Законы по жилищному праву. Жилищный кодекс рф

Действующий на территории РФ Жилищный кодекс заменил собой работавший ранее ЖК РСФСР. Принят российский ЖК в 2005 году.

Необходимость в изменении правовой основы регулирования жилищных отношений между россиянами стала основанием для разработки более актуального кодекса. Многие положения советского ЖК утратили актуальность. Ключевые правки жилищного законодательства коснулись вопросов регулирования товариществ, а также взаимоотношений с бывшими республиками единого ранее СССР. Верховный законодательный орган РФ принимал новый кодекс более 10 лет.

Жилищный кодекс РФ — описание основных положений

Настоящий кодекс разделен на 9 разделов, объединяющих в себе 8 глав, состоящих из 191 статьи. Наименование разделов соответствует тематике регулируемых жилищных взаимоотношений, за исключением первого раздела, закрепляющего основные положения и понятия кодекса.

Принятый в 2005 году кодекс уже успел претерпеть изменения. Действующая редакция вступила в силу с начала 2016 года. Последние поправки были внесены Федеральным законом 29.06.2015 N 176-ФЗ. Принятый ФЗ Государственной Думой, впоследствии получил одобрение Совета Федерации и был подписан Президентом России.

Отдельные правки все еще не вступили в силу. Например вопрос о том, как будет происходить капитальный ремонт в многоквартирных домах отложен до 2017 года.

Изменения и поправки на 2016

  • Ключевые изменения затронули вопросы регулирования деятельности домовых советов, чья деятельность стала более открытой для граждан.
  • Переработана система надзора за деятельностью советов, расширены возможности гражданина в финансировании работы Советов.
  • Появилась возможность назначения управленческой компании на должность руководства, а собрания можно теперь проводить и заочно.
  • Положено начало конкретизации полномочий собрания собственников. Весьма актуальные для России нововведения.
  • Расширен круг полномочий органов надзора. В переработанной системе им предоставлено право регулировать деятельность советов, вести учет и анализ всех протоколов собраний жильцов.
  • При выявлении нарушении или подлогов, будут осуществляться ревизии жилищного фонда, деятельности управляющего органа.
  • Внедряется гарант защиты интересов собственников жилья.
  • Статья 154 в новой редакции разграничивает плату за содержание дома, его ремонт и коммунальные услуги. Ранее стоимость ремонта входила в блок с содержанием помещения.
  • Повышена степень ответственности лиц, начисляющих суммы за пользование услугами. Теперь им грозит штраф, а в особых случаях, если правыми окажутся пострадавшие собственники, и повестки в суд.

Статья 31

Такая запись Жилищного кодекса РФ уравнивает в ответственности дееспособных и ограниченно дееспособных членов семьи собственников. Все члены семьи солидарны в гражданской ответственности, если иной порядок не оговорен каким-либо внутренним соглашением между ними.

Статья 36

Претерпела изменения и 36 запись ЖК. В ее тексте было уточнено понятие «процентов», являющихся одним из путей наполнения бюджета для проведения капитального ремонта. Эти проценты начислялись вследствие ненадлежащего использования выделенных средств управляющим органом. В новой трактовке слово «проценты» заменено на более понятное для граждан «пеня».

Статья 44

Нормативного акта была дополнена пунктами, регламентирующими процессуальный порядок проведения собрания собственников. В частности был закреплен алгоритм принятия решений заочным голосованием, при использовании специальной системы. Решение о необходимости провести подобное голосование принимается администратором общего собрания.

Статья 45

Конкретизирован срок проведения общего собрания жильцов. Если ни договором между жильцами, ни каким иным документом не оговорено, когда проводить собрание, то оно назначается на срок в рамках второго квартала по истечению отчетного периода (года). Кроме этого расширен перечень лиц, имеющих полномочия выступать инициатором подобного собрания. Если ранее это мог быть лишь собственник, то теперь вносить предложение может и третье лицо.

Статья 47

Структура 47-ой записи была полностью переработана. Введен подпункт 47.1, описывающий в полной мере алгоритм голосования. На основании введения права заочного волеизъявления внедряется специальная система. Граждане могут выразить свое согласие, протест либо вовсе воздержаться. Проголосовать можно автоматически через систему, либо посредством письменного обращения к администратору. Каждый имеет один голос. Обязательно указываются сроки проведения голосования: дата начала и завершения.

Статьи 155 и 153

В 155-ой исключена обязанность жильцов оплачивать ремонт мест общего назначения в многоквартирных домах. Теперь жители обязаны оплачивать расходы за ремонт лишь жилых помещений. Аналогичные изменения затронули и расходы по содержанию мест общего назначения. Поправки в статье 153 касаются периода возникновения у собственника или застройщика обязанности оплачивать коммунальные услуги. Обозначено, что обязанность появляется с момента вступления в права собственности.

