Что является местом реализации товаров работ услуг. Споры, связанные с определением места реализации товаров, работ, услуг

9 Августа, 2013

Российский налоговый курьер, Май 2013

Ольга Альшанцева, эксперт-методолог Intercomp

Елена Рыбникова, внутренний аудитор Intercomp

Наталья Канапухина, ведущий бухгалтер Intercomp

Виктория Кураксина, бухгалтер Intercomp

На практике нередко у компаний возникают трудности, связанные с определением места реализации товаров, работ или услуг. От этого напрямую зависит необходимость уплаты НДС.

Ведь реализация товаров, работ или услуг облагается НДС только в том случае, если она происходит на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ). Статьи 147 и 148 НК РФ устанавливают особый порядок определения места реализации отдельных товаров, работ или услуг. При этом, если специальные нормы отсутствуют, то местом реализации работ или услуг, выполненных или оказанных на территории РФ, признается эта территория (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). Такие выводы, в частности, делает Минфин России в отношении услуг по оценке находящихся на территории РФ основных средств (письмо от 22.06.10 № 03-07-08/183).

Нужно ли облагать стоимость консультационных услуг, оказанных иностранному контрагенту? Начислять ли НДС при реализации товара транзитом через территорию РФ? Эти и другие спорные моменты в зависимости от вида реализуемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги представлены в таблице.

Вид реализуемого товара, работы или услуги

В чем заключается сложность

Официальные разъяснения финансовых органов и позиция судов

Место реализации товаров

Товар, находящийся на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, не отгружается и не транспортируется

Как правило, сложностей при реализации товаров между российскими организациями и предпринимателями не возникает. Спорности появляются в случае, если продавцами выступают лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ

По правилам статьи 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, не отгружается и не транспортируется. Положения этой нормы распространяются также на сделки, продавцами по которым выступают иностранные организации. На это указала ФНС России в письме от 07.11.11 № ЕД-4-3/18476@. Налоговики разъяснили, что иностранная организация, состоящая на налоговом учете в РФ, обязана при продаже земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости, исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС и представить в инспекцию декларацию по этому налогу (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом важно помнить, что для целей главы 21 НК РФ следует руководствоваться пунктом 2 статьи НК РФ, согласно которому иными территориями, находящимся под юрисдикцией РФ, являются территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права (письмо ФНС России от 12.08.11 № АС-4-3/13133@)

В момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ и/или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией

Место реализации товара зависит от территории, на которой такой товар находится в момент начала отгрузки или транспортировки

По мнению Минфина России, основным условием для признания РФ местом реализации товаров, является их изначальное нахождение на территории РФ. Так, в письме от 16.11.11 № 03-07-08/320 рассмотрена ситуация, когда российская организация передавала российским и иностранным авиакомпаниям алкогольную продукцию, помещенную под таможенную процедуру реэкспорта, для реализации гражданам, выезжающим за пределы страны, на бортах воздушных судов, осуществляющих международные перевозки. Финансовое ведомство указало, что местом реализации таких товаров признается РФ, поскольку они переданы на именно территории РФ.

При этом следует помнить, что реализация товара, который ранее был вывезен с территории РФ в таможенном режиме экспорта, НДС не облагается. Поскольку в этом случае местом реализации товара территория РФ не признается (письма Минфина России от 25.09.12 № 03-07-08/278 и от 31.10.11 № 03-07-08/300)

Реализуется товар, находящийся вне территории РФ

По общему правилу реализация товаров за пределами территории РФ НДС не облагается (ст. 147 НК РФ). Однако факт такой реализации необходимо документально подтвердить. Кодекс не содержит перечня документов, подтверждающих реализацию товаров за пределами территории РФ

По мнению Минфина России, в этом случае применяются положения пункта 4 статьи 148 НК РФ, в котором содержатся требования к пакету документов, подтверждающих место реализации работ или услуг (письмо от 16.05.05 № 03-04-08/119). Аналогичной точки зрения придерживается ФНС России в письме от 17.10.12 № ЕД-4-3/17589@

В постановлении от 30.05.07 № А48-3215/06-15 ФАС Центрального округа указал, что, учитывая сходный характер правоотношений, регулируемых статьями 147 и 148 НК РФ, подтвердить место реализации товаров может заключенный сторонами контракт, а также транспортные и товаросопроводительные документы (оставлено в силе определением ВАС РФ от 06.12.07 № 12033/07)

Товар приобретается в одном государстве, а реализуется в другом или следует через территорию РФ транзитом

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации только на территории РФ. Если таможенное оформление ввоза и вывоза товара на таможенную территорию РФ не осуществлялось, то территория РФ не является местом реализации товара. Следовательно, при реализации такого товара на территории иностранного государства у организации не возникнет объект обложения НДС

Особенности исчисления НДС при перемещении через таможенную границу РФ товаров, помещенных под тот или иной таможенный режим, предусмотрены в статье 151 НК РФ. Так, если в соответствии с договором на поставку товаров из одного иностранного государства в другое товары проследуют через территорию РФ в режиме международного таможенного транзита, НДС не уплачивается (подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, письма Минфина России от 12.10.12 № 03-07-13/01-49 и от 10.10.08 № 03-07-08/231).

Отсутствует объект обложения НДС и в том случае, если товар, приобретенный на территории иностранного государства, реализуется за пределами территории РФ без ввоза на такую территорию. На это указал Минфин России в письмах от 16.04.12 № 03-07-08/10, от 02.09.11 № 03-07-08/275 и от 25.09.12 № 03-07-08/278. Ведь в соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товара считается территория РФ в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ

Реализуется товар, вывезенный с территории РФ в таможенном режиме временного вывоза с последующим изменением на таможенный режим экспорта

В случае изменения таможенного режима возникают сложности в отношении правомерности применения ставки НДС 0%

Статья 256 Таможенного кодекса РФ позволяет по заявлению декларанта изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта. Следовательно, при реализации товаров, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме временного вывоза с последующим изменением такого режима на режим экспорта, компания вправе в соответствии с подпунктом 1 пункте 1 статьи 164 НК РФ применить нулевую ставку НДС. Главное - представить в налоговый орган подтверждающие документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ (письма Минфина России от 25.04.08 № 03-07-08/99 и от 26.12.07 № 03-07-15/208).

