом программой. В каждом субъекте, обладающим еще одним языком, помимо русского, вам будет необходимо использовать и этот язык в том числе.

Если в какой-то местности компактного проживания, в котором 50\50 используется язык федерации и субъекта, то какой из языков выбрать. Этот вопрос очень тонкий., связан с тем, что надо установить баланс между национальностями. Поэтому языковой выбор связан с крупными этносами (башкиры, татары). Закон говорит о том, что все языки, на которых говорят в РФ, могут изучаться в РФ.

Право на свободу передвижения.

Статья 27 Конституции:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Свобода передвижения означает свободный выбор того, где находится, проживать в определенный момент времени. Это личное заградительное право. Т.к. этому праву может мешать осуществлению этого права. Государство не должно устанавливать ограничение этому праву. Например, супруги находятся в разных местах, и это им гарантировано конституцией.

В первую очередь это связано с государством, т.к. ему необходимо знать где и зачем находятся граждане (например, военная служба, избирательные функции). Если граждане перемещаются, как броуновское движение-то это очень сложно отследить их для государства. Поэтому в СССР появляется институт «прописки». Это значит право на проживание в определённом месте. В более строгие времена необходимо было получение выдать паспорт (например, колхозы). Без права проживать в определенном городе, нельзя было получить работу. Ограничение, вводимое пропиской, ограничивало все другие конституционные права, поэтому КС признал огромное число законов не соответствующими конституции. Вместо прописки в настоящее время появляется новый институт – «регистрация». Например, можно голосовать при наличии регистрации. Следовательно, БОМЖи лишались, например, права голосовать вследствие отсутствия регистрации, точнее не лишались, а просто не могли его осуществить. В этом смысле фактически нарушалось данное право, т.е. ст. 27 фактически ограничивала возможность голосовать. Теперь при предъявлении паспорта, можно проголосовать. В этом состоит и свобода передвижения - когда не ограничиваются права вследствие проживания в любом месте РФ. Свобода передвижения защищает и другие права, запрещая ограничения прав вследствие привязки к определенному месту.

Свобода избирать место жительства- возможность проживать в любом городе независимо от разрешения, а его регистрация последствие после приобретения жилой площади. Это чрезвычайно важное право было выстрадано нашим государством. Это право гарантируется каждому, кто законно находится на территории РФ.

Что значит законность? Нахождение на территории РФ граждан - законно. В соответствии с ч.2 ст.27 никто не может быть лишен права возврата на Родину (А.В. Ильин проводит здесь отождествление Родины и РФ).

Не может быть распространено на иностранцев и лиц б\гражданства. В отношении их может быть ограничено право свободы передвижения по территории РФ. Каждое государство может ограничить въезд граждан другого государства на свою территорию без объяснения причин. Это и есть суверенитет государства. Теперь гражданин РФ не может быть выслан, т.к. он не может быть лишен гражданство. Нельзя лишить гражданства. Ч.3 ст.6 КРФ

1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Бельгийские полицейские взяли наркоторговца. Он съел наркотик, но т.к. бельгийские полицейские вкалывают рвотное средство, то, изрыгнув наркотик, съеденный задержанным ранее, полицейские указали, что он сам предоставил им доказательства. Пожаловавшись в ЕСПЧ, наркоторговец получил ответ о том, что он был вынужден свидетельствовать против себя.

Речь идет об иностранных гражданах и лиц б\гражданства. Этим категориям можно получать визу на въезд и выезд. Бывает вид на жительство (разрешение на проживание) бывает рабочая виза (на проживание и труд). Если срок истекает, лицо подлежит высылке (реамнистии) из РФ. Сноуден, например, может ездить куда угодно по РФ вплоть до истечения срока действия документов (либо продление этих разрешений). Кроме того, разрешение на работу квотируется. Но на обычные визы оно, как правило, не распространяется. Данное права регулируется «Законом о порядке въезда и выезда в РФ» (это административное право)

По ч.1 ст.7 может быть ограничения на территории РФ, т.к. есть определенные местности, которые нельзя посещать (например, приграничные зоны, закрытые административные территориальные образования), но такой запрет может быть неконституционен. Не только для иностранных граждан, но и граждан РФ. Вход на юрфак только по карточкам- не ограничение ч.1 ст.27, т.к. это не публичное место. Частный сервитут-частные территории не обеспечивают осуществление права передвижения.

