Непосредственное участие в военных действиях. Правовой статус комбатантов и некомбатантов

от франц. combattant воин, боец)

в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых др.), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМБАТАНТЫ

от франц. combattant - воин, боец), в международном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. К. являются: личный состав вооруженных сил (кроме лиц медицинского и духовного персонала); личный состав ополчений, добровольческих отрядов и организованных движений сопротивления, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый отличительный знак, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; лица, не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, но следующие за ними и обслуживающие их; экипажи судов торгового флота и гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимся врагом, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны. Международное право в качестве К. рассматривает и бойцов вооруженного конфликта немеждународного характера, борющихся за осуществление права народа на самоопределение. Лит.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. М., 1995; Кальсховен Ф. Организация методов и средств ведения войны. М., 1994; Арцибасов К.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1963. Вып. 16; Мулинен Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил. Изд. МККК, б/г.

Понятия "комбатант" и "покровительствуемые лица" являются ключевыми в текстах Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I к ним. Эти понятия не являются противоположными или взаимоисключающими. Комбатант может при определенных условиях стать покровительствуемым лицом, например, когда он будет захвачен в плен.

Несмотря на то, что правила ведения военных действий существуют не одно столетие, определение понятия "комбатант " былопринято лишь в 1977 г., поскольку удалось решить проблему определения принадлежности к личному составу "вооруженных сил". Решение этой принципиально важной проблемы было связано с определением круга лиц, имеющих право на статус комбатанта, а следовательно и право на статус военнопленного в случае захвата.

Как известно до II Женевской Конвенции , принятой Дипломатической конференцией в 1929 г., военнопленные не пользовались защитой Женевского права. Упоминание о них имелось лишь в Гаагском праве. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между некоторыми из важнейших военных держав, с одной стороны, и рядом малых и средних государств, с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах.

Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил; последние желали распространить, ею на участников движения сопротивления, не обязательно приданых регулярной армии.

Компромисс выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был закреплен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны, ставшим приложением к IV Гаагской Конвенции 1907 г., в соответствии с которым "воюющими сторонами" (впоследствии этот термин будет использоваться исключительно при упоминании государств; для обозначения лиц, принимающих участие в военных действиях, станут пользоваться словом "комбатанты ") считались не только солдаты регулярной армии, но также и бойцы военизированных формирований и добровольческих отрядов, которые "отвечали четырем условиям.

1) находились под командованием лица, ответственного за своих подчиненных;
2) имели определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
3) открыто носили оружие и
4) соблюдали законы и обычаи войны (Ст. 1).

Два последних условия подлежали выполнению "населением неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие", чтобы его также можно было рассматривать как воюющую сторону (ст. 2). В ходе Женевской конференции 1929 г. вопрос об обращении с военнопленными был отделен от Гаагского права и помещен в сферу действия Женевского права.

Трагический опыт второй мировой войны побудил Конференцию 1949 г. несколько ослабить жесткие условия, изложенные в Гаагском положении. Новые условия, подлежащие соблюдению лицами, претендующими на статус военнопленных, содержали три элемента первостепенной важности: оспаривавшееся ранее предоставление этого статуса участникам "организованных движений сопротивления... действующим на своей территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована"; предоставление того же статуса лицам, "считающим себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой" (например, национального комитета, созданного за рубежом), а также презумпция права на статус военнопленного в случае сомнения (27).

Эти условия, бесспорно, представляли собой крупное изменение ранее действовавшего порядка. Однако некоторые участники Конференции 1974-1977 гг. особенно те, чьи страны пережили в недавнем прошлом иностранную оккупацию или войну за национальное освобождение, в ходе которых регулярным войскам противостояли движения, основанные исключительно или почти исключительно на силах сопротивления, считали, что эти условия все же носят слишком ограничительный характер.

Представители государств, чьи народы в недалеком прошлом участвовали в таких конфликтах, утверждали, что в существовавших условиях единственный шанс на успех движения сопротивления, компенсирующий до некоторой степени техническое превосходство противника, состоял в несоблюдении некоторых жестких правил (прежде всего второго и третьего), закрепленных в Гаагском положении 1907 г. и III Женевской Конвенции 1949 г. После долгих и трудных переговоров, в ходе которых возникала угроза провала всей Конференции, был в конце концов достигнут компромисс, разделивший соответствующие условия на две категории.

