Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам. Классификация систем

Классификация компьютерных сетей. Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

По удаленности компьютеров :

· Локальные LAN (Local Area Network) - сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации. Компьютеры расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.

· Региональные MAN (Metropolitan Area Network) - объединяют пользователей области, города, небольших стран. В качестве каналов связи используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети составляет от 10 до 1000 км.

· Глобальные WAN (Wide Area Network) - включают другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры.

По назначению и перечню предоставляемых услуг:

· Общее использование файлов и принтеров - с помощью специальной ЭВМ (файл-сервер, принтер-сервер) организуется доступ пользователей к файлам и принтерам.

· Общее использование баз данных - с помощью специальной ЭВМ (сервер баз данных) организуется доступ пользователей к базе данных.

· Применение технологий Интернет - электронная почта, Всемирная паутина, телеконференции, видеоконференции, передача файлов через Интернет.

По способу организации взаимодействия:

· Одноранговые сети - все компьютеры одноранговой сети равноправны, при этом любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере. Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.

· Сети с выделенным сервером (иерархические сети ) - при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией . Сам сервер может быть клиентом только сервера более высокого уровня иерархии. Иерархическая модель сети является наиболее предпочтительной, так как позволяет создать наиболее устойчивую структуру сети и более рационально распределить ресурсы. Также достоинством иерархической сети является более высокий уровень защиты данных. К недостаткам иерархической сети, по сравнению с одноранговыми сетями, относятся:

· Необходимость дополнительной ОС для сервера.

· Более высокая сложность установки и модернизации сети.

· Необходимость выделения отдельного компьютера в качестве сервера

По технологии использования сервера:

· Сети с архитектуройфайл-сервер - используется файловый сервер, на котором хранится большинство программ и данных. По требованию пользователя ему пересылаются необходимая программа и данные. Обработка информации выполняется на рабочей станции.

· Сети с архитектуройклиент-сервер - между приложением-клиентом и приложением-сервером осуществляется обмен данными. Хранение данных и их обработка производится на мощном сервере, который выполняет также контроль за доступом к ресурсам и данным. Рабочая станция получает только результаты запроса.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.

Тема 19

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица , статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям.

Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц – семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Цели расследования различны. Их можно классифицировать по различным основаниям.

Попытку классификации целей предварительного следствия предпринимал II. М. Лузгин, который считал, что в расследовании преступлений существует строго определенное сочетание целей.

Их систему он изложил следующим образом:

1) общие цели;

2) специальные цели;

3) особенные цели;

4) частные задачи.

К общим целям И. М. Лузгин отнес все задачи, закрепленные в УПК РСФСР, к специальным - цели отдельных этапов следствия, к особенным - цели, зависящие от характера преступления, и, наконец, к частным - задачи отдельных следственных действий. В этой классификации есть «рациональное зерно» - попытка конкретизировать цели предварительного следствия и дознания с учетом особенностей этой стадии уголовного судопроизводства. Однако здесь недостаточно учтены процесс выбора следователем тактических целей и влияние на него общих целей предварительного следствия.

И. С. Элькинд предлагала свой вариант классификации целей уголовного процесса:

"б цели перспективные, как искоренение преступности вообще;

"б ближайшие, содействующие первым путем быстрого, полного раскрытия преступления, изобличения виновных и т. д.;

S общие цели (которые в соотнесении с перспективными целями являются ближайшими) могут бытъ сформулированы, как быстрое π полное раскрытие преступлений, выявление π устранение причин п условий, способствующих пх совершению, изобличению виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию, ни одни невиновный не был привлечен к уголовной ответственности π осужден, а невиновный реабилитирован.

"б конкретные цели - онп существуют не только на стадиях уголовного процесса, но п отдельных следственных действий;

"б функциональные цели различными путями, методами обвинения π защита оказывают по мощь суду в Познанію истины;

"б официальные цели - ими должны руководствоваться субъекты применения норм права;

"б неофициальные цели - результат безразличного отношения, например свидетеля, не явившегося по вызову следователя только потому, что не хочет затратить на это необходимое время плп явно отрицательного отношения к этим целям (свидетель дает, например, заведомо ложные показання, желая ввести в заблуждение органы следствия п суда).

