Лицензия ФСБ (государственная тайна). Механизм получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну Лицензирование работы со сведениями составляющими государственную

Стоимость лицензии — от 500 000 рублей

В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, а так же на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 (ред. от 24.12.2014) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" Деятельность организаций связанная с проведением работ или оказание услуг с использованием информации содержащей сведения о государственной тайне, подлежат обязательному государственному лицензированию в установленном законом порядке.

Более подробную информацию о процедуре лицензирования, видов и объектах лицензируемых работ, вы можете найти на нашем сайте либо получить консультацию у специалиста нашей организации.

  • Дополнительная информация
  • Документы для подачи
  • Требования к
    лицензиату
  • Дополнительные услуги

Сроки исполнения: 4-5 месяцев.
Дополнительные обязательные расходы (государственные пошлины, иное): 7 500 рублей - государственная пошлина за предоставление лицензии.
Прочая необходимая информация: Услуга оказывается, для организаций по все территории Российской федерации. Лицензия выдается на срок до 5 лет (на оставшийся срок действия лицензии организации, оказывающей услуги первого отдела).
В срок оформления и состав лицензии - включено оформление самой лицензии + оформление допуска по 3 форме на руководителя организации + время про ведения спец. экспертизы помещения.
Форма работы: официальный договор с безналичной формой оплаты.

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;
идентификационного номера налогоплательщика;
даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;
сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;
адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;
формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));
б) копии учредительных документов юридического лица;
в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются — руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:
соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Организация повышения квалификации и проведение необходимой аттестации для персонала

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

16.8. Защита государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает для принимающих такое решение: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав (права вы езда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

При решении вопроса о допуске к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются льготы:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к этим льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о, неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи г исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут быть:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за Государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в установленных законодательством о государственной тайне случаях.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лиц или гражданина к сведениям, составляющим государственную таит устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятии, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выпои нения его должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с государственной тайной, созданием средств защиты информации, а также с выполнением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

1.3. Специальная правовая подготовка руководителя организации.

Одним из условий для получения организацией лицензии на осуществление секретных работ является государственная аттестация ее руководителя.

Государственная аттестация проводится сотрудниками органа безопасности, как правило, в форме собеседования и ставит своей целью оценку фактического уровня знаний руководителем требований нормативно-правовых актов в области защиты государственной тайны.

Необходимость проведения государственной аттестации базируется на положениях пункта 7 статьи 20 Федерального Закона «О государственной тайне», возлагающего ответственность за обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, на руководителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, использующих эти сведения.

Руководитель организации должен детально изучить существующие нормы:

Федеральный Закон «О государственной тайне»;

Инструкцию «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63;

Положение «О лицензировании…», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. № 333;

Федеральный Закон «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации»,

В соответствии с пунктом 6 «Методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей…», утвержденных решением межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 13.03.1996 г. № 3, от государственной аттестации освобождается лицо, прошедшее курс обучения и имеющее свидетельство установленного образца об освоении специальных программ в учебных заведениях, уполномоченных осуществлять подготовку (повышение квалификации) специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

В Мурманске по программе “Защита государственной тайны” (в зачет государственной аттестации руководителей) проводятся в очно-заочной форме. Курсы организуется ООО “РегионПротэкт”, а учебным заведением является ОУДПО «СЗЦКЗИ» (г. Санкт-Петербург), который решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 130 от 08 августа 2008 года включен в Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по указанным программам.

Законодательство допускает любую форму подготовки граждан по вопросам защиты государственной тайны. Обучения в аккредитованных образовательных учреждениях является достаточно действенным и оправданным методом, так как наряду с необходимыми знаниями даёт возможность получить персональные консультации специалистов, занятых в области защиты государственной тайны, обменяться мнениями с другими руководителями, выработать правильные методы к комплексному подходу реализации механизмов защиты информации, получить необходимые исходные данный для разработки организационно-распорядительной документации.

2. Формирование и направление в лицензирующий орган пакета заявительных документов, необходимых для получения лицензии.

