Ст 183 ук рф налоговая тайна разглашение. Теория всего

1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.

2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

3. Если представляемый отказался одобрить сделку или ответ на предложение представляемому ее одобрить не поступил в разумный срок, другая сторона вправе потребовать от неуправомоченного лица, совершившего сделку, исполнения сделки либо вправе отказаться от нее в одностороннем порядке и потребовать от этого лица возмещения убытков. Убытки не подлежат возмещению, если при совершении сделки другая сторона знала или должна была знать об отсутствии полномочий либо об их превышении.

Комментарий к Ст. 183 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 182 ГК РФ представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, выражаемого в праве представителя выступать от чужого имени. Только в случаях, когда представитель совершает сделки и иные действия в рамках предоставленных ему полномочий, его действия порождают, изменяют или прекращают права и обязанности для представляемого. Таким образом, наличие у представителя соответствующих полномочий является необходимым условием всякого представительства, условием приобретения, изменения или прекращения прав и обязанностей для представляемого.

Вопрос о правовой природе представительского полномочия является дискуссионным: одни авторы рассматривают его как проявление гражданской правоспособности, особое субъективное право, которому не соответствует чья-либо конкретная обязанность представителя; другие считают, что рассматриваемое полномочие является субъективным правом, которому противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя; третьи определяют это полномочие как юридический факт, восполняющий недостаток дееспособности представляемого.

———————————
Советское гражданское право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1986. Ч. 1. С. 228.

Советское гражданское право / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1972. Ч. 1. С. 214; Советское гражданское право / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. М., 1979. Т. 1. С. 207.

Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 201 — 203.

Существует также следующее определение представительского полномочия — это субъективное право, производное от правосубъектности представляемого, делегированное представителю по воле представляемого или принадлежащее ему в силу обстоятельств, указанных в законе. Поэтому осуществление (реализация) полномочия представителем является юридическим фактом, порождающим права и обязанности для представляемого.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд. М., 2004. Т. 1. Общая часть. С. 545. Обзор точек зрения см. также: Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980; Андреев В.К. Представительство в гражданском праве. Калинин, 1978.

Полномочие представителя, на основании которого он совершает самостоятельное юридическое действие, формируется представляемым. Следовательно, представительство основано на взаимодействии актов волеизъявления представляемого и представителя. В связи с этим при представительстве установленное в гл. 9 ГК РФ требование о соответствии волеизъявления действительной воле стороны сделки относится в равной мере как к представителю, так и к представляемому.

———————————
Гражданское право. Часть первая / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М., 2003. С. 301.

Комментируемая статья предусматривает последствия заключения сделки неуполномоченным лицом, т.е. лицом, которое не наделено правом выступать от чужого имени либо наделено таким правом, но выходит за пределы предоставленных полномочий. При отсутствии у лица полномочий выступать от чужого имени или при выступлении им от чужого имени с превышением предоставленных полномочий по общему правилу не создаются никакие права и обязанности для представляемого. Совершенная сделка для другого лица является незаключенной.

В юридической литературе предлагается различать существенное превышение полномочий и несущественное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такая классификация не лишена смысла, если виды превышения полномочий связывать с их последствиями. Общим критерием определения последствий существенного и несущественного превышения полномочий является осуществление полномочия не в интересах представляемого. Превышение полномочий считается существенным, кроме случаев, когда такое превышение не повлекло существенных неблагоприятных последствий для представляемого. Так, в силу п. 2 ст. 973 ГК РФ поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Поверенный обязан в любом случае уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным.

———————————
Носкова Ю.Б. Представительство в российском гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 9.

Заключение сделок неуполномоченным лицом на практике происходит не часто и, как правило, имеет место, когда участники сделки ошибочно полагают, что действуют в соответствии с правилами о представительстве, но в действительности представитель необходимыми полномочиями не располагает, например, в связи с прекращением действия доверенности, выходом представителя за пределы полномочий и т.д.

Итак, общее правило таково: представительство без полномочий не порождает присущие представительству последствия, т.е. не создает действиями одного лица, действующего от имени и в интересах другого лица, права и обязанности у другого лица, от чьего имени заключена сделка.

Комментируемая статья по существу дополняет это общее правило еще тремя правилами о последствиях заключения сделки неуполномоченным лицом. Одно из этих дополнительных правил касается последствий таких действий для неуполномоченного лица, другое введено в целях обеспечения интересов третьих лиц, с которыми лицо, действовавшее без полномочий, заключило сделку, третье — в целях обеспечения интересов представляемого. Рассмотрим эти правила подробнее.

2. Для неуполномоченного лица, т.е. лица, действовавшего от чужого имени без полномочий или с превышением предоставленных полномочий, последствия таких действий сводятся к тому, что это лицо само может стать стороной в сделке с третьим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сделка в таком случае будет считаться заключенной от имени неуполномоченного лица и в его интересах. Это лицо будет нести перед контрагентом все обязанности по данной сделке и отвечать за ее неисполнение.

Например, если гражданин арендовал на лето дачу для семьи товарища по работе без полномочий, договор аренды дачи будет признан заключенным, с тем, однако, что арендатором является тот, кто действовал без полномочий. Именно ему придется платить арендную плату или нести отрицательные последствия, связанные с отказом от договора (потеря задатка, уплата неустойки и др.). Такие последствия наступают именно потому, что гражданин-сослуживец не был уполномочен на заключение договора аренды. Он мог быть уполномочен, например, на подыскание дачи для семьи товарища, но не на заключение договора аренды, т.е. вышел за пределы предоставленных полномочий.