Данная позиция П. С. Элькпнд имеет своп положительные стороны II с ней можно в целом согласиться.

Деление целей на конечные, общие, промежуточные предлагает В. Д. Зеленский.

Полагаем, что пз всего вышесказанного наиболее правильное деление предложено И. М. Лузгпным π В. Д. Зеленским, так как оно отражает содержание целей расследования π пх взаимосвязь.

Поскольку речь идет о расследовании как практической деятельности следователя, то, очевидно, необходимым основанием классификации должно быть содержание этой деятельности. Расследование преступлений - сложная социальная деятельность, направленная на установление событий прошлого путем оценки собранных в соответствии с требованиями УПК РФ по данному делу доказательственных фактов и установление истины. Конечной целью всего уголовного судопроизводства является установление истины по делу.

Материальная истина есть юридическое обозначение того, что содержанием ее является фактическая сторона дела, т. е. факты и обстоятельства, которые относятся к исследуемому по данному деду событию преступления.

Установление истины по делу является конечной целью уголовного судопроизводства. К этой цели ведет ряд других, промежуточных целей. Рассмотрим основания для их классификации.

Чтобы понять многогранность и многоаспектность категории «цель» в сфере уголовно-процессуального права и вместе с тем выявить основную магистральную линию ее компонентов, необходимо использовать разработанный в философии и общей теории права метод классификации целей соответственно определенным критериям. Следует при этом иметь в виду, что «самые различные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны, существенны и важны».

Полагаем, что для классификации целей уголовного судопроизводства можно использовать следующие положения:

1. Цели перспективные и ближайшие. Если борьба с преступностью относится к целям перспективного характера, то содействие этому путем быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию п ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности π осужден - к целям ближайшим. Действующее законодательство не провозглашает данные цели. Однако они подразумеваются, ибо без раскрытия преступления невозможно достичь иных целей расследования. Значение конечной цели в том, что она, будучії осознана, имеет большое мобилизующее значение, так как является побудительной сплой к достижению ближайших целей.

Поскольку уголовно-правовое п уголовно-процессуальное регулирование - прп относительной обособленности каждого пз них - две стороны одной π той же государственной деятельности по борьбе с преступностью, перспективные цели уголовно-правового п уголовно-процессуального регулирования, как было отмечено выше, совпадают. Это не умаляет, однако, особенностей одного π другого вида правового регулирования, как показателей пх оценки, в силу специфики предмета π метода каждого пз них.

Если особенное проявляется главным образом в ближайших целях, то общее - в целях перспективных. Последние потому π называются перспективными, что для пх осуществления в настоящее время еще нет реальных условий п возможностей. Соответственно достижение данных целей в сфере борьбы с преступностью зависит не только от эффективности указанных видов правового регулирования в настоящее время. Уничтожение преступности, причин π условий, порождающих преступность, предполагает дальнейшее повышение материального π культурного уровня жизни трудящихся. Тем не менее, значение перспективных, как п ближайших целей данных видов правового регулирования, имеет огромное органп- зующее и мобилизующее значение в обеспечении необходимой направленности поведения субъектов соответствующих прав и обязанностей.

2. Цели общие для уголовного судопроизводства в целом и конкретные, характерные для каждой отдельной стадии уголовного процесса, более того, для каждого конкретного вида процессуальных действий (обысков, выемок, следственных экспериментов, освидетельствований, допросов, экспертиз и др.).