Ч.2 ст.27. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Очень важное право очень право свободно выезжать. Раньше вы должны были получать не только въезд, но и выезд визу. Теперь все могут беспрепятственно покидать РФ. Это право характеризует свободу. Тюрьма характеризует ограничение свободы, т.к. нет права выходить. Поэтому с этой точки зрения страну можно сравнить с тюрьмой, если нет права покидать страну. Все вопросы на таможне на выезде-противоправны. Чтобы лицо воспользовалось правом выезда, необходим загранпаспорт, кроме того он использоваться как механизм ограничения выезда. Может быть отказано в выезде из РФ – доступ к гостайне. Без загранпаспорта невозможно выехать за пределы РФ. Для всех служащих павоохранительных органов действует разрешительный режим - необходимо получение разрешение на паспорт, а потом разрешение на выезд.

ЗАДАЧА. Закон «Об исполнительном производстве» разрешает на полгода запретить выезд гражданам, которые имеют задолженность по решению суда. Часто граждане узнают об этом только на таможне.

Конституционно это или нет? Здесь выступают следующие права:

1) право на свободу передвижения

2) право на судебную защиту и исполнение судебного решения.

Где граница одного права, а где другого? Необходимо анализировать пропорциональность этих прав. В таком случае, надо смотреть с какой целью человек выезжает. Как запрет - неконституционен (т.к. он не дифференцирован). С одной стороны - личное право и его реальное ограничение. С другой- имущественные. Личные дороже, т.к. их границы менее поддаются сужению. Надо понимать, где границы этого права. Само по себе ограничение выезда. Здесь несоразразмерно. Дифференцировать из цели поездки - невозможно.

Другие способы ограничений. Самый распространенный запрет - если выезд с несовершеннолетним - необходимо соглашение обоих родителей. Если один из родителей отказывает, то получается, что один человек может запретить выезд другого человека, тем самым ограничивая его право на свободу передвижения. Здесь необходимо проверить по какой причине выезжает ребенок.

Что касается государственной тайны - лицо имеющее доступ к ней, то лицо не может без разрешения выезжать долгое время. В настоящее время необходимо получать разрешения. Этот запрет вводится в целях ограничения государственной безопасности.

Полковник генштаба судился об обеспечении жилого помещения в ЕСПЧ. Приходит он в генштаб дать разрешение на выезд в Страсбург. Начальник генштаба отвечает, что нашего полковника самый высокий доступ, значит, ему нельзя выезжать 25 лет. Далее полковник опять обращается в ЕСПЧ, т.к. запрет на выезд на заседание. Вместо того, чтобы его пустить полковника, генштаб говорит, что он не выездной. ЕСПЧ постановляет, что даже на заседание ЕСПЧ он не может выехать. Полковник жалуется в КС, но тот отвечает, что все конституционно.

Конституционно ли это? Может ли полковник все разболтать, не выезжая за пределы РФ? Может. Следовательно эта цель (цель сокрытия гостайны) - не будет достигнута, но будет достигнута цель наказания за разглашения гостайны.

Президент, депутаты, бывший президент имеют право на выезд.

Следовательно, в данном случае вопрос цели. Могут ли права отдельных личностей ограничены для интересов государства. Ч.4 ст.29 КРФ - Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

а также другие способы, которыми определяется гостайна.

Лучше всего все дифференцировать и исходить из конкретной ситуации, но правоприменитель не сможет охватить все аспекты, поэтому наше законодатель либо все разрешает, либо все запрещает.

Следовательно, устанавливает определенные сроки, т.к. идет расчет на то, что это будет уже не тайна по пришествии этого времени. В случае продление срока невыезда из-за гостайны, никто не сможет проверить правдивость этого факта, т.к. это гостайна. Вследствие этого, это нарушения. Т.к. право содержит въезд и выезд.

С такими правами надо быть аккуратными. Следовательно, ограничивая это права для военнослужащего полностью, т.к. возможно наступление военного времени.