Следует иметь в виду, что правило о том, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, далеко не всегда может быть реализовано на практике. Очень часто неуполномоченное лицо в силу разных объективных причин (иной правовой статус, отсутствие лицензии, отсутствие права заниматься определенным видом деятельности и т.п.) не может быть стороной в той сделке, которую оно совершило. Так, невозможно возложить на гражданина (например, работника коммерческой организации), оказавшегося неуполномоченным представителем коммерческой организации, обязанности по сделкам, связанным с поставкой товара, снабжением энергией или газом, перевозкой грузов и т.п. Подобные сделки, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны считаться в зависимости от конкретных обстоятельств либо ничтожными, либо оспоримыми.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что при рассмотрении таких дел следует иметь в виду, что суд не может на основании п. 1 ст. 183 ГК РФ признать представителя стороной по соглашению, заключенному во изменение или дополнение основного договора. Такое соглашение признается ничтожным (ст. 168 ГК), поскольку по своей природе является неотъемлемой частью упомянутого договора и не может существовать и исполняться отдельно от него (п. 6 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57 «О некоторых вопросах практики применения ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

———————————
Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Систематизированный сборник в двух частях // Вестник ВАС РФ. 2003. Спец. приложение к N 10. Ч. 1. С. 104 — 105.

В литературе правильно отмечается, что для того чтобы сделка считалась заключенной с неуполномоченным представителем, по смыслу закона требуется согласие на это третьего лица. Данное условие вполне оправданно, поскольку третье лицо должно выразить свою волю на вступление в договорные отношения с лицом, с которым оно не намеревалось устанавливать такие отношения.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2005. С. 417.

3. Правило о том, что лицо, действовавшее от чужого имени без полномочий, само становится в таком случае стороной в сделке с третьим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотрено законом в целях обеспечения интересов третьего лица, с которым лицо, действовавшее без полномочий, заключило сделку.

При этом предполагается, что третье лицо, с которым заключена сделка, знало или должно было знать о том, что лицо не было управомочено заключать сделку, поскольку у третьего лица всегда имеется возможность проверить полномочия лица, заключающего сделку (ст. 312 ГК). Третьи лица освобождаются от исполнения обязательств по заключенной с неуполномоченным лицом сделке лишь в том случае, если докажут, что не знали и не должны были знать об отсутствии полномочий у контрагента или превышении полномочий со стороны контрагента.

Таким образом, проверка полномочий представителя третьими лицами составляет необходимый момент в процессе осуществления отношений представительства. Надобность в такой проверке отпадает лишь в случаях, когда полномочие очевидно явствует из обстановки, в которой действует представитель, например, продавец в розничной торговле, приемщик в ателье бытового обслуживания и т.п. В таких случаях продавцы, приемщики и другие работники, допущенные администрацией организации к исполнению работ, оказанию услуг и т.п., совершают сделки от имени организации в определенном месте, в определенном порядке, с применением определенной атрибутики, что создает у любого лица, вступающего с ними в контакт, уверенность, что оно имеет дело с уполномоченным представителем организации (см. комментарий к абзацу второму п. 1 ст. 182 ГК).

Если третьим лицом не проверены полномочия лица, заключающего сделку, или сделка заключена третьим лицом с неуполномоченным лицом сознательно (в расчете на последующее одобрение сделки представляемым), оно считается связанным данной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым, третье лицо не может отказаться от принятых на себя обязательств со ссылкой на отсутствие полномочий у представителя.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ также обратил внимание на то, что п. 1 ст. 183 ГК РФ применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых (п. 4 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

4. Правило о том, что, если представитель действовал без полномочий или с превышением полномочий, представляемый вправе одобрить заключенную представителем сделку задним числом, введено в закон в целях обеспечения интересов представляемого.

В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что при рассмотрении арбитражными судами исков к представляемому (в частности, об исполнении обязательства, о применении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства), основанных на сделке, заключенной неуполномоченным лицом, следует принимать во внимание, что установление в судебном заседании факта заключения упомянутой сделки представителем без полномочий или с превышением таковых служит основанием для отказа в иске к представляемому, если только не будет доказано, что последний одобрил данную сделку (п. 1 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

В случае последующего одобрения представляемым сделки, совершенной не- управомоченным представителем, наступают такие же последствия, как если бы в момент совершения сделки представитель имел необходимые полномочия, т.е. создаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности по данной сделке для представляемого. Последующее одобрение сделки представляемым по своей юридической природе является односторонней сделкой представляемого, т.е. действием, совершаемым исключительно по воле самого представляемого.

Последующее одобрение сделки представляемым должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока. При этом независимо от того, когда именно будет одобрена сделка представляемым, он считается стороной с самого момента совершения этой сделки представителем.

Например, отношения, связанные с последующим одобрением сделок представляемым, могут возникать при создании хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества), когда учредители совершают необходимые для деятельности хозяйственного общества сделки еще до его государственной регистрации. По всем этим сделкам солидарную ответственность несут сами учредители хозяйственного общества. Общество же несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников (акционеров) общества (п. 3 ст. 10 Закона об акционерных обществах, п. 6 ст. 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Последующее одобрение сделки представляемым может быть выражено в любой форме, однозначно свидетельствующей о воле представляемого на признание сделки, заключенной неуправомоченным представителем. Такая воля может быть выражена в письменном документе (письме, телеграмме, факсе и т.п.) или посредством конклюдентных действий (принятием исполнения, производством расчетов и т.п.).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал на то, что при разрешении споров, связанных с применением п. 2 ст. 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым могут пониматься, в частности:

— письменное или устное одобрение независимо от того, адресовано или нет оно непосредственно контрагенту по сделке;

— признание представляемым претензии контрагента;

— конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства, реализация других прав и обязанностей по сделке);

— заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой;

— просьба об отсрочке или рассрочке исполнения;

— акцепт инкассового поручения.

