Основные характеристики правового государства. Эссе на тему: «существует ли в россии гражданское общество и правовое государство? Требования к правовому государству эссе
ЭССЕ
На тему:
«Существует ли в России гражданское общество и правовое государство?»
«Дети, кто сейчас мне скажет хоть одно правовое государство, получит «5» в полугодии…», - вспоминаю я с умилением мой урок обществознания в восьмом классе, когда мы только начали изучать раздел «право и политика». Как вы поняли никто не получил «5» в полугодии, вернее получили, но не из-за того, что ответили на заданный вопрос учителя. «Правового государства в мире еще нет», - вот то, что точно я запомнила с тех времен.
Говоря о терминах «правовое государство» и «гражданское общество», думаю стоит знать, что же они означают и их признаки.Правовое государство- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Основными признаками правового государства являются: верховенство закона и права, разделение властей, равноправие и защита гражданских свобод. В правовом государстве закон и права человека превыше всего, это раз. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Собственно, возникает вопрос «Зачем так бюрократизировать аппарат власти?», а вот зачем: «Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму"», - вот как отвечает нам французский политолог и философ XXVIII века. Наряду с этими признаками стоит и наличиегражданского общества.
Гражданское общество - это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Основными признаками гражданского общества являются:
- Верховенство закона во всех сферах жизни общества:
- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- Взаимная ответственность личности и государства;
- Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
- Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
- Наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
- Законность и правопорядок в обществе.
Гражданское общество подразумевает под собой прежде всего знание своих прав и свобод, соблюдение их, а так же соблюдение прав другого человека, как сказал Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». И свобода здесь означает не только свободу действий и слова, но так же и ответственность.
В целом, Правовое государство и гражданское общество- это идеал любого государства, в котором и государство, и общество желают нести ответственность за своего народа и свое государство, в котором гражданин понимает, что он один имеет огромный удельный вес в системе, что государство может и хочет бороться за его права, а он сам, как гражданин, готов так же бороться за Родину, за справедливость. Например, идти служить в армию, не засорять природу, соблюдать законы. Я считаю, что Россия еще не правовое государство (хотя в Конституции так написано), но я не теряю оптимизма, и считаю, что наша страна скоро удостоится такого звания. Россия - это еще молодежь, всего лишь 20 лет на пути становления в сторону капитализма и либеральных устоев.
А вот, что касается, гражданского общества, то я так же считаю, что российское общество далеко еще не гражданское. Почему? На выборы ходит лишь 40% от всего населения, в каждом углу любого города все мы уничижаем свою страну и в один кричим как бы поскорей свалить из этой «Рашки», коррумпированные чиновники ни для кого не секрет, молодые люди 18 лет думают лишь о том, как бы «откосить» от армии, работники полиции избивают невинных граждан, профсоюзы не защищают права работников и т.д. Эти примеры антиподы признаков гражданского общества.
Я считаю, что только взаимная любовь может породить эти две еще несуществующие вещи в нашей стране. Мне кажется, это должно еще начинаться с младенчества, многое зависит от воспитания нового поколений. Весь этот ропот рождается, еще когда ребенок сидит и слушает, как родители кричат в ответ на новости по телевизору о «уродах в государственной думе», как учителя злятся, как в магазине все ругаются. После, юная молодежь не верит в исправимость системы, коррупция продолжается, ропот, недовольство, апатия.
Я вижу решение проблемы в создании идеологии, не навязчивой как в СССР, но стимулирующей нас на подвиги, на ответственность за себя и свое государство, в котором нам будет приятно жить, в котором нам будет не страшно оставить своих детей.
Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит
под правом, а не вне и над ним.
Возникновение и развитие идеи правового государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограни-ченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопо-рядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрес-сивных учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государствен-ности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении;
2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав;
3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были по-глощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
Основные характеристики правового государства.
Экономическая, социальная и нравственная основы правового госу-дарства.
Экономической основой правового государства являются произ-водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Основные признаки правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательст-во. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Министерство образования Украины
Экономика – правовой университет
Курсовая работа
На тему : “ Правовое государство “
студента группы 19-А
Бражника Юрия Юрьевича
Проверил : Шульга А.М. ____
Харьков 1999
Введение
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.
