Принципы международно правового регулирования социального обеспечения. Конспекты юриста

Специальная часть:

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается либо на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Свое правовое закрепление это право находит в таких актах как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), которое образовано в 1991 году.

Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН , которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляются основные социальные права человека.

В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается, в основном, в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др. Всего к 1995 году их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).

На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.).

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.

Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств . Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Подписание 29 марта 1996 г. в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (Женева, 4 июня 1952 г.). В этой конвенции охвачены практически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца).

Например, основанием для предоставления пособия по старости (по российскому законодательству - пенсии по старости) является достижение работником возраста 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа проживания в стране.

Когда выплата пособия по старости обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у которых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

Законодательство страны может предусматривать приостановление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

Важное значение в международно-правовом регулировании имеет принцип равноправия в области социального обеспечения, который закреплен в Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.). В соответствии с ней государства, ратифицировавшие Конвенцию, предоставляют на своей территории гражданам любого другого государства-члена Международной организации труда одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия.

В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.

В отношении пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и т. д.) равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).

Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты ООН, закрепившие основополагающие права человека. На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируются Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991, и Конституция РФ. В Декларации закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Впервые в ней провозглашен принцип, что пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. В Конституции РФ получили закрепление основные права и свободы человека и гражданина, особенно признание того, что общепризнанные международные нормы и принципы и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны и имеют наивысшую юридическую силу.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., оказала позитивное влияние в сфере защиты прав человека: ст. 22 закрепляет право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества, в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Второй по значимости международный акт - Международный пакт об экономических. социальных и культурных правах (ГА ООН 16.12.19661) признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, право на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В случаях нарушения предусматривает возможность обжалования в Комитете по правам человека.

Международная организация труда (МОТ) играла важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в мире, осуществляет свою деятельность на основании соглашения с ООН, создана в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 вместе с Лигой Наций и пережила эту организацию. Число государств-членов Мот - 175 на настоящий момент. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» и механизм ее реализации подчеркивает, что МОТ является организацией, наделенном мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, пользуется всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов. Принципы МОТ: 1) универсальность; 2) трехсторонность; 3) сочетание разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Международные нормы в сфере социального обеспечения направлена на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального права социального обеспечения. Обязанность государства-члена МОТ - внести изменения в свою систему права в соответствии с Конвенциями МОТ; она возникает, если нормы МОТ содержат более льготные условия, чем внутренние нормы государства.

Международные нормы в сфере социального обеспечения содержатся в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, актах рекомендательного характера. Нормы МОТ направлены на установление принципа равноправия прежде всего в области социального обеспечения. Россия не ратифицировала большую часть конвенций по вопросам социального обеспечения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

Глава 1. Нормы международных првовых актов социального обеспечения

1.1 Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

1.2 Виды международных стандартов социально обеспечения

1.3 Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

Глава 2. Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения

2.1 Универсальные международные правовые акты

2.3 Международные стандарты социального обеспечения, принятые в рамках Совета Европы

Глава 3. Российское и международное законодательство о социальном обеспечении: проблемы и перспективы взаимодействия

3.1 Реализация международных стандартов социального обеспечения в двусторонних договорах

3.2 Анализ двусторонних соглашений Российской Федерации

3.3 Ратификация Российской Федерацией международных актов в сфере социального обеспечения человека

Заключение

Введение

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международно-правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства.

Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны, гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.

Вступление России в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии предопределяют необходимость формирования теоретической конструкции международных стандартов в области прав человека, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, включая социальное обеспечение. Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав, Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения и выступили дополнительным аргументом в пользу рассмотрения требований международных стандартов в качестве ориентиров в правовом регулировании национальных систем социального обеспечения.

В первую очередь, данная проблема получила отражение в учебной литературе. Так, во всех учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последнее десятилетие, содержится раздел, посвященный международно-правовому регулированию социального обеспечения. Вместе с тем исследований, специально посвященных вопросам международно-правового регулирования социального обеспечения и международных стандартов, не проводилось ни в науке международного права, ни в науке права социального обеспечения. Не выработано также единое определение международно-правового регулирования социального обеспечения, не сформировано понятие международных стандартов в указанной сфере.

Отсутствие специальных исследований по указанной проблематике, а также необходимость теоретического-осмысления роли международных стандартов в национальной системе социального обеспечения обусловливают актуальность темы настоящего исследования.

Цель выпускной квалификационной работы - заключается в разработке основ концепции международных стандартов социального обеспечения в качестве одного из факторов международно-правового регулирования в данной сфере, направленного на установление согласованных требований к современным системам социального обеспечения.

1. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном, поскольку система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется реализация признаваемого мировым сообществом права человека на социальное обеспечение, должна устанавливаться государством с учетом международных стандартов;

2. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения

3. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения

Теоретическая и методологическая основы исследования.

При исследовании международных стандартов социального обеспечения использовались как общенаучные методы познания (метод системного анализа, законы формальной логики и сравнение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой)

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, в том числе актов Международной организации труда (далее - МОТ), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество), нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по социальному обеспечению.

Глава 1 . Нормы международных првовых актов социального обеспечения

1.1 Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Беларусь. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им внутреннего законодательства.

Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

Прямое применение международных актов после ратификации;

Включение международных норм в текст законов;

Реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуще-ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

1.2 Виды международных стандартов социально обеспечения

Признавая права человека естественными и неотъемлемыми, международное сообщество выработало определенные стандарты, отражающие объем таких прав и основные условия их реализации. Такие стандарты разработаны применительно к различным сферам жизнедеятельности общества, в которых находят свою реализацию соответствующие виды прав и свобод человека, в том числе - применительно к системе социального обеспечения. Поскольку в данной системе реализуются права человека, признанные международным сообществом, очевидным является тот факт, что международные стандарты социального обеспечения представляют собой один из видов международных стандартов в области прав человека. В связи с этим необходимо определить, что в современной науке понимается под международными стандартами в области прав человека.

Полагаем возможным начать с термина "стандарт", который происходит от английского "standard". Современный словарь иностранных слов определяет "стандарт" как образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей и т.д.; нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего оригинального, творческого 1.

В отечественной и зарубежной правовой доктрине, в документах межправительственных организаций термин "стандарт" (или "стандартные") используется достаточно широко, и наименования многих документов ООН подтверждают этот вывод, поскольку содержат термин "стандарт (стандартные)". Таковы, например, принятые в рамках ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 2, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 3 и ряд других.

В юридической литературе сформулировано множество определений международных стандартов в области прав человека. В частности, СВ. Черниченко определяет их как международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека 4. О.И. Тиунов понимает под ними правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, не ставя перед собой задачу сформулировать авторское определение международных стандартов в области прав человека, отметим, что они, по своей сути, являются обязательствами субъектов международного права в области основных прав и свобод человека. При этом, по нашему мнению, основной целью установления международных стандартов в области прав человека является создание моделей, которые становятся для государства образцом и ориентиром при разработке своего собственного законодательства, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Формирование и применение международных стандартов в области прав человека осуществляется с учетом деления прав "человека на определенные виды, получившие в науке название поколений прав человека. Первое поколение прав человека - это гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями 1. Они представляют собой "негативные" или "атрибутивные" права, так как для их имплементации государству не нужно предпринимать никаких действий, т.е. оно должно проводить политику невмешательства, исполнять роль "ночного-сторожа". В эту категорию входят право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к правам человека первого поколения международные стандарты в области прав человека имеют "жесткий" характер и четко предписывают государству его роль только в виде обеспечения соблюдения данных стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение прав человека - это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения, иначе их еще называют права "позитивные", поскольку для их реализации требуется принятие конкретных мер со стороны государства. К ним относятся право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на социальное обеспечение. Обеспечение реализации прав второго поколения требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Как уже отмечалось, система социального обеспечения формируется каждым государством самостоятельно, исходя из имеющихся - финансово-экономических условий, с учетом демографических и иных показателей (характеристик). Следовательно, система социального обеспечения устанавливается и поддерживается внутригосударственным правопорядком. При этом должны быть выдержаны требования социальных стандартов, под которыми Э.С. Бондарева понимает "установленные законом или в порядке, определенном законом, на федеральном, региональном, муниципальном уровне минимальные, рациональные, максимальные нормы и нормативы, относящиеся к простым - гарантиям, обеспечивающие реализацию социальных и экономических прав граждан". Такого рода стандарты устанавливаются-в законодательстве Российской Федерации (например, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и др.). Между тем они характеризуют уровень или объем социального обеспечения и не затрагивают таких важных его характеристик, как основания и условия, порядок реализации и пр.

Однако для того, чтобы национальная система социального обеспечения была достаточно эффективной в условиях глобализации, государство, будучи ее основным субъектом, должно быть связано определенными международными обязательствами, направленными на установление такой системы в рамках соответствующих параметров. Таким образом, международный правопорядок, основанный на добровольном признании, государствами соответствующих обязательств, направлен на создание во взаимодействии с внутригосударственным правопорядком системы социального обеспечения, отвечающей современным требованиям международного сообщества.

