Система государственного управления. Федеральные органы исполнительной власти

исполнительный власть федеральный кадастр

Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов.

Классификация органов исполнительной власти следующая:

1) По федеративному устройству:

· федеральные органы исполнительной власти;

· органы исполнительной власти субъектов.

2) По объему компетенции:

· органы общей компетенции;

· органы специальной компетенции;

· органы отраслевой компетенции;

· органы внутриотраслевой компетенции;

· органы межотраслевой компетенции;

· органы смешанной компетенции.

3) По организационно-правовым формам:

· правительства;

· советы министров, имеющие статус правительства;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· службы;

· главные управления;

· управления;

· инспекции;

· агентства;

· департаменты;

· администрации;

· отделы;

· другие органы исполнительной власти.

4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:

· единоначальные;

· коллегиальные.

Как раньше было отмечено, система и структура органов исполнительной власти не одно и то же. Но данные понятия связаны между собой. На их развитие влияет множество политических, социальных, правовых и других факторов. В последнее время система федеральных органов исполнительной власти часто менялись. Раньше эта система создавалась на основе улучшения принципа негосударственного управления экономической сферой. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) утвердил новую систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Правительство РФ, и алфавитный перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агенств. Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) .

1. Федеральные министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности. Функции по принятию нормативных правовых актов- это издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Министерство в установленной сфере деятельности не может выполнять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, которые установлены указами Президента РФ.

Суть федеральных министерств заключается в осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ и законодательству осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

2. Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Функции по контролю и надзору - это действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, законодательством.

Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или быть подведомственна Правительства РФ.

3. Федеральные агентства - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Функции по оказанию государственных услуг- это осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления. Но следует отметить, что нет закона, который конкретизирует все положения об исполнительной власти.

На данный момент данные положения содержаться в нескольких нормативных актах. Принятие единого нормативного акта создаст устойчивую правовую основу для формирования эффективной исполнительной власти, в том числе системы федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос. комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс. агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ. Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и пост-ями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.

Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно - право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти

Следует отметить, что практически все федеральные органы существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть - это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.

Признаки государственной власти

Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
  2. В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
  3. На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
  4. В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
  5. В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.

Особенности принципа разделения управления в стране

Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу

Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.

Исполнительная ветвь

Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.

Понятие структур исполнительной ветви

Федеральные власти РФ - это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств

Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:


Функции федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:

  • Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
  • Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
  • Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
  • Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.

Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.

Центральный исполнительный орган

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России

Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:

  1. Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
  2. Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
  3. Реализовать
  4. Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.

Структура органов исполнительной власти

Федеральные власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:

  1. Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
  2. Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
  3. Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
  4. В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.

Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти - это высшие органы власти. Федеральная власть состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. К этим органам власти относится также и Президент.

Что собой представляют федеральные государственные органы

В России лидирующие позиции во властных структурах имеет Президент. Он является верхушкой федеральной власти, являясь одновременно гарантом Конституции, главой государства и основным связующим звеном между ветвями власти. При этом он не принадлежит ни к одной из них.

Органы законодательной власти состоят из Совета Федерации и Государственной Думы. Совместно они образуют Федеральное собрание. Оно является составителем законов, которые должны исполняться на всей территории страны.

Исполнительная власть образована федеральными государственными органами исполнительной власти. В их полномочия входит издание постановлений, решений и прочих актов подзаконного характера. Главным органом исполнительной власти в России является Правительство России. Ему подчиняются отраслевые подразделения исполнительной власти: федеральные службы, министерства, агентства и их территориальные представительства. Все эти органы утверждаются Президентом России.

Судебная власть объединяет федеральные суды. Это Верховный суд России, Конституционный суд России и прочие федеральные органы. В их обязанность входит обеспечение правосудия.

К федеральным государственным органам РФ не относят Центральный банк.

Президент России

Президент России обладает перечнем полномочий, отличающимся от такового в других странах. Президентская власть в России выделяется в особую категорию власти. В нашей стране у Президента более широкие властные полномочия. Они прописаны в Конституции РФ, а прохождение выборов регулируется Федеральным законом 19-Ф3 "О выборах Президента".

