Пример заполнения декларации по ндс 0 ставке. Заполняем новую декларацию по ндс по нулевой ставке

ВОПРОС ... Имеет ли право налогоплательщик представить уточненную налоговую декларацию по НДС по ставке 0%, если за указанный налоговый период налоговым органом уже вынесено решение по существу?

Порядок применения и подтверждения налогоплательщиками налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, с 1 января 2001 г. установлен нормами главы 21 НК РФ.

Согласно ст. 165 НК РФ документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации. В соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным п.п. 1-7 п. 1 этой статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.

Суммы, предусмотренные ст. 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.п. 1-6 и 8 п. 1 ст. 164, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164, и документов, предусмотренных ст. 165 (ст. 176 НК РФ). Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164, и документов, предусмотренных ст. 165. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Согласно ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по нормам п.п. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции в порядке, установленном этим пунктом. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.п. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ). Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Таким образом, за налоговый период, в котором налогоплательщиком был представлен полный пакет документов и налоговым органом по итогам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов уже было вынесено решение, представление уточненной налоговой декларации нормами НК РФ не предусмотрено.

Вместе с тем налогоплательщик имеет право представить декларацию по НДС по ставке 0% с полным пакетом документов, относящимся к данной поставке в последующих налоговых периодах, и налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

О. КОНДРАТОВ, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

/Финансовая газета (международный еженедельник), 13.07.2005/

Регламентированный отчет «НДС 0%» предназначен для подготовки декларации по НДС (ставка 0%) по форме, утвержденной Приложением №2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005 г. №31н


После вызова формы декларации из списка «Регламентированные отчеты», в диалоге управления отчетом следует, в первую очередь, указать организацию, для которой будет заполняться отчет.

Порядок заполнения


1. Титульный лист.


2. Сведения о физическом лице (вторая страница титульного листа).


3. Раздел 1 «Раздел 1. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено».


4. Раздел 2 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено».


5. Раздел 3 «Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов».

Особенности заполнения некоторых листов декларации

Титульный лист

Следует указать сведения об организации и сведения о должностных лицах, которые не были заполнены автоматически при открытии отчета. Автоматически заполненные сведения необходимо проверить и, при необходимости, отредактировать.

Сведения о физическом лице (вторая страница декларации)

Заполняется только в отношении должностных лиц, у которых ИНН отсутствует или не указан на титульном листе. Автоматическое заполнение сведений о должностных лицах по данным информационной базы происходит при открытии отчета или при изменении организации на форме декларации.

Разделы декларации

Раздел 1 «Раздел 1. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено»


Строки 390 и 400 заполняются, если по истечении сроков, установленных пунктом 9 статьи 167 и статьей 163 Кодекса, налогоплательщик представил документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов.

Раздел 2 «Раздел 2. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено».


Раздел не является многостраничным документов и в раздел нельзя вставлять дополнительные строки. Необходимо заполнить раздел соблюдая общие правила заполнения декларации.

Раздел 3 «Раздел 3 Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов»

В разделе показывается стоимость товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым предполагается, а также суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, которые включаются в налоговые вычеты.


В раздел 3 декларации по ставке 0 процентов включаются данные по товарам, в отношении которых в течение истекшего налогового периода осуществлялся выпуск региональных таможенных органов в режиме экспорта, припасам, вывозимым в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, товарам, реализуемым в Республику Беларусь, по которым в течение истекшего налогового периода счета-фактуры были зарегистрированы в налоговых органах, и работам (услугам), предусмотренным подпунктами 2 - 3 пункта 1 статьи 164, выполненным (оказанным) в течение истекшего налогового периода.


В строке 010 указывается код операции в соответствии с приложением №3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденному приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 31н.


Для заполнения Раздела 3 по нескольким кодам операций следует создавать дополнительные бланки по разделу с помощью механизма создания дополнительных листов отчета.

