Управление государственной службы и кадровой политики. Вопросы отпуска госслужащих — длительность отдыха, дополнительные отпуска

Продолжительность отпуска муниципальных служащих в 2019 году отличается от длительности отдыха обычных работников. Мы разберем, какие виды отпуска положены муниципальному служащему и на сколько дней они могут рассчитывать.

Читайте в нашей статье:

Продолжительность отпуска муниципальных служащих в 2019 году

Работники муниципальных учреждений, как и работники обычных организаций могут рассчитывать на оплачиваемый отдых ежегодно. В этот период за ними сохраняется их рабочее место и за дни отсутствия начисляются отпускные.

До середины 2017 года длительность отпуска муниципального служащего отличалась от того количества дней, которое им положено на сегодняшний день. В частности, их сумма зависела от должности служащего. Также он уменьшил возможное число дней дополнительного отдыха.

Читайте также:

Приоритетным законодательным актом, регулирующие трудовые отношения служащих муниципалитетов является Федеральный закон № 25-ФЗ. Он определяет:

  • сумму дней очередного отпуска;
  • количество дней дополнительных к отдыху;
  • надбавку к дням отпуска за ненормированный день.

Размеры всех видов отпусков перечислены в ст. 21 № 25-ФЗ. В новой редакции, вступившей в силу в мае 2017 года допотпуск за выслугу лет был сокращен с 15 дней до 10 дней (п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

Для каждого служащего отпуск должен быть запланирован заранее. Поэтому в конце текущего года составляется специальный документ с очередностью отдыха персонала в течение года следующего. Такой документ называется график отпусков , и он разрабатывается с учетом требований Трудового Кодекса Российской Федерации.

Отпуск муниципальных служащих может быть разделен на части, одна из которых обязательно должна составлять 14 календарных дней или более.

Основной отпуск

Отпуска муниципальных служащих с 2018 года составляют 30 календарных дней для основного отпуска (ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ). Такой отдых предоставляется работнику ежегодно и является оплачиваемым. За время отсутствия сотрудника на рабочем месте за ним сохраняется место. За время отдыха ему выплачиваются отпускные, которые рассчитываются исходя из среднегодовой заработной платы.

Читайте также:

На данный момент установленная длительность 30 к.д. предписана для всех категорий персонала. Тогда как ранее существовала градация в зависимости от должности. Сейчас же эта норма исключена. Такие же нормы выпущены и для госслужащих (Федеральный закон № 90-ФЗ). Таким образом, государственные и муниципальные работники уравнены. Конечно положение их ухудшилось по сравнению с ранее действующими нормами.

Помимо основного отпуска полагается еще и несколько видов дополнительных отпусков муниципальным служащим в 2019 году. В первую очередь это дни за ненормированный день. Количество дней не может превышать 3 к.д.

Кроме того персоналу полагаются и другие виды допотпусков. Такие, как за вредные и (или) опасные условия труда , за работу в условиях Крайнего Севера. Если говорить о вредных (опасных) условиях, то такой вид встречается достаточно редко. Так как персонал муниципальных учреждений это в большинстве своем офисные клерки. А вот дополнительные дни при работе на Севере используются часто.

Дополнительный отпуск за выслугу лет

Еще одним видом доп. отдых является дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет. Полагается он тем служащим, кто проработал на муниципальной службе более 1 года. Уже исходя из названия очевидно, что его длительность зависит от стажа. Чем больше пробыл на муниципальной службе, тем больше положено дней.

Читайте также:

Максимальная продолжительность отпуска муниципального служащего за выслугу лет составляет 10 календарных дней. 25-ФЗ не содержит прямой градации дней отдыха и лет службы. Она приводится в ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

До 18 года расчет дней отдыха за выслугу лет производился исходя из числа отработанных лет (1 к.д. - 1 год службы). В настоящее же время выделяют 4 группы:

    1 к.д. за стаж от 1 до 5 лет;

    5 к.д. за стаж от 5 до 10 лет;

    7 к.д. за стаж от 10 до 15 лет;

    10 к.д. за стаж более 15 к.д.