Каждый, кто законно находится, может выезжать. А неконституционно, т.к. на длительное время это лицо ограничено в праве свободы передвижения ради эфемерных целей.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Статье 26 Конституции РФ

1. Нормативное содержание основного права, зафиксированного в ч. 1 комментируемой статьи (первое предложение), может быть выявлено только в связи со значением понятия национальная принадлежность. Субъектом такой принадлежности является каждый, кто находится под юрисдикцией РФ. Нормативное значение комментируемого положения проявляется в системном единстве с содержащимися в абз. 1 преамбулы и положениями о многонациональном народе РФ как субъекте высшего уровня социально-политической, национально-этнической, социокультурной самоидентификации. Соответственно, каждый из составляющих многонациональный народ РФ индивидуумов имеет свою национальность (принадлежит к национальности) и может - в соответствии с конституционно признанными возможностями - ее определять и указывать.

Фактическая национальная идентичность, т.е. принадлежность человека к определенной нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, не тождественна значению понятия "национальная принадлежность" в его конституционно-правовом смысле. Сама конструкция соответствующей нормы, закрепляющей право, т.е. субъективные возможности человека, связанные с определением и указанием своей национальной принадлежности, свидетельствует о вариантах такого выбора; это означает, что национальная принадлежность не может быть жестко детерминирована исключительно генетическими и этническими факторами происхождения человека, так как в противном случае ни о каком выборе (конституционном праве) говорить не пришлось бы. В то же время следует учитывать, что такой выбор не может основываться исключительно на субъективных, индивидуально-оценочных представлениях человека; в конституционно-правовом аспекте национальная принадлежность принципиально идентифицируется в том числе по объективным критериям (антропоморфные признаки, язык, психический склад, культурный архетип, образ жизни и т.п.). Но эти признаки могут основываться не на национально-этническом происхождении, а быть приобретенными в силу длительного пребывания человека в соответствующей (новой по сравнению с генетическими корнями) социокультурной среде. В случае же, например, судебного спора по поводу возможности реализации человеком своего права на определение национальной принадлежности данные факторы национальной самоидентификации личности могут и должны иметь такое значение, которое возможно оценить в судебном порядке.

Так, Чкаловским районным судом Екатеринбурга было рассмотрено дело по заявлению Л. об установлении того факта, что она является по рождению немкой. Суд исходил из того, что действующим законодательством порядок определения национальной принадлежности гражданина не установлен. Наличие в свидетельстве о рождении гражданина указания на национальную принадлежность его родителей само по себе не есть определение национальной принадлежности данного гражданина. Действовавший ранее порядок определения гражданином своей национальной принадлежности по национальной принадлежности отца или матери, указанной в свидетельстве о рождении, с внесением соответствующих данных в паспорт, более не действует, и гражданин лишен возможности определить свою национальную принадлежность в установленном законом порядке. Вместе с тем Суд указал, что поскольку Конституция, включая ее нормы ч. 1 ст. 26, имеет высшую юридическую силу и прямое действие, установление национальной принадлежности в судебном порядке посредством установления соответствующего юридического факта представляется допустимым*(260).

Нормативный смысл права публичной национальной самоидентификации может заключаться также в самой по себе правовой возможности как таковой - определять или не определять, указывать или не указывать свою национальную принадлежность для юридически значимых целей внешнего, публичного характера. Право определять и указывать свою национальную принадлежность означает, что каждый может как воспользоваться названной возможностью, так и отказаться от нее. При этом акты "определение" и "указание" нельзя содержательно разделять: их необходимо полагать двумя неразрывными моментами национальной самоидентификации личности, поскольку определенное, но не выраженное вовне решение не сможет порождать правовые последствия совершенного выбора. В советский период российской государственности документирование национальности полагалось принципиально значимым и обязательным. Современные стандарты прав и свобод человека исключают возможность такого публичного вменения, а равно и отождествления понятий "гражданство" и "национальная принадлежность". Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (в ред. от 28.03.2008) не только не предусматривается фиксация в паспорте сведений о национальной принадлежности гражданина, но и запрещается вносить в паспорт не предусмотренные прямо сведения, отметки и записи.