Налоговая декларация по НДС в части ставки 0% с учетом Закона N 134-ФЗ (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 21.12.2014

Как известно, нулевая ставка налога, применяемая в том числе при экспорте товаров, дает право плательщику НДС воспользоваться налоговыми вычетами по суммам "входного" налога, относящегося к ресурсам, использованным в нулевых операциях.
Применение вычета по НДС осуществляется посредством подачи в налоговую инспекцию налоговой декларации. Несмотря на то что декларирование осуществляется налогоплательщиком ежеквартально, практика показывает, что заполнение налоговой декларации по НДС в части ставки налога 0% до сих пор вызывает много вопросов. О том, как следует ее заполнять мы, и поговорим далее.

Вначале отметим, что лица, обязанные представлять в налоговую инспекцию декларацию по НДС, перечислены в п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В первую очередь к ним относятся плательщики НДС, которыми, как известно, на основании ст. 143 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели. Кроме того, обязанность по подаче налоговой декларации возникает у налоговых агентов по НДС, а также у лиц, перечисленных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Напомним, что в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет о лицах, которые предъявили своим партнерам сумму налога к уплате, не являясь при этом плательщиками НДС, использующими освобождение от уплаты налога, или же выставили НДС при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению.
По общему правилу, установленному п. 5 ст. 174 НК РФ, декларация по НДС подается в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу того что налоговым периодом по НДС является квартал, следовательно, декларация подается в налоговую инспекцию не позднее 20-го месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2014 г. налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны отчитываться по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота. Такие изменения в п. 5 ст. 174 НК РФ были внесены Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ). При этом срок представления налоговой декларации остался прежним.

Для справки. В силу ст. 80 НК РФ в качестве оператора электронного документооборота может выступать исключительно российская компания, отвечающая требованиям Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Письме ФНС России от 30 сентября 2013 г. N ПА-4-6/17542 "О проведении информационно-разъяснительной кампании".

Таким образом, в силу общего правила, установленного п. 5 ст. 174 НК РФ, за I квартал 2014 г. фирмы и коммерсанты - плательщики НДС отчитываются по НДС уже в электронной форме.
Вместе с тем из данного правила имеется одно исключение, которое касается организаций и индивидуальных предпринимателей, исполняющих обязанности налоговых агентов по НДС и соответствующих следующим условиям:
- не являются плательщиками НДС (то есть работают на спецрежимах) или используют освобождение от уплаты налога;
- не являются крупнейшими налогоплательщиками;
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Для справки. Если налоговым агентом выступает вновь созданная компания, то у нее для выполнения последнего условия используется показатель численности работников.

При выполнении всех вышеуказанных условий налоговый агент, не являющийся плательщиком НДС или использующий освобождение от уплаты налога, может подавать в свою налоговую инспекцию декларацию на бумажном носителе. Как и прежде представлять бумажную отчетность налоговикам налогоплательщику можно лично, через представителя или по почте заказным письмом с описью вложения. В первом и втором случае датой представления налоговой отчетности считается дата ее получения налоговым органом, в последнем - дата отправки почтового отправления.
Особо обращаем ваше внимание на то, что в настоящий момент ст. 119 НК РФ, подправленная Законом N 134-ФЗ, предусматривает прямую ответственность налогового агента за непредставление налоговой декларации налоговикам.
При этом с 1 января 2015 г. указанная категория налоговых агентов также будет отчитываться в электронной форме по ТКС, но только если они будут вести посредническую деятельность, в рамках которой они будут выставлять или получать счета-фактуры.
Причем с 1 января 2015 г. изменится и состав сведений, включаемых в налоговую декларацию по НДС, - в нее будут включаться сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
То есть наряду со сведениями, которые в ней отражаются сейчас, в налоговую отчетность по НДС будет вноситься информация:
- о посреднических операциях, осуществляемых плательщиками НДС и налоговыми агентами;
- о счетах-фактурах, выставленных лицами, перечисленными в п. 5 ст. 173 НК РФ.
Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, должна определить ФНС России.
Напомним, что форма и Порядок заполнения действующей налоговой декларации по НДС утверждены Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ Минфина России N 104н), и пока сведений о том, что она в ближайшее время утратит силу, нет. Значит, пока налоговая декларация по НДС будет подаваться налогоплательщиками по форме, утвержденной Приказом Минфина России N 104н.
В силу того что с 1 января 2014 г. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 33-2005 заменен на новый Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОК 033-2013), в поле "код ОКАТО" действующей формы налоговой декларации по НДС (вплоть до утверждения новой формы отчетности) следует указывать код ОКТМО. На это обращают внимание налоговики в Письме ФНС России от 17 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18585 "О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы".