1.3 Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающий принципом международно-правового регулирования социального обеспечения (рис.1.1). Принцип равноправия был зафиксирован в Конвенции № 16 "О регулировании правоотношений в области возмещения ущерба при несчастных случаях" (1925). Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т.е. касалась в основном ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Рис.1.1. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.

Действие Конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.

2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий:

Продолжительности страхового или трудового стажа;

Времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин "периоды страхования" означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

Принцип сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления различного рода пенсий и пособий. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.

По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца является пять лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, беременности, родам) - один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования. Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.

3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется: международный правовой социальный

На специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

Пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией "переходные системы" охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь "стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства" в отношении: медицинского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице; семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двухсторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву- или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы.

В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.

Г лава 2 . Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения

2.1 Универсальные международные правовые акты

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Классификацию международных нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение, можно провести по различным основаниям. Первым из них может служить юридическая сила международных актов, определяемая в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Пункт 8 постановления Пленума закрепляет, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (речь идет о нормативных актах Президента РФ или Правительства РФ). То есть международные договоры могут быть классифицированы на: 1) имеющие приоритет перед федеральными законами; 2) имеющие приоритет перед подзаконными нормативными правовыми актами.

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия международные правовые акты можно разделить на четыре группы:

1. в первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.);

2. во вторую - акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ));

3. в третью - акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы (СЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ));

4. в четвертую - двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Говоря об актах, входящих в первую группу, необходимо отмстить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООП о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные и другие социальные пособия.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие "инвалид", права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепляет принципы: уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступность; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Кроме того, Конвенция налагает на государства-участники обязанность обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности; принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления инвалидами своих прав; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, уделяя первоочередное внимание недорогим технологиям; предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах и др.

Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. приняты "Принципы в отношении пожилых людей", цель которых - сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. В их числе: независимость (включая доступ к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию; наличие возможности работать или заниматься другой деятельностью, приносящей доход, и др.), участие (в том числе и вовлеченность в жизнь общества, активное участие в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, передачу знаний и опыта представителям молодого поколения), уход (предоставляемый со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества), реализация внутреннего потенциала, достоинство (включающее создание условий, позволяющих вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию).

Таким образом, в международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально-минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Подчеркивая право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, российская Декларация предусматривает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Сфера социального обеспечения - особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне трудовых отношений.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. Можно сделать общий вывод, что Россия выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, Россия, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась гарантировать уровень жизни старым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.

Значение конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении,

Решения конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров , и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

Все конвенции и рекомендации МОТ о социальном обеспечении можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде всего, следует назвать Конвенцию N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы о видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции перечисляются все виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С учетом разнообразия условий в различных странах Конвенция предполагает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и минимальные размеры выплат для различных субъектов.

Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962) имеет большое значение для достижения такого уровня социального обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит обязательства государств предоставить независимым производителям и наемным работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать установленный путем официальных обследований прожиточный минимум. Данное положение является актуальным в настоящее время, тем более, что в Конституции РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума). Сохраняет свое значение до настоящего времени и Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода" (1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке законов, иных нормативных правовых актов .

Конвенция N 118 ``О равноправии в области социального обеспечения"" (1962) предусматривает предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства равных прав с гражданами страны в сфере социального обеспечения. Для этого возможно суммирование периодов страхования, работы по найму или проживания с целью сохранения приобретенных прав.

Особое место среди документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения" (1983). Ее цель - содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о социальном обеспечении между государствами-членами МОТ на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными законодательствами.

Вторую группу документов МОТ составляют конвенции и рекомендации, касающиеся отдельных субъектов и видов социального обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967) регулирует условия предоставления пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размер их в процентном соотношении к заработку. Положения о предоставлении медицинской помощи и об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности содержатся в Конвенции N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969). Нормы об обеспечении пособиями в случаях трудовых увечий, профессиональных заболеваний, а также безработицы включают в себя Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964) и Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934).

Проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых людей посвящена Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение придается положению безработных из числа пожилых трудящихся, в интересах которых рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии.

Следует назвать также Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в которой содержатся положения о защите прав женщин-матерей и об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого - не менее двух третей предшествующего заработка женщины. Специальный характер имеет Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983), которая затрагивает очень важный аспект в осуществлении инвалидами права на социальную и профессиональную реабилитацию, содержит гарантии занятости инвалидов.