Конституционный Суд РФ принял несколько определений, в которых, отказывая в рассмотрении обращений граждан по существу, как не соответствующих критерию их допустимости, фактически констатировал отсутствие на практике ситуаций, позволяющих связать угрозу нарушения конституционных прав и свобод с отсутствием графы "национальность" в паспорте гражданина РФ (см., например, Определение КС РФ от 18.07.2006 N 346-О*(261)). Нет оснований утверждать также, что исключение из паспорта графы о национальности не соответствует иным положениям Конституции.

Комментируемое право является личным, в этом плане его важные нормативные характеристики дополняются вторым предложением ч. 1 ст. 26, которое закрепляет принципиальную недопустимость принуждения к национальному самоопределению, не предполагает с необходимостью официальное фиксирование, документирование соответствующей информации. Свою национальность можно при желании указать, сделав соответствующее заявление (ссылку) в автобиографии, резюме, Интернете, СМИ, любом публичном выступлении или при социологическом опросе. При таком подходе нельзя утверждать и того, что до достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Возможность внешнего (несемейного) характера для такой идентификации конституционно исключена, поскольку она ничем не будет отличаться от принуждения. Если же родители самостоятельно принимают решение о необходимости национальной идентификации ребенка, то они должны, во всяком случае, учитывать, что, во-первых, соответствующее конституционное право ребенка законодательно не ограничено, а во-вторых, в соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, учет же мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Императивность принципа недискриминации по данному признаку обеспечивает, в частности, УК, который предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан (ст. 136). Вместе с тем реальность комментируемого конституционного права подтверждается специальными гарантиями его обеспечения, установленными, в частности, ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ст. 51 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 25.12.2008 с изм. 09.02.2009), ст. 8 Федерального закона от 25.01.2001 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения".

2. В ч. 2 комментируемой статьи в структуре одного предложения закреплены два взаимосвязанных, но различных конституционных права человека и гражданина: 1) право на пользование родным языком; 2) право на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.

2.1. Говоря о праве пользования родным языком, следует учитывать, что в русской этимологии понятие "родной язык" имеет два значения*(262). Первое выражает кровнородственную связь лиц, владеющих одним языком, и предполагает, что родным языком ребенка является язык его родителей, определяемый их национальной принадлежностью. Однако придать этому предположению значение юридического факта нельзя уже потому, что у родителей, например, могут быть различные родные языки, причем не всегда совпадающие с их национальностью. Из этого следует необходимость других критериев определения родного языка, поскольку никто не может быть лишен права пользования таковым. Второе значение понятия "родной язык" связано с местом рождения носителя. Это язык своей родины - родной страны, язык, на котором говорят и думают с детства. Данный критерий выглядит более приемлемым для разрешения юридически значимых вопросов, хотя и его нельзя признать универсальным. Словосочетания "родная страна" и "страна рождения" могут обозначать разные государства.

Таким образом, конституционное право на пользование родным языком следует, подобно праву национальной самоидентификации, признать полномочием, "объект" которого выбирается самим правообладателем на основе внутренней оценки и убежденности. Сущностью этого права каждого человека выступает конституционно гарантированная возможность самоопределения и самовыражения в плане вербальной, духовно-культурной идентичности. Поэтому главным публичным конституционно-правовым следствием этого права выступает недопустимость не предусмотренного законом воспрепятствования лицу пользоваться в любых ситуациях и отношениях тем языком, который он указывает в качестве родного.

Категория "родной язык" используется законодателем и для обозначения одного из национально-культурных прав коренных малочисленных народов РФ. Это отличное по значению от прав и свобод человека право тем не менее подкрепляется специальными гарантиями. Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 03.12.2008) гарантируется право лиц, относящихся к малочисленным народам, получать и распространять информацию на родных языках, создавать СМИ.

Пользование родным (как и всяким иным языком) может быть сопряжено с негативными социальными (неконституционными) эффектами. Поэтому оно может быть ограничено в соответствии с общим порядком и условиями ограничения конституционных прав и свобод или связано с нормативно регулирующими требованиями. Например, такое специфическое, противоречащее нормам нравственности пользование родным языком, как нецензурная брань в общественных местах, признается правонарушением, сопряженным с административной ответственностью (ст. 20.1 КоАП РФ). В соответствии с положением ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные выражения, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, поскольку законодатель отнес такое правопользование к разновидностям злоупотребления правом.