Таким образом, мы видим что и в данном случае законодатели пошли на снижение длительности отдыха, а следственно и снижение расходов с этим связанных.

Обратите внимание!

В стаж для начисления дополнительных дней отдыха принимаются только периоды государственной или муниципальной службы. Работа в частных компаниях в расчет не берется.

Расчет отпуска муниципальным служащим

Перед тем, как муниципальный служащий отправится отдыхать ему, как и любому другому работнику, выплачивают отпускные. Однако, сроки их выплат и порядок расчета несколько отличается от стандартного, описанного в ТК РФ.

18 марта 2019 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в правовом регулировании деятельности российских операторов в Антарктике Федеральный закон от 18 марта 2019 года №41-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 5 сентября 2018 года №1854-р. Федеральным законом предусматривается проведение национальных инспекций – действий по выявлению нарушений требований и условий, установленных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.

18 марта 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу Федеральный закон от 18 марта 2019 года №39-ФЗ. Федеральный закон подготовлен во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года № 15-П и от 22 мая 2018 г. № 19-П. Федеральным законом, в частности, установлено, что гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования и программам бакалавриата, будет предоставляться отсрочка от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры, а гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования, будет предоставляться отсрочка от призыва на военную службу для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.

18 марта 2019 , Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей Президент России подписал Федеральный закон о совершенствовании законодательства в сфере защиты прав потребителей Федеральный закон от 18 марта 2019 года №38-ФЗ. Федеральным законом, в частности, установлено, что приём обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав могут проводиться многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. В целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Федерации должны будут разработать региональные программы по защите прав потребителей и оказывать содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам).

18 марта 2019 , Материнский капитал Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об усилении контроля за расходованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий Федеральный закон от 18 марта 2019 года №37-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 13 октября 2018 года №2222-р. Федеральным законом в качестве основания для отказа гражданам, имеющим право на получение средств материнского капитала, в распоряжении этими средствами отнесено наличие информации о признании жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала, непригодным для проживания или о признании многоквартирного дома, в котором находится это жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

18 марта 2019 , Старшее поколение Президент России подписал Федеральный закон о праве граждан предпенсионного возраста на получение алиментов Федеральный закон от 18 марта 2019 года №35. Внесённые в законодательство изменения направлены на обеспечение прав граждан предпенсионного возраста в сфере алиментных отношений в связи с повышением пенсионного возраста. В соответствии с Федеральным законом право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, на алименты распространяется в том числе на женщин, достигших возраста 55 лет, и на мужчин, достигших 60 лет.

18 марта 2019 , Вопросы гражданского права Президент России подписал Федеральный закон о правовом регулировании цифровых прав Федеральный закон от 18 марта 2019 года №34-ФЗ. Федеральным законом в Гражданский кодекс внесены изменения, касающиеся регулирования цифровых прав. При этом цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и другие права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

18 марта 2019 , Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Федеральный закон от 18 марта 2019 года №33-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 14 октября 2017 года №2250-р. Федеральным законом, в частности, требования, установленные для приёма на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или проводят от имени или по поручению своего клиента определённые операции с денежными средствами или другим имуществом.

18 марта 2019 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке Федеральный закон от 18 марта 2019 года №32-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 июля 2017 года №1616-р. Федеральным законом организациям, проводящим операции с денежными средствами или другим имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, обновления информации о них предоставляется право осуществлять обмен полученными информацией и документами и их использование в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

18 марта 2019 , Пожарная безопасность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об административной ответственности за недостаточное привлечение сил и средств к тушению лесных пожаров Федеральный закон от 18 марта 2019 года №29-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 16 июня 2018 года №1197-р. Федеральным законом устанавливается административная ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Федерации.

18 марта 2019 , Жилищно-коммунальное хозяйство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о порядке рассмотрения административных дел о нарушении правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Федеральный закон от 18 марта 2019 года №26-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 19 сентября 2017 года №1998-р. Федеральным законом Кодекс об административных правонарушениях дополняется нормами, предусматривающими административную ответственность за предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

21 февраля 2019 , Вопросы исполнительного производства Президент России подписал Федеральный закон о невозможности обращения взысканий в ходе исполнительного производства на социальные выплаты должникам Федеральный закон от 21 февраля 2019 года №12-ФЗ. Федеральным законом создаются правовые механизмы, исключающие возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания.