Такое мнение поддерживают и суды (постановления ФАС Центрального от 10.10.08 № А48-502/08-14 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 12.02.09 №772/09) и Северо-Западного от 08.07.08 № А56-52216/2007 округов).

Место реализации работ и услуг

Работы и услуги связаны с недвижимым имуществом (строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и пр.)

Обязанность исчислить и уплатить НДС зависит от места нахождения недвижимого имущества

По общему правилу НДС облагаются работы и услуги, связанные с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Финансовое ведомство подтверждает, что не признаются реализованными на территории РФ работы и услуги в отношении недвижимости, которая находится за пределами территории РФ. Такие выводы Минфин России делает, в частности, в отношении выполнения:

Российской организацией строительно-монтажных работ на территории архипелага Шпицберген, в том числе для российских организаций (письмо от 26.10.11 № 03-07-08/296);

Российской организацией сейсморазведочных работ на участке недр, находящемся на территории Туркменского сектора Каспийского моря (письмо от 22.07.11 № 03-07-08/23).

Работы и услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания (монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание и др.)

Критерием для определения места выполнения таких работ и услуг является место нахождения движимого имущества

Местом реализации работ и услуг признается территория РФ, если такие работы и услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ. Если такое имущество находится за пределами территории РФ, то связанные с ним работы и услуги не являются объектом обложения НДС. Это правило распространяется также на воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания.

Так, не облагаются НДС работы по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 16.11.11 № 03-07-08/319). В частности, аналогичные выводы финансовое ведомство делает в отношении работ:

– по сервисному техническому обслуживанию и продлению срока технической пригодности вооружения кораблей, временно дислоцируемых на территории Украины (письмо от 02.11.12 № 03-07-08/310);

– диагностике и ремонту производственного оборудования и транспортных средств, вывезенных на территорию этого государства (письма от 17.08.12 № 03-07-08/252, от 03.09.12 № 03-07-15/119 и от 16.11.11 № 03-07-08/319);

– хранению движимого имущества за пределами территории РФ (письмо от 04.02.10 № 03-07-08/30);

– осмотру водного транспортного средства (морского судна и судна внутреннего плавания), находящегося в территориальных водах иностранного государства (письмо от 13.10.09 № 03-07-08/203);

пусконаладочных работ, связанных с движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ (письмо от 10.08.2009 № 03-07-08/179)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ такие услуги облагаются НДС, если они оказаны на территории РФ. Однако НК РФ не содержит описания конкретных услуг. Таким образом, возникают споры при отнесении оказываемых услуг к услугам, поименованным в указанной норме

Чтобы снизить риски возникновения претензий контролеров к виду оказываемых услуг, компаниям необходимо четко сформулировать предмет договора и подробно описать не только сами услуги, но и их цели.

Так, в письме от 18.09.12 № 03-07-08/269 Минфин России указал, что место реализации услуг по организации выставки зависит от целей проведения такой выставки. Если выставка проводится в сфере искусства и культуры, то местом реализации таких услуг будет территория РФ. А при организации выставки в рекламных целях объект обложения НДС отсутствует (письмо Минфина России от 01.02.12 № 03-07-08/21).

Не содержит НК РФ и перечня образовательных услуг. По мнению финансового ведомства, если эти услуги оказываются вне территории РФ, то местом их реализации территория РФ не признается (письмо от 19.05.10 № 03-07-08/151). Аналогичные выводы Минфин России делают в отношении услуг по обучению:

– российских специалистов эксплуатации летательных аппаратов (письмо от 05.08.09 № 03-07-08/173);

– эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования (письма от 05.12.11 № 03-07-08/342 и от 02.09.11 № 03-07-08/273)

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ место реализации указанных работ и услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя этих работ. Соответственно основной критерий для определения места оказания таких услуг - признается ли территория РФ местом деятельности покупателя. Наибольшее количество споров связано с оказанием консультационных, юридических, рекламных, маркетинговых услуг и услуг по предоставлению персонала

Столичные налоговики подтверждают, что местом реализации работ и услуг не признается территория РФ, если покупатель таких работ и услуг не осуществляет деятельность на ее территории. В частности, в письме от 18.10.10 № 16-15/108863@ рассмотрен порядок обложения НДС операций по оказанию услуг по обработке информации.

Кроме того, финансовое ведомство указывает, что при определении вида отдельных услуг следует руководствоваться в том числе гражданским законодательством. В частности, в письмах от 01.02.12 № 03-07-08/2 и от 17.06.09 № 03-07-08/135, для отнесения услуг к рекламным, Минфин России ссылается на положения статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ "О рекламе".