Конкретные цели имеют не только стадии уголовного процесса, но и отдельные процессуальные действия. «Общее намерение, направленное на осуществление конечной цели, - подчеркивает С. Л. Рубинштейн, - распространяется на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершить применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе действий, целый ряд частных действий», имеющих свои специальные цели. Говоря о стадии, мы имеем в виду, однако, комплекс процессуальных действий и правоотношений, объединяемых одной или несколькими социальными целями, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства и предопределяющими более конкретные цели отдельных действий (правоотношений). Их осуществление - составная часть общих целей уголовного судопроизводства. Будучи достигнуты, относительно обусловленные цели каждой стадии процесса становятся необходимыми условиями обеспечения комплекса целей уголовного судопроизводства в целом. Так или иначе, но выраженные в нормах уголовнопроцессуального права, цели уголовного судопроизводства ориентируют компетентные органы государства (соответствующих должностных лиц) на такое ведение уголовного процесса, которое обеспечило бы достижение его и общих и конкретных целей, а всех лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, на такое поведение, которое соответствовало бы этим целям.

3. Цели, выражающие направленность всей уголовнопроцессуальной деятельности (т. е. конкретные цели уголовного судопроизводства, о которых уже сказано выше) п цели функциональные.

Установленный законом порядок уголовно-процессуальной деятельности π соответствующая ему система правоотношений находят свое выражение не только в делении уголовного процесса на стаднії п в их строгой последовательности, но π в возложении на участников данной деятельности (правоотношений) определенных процессуальных функций, определяемых нормами права п выраженных в соответствующих направленнях уголовно-процессуальной деятельности, специальном назначении п роли ее участников.

Вопрос об уголовно-процессуальных функциях может быть рассмотрен в самых различных аспектах специфики таких функций в отлпчпе, например, от функций профессиональных, должностных π др., анализа соответствующих направлений уголовно-процессуальной деятельности, в которых конкретные функции находят свое проявление, II др.

Небезынтересно заметить, что теория уголовно-процессуальных функций, вызывающая на протяжении многих лет решительные возражения отдельных ученых плп умалчиваемая в правовой литературе, получила ныне почти всеобщее признание.

«Функция» - круг деятельности, назначение, роль; соответственно π уголовно-процессуальная функция - специальное назначение п роль субъектов уголовного судопроизводства, выраженная в процессе реализации в том плп ином конкретном направлении уголовно-процессуальной деятельно- cm. Подчеркивая (применительно к функциям прокурорского надзора), что «социальное назначение» п «деятельность» это две стороны понятия уголовно-процессуальной функции, А. П. Глебов не без оснований утверждает, что в пх диалектическом единстве определяющую роль играет все же социальное назначение, реализуемое в конкретной практической деятельности соответствующих субъектов.

Уголовно-процессуальные функции могут не только следовать одна за другой, но п осуществляться одновременно π во взаимосвязи, причем как в одной, так п в нескольких стадиях процесса. Более того, одновременное сочетание является типичным признаком пх взаимосвязи.

Рассматривая уголовно-процессуальные функции как выраженные в определенных направленнях уголовно-процессуальной деятельности назначение п роль субъектов уголовного судопроизводства, мы тем самым подчеркиваем, что:

1) уголовно-процессуальные функции как роль п назначение субъектов уголовного судопроизводства проявляются в соответствующих направленнях уголовно-процессуальной деятельности, которые π складываются пз реализации специфических полномочий таких субъектов;

2) все уголовно-процессуальные функции имеют правовой характер, предопределяются нормами права п выражаются в относительно устойчивом правовом статусе каждого пз пх носителей;

3) не смешивая п не отождествляя уголовно-процессуальные функции с обязанностями субъектов уголовного судопроизводства, необходимо, тем не менее, понять, что вне осуществления конкретных процессуальных обязанностей (впрочем, как п прав) субъектов уголовного судопроизводства категория «функция» остается лишь идеальной категорией, вне ее реального претворения в жизнь;

4) не только некоторые, а все субъекты уголовно-процессуальных прав π обязанностей являются носителями определенных функций;

5) поскольку соответствующие направлення уголовнопроцессуальной деятельности охватывают не отдельные, а все стаднії уголовного процесса, поскольку п реализация таких функций связана не с одной п не с несколькішп, а со всеми стадиями уголовного судопроизводства;

6) в той мере, в какой противоречит законам логпкп соединение в одних руках процессуально противоположных функций (например, защиты п обвинения), этим законам противоречит π признание, например, функции защиты прп отрицании функции обвинения. Функция защиты утрачивает какой бы то нп было смысл, если в ее основе не лежит защита от обвинения, составляющего суть функции обвинения.