Так, по одному из дел коммерческая организация заключила с брокерской фирмой договор поручения на покупку на товарной бирже товара по определенной в договоре на брокерское обслуживание цене. Брокерская фирма при заключении от имени клиента — коммерческой организации договора купли-продажи согласилась оплатить товар по более высокой цене. После получения экземпляра товара клиент произвел предоплату всей партии товара, как было первоначально указано в договоре на брокерское обслуживание. В связи с возникшим впоследствии спором относительно того, может ли договор считаться при этих условиях действительным, Высший Арбитражный Суд РФ признал, что действия покупателя (клиента брокерской фирмы) по оплате всей партии товара должны расцениваться как последующее одобрение заключенной сверх полномочий сделки.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1993. N 10. С. 41.

В другом деле к хозяйственному обществу был предъявлен иск о выплате задолженности за электроэнергию. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения был заключен его структурным подразделением, не имеющим соответствующего полномочия на заключение данного договора. Кроме того, ответчик утверждал, что впоследствии он не одобрил совершенную неуполномоченным структурным подразделением сделку. Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика. Аналогичную позицию заняла и апелляционная инстанция. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес решение об изменении постановления апелляционной инстанции на том основании, что договор энергоснабжения все же был одобрен ответчиком, что выразилось, в частности, в том, что ответчик в течение двух лет фактически пользовался электроэнергией. Данное обстоятельство, представляющее собой конклюдентное действие ответчика, было признано достаточным основанием для применения ст. 183 ГК РФ.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1997. N 2. С. 93 — 94.

При оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым — юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченного в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение. Например, следует учитывать правила Закона об акционерных обществах, в соответствии с которыми крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров по правилам ст. 79 указанного Закона.

Действия работников представляемого по исполнению обязательства исходя из конкретных обстоятельств могут свидетельствовать об одобрении, при условии что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (см. комментарий абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК) (п. 5 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

5. Положения ст. 183 следует определенным образом соотносить с правилами ст. 986 ГК РФ, посвященными последствиям совершения сделки в чужом интересе.

Сходство указанных правил заключается в том, что в обоих случаях лицо заключает сделку в интересах другого лица и за его счет, а заинтересованное лицо может одобрить или не одобрить данную сделку, что оборачивается аналогичными правовыми последствиями.

Различие рассматриваемых правил заключается в следующем. Неуправомоченный представитель совершает сделку от имени представляемого, хотя и не имеет для этого необходимых полномочий. Третье лицо, с которым он вступает в сделку, как правило, имеет возможность проверить его полномочия. Если третье лицо этого не сделало или проявило невнимательность, оно не вправе в последующем оспорить данную сделку, если последняя будет одобрена представляемым.

В отличие от неуполномоченного представителя, лицо, совершившее сделку в чужом интересе (гестор), действует от собственного имени, хотя и не в своем интересе. Поэтому права и обязанности из данной сделки первоначально приобретает сам гестор, хотя и с намерением передать их лицу, в интересах которого он действовал (доминусу). Что касается третьего лица, то оно может быть либо уведомлено о том, что сделка совершена в интересах доминуса, либо не знать об этом обстоятельстве. В первом случае оно не может возражать против перехода прав и обязанностей по данной сделке к доминусу, если последний ее одобрит. Во втором случае для такого перехода требуется согласие третьего лица.

По смыслу закона и с учетом действующих правил об уступке прав требования и переводе долга (гл. 24 ГК) согласие третьего лица необходимо тогда, когда к доминусу переходят не только права, но и обязанности по сделке. Если же дело ограничивается передачей доминусу одних лишь прав, возникших из совершенной в его интересах сделки, достаточно извещения третьего лица о состоявшейся уступке прав.

———————————

В данной статье рассказывается про ст 183 ч 2 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Ст 183 ч 2 УК РФ - это статья предусматривающая возможность неправомерных действий в момент сбора сведений, а также любое похищение ценных бумаг или же документаций.

Сбор важнейших сведений, составляют в себе коммерческую, банковскую, экономическую, а также налоговую тайну, при помощи расхищения, подкупных действий, насильственных угроз, которые будут равными неправомерным методам. Все отныне несет большую ответственность в виде штрафа - 80 тыс. руб. или же в объеме другой прибыли виновника, который ранее был осужден 1-6 месяцев, но или лишение свободы сроком до 2л (Ст 183 ч 2 УК РФ).

Неправомерное разглашение и даже постоянное использование полученных сведений, ради коммерческой, экономической выгоды супротив воли гражданина РФ, которое ранее было доверена ему и после становится популярной из-за разглашения. Все это несет большую ответственность в качестве штрафных выплат, в том числе лишения свободы. Общий срок и вариант наказания будет назначаться только судебными инстанциями.

Рассматриваются те же действия, которые успели причинить особо крупный урон или же осуществленные только из корыстных побуждений, также наказывается штрафом или другими вариантами наказания (Ст 183 ч 2 УК РФ).