Обратите внимание! Сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина России по адресу: http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

Заметим, что соответствующие изменения с 1 января 2014 г. внесены и в Формат представления налоговой отчетности по НДС в электронном виде, утвержденный Приказом ФНС России от 31 декабря 2009 г. N ММ-7-6/730@ "Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)". На это указывает Приказ ФНС России от 26 ноября 2013 г. N ММВ-7-6/524@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/730@".
Не забудьте, что налоговая декларация в электронном виде подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП), что следует из ст. 80 НК РФ! Поэтому, несмотря на то что в регламенте заполнения декларации это не учтено, при представлении электронной отчетности по НДС нужно применять именно УКЭП.
Указанная декларация включает в себя всю информацию о суммах налога, начисленных налогоплательщиком за отчетный период, исходя из действующих ставок НДС, в том числе и по "нулевым" операциям. Здесь же отражается и сумма налоговых вычетов по НДС, право на применение которых возникло у налогоплательщика в отчетном периоде.
Следует отметить, что операциям, облагаемым налогом по ставке 0 процентов, в налоговой декларации посвящены три раздела, а именно:
Раздел 4 - "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена";
Раздел 5 - "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)";
Раздел 6 - "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена".
Напоминаем, что с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.).
Однако действующая форма и Порядок заполнения налоговой декларации по НДС учитывает лишь внешнеторговые операции с белорусскими партнерами, которые до момента создания Таможенного союза осуществлялись в соответствии с утратившим силу межправительственным Соглашением Российской Федерации и Белоруссии от 15 сентября 2004 г.
Действующий сегодня порядок исчисления и уплаты налога в рамках Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г. и нормами трех Протоколов, а именно:
- Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол о товарах). Причем нормы Протокола о товарах применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения. Это вытекает из самого Соглашения от 25 января 2008 г. и Протокола о товарах. Такие же разъяснения дает и Минфин России в Письме от 8 сентября 2010 г. N 03-07-08/260;
- Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол о работах (услугах));
- Протоколом от 11 декабря 2009 г. "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Протокол об обмене информацией).
В то же время необходимые изменения в налоговую декларацию по НДС до сих пор не внесены и вряд ли что-то изменится до появления новой формы отчетности.
В связи с этим экспортные операции с Белоруссией и Казахстаном отражаются налогоплательщиками в декларации по НДС в том же порядке, который применялся ранее в отношении операций, осуществляемых с белорусскими контрагентами, но с учетом Соглашения от 25 января 2008 г. и соответствующих Протоколов. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 6 октября 2010 г. N 03-07-15/131 и из Письма ФНС России от 20 октября 2010 г. N ШС-37-3/13778@ "О направлении Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131".
Напомним, что при использовании нулевой ставки налога вычеты сумм "входного" налога, который традиционно именуют экспортным, применяются в особом порядке, согласно которому прежде чем воспользоваться налоговым вычетом по экспортному НДС, налогоплательщик обязан подтвердить правомерность использования налоговой ставки 0%.
Для подтверждения нулевой ставки налога и налоговых вычетов экспортер обязан представить в налоговый орган документы, состав которых определен п. 1 ст. 165 НК РФ.
В общем случае в качестве таких документов у экспортера выступают:
- контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза). Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