Так, по месту нахождения покупателя определяется место оказания следующих работ и услуг:

– передача иностранным организациям прав на использование программ для ЭВМ (письмо Минфина России от 03.08.12 № 03-07-08/233);

– расчет заработной платы (письмо Минфина России от 24.07.12 № 03-07-08/213);

– бухгалтерские и консультационные услуги (письмо Минфина России от 16.04.12 № 03-07-08/106);

– предоставление персонала, в частности, аутсорсинговые услуги в сфере бухучета (письма Минфина России от 17.10.11 № 03-07-08/290 и от 03.06.10 № 03-07-08/165);

– маркетинговые услуги и услуги по обработке информации (письма Минфина России от 17.12.10 № 03-07-08/367 и от 03.09.10 № 03-07-08/255);

– передача прав на товарный знак (письмо Минфина России от 05.10.10 № 03-07-08/278);

– инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов, предпроектные и проектные услуги (письмо Минфина России от 14.12.11 № 03-07-08/350). Однако если организация, оказывающая инжиниринговые услуги, одновременно является исполнителем работ по строительству недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, то местом реализации услуг РФ не признается. Следовательно, данные услуги НДС не облагаются (письмо Минфина России от 19.10.11 № 03-07-08/292);

– консалтинговые услуги. Несмотря на то, что такие услуги не поименованы в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, ФАС Центрального округа указал, что место реализации таких услуг определяется аналогично месту реализации консультационных услуг, поскольку эти услуги тождественны (постановления от 19.02.10 № А36-3591/2009 и от 15.01.10 № А36-2392/2009)

Покупателем консультационных, юридических, рекламных и иных подобных услуг выступает иностранная организация

Спорности возникают в том случае, если иностранная организация – покупатель услуг, имеет постоянное представительство на территории РФ

Если заказчиком указанных работ или услуг является иностранная компания, не имеющая постоянного представительства на территории РФ, то объекта обложения НДС не возникает. В частности, такие выводы Минфин России сделал в письме от 07.12.10 № 03-07-08/358 в отношении сюрвейерских услуг (по осуществлению сбора, обобщению и систематизации информационных массивов и представлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации).

Если же у покупателя (иностранной организации) есть постоянное представительство на территории РФ, важно определить, кто является пользователем услуг - такое представительство или сама головная организация.

Кроме того, финансовое ведомство в письмах от 29.01.10 № 03-07-08/21 и от 20.01.09 № 03-07-08/05 указало, что если услуги оказываются непосредственно головной организации, то объект обложения НДС не возникает. Если же услуги оказаны российскому представительству иностранной организации, то местом их реализации признается территория РФ (письмо Минфина РФ от 20.11.12 № 03-07-08/325). Подтверждает это и ФАС Московского округа в постановлении от 10.07.12 № А40-82827/11-129-357

Услуги по перевозке и транспортировке, услуги по предоставлению во фрахт воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, используемых для перевозок товаров и пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом

Местом оказания таких услуг признается пункт отправления (назначения). При этом зачастую споры возникают, если исполнителем выступают иностранные перевозчики

Долгое время Минфин России придерживался позиции, согласно которой местом реализации услуг по транспортировке и перевозке не признается территория РФ (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ), если такие услуги оказывает иностранная организация (письма от 24.05.06 № 03-04-08/10 и от 26.06.06 № 03-04-08/129).

Однако Федеральный закон от 19.07.11 № 245-ФЗ внес поправки в статью 148 НК РФ, согласно которым порядок определения места оказания услуг по перевозке не зависит то того, российские или иностранные лица оказывают такие услуги. Важно учитывать пункт отправления и назначения.

Так, местом реализации услуги не признается территория РФ, если:

– груз перевозится по территории иностранного государства до границы РФ (письмо Минфина России от 29.03.07 № 03-07-08/54);

– станции отправления и назначения находятся за пределами территории РФ (письма Минфина России от 03.11.11 № 03-07-08/307 и от 13.09.11 № 03-07-08/278);

российская компания предоставляет иностранному контрагенту для перевозки грузов воздушный транспорт (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.12.09 № Ф03-6718/2009, оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.03.10 № ВАС-1927/10).

По месту нахождения пункта отправления (назначения) определяется также место оказания услуг, связанных с перевозкой. В частности, такие выводы Минфин России сделал в письме от 03.12.12 № 03-07-08/335 в отношении транспортно-экспедиционных услуг

Работы или услуги, которые оказываются по месту деятельности исполнителя, кроме перечисленных в подпунктах 1-4.1 и 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ (ведение реестра ценных бумаг, сертификация продукции, посреднические услуги)

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ установлено, что местом оказания таких работ и услуг признается место деятельности организации или предпринимателя, которые их выполняют. При этом наибольшее количество споров возникает при реализации посреднических услуг в рамках агентского договора или при оказании услуг для иностранного заказчика

Лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если оно фактически присутствует на этой территории на основании государственной регистрации. При отсутствии такой регистрации место осуществления деятельности определяется на основании сведений, указанных в учредительных документах (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Соответственно если исполнитель работы или услуги осуществляет деятельность на территории РФ, то по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ у него возникнет объект обложения НДС. Такие выводы Минфин России делает, в частности, в отношении:

– услуг посредника (письма от 02.12.11 № 03-07-08/339 и от 31.12.09 № 03-07-08/280). При этом налог уплачивается с суммы посреднического вознаграждения;

– дизайнерских услуг (письмо от 31.07.12 № 03-07-08/223);

– поиска клиентов (письмо от 31.07.12 № 03-07-08/222);

– выдачи поручительства (письмо от 12.03.10 № 03-07-08/66);

– перевода технической документации (письмо от 06.10.08 № 03-07-08/225);

– ведения реестра владельцев ценных бумаг, внесения записи в реестр и предоставления выписок из него (письмо от 15.02.10 № 03.07.08/37);

– сертификации продукции (письма от 24.05.11 № 03-07-08/155 и от 19.11.10 № 03-07-08/316);

– брокерских услуг (п.2 письма от 27.04.10 № 03-03-06/2/82)

Работы и услуги вспомогательного характера

Как правило, споры возникают в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов работ и услуг. При этом невозможно точно определить, какие работы квалифицируются в качестве основных, а какие - как вспомогательные

По мнению финансового ведомства, если реализация работ или услуг носит вспомогательный характер по отношению к основным работам или услугам, местом осуществления такой вспомогательной реализации будет место реализации основных работ или услуг. Ведь выполнение основных работ или услуг невозможно без осуществления вспомогательных работ или услуг (письмо от 17.09.10 № 03-03-06/4/88).