21 февраля 2019 , Культурное наследие Президент России подписал Федеральный закон об уточнении правового регулирования в сфере государственной охраны и правового режима историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов Федеральный закон от 21 февраля 2019 года №11-ФЗ. Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленные на восполнение пробела в законодательном регулировании особенностей государственной охраны и правового режима историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включённых в список объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

6 февраля 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об отдельных аспектах обязательного медицинского страхования самозанятых граждан Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №6-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 12 декабря 2017 года №2774-р. Федеральным законом к гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, отнесены самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, граждане, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наёмных работников услуги физическим лицам для личных, домашних или других подобных нужд, и другие граждане, занимающиеся частной практикой.

6 февраля 2019 , Антикоррупционное регулирование Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в правовом регулировании некоторых вопросов противодействия коррупции Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №5-ФЗ. Федеральным законом совершенствуется порядок контроля за соблюдением запрета открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицами, на которых распространяется этот запрет.

6 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №7-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 8 октября 2018 года №2151-р. Федеральным законом устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в реестре. Повторное совершение такого правонарушения влечет за собой усиленную административную ответственность.

1

Президент росчерком своего пера снизил продолжительность отпусков муниципальных служащих.

1 мая 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе) регулирует продолжительность и порядок предоставления отпусков.

Внесенные в Закон о муниципальной службе изменения унифицировали порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков государственным и муниципальным служащим. Насколько я помню, то вносили законопроект, регулирующий продолжительность отпусков муниципальных служащих, депутаты Архангельской области. Их не устроило то, что отпуска муниципальных служащих несколько больше, чем отпуска государственных служащих.

В результате внесенных в Закон о муниципальной службе изменений общая продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться. Только почему-то мне кажется, что реально этого не произойдет.

Почему продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться?

  1. Установлена единая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
    Исключено второе предложение из ч. 3 ст. 21 Закона о муниципальной службе: «Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности».
    Таким образом, субъекты лишены возможности устанавливать отпуска своим муниципальным служащим той продолжительности, которой они хотели. Теперь ежегодный оплачиваемый отпуск для всех муниципальных служащих установлен продолжительностью 30 календарных дней.
  2. Снижена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
    Часть 4 ст. 21, до внесения изменений устанавливала продолжительность отпуска за выслугу лет не более 15 календарных дней. Сейчас этот отпуск будет ограничен 10 календарными днями.
  3. Ограничена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
    Статья 21 закона о муниципальной службе дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня». Ранее дополнительный отпуск за ненормированный служебный день устанавливался законами субъектов, постановлениями местных администраций и максимальной продолжительностью на федеральном уровне не ограничивался. Теперь дополнительный отпуск установлен минимальной продолжительностью, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

После вступления в законную силу изменений, а произойдет это 12 мая, в течение текущего года установленная ранее продолжительность отпусков будет предоставляться. Муниципальные служащие могут использовать отпуска или получить при их неиспользовании денежную компенсацию.

Измененная продолжительность отпусков муниципальных служащих будет предоставляться вновь принятым муниципальным служащим, а для всех остальных с нового служебного года.

Резюмируя. Какое-то неоднозначное складывается мнение по поводу изменений законодательства. Продолжительность отпусков муниципальных служащих уменьшится, это верно. И если именно этого желал достичь законодатель, то задача выполнена.

Вызывает недоумение то, что ограничивается продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день для муниципальных служащих. Совершенно непонятно почему продолжительность отпуска установлена в минимальном размере. Почему нет возможности варьировать продолжительность этого отпуска в зависимости от должности, характера выполняемой работы.