Обратите внимание! При реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, в таможенной процедуре экспорта нулевая ставка НДС не применяется, поскольку в данной ситуации отсутствует контракт с иностранным лицом. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 1 октября 2013 г. N 03-07-15/40626. С этим согласна и ФНС России, которая своим Письмом от 17 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18594@ "О налоге на добавленную стоимость" довела данное мнение финансистов до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Единственное исключение касается вывоза товаров (припасов) для использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении такого сырья. В этом случае на нулевую ставку налога может рассчитывать и налогоплательщик, заключивший экспортный контракт с российской стороной, осуществляющей деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения. Наряду с контрактом в этом случае понадобятся еще и копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Отметим, что данное правило введено в ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" и применяется с 1 января 2014 г.;

Таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 165 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС представлять в налоговые органы вместо таможенных деклараций реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о фактически вывезенных товарах с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации или реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта в случае вывоза товаров через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с ФТС России. При этом данной нормой НК РФ утверждение Минфином России формы указанных реестров не предусмотрено, на что указано в Письме Минфина России от 30 октября 2012 г. N 03-07-08/308;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Обращаем ваше внимание на то, что конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров, условий перевозки, вида транспорта и других.
Напоминаем, что с 1 октября 2011 г. для подтверждения нулевой ставки налога не требуется представлять в налоговую инспекцию выписку банка о поступлении экспортной выручки. Такие изменения в ст. 165 НК РФ были внесены Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
В том случае, если товары отгружены на экспорт до указанной даты, применяется прежний порядок документального подтверждения правомерности использования нулевой ставки налога, предусматривающий представление налоговикам (в общем случае) выписки банка. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 18 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17228@.

Обратите внимание! Если имеет место экспорт в рамках Таможенного союза, то на основании ст. 7 НК РФ налогоплательщик должен применять нормы Соглашения от 25 января 2008 г. и Протокола о товарах.
Пунктом 2 ст. 1 Протокола о товарах установлено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется в том числе выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза.
Вместе с тем, как разъяснил Минфин России в своем Письме от 30 ноября 2011 г. N 03-07-13/1-50, при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию других государств - членов Таможенного союза, отгруженных с 1 октября 2011 г., представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, не требуется.

На сбор документов, подтверждающих нулевую ставку налога, закон отводит экспортеру 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Причем подать их нужно в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией по НДС. При этом данные по экспортной реализации товаров отражаются экспортером в налоговой декларации того налогового периода, в котором им собраны все документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки налога. На это указывает п. 9 ст. 167 НК РФ, который содержит специальный момент определения налоговой базы для экспортеров. Напоминаем, что при экспортной реализации товаров моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Учитывая, что момент определения налоговой базы по НДС по экспортным операциям и, соответственно, отражение таких операций в налоговой отчетности зависят от срока сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, в случае если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что этот день не является днем окончания налогового периода. При этом подтверждающие документы представляются одновременно с указанной налоговой декларацией не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим налоговым периодом, на что указано в Письме Минфина России от 15 февраля 2013 г. N 03-07-08/4169.
Если по истечении 180 календарных дней, считая со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, налогоплательщиком не представлены документы для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов, то экспортеру придется уплатить налог, исчисленный по ставке 10% или 18% (в зависимости от вида экспортного товара).
В такой ситуации моментом определения налоговой базы по экспортируемым товарам признается день их отгрузки. Следовательно, экспортеру придется подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором товары были отгружены на экспорт. Обращаем ваше внимание на то, что пропуск срока уплаты налога в данном случае может привести экспортера к мерам налоговой ответственности, что подтверждает и судебная практика, например Постановление Президиума ВАС РФ от 11 марта 2008 г. N 15079/07.
При уплате налога по неподтвержденному экспорту право на применение налоговых вычетов по НДС также возникает у экспортера на дату отгрузки экспортных товаров!
При экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Согласно п. 3 ст. 1 Протокола о товарах указанные документы также должны быть представлены в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом в целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена Таможенного союза для плательщиков НДС.
В Письме Минфина России от 11 июля 2013 г. N 03-07-13/1/26980 отмечено, что порядок определения момента определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров Протоколом о товарах не установлен. При этом предусмотрено, что применение НДС при экспорте товаров осуществляется в соответствии с законодательством государства - члены Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. Таким образом, при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан необходимо руководствоваться нормами ст. 167 НК РФ. То есть при экспорте товаров из Российской Федерации, в том числе в государства - члена Таможенного союза, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС. В случае непредставления указанных документов в установленный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию государств - членов Таможенного союза определение налоговой базы по НДС осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит от момента перехода права собственности на товары.
Уплата налога с неподтвержденного экспорта не запрещает экспортеру в дальнейшем подтвердить правомерность использования нулевой ставки налога по данной экспортной поставке. Сделать это можно в течение трех лет начиная с того налогового периода, в котором был уплачен в бюджет налог с неподтвержденного экспорта. Для этого необходимо собрать все требуемые документы для подтверждения налоговой ставки 0% и представить их вместе с налоговой декларацией в налоговую инспекцию. После подтверждения экспортной реализации товаров экспортер вправе воспользоваться вычетом по сумме налога, уплаченного с неподтвержденного экспорта, на что указывает п. 3 ст. 172 НК РФ.
Весь вышеизложенный материал показывает, что порядок заполнения налоговой декларации по НДС в части ставки 0% отличен от заполнения налоговой декларации по операциям, облагаемым по иным ставкам налога. Покажем, как следует заполнять соответствующие разделы налоговой декларации по НДС при экспорте, на конкретном примере.