Образование в целом является той областью социальной практики, где в силу конституционного закрепления права на образование актуальны публичные требования обеспечения возможности пользования родным языком. К числу связанных с этим содержательных конкретизаций права каждого на пользование родным языком следует отнести, в частности, закрепленное в п. 2 ст. 6 Закона об образовании право граждан РФ на получение на этом языке основного общего образования. Одновременно, согласно п. 4 ст. 6 данного Закона, государство в соответствии с международными договорами РФ оказывает содействие представителям народов РФ, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

Язык, однако, не только идеально оформляет и выражает вовне сознание (личность), но и является универсальным средством социальных коммуникаций, включая правовую. Язык - необходимая предпосылка вступления в правовые отношения и участия в них, заявления правовых требований, защиты своих законных интересов. Только в ситуации достоверного (собственно языкового) взаимопонимания, встречного пользования одним и тем же языком, хотя бы и посредством синхронизации (перевода), можно достигать итоговых целей коммуникации; в противном случае они часто оказываются объективно недостижимыми либо деформированными. В этом аспекте и актуально право каждого свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

2.2. Конституционное положение о свободе выбора языка общения подкрепляется признанием в преамбуле Закона о языках народов РФ всех языков народов РФ ее национальным достоянием, находящимся под защитой государства. Помимо подтверждения недопустимости пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, указанный Закон конкретизирует государственные гарантии равноправия языков народов РФ, включая права личности на свободу выбора и использования языка общения, которые распространяются на граждан РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Общение можно рассматривать в качестве родовой характеристики всех форм коммуникации, включая прямо перечисленные в тексте ч. 2 комментируемой статьи. Такое перечисление обусловлено особым социальным значением воспитания, обучения и творчества и наличием соответствующих им конституционных прав и свобод (ч. 2 ст. 38, ч. 1-3 ст. 43, ч. 1 ст. 44 Конституции). Отдельное значение права на свободный выбор языка общения в содержании комментируемого конституционного права определяется сферами публично-властной, процессуальной, служебной, трудовой, корпоративной, общественной коммуникации.

Конституционное право на свободный выбор языка общения специально регламентировано рядом федеральных законов, регулирующих различные сферы жизни. Как правило, такая регламентация устанавливается в целях соразмерной защиты определенных конституционных, в том числе языковых, иных национально-культурных ценностей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность его использования в законодательно определенных сферах, конкретизированных, в частности, в ст. 3 Закона. В силу этих установлений, по общему правилу (исключения оговорены особо), русский язык подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона о языках народов РФ граждане вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения РФ с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке РФ, родном языке или на любом другом языке народов РФ, которым они владеют. Однако, как установлено в п. 5 той же статьи, в случае невозможности дать ответ на такие предложения, заявления и жалобы на языке обращения используется государственный язык РФ. В то же время в соответствии с положением п. 4 ст. 3 данного Закона в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством РФ и субъектов РФ.

Обязанность официального (публичного) общения на государственном (русском) языке как определенное ограничение права выбора языка общения не подлежит расширительному толкованию как очевидно неправомерному. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2004 был удовлетворен иск ОАО о признании незаконным решения ИМНС об отказе в возмещении из бюджета НДС по экспортным операциям, поскольку НК не установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов перевод на русский язык международных транспортных, товаросопроводительных документов (коносамента) и таковые не относятся к документам официального делопроизводства в России (в смысле установлений ст. 16 данного Закона; кроме того, в п. 2 ст. 22 этого Закона прямо указывается, что делопроизводство в сфере обслуживания и коммерческой деятельности ведется на государственном языке РФ и иных языках, предусмотренных договорами между деловыми партнерами).

В соответствии с положением ч. 2 ст. 5 Закона о языках народов РФ в ряде федеральных законов предусматривается в качестве гарантии лицам, не владеющим русским языком, при реализации и защите ими своих прав и законных интересов на территории РФ обеспечение их права на пользование услугами переводчиков (см., например, ч. 2 ст. 9 ГПК РФ , п. 2 ст. 97 НК , п. 5 ст. 373 Таможенного кодекса и др.).