Две последние конвенции - единственные из 43 конвенций МОТ, действующих в России, касающиеся вопросов социального обеспечения. Существенные трудности в приведении действующего законодательства в соответствие с международными стандартами создает тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из конвенций, содержащих универсальные положения о гарантиях социального обеспечения. Однако п. 4 ст. 15 Конституции РФ прямо предусматривает действие на территории России общепризнанных принципов и норм международного права. Отсутствие акта признания конкретных норм не делает невозможным их включение в федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ. Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным источником права социального обеспечения Российской Федерации.

2.3 Международные стандарты социального обеспечения, принятые в рамках Совета Европы

В группе международных правовых актов необходимо отметить Европейскую социальную хартию (ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ), которая закрепляет обязанность государств создавать или поддерживать систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень, принимать меры, направленные на устранение причин нездоровья; предоставление услуг консультационного и просветительского характера, способствующих укреплению здоровья и здорового образа жизни и развитию чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев. Хартией также закреплены права на защиту несовершеннолетних детей, работающих женщин, инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, семьи (матерей, детей) - на социальную, правовую и экономическую защиту, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на социальную и медицинскую помощь, услуги со стороны социальных служб.

Европейский кодекс социального обеспечения от 16 апреля 1964 г. регулирует предоставление медицинской помощи, выплат по болезни; по безработице, по старости, помощь в случае производственной травмы, помощи семьям - при наличии детей, помощи по беременности и родам, помощи по инвалидности, в случае смерти кормильца.

Большинство соглашений СНГ, касающиеся вопросов предоставления социального обеспечения, были заключены в 90-е гг. XX в. Причиной столь активного взаимодействия государств - участников СНГ в тот период стали резко увеличившиеся с распадом СССР потоки переселенцев внутри Содружества и лиц, которые с целью получения заработка мигрировали по постсоветской территории, ставшей территориями многих государств.

В общем виде вопросы социального обеспечения регламентируются Конвенцией СНГ от 26 мая 1995 г. "О правах и основных свободах человека". В Конвенции закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей. Для того чтобы человек мог эффективно реализовать право на социальную и медицинскую помощь, договаривающиеся стороны обязуются обеспечить любому лицу, которое не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии. В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту стороны примут все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов или служб. Россией Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ.

13 марта 1992 г. было заключено межправительственное Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения". Данное Соглашение урегулировало порядок назначения пенсий гражданам, приобретшим право на пенсию после распада СССР па территории одного из государств-участников Соглашения, а также порядок пенсионного обеспечения в случае переселения пенсионера из одного государства-участника в другое, исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа. Соглашение определило и основные направления сотрудничества компетентных органов сторон по его реализации.

В рамках СНГ также заключены соглашения, регламентирующие вопросы предоставления медицинской помощи (в первую очередь регламентируется порядок оказания медицинской помощи трудящимся-мигрантам): Соглашение от 27 марта 1997 г. "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств" и Соглашение от 24 ноября 1998 г. "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи".

Участниками первого Соглашения 1997 г. помимо Российской Федерации являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия (с оговоркой), Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан,

Республика Узбекистан, Украина (с учетом оговорки), второго Соглашения 1998 г. - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан.

Указанные соглашения разделяют медицинскую помощь на скорую, неотложную и плановую.

В соответствии со ст. 30 Венской конвенции 1969 г. "О праве международных договоров", если не все участники предыдущего договора являются участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено, - предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Значит, при предоставлении скорой и неотложной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан в Российской Федерации будет применяться Соглашение 1998 г., а в случаях предоставления медицинской помощи гражданам Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Республики Узбекистан, Украины, - Соглашение 1997 г.

Скорая и неотложная медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих. Данный вид помощи предоставляется беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ (независимо от наличия медицинского страхового полиса).

Плановая медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих. Оплата фактической стоимости оказанных услуг производится по тарифам или договорным цепам непосредственно пациентом или юридическим (физическим) лицом, представляющим его интересы (т.е. работодателем).

Оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Основаниями для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи являются наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство об оплате фактической стоимости медицинской помощи. При отсутствии указанных документов плановая медицинская помощь трудящимся-мигрантам оказывается после предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения с проведением последующих взаиморасчетов по фактическим затратам между лечебно-профилактическим учреждением и пациентом или юридическим (физическим) лицом, его представляющим.

Соглашение стран СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодателем. Соглашением определяется, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной стороны, находящихся на территории другой стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан стороны пребывания.

В рамках СНГ заключены и действуют также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.