Глава РФ опирается на приближенные к нему властные органы. Одним из них является Совет безопасности РФ. Он влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства и занимается национальной безопасностью. Руководит этой структурой также Президент. Он является председателем Совета безопасности. СБ проводит заседания, на которых все решения принимаются путем голосования, после чего заверяются протоколом и подписываются Президентом.

Также Совет безопасности проводит совещания. Они проходят раз в неделю с участием председателя. В качестве рабочих органов выступают межведомственные комиссии. Состав этих комиссий утверждается секретарем Совета безопасности. Членов Совета утверждает Президент.

Другой такой структурой является Государственный совет РФ. Этот орган призван помочь Президенту в реализации своих полномочий в вопросах взаимодействия органов госвласти. Госсовет проводит заседания. Они проходят 1 раз в 3 месяца. Принимаемые решения имеют характер рекомендаций. Госсовет может быть инициатором создания рабочих групп, куда могут быть привлечены ученые и другие специалисты.

Основные функции Президента РФ

Круг функций высшего должностного лица страны:

  • Служить гарантом Конституции, обеспечения свобод и прав граждан.
  • Обеспечивать скоординированность в действиях органов государственной власти.
  • Поддерживать суверенитет Российской Федерации.
  • Определять приоритеты во внутренней и внешней политике государства.
  • Принимать участие от лица страны в международных встречах, форумах, отношениях.

Охрана Конституции и ее неукоснительное соблюдение является одним из основных направлений деятельности Президента.

Федеральное собрание

Федеральное собрание является законодательным органом и принимает законы федерального уровня. Оно состоит из Госдумы и Совета Федерации. Государственная Дума включает 450 депутатов от разных фракций, которые избираются во время общероссийских выборов. В Совет Федерации входит 178 законодателей. В его состав включены представители всех субъектов РФ.

Государственная Дума работает отдельно от Совета Федерации.

Одной из главных задач Федерального собрания является утверждение бюджета страны, который подготавливается Правительством РФ. При этом Дума занимается рассмотрением бюджета, который затем в форме федерального закона направляется на утверждение в Совет Федерации.

Специфической особенностью полномочий Государственной Думы является принятие различных федеральных законов. Этот процесс обычно проходит в 3 этапа, которые называются чтениями. На первом происходит общее обсуждение проекта закона и концептуальных аспектов. На втором производится более детальный разбор всех статей законопроекта. На третьем этапе осуществляется голосование за или против принятия обсуждаемого закона. Вносить какие-либо изменения в закон на этом этапе уже нельзя.

Чтобы закон был принят, за него должно проголосовать больше 50% депутатов. Если же принимается конституционный закон, то эта цифра выше - как минимум 2/3 от числа участников.

После принятия Государственной Думой закон должен быть утвержден Советом Федерации, и только в этом случае он приобретает законную силу. Недостаточно проработанный или неуместный в текущей ситуации закон может быть отклонен. Для одобрения закона Советом Федерации необходима его поддержка большинством (более половины) членов палаты. Если же Совет Федерации в течение двух недель не рассмотрит данный закон, то он принимается автоматически, за исключением законов особой важности.

Государственная Дума может инициировать досрочную отставку Президента, и если эта инициатива будет одобрена Советом Федерации, то глава страны будет обязан сложить свои полномочия. В качестве основания для отставки может быть намеренное вредительство, шпионаж, взятки, вопиющее превышение должностных полномочий, военные преступления и т. д.

Правительство РФ

Правительство относится к исполнительной ветви органов федеральной государственной службы и состоит из председателя, заместителей председателя и министров. Правительство ответственно за разработку федерального бюджета страны, проект которого вносится для одобрения в Государственную Думу. Оно может принимать решения по части федеральных расходов, в том числе касающихся социальной сферы.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

  • Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
  • Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
  • В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
  • Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
  • Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.

Судебные органы власти

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти включают и судебную систему. Главной их задачей является обеспечение правосудия. Основными ветвями федеральной судебной системы страны являются: Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

Заключение

Таким образом, федеральные государственные органы России являются компонентами исполнительной, законодательной и судебной властей. Каждый из них наделен своими индивидуальными полномочиями и выполняет предписанные ему Конституцией функции.