Перечень указанных документов определен в пункте 5 Положения «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 333, и включает в себя:

1) Заявление на имя Начальника Управления ФСБ России по Мурманской области о выдаче лицензии с указанием:

Наименования и организационно-правовой формы, места нахождения Вашей организации, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, номера расчетного счета в банке и наименования банка;

Вида деятельности, на которую выдается лицензия, срока ее действия;

Максимальной степени секретности сведений, которые будут использоваться Вашей организацией при проведении секретных работ, подтвержденной уполномоченным органом власти либо организацией (в качестве такого подтверждения может рассматриваться санкция органа власти, разрешающая Заказчику передать Вам сведений, составляющие государственную тайну);

Сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя Вашей организации, а также сведения о возможном наличии в уставном (складочном) капитале Вашей организации доли (долей) иностранных физических или юридических лиц;

Лица, который от имени организации будет заниматься вопросами получения лицензии, и его контактного телефона.

При выборе формы организации режима секретности с использованием услуг по защите государственной тайны базового предприятия, данный факт также оговаривается в заявлении со ссылкой на номер заключенного договора.

Заявление подписывается только руководителем организации-заявителя либо лицом, исполняющим его обязанности.

2) Копию устава организации-заявителя, заверенную у нотариуса.

3) Копию свидетельства о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе, заверенную нотариусом.

4) Копию свидетельства о внесении в записи о Вашей организации Единый государственный реестр юридических лиц, заверенную нотариусом.

5) Копию свидетельства о регистрации права собственности либо копию зарегистрированного в Росреестре договора аренды здания (сооружения), в пределах которого находятся помещения, используемые для проведения секретных работ.

6) Копию ходатайства Заказчика о необходимости получения лицензии на проведение секретных работ.

7) Организации, заключившие договор об использовании услуг по защите государственной тайны, помимо перечисленных выше документов, также предоставляют:

Копию (либо один из экземпляров) договора об использовании услуг по защите государственной тайны;

Копию лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны организации, с которой Заявителем заключен соответствующий договор.

8) К пакету заявительных документов может быть также приложена копия свидетельства о прохождении руководителем организации-заявителя курсов подготовки (повышения квалификации) по программе защиты информации, составляющей государственную тайну.

Управление ФСБ России по Мурманской области рассмотрит представленные Вами документы на предмет их соответствия действующим требованиям и назначит проведение специальной экспертизы Вашей организации.

3. Проведение специальной экспертизы организации-заявителя.

Согласно пункту 10 Положения «О лицензировании…», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. № 333 (далее также Положение № 333), специальная экспертиза предприятия (организации) проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

В Мурманской области специальные экспертизы проводятся силами экспертной комиссии Управления ФСБ России по Мурманской области, а также по его поручениям – аттестационными центрами, имеющими лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны.

Специальная экспертиза подпунктом 6 пункта 10 Положения № 333 отнесена к числу платных государственных услуг, расходы по которой относятся на счет заявителя. При этом, размер договорной суммы определяется органом (организацией), проводящим специальную экспертизу, исходя из имеющихся расчетных методик и предполагаемого объема работ.

Вступая в данную фазу лицензионного процесса, Вы должны учитывать, что:

Проведение специальной экспертизы требует присутствия руководителя организации (либо лица, исполняющего его обязанности, сотрудника, ответственного за ведение секретного делопроизводства, начальника (либо назначенного им работника) отдела кадров, а также руководителей и представителей иных подразделений организации, привлекаемых к выполнению секретных работ;

При проведении специальной экспертизы экспертной комиссией могут быть затребованы материалы о взаимоотношениях Вашей организации с фирмами контрагентами, подрядчиками, поставщиками и т.д., зарегистрированными как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также о планируемых Вами деловых контактах с иностранными компаниями, ожидаемых визитах делегаций иностранных специалистов и прочее;

Срок проведения специальной экспертизы может быть существенно сокращен, если Вы заблаговременно подготовите все материалы, которые имеют отношению к данному виду деятельности;

Результатом работы экспертной комиссии является акт специальной экспертизы, отражающий объективные данные о степени готовности Вашей организации к осуществлению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и вывод экспертной комиссии о возможности выдачи лицензии. Внимание: в случае отрицательного заключения финансовые средства, перечисленные организации, проводившей специальную экспертизу, возврату не подлежат, а Вы окажетесь перед необходимостью повторной подачи в лицензирующий орган пакета заявительных документов.