Мы любыми способами не должны допустить обстановки, которая присутствовала еще во времена СССР, когда личные интересы граждан и вовсе не рассматривались. И вот только сейчас – с возникновением первого этапа развития и становления правового государства появляется уверенность в завтрашнем дне. И мы, как граждане Украины, должны всячески способствовать этому. Но я считаю, что первым делом, перед тем как принимать активное участие в построение правового государства, необходимо досконально изучить историю развития и основные признаки последнего. Именно этому и посвящена эта работа.
1. Становление и развитие идеи правового государства
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.
При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманист, лорд-канцлер английской монархии и автор первого «коммунистического» произведения - «Утопия» Т. Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о «наилучшем устройстве государства». «При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, я могу клятвенно утверждать, что они представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах». Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что «стяжали разными мошенническими хитростями», а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату «работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот». Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, «значит также и от имени бедных соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах «величайшего мыслителя древности» - Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви к самому себе» и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что “Платон мне друг, но больший друг – истина ”
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. «Закон должен властвовать над всем».
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи.
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом, есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...»
Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые, «избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не
ко всему принуждать силой и угрозами”; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, „законосообразности“, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах А. Сенеки, - одного из крупнейших древнеримских писателей и философов: „О счастливой жизни“, „О милосердии“, „О спокойствии души“, „Нравственные письма к Луцилию“ и других. Весьма показательны его выступления в защиту „говорящих орудий“ - рабов.
Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они являются „сотоварищами по рабству“, одинаково находясь во власти судьбы. „Я с радостью узнаю о приезжающих из твоих мест, - пишет Сенека своему другу Луцилию, - что ты обходишься со своими рабами как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны“.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся медленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа „сознание рождается в вещах и умирает тоже в вещах“, или: „жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни“; в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами, применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю, проводилась мысль о том, что „в государстве должен царить порядок“, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедлив, а „управление страной должно соответствовать спокойствию“, быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо „страна управляется справедливостью“.
Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что в них всегда недоставало строгой логичности, определенности и последовательности. А кроме того, некоторые из них, хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими историческое начало процессу становления теории „правового государства“, но тем не менее непосредственно и не „вписывались“ в них, органически не сочетались с ними. К таковым можно было бы отнести, в частности, своего рода постулаты известного Древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым: „когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников“; „когда правительство спокойно, деятельно, народ становится несчастным“; „нужно сделать государство маленьким, а народ - редким“ и пр.
Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени несомненно стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса созидания данной конструкции, самого здания под названием „теория правового государства“ было еще очень далеко. Предстояло пройти еще огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, причем обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.
Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII-XX веков, Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А, Герцен и многие другие.
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.
Идея правового государства нашла значительное освещение и развитие в произведениях современных зарубежных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.
Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это „социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм“. Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 прокламирующем, что „Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством“ и что „Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона“. Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.
Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Основное внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.
Справедливости ради следует заметить, что отечественными авторами концепция правового государства в том виде, как она сложилась и прокламировалось на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это было правильна и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность, социальное содержание и назначение в каждый конкретный исторический период и применительно к каждому конкретному господствующему слою или классу. Ведь не секрет, например, что в отношении к любому современному западному государству и власть предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их „связанность“ действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, верного стража „всеобщей“ справедливости, законности и правопорядка, коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является.
Однако в однозначном критическом подходе к теории правового государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключались прежде всего в том, что при оценке данной концепции не учитывался факт создания и применения ее не иначе, как в виде политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами, единоличной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни общества и деятельности негосударственных объединений.
Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелетнего развития гуманистической мысли и нашедшие свое известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях, касающихся неотъемлемых прав и свобод граждан, о приоритете и „торжестве закона“ в условиях демократического государственного и общественного строя, о примате права, социальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в условиях правового государства.
Речь идет также об идеях суверенности народа как источника власти, гарантированности его прав и свобод, подчинении государства обществу и др. Говоря об этом, следует вспомнить слова К. Маркса: „Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают “свободу государства"».
Государство и право при этом выступают не как безликие в социально – классовом отношении явления, а как вполне определенные, выражающие прежде всего волю и интересы господствующих кругов в условиях капитализма явления. Ибо, как известно, внеклассовых, надклассовых и классово нейтральных, “ чистых ” в социальном отношении государственно – правовых явлений, институтов и учреждений нет и не может быть.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в знательных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».
Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса в социальной структуре общества. Власть при этом существует на деньги налогоплательщиков, которые в этой связи предъявляют к ней обоснованные претензии в случае каких-либо нарушений.
Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех без исключения социалистических стран свидетельствует, что экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей.
Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей.
Правовое государство не следует понимать как, за- конченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
2.Признаки правового государств а
(некоторые признаки приведены на примере Украины)
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством.
Во-первых, оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общественно-политических организаций. А во-вторых, помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, также обще- родовыми признаками и чертами.
По сравнению, например, с негосударственными организациями государство обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.
Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций - составных частей политической системы общества, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.
Обладая государственно-властными полномочиями, государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализации путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.
Правовое государство, также как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.
Обладая суверенитетом, правовое государство организует самое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение не только в отношении отдельных граждан и их организаций, но и в отношении всего общества, народа.
Названные признаки и черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Чем отличается правовое государство от неправового? Какие признаки и черты характеризуют его?
2.1 Принцип разделения властей
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеете свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.
Цель разделения властей по функциональному признаку преследует двоякость:
Исключить узурпацию, т.е. сосредоточение всей
государственной власти в руках государственного органа или
должностного лица.
Распределить компетенцию между ветвями
государственной власти.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимо-контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
2.2Принцип верховенства законаи права
Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений:
Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал.
Острая проблема – соотношение подзаконных актов с законом.
Общественная жизнь – многогранная и противоречивая – требует гибких рычагов воздействия на ее различные стороны. Поэтому нужны устойчивые государственные институты, способные обеспечить стабильность власти, умелое управление государственными делами и отдельными отраслями, наладить регулирование подвижных сфер экономического, политического и социального развития.
Несомненно, при этом должны учитываться механизмы как саморегулирования, так и проявления стихийной регуляции.
Но есть своего рода “общий знаменатель” у названных “числителей”. Это – право как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих общественное поведение людей и многообразную деятельность организаций, предприятий и учреждений. Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений.
Закон – основа устойчивого развития.
Закон нельзя путать с другими правовыми актами, ибо именно он регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Для него характерны следующие признаки:
Выражение воли народа и общих социальных интересов;
Принятие законодательным органом или путем народного голосования;
Регулирование основных сторон жизни общества, государства и граждан;
Принятие посредством специальной процедуры – законодательного процесса;
Обладание высшей юридической силой и соответствие ему всех иных правовых актов;
Наибольшая стабильность.
В каком соотношении находятся между собой управление и закон? К сожалению, в понимании и взаимосвязи этих явлений допускается немало ошибок. Парадокс заключается в стремлении их развести – дескать, верховенство права и закона позволяет сузить поле государственного управления, которое способно с помощью правовых норм действовать самостоятельно.
Между тем с созданием законодательной базы управление в государственном масштабе, в рамках комплексов, отраслей и регионов, корпораций, не исчезает, а только видоизменяется. Закон служит основой устойчивого управления на всех уровнях, что выражается в регулировании самих систем управления и сфер их применения на основе системы законов.
Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.
2.3Принцип взаимной ответственности государства и граждан
возложенных на лицо и безусловных для выполнения. Они краткие в своем перечне, но все весомые, поскольк
Обязанности - это определенный круг действий, у в значительной степени обеспечивают реализацию прав.
Гражданин ответственен перед государством в реализации своих обязанностей:
Защита Отчизны, независимости, территориальной целостности, уважение государственных символов являются обязанностью граждан (ст. 65). Закон допускает и альтернативную военную службу (ст. 43). Обязанностью граждан является уплата налогов и сборов в размерах, установленных законом (ст. 67). Введение налогов - один из признаков государства. Они идут на содержание государственного аппарата, на финансирование социальных программ и др. Статья 66 Конституции обязывает граждан заботливо относиться к окружающей природной среде. Ущерб, нанесенный природе и культурному наследию, возмещается виновным лицом. Обеспечение экологической безопасности и поддержка экологического равновесия, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - это уже является обязанностью государства(ст. 16). Статья 68 обязывает каждого неуклонно соблюдать Конституцию Украины законы Украины. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности.
Государство в свою очередь ответственно перед гражданами в реализации своих обязанностей (функций):
В обязанностях государства проявляется его сущность. Оно реализует себя в них. По ним мы и судим каково государство, степень его демократичности, характер деятельности, отношение к обществу, классам. Обязанности государства определяются экономическим базисом общества его социальной структурой (классами и социальными слоями).
