Способы создания юридических лиц. Система регистрации юридических лиц в рф

Процесс создания юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

1. Непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов

2. Представление их в ненадлежащий орган.

Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица могут быть предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.

Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

Учредительные документы юридического лица.

Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.

Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является. Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.

Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.

Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.

Для ряда некоммерческих организаций закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида. Например, муниципальные и государственные дошкольные образовательные учреждения действуют на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц. Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном гл. VI Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу. Однако если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.

ГК РФ установил единый способ образования юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, однако в правоприменительной деятельности часто возникает вопрос, имеет ли та или иная организация статус юридического лица. При этом для определения данного статуса берутся во внимание те соответствующие статьи ГК, либо положения других нормативных правовых актов, либо материалы судебной практики и правоприменительной деятельности.

Для уяснения смысла рассматриваемого вопроса необходимо рассмотреть способы (порядки) образования юридических лиц и выяснить, какие из них закреплены в действующем гражданском законодательстве.

Наука гражданского права выделяет следующие основные способы образования юридических лиц: уведомительный, регистрационный, разрешительный, признаковый, нормативный и уставный.

Уведомительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону).

Регистрационный (явочно-нормативный или заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность. Разрешительный порядок предусматривает обязательное

предварительное получение разрешения (согласия) на создание юридического лица от уполномоченного на то государственного или муниципального органа. При этом в дальнейшем создание юридического лица может осуществляться двояким способом: либо последующей его регистрацией, либо принятием, уполномоченным на то органом решения о его создании. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц 9 . Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров труда.

Последний способ образования юридических лиц - уставный, по которому статусом юридического лица организация обладает с момента с утверждения уполномоченным на то органом (или лицом) устава данной организации.

По этому способу образования юридического лица, правоспособность юридического лица возникает лишь с момента, когда будет утвержден его устав. Так как правоспособность у организации появляется только с момента возникновения у нее статуса юридического лица, то получается, что при утверждении устава юридического лица оно получает соответствующий статус 10 .

Гражданское право. Часть 17 Под ред. Антокольской T.B. - М., 2003. - С. 106

Уставный порядок образования юридических лиц частично сходен с уведомительным, однако не предполагает уведомления об образовании юридического лица органа государственной власти или местного самоуправления, при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с момента такого уведомления. В отличие от уведомительного, регистрационного, разрешительного и уставного признаковый и нормативный порядки вообще не предусматривают какой-либо специальной процедуры образования юридического лица. Общим для всех названных способов возникновения юридических лиц является то; что при соблюдении любого из них у организации обязательно возникает статус юридического лица и какого-либо иного специального подтверждения наличия у организации данного статуса не требуется. При признаковом и нормативном порядках образования юридических лиц можно говорить о наличии двух независимых друг от друга процедур: первая - образование организации как экономической категории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходит объединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса; вторая - когда у данной организации как гражданско-правовой категории определяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица, либо выявления, подпадает ли она под определение организации, которая признается юридическим лицом на основании правового акта.

Итак, мы рассмотрели все виды образования юридических лиц. В настоящее время ГК РФ установил единый регистрационный порядок образования юридических лиц на всей территории России и для всех видов организаций.

__________________________________________________________

Марканова Н.Г. Юридические лица. - М., 1999. - С. 51

Исключение разрешительного порядка образования юридических лиц основывается на ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК, в соответствии с которой отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается. Таким образом, если учредители решили создать организацию со статусом юридического лица, то никто не может им это запретить или потребовать получения предварительного разрешения.

Отказ от уведомительного порядка образования юридических лиц базируется на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК, по которым юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным именно с момента ее осуществления. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законом процедуру государственной регистрации. Итак, ни в правовых актах, ни в учредительных документах организаций не может содержаться положение о том, что данная организация признается юридическим лицом. Статус юридического лица возникает у нее только с момента государственной регистрации. Таким образом, в настоящее время в РФ гражданским законодательством установлен единый для всех организаций регистрационный порядок образования юридических лиц. Приобрести статус юридического лица иным способом или в ином порядке (помимо государственной регистрации) никакая организация не может.