При этом к вспомогательным работам Минфин России относит:

Работы и услуги по строительству, охране и уборке выставочных стендов, размещению информации об участнике выставки (по отношению к услугам по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок) - письмо от 14.10.09 № 03-07-08/205;

Работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Что это за работы (услуги)? Какие сложности возникают на практике при применении данной нормы? Об этом вы узнаете из статьи.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по выполнению работ (оказанию услуг) на территории РФ. Условия, при соблюдении которых работы (услуги) считаются выполненными (оказанными) на территории нашей страны, названы в ст. 148 НК РФ. Отметим, что в данной статье место реализации работ (услуг) определяется в зависимости от места:

а) деятельности лица, которое их выполняет

б) нахождения имущества, в отношении которого они оказываются

в) выполнения работ (оказания услуг)

г) нахождения пункта отправления (назначения)

д) нахождения покупателя этих работ (услуг).

Работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Когда место реализации работ (услуг) = место нахождения покупателя...

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Положение указанной нормы применяется:

  • при передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;
  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР;
  • при предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • при оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

К сведению. Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как следует из разъяснений Минфина России (Письмо от 02.09.2011 N 03-07-08/272), в отношении работ (услуг), место реализации которых определяется по месту нахождения продавца или покупателя услуг, нормы ст. 148 НК РФ применяются в случае, если налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), и налогоплательщик, их приобретающий, осуществляют деятельность на территории разных государств. Услуги, оказываемые одной российской организацией по договору с другой российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке <1>.

Иными словами, если российская организация оказывает иностранной компании, не имеющей в России постоянного представительства, услуги, прямо поименованные в указанном перечне, то реализация данных услуг не облагается НДС (как услуга, местом реализации которой не признается территория РФ).

И наоборот, когда российская организация получает работу (услугу) из этого перечня от иностранца, возникает объект обложения НДС. Если иностранное лицо не стоит на учете в налоговой инспекции РФ, то российская организация - покупатель выступает налоговым агентом на основании п. 1 ст. 161 НК РФ.

К сведению . Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Сложности с выбором пункта статьи 148 НК РФ

Разными пунктами ст. 148 НК РФ установлены разные критерии для определения места реализации работ (услуг). Нередко на практике достаточно трудно сделать выбор, какую норму данной статьи выбрать в той или иной ситуации. Что здесь имеется в виду, поясним на примерах из арбитражной практики.

Начнем с Постановления ФАС ПО от 29.11.2011 N А65-31/2011. Организация выполняла для юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, технологические и геофизические исследования на скважинах, а также обрабатывала сейсмические данные за пределами территории РФ (в Узбекистане). Организация посчитала, что раз выполняемые ею работы являются технологическими этапами строительства поисковой скважины, то в данном случае подлежит применению пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. В соответствии с этой нормой местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, к которым среди прочего относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные работы. Соответственно, НДС организация не начисляла. Налоговая инспекция не согласилась с такой позицией, обратилась в суд и выиграла спор. Суд исходил из того, что информация - самостоятельный объект гражданских прав и может быть предметом договора купли-продажи. Следовательно, приобретение информации является не услугой, связанной непосредственно с объектом недвижимости, а услугой, направленной на приобретение самостоятельного объекта гражданских прав - информации, и согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации этих услуг признается РФ.

Итак, камнем преткновения на практике становится вопрос о том, какую норму ст. 148 НК РФ применять, если работы (услуги) имеют какое-то отношение к объекту недвижимости, расположенному на территории иностранного государства.

Полагаем, что подсказкой может служить вывод, который сделал ФАС МО в Постановлении от 23.01.2012 N А40-30857/11-75-123. Суть дела заключалась в следующем. Организация являлась получателем услуг по изучению недр при поисках нефти и газа, сбору информации о геологическом строении недр в морской акватории, обработке и интерпретации полученных данных. Налоговая инспекция посчитала, что услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, а значит, на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается местом реализации этих услуг. На таком основании налогоплательщику было отказано в вычете и возмещении НДС. Признавая действия налоговиков неправомерными, судьи пришли к выводу, что предметом спорных договоров являлось оказание информационных услуг и услуги по сбору информации, которые не изменяют каким-либо образом объект недвижимости, поэтому положения указанной нормы использоваться не могут. Полученные услуги поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, и для них предусмотрено правило, по которому место их реализации определяется местом нахождения покупателя услуг.

Консультационные и другие услуги

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ перечислены несколько видов услуг, обложение НДС которых зависит от местонахождения их получателя. Это консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также услуги при проведении НИОКР.

Сложности применения этой нормы заключаются в том, что порой довольно трудно правильно квалифицировать те или иные услуги.

Опираясь на разъяснения контролирующих органов и арбитражную практику, рассмотрим различные ситуации, с которыми на практике могут столкнуться налогоплательщики.

При отнесении услуг к рекламным Минфин России в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 рекомендует руководствоваться нормами Закона о рекламе <2>, где дано определение этого понятия, указано, что является объектом рекламирования и кто такие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Как правило, затруднения (судя по ежегодным вопросам Минфину) возникают при реализации услуг по организации рекламных выставок, которые прямо не поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Опираясь на ст. 3 Закона о рекламе, чиновники финансового ведомства пришли к выводу, что услуги по организации выставки на территории РФ с целью рекламирования продукции нужно относить к категории рекламных услуг. Из чего следует, что такие услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории РФ не являются <3> (см. Письма от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 17.06.2009 N 03-07-08/135).

Маркетинговые услуги

В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "маркетинговые услуги". Федеральная налоговая служба, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, предлагает в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым относить услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" ОКВЭД <5> (см. Письмо от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ <6>).