В зависимости от того, какие проблемы решает государство, его функции (обязанности) подразделяются на внутренние и внешние. Во внутренних функциях проявляется роль государства при решении вопросов в рамках его территории. Таковы, например, функции охраны различных форм собственности, правопорядка, законности, прав и свобод человек и гражданина. Во внешних - государство проявляет себя как официальный представитель всего общества на международной арене. К ним, в частности, относятся функции: обороны страны от нападения извне, сотрудничества с другими государствами, охраны окружающей среды и т.д. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, так как являются выражением одной и той же сущности государства. Их различает только специфика решаемых проблем. Но подход к ним остается одним и тем же. Если государство тоталитарное, то при осуществлении как внутренних, так и внешних функций оно ведет себя именно как данное государство. Наглядным примером может служит Ирак, который не только прибегает внутри страны к репрессивны акциям, но и на международной арене ведет себя как тоталитарное государство (нападение на Кувейт, поддержка терроризма и т.п.).
Далее, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не все формы деятельности государства можно расценивать как его функции (обязанности). Государство делает много такого, что не вытекает из его сущности. Поэтому такая деятельность государства не может рассматриваться как его функция,
Внутренние и внешние функции современного правового государства включают в себя следующие направления его деятельности.
Внутренние функции:
1) экономическая, выражающаяся в формировании и исполнении бюджета, определении стратегии экономического развития государства, обеспечении равных условии для функционирования различных форм собственности, стимулировании предпринимательской деятельности и т.д.;
2) социальная, выражающаяся в оказании социальных услуг членам общества, социальном обеспечении граждан и т.д.;
3) правоохранительная, призванная обеспечить охрану правопорядка и соблюдение законности;
4) культурно-просветительская, направленная на подъем культурного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими государствами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию военных и политических конфликтов на основе международных актов;
4) культурный обмен между странами на взаимовыгодной основе;
5) научно-техническое сотрудничество с другими странами;
6) борьба за мир и мирное, существование;
7) взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.
2.4 Принцип связанности государства своими законами
Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Государство в лице должностных лиц и государственных органов должно являться образцом и примером принятых им же законов. Невозможно требовать исполнения закона от граждан, если государство является примером неисполнения или нарушения закона.
2.5Принцип наличия Конституционного Суда
Конституционный Суд в правовом государстве выполняет функцию контроля за действиями законодателя, т.е. качеством его продукции. Конституционный Суд не рассматривает споры о праве на что-либо. В Конституционный Суд не могут обратиться граждане государства, т.е. круг лиц, которым можно обращаться, строго ограничен: 45 депутатов, президент, председатель Верховного Суда, уполномоченный по правам человека в Верховной Раде.
Конституционный Суд – это новый институт, созданный после принятия Основного Закона Украины. Это единый орган конституционной юрисдикции в Украине. Он является гарантом верховенства Основного Закона государства на всей территории Украины.
Полномочия Конституционного Суда определены ст.150 Конституции Украины и ст.13 Закона “ О Конституционном Суде Украины ” Конституционный Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:
1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) соответствие Конституции Украины международным договорам Украины или тем же международным договорам, которые выносятся на Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;
3) соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрение дела об отстранении президента Украины от поста в порядке импичмента в пределах, определенных ст. 111 и 151;
официального толкования Конституции и законов Украины;
К полномочиям Конституционного Суда не относятся вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.
2.6 Принцип реальности контроля и надзора за исполнением закона
В правовом государстве должны существовать органы, осуществляющие постоянный контроль и надзор за исполнением закона, т.е. за правильностью его исполнения, за соблюдением предписанных нормами обязанностей. Среди таких органов можно назвать органы Прокуратуры, государственные инспекции, специальные комиссии; наличие у этих контрольно-надзорных органов реальных действенных мер по отношению к нарушителям.
2.7 Принцип реальности прав и свобод граждан
Права человека – это одно из неотъемлемых, атрибутивных свойств личности, присущее любому человеческому существу, где бы он ни находился, кем бы ни был. Универсальность прав человека создает необходимость всестороннего, целостного осмысления онтологических, феноменологических, гносеологических, аксиологических, креативных, прогностических и других аспектов этого сложного и многостороннего феномена. Современная концепция прав человека исходит из представления об их этическом характере.
Права человека представляют собой высокий общественный идеал, к достижению которого ныне стремятся все цивилизованные демократические страны. В соответствии с ним они пытаются реформировать существующую социальную структуру и оптимизировать условия развития членов общества, воспитать молодежь в духе уважения человеческого достоинства, дружбы и взаимопонимания с другими народами мира, носителями самобытных культур, что является важной предпосылкой выживания человечества в новых исторических условиях.
Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта. Он отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и в конечном счете выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом; «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал. В этой связи вызывает возражение встречающееся в литературе мнение о том, что позитивистская концепция правового государства, свойственная прежде всего немецким авторам (Г. Еллинек, Р. Иеринг и др.), представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторонникам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, ам же самим созданным.
В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.
В настоящее время вопрос о правах человека становится важнейшей частью процесса гуманизации и гуманитаризации образования в Беларуси. Преодолении ранее господствовавшего представления о правах человека как арене идеологической борьбы и укрепление понимания общечеловеческой сущности и нравственной ценности прав человека отражает новый этап в развитии культуры и образования в стране.
В Украине права и свободы граждан закреплены во втором разделе Конституции.
2.8 Принцип высокой правовой культуры населения
Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры народа.
Высокая правовая культура - основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядка в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике. Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и формирования основ правового государства должна приниматься настоящая Национальная программа.
Целью Национальной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.
Основными задачами в достижении указанной цели являются:
совершенствование системы правового обучения и
правового воспитания;
достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами;
Повышение правовой грамотности населения;
Обеспечение социально-правовой активности граждан.
Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается на принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность; непрерывность; преемственность и всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению. Успешная реализация государственной политики по формированию правовой культуры населения предполагает, с одной стороны, создание условий, необходимых для усвоения каждым членом общества определенного минимума правовых знаний, с другой – дифференциацию правового просвещения с учетом особенностей различных социальных групп.
Права человека - ядро гуманистического, демократического правосознания. Уровень правосознания - это не только правовая информированность людей, знание ими законов. В первую очередь, это - готовность соблюдать и выполнять законы, законопослушание, уважение к праву и правосудию. Общественным объединениям следует уделять особое внимание оказанию реальной адресной правовой помощи различным социальным группам населения, созданию общественных юридических консультаций, изданию тематических сборников законодательных актов по правам человека, социальным вопросам, пенсионному обеспечению, брачно-семейным отношениям, выпуску юридических справочников, а также научно-популярной правовой литературы, предназначенной для работников различных профессий.
Общество и государство содействует функционированию национальных институтов по правам человека, различных общественных движений, правозащитных организаций, способствующих развитию правовой грамотности граждан, защите их прав и законных интересов.
3.Заключение
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Литература
1. “Общая теория государства и права” 1999г.
под редакцией В.В.Лазарева
2. “Общая теория государства и права”
Академический курс 1998г.
М.И. Байтин и др.
3. “ Государство и право ” 1995г.
С.С. Алексеев
4. “Теория государства и права ” 1994г.
А.И. Коваленко
5. “Правовое государство” – лекция
А.В. Малько
6. Конституция Украины
7.”Правовое государство, как его построить?
Белорусские правозащитники побывали в Чехии.
Что они там увидели?” – статья 1998г.
8.”Основы государства и права” 1997г.
Посбие для поступающих в вузы
в вопросах и ответах
А.И Коваленко
9. “Теория государства и права” 1998г.
И.Я. Тодоров Э.А. Чередниченко
10.”Основы конституционного
права Украины” 1999г.
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону» (Ж. Д’Аламбер)
Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда. Дело в том, что именно сейчас большинство государств стремится достичь этого идеального состояния правового государства.
Деятель Великой Французской революции Жан Д’Аламбер полагал, что «истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону». Иными словами, с одной стороны, автор подчёркивает верховенство закона как основополагающий признак власти и вытекающее из этого равенство всех перед законом и судом. С другой стороны, он говорит о том, что, в свою очередь, люди также должны быть «подчинены закону», то есть обязаны с ним считаться. Я разделяю подобную точку зрения и считаю, что в некотором роде её можно назвать формулой правового демократического государства, основанного на равноправии и верховенстве права.
Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках огромное внимание уделяется такому понятию, как правовое государство. Под ним принято понимать государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Иными словами, основные принципы правового государства выделяет и Д’Аламбер: «истинное равенство граждан», или равенство всех перед законом и судом, и «одинаковая подчинённость закону» – верховенство права.
Конституция РФ определяет нашу страну как правовое государство. В ней официально закреплены такие положения, как верховенство права и приоритет прав человека, что как раз отвечает формуле, выведенной Д’Аламбером. Однако, к сожалению, так как демократическая система в нашей стране молодая, она ещё только развивается, то мы можем говорить лишь о начальной ступени правового государства, которое ещё не до конца сложилось в общественном сознании.