Несмотря на то, что ГК РФ закрепил исключительно регистрационный порядок образования юридических лиц, Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает иной способ образования юридического лица уведомительную регистрацию. В Законе заложен, по сути, исключительно уведомительный порядок образования юридического лица, ибо профессиональный союз обязан лишь в месячный срок со дня своего образования представить в органы юстиции свои учредительные документы для государственной регистрации, и даже если документы не соответствуют законодательству, отказать в государственной регистрации профессиональному союзу нельзя

___________________________________________________________

11 Гражданское право. Часть 1./Под ред. Антокольской Т.В. - М., 2003. -С. 109

Способы образования юридических лиц:

распорядительный – характеризуется тем, что юридическое лицо возникает по распоряжению собственника или уполномоченного им органа. Некоторые юридические лица, например государственные учреждение, организуются путем издания полномочным государственным органом соответствующего распоряжения.

разрешительный – предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Для создания объединения юридических лиц необходимо согласие антимонопольного органа, для создания предприятия с иностранными инвестициями требуется согласие местного органа власти.

нормативно-явочный – образование юридического лица не требуется согласие каких-либо третьих лиц. Граждане и организации вправе по своему усмотрению образовывать юридическое лицо. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы юридического лица и соблюден ли установленный порядок его образования, после чего он обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Правовой основой деятельности любого юридического лица являются учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

К учредительным документам относят:

Учредительный договор, а в случаях предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор – консенсуальный гражданско-правовой договор, который закрепляет намерение нескольких лиц создать юридическое лицо. Он регулирует отношения учредителей в процессе создания и деятельности юридического лица. Договор заключается только в письменной форме и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав – регламентирует его правовой статус. Он утверждается учредителями, вступает в силу с момента государственной регистрации самого юридического лица.

К государственным органам, уполномоченным осуществлять регистрацию, относят: Министерство иностранных дел; национальный банк; Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РБ; администрации свободных экономических зон; областные исполнительные комитеты.

Регистрация общественных организаций возложена на Министерство юстиции и его территориальные органы; политические партии также регистрируются Министерством юстиции.

14. Наименование юридического лица, его местонахождение. Представительства и филиалы

Выделение юридического лица из массы всех других организаций осуществляется путем присвоения ему наименования и определения его местонахождения.

Каждое юридическое лицо имеет свое наименование. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Наименование каждого юридического лица должно содержать особый индивидуализирующий элемент. Для отдельных видов юридических лиц специальным законодательством могут устанавливаться дополнительные требования о их наименованиях. Государственная символика включается в наименование юридических лиц по особому разрешению. Перед включением наименования юридического лица в учредительные документы данное наименование согласовывается в регистрирующем органе.

Фирменное наименование – название коммерческой организации. Фирменное наименование является объектом интеллектуальной собственности, и юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительные права на его использование. Возможность использовать фирменное наименование в гражданском обороте является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер.

Права на фирменное наименование возникают только с момента регистрации фирменного наименования. Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица путем внесения данных о фирме в Единый государственный регистр юридических лиц.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Конкретный адрес юридического лица указывается в учредительных документах и должен быть привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа управления. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении его обязательств и решения многих других вопросов.

Возможности юридических лиц расширяются вследствие создания филиалов и представительств. Филиалы и представительства – обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица. Они обладают правами юридического лица на основе положения о них. Они могут обладать некоторой имущественной обособленностью: иметь расчетный счет, самостоятельный баланс.

Филиал осуществляет все уставные функции предприятия или их часть. В таком качестве ожжет выступать отдельно расположенный цех или производство.

Представительство не занимается непосредственно производственно-хозяйственной деятельностью, оно осуществляет защиту интересов юридического лица и представляет эти интересы перед другими лицами.

Этот порядок определяется законодательством и уставом юридического лица. Учредителями юридического лица могут быть, как правило, собственники, поскольку для образования юридического лица необходимо имущество, которое должно быть ему передано. При этом возможны три варианта. Первый, когда учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество, переданное юридическому лицу. Это имеет место при создании унитарных предприятий и учреждений. Второй, когда за учредителем не сохраняется право собственности или иное вещное право, но возникают иные, обязательственные права, такие, как право на получение дивидендов, участие в управлении делами, на выдел доли и т.д. Право собственности на переданное в виде вкладов имущество в этих случаях принадлежит юридическим лицам - хозяйственному товариществу или обществу, производственному или потребительскому кооперативу. В третьем случае учредители не сохраняют за собой каких-либо имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это имеет место при создании общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ст. 48 ГК РФ).

Анализируя действующее законодательство, можно выделить три способа создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

При распорядительном способе, т.е. на основании распоряжения соответствующего органа управления, создаются государственные юридические лица. Для некоторых юридических лиц установлен разрешительный способ их создания. В частности, разрешение требуется для создания коммерческого банка. Это разрешение (лицензия) выдается Банком России (ст. 13 Федерального закона о банках и банковской деятельности).