Подгруппа 74.13.1 носит название "Исследование конъюнктуры рынка", что, в частности, предполагает изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычек потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.

Ценность этого Письма, на наш взгляд, заключается в том, что в нем подробно расписаны процедуры, под которыми предполагается такая услуга, как исследование рынка. Если налогоплательщик в договоре на оказание маркетинговых услуг отразит одну или несколько процедур из этого списка, то в случае налоговых споров это значительно снизит его налоговые риски.

Итак, согласно Письму исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: определение размера и характера рынка; расчет реальной и потенциальной емкости рынка; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; определение степени насыщенности рынка и т.д.; сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам; исследование мощности торговой сети, обслуживающей данный рынок; наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.; анализ внешних факторов развития рынка.

Инжиниринговые услуги

Согласно абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Несмотря на наличие довольно четкого определения, чем не всегда богат Налоговый кодекс, в арбитражной практике немало примеров, где услуги, обозначенные в договоре как инжиниринговые, налоговики не хотят признавать таковыми.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 12.10.2010 N А56-92435/2009 рассматривалась следующая ситуация. Российская организация заключила с иностранным партнером соглашение, по условиям которого на нее возлагалась обязанность по проведению оценки систем менеджмента клиента с целью установления ее соответствия приведенным в договоре стандартам оценки.

Соглашением было предусмотрено, что в случае положительной оценки существующих систем выдается сертификат одобрения. Именно факт его выдачи позволил налоговой инспекции сделать вывод, что организация осуществляла услуги по сертификации, которые не предусмотрены пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, а значит, местом деятельности организации в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ является территория РФ и реализация данных услуг подлежит обложению НДС по ставке 18%.

Арбитры сочли, что указание в актах приемки-сдачи работ на оказание услуг по сертификации систем клиентов не изменяет правовую природу фактически оказанных налогоплательщиком услуг, так как представленные в материалы дела документы не подтверждают его право сертифицировать тот или иной вид деятельности.

Поскольку основной объем работы налогоплательщика касался именно анализа и оценки систем менеджмента, судьи установили, что в данном случае налогоплательщик осуществлял деятельность по оказанию консультационно-инжиниринговых услуг, а не услуг по сертификации. Последующее получение контрагентами заявителя необходимых сертификатов следует рассматривать в качестве результата предоставленных услуг.

В итоге судьи сделали вывод, что РФ не является местом реализации услуг, оказанных организацией, поскольку покупатели спорных услуг осуществляют деятельность за пределами территории РФ. В связи с этим реализация спорных услуг не признается объектом обложения НДС.

Несколько видов услуг в рамках одного договора

Как правило, организации, заключая договор, стремятся более подробно описать предмет договора. Особенно если контрагентом выступает зарубежный партнер. Поэтому нередко в "консультационных" договорах можно встретить несколько видов услуг. Что из этого может получиться? Выясним на примере налогового спора, который рассматривался в Постановлении ФАС МО от 30.05.2012 N А40-83131/11-90-358.

Суть дела заключалась в следующем. Российская организация (исполнитель) заключила договоры с иностранной компанией на оказание услуг по финансовому и управленческому консалтингу и мониторингу, по хранению, обработке информации и внедрению систем управления, по исследованию рынка, инженерно-консультационных услуг. Впоследствии были подписаны допсоглашения, в соответствии с которыми вид оказываемых услуг определен как "консультационные услуги в области технической политики и внедрения систем управления". Срок действия допсоглашений распространен на весь срок действия соответствующих договоров.

Организация, посчитав возможным применение в данной ситуации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не стала начислять НДС со стоимости оказанных услуг, ведь их покупатель осуществляет деятельность не на территории РФ.

Тем не менее налоговый орган доначислил организации НДС на стоимость услуг по хранению информации и внедрению систем управления, ссылаясь на то, что они не подлежат освобождению от уплаты НДС, поскольку не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Однако судьи поддержали налогоплательщика, установив, что спорные услуги оказывались иностранным организациям в рамках консультационных услуг, неотделимы от указанных услуг, а их исполнение или неисполнение неизбежно скажется на качестве и объеме консультационных услуг. Услуги, оказанные в рамках заключенных договоров, не могут рассматриваться каждая в отдельности, поскольку это нарушает суть и структуру отношений между сторонами сделки.

В данном случае налогоплательщику удалось выиграть спор. Однако отметим, что в другой конкретной ситуации дело может принять иной оборот.

Во избежание налоговых рисков некоторые налогоплательщики устанавливают предмет договора в четком соответствии с перечнем, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, например пишут обобщенно "консультационные услуги".

А если необходимо перечисление всех видов работ (услуг) и при этом некоторые работы (услуги) отсутствуют в перечне? Должен ли налогоплательщик обозначить их стоимость отдельно и начислить НДС? Полагаем, что это не обязательно. Ведь в п. 3 ст. 148 НК РФ говорится: если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). И здесь, на наш взгляд, главное, чтобы из договора на выполнение работ (оказание услуг) четко было видно, какие работы (услуги) основные, а какие вспомогательные.

Спорная ситуация, как показывает арбитражная практика, может возникнуть при выполнении в рамках одного договора двух видов работ (услуг), порядок налогообложения которых регулируется разными нормами ст. 148 НК РФ. Например, поводом для налогового спора, разбиравшегося в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 N 09АП-29881/2013, послужила следующая ситуация.

Две российские организации заключили договор подряда на монтажные работы, связанные с недвижимым имуществом, и на авторский надзор. При этом работы выполнялись на территории иностранного государства.

Организация-исполнитель посчитала, что авторский надзор носит вспомогательный характер по отношению к монтажным работам, а значит, в соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ местом реализации работ по авторскому надзору признается место реализации работ по монтажу (территория иностранного государства). Таким образом, организация по обоим видам работ НДС не начисляла.