Однако, как уже говорилось ранее, в воплощении этой формулы в жизнь участвуют не только власти, но и сами граждане. Если они оказываются не готовы к подобному строю, недовольны существующим положением дел или же просто не поддерживают идей правового государства, то мы сталкиваемся с таким понятием, как правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом в современных общественных науках принято понимать отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и в целом тормозить развитие правовой системы.
Помимо теоретических аргументов, рассмотрим и конкретные фактические примеры. Обратимся к истории Великой Французской революции 1789 года, заразившей своими идеями всю Европу. Главным лозунгом французских революционеров стал следующий: «Свобода, равенство, братство». Причём под равенством они понимали именно тот аспект социально-политической жизни, к которому и в наше время стремится большинство государств. Для деятелей революции это равенство заключалось прежде всего в равенстве прав и свобод, а значит, и в равенстве всех перед законом и судом, без которого невозможно ни одно правовое государство.
Другим примером может послужить положение дел в царской России. Судебная система тогда была представлена набором сословных судов, то есть каждое сословие было под властью «своего» суда, и, естественно, спрос также был со всех разный. Это яркий пример отсутствия равенства в правах. Правами человек наделялся в зависимости от положения, занимаемого им в обществе.
Также можно привести пример из личного социального опыта. Я считаю, что можно провести некую параллель между государством и школой или даже обыкновенным школьным классом. Так, школьный класс гораздо больше будет ценить того учителя, который ко всем относится одинаково и оценивает учеников по факту, чем того, который выделяет среди учеников «любимчиков», для которых общие законы оказываются мягче. Иными словами, первый тип учителя вызывает в ребятах уважение и желание следовать законам, второй же, скорее всего, приведёт к отрицанию норм, принятых этим учителем, желанию нарушить их из чувства противоречия.
Таким образом, действительно, только то государство можно считать правовым, в котором закон стоит надо всеми и все равны не только в правах и свободах, но и перед законом, в суде.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ
Кафедра …
Эссе на тему:
Правовое государство и гражданское общество
Подготовил:
Научный руководитель:
Москва, 2003
Введение. 3
§ 1. Развитие концепции и структура гражданского общества. 4
§ 2. Развитие понятия и признаки правового государства. 8
Заключение. 13
Список использованной литературы.. 14
Введение
В настоящее время, проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. Это объясняется тем, что в течение почти века, люди на территории России, а тогда еще СССР жили при режиме, который впору назвать тоталитарным. Как следствие многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.
В настоящее время в России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека. В России, о гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад.
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Отметим, что правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений .
Следует подчеркнуть, что словосочетание «гражданское общество» условно, так как любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Возможно догосударственное, родовое общество нельзя было назвать гражданским, но тогда и не существовало понятия гражданин, гражданство.
Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что Россия начала строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) .
В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных . Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.
Отметим, что в древности, государство, или публичная власть доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Аристотель, например, определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. А Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее
звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...».
В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. Уже на рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и некоторых других мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.
Отметим, что Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли же, полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи :
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Следовательно, «выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... - писали Маркс и Энгельс. - Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».
Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся :
· экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
· легитимность и демократический характер власти;
· безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
· классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
· правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
· равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
· политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
· свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
· невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
· эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
· высокое сознание людей;
· высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью;
· широкие связи между членами общества;
· наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей
отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
· децентрализация власти;
· передача части власти органам самоуправления;
· согласование позиций вместо конфликтов;
· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Говоря о России, отметим, что становление гражданского общества является важнейшей и долговременной задачей, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведёт, в конечном счёте, к достижению указанной цели.
Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Тем не менее, следует иметь в виду, что существует различие между гражданским обществом как концепцией, идеей, процессом, реальностью.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Отметим, что ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства .
Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя».
В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путём принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.
В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
Итак, в заключении отметим, что правовому государству присущи следующие признаки:
1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии).
Следует признать и иметь в виду, что традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как деление власти, «раздел пирога», а как создание системы противовесов, возможностей, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Так, законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
Делаем вывод, что правовое государство-многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Заключение
Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Что касается правого государства, оно представляет собой суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.
В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.
2. Г.В Гегель – Философия права. – М.: Полит, 1997 г.
3. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. История зарубежной философии. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
4. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зеркало, 1997
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993