Первое и четвертое из традиционных условий стали подлежать применению "вооруженными силами ", т.е. носить коллективный характер; второе и третье условие связывают лиц, входящих в состав этих сил. Вооруженные силы (стороны, находящейся в конфликте) отныне считаются состоящими из "всех вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43 Протокола I).

Второе и третье из традиционных условий подлежали соблюдению лицами, желающими, чтобы с ними обращались как с "комбатантами ", а следовательно - как с "военнопленными " в случае захвата. Условия стали гораздо более гибкими. Вместо требования иметь определенный отличительный знак говорилось, что "комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению".

Что касается обязанности открыто носить оружие, то было признано, что бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличить себя от гражданского населения; было признано, что он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие: а) во время каждого военного столкновения, и б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие (п. 3 ст. 44).

Наконец, согласно пп. 1, 2 ст. 45 Дополнительного протокола I, в случае сомнений статус военнопленного, а следовательно, и комбатанта, презюмируется.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

КОМБАТАНТЫ (фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец)

члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включаялш-лицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения.отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).

Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от пред-ставителей мирного населения. - одежды. особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия. вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых хе.жйг/на-родным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником.

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). Кэтой категориилиц, именуемых некомбатантами. не применимы меры военного насилия и режима военного плена.\"

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление.

Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте... . :

Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне.

Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом".Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники.

Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

Волосов М.Е.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОМБАТАНТЫ" в других словарях:

    комбатанты - ов, м. combattants. 1. В международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях, в отличие от нонкомбатантов. СИС 1985. Следует требовать, чтобы все правильные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. combattant) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским… … Юридический словарь

    - (от франц. combattant воин боец), в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Большой Энциклопедический словарь

    - [фр. combattant] юр. в международном праве: лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие участие в военных действиях. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. комбатанты (фр. combattant, ед. ч.) в международном… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. combattant воин, боец) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Политология. Словарь.

    Комбатанты - КОМБАТАНТЫ, вооруж. силы воюющихъ сторонъ, подчиняющіяся законамъ и обычаямъ войны. Только К. имѣютъ право на воен. дѣйствія противъ непр ля и м. наносить вредъ. К. должны удовлетворять двумъ основн. условіямъ: 1) быть врагомъ открытымъ и 2)… … Военная энциклопедия

    Комбатанты - (фр. combattant воин, боец; англ. combatants) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 и … Энциклопедия права

    Несмотря на многотысячелетнюю историю войн определение сражающихся (комбатантов) было сформулировано лишь в 1907 году на 2 ой Гаагской конференции в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (далее IV Гаагская конвенция). Лишь тогда, после… … Википедия

    КОМБАТАНТЫ - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и ведущие во время войны боевые действия против неприятеля. К комбатантам причисляются добровольцы, ополченцы, партизаны, участники организованных движений сопротивления, население,… … Война и мир в терминах и определениях

    - (от франц. combattant воин, боец), в международном праве лица, входящие в состав вооружённых сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооружённых сил (кроме медицинских… … Энциклопедический словарь

    - (от франц. combattant воин, боец) сражающиеся, в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и непосредственно принимающие участие в военных действиях. К. являются также участники военных ополчений, отрядов … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Юридическое положение личности во время сухопутной войны. Комбатанты , Догель. Юридическое положение личности во время сухопутной войны / Комбатанты / М. Догель S 4/508 J 28/66 Кл 1/331:Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1894:М. Догель Воспроизведено в оригинальной…

Когда-то давно в Европе было принято, чтобы враждующие армии сходились в чистом поле и решали вопросы относительно того, кто главный, чья это территория, и занимались прочими политическими "разборками". Но и в то время многие военачальники нанимали так называемых рутьеров, которые грабили и убивали население без всяких правил, а рыцари оставались будто бы ни при чем. Поэтому стал возникать вопрос о том, кто именно может сражаться во время вооруженного конфликта, как эти люди должны называться. Так появился термин «комбатант». Это слово пришло к нам из французского языка, оно стало обозначать человека, который принимает непосредственное участие в каком-либо конфликте с оружием в руках.