Особые гарантии комментируемого конституционного права установлены для судебной сферы. При осуществлении судами правосудия, согласно п. 3 ст. 10 Закона о судебной системе РФ, участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. В процессуальных кодексах это положение конкретизируется по кругу лиц и содержанию их правомочий (ст. 18 УПК РФ , ст. 9 ГПК, ст. 12 АПК , ст. 24.2 КоАП РФ). Аналогичные положения предусмотрены и в ст. 33 Закона о Конституционном Суде РФ.

В целях обеспечения прав и законных интересов инвалидов в соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 14.07.2008) средством межличностного общения в Российской Федерации признается и язык жестов. В целях реализации данного Закона постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" компетентным федеральным органам исполнительной власти предписано: предусматривать при формировании бюджетных заявок средства для организации скрытого субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, в том числе освещающих проблемы социальной интеграции инвалидов в общество; принять меры по дальнейшему развитию сурдоперевода разножанровых общественно значимых и информационных телепрограмм для инвалидов с нарушением слуха, выпуску кино- и видеопродукции с субтитрами, подготовке теле- и радиопрограмм публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительной направленности, адресованных инвалидам, и программ по заявкам инвалидов.

2.3. В ряду нормативных конкретизаций комментируемого права находится конституционное правомочие на свободный выбор языка обучения. Правовые режимы языков обучения конкретизируются законодателем. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об образовании граждане РФ имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В отношении детей право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 9).

По Конституции (п. "е" ст. 71) установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития РФ, составной частью которой является государственная языковая политика, находится в федеральном ведении. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом о языках народов РФ. Конституционную ценность всех языков народов РФ подтверждает конституционный запрет пропаганды языкового превосходства (). Наряду с этим в последнее время актуализирована проблема статуса национальных языков. При этом критика российского законодательства, как якобы не обеспечивающего международные стандарты недискриминации в этой сфере, часто строится на неверно воспринимаемой модели федеративной целостности РФ. Во многом с этим была связана постановка вопроса в порядке конституционной жалобы о праве республик в составе РФ самостоятельно определять графическую основу своих языков, получившего разрешение в Постановлении КС РФ от 16.11.2004 N 16-П, касающемся ряда законов Республики Татарстан*(263).

Как подчеркнул Конституционный Суд, право республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки и использовать их в отношениях и связях публично-властного характера наряду с общегосударственным (русским) языком признано Конституцией (ч. 2 ст. 68) с учетом исторически и национально обусловленных особенностей конституционно-правового статуса этих субъектов. Право же каждого из народов РФ на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития также гарантируется (ч. 3 ст. 68 Конституции), но к государственным языкам республик должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статуса государственных.

Легальное установление графической основы алфавита государственного языка должно быть обусловлено суверенной государственной волей и соответствующими общенародными интересами. Изменение графической основы государственного языка настолько затрагивает возможность пользования им, что для большого круга лиц (граждан и неграждан) это будет означать ограничение основных прав и свобод как в собственно языковой сфере, так и по целому ряду направлений публично значимого и публично зависимого самоопределения. Не все, но многие будут лишены возможности полноценного политического участия и диалога с публичной властью (с учетом реалий делопроизводства), как и пользования социокультурными благами. Поэтому только федеральный законодатель вправе установить такие ограничения в силу общих конституционных усмотрений. Подобному решению должен предшествовать вывод о заинтересованности в его последствиях всего российского народа, и соответственно каждого индивида, обладающего конституционным правосознанием. Настаивать же на исключительной компетенции республик устанавливать свои государственные языки можно, только игнорируя исторически сложившееся и конституционно закрепленное единство правового поля РФ, равенство прав и свобод человека и гражданина.

Весь опыт исторического развития Российской Федерации убедительно подтверждает, что, как установлено в Федеральном законе "О государственном языке Российской Федерации", именно русский язык объективно является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов РФ в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка этого языка способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ. В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка РФ, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей ее территории Закон о языках народов РФ предусматривает его изучение в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, которое регулируется государственными образовательными стандартами (п. 2 ст. 10). Как указал Конституционный Суд, в силу этих, соответствующих Конституции установлений, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права граждан, связанные с обучением и преподаванием русского языка.

Вскоре после принятия указанного Постановления КС РФ Верховный Суд Республики Татарстан решением от 28.12.2004 удовлетворил заявление Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Татарстан от 15.09.1999 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики"*(264).