Статья 156 Жилищного кодекса РФ

Последняя редакция откорректирована на предмет замены понятия «процент» на слово «пеня», с целью более конкретного обозначения назначения. Из тела статьи было исключено понятие «ремонт» в вопросе платы за содержание дома. Кроме этого текст 156 статьи был дополнен порядком расчета сумм оплаты за коммунальные услуги. Отмечено, что нормативы утверждаются не в Москве, а на местах, в органах местной власти субъектов федерации. Децентрализована стоимость услуг по стране. Но порядок расчета утверждается на государственном уровне, а план развития определяется федеральным законодательством.

Статья 158

Она закрепляет изменения в сфере ответственности собственников жилья и их обязанностей нести финансовые обязательства. Если предыдущая редакция вменяла жильцам обязанность оплачивать ремонт жилого помещения, то теперь этот пункт из текста исключен. Также повышена степень финансовой ответственности за неуплату счетов.

Статья 159

Затронули изменения и статью 159, регулирующую процесс назначения субсидий гражданам. Текущая версия ЖК исключила из пункта 6 положение об учете расходов на ремонт из регионального стандарта цены за жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на 2016 год субсидированию подлежат только расходы на содержание жилого помещения.

Статья 162

Статья 162 претерпела существенные изменения в правилах подписания договора на управление многоквартирным домом. Внесение в закон новых требований к управляющей компании обусловлено итогами судебной практики в спорах между собственниками и управляющими. Теперь компания, претендующая на управление, должна иметь лицензию на осуществление деятельности. Дополнительно оговорено, что в полномочия и обязанности компании входят не только оказание услуг по ведению управления, но и проведение соответствующих работ, при возникновении необходимости.

Статья 164 Жилищного Кодекса РФ

Ранее она разграничивала порядки заключения договора при управлении домом до 12 собственников и более. Теперь правила едины, а подпункты 1.1 и 1.2 статьи исключены. Решения по заключению договоров принимаются путем голосования на общем собрании. Причем независимо от количества поддержавших, главное, чтобы достигнуть необходимого большинства, сторона заказчика (собственников) в договоре представляется одним лицом, а не каждым собственником по отдельности.

Жилищный кодекс РФ 2016 в последней редакции с комментариями

Похожие вопросы

Любой потребитель, который платит деньги за той или иной товар, предполагает, что покупка действительно будет качественной. В случае, если у клиента имеются претензии, в отношении качества или внешнего вида товара, то действующее законодательство пре...

Закон об образовании РФ в последней редакции - краткое содержание Дума в декабре 2012 г. приняла новый федеральный закон "Об образовании" №273-ФЗ, момент вступления в силу большинства его положений - сентябрь 2013 г., хотя вступление в силу некоторы...

ФЗ 127 о банкротстве физических лиц изменения на 2016 год Еще в октябре 2002 года в России был признан факт, что любой гражданин может получить статус банкрота. Именно тогда вступил в силу закон 127, в который позже для корректировки текста не раз вносились дополнения. В РФ с помощью этого ФЗ и его стате...

Последние изменения в ст. 159 о мошенничестве были внесены 30.12. 2015 г. Данная статья определяет, что мошенничество - одна из форм хищения имущества или средств, которая была осуществлена с помощью злоупотребления доверием, обмана. Документ указыва...

Самым тяжким преступлением против личности во все времена считалось убийство. В Российской Федерации наказание за это жестокое деяние до недавнего времени, а именно до 16 апреля 1997 года, было особенно суровым – за убийство виновного могли приговори...

31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).

Отметим некоторые из нововведений.

  • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
  • Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
  • В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
  • Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
  • Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
  • Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
  • Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
  • Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
  • В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.

Новые права собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:

  • выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  • размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
  • выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
  • заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.

При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.

Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .

Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .

Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт

Региональные операторы

В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:

  • нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости;
  • наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
  • работа в качестве депутата любого уровня.

Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.

Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.

Жилищное законодательство ставит перед собой цель обеспечить граждан правом на жилье, безопасность, на неприкосновенность и невозможность выселения из жилья без веских тому причин. Новый Жилищный закон на уровне государственной власти и органов местного самоуправления признает равенство всех участников жилищных отношений. Граждане вправе самостоятельно и в своих интересах распоряжаться теми правами, которые им полагаются по жилищному кодексу, но при этом не нарушая свободу и законные интересы соседей.