4. Проведение государственной аттестации руководителя организации.

В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной аттестации, утвержденных решением Межведомственной комиссии от 13.03.96 г. № 3, вновь назначенный руководитель организации, имеющей лицензию на проведение секретных работ, обязан пройти государственную аттестацию в трехмесячный срок со дня его назначения на должность.

5. Получение лицензии.

После реализации всех перечисленных выше стадий лицензионного процесса сотрудники лицензирующего органа осуществляют подготовку итоговых документов, в том числе и непосредственно бланка лицензии. Административный регламент по исполнению государственной функции лицензирования, утвержденный Приказом ФСБ России от 27.01.09 г. № 75 , отводит на это 7 дней. В указанный период необходимо оплатить государственную пошлину за получение бланка лицензии, которая на основании подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2012 составляет 6000 рублей.
Бланк лицензии выдается при предоставлении документов, подтверждающих факт названных выше выплат, на руки руководителю организации либо иному ее сотруднику, имеющему доверенность установленной формы.

Особенности лицензирования филиалов.

Лицензия на проведение секретных работ требуется организациям, имеющим сеть филиалов, расположенных как в границах одного, так и в различных субъектах Российской Федерации. Процесс лицензирования подобных организаций имеет некоторые специфические моментами. Определяющим аспектом здесь является наличие объективной необходимости в привлечении филиалов к производству работ, связанных с использованием носителей сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно по месту их дислокации. При этом, следует учитывать следующее:

1. Филиал не может получить лицензию на проведение секретных работ, если такой лицензией не обладает его головная организация. Заявление на получение лицензии подается головной организацией, а в тексте заявления указываются все адреса (филиалы), по которым планируется производство работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2. Процедура формирования в филиале системы защиты сведений, составляющих государственную тайну, подчиняется общим требованиям, то есть предполагает создание в структуре филиала соответствующего подразделения (либо заключение договора об использовании услуг по защите государственной тайны) и государственную аттестацию его руководителя.

3. После выполнения мероприятий, предусмотренных Положением «О лицензировании…» № 333, в случае положительного заключения специальной экспертизы и государственной аттестации руководителя, филиалу выдается копия лицензии головной организации.

4. Если объективная необходимость в использовании филиалом носителей сведений, составляющих государственную тайну, отсутствует, однако имеется потребность в выполнении его сотрудниками отдельных работ на территории либо в интересах других режимных предприятий, то эти сотрудники могут быть допущены к государственной тайне решением руководителя головной организации по общей номенклатуре должностей. При этом предоставления какого-либо дополнительного разрешительного документа, кроме лицензии самой головной организации, не требуется.

Ответственность за нарушения в области защиты государственной тайны.

Статьей 31 Федерального Закона «О государственной тайне» функции межведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны в органах власти, на предприятиях, учреждениях и в организациях возложены на Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Непосредственно на местах эти функции реализуются через территориальные управления ФСБ России.

Основной формой осуществления межведомственного контроля является проведение проверок обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в организациях, их использующих.

В случае, если в результате проверки экспертной комиссией будут выявлены нарушения действующих в указанной области требований, то, в зависимости от характера этих нарушений и тяжести наступивших последствий, органом безопасности могут быть приняты решения:

О привлечении организации либо конкретного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 13.12 часть 3 (нарушение условий действия лицензии) или 13.13 часть 2 (осуществление секретных работ без лицензии) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

О привлечении руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 19.5 (неисполнение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации) или 19.6 (неисполнение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);

О приостановке действия лицензии на проведение секретных работ до устранения организацией выявленных нарушений режима секретности и предпосылок к утечке сведений, составляющих государственную тайну;

Об аннулировании (отзыве) лицензии на проведение секретных работ (если вскрытые нарушения не позволяют предоставить организации в дальнейшем право заниматься деятельностью с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, лицу, не имеющему оформленного установленным порядком допуска к государственной тайне, подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 283 Уголовного кодекса Российской Федерации, а утрата документов, содержащих такие сведения – под признаки преступления, предусмотренного статьей 284 УК России.