Налоговая инспекция не согласилась с этим подходом. Опираясь на постановления Росстата, она сочла, что работы по авторскому надзору не что иное, как инжиниринговые услуги. Отсюда был сделан вывод, что это два самостоятельных, независимых друг от друга вида работ: один из них непосредственно связан с недвижимым имуществом, а значит, к нему применимы нормы пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, другой поименован в перечне пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. То есть в отношении первого вида работ местом реализации считается место фактического нахождения имущества (иностранное государство), в отношении второго - место деятельности исполнителя (территория РФ). Таким образом, по мнению налогового органа, работы по авторскому надзору подлежат обложению НДС по ставке 18%.

Организации пришлось прибегнуть к выдержкам из ГрК РФ, различных федеральных законов, отраслевых стандартов, чтобы доказать, что авторский надзор - это осуществляемый исполнителем контроль за правильностью выполнения работ, регламентированных технической документацией, решение технических вопросов на месте ведения работ, внесение необходимых корректировок в техническую документацию. Для подтверждения всех выполненных работ организация представила документы, конкретизирующие перечень проводимых работ (оказанных услуг).

Судьи поддержали налогоплательщика, который сумел доказать, что авторский надзор и монтаж являются взаимозависимыми и отдельно производиться не могут. (То есть суд фактически признал, что налогоплательщик правомерно применил нормы пп. 1 п. 1.1 и п. 3 ст. 148 НК РФ.)

Отметим, что данное Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда было оставлено без изменения вышестоящей инстанцией - см. Постановление ФАС МО от 25.12.2013 N А40-23628/13-39-79. Арбитры, процитировав определение инжиниринговых услуг, данное в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, отметили, что авторский надзор не предполагает ничего из перечисленного. Речь идет о контроле за строительством зданий и сооружений с их инженерными сетями и сооружениями и не относится к порядку подготовки проектной документации. Авторский надзор, осуществлявшийся заявителем, касался именно надзора за строительством объектов недвижимого имущества, что подтверждается условиями самих договоров и актами выполненных работ (оказанных услуг). Поэтому работы по договорам нельзя отнести к инжиниринговым работам.

Разрешение вопроса, подлежит та или иная операция по реализации работы или услуги включению в объект обложения НДС или же она должна быть освобождена от обложения, зависит от определения места реализации работы или услуги, что предполагает оценку фактических обстоятельств конкретной ситуации. Как видим, важное значение имеет правильная квалификация работы (услуги), ведь это напрямую влияет на то, какая норма ст. 148 НК РФ должна применяться в том или ином случае.

__________________________________________________________________

<1> Хотя нередко в судебной практике можно встретить примеры, где налоговики или налогоплательщики применяют положения ст. 148 НК РФ и в случаях, когда договор заключен между российскими организациями, а работы (услуги) исполняются на территории иностранного государства.

<2> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

<3> Что касается выставок в сфере культуры и искусства, то в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту фактического проведения выставок (Письмо Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692).

<4> Лица, осуществляющие полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

<5> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

<6> Согласовано с Минфином России Письмом от 07.02.2006 N 03-04-15/21.

Follow Alinga

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по выполнению работ (оказанию услуг) на территории РФ. Условия, при соблюдении которых работы (услуги) считаются выполненными (оказанными) на территории нашей страны, названы в ст. 148 НК РФ. Отметим, что в данной статье место реализации работ (услуг) определяется в зависимости от места: а) деятельности лица, которое их выполняет, б) нахождения имущества, в отношении которого они оказываются, в) выполнения работ (оказания услуг), г) нахождения пункта отправления (назначения), д) нахождения покупателя этих работ (услуг).
Работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Что это за работы (услуги)? Какие сложности возникают на практике при применении данной нормы? Об этом вы узнаете из статьи.

Когда место реализации работ (услуг) = место нахождения покупателя...

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Положение указанной нормы применяется:

  • при передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;
  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР;
  • при предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • при оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

К сведению. Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как следует из разъяснений Минфина России (Письмо от 02.09.2011 N 03-07-08/272), в отношении работ (услуг), место реализации которых определяется по месту нахождения продавца или покупателя услуг, нормы ст. 148 НК РФ применяются в случае, если налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), и налогоплательщик, их приобретающий, осуществляют деятельность на территории разных государств. Услуги, оказываемые одной российской организацией по договору с другой российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Примечание. Хотя нередко в судебной практике можно встретить примеры, где налоговики или налогоплательщики применяют положения ст. 148 НК РФ и в случаях, когда договор заключен между российскими организациями, а работы (услуги) исполняются на территории иностранного государства.

Иными словами, если российская организация оказывает иностранной компании, не имеющей в России постоянного представительства, услуги, прямо поименованные в указанном перечне, то реализация данных услуг не облагается НДС (как услуга, местом реализации которой не признается территория РФ).
И наоборот, когда российская организация получает работу (услугу) из этого перечня от иностранца, возникает объект обложения НДС. Если иностранное лицо не стоит на учете в налоговой инспекции РФ, то российская организация - покупатель выступает налоговым агентом на основании п. 1 ст. 161 НК РФ.

К сведению. Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Сложности с выбором пункта статьи 148 НК РФ

Разными пунктами ст. 148 НК РФ установлены разные критерии для определения места реализации работ (услуг). Нередко на практике достаточно трудно сделать выбор, какую норму данной статьи выбрать в той или иной ситуации. Что здесь имеется в виду, поясним на примерах из арбитражной практики.