Явочно-нормативный способ означает, что порядок создания таких лиц определен заранее соответствующими нормативными актами и не требуется предварительного разрешения или распоряжения на создание такого юридического лица. После принятия учредительных документов достаточно «явиться» для регистрации юридического лица.

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы - либо учредительный договор, либо устав, либо и то, и другое. В учредительных документах должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью.

Предмет и цели деятельности должны быть указаны в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. В учредительных документах хозяйственных обществ и товариществ цель деятельности может и не указываться, поскольку эти юридические лица вправе заниматься любым видом деятельности (ст. 49 ГК РФ).

В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, устанавливают порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность своего имущества и участие в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава и утверждается его устав.

Прекращение юридического лица может происходить либо путем ликвидации, либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования в иную организационно-правовую форму). Юридическое лицо ликвидируется по решению учредителей, а также по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

Юридическое лицо ликвидируется, в частности, в связи с истечением срока, на который оно было создано, или в связи с достижением цели, ради которой оно создавалось.

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания его регистрации недействительной или осуществления деятельности без лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона. Общественные и религиозные организации, а также фонды могут быть ликвидированы, кроме того, при осуществлении ими деятельности, противоречащей их уставным целям.

По мотивам несостоятельности (банкротства) после соответствующего разбирательства в суде могут быть ликвидированы любое юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий), а также потребительские кооперативы и фонды (ст. 65 ГК РФ)*.

* Основания признания юридического лица банкротом установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222.

Юридические лица могут быть ликвидированы и в других случаях, прямо предусмотренных в законе. Например, ст. 81 ГК РФ устанавливает, что полное товарищество должно быть ликвидировано, если в нем остается лишь один участник. Аналогичные права предусмотрены и в отношении других юридических лиц.

К содержанию книги: Основы Права

Смотрите также:

Правоспособность. юридического лица начинается в момент его создания и прекращается в момент. … Продажа предприятия как такового не влечет за собой прекращения статуса. юридического лица , а значит, все его долги и принадлежащие ему права требования.

Комментарий к статье 57 ГК РФ. 1. Реорганизация является способом как прекращения юридических лиц , так и возникновения новых. … 1. Указание в п.1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует...

Ликвидация - полное прекращение деятельности. Для этого создается особая ликвидационная комиссия, которая производит расчеты с кредиторами ликвидируемого юридического лица и раздел оставшегося имущества между учредителями или собственниками.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо , и возмещения убытков.

Общество может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, разделения, выделения, преобразования). Основаниями создания общества являются

3) в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо ; 4) в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти...

Один из способов (форм) прекращения юридических лиц , заключающийся в ликвидации их дел и … В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал.

Указанная обязанность лежит и на правопреемниках представляемого в случае. его смерти (реорганизации юридического лица ). Правовые последствия прекращения доверенности наступают в момент, когда.

Имеются в виду смерть гражданина и прекращение юридического лица (его ликвидация или реорганизация). … Что касается прекращения юридического лица , то в некоторых случаях доверенность, выданная или полученная этим лицом , может сохранять свою силу.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение прав и обязанностей без перехода их к другим лицам в порядке правопреемств к другим лицам . … o с истечением срока, на который оно создано ; o с достижением цели его создания ; o с признанием судом...

  • Создание юридического лица.
  • Виды юридических лиц: А) коммерческие организации, Б) некоммерческие организации.
  • Участие публичных образований в гражданских правоотношениях.

Создание юридического лица

Создание юридического лица осуществляется по воле его учредителей, в качестве которых могут выступать как частные лица, так и публичные образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Так, казенное предприятие может быть учреждено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. В соответствии с п. 3 ст. 108 Гражданского кодекса РФ число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти.
Традиционно различают два способа создания юридических лиц:

  • нормативно-явочный (заявительный) порядок и
  • разрешительный порядок.

Большинство юридических лиц создаются в нормативно-явочном порядке. При этом не требуется разрешение органов государственной власти. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридического лица, за исключением случаев нарушения формальных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц. При разрешительном порядке необходимо получение разрешения органов государственной власти. В настоящее время такой порядок применяется в отношении банков, страховых организаций, юридических лиц, претендующих на занятие доминирующего положения на рынке.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 3 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»11. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего
исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:

  • непредставления необходимых для государственной
    регистрации документов;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий
    орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а
    также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.