Действия, которые ранее были предусмотрены предыдущими частями по указанной статье, также успевшие повлечь более тяжкие последствия. В этом случае виновная сторона будет нести наказание в качестве лишения свободы до 10 л.

Законодательные разъяснения к Ст 183 ч 2 УК РФ

Основная характеристика, а также размер всех сведений, которые зачастую составляют некоторую коммерческую, экономическую тайну, могут определиться только обладателем информационных данных. Владельцам секретной информации назначается охрана и постоянная конфиденциальность.

Согласно со Ст 183 ч 2 УК РФ важнейшая информация может составить любой вариант тайны, когда именно данные сведения могут иметь действующую финансовую ценность в силу будущего ее посторонним людям:

  • Налоговая тайна всегда несет ответственность, где запрещается любое разглашение налогоплательщиками, в том числе различные идентификационные номера плательщика, и много чего другого.
  • К любой экономической и банковской тайне будут относиться сведения о проведенных операциях, вложенных вкладах потребителей, клиентов.
  • Указанная статья рассматривает сразу три разных составных элементов, которые наделены лишь одним предметом для посягательства - это сведениями о коммерческой, налоговой, банковской тайне.
  • В первой же части этой статьи предусматривается наказание за сбор подобных сведений при помощи расхищения документаций, подкупа и даже угроз.
  • Основной мотив преступного деяния на возможную квалификацию вообще не влияет.
  • Виновником преступного деяния может оказаться любой гражданин, который достиг 16 лет. К тому же эти граждане не являются владельцами любых тайных сведений.

В ст 183 ч 2 УК РФ предусматривается полную ответственность за любое неправомерное разглашение или же применение информативных сведений, где имеются тайные сведения, и осуществляется супротив воли обладателя или же без согласия владельца. Возможно, все эти действия совершаются лишь из корыстных побуждений.

В соответствии с указанной статьей, то виновником преступного деяния может стать практически любой сотрудник организации, и даже другие лица, которые по каким-то причинам смогли заполучить информацию или же получили ее, воспользовавшись служебным положением.

Здесь же предусматривается наказание практически за все те же действия, если же в итоге их осуществления был причинен особо тяжкий урон, а все это будет равным при наличии корыстных побуждений. В качестве обязательных деталей в составе данного преступного деяния - это лишь заинтересованность из корыстных или личных побуждений.

Согласно с частью 4 данной же статьи наказание за какое-либо преступное деяние, будет предусматриваться и во 2 и 3 части, которые повлекли более тяжкий урон пострадавшей стороне. В качестве обязательных условий наказания виновника - это наступление в итоге некоторых действий виновника особо тяжкого последствия. Этот элемент считается оценочным. Он же выражается в виде экономического или совершенного другого урона.

Как только определение последствий преступного деяния следует рассматривать только из общей стоимости оценочного пункта в качестве урона, так и иных обстоятельств, к примеру, исходя из материального положения владельца, или другого собственника имуществом. В виде тяжких последствий будут признаны, к примеру, финансовое разорение, дальнейшая дезорганизация трудовой деятельности любого коммерческого производства и так далее.

Преступные деяния, которые предусматривались в указанной статье 183 ч 2 УК РФ, всегда могут быть совершены только умышленно.

В этой статье вы узнали, что такое ст 183 ч 2 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Действующее законодательство чётко регламентирует вопросы, которые связаны с использованием людьми различной информации. Помимо общедоступных, существуют сведения, являющиеся, согласно нормам права, конфиденциальными. К таким сведениям относятся коммерческая, банковская и налоговая тайны. Незаконный сбор данных, относящихся к этим категориям, и ответственность за это регулирует статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовным законодательством с последними изменениями предусмотрено, что сбор секретных сведений, которые составляют банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с помощью угроз, подкупа, хищения документов или иным неправомерным способом влечёт за собой одно из четырёх видов наказаний:

  1. Штраф, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника (если он является работником какой-либо организации) или прочего дохода за годичный период.
  2. Работы исправительного характера, максимальный срок которых составляет один год.
  3. Работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет два года.

Таким образом, средний срок финансового или трудового наказания составляет один год.

Незаконное использование или разглашение сведений, которые составляют банковскую, налоговую или коммерческую тайну, лицом, получившим такое сведения по работе или службе или в доверительной беседе, на огласку которых владеющий ими субъект согласия не давал, наказывается также одним из четырёх способов:

  • штраф, максимальный размер которого составляет один миллион рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника или прочего дохода за двухлетний период. Дополнительно осуждённого лишают права на занятие определённых должностей или запрещают осуществлять определённую деятельность максимум на три года;
  • работы исправительного характера, максимальный срок которых составляет два года;
  • работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет три года;
  • лишение свободы на такой же срок.

Таким образом, если лицо не только собирает тайные данные, но и использует их, ответственность значительно увеличивается и по срокам, и по сумме.

Если распространение конфиденциальных сведений причинило ущерб в крупных размерах или было совершено из корыстных побуждений, наказывается одним из трёх способов:

  • штраф, максимальный размер которого составляет полтора миллиона рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника (если он является сотрудником какой-либо организации) или прочего дохода за трёхлетний период. Дополнительно осуждённого лишают права на занятие определённых должностей или запрещают осуществлять определённую деятельность максимум на три года;
  • работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет пять лет;
  • лишение свободы на такой же срок.

Таким образом, законодатель считает, что исправительные работы в полной мере не возместят причинённый преступление вред обществу.