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.
При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отпуск – это, пожалуй, одно из самых долгожданных периодов времени. Ведь согласитесь, можно целый месяц, а то и больше, лежать и ничего не делать, не спешить по утрам на работу, а просто посвятить его себе, своей семье. На сегодняшний день такая тема, как отпуск госслужащего в 2017 году остаётся одним из актуальных для большинства населения в нашей стране. Ходят слухи, что отпуск планируется не увеличить, а, к большому сожалению, наоборот, сократить. Но, несмотря на такую не совсем жизнерадостную информацию, есть большая вероятность того, что ежемесячная оплата труда будет увеличена в несколько раз, что своего рода станет компенсацией за сокращённый отпуск. Так ли это? Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

Нововведения.

Согласно вводимому законопроекту, здесь предусматривается ряд очень интересных фактов и особенностей, которые могут привести к различного рода последствий, причём, как положительных, так и негативных.

  • Во-первых, подразумевается своего рода оптимизация средств, которая будет направлена непосредственно на расходы, связанные с оплатой труда.
  • Во-вторых, ограничение продолжительности отпуска, который предусматривается за ненормированный рабочий день.
  • В-третьих, расчёт отпуска. Иными словами, в систему механизма расчёта отпуска будет добавлен и внесён новый критерий, который связан с выслугой лет.

Все представленные особенности и новшества по предварительным сведеньям вступят в свою законную силу уже с марта этого года.

Сколько дней отпуск и его стандартизация.

Если внимательно изучить представленную новую версию законопроекта, то эксперты и специалисты сделали один общий вывод. Прежде всего, количество отпускных дней каждого госслужащего напрямую зависит от трёх очень важных факторов и показателей. Это:

    1.Текущая должность.
    2.Ненормированный служебный график.
    3.Общая выслуга лет.

Наверное, каждый согласится с тем мнением, что у каждого из представленных критериев и параметров имеются свои особенности и, конечно же, плюсы и минусы. В результате у каждого отдельно взятого служащего своя собственная продолжительность отпуска.

Многие задаются вполне логическим вопросом – для чего необходимы все эти меры, направленные на стандартизацию отпуска? Если внимательно изучить сегодняшнюю статистику, касающуюся отпусков, то можно прийти к выводу, что высокопоставленный чиновник отдыхает 35 календарных дней в год, при этом продолжительность отдыха других работников и госслужащих составляет не более 30 дней. Именно по этой причине, правительство и эксперты более подробно изучили весь список факторов и критериев, на которых и должен базироваться отпуск. Вот почему, в новом законопроекте уже прописана определённая схема расчёта отпуска.

  • Во-первых, для всех госслужащих будет установлена равная продолжительность отпуска, которая будет основываться на уровне 30 дней.
  • Во-вторых, ненормированный отпуск будет ограничивать в рамках не более 3-х календарных дней.
  • В-третьих, изменение принципа расчёта отпуска за общий стаж. В этом направлении специалисты выделяют следующие пункты, которые станут решающими и значимыми.

    1. От 1 года – 1 день.
    2. От 5 лет – 5 дней.
    3. От 10 лет – 7 дней
    4. От 15 лет – 10 дней.

При этом следует помнить, что никаких отклонений от выше прописанных норм не должно быть, иначе это считается нарушением законных прав.

Если в точности следовать всем новшествам, не отклоняясь от норм, то в результате суммарная продолжительность отпуска будет составлять и варьировать в пределах от 30 до 43 календарных дней.

К чему всё это приведёт?

Прежде всего, это хорошая возможность привести в порядок правила расчёта отпусков и при этом постараться максимально избежать несправедливости, которая складывается в количестве дней такого отдыха. Но, согласитесь, с новшествами и нововведениями каждый госслужащий должен быть обязательно ознакомлен, поэтому наниматель просто-напросто обязан проинформировать в полной степени об этом пункте. В том случае, если работник отказывается принять предлагаемые и прописанные в законе новые критерии и правила расчёта отпусков, работодатель имеет полное право его уволить.

Согласно новым изменениям, отпуск госслужащего в 2017 году составит от 30 до 43 календарных дней. Скорее всего, такая новость в большой степени обрадует тех, у кого достаточно высокое положение и солидный трудовой стаж, так как у начинающего работника количество дней всё же останется не слишком большим, и каких-либо существенных изменений здесь не будет наблюдать.