Значение слова «агреман. Агреман - это важная процедура в дипломатии

Агреман - это термин, который используется в дипломатии. При установлении отношений между государствами всегда в столицах стран открываются посольства. Интересно было бы разобрать процесс назначения посла или временного поверенного в делах страны.

Значение слова "агреман"

Прежде чем рассматривать теоретическую часть вопроса, мы вспомним школьную программу по французскому языку. "Агреман" - это слово иностранного происхождения. В переводе "agrement" означает "согласие". То есть в процессе переговоров две стороны приходят к общему знаменателю. Еще один вариант "согласия" - одна из сторон выдвигает другой определенное предложение, в ответ на которое звучит согласие.

Как назначаются послы?

Процесс назначения дипломатических представителей очень сложный, потому что требуется не только воля государства, которое назначает своего посла, но и согласие той страны, в которой потенциальный претендент, возможно, будет представлять интересы своего государства. В юридическом смысле выделяется семь этапов который будет работать представителем.

Первый этап - это подбор кандидатуры. Претендент должен иметь высшее образование, определенный опыт дипломатической работы, безусловно, в совершенстве владеть несколькими основными языками для свободного общения с лидерами государства, в котором будет работать, и с дипломатами других государств. Также важно знать специфику региона назначения.

Второй этап - согласие принимающей стороны. Агреман - это получение предварительного согласия правительства принимающего государства на принятие определенной особы как посла государства. Важность этого момента в дипломатии состоит в том, что в случае отказа принимать посла при официальном запросе может возникнуть международный скандал. Дипломатические традиции предусматривают направление неофициального запроса с указанием основных данных кандидата. На базе этой информации принимается решение и дается положительный или отрицательный ответ по кандидатуре. Теперь мы прекрасно понимаем значение слова "агреман".

На третьем этапе в столице государства, направляющего посла, происходит официальное назначение человека на должность. После этого в обоих государствах появляется официальная информация о том, что послом государства такого-то назначен такой-то. Пятый этап "легализации" посла - это выдача верительных грамот в Министерстве иностранных дел государства, которое направляет дипломатического представителя. В завершение процедуры вступления в должность новый посол встречается с министром иностранных дел принимающей страны и вручает ему грамоты.

Агреман - это важная процедура в дипломатии

В мире дипломатии существуют определенные традиции, которые сложились за несколько столетий. Одно из таких неписаных правил раскрыто в этой статье. Под агреманом понимается неофициальное, негласное одобрение руководителями государства кандидатуры посла другого государства. Весь процесс согласования особы кандидата происходит неофициально во избежание международного дипломатического скандала.

Правительство, которое решило направить своего посла, предварительно запрашивает у принимающей стороны согласие (агреман), которое должно быть получено конфиденциально. Агреман означает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства. Не принято разглашать факт запроса агремана, потому что гласность в его отказе может повлечь за собой осложнения в отношениях между странами. В большинстве случаев таковое одобрение получают, но если правительство принимающего государства посчитает, что предлагаемое лицо не приемлемо, может быть дан отказ. Как правило, достаточно официального намека о непринятии, чтобы отозвать предложение по кандидатуре. Венская конвенция оставляет за государством право отказать в агремане без мотивировки. Согласие означает, что кандидатура рассматривается как персона грата, в противном случае –персона нонграта. На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ, сама задержка с ответом говорит о нежелании. Учитывая деликатный характер запроса агремана, правительство, к которому обратились с запросом, обычно стремится не задерживать ответ. Принимается во внимание принцип взаимности, т.е. в течение какого срока это правительство получило от другой стороны агреман на своего посла.

При запросе агремана биографическая справка печатается на чистом листе бумаги без герба, подписи, даты и печати. Все сведения должны быть абсолютно достоверными, так как в случае обнаружения каких-либо неточностей могут возникнуть нежелательные и необратимые последствия для дипломата, о котором идет речь в справке. Уточняющие сведения о будущем дипломатическом представителе не обязательны, достаточно указать краткие данные, дающие общее представление о его биографии. Некоторые страны запрашивают агреман в письменной форме-личной или вербальной нотой, вручаемой во время личной беседы. Очень редко агреман запрашивают по телефону.

Министерство иностранных дел, прежде чем представить правительству доклад о запрашиваемом агремане и свои соображения, собирает информацию о кандидате, обобщает ее и направляет правительству свой доклад с заключением.

Не принято напоминать о запрошенном агремане и торопить министерство иностранных дел с ответом. Ответ о даче агремана дается таким же путем, каким он был запрошен. Министерство иностранных дел приглашает дипломатического представителя, запросившего агреман, и устно сообщает ему положительный ответ своего правительства. Никакого документа при этом не вручается. Если запрос был сделан в письменной форме, то и ответ должен быть дан таким же образом.