Функциональная система уголовного процесса, как п система функциональных целей, основана на состязательном построении уголовного судопроизводства. Соответственно, нельзя, отрицая состязательность, признавать расчленение уголовно-процессуальной деятельности (соответствующих правоотношений) на функции, пбо это п есть главное, что составляет содержание принципа состязательности.

Состязательное построение уголовного процесса п означает такое распределение функций, прав п обязанностей между различными субъектами уголовного судопроизводства, которое обеспечивает полное, всестороннее π объективное выявление π исследование материалов обвинения п защиты, познание истины, достижение комплекса всех целей уголовного процесса. Состязательное построение уголовного процесса представляет собой конкретное выражение в данной сфере общественной жпзнп одного из важнейших законов дпалек- тики - закона единства и борьбы противоположностей. Разными путями, разными методами обвинение и защита оказывают помощь суду в познании истины, являющейся результатом тщательного анализа - сопоставления и противопоставления материалов обвинения и защиты, доводов «за» и «против».

4. Цели официальные и неофициальные. Специфичность предмета уголовно-процессуального регулирования, как было отмечено выше, сочетается со сложностью, а иногда и с противоречивостью складывающихся здесь общественных отношений.

В той мере, в какой понятие цели связано с понятием интереса, официальным целям борьбы с преступностью, воплощающим интерес всенародного государства, нередко противостоит выраженный в неофициальных целях личный интерес тех или иных субъектов уголовного судопроизводства.

Конечная цель расследования - установление объективной истины по каждому уголовному делу. Такая цель вытекает из общих задач уголовного судопроизводства. В свою очередь конечная цель конкретизируется в виде общей цели - «раскрытие преступления». При этом органы расследования обязаны не просто раскрыть каждое преступление, а раскрыть его быстро и полно. Эти цели могут бытъ достигнуты, если в процессе расследования будет реализовываться цель - «правильное применение закона».

Общие цели расследования. В них входят цели, выведенные из конечных целей и из анализа норм права. Для стадии возбуждения уголовного дела и первоначального этапа предварительного следствия характерны цели, которые можно назвать первоочередными (установление преступного деяния, лица, виновного в его совершении, выяснение иных обстоятельств, связанных с преступлением).

В действующем УПК РФ в отличие от УПК РСФСР нет указаний на быстрое, полное раскрытие преступления. Но это не меняет процесса целеопределения в расследовании. Сущность расследования состоит в установленіи: всех юридически значимых обстоятельств исследуемого события.

Большое значение на первоначальном этапе расследования имеет установление объективной стороны состава преступления - особенно способа его совершения. В практике нередки случаи, когда преступник совершает преступление одним и тем же способом, присущим только ему. Путем анализа ранее совершенных аналогичных преступлений, следователь по «почерку» устанавливает лицо, совершившее данное деяние.

Закон обязывает следователя выяснить обстоятельства, опровергающие обвинение или исключающие производство по делу, либо влекущее его прекращение. Установление таких обстоятельств способствует реализации стоящей перед органами следствия цели - обеспечить всестороннюю π объективную проверку обвинительных выводов. Поэтому правильность формулирования обвинения невозможна без достижения всех первоочередных целей.

Цели второй группы носят функциональный характер, определяя специфику деятельности следователя. Расположение целей по данной классификации не означает последовательности их реализации в указанном порядке, она зависит от конкретной следственной ситуации. Так, например, мотив преступления известен, а кто его совершил, следователь не знает (квартирная кража). Или наоборот - вначале следователю известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, π только при дальнейшем расследовании выясняется мотив совершенного преступления (задержано лицо с автомашиной, принадлежащее другому владельцу, - угон или хищение?). Такие цели, как профилактика преступлений и воспитательное воздействие, реализуются в течение всего предварительного следствия.