Пример (данные и курсы валют приведены условно). Предположим, что организация "А" 14 февраля 2014 г. отгрузила на экспорт товар, стоимость которого составляет 15 000 евро. Курс евро на дату отгрузки составил 41,41 руб. за 1 евро.

Комплект документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки налога, организация "А" собрала 18 марта 2014 г.
Так как в данном случае организация уложилась в сроки, отведенные законом на сбор документов, то в составе налоговой декларации за I квартал 2014 г. организация "А" заполнила разд. 4 налоговой декларации по НДС. Вместе со всеми документами, определенными п. 1 ст. 165 НК РФ, декларация представлена в налоговую инспекцию в срок до 20 апреля 2014 г.

Код операции

Налоговая база

Сумма налога, отраженная налогоплательщиком НДС в строке 010 разд. 4 налоговой декларации, участвует при расчете значений показателей строк 040 и 050 разд. 1 налоговой декларации по НДС за I квартал 2014 г.
Окончание примера.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда экспортеру не удалось собрать требуемые документы в отведенный законом срок.

Пример (данные и курсы валют приведены условно). Предположим, что организация "А" 14 февраля 2014 г. отгрузила товар на экспорт, стоимость которого составляет 15 000 евро. Курс евро на дату отгрузки составляет 41,41 руб. за 1 евро.
По данным раздельного учета организации "А" сумма "входного" налога, относящегося к данной экспортной поставке, составляет 97 000 руб.
Комплект документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки налога, в течение 180 календарных дней не собран.
181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, приходится на 13 августа 2014 г., то есть на III квартал 2014 г.
В этом случае "А" должна исчислить сумму налога на дату отгрузки и заполнить разд. 6 в уточненной налоговой декларации за I квартал 2014 г. Ставка, по которой облагается товар, - 18%.

Раздел 6. Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена.

Код операции

Налоговая база

Суммы НДС, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 - 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации

Сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена

Итого (код строки 010)

Итого сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по данному разделу (код строки 020)

Итого сумма налога, исчисленная к уменьшению по данному разделу (код строки 030)

Сумма налога, указанная в строке 020 разд. 6, увеличивает сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет на основании налоговой декларации по итогам за I квартал 2014 г.

Продолжение примера. Предположим, что в ноябре 2014 г. организация "А" соберет все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки по данной экспортной поставке.
Следовательно, при заполнении налоговой декларации за IV квартал 2014 г. ей необходимо будет в составе налоговой декларации заполнить разд. 4.
Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена.