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Состоит из 10 разделов, 19 глав и 202 статей.

Последние изменения в жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 1 июля 2017 года под номером 149 ФЗ.

Закон о Жилище регламентирует:

  • Раздел 1 – введение, основные положения жилищного кодекса, обеспечение условий для реализации права на жилье, неприкосновенность на личной территории, полномочия государственных органов в области жилищных отношений.
  • Раздел 2 – право собственности на жилье и другие вещные права на помещения, пригодные для проживания.
  • Раздел 3 – правила предоставления жилья по договору социального найма, в каких случаях полагается выселить жильцов и др.
  • Раздел 4 – предназначение специализированных жилых помещений, заселение детей из интерната в общежития, предоставление приюта для беженцев, переселенцев и др.
  • Раздел 5 регламентирует работу жилищно-строительных кооперативов, описывает права членов этих кооперативов и др.
  • Раздел 6 защищает права и описывает обязанности и деятельность товарищества собственников жилья.
  • Раздел 7 кодекса о жилье, который является востребованным по причине наличия споров, невыполнения обязанностей гражданами и другое. Регламентирует порядок оплаты проживания в жилом помещении, ее размер, оплату коммунальных услуг и т.д.
  • Раздел 8 – управление многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, организация советов и др.
  • Раздел 9 кодекса о жилье описывает правила проведения капитальных ремонтов общего имущества, в частности, в многоквартирных домах, регламентирует сбор средств и списание со счетов средств для проведения строительных работ для улучшения условий проживания.
  • Раздел 10 – порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по управлению многоквартирными домами.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 188

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

Статья 34 ФЗ 188

Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).

Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.

ФЗ 188 ст 46

Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:

  • Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
  • Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
  • Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
  • Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
  • Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
  • Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
  • Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.

Жилищным Кодексом РФ называется нормативно-правовой акт, который регулирует все отношения, связанные с жилищной сферой. Его предыдущая редакция была принята относительно недавно. Она была адаптирована к новым правоотношениям в России, в ней были исправлены морально устаревшие нормы.

Нормы ЖК РФ часто касаются соответствующих положений Гражданского Кодекса страны, поскольку первый можно назвать производной, регулирующей одну из сторон гражданских отношений. Особо это заметно в 7 разделе Кодекса, который регламентирует вопросы оплаты, начисляемой за пользование жилыми помещениями. Он является специализированным по отношению к главе ГК, которая рассматривает вопросы аренды жилья.

Также в документе содержится много общих вопросов, касающихся хозяйственной деятельности, в том числе лицензирования в сфере управленческой деятельности многоквартирными жилыми домами.

Кодекс также обладает обратной силой, то есть оказывает влияние на те моменты, которые возникли еще до его принятия. Нормы, указанные в нем распространяются на всех жителей России без исключений.

Изменения в ЖК РФ в 2016 году.

Жилищный Кодекс РФ в 2016 году (последняя редакция с комментариями) особое внимание уделил работе управляющих компаний. В него были внесены актуальные изменения, которые позволили решить следующие вопросы:

  • На собрании собственников жилья будет утверждена комиссия, способная принимать решения по распределению средств на текущий ремонт. Такой подход обеспечит возможность в первую очередь закрыть те вопросы, которые предоставляют жильцам максимальный дискомфорт.
  • Новый вид собрания очно-заочный поможет решить проблему неявки собственников. Теперь лично присутствовать на заседании совсем не обязательно. Достаточно заполнить бюллетень с актуальными вопросами, чтобы мнение собственника было учтено при решении вопроса.
  • Инициировать собрание владельцев жилья теперь могут не только активные собственники, но и управляющая компания. Ранее таких полномочий у организаций не было.
  • Утвержденный бланк протокола собрания собственников жилья получил высокие полномочия. Теперь этот документ обладает юридическими возможностями. Он обеспечивает правовую возможность пересмотреть или отменить обязанности, права владельцев жилых помещений.
  • Порядка управления домами также коснулись перемены. Было увеличено число ограничений, что, по мнению экспертов, должно привести к увеличению количества многоквартирных домов с самостоятельным управлением.
  • Коммунальные платежи застройщиков, которые начислены до сдачи здания по акту передачи, теперь получили законную силу. Авторы поправок считают, что это приведет к снижению количества судебных исков.
  • Для осуществления капитальных ремонтов в тех домах, которые больше всего в этом нуждаются, местные власти получили возможность составлять краткосрочные планы по капитальным ремонтам, которые не выходят за рамки федеральных программ.

Все изменения, которые были проведены в Жилищном Кодексе, направлены на решение насущных проблем, призваны оптимизировать программы управления жилым фондом.