Таким образом, оценивая изложенное, полагаем оптимальной следующую классификацию целей расследования:

"б конечная цель расследования и всего уголовного судопроизводства. Это установление истины по уголовному делу; "б общие (стратегические) цели расследования:

Раскрытие преступления;

Установление виновных.

"б частные (тактические) цели:

Цели следственных действий;

Цели иных действий;

Цели тактических операций.

Ввиду социальной и процессуальной значимости основные цели расследования, на наш взгляд должны быть указаны в законе. В ст. 6 УПК РФ должно быть указано о том, что целями расследования являются раскрытие преступлений и изобличение виновных.

1. По происхождению различают:

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пределах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров, по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

  • 2. По форме коллизионной привязки:
    • * односторонние - норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

* двусторонние - норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

  • 3. По характеру содержащегося в норме правила поведения:
    • * императивные - нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору

компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению

участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

* диспозитивные - нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но

предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:

К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

* альтернативные - нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

  • * простые альтернативные - нормы, где все альтернативные привязки равнозначны
  • * сложные альтернативные - нормы, где привязки подчинены основной привязке, которая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.

Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была применена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

Системы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим основные из них.

1. По степени сложности все системы можно разделить на три класса:

- простые динамические ;

- сложные динамические , различающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием внутренних связей, но поддающиеся описанию ;

- очень сложные, не поддающиеся описанию.

2. По степени неопределенности во взаимодействии между собой элементов все системы можно разделить на два класса:

- детерминированные , в которых все элементы взаимодействуют друг с другом точно определенным и предварительно описанным образом;

- вероятностные , в которых характер реакции элементов на возникающие ситуации можно описать лишь с той или иной степенью достоверности.

3. По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные системы.

В централизованной системе решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к появлению:

Во-первых, ситуации, когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений;

Во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные экономические системы.

Распределенная система характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и/или ответственности в согласованных сферах управления деятельностью системы.

«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; права на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.

Недостатками таких систем являются повышенные риски:

Нарушения целостности при «распределении»;

Конфликтов уровней и/или элементов системы.

В настоящее время большинство экономических систем распределенные.



4. По участию человека в принятии и реализации решений выделяютавтоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы.

Применение автоматических систем ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам. Такие системы также применяют для обеспечения безопасности управления и эффективности некоторых быстропротекающих процессов управления, часто при одновременном сохранении за менеджером задач наблюдения и контроля.

Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получилиавтоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины. АСУ - это человеко-машинная (гуманистическая) система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности, а также разработку или выбор вариантов команд управления (действий по достижению желаемого результата), передачу и исполнение команд управления.



По степени автоматизации выделяют экономические системы высокой степени автоматизации, средней и низкой. При исследованиях необходимо учитывать, что наблюдается тенденция повышения степени автоматизации операций менеджера от 10% (слабая автоматизация) до 10-40% (средняя степень автоматизации) и далее до 40-70% (высокая степень автоматизации). Как правило, в АСУ предусматривается и обеспечивается приоритет исполнения команд человека по отношению к командам, вырабатываемым автоматически.

5. По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления.

При программном управлении система выдает управляющие воздействия в соответствии в заложенной в нее заранее программой вне зависимости от складывающейся ситуации. Например, при таком управлении ценообразованием цена товара остается постоянной независимо от уровня спроса.

При адаптивном управлении сигналы вырабатывают в зависимости от уровня определенного «отклика», являющегося «обратной связью». Например, если спрос на товар растет, то при адаптивном управлении цена может быть повышена, а при падении спроса - понижена (с учетом эластичности спроса).Гибкость системы управления предусматривает не только ее адаптацию, но и живучесть.

