Какие ветви власти существуют в российской федерации. Проект на тему три ветви власти

Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей.

Ветви сущность, отличие, влияние друг на друга

Практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти - народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга.

Законодательная власть - это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране.

Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган - Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия - президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу.

Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение.

Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах.

Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него.

Находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными.

Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался - появились три независимые ветви власти.

политический власть правительство государственный

Введение

1. Проблема перехода от советской к постсоветской политической системе. Особенности политической системы современной России

2. Конституция РФ. Полномочия ветвей власти

3. Президент РФ. Условия избрания и основные полномочия

4. Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума: порядок формирования и основные полномочия

5. Правительство как высший орган исполнительной власти РФ

6. Судебная власть РФ и особенности формы правления российского государства как полупрезидентской республики

Заключение

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 года. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Консерватизм любой устоявшейся системы настолько велик, что преодолеть его крайне трудно, поэтому результат борьбы не известен. Так, отечественный политолог В. Гуторов полагает, что «трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что, декларативно порвав с коммунистической системой, она пока не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни обрести новых». Аналогичной точки зрения придерживается А.Соловьев: «Россия, как никакая другая страна, демонстрирует приверженность «сквозной» логике властвования, и на смену недолгим периодам «оттепелей», «перестроек» и «демократизаций» неизменно приходит откат к патерналистско-авторитарной модели».

Примерно до середины 1990-х годов господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства, по выражению О. Смолина, превратились в собственную противоположность: демократизм – в популизм, антибюрократизм – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов».

Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека – обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», – гласит статья 110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности – обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (статья 126).Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (статья 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов – одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера — осуществление правосудия — деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

— право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

— право Президента РФ распускать Государственную Думу;

— право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2064 | Нарушение авторского права страницы

Франция. Абсолютная монархия во Франции

Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д’Аржансон, занимавший должность контролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, поставленных во главе провинций, зависит счастье или несчастье этих провинций». Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды.

Арабский Халифат и мусульманское право. Общественный и государственный строй Халифата

Если город был резиденцией наиба, ха-кима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. Важным атрибутом жизни города была тюрьма (зиндан) с ее администрацией. Судебная система Халифата имела свои особенности. Во-первых, в нем, в отличие от европейских государств, сложились «чистые» судебные органы. Во-вторых, в Халифате функционировали как мусульманские суды, так и суды, рассматривающие дела в отношении немусульман.

Кроме того, была активно поддержана и особенно тщательно проработана система сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Эти новые компоненты вкупе с теориями, разработанными Д. Локком, Ш. Л. Монтескье и другими мыслителями, и представляют собой теорию и принцип разделения властей в окончательном, классическом и современном понимании. Разделение властей как признак правового государства Современное разделение властей означает: 1) функционирование в государстве трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной; 2) равноправие всех ветвей власти, их самостоятельность и независимость друг от друга, но в рамках системы сдержек и противовесов; 3) судебная власть должна быть наделена функциями конституционного контроля; 4) наличие эффективно действующей системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти; 5) разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали для федеративных государств или государств с автономными образованиями. Именно эти признаки должны присутствовать в механизме правового государства, а какие-либо серьезные отступления от них, чем бы они ни были оправданы, свидетельствуют об отсутствии правового государства. Но, к сожалению, разделение властей, признаваемое ныне всеми, нередко подвергается многочисленным интерпретациям, зачастую нивелирующим его смысл.

Япония. Конституция 1947 г

Муниципальные власти все чаще стали выступать против американских военных баз, захода в японские порты американских военных кораблей с ядерным оружием на борту и т. д. Верховный суд Японии стал не только высшей судебной инстанцией, но по примеру США он получил право толковать Конституцию страны и оценивать принятые парламентом законы с точки зрения их конституционности. Члены Верховного суда избираются по представлению кабинета министров парламентом, а председатель суда назначается императором по рекомендации премьер-министра. Судебная система Японии построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные суды и семейные суды. Правовой основой судопроизводства в Японии служит Конституция и Закон о судах (1947 г.).

Актуальные проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации

В необходимых случаях он обращается в суд. Вот почему эта статья помещена в. главе "Судебная власть"». Предпринимаются также попытки объединить судебную и прокурорскую власть в одно целое, и в связи с этим вводится термин «судебно-прокурорская власть».

Конституционное право. Конституционная система органов российского государства

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае же их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отклонены Президентом РФ. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судьи - независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью.