Если в результате того, что осуждённый разгласил персональные или другие конфиденциальные сведения, наступили тяжёлые последствия, вариантов наказания всего два:

  1. Работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет пять лет.
  2. Лишение свободы максимум на семь лет.

Таким образом, чем больше вреда нанесло нарушение лицом правовых норм, касающихся конфиденциальности, тем строже будет судебный приговор.

Специалисты в сфере юриспруденции по-разному трактуют положения статей о незаконном раскрытии конфиденциальной информации, но в целом комментарии сходятся в одном.

Большой процент информации, которая находится в области деятельности граждан и субъектов хозяйственной деятельности, является особенно ценной или коммерчески значимой для самого субъекта и его клиентов или партнёров. Поэтому отношение к ней имеет свои особенности. В связи с этим для сохранности её неприкосновенности и защиты от огласки принимаются серьёзные меры.

Это связано с тем, что некоторые сведения должны оставаться в секрете из-за заинтересованных в её секретности лиц. Другие сведения разглашать запрещено из-за указания об этом в законах. Такие сведения получили статус коммерческой, налоговой или банковской тайны и были отражены и закреплены в соответствующих институтах.

Суть общественной опасности уголовного правонарушения в отношении конфиденциальной информации заключается в следующем. Незаконные действия, осуществлённые в отношении информации, которая составляет тайну налогового, банковского или коммерческого характера, могут повредить деятельности субъектов предпринимательства или других лиц. Также это означает, что незаконное распространение частных сведений о людях (к примеру, адресе или банковском счёте), которые не давали на это согласие, считается грубым нарушением положений Конституции РФ, касающихся прав человека на тайну и неприкосновенность личной жизни.

В целом преступные действия, описываемые в ч. 1 и ч. 2 ст. 183, считаются не тяжкими, в ч. 3 – уголовные правонарушения средней степени тяжести, ч. 4 – тяжкие преступления.

Уголовные посягательства в данной статье осуществляются в отношении объекта — общественных отношений, которые возникают в области информационного обмена и обращения в сфере налогового, банковского или коммерческого характера, в независимости от того, какой информационный носитель для этого был использован.

Следует чётко разделять понятия «банковская тайна» и «коммерческая тайна». Несмотря на то, что оба эти понятия объединены общей правовой природой, они отличаются друг от друга по содержанию и объёму. Информация, относящаяся к банковской тайне, может не являться коммерчески ценной. Кроме того, она обладает некоторыми особыми признаками.

Положения гражданского законодательства определяют, что к коммерческой тайне информация относится в нескольких случаях:

  1. Она имеет потенциальную или действительную ценность коммерческого плана из-за отсутствия сведений о ней у третьих лиц.
  2. Свободный доступ к такой информации отсутствует на основании закона.
  3. Лицо, владеющей тайной информацией, прилагает все усилия, чтобы охранять конфиденциальность данных.

Если лицо получило доступ к информации в ознакомительных целях (например, в ходе учебной или производственной практики) и распространило её путём записи в дипломной работе или реферате, это не является смягчающим обстоятельством.

П. 1 и п. 2 статьи 3 ФЗ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. устанавливает, что к сведениям, составляющим производственные секреты, можно отнести экономические, технические, производственные или организационные сведения. Если третье лицо, добывающее секретные данные, имеет отношение к конкурирующей организации, это является промышленным шпионажем, регулируемым той же статьёй УК РФ. Промышленный шпионаж по статье 183 подчиняется общим правилам привлечения к ответственности.

Ещё один акт, регулирующий вопросы конфиденциальности, это Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997 г. В нём перечислены все сведения, имеющий конфиденциальный характер.

Некоторые законодательные акты устанавливают список данных, которые не являются коммерческой тайной.

К таким актам относятся:

  1. Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» № 35 от 5 декабря 1991 г.
  2. Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392 от 16 ноября 1992 г.
  3. Закон о рынке ценных бумаг.
  4. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» № 34н от 29 июля 1998 г. и т. д.

Все указанные документы в совокупности раскрывают весь список данных, не относящихся к тайне коммерческого характера.

К данным, не являющим тайными, относятся:

  • документы учредительного или уставного характера;
  • патенты, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • налоговые отчётные документы;
  • бухгалтерские годовые отчёты;
  • некоторые приватизационные сведения и т. д.

Список не является закрытым, так что в связи с изменениями в законодательстве могут внесены новые данные.

В отношении сведений, составляющих тайну банковского типа, необходимо сказать, что их разрешено сообщать только лично клиентам или их официальным представителям. Должностные лица государственных органов вправе получить такого рода информацию только в установленном законом порядке и в определённых пунктом 2 статьи 857 ГК РФ случаях.

Если в результате получения и передачи конфиденциальной информации другому лицу преступник стремился получить выгоду в виде вознаграждения или продвижения по службе и т. д., ответственность уголовного характера за незаконное разглашение тайны коммерческого характера или других её видов будут квалифицироваться по части 3 ст. 183, то есть будут считаться совершенными из корысти.

Привлечь лицо к уголовной ответственности по ч. 1 и 2 указанной статьи можно даже в том случае, если разглашение сведений не повлекло за собой негативные последствия. Другие части статьи предусматривают наличие каких-либо последствий.

Субъективной стороной деяния по всем частям статьи является прямой умысел. Квалификация преступления по первым двум частям происходит без учёта мотива преступления. В части третьей мотив играет важную роль, так как разъясняет суть корыстного интереса преступника.