Код операции

Налоговая база

Налоговые вычеты по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

Сумма налога, ранее исчисленная по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена

Сумма налога, принятая к вычету и подлежащая восстановлению

Итого сумма налога, исчисленная к уменьшению по данному разделу (код строки 010)

Окончание примера.

Как уже было отмечено, для ставки 0% в налоговой декларации предназначен еще один раздел - это разд. 5.
Указанный раздел заполняется в случае, если обоснованность применения налоговой ставки 0% документально подтверждена или не подтверждена в предыдущих налоговых периодах, а право на применение налоговых вычетов по этим операциям возникло только в текущем периоде, то есть периоде, за который представляется декларация (п. 42 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России N 104н).
Таким образом, вы заполняете этот раздел, если в истекшем периоде у вас появились основания для вычета по операциям, облагаемым нулевой ставкой НДС, в двух случаях:
1) нулевая ставка подтверждена в одном из прошедших периодов.
Такие ситуации могут возникнуть в том случае, если документы, подтверждающие применение ставки 0%, вы собрали, а условия для применения налоговых вычетов не выполнили.
При этом нужно учитывать, что суммы НДС вы можете заявить к вычету до истечения трех лет после окончания налогового периода, за который подавалась декларация по нулевой ставке;
2) нулевая ставка не подтверждена в установленный срок.
Речь идет о следующей ситуации. Например, в течение 180 дней вам не удалось собрать документы в подтверждение права на применение ставки НДС 0% по экспортной операции. В связи с этим в одном из прошедших периодов вы подали декларацию по НДС, в разд. 6 которой представили данные по этой операции. При этом вы не заявили по ней вычеты, так как не были выполнены все необходимые условия для их применения. В периоде представления декларации за истекший период все условия для применения налогового вычета "входного" НДС вы выполнили. Следовательно, сумму "входного" НДС вы отражаете в разд. 5 налоговой декларации по НДС.

Порядок предоставления декларации по экспортному НДС

Для экспортеров в декларации по НДС предусмотрено три специальных раздела:

  • раздел 4 - для отражения налога в случае, когда нулевая ставка подтверждена;
  • раздел 5 - для отражения налоговых вычетов;
  • раздел 6 - для отражения налога, когда нулевая ставка не подтверждена.

Указанные разделы, предусмотренные для экспортных операций, сдаются в ИФНС по местонахождению компании в составе общей Напомним, форма и порядок ее заполнения утверждены приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558. И применяется она, начиная с отчетности за I квартал 2015 года.

А вот за какой именно период необходимо заполнять эти специальные разделы, мы рассказали ниже, отдельно по каждому разделу.

Способ подачи декларации - только в электронном виде через спецоператора (п. 5 ст. 174 и п. 3 ст. 80 НК РФ).

Внимание: экспорт товаров в страны - участницы Таможенного союза (республики Беларусь, Казахстан и Армения) имеет свои особенности. Тем не менее об экспорте в такие государства нужно отчитываться в тех же разделах, о которых мы упомянули выше.

Имейте в виду: для целей НДС у российских организаций к экспорту товаров приравнивается:

  • изготовление товаров, предназначенных для экспорта в страны - участницы Таможенного союза (п. 9 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе);
  • передача товаров по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю, а также по договорам товарного или товарного займа (п. 11 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Общие требования к оформлению декларации по экспортному НДС

Декларация заполняется по общим правилам оформления Так, суммы указывайте в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасывайте, а 50 коп. и более округляйте до полного рубля.

Суммы НДС к уплате (уменьшению), отраженные в разделе 4-6, нужно учитывать при заполнении раздела 1 декларации по НДС.

Также не забывайте про разделы 8 и 9. В раздел 8 вносите сведения из книги покупок по тем операциям, по которым право на вычет возникло в отчетном квартале. А в разделе 9 декларации укажите сведения из книги продаж. При этом если в книгу покупок или в книгу продаж вносились изменения, нужно заполнить приложения 1 к разделам 8 и 9.