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании КАСЛ, (далее – Сайт ООО «КАСЛ») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом компании КАСЛ, действующие от имени ООО «КАСЛ», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт компании КАСЛ» - это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): , а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» - это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту компании КАСЛ, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта компании КАСЛ» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту компании КАСЛ, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта компании КАСЛ.
1.1.7. «Cookies» - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт ООО «КАСЛ».
Общие положения 2.1. Использование сайта компании КАСЛ Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта компании КАСЛ.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту компании КАСЛ. Сайт ООО «КАСЛ» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте компании КАСЛ.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

Предмет политики конфиденциальности

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте компании КАСЛ, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте компании КАСЛ и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ООО «КАСЛ» защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ООО «КАСЛ» осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте компании КАСЛ для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта компании КАСЛ.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта компании КАСЛ, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта компании КАСЛ, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта компании КАСЛ.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта компании КАСЛ.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

Способы и сроки обработки персональной информации

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте компании КАСЛ, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

Права и обязанности сторон

6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта компании КАСЛ, и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

Ответственность сторон

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта компании КАСЛ, несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта компании КАСЛ, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте компании КАСЛ.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте компании КАСЛ) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ООО «КАСЛ».
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте компании КАСЛ или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте компании КАСЛ, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

Дополнительные условия

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте компании КАСЛ, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу: info@сайт
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу
Обновлено: 06 Апреля 2018 года
Главный офис в г. Москва, ООО «КАСЛ», Бутырский вал 5 Представительство в г. Санкт-Петербург,ООО «КАСЛ», Ленинский проспект 160

От 24.12.2014 N 1469, от 23.08.2018 N 984)

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).

2. Пункт утратил силу. от 26.01.2007 N 50)

3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально - технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)

4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего Постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1995 г. N 333

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

от 23.04.96 N 509 , от 30.04.97 N 513 , от 29.07.98 N 854 , от 03.10.2002 N 731 , от 17.12.2004 N 807 , от 26.01.2007 N 50 , от 22.05.2008 N 384 , от 31.03.2010 N 200 , от 24.09.2010 N 749 , от 03.11.2011 N 898 , от 05.05.2012 N 445 , от 24.12.2014 N 1469, от 23.08.2018 N 984)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);

на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, (в пределах их компетенции), Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 509 , от 30.04.97 N 513 , от 29.07.98 N 854 , от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:

организация лицензирования деятельности предприятий;

организация и проведение специальных экспертиз предприятий;

рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача лицензий;

принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

4. Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия) <*>.

<*> Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

идентификационного номера налогоплательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

срока действия лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 984)

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью)); (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

б) копии учредительных документов юридического лица; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

5(1). Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения на бумажных носителях или в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

5(2). При проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.

В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

8. В лицензии указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

наименование органа, выдавшего лицензию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

идентификационный номер налогоплательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, - для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

срок действия лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

регистрационный номер и дата выдачи лицензии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет. Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Предприятие может иметь несколько лицензий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется подразделениями лицензиата по нескольким адресам, предоставление таким подразделениям права осуществлять заявленный вид деятельности производится с учетом результатов специальной экспертизы этих подразделений и государственной аттестации их руководителей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2010 N 200 , от 05.05.2012 N 445)

Лицензия оформляется на бланке, имеющем степень защиты на уровне степени защиты ценной бумаги. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение таких бланков возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем в ней делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную настоящим Положением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Лицензия может быть оформлена на нескольких имеющих индивидуальные учетные и регистрационные номера бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения. Срок действия лицензии по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаваемой для территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, устанавливается независимо от срока действия лицензии, выданной Центральному банку Российской Федерации по месту осуществления его деятельности. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2010 N 200 , от 03.11.2011 N 898)

Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, либо лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которыми осуществляется (предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услуги, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления факта утраты заявления в письменной форме. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 22.05.2008 N 384)

Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.97 N 513)

11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2008 N 384)

Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.

Руководители предприятий, имеющие документ об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, прошло не более 5 лет. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2012 N 445 , от 24.12.2014 N 1469)

12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ликвидации предприятия.

Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.

Уведомление о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, направляет лицензиату в письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня принятия такого решения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Лицензиат, получивший решение органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, обязан в 10-дневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия (аннулировании) лицензии всех заинтересованных лиц. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором он в 3-дневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.

14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 749)