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо от 16 лет. Если конфиденциальная информация была получена при осуществлении трудовой функции, субъект будет специальным.

Некоторые научные консультанты и люди, осуществляющие юридическую практику, трактуют статью 183 УК РФ с другого ракурса, рассматривая подробно составляющие её элементы (например, понятия).

Помимо ст. 183 УК РФ, разглашение коммерческой тайны и её составляющие регулируются ГК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне».

Согласно указанным нормам, коммерческой тайной является такой режим конфиденциальности и недоступности информации, который позволяет лицу, которое ей владеет, реально или потенциально получить следующую коммерческую выгоду:

  • сохранить позицию на рынке работ, товаров или услуг;
  • увеличить доходность предприятия;
  • уменьшить риск возникновения неоправданных или лишних расходов;
  • получить выгоду коммерческого плана.

Список может быть дополнен и другими вариантами получения лицом коммерческой выгоды.

Налоговой тайной являются сведения о налогоплательщиках, которые были получены одним из следующих органов:

  1. Налоговый.
  2. Внутренних дел.
  3. Внебюджетного государственного фонда.
  4. Таможенным.

Статья 102 НК РФ предусматривает некоторые исключения из этого правила.

Разглашение банковской тайны по УК РФ является распространением или разъяснением посторонний людям сведений о счетах, операциях или вкладов корреспондентов и клиентов. Это указано в статье 857 ГК РФ и статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г.

Кредитные банковские организации не могут своим желанием сузить или расширить перечень информации, которая является банковской тайной. Также они не вправе изменять перечень лиц, которые имеют право ознакамливаться с этими сведениями. Помимо банковской тайны, у кредитных организаций есть и коммерческая тайна, как у коммерческой организации.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение коммерческой тайны УК РФ определяет в части 1 статьи 183. Нелегально полученные сведения должны быть выражены в материальной форме (служебные документы, образцы промышленности, распечатанные копии, чертежи и т. д.). К иным способам относится ознакомление с документами, прослушивание разговоров по телефону, изучение компьютерных данных и др.

Если в результате незаконного сбора информации с компьютера физического или юридического лица произошла блокировка, копирование или уничтожение информации или порча ЭВМ, к части 1 статьи 183 будет присоединена статья 272.

Если для получения информации преступник подкупил должностное лицо или управленцев организации, к главной статье будет присоединена статья 291 или 1, 2 часть статьи 204 УК РФ.

Разглашение информации может быть осуществлено в форме действия или бездействия. То есть ответственное за информацию лицо может самостоятельно её предоставить либо не препятствовать её получению посторонними лицами.

Часть 2 статьи определяет ответственность лиц, которые обладали конфиденциальной информацией по работе. К таким людям относятся работники, которым стали известны подобные сведения в результате осуществления ими трудовой функции. Разглашение такими лицами сведений влечёт за собой не только уголовную ответственность, но и увольнение. Если сведения были распространены частным аудитором или нотариусом, а также налоговым инспектором или сотрудником правоохранительных органов, к главной статье будет присоединена статья 202 или 286 УК РФ.

Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 183 УК РФ

В 2014 году Савеловским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении гражданина В.Н. Загороднюка руководителя планово-аналитического отдела Департамента маркетинга известной московской фирмы.

Суть обвинения состояла в том, что осуждённый, как лицо, имеющее доступ к сведениям, которые составляли тайну коммерческого характера, незаконно распространял эти сведения, предлагая их другим лицам и представителям конкурирующей фирмы в другой республике за денежное вознаграждение.

Таким способом он распространял следующие данные:

  • об уникальных сведениях о товарах;
  • о постоянных и новых клиентах фирмы;
  • о заключённых фирмой договорах;
  • о финансовых вопросах;
  • о движениях марок акцизного типа;
  • об учёте продукции и т.д.

Помимо этих сведений, он добывал для перепродажи секретные сведения, к которым у него не было доступа, с помощью подкупа.

Информация о деятельности осуждённого была получена органами полиции через заявление одного из работников фирмы.

Путём проведения мероприятий оперативно – розыскного характера и внедрения сотрудника полиции, обвиняемый был уличён в передаче конфиденциальной информации третьему лицу.

В результате гражданина Загороднюка приговорили к шести месяцам на исправительных работах, удерживая при этом десять процентов от его заработной платы в пользу государства.

В последнее время преступность, связанная с разглашением коммерческой, налоговой или банковской тайны, пошла на спад. Причиной этому является ужесточения наказания за её незаконное распространение.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 n 121-ФЗ)