Начнем с Постановления ФАС ПО от 29.11.2011 N А65-31/2011. Организация выполняла для юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, технологические и геофизические исследования на скважинах, а также обрабатывала сейсмические данные за пределами территории РФ (в Узбекистане). Организация посчитала, что раз выполняемые ею работы являются технологическими этапами строительства поисковой скважины, то в данном случае подлежит применению пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. В соответствии с этой нормой местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, к которым среди прочего относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные работы. Соответственно, НДС организация не начисляла. Налоговая инспекция не согласилась с такой позицией, обратилась в суд и выиграла спор. Суд исходил из того, что информация - самостоятельный объект гражданских прав и может быть предметом договора купли-продажи. Следовательно, приобретение информации является не услугой, связанной непосредственно с объектом недвижимости, а услугой, направленной на приобретение самостоятельного объекта гражданских прав - информации, и согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации этих услуг признается РФ.

Итак, камнем преткновения на практике становится вопрос о том, какую норму ст. 148 НК РФ применять, если работы (услуги) имеют какое-то отношение к объекту недвижимости, расположенному на территории иностранного государства.

Полагаем, что подсказкой может служить вывод, который сделал ФАС МО в Постановлении от 23.01.2012 N А40-30857/11-75-123. Суть дела заключалась в следующем. Организация являлась получателем услуг по изучению недр при поисках нефти и газа, сбору информации о геологическом строении недр в морской акватории, обработке и интерпретации полученных данных. Налоговая инспекция посчитала, что услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, а значит, на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается местом реализации этих услуг. На таком основании налогоплательщику было отказано в вычете и возмещении НДС. Признавая действия налоговиков неправомерными, судьи пришли к выводу, что предметом спорных договоров являлось оказание информационных услуг и услуги по сбору информации, которые не изменяют каким-либо образом объект недвижимости , поэтому положения указанной нормы использоваться не могут. Полученные услуги поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, и для них предусмотрено правило, по которому место их реализации определяется местом нахождения покупателя услуг.

Консультационные и другие услуги

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ перечислены несколько видов услуг, обложение НДС которых зависит от местонахождения их получателя. Это консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также услуги при проведении НИОКР.

Сложности применения этой нормы заключаются в том, что порой довольно трудно правильно квалифицировать те или иные услуги.

Опираясь на разъяснения контролирующих органов и арбитражную практику, рассмотрим различные ситуации, с которыми на практике могут столкнуться налогоплательщики.

Рекламные услуги

При отнесении услуг к рекламным Минфин России в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 рекомендует руководствоваться нормами Закона о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"), где дано определение этого понятия, указано, что является объектом рекламирования и кто такие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Как правило, затруднения (судя по ежегодным вопросам Минфину) возникают при реализации услуг по организации рекламных выставок, которые прямо не поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Опираясь на ст. 3 Закона о рекламе, чиновники финансового ведомства пришли к выводу, что услуги по организации выставки на территории РФ с целью рекламирования продукции нужно относить к категории рекламных услуг. Из чего следует, что такие услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории РФ не являются (см. Письма от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 17.06.2009 N 03-07-08/135).

Примечание. Что касается выставок в сфере культуры и искусства, то в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту фактического проведения выставок (Письмо Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692).

Маркетинговые услуги

В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "маркетинговые услуги". Федеральная налоговая служба, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, предлагает в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым относить услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" ОКВЭД (см. Письмо от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ согласовано с Минфином России Письмом от 07.02.2006 N 03-04-15/21).

Примечание. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Подгруппа 74.13.1 носит название "Исследование конъюнктуры рынка", что, в частности, предполагает изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычек потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.

Ценность этого Письма, на наш взгляд, заключается в том, что в нем подробно расписаны процедуры, под которыми предполагается такая услуга, как исследование рынка. Если налогоплательщик в договоре на оказание маркетинговых услуг отразит одну или несколько процедур из этого списка, то в случае налоговых споров это значительно снизит его налоговые риски.

Итак, согласно Письму исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: определение размера и характера рынка; расчет реальной и потенциальной емкости рынка; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; определение степени насыщенности рынка и т.д.; сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам; исследование мощности торговой сети, обслуживающей данный рынок; наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.; анализ внешних факторов развития рынка.

Инжиниринговые услуги

Согласно абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Несмотря на наличие довольно четкого определения, чем не всегда богат Налоговый кодекс, в арбитражной практике немало примеров, где услуги, обозначенные в договоре как инжиниринговые, налоговики не хотят признавать таковыми.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 12.10.2010 N А56-92435/2009 рассматривалась следующая ситуация. Российская организация заключила с иностранным партнером соглашение, по условиям которого на нее возлагалась обязанность по проведению оценки систем менеджмента клиента с целью установления ее соответствия приведенным в договоре стандартам оценки.

Соглашением было предусмотрено, что в случае положительной оценки существующих систем выдается сертификат одобрения. Именно факт его выдачи позволил налоговой инспекции сделать вывод, что организация осуществляла услуги по сертификации, которые не предусмотрены пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, а значит, местом деятельности организации в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ является территория РФ и реализация данных услуг подлежит обложению НДС по ставке 18%.

Арбитры сочли, что указание в актах приемки-сдачи работ на оказание услуг по сертификации систем клиентов не изменяет правовую природу фактически оказанных налогоплательщиком услуг, так как представленные в материалы дела документы не подтверждают его право сертифицировать тот или иной вид деятельности.

Поскольку основной объем работы налогоплательщика касался именно анализа и оценки систем менеджмента, судьи установили, что в данном случае налогоплательщик осуществлял деятельность по оказанию консультационно-инжиниринговых услуг, а не услуг по сертификации. Последующее получение контрагентами заявителя необходимых сертификатов следует рассматривать в качестве результата предоставленных услуг.

В итоге судьи сделали вывод, что РФ не является местом реализации услуг, оказанных организацией, поскольку покупатели спорных услуг осуществляют деятельность за пределами территории РФ. В связи с этим реализация спорных услуг не признается объектом обложения НДС.