В качестве примера неконституционного ограничения права на свободный выбор языка обучения можно указать на Закон Республики Адыгея от 06.01.2000 "Об образовании", в ч. 5 ст. 6 которого устанавливалось, что в образовательных учреждениях республики (общеобразовательных школах с первого класса, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), обучение в которых ведется на русском языке, для обучающихся адыгейцев вводится адыгейский язык в качестве обязательного учебного предмета. Верховный Суд Республики Адыгея решением от 19.12.2006 признал данное положение противоречащим федеральному законодательству, устанавливающим не вытекающую из федерального законодательства и в нарушение республиканского законодательства об образовании обязанность изучения адыгейского языка обучающимися адыгейцами, т.е. допустил ущемление и ограничение прав граждан по их языковой и национальной принадлежности*(265).

2.4. Конституционное право на свободный выбор языка воспитания тесно связано с публичной и частной (семейной) образовательной практикой. Показательно, что в приведенном выше решении ставился вопрос об одновременном нарушении (неконституционном ограничении) прав на образование и воспитание. Аналогичным образом эти права представлены и в Законе о языках народов РФ, где в п. 3 ст. 9 отдельно конкретизируется также принадлежащее родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством РФ, право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей. О неразрывности языков обучения и воспитания в образовательном учреждении говорится и в Законе об образовании (п. 3 ст. 6). Самостоятельная нормативная конкретизация этого конституционного права наиболее значима для практики семейных отношений, в рамках которых оно представлено правом родителей воспитывать, с одной стороны, и правом детей быть воспитываемыми на свободно выбранном языке - с другой.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, в том числе в психическом, духовном и нравственном аспектах. При этом родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение которых должно быть предметом основной заботы родителей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (ст. 65 СК).

Вопрос о языке общения (воспитания, образования) родителя с ребенком может быть актуализирован в ситуации раздельного проживания родителей, в особенности если у них разные родные языки. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. закрепляет права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. При этом с учетом исключительной роли языка в деле формирования человеческой личности родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем на языке, выбранном этим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2.5. Конституционное право на свободный выбор языка творчества конкретизируется, в частности, в гражданском законодательстве об авторских правах. В п. 1 ст. 1259 ГК устанавливается, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от способа их выражения; к числу таких способов (средств) выражения (объективирования) относится прежде всего выбранный автором язык. В п. 3 той же статьи письменная и устная формы (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной формы) первыми называются в ряду возможных форм объективирования обнародованных и необнародованных произведений, на которые распространяются авторские права. В соответствии со ст. 1261 ГК авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Особые регулирующие требования пользования этим правом предусмотрены для оформления патентов на изобретения. Согласно п. 2 ст. 1374 ГК РФ заявление о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец представляется на русском языке. Прочие документы заявки представляются на русском или другом языке. Если документы заявки представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Аналогичный режим правопользования установлен и для оформления патентов на селекционные достижения (ст. 1433).

В качестве специальной (режимной) гарантии обеспечения пользования правом на свободный выбор языка творчества в п. 3 ст. 1382 ГК устанавливается возможность публичного требования от лица, заявляющего о намерении воспользоваться правом конвенциального приоритета в отношении заявки на изобретение, представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение только в том случае, когда проверка действительности притязания на приоритет изобретения связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.

Механизм установления приоритета селекционного достижения включает обязанность заявителя представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык (п. 3 ст. 1434 ГК РФ). В ст. 1396 ГК возможность удовлетворения просьбы о досрочном рассмотрении уполномоченным органом международной заявки на изобретение или полезную модель связывается с условием подачи такой заявки на русском языке или представления заявителем перевода на русский язык международной заявки, поданной на другом языке.

Конституция РФ, Статья 26

Cтатья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комм. Пиголкин А.С., Сукало А.Е.