При ситуационном управлении решения и управляющие воздействия основываются на анализе вариантов с учетом: текущего состояния (например, того же спроса, запаса товара), располагаемых вариантов действий (например: повысить, понизить, не изменять цену), прогноза последствий (например, товар закончится быстрей, чем будет изготовлена и поступит новая партия, или имеются избыточные запасы, затоваривание). При этом открывается возможность учесть особенности конкурентной ситуации.

Принципы социально-этического управления позволяют исключить недопустимое воздействие на нецелевые элементы внешней среды, третьих лиц и др.

6. По признаку охвата ряда смежных областей деятельности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрированные экономические системы.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Например, известны интегрированные системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения. Такая интеграция не есть механическое объединение двух различных систем. Интеграция двух и более АСУ подразумевает возникновение на базе этих систем новой системы, имеющей свои цели и функции. В системе управления ценой интеграция позволит учитывать в цене стоимость разработки, производства и продвижения товара.

7. С точки зрения возможности выработки в процессе управления новых знаний можно выделить ординарные и интеллектуальные экономические системы.

Ординарные системы не создают новых знаний.

Интеллектуальные системы позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления.

Творчество позволяет синтезировать в таких системах новые знания на базе композиции известных. Фундаментальная научная основа интеллектуальных АСУ - обеспечение и использование в различных вариантах и композициях существующих знаний для получения, таким образом, новых знаний, распространения этих знаний на новые области или на более длительный период времени.

8. По признаку рефлекторности. При исследовании экономических систем необходимо учитывать, относится ли эта система к рефлекторным или не относится.

Известно, чторефлекторная система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Термин «рефлекторность» подчеркивает аналогию с рефлексами, существующими у любого организма. Они являются результатом длительного процесса обучения и эволюции. Известно, что в классической теории управления исследуют только рефлекторные системы управления.

Частным случаем рефлекторности является изотонность отображения внешних воздействий.Изотонным называют такое отображение внешнего воздействия системой, ее конструкцией, при котором большему воздействию соответствует большая ответная реакция.

Предположение о рефлекторном характере системы управления позволяет прогнозировать реакции в процессе исследований, поэтому в процессе исследований необходимо:

1)установить пределы рефлекторности реакций;

2) подтвердить или отвергнуть гипотезу о рефлекторном поведении объекта исследования в конкретных условиях.

Соответственно,нерефлекторной будет система, которая может неоднозначно, многовариантно реагировать на одно и то же внешнее воздействие. Нерефлекторность систем управления возникает при:

1) потере стойкости системы или прочности элементов;

2) повреждениях, поражениях, отказах одного или ряда элементов;

3) сильном стрессе человека, являющегося элементом системы управления.

Факт участия индивидуума в управлении делает автоматизированную систему управления нерефлекторной в определенных ситуациях. Это связано с многовариантностью действий человека, особенно трудно прогнозировать поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса. Одним из основных элементов теории нерефлекторных систем считают необходимость более полного учета особенностей субъектов управления, будь то отдельный индивидуум, социальная группа или общественный класс.

Возможны и другие виды экономических систем, их многообразие растет и отражает усложнение экономических отношений. Особенности этих систем, отраженные при их классификации, могут играть решающую роль в выборе методов исследования экономических систем и определять достоверность результата, эффективность и затраты на такие исследований.

Вопросы для самоконтроля

1) Выполните анализ различных определений системы.

2) Раскройте сущность понятия системы.

3) Перечислите основные категории раскрывающие сущность понятия системы.

4) Дайте характеристику понятия структуры системы.

5) Представьте характеристику сетевой структуры системы.

6) Охарактеризуйте иерархическую структуру системы.

7) Перечислите основные характеристики функционирования систем.

8) Назовите четыре группы свойств системы и представьте краткую характеристику свойств.

9) По каким признакам осуществляется классификация систем?

10) Дайте определение автоматизированной системы управления.

11) В чем отличие централизованной и распределенной систем?

12) Представьте характеристику интеллектуальных систем.

13) Раскройте сущность термина рефлекторность.

14) При каких условиях проявляется свойство нерефлекторности системы?