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Комментарий к статье 183
1. Редакция ст. 183 УК в отличие от действующей до 1 февраля 2002 г. редакции значительно расширила круг регулируемых правоотношений в диспозиции комментируемой статьи.
Статья состоит из четырех частей. Законодатель ввел в название и диспозицию статьи новый конструктивный признак - разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, и указал на такое отягчающее обстоятельство, как причинение крупного ущерба, при совершении деяний, подпадающих под признаки комментируемой уголовно-правовой нормы.
Усилена ответственность за незаконное получение и разглашение указанных выше сведений, совершенных из корыстной заинтересованности.
Максимальная мера наказания за совершение преступления по ст. 183 УК РФ, действующей с 1 февраля 2002 г., была определена законодателем в виде лишения свободы на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 183 УК), по ч. 3 ст. 183 УК - до 5 лет, предусмотрена и санкция до 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 183 УК РФ).
2. Объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту и неприкосновенность коммерческой, налоговой и банковской тайны.
Предмет преступления - сведения, составляющие указанную тайну.
3. О понятии "коммерческая тайна" сказано в ст. 139 ГК РФ. Содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются чаще всего самими предпринимательскими структурами. Это обычно финансовый и производственный план фирмы, состояние рынка сбыта, сведения о контрагентах, договорах и т.д.
4. Вместе с тем существует определенный перечень сведений, которые не составляют и не могут составлять коммерческую тайну, о чем сказано в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35 (СП РСФСР. 1992. N 1 - 2. Ст. 7). Так, не относятся к коммерческой тайне документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью, учредительные документы, государственная отчетность по установленной форме, сведения об обязательных налогах и платежах, документы, подтверждающие платежеспособность предприятия, сведения о численности работающих, их заработная плата и т.п.
5. В других нормативных актах также имеются положения о том, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 гл. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.), где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
6. Следует иметь в виду, что Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены дополнения и изменения в ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918), в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ (см. указанный Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ. 9 августа. 2001 г.)). В частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг" ст. 42 дополнена новым пунктом 11; п. 4 ст. 44 изложен в новой редакции (см. более подробно комментарий к ст. 174 УК РФ в новой редакции и ст. 174.1 УК).
7. Упомянутым выше ФЗ от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены также дополнения и изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) (ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2001. N 26. Ст. 2586). Изменения и дополнения внесены в п. 6 ст. 20, в ст. 26 изменен ряд пунктов (см. подробнее комментарий к ст. ст. 172, 174 УК РФ в новой редакции, а также к ст. 174.1 УК).
8. Понятие налоговой тайны раскрывается в ст. 102 Налогового кодекса РФ. Так, налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, за исключением сведений, перечисленных ниже:
- сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
- сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см.: Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96).
9. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
10. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
11. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов.
12. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
13. Федеральным законом N 104-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" признаны утратившими силу ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулировали порядок контроля за расходами физических лиц и порядок информирования налогового органа должностными лицами, учреждениями и организациями, причастными к совершению сделок, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
14. Состав сведений, составляющих банковскую тайну и соблюдение режима этой тайны, изложен в ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 в ред. от 7 июля 1995 г. (3 февраля 1996 г.) N 17-ФЗ с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492). Так, по смыслу ст. 857 ГК РФ банк обязан гарантировать клиенту тайну банковского счета и банковского вклада, а также осуществление операций по счету, включая и сведения о самом клиенте. При этом сведения, являющиеся банковской тайной, могут быть представлены лишь самим клиентом и (или) его представителем (см. ниже). Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
15. В ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитные организации и Центробанк России гарантируют тайну об операциях, счетах (вкладах) своих клиентов, иных сведениях, устанавливаемых Федеральным законом. Эта же статья определяет круг лиц и организаций, которые официально имеют право потребовать и получить сведения, отнесенные к банковской тайне (суды, органы арбитража, органы прокуратуры, следствия, дознания, ГНИ, органы валютного контроля, федеральный антимонопольный территориальный орган, органы нотариата и аудиторские организации, при этом последние не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых проверок).
16. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ от 9 августа 2001 г.) дополнена редакция ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности": "Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
На основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 8 апреля 2003 г.) был издан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).
17. Перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю, дается в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.), где говорится, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей, а по характеру своему данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных п. 2 ст. 6 данного ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
18. Банки и кредитные организации обязаны также сообщать в уполномоченный орган обо всех финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, совершенных на крупную сумму, превышающую один миллион рублей (примечание к ст. 174 УК в ред. ФЗ от 08.12.2003).
19. Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 840 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" признан утратившим силу Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изменениями от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г., 3 августа 1999 г., 25 июля 2000 г., 8 апреля 2003 г.), согласно которому банки и кредитные учреждения обязаны были информировать налоговые органы о совершении сделок физическими лицами на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США и выше. Согласно действующему Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600000 руб.
После отмены Указа Президента N 1006 единственным получателем информации о сделках физических (в т.ч. и юридических) лиц становится КФМ РФ. Таким образом, сумма, подлежащая обязательному контролю, фактически удвоилась с 10000 долларов США до 600000 руб. (т.е. до 20000 долл. США на момент издания Указа).
20. Статья 183 УК в новой редакции, как было уже сказано ранее, состоит из 4-х частей, которые предусматривают различные преступления, объединенные как бы единым предметом посягательства, - это сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