Национальность - явление, определяемое совокупностью ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда родители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.
Комментируемая статья Конституции совершенно по-новому решает данную проблему. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Конституция в ч.1 ст.26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.
Для обеспечения соблюдения права свободно определять и указывать свою национальность важное значение имеет и закрепленное в Конституции положение о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Это, прежде всего, означает, что на свободу выбора гражданином своей национальности государство не должно влиять никаким образом.
Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не влияет на правовой статус личности. Национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка (см. комментарий к ст.19).
В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, зафиксированных в основных международно-правовых актах.
Право, предусмотренное ,- это неотъемлемое право гражданина Российской Федерации. Гражданин может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Свободен человек и в языке творческой деятельности. Он вправе писать стихи и прозу, научные и публицистические произведения, заниматься театральной и концертной деятельностью на любом удобном для него языке.
Вместе с тем многосторонние хозяйственные связи между различными частями многонационального Российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют также обеспечить возможность каждому гражданину России свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет. В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность по закону.
Вопросы пользования родным языком, свободного выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (обычно это язык той этнической группы, к которой человек принадлежит) регламентируются Законом РСФСР о языках народов РСФСР от 25 октября 1991г. Его нормы распространяются на граждан Российской Федерации, а также на лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Язык бытового общения между людьми свободно определяется двумя сторонами по их взаимному согласию. В ст.2 Закона специально определено, что Закон не устанавливает юридические нормы использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
Законодательно закреплено, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав независимо от знания ими какого-либо языка. Незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан России. В Законе также установлено, что отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и республик в ее составе.
Российским гражданам, не владеющим государственным языком Российской Федерации и государственным языком (языками) республики в ее составе, предоставляется право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Граждане России вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке Российской Федерации, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
В судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах лицам, участвующим в деле, не владеющим языком или языками, на которых ведется процесс, гарантируется возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, в том числе для дачи объяснений, показаний и полного ознакомления с материалами дела, а также гарантируется право выступать в суде на родном языке.
В российском Законе «Об образовании» определяется, что язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Регламентация этого вопроса осуществляется также и в республиканских законах о языках. Так, в Законе Республики Тува «О языках» устанавливается, что по возможности в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях республики независимо от ведомственной подчиненности воспитание и обучение ведутся параллельно на тувинском и русском языках на основе принципа преемственности языка воспитания и обучения.
Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или заменяющим их лицам.
В соответствии с ч.5 ст.9 Закона «О языках народов РСФСР» гражданам России, проживающим в своих национально-государственных и национально-территориальных образованиях, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (см. также

Право определения и указания своей национальной принадлежности закреплено в 26 статье Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».Для такой большой и многонациональной страны как Российская Федерация это право имеет особую значимость. На территории Российской Федерации сегодня проживает более 180 больших и малых народностей, каждая из которых имеет полное право на самоопределение.Любой гражданин России может определять национальность или народность, к которой он принадлежит. Также любой гражданин России может соблюдать традиции, обычаи и культуру своего народа, если она не несет ущерб другим гражданам. Гражданин РФ можете использовать свой национальный язык для общения наравне с государственным языком. Конституция равна и действительна для всех граждан России, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Свобода национального самоопределения способствует поддержанию политики равенства и уважения ко всем без исключения гражданам страны.

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п.р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА - конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.). Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на С.с. и в. как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. С.с. и в. - это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо, а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" С.с. и в. - неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами РФ. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, вправе в целях реализации свободы совести и вероисповедания как индивидуально, так и совместно создавать соответствующие объединения - религиозные и атеистические (см. Религиозное объединение ). В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа.

СВОБОДА СЛОВА И МЫСЛИ - гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Право граждан на информацию. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции РФ гарантируют свободу слова и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Право граждан на информацию тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется, в частности, в том, что «свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них. В частности, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества»1 . Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.). Свобода массовой информации - необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Для демократии было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал только один голос, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения2. Поэтому, согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

    учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. П. на о. основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. По своему содержанию оно предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) П. на о. принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; б) свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели, задачи. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.), допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в вышеназванном Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях".

Право На Участие В Управлении Делами Государства - в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления,право участвовать в референдум е, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении право судия. Данное право можно также рассм. атривать как конституционный принцип государственного управления. Оно непосредственно вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.Данное право закреплено в Конституции РФ. Она гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, участвовать в осуществлении местного самоуправления путем: референдум а;выбора представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; постановки перед ними вопросов в порядке народ ной инициативы (сбор подписей за проведение референдум а, за подготовку и принятие законопроект а и т.п.): равного доступа к государственной службе;права на участие в отправлении право судия.