Несколько видов услуг в рамках одного договора

Как правило, организации, заключая договор, стремятся более подробно описать предмет договора. Особенно если контрагентом выступает зарубежный партнер. Поэтому нередко в "консультационных" договорах можно встретить несколько видов услуг. Что из этого может получиться? Выясним на примере налогового спора, который рассматривался в Постановлении ФАС МО от 30.05.2012 N А40-83131/11-90-358.

Суть дела заключалась в следующем. Российская организация (исполнитель) заключила договоры с иностранной компанией на оказание услуг по финансовому и управленческому консалтингу и мониторингу, по хранению, обработке информации и внедрению систем управления, по исследованию рынка, инженерно-консультационных услуг. Впоследствии были подписаны допсоглашения, в соответствии с которыми вид оказываемых услуг определен как "консультационные услуги в области технической политики и внедрения систем управления". Срок действия допсоглашений распространен на весь срок действия соответствующих договоров.

Организация, посчитав возможным применение в данной ситуации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не стала начислять НДС со стоимости оказанных услуг, ведь их покупатель осуществляет деятельность не на территории РФ.

Тем не менее налоговый орган доначислил организации НДС на стоимость услуг по хранению информации и внедрению систем управления, ссылаясь на то, что они не подлежат освобождению от уплаты НДС, поскольку не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Однако судьи поддержали налогоплательщика, установив, что спорные услуги оказывались иностранным организациям в рамках консультационных услуг, неотделимы от указанных услуг, а их исполнение или неисполнение неизбежно скажется на качестве и объеме консультационных услуг. Услуги, оказанные в рамках заключенных договоров, не могут рассматриваться каждая в отдельности, поскольку это нарушает суть и структуру отношений между сторонами сделки.

В данном случае налогоплательщику удалось выиграть спор. Однако отметим, что в другой конкретной ситуации дело может принять иной оборот.

Во избежание налоговых рисков некоторые налогоплательщики устанавливают предмет договора в четком соответствии с перечнем, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, например пишут обобщенно "консультационные услуги".

А если необходимо перечисление всех видов работ (услуг) и при этом некоторые работы (услуги) отсутствуют в перечне? Должен ли налогоплательщик обозначить их стоимость отдельно и начислить НДС? Полагаем, что это не обязательно. Ведь в п. 3 ст. 148 НК РФ говорится: если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). И здесь, на наш взгляд, главное, чтобы из договора на выполнение работ (оказание услуг) четко было видно, какие работы (услуги) основные, а какие вспомогательные.

Спорная ситуация, как показывает арбитражная практика, может возникнуть при выполнении в рамках одного договора двух видов работ (услуг), порядок налогообложения которых регулируется разными нормами ст. 148 НК РФ. Например, поводом для налогового спора, разбиравшегося в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 N 09АП-29881/2013, послужила следующая ситуация.

Две российские организации заключили договор подряда на монтажные работы, связанные с недвижимым имуществом, и на авторский надзор. При этом работы выполнялись на территории иностранного государства.

Организация-исполнитель посчитала, что авторский надзор носит вспомогательный характер по отношению к монтажным работам, а значит, в соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ местом реализации работ по авторскому надзору признается место реализации работ по монтажу (территория иностранного государства). Таким образом, организация по обоим видам работ НДС не начисляла.

Налоговая инспекция не согласилась с этим подходом. Опираясь на постановления Росстата, она сочла, что работы по авторскому надзору не что иное, как инжиниринговые услуги. Отсюда был сделан вывод, что это два самостоятельных, независимых друг от друга вида работ: один из них непосредственно связан с недвижимым имуществом, а значит, к нему применимы нормы пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, другой поименован в перечне пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. То есть в отношении первого вида работ местом реализации считается место фактического нахождения имущества (иностранное государство), в отношении второго - место деятельности исполнителя (территория РФ). Таким образом, по мнению налогового органа, работы по авторскому надзору подлежат обложению НДС по ставке 18%.

Организации пришлось прибегнуть к выдержкам из ГрК РФ, различных федеральных законов, отраслевых стандартов, чтобы доказать, что авторский надзор - это осуществляемый исполнителем контроль за правильностью выполнения работ, регламентированных технической документацией, решение технических вопросов на месте ведения работ, внесение необходимых корректировок в техническую документацию. Для подтверждения всех выполненных работ организация представила документы, конкретизирующие перечень проводимых работ (оказанных услуг).

Судьи поддержали налогоплательщика, который сумел доказать, что авторский надзор и монтаж являются взаимозависимыми и отдельно производиться не могут. (То есть суд фактически признал, что налогоплательщик правомерно применил нормы пп. 1 п. 1.1 и п. 3 ст. 148 НК РФ.)

Отметим, что данное Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда было оставлено без изменения вышестоящей инстанцией - см. Постановление ФАС МО от 25.12.2013 N А40-23628/13-39-79. Арбитры, процитировав определение инжиниринговых услуг, данное в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, отметили, что авторский надзор не предполагает ничего из перечисленного. Речь идет о контроле за строительством зданий и сооружений с их инженерными сетями и сооружениями и не относится к порядку подготовки проектной документации. Авторский надзор, осуществлявшийся заявителем, касался именно надзора за строительством объектов недвижимого имущества, что подтверждается условиями самих договоров и актами выполненных работ (оказанных услуг). Поэтому работы по договорам нельзя отнести к инжиниринговым работам.

Разрешение вопроса, подлежит та или иная операция по реализации работы или услуги включению в объект обложения НДС или же она должна быть освобождена от обложения, зависит от определения места реализации работы или услуги, что предполагает оценку фактических обстоятельств конкретной ситуации. Как видим, важное значение имеет правильная квалификация работы (услуги), ведь это напрямую влияет на то, какая норма ст. 148 НК РФ должна применяться в том или ином случае.