Кто такие комбатанты

Такие люди существовали всегда, но особый юридический статус обрели сравнительно недавно. Это произошло в начале прошлого века, в 1907 году, когда была принята так называемая Четвертая Гаагская Конвенция. В этом голландском городе, в котором, по сложившейся традиции, решаются многие вопросы международного значения, проходила специальная конференция.

В результате довольно длительных и острых дискуссий участники согласовали между собой критерии, по которым бойцы враждующих сил могут именоваться особым образом. Итак, комбатанты в международном праве - это люди, принимающие участие в вооруженном конфликте, но при этом заметно отличающиеся от других групп, применяющих силовые методы.

Специфика и отличия

Разумеется, к данному типу сражающихся относятся официальные солдаты. Но поскольку военные действия ведутся не только регулярными армиями, но иногда и разного рода ополчениями, то было решено, что комбатантами являются и они. Для этого добровольческие отряды должны соответствовать определенным критериям. Прежде всего, у них должен быть начальник, который несет ответственность за их действия. Они должны иметь какие-то отличительные знаки или форму, по которым сразу будет видно, что это бойцы, а не гражданские. И оружие эти люди должны носить открыто. Кроме того, они должны соблюдать при ведении военных действий, как и регулярные военные.

Что полагается комбатантам

Кстати, в число таких «признанных бойцов» могут входить и гражданские лица, взявшиеся за оружие вследствие неожиданного вторжения вражеской армии, если регулярные войска не успели защитить эту территорию и не оставили там своих подразделений. Но при этом они должны соответствовать всем вышеперечисленным критериям. Правда, гражданам тех стран, которые стали участницами Первого Протокола к Женевским Конвенциям 1948 года, не обязательно носить отличительный знак. Тем не менее, остальные требования, в том числе открытое ношение оружия, чтобы противоположная сторона знала, в кого стрелять, остаются. Это значит, что комбатант - это человек, который добровольно подвергает себя опасности быть раненым и убитым. В случае его захвата врагами он имеет право на статус военнопленного. И обращаться с ним должны соответственно.

Если же речь идет о военных пилотах, то в них запрещено стрелять, если они приземляются на парашютах из сбитого самолета, а затем им должно быть предложено сдаться.

Привилегированный и непривилегированный комбатант

Это различие между разными видами бойцов исходит из следующего: будучи сражающимися де-факто, де-юре определенные группы людей могут не соответствовать критериям Гаагской конвенции. Например, если солдаты или ополченцы расстреливают пленных, добивают раненых или иначе нарушают гуманитарное право. Кроме того, шпионы, наемники, все, кто не подпадает под вышеописанные категории, являюся непривилегированными комбатантами. требует, чтобы в случае возникновения сомнений в том, к какому именно виду сражающихся принадлежит данное лицо, оно вначале содержалось в качестве военнопленного, а затем его судьбу решает специальный трибунал.

На что может рассчитывать комбатант?

Это зависит от множества факторов. Дополнительный протокол к 1977 года предоставляет статус комбатантов сражающимся лицам, даже если их власть или начальство официально не признаны враждующей стороной. За самого бойца отвечает государство или, по крайней мере, его командование. Оно дает ему право убивать и стрелять на поражение, но оно не имеет права приказать ему нарушать законы войны и права человека.

Комбатантами называются в последнее время не только участники но и представители воюющей и восставшей стороны, если речь идет о внутренних проблемах одного государства. Но и в таком случае все они должны соответствовать правовым критериям. Что касается непривилегированных комбатантов, то они находятся под защитой Третьей и Четвертой Женевских Конвенций. Они должны ожидать справедливого правосудия.