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Китай. Государство Чжоу (1122-221 гг. до н.э.)

Четыре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ). Судебная система не была представлена отдельными органами, осуществляющими правосудие. Судебные полномочия принадлежали вану, чжухоу, многочисленным чиновникам, по мелким уголовным и гражданским делам — сельским старостам.

Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу.

Разделение властей как признак правового государства

Совсем другое дело, когда суд осуществляет конституционное правосудие, именно тогда он участвует в системе сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Но такой суд и такая судебная власть в работе Ш. Л. Монтескье не просматриваются. Получается, что судебной власти в современном ее понимании мы не видим ни у Д. Локка, который вообще таковую не выделяет, ни у Ш. Л. Монтескье. На поверку вся триада властей, по Ш. Л. Монтескье, рушится.

Становление и развитие государственного механизма России в дореволюционный период

Таким образом, Император в отношении Финляндии фактически выполнял в большей степени функции главы государства. Сама форма правления в Финляндии напоминала парламентскую монархию, а ее правовой статус в составе России приближался статусу доминиона, подобного доминиону Великобритании. Финляндия имела собственную конституцию, утвержденную Александром I в 1809 г. Напомним, что до принятия первой русской конституции - Основных государственных законов - осталось еще чуть менее ста лет. В ВКФ действовала собственная судебная система, не замыкающаяся на всероссийскую. Особый статус Финляндии был подтвержден и ОГЗ, в ст.

По Конституции РФ 1993 г. государственная власть в современной России разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти разделяется на федеральный, региональный и местный уровни.

Глава государства – Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальное время пребывания в должности президента – не больше двух сроков подряд.

Функции Президента России довольно обширны. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает другие вопросы.

Высшим органом законодательной и представительной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Собрание РФ. Оно осуществляет, разрабатывает и принимает законы, рассматривает и решает важнейшие государственные вопросы и имеет право контроля за деятельностью государственного аппарата. Федеральное Собрание состоит из двух палат: нижней палаты — Государственной Думы, верхней — Совета Федерации.

Государственная дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет по пропорциональной системе. По Конституции РФ Госдума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Но это формально. Если она три раза подряд отклонит кандидатуру на должность Председателя правительства, то Президент распустит Государственную Думу.

Если Госдума повторно выразит недоверие правительству в течение трех месяцев, Президент принимает решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации РФ формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (в целом это 166 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Система исполнительной власти включает Правительство РФ , состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ и др.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

На региональном уровне также существует разделение властей на три ветви. По Конституции РФ система органов региональной исполнительной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно.

Законодательные органы субъектов в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данной территории, осуществляют контроль за работой исполнительных органов.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 7667 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Единство государственной власти и ее разделение на «ветви». Законодательная, исполнительная и судебная власть.

Государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представ­ляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единство государственной власти находит свое вы­ражение непосредственно в единстве системы высших государствен­ных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях.

Но единая сущность государственной власти не только не исклю­чает, но и предполагает в демократическом обществе многообразие форм ее выражения. Разделение ветвей государственной власти позволяет предотвращать узурпацию, при­своение всей полноты власти, ее чрезмерную концентрацию в руках одного лица, одного государственного органа или одной ветви власти, ограничивать возможности каждой из ветвей власти и уравновешивать ее с другими, создавать тем самым серьезные преграды на пути разви­тия антидемократических тенденций авторитаризма и тоталитаризма.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств: 1) формационный подход; 2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно‑экономической формации. Общественно‑экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально‑экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно‑исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально‑экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико‑правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 4) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

Примечание к оцениванию заданий части 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Примечание к оцениванию заданий части 2

Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла — нет ошибок; 1 балл -допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.

(По материалом свободной Интернет-энциклопедии)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловы е фрагменты:

  1. сущность принципа разделения властей;
  2. «система сдержек и противовесов»;
  3. политические режимы и разделение властей;
  4. дополнение к современному пониманию разделения властей;
  5. разделение властей по Конституции РФ.

С1. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

  1. осно вание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;
  2. необходи мость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу
формулировках.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. отношени е государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует лишь формально;
  2. объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим — в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу
формулировках.