История знает немало любопытных эпизодов, связанных с выдачей агремана. Например, из российской дипломатической практики известен факт отказа Николаем I в даче агремана в 1832 г. на назначение английским послом в Петербурге Стрэдфорда-Кангинга. Академик Тарле в своей работе «Крымская война» пишет об этом так: «В демонстративном поступке Николая немалую роль сыграли и обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Ведь для этого он и был послан Пальмерстоном в Константинополь в 1831-1832 гг.». Пальмерстон, продолжая настаивать на выдаче агремана предложенной кандидатуре, навел справку о том, не согласится ли царь принять Стрэдфорда-Кангинга с тем, чтобы после приезда в Петербург он мог бы лишь представиться царю и немедленно уехать безвозвратно. Николай на это ответил, что обещает дать Стрэдфорду-Кангингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы тот вовсе не появлялся в Петербурге. В связи с этим эпизодом некоторые историки считают, что Стрэдфорд-Кангинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, содействовал развязыванию Крымской войны 1853-1856 гг.

Как только агреман получен, назначение предается гласности. Поверенный в делах сообщает министерству иностранных дел время прибытия главы миссии и справляется, когда министр примет его с первым визитом. До момента вручения верительных грамот этот дипломат считается не вступившим в свои обязанности.

Политическая наука: Словарь-справочник

Агреман

(франц. agrement , от agreer одобрить) согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы его дипломатического представительства (посла, посланника). Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана. Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Контрразведывательный словарь

Агреман

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.

Энциклопедический словарь

Агреман

(франц. agrement, от agreer - одобрить); в международном праве - согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представительства (посла, посланника, главы его).

Агреман -термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer - согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата. Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано.

В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Аккредитация (от латинского accredere - доверять) - процесс назначения дипломатического, торгового или иного официального представителя при принимающей стороне. Аккредитации подлежат также представители средств массовой информации при их назначении на работу в другой стране, а также при освещении официальных мероприятий, конференций, съездов и т. п. Аккредитация подразумевает признание тех или иных представителей официальными представителями своего государства, фирмы, органа массовой информации и т. п. В отношении глав дипломатических миссий аккредитация, как правило, включает в себя предоставление агремана, и завершается вручением верительных грамот. Глава самостоятельного консульского учреждения считается аккредитованным после получения им экзекватуры. В остальных случаях аккредитация завершается процессом нотификации официальных органов страны пребывания о прибытии дипломата и о том, что он приступил к исполнению своих обязанностей.

Ви́за - разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранца на въезд на территорию другого государства. Однако существуют также «выездные» визы, дающие право на выезд из страны, а также визы дающие право на поездку внутри конкретной страны.


Визы конкретной страны выдает как правило консульство или посольство страны в другой стране. Иногда этим вопросом могут также заниматься аккредитованные визовые центры. Виды:

Краткосрочные визы. Такие визы предполагают, что вы пробудете в чужой стране не более месяца, а потом вернетесь на родину. Это все визы, необходимые для поездок, цель которых заранее известна, указана в приглашении и уже не будет меняться; как правило, это визы, дающие право на один въезд в страну. Обычно, краткосрочные визы подразделяются на туристические, гостевые, деловые, транзитные:

Туристические визы. Туристическая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью туризма или по частному приглашению. Предполагает однократный въезд в страну и, как правило, на срок не больше двух - трех недель. Выдаются самостоятельно путешествующим туристам или турагентствам на группу путешественников. Для оформления туристической визы необходим туристический ваучер или бронь гостиницы. Виза не дает права на длительное пребывание и трудоустройство во время поездки.

Гостевая виза. Гостевая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью посещения родственников, друзей, знакомых по частному приглашению. Выдаются на основании приглашения гражданам, выезжающим в частные поездки и самостоятельно оформляющим визы. Эта виза не дает права на трудоустройство во время поездки. Деловые виза. Деловые (служебные, бизнес) визы - выдаются гражданам, выезжающим с деловыми целями по приглашению от иностранных организаций. Это разрешение на временное пребывание в стране с целью деловой поездки или командировки. Эта виза не дает права на трудоустройство и учебу во время поездки. В свою очередь деловые визы делятся на классы. Выделяют однократные, двукратные и многократные (мульти)бизнес-визы.

Транзитные визы. Транзитная виза - для пересечения границы с целью проезда в другое государство. Выдаются на короткие сроки для транзита по территории страны. Не дает права на длительное пребывание и работу. В большинстве стран мира для получения транзитной визы нужна виза в страну, куда путешественник следует далее, и наличие билетов. Существуют одно- и двукратные транзитные визы. В некоторых странах транзитные визы обязательны даже в случаях, когда самолет приземляется на дозаправку и пассажир не покидает борт самолета.

Долгосрочные визы. К визам для длительного пребывания в стране относятся - учебные (студенческие) визы, рабочие визы, воссоединение семей, переезд на постоянное место жительства и т.д.

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.