Кто такие нон-комбатанты

Вопреки распространенному мнению, это не только мирные жители и гражданские лица. Комбатанты и некомбатанты - это, прежде всего, различие между людьми, находящимися в вооруженных силах (не столь важно, регулярных или добровольческих), но не сражающихся непосредственно. Эти люди могут обслуживать армию, быть журналистами, юристами, духовными лицами, но не принимать участия в боевых действиях. Им разрешено применять оружие исключительно для самообороны. Поэтому запрещает делать их мишенями для военных действий, за исключением тех случаев, когда они сами начинают вступать в бой и теряют свой статус. Если их задерживают, они не являются военнопленными. Их убийство является преступлением против прав человека.

К некомбатантам относятся также люди, де-юре являющиеся бойцами, но не принимающие участия в сражениях. Государства, которые не ратифицировали всех необходимых для соблюдения гуманитарного права договоров, например, Римского Статута Международного Уголовного Суда, обязаны, по крайней мере, не подвергать некомбатантов пыткам, не унижать их достоинство, не брать заложников и так далее.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН
«О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что
«каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства » .


Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. и др. Данными международными актами наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества и названо опаснейшим военным преступлением.

О высокой общественной опасности наемнической деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти контитентах. Эти лица нередко провоцируют вооруженные столкновения, способствуют их усилению, нарушают спокойную нормальную жизнь населения.

Наемничество является сложным явлением, характеризующимся тем, что представляет собой не только уголовно-правовое, но и идеологическое, а также социальное явление. Его общественная опасность в первую очередь проявляется в том, что формируется особый слой людей, основной профессией которых становятся массовые убийства, истязания, разрушение, разграбление национального имущества, совершение государственных переворотов, осуществление насильственных действий по корыстным мотивам. Данные лица утрачивают общепризнанные человеческие ценности и провоцируют возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях своей востребованности.

Значительное влияние на становление понятие наемничества оказал принятый в 1977 г. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Принятие нормы о наемнике в данном Протоколе было связано с вопросом гуманизации вооруженных конфликтов. Одна из ее целей -выявить наибольший круг лиц со статусом комбатанта и военнопленного. Исключением из них были наемники, понятие которых и давал Протокол.

Комбатант

(от фр. Combatant — сражающийся) понятие было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов. Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

В классической трактовке МГП (Международное гуманитарное право) принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
. имеют определенный и видимый издали отличительный знак,
. открыто носят оружие,
. соблюдают законы и обычаи войны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Наёмник - это лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ст. 1 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
. свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
. подрыв территориальной целостности государства;
. принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
. не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Фактически определения в обоих случаях идентичны, за исключением некоторых аспектов. А именно Конвенция детализирует понятие «наемник».

Доброволец

В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.

Заключение

Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:

. добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
. наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Насобирал с миру по нитке:
Inter-American Commission on Human Rights, Report on Terrorism and Human Rights, OEA/Ser.L/ — V/ II.116 Doc. 5 rev. 1 corr., 22 October 2002, para. 68.
Кнут Дерман. Правовой статус «незаконных/не подпадающих под защиту конвенций комбатантов». Международный журнал Красного Креста, 2003, № 849. С. 1
Полковник У.К. Уоткин. Комбатанты, «непривилегированные воюющие» и конфликты XXI века. Рабочий доклад. ГАРВАРДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ. С. 6
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. 1989 г. С. 35
Алешин В.В. Наёмничество — преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 159.
Демоян Г.Д. Исламские наемники в карабахском конфликте. Ближний Восток и современность. Изд. 20. 2003 г. С. 314-323.
Алешин В.В. Наемничество -преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 163.
David E. Mercenaires et volontaires internationaux en droit des gens. Bruxelles. 1976. p. 239
Разграничение понятий «доброволец» и «наёмник» в системе международного гуманитарного права / MyPublication.org
Комбатант — Википедия
Реферат: Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах.

Наёмник | rampage-team.ru
www.ohchr.org/Documents/Publications/Fac tSheet28ru.pdf

С кадыровскими террористами и прочими диверсантами, посылаемые в Украину из России, путинский режим может быть признан спонсором терроризма со всеми вытекающими.
Петиция набрала необходимые 100k подписей для рассмотрения.