Максимальный балл 1
С4. Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:

1) Президент РФ — является главой государства, обеспечивает
эффективное взаимодействие государственных органов, представляющих все ветви власти;

  1. Федеральное Собрание РФ — законодательная власть;
  2. Правительство РФ — исполнительная власть;
  3. суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды) — судебная власть.
Содержание критерия Баллы
Указаны органы власти, во всех трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ. 3
Указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в трех случаях верно опреде­лены соответствующие ветви власти, роль не определена. 2
Указаны органы власти, в одном случае верно определена соответствующая ветвь власти и (или) определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена. 1
Указаны (выписаны из текста) только субъекты государственной власти, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0
Максимальный балл 3

С5. Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация?

Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. ответ на вопрос : пример иллюстрирует «систему сдержек и противовесов »;
  2. фрагмент текста: «Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов».

Максимальный балл — 2

С6. Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

  1. субъекты федеративного государства сохраняют определенную политическую самостоятельность, поэтому разделение властей должно учитывать как их интересы, так и необходимость поддержания единства государства;
  2. субъекты федеративного государства часто выделяются по национальному признаку, поэтому важно, чтобы интересы конкретных этносов полноценно учитывались при проведении внутренней политики.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Приведены два аргумента (объяснения). 2

Приведен один аргумент (объяснение). 1

Приведены рассуждения общего характера, не 0

соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл 2!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015

Концепция 3 ветвей власти появилась еще в Средние века, ученые не только объяснили практическую необходимость такого разделения, но и разработали саму теорию. Несмотря на то что впервые о концепции заговорили в Средние века, актуальность теории сохраняется и по сей день. Если начать изучать мировые конституции, можно обратить внимание, что почти во всех странах фиксируется положение о разделении властей, именно на конституционном уровне. Расскажем о том, что собой представляют 3 ветви законодательной власти.

Теория разделения властей

В классической теории власть разделяется на три ветви: первая - законодательная, вторая - исполнительная, третья - судебная. Такое положение закреплено и в Конституции Российской Федерации. Десятая статья посвящена разделению властей на 3 ветви власти: право, закон и исполнение.

Теоретическая разработка

Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо. Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, - это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным. Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.

Что же дальше?

Через столетие модель Локка, полностью обоснованная, получила официальный статус и была зафиксирована в важнейшем мировом документе - Всемирной декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в этом документе была закреплена такая позиция, что государство, которое не принимает эту модель в управлении, не имеет Конституции. Последователем Локка стал не менее известный французский ученый Шарль Луи Монтескье. Его взгляды основывались на том, что разделение властей - самое настоящее спасение для общества от управленцев государством, которые не стыдятся злоупотреблять собственной властью, от узурпации как таковой и концентрации управления в одном месте, что, в свою очередь, бережет народ от деспотизма. Монтескье не только разделял власть на три ветви, но и разработал теорию о системе сдерживания и противовесов. Существуют 3 ветви власти в РФ, отражены они на схеме ниже.

Общая характеристика теории

Теория деления властей базируется на следующих понятиях. В первую очередь, смысл эта модель имеет только тогда, когда она закреплена в Конституции страны. Во вторую, разделение властей на три ветви возможно только в том случае, если каждая из них представлена разными органами и руководителями. Один и тот же человек ни в коем случае не может быть наделен полномочиями двух видов управления сразу. В третью, все три ветви должны быть автономны и равны друг перед другом.

В чем суть механизма сдержек и противовесов

Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент - это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная

Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты. Еще одно важное полномочие Совета - в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом. Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.

Исполнительная

Данная ветвь власти - самостоятельная, независимая и публичная, основные полномочия ее заключаются в том, чтобы управлять делами государства. В Российской Федерации деятельность исполнительной власти заключается в организации практического исполнения Конституции и законов. Сюда также следует отнести такие аспекты, как внешняя и внутренняя оборона и безопасность России. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить законность, охрану прав и свобод народа.

Судебная

Суть судебной власти заключается в том, чтобы обеспечить восстановление и защиту нарушенных прав, при этом исполнить справедливое наказание для тех, кто виновен в этом нарушении. Если обратиться к Конституции, то, согласно ее положениям, в Российской Федерации данная власть осуществляется исключительно судами, но полную самостоятельность имеет только номинально. Реализуется судебная ветвь власти в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного производства. При этом судебная система Федерации характеризуется единством. На конституционном уровне закрепляются все самые важные положения, которые касаются правового статуса судей, важнейших принципов судопроизводства. Закреплены положения о независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также открытость, состязательность и равенство судопроизводства.

Особенности

По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие - к исполнительной, третьи - ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей - важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.