21. Объективная сторона части 1 ст. 183 УК носит формальный характер. Преступление считается оконченным с момента совершения действий по собиранию сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну. Рассмотрим способы собирания сведений:
1) собирание сведений путем похищения документов;
2) собирание сведений путем подкупа;
3) собирание сведений путем угроз;
4) собирание таких сведений иным незаконным способом.
22. Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 183 УК объединена единым понятием "собирание".
Собирать сведения можно законным и незаконным путем. При этом незаконный путь предполагает собирание рассматриваемых сведений посредством похищения документов, подкупа или угроз, в отношении лиц, которые владеют такой информацией, а равно иными средствами такого рода. "Иной, незаконный способ" дает право толковать это же собирание сведений любым противоправным путем: имеет место расширительное толкование слова "иной". Здесь не только хищение, подкуп и (или) угрозы, но также шантаж, вымогательство, копирование информации и документа, использование различных подслушивающих устройств, проникновение в компьютерную сеть и т.п.
23. Наступление вредоносных последствий как достижение преступного результата является необязательным, т.к. ч. 1 ст. 183 УК предполагает оконченным деяние с момента начала "собирания" таких сведений. Состав преступления - формальный.
24. Субъектом преступления по смыслу ч. 1 ст. 183 УК РФ является физическое вменяемое лицо, не имеющее законного доступа к указанной информации.
25. Следует обратить внимание и на следующее, довольно важное, на наш взгляд, обстоятельство. В том случае, если способом собирания анализируемых выше сведений явились факты подкупа людей, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, или (и) должностных лиц, их ответственность должна наступать не только по ч. 1 ст. 183 УК, но и по ч. ч. 1 или 2 ст. 204 или ст. 291 УК. (Этой же позиции придерживается Б.В. Волженкин. См.: Комментарий к УК РФ. М.: Спарк, 2000. С. 389.)
26. Объективной стороной деяния, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются действия по незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
27. Под разглашением понимается предание сведений огласке, в результате которой они стали известны посторонним лицам, либо предоставление сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицу, не имеющему права на ознакомление с ними. Указанную тайну обязаны соблюдать все работники, равно иные лица, которым тайна известна в связи с выполнением профессиональной или служебной деятельности. Это могут быть работники государственной власти и управления, правоохранительных органов, суда, нотариата и пр. Тайна должна соблюдаться и в тех случаях, когда лицо уволилось с работы, причем до тех пор, пока сведения перестали быть охраняемой тайной.
28. Незаконное использование может осуществляться посредством передачи сведений посторонним лицам либо путем принятия различных решений и осуществления действий на основе собранной информации самим виновным.
Из текста части 2 статьи вытекает, что виновный законно, т.е. в силу своих полномочий или по иным основаниям, обладает по долгу службы или работы сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну, но не имеет согласия владельца этих сведений на их разглашение или использование, которое является незаконным уже в силу факта отсутствия такого согласия. Вместе с тем, на наш взгляд, согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны, если такие действия запрещены действующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права и интересы других лиц. Исключения составляют случаи, указанные в п. п. 6 - 8, и другие, которые специально оговорены в федеральном законодательстве. Так, например, статья 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) гласит, что о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:
дата и время заключения сделки;
наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
государственный регистрационный номер ценных бумаг;
цена одной ценной бумаги;
количество ценных бумаг.
29. Состав преступления будет и в действиях тех лиц, к которым информация попала случайно, либо если лица незаконно получили ее, либо она была доверена им. Важно лишь установить, что лицу действительно известен характер разглашаемых сведений, что они представляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная точка зрения является доктринальным взглядом на поставленную проблему и выражает мнение авторов.
30. Объективную сторону ч. 3 ст. 183 УК составляют те же деяния (незаконное собирание вышеупомянутых сведений, их незаконное разглашение и использование, т.е. деяния, указанные в диспозициях ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК), но совершенные при причинении крупного ущерба или же совершенные из корыстной заинтересованности.
31. Законодатель в самой статье 183 УК РФ не раскрывает понятие крупного ущерба. Однако из примечания к ст. 169 УК РФ, как и сказано было выше, крупный ущерб - сумма более 250 тысяч рублей. Причем для правильной квалификации очень важное значение имеет установление причинной связи между наступлением крупного ущерба и анализируемым деянием, т.к. наступление крупного ущерба может совпадать по времени с совершением деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ, но находиться в причинной связи с другими обстоятельствами: некачественным предоставлением услуг потерпевшим, увольнением квалифицированного персонала, появлением на рынке конкурирующих структур и т.д.
32. Корыстная заинтересованность может быть не только материальной - стремление обогатиться, но может заключаться также в иной личной заинтересованности: зависть, обида, месть, стремление добиться первенства в конкурентной борьбе, уменьшить клиентскую базу хозяйствующего субъекта, желание устранить конкурента путем причинения ему убытков и т.д.
33. Часть 4 ст. 183 УК предусматривает совершение более опасного деяния (деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия) и наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет (для сравнения: ч. 2 ст. 183 УК "старой" редакции предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет). В силу положений п. 4 ст. 15 УК анализируемое деяние признается тяжким преступлением.
Конструктивным признаком объективной стороны ч. 4 ст. 183 УК является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи, повлекших за собой "тяжкие последствия". При этом законодатель также не раскрывает какие-либо признаки и не дает определения "тяжких последствий". В диспозициях статей главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" не содержится указания на совершение деяния, причинившее "тяжкие последствия". Только в ст. 196 УК "Преднамеренное банкротство" фигурирует словосочетание "иные тяжкие последствия". Полагаем, что под тяжкими последствиями, указанными в диспозиции ст. 183 УК РФ, следует понимать причинение владельцу особо крупного ущерба, банкротство организации и (или) предпринимателя, нарушение прав граждан, работающих в обанкротившейся организации, вынужденную безработицу работников и т.п.
34. Субъективная сторона ч. ч. 1 - 4 ст. 183 УК РФ совершается с прямым умыслом. Лицо желает наступления неблагоприятных тяжких последствий владельцу указанных сведений и сознательно их допускает.
35. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, но если при этом упомянутое лицо не является владельцем коммерческой, налоговой или банковской тайны. В том случае, если анализируемые сведения незаконно разглашает и (или) использует должностное лицо (прокурор, следователь, дознаватель, налоговый или таможенный инспектор, другие должностные лица), частный нотариус и (или) аудитор, получившие эти сведения в силу занимаемой должности, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: ст. 286 и соответствующая часть ст. 183 УК РФ и (или) ст. 202 УК РФ.