Глава 3 . Р оссийское и международное законодательство о социальном обеспечении: проблемы и перспективы взаимодействия

3.1 Реализация международных стандартов социального обеспечения в двусторонних договорах

В настоящее время в юридической науке разработано множество определений понятия международного договора. Так, российский ученый XIX века Ф.Ф. Мартене рассматривал международный договор как соглашение воли двух или нескольких государств, которое устанавливает известные обязательственные отношения между государствами, заключившими договор 1. И.И. Лукашук предлагает понимать под международным договором соглашение между субъектами международного права, заключение, действие и прекращение которого регулируется международным правом. Г.И. Тункин определяет международный договор как ясно выраженное соглашение между государствами относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права, изменения или ликвидации существующих норм международного права 3. В международном праве понятие международного договора закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 года), согласно которой под международным договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое, международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (статья 2)4. Иначе говоря, термин "международный договор" употребляется в широком значении как родовое понятие. Практически тождественное определение закреплено в пункте "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Подобные документы

    Анализ стандартов международно-правового регулирования социального обеспечения в современных условиях развития сотрудничества государств. Правовые акты, регулирующие правоотношения в области международно-правового регулирования социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2015

    Сущность, принципы, объекты, субъекты и источники правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальная защита отдельных категорий граждан. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство. Направления координации законодательства разных стран в области социального обеспечения. Источники международно-правового регулирования социальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2011

    Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населению в РФ. Субъекты социального обеспечения. Правовые основы в сфере социального обеспечения. Социальная защита ограниченно способных лиц, безработных, пенсионеров и детей.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2010

    Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2008

    Понятие и значение принципов права социального обеспечения, их классификация и нормативное закрепление в международных и федеральных законодательных актах. Принципы общеправового характера в области социального обеспечения граждан, действующие в РФ.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2017

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие и основные принципы социального обслуживания населения. Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения Российской Федерации. Содержание полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Сущность правовых основ и принципов социального обеспечения. Всеобщность права на соцобеспечение. Дифференциация его условий. Комплексность правового регулирования. Адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающий принципом международно-правового регулирования социального обеспечения (рис.1.1). Принцип равноправия был зафиксирован в Конвенции № 16 "О регулировании правоотношений в области возмещения ущерба при несчастных случаях" (1925). Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т.е. касалась в основном ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Рис.1.1.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.

Действие Конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.

  • 2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий:
    • - продолжительности страхового или трудового стажа;
    • - времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин "периоды страхования" означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

Принцип сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления различного рода пенсий и пособий. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.

По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца является пять лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, беременности, родам) - один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования. Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.

  • 3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется: международный правовой социальный
  • - на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
  • - пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией "переходные системы" охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь "стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства" в отношении: медицинского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице; семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двухсторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву- или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы.

В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международно- правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Можно выделить некоторые варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после их ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.). провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств - участников или стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

запрещение дискриминации граждан стран - участников международного договора по признаку национальности;

решение вопросов о применимом праве;

суммирование периодов социального страхования. профессиональной деятельности или проживания в странах - участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

установление условий получения выплат в одной из стран участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 году МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательства в сфере социального обеспечения.

Подписание 29 марта 1966 года в Москве Договора об углублении интеграции в экономной и гуманитарной областях между Белорусью, Казахстаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией свидетельствует о начале поиска новых путей и методов сотрудничества. Статья 1 Договора юридически закрепляет в качестве главной цели - создание общества интегрированных государств. А более конкретными задачами интеграции провозглашены - последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является актуальной.

Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные как действующим, так и будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 года. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Документы необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Документы, оформленные на иностранных языках принимаются. если верность перевода засвидетельствована либо нотариусом либо консульским учреждением.

Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04 декабря 1995 года, то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств..

Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова. а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное место жительства в Армению, Белорусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Чехию. Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

Однако социальную защиту трудящихся мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран - участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции. применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" от 28 марта 1994 года и Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. (Официально не опубликовано в Российской Федерации и не ратифицировано ею. Документ содержится в информационно-правовой системе "Гарант". Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса "Байконур", установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.)

В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач "выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты". (ст. 10 Устава).

Многостороннее Соглашение о пенсионных правах не было подписано Молдовой. Согласно оговорке, сделанной представителем Республики Молдова, вопрос о гарантиях пенсионных прав был отнесен к предмету исключительно двустороннего регулирования, чем и объясняется общий характер подписанного двустороннего соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года

Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств-участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).