Раздел 4 декларации по НДС

Данный раздел заполняют в декларации за тот квартал, в котором организация собрала документы, подтверждающие право на применение нулевой налоговой ставки (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Напомним, для сбора документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, организации отводится 180 календарных дней. Срок отсчитывается с даты отгрузки - при поставках товаров в страны - участницы Таможенного союза) (п. 5 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). И со дня помещения товаров под процедуру экспорта - при поставках во все другие страны (п. 9 ст. 165 НК РФ). В отношении работ (услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров в Россию), порядок определения 180-дневного срока зависит от вида работ (услуг).

Внимание: окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается декларация.

К форме нужно приложить документы, подтверждающие право организации на применение нулевой налоговой ставки. Перечень необходимых бумаг дан в пункте 10 статьи 165 НК РФ. Основными документами являются контракт (копия контракта); таможенные декларации (их копии или реестры); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов. Внимание: документы, которые нужно представить при экспорте товаров (предметов лизинга) в страны - участницы Таможенного союза, перечислены в другом месте - в пункте 4 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе.

В разделе показывайте экспортные операции, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки. Информацию приводите по каждой операции отдельно. При этом код операции указывайте по строке 010. Напомним, что берут коды из приложения № 1 к порядку заполнения декларации. Далее, по каждому коду операции вписывают следующие сведения:

  • по строке 020 - налоговую базу по подтвержденным экспортным операциям;
  • по строке 030 - сумму вычетов входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для ведения подтвержденных экспортных операций;
  • по строке 040 - сумму НДС, ранее исчисленную по этим операциям, когда экспорт не был еще подтвержден;
  • по строке 050 - восстанавливаемую сумму входного НДС, ранее принятую к вычету, когда экспорт не был еще подтвержден.

Строки 040 и 050 заполняются, если ранее организация не смогла вовремя подтвердить экспорт.

Строки 070 и 080 заполняют в случае возврата товаров, по которым не подтвердили право на применение нулевой ставки. По строке 070 отражают сумму корректировки налоговой базы, а по строке 080 - сумму корректировки налоговых вычетов. Указанные строки надо заполнить в том налоговом периоде, в котором организация-экспортер признала возврат товаров. То есть когда стороны согласовали возврат.

Если цена экспортированных товаров, по которым подтвердили нулевую ставку, изменилась, соответствующие суммы корректировки укажите по строкам 100 (при увеличении) либо 110 (при уменьшении). Корректировку отражайте в том налоговом периоде, в котором организация-экспортер признала изменение цен.

По строке 120 показывают сумму налога к возмещению. Значение для строки рассчитывают по формуле:

Раздел 5 декларации по НДС

Раздел 5 нужен в декларации того периода, когда возникает право на вычет НДС по экспортным операциям (ранее подтвержденным и не подтвержденным).

Заполнение раздела начните со строки 010. По ней укажите год, в котором была сдана декларация, где отражались операции по реализации товаров. По строке 020 поставьте код налогового периода согласно приложению № 3 к порядку заполнения декларации. Раздел 5 заполните отдельно по каждому налоговому периоду, сведения о котором отражены по строкам 010 и 020. Так вот по каждому налоговому периоду нужно привести информацию отдельно по каждой операции. При этом код операции указывайте по строке 030. Далее, по каждому коду операции вписывают следующие сведения:

  • по строке 040 - налоговую базу, относящуюся к уже подтвержденным экспортным операциям, то есть по которым в ИФНС уже был сдан раздел 4, но принять которые к вычету в тот момент было нельзя);
  • по строке 050 - сумму входного НДС, относящуюся к подтвержденному экспорту;
  • по строке 060 - налоговую базу, относящуюся к неподтвержденному экспорту, то есть по которому в ИФНС уже был сдан раздел 6, но принять который к вычету в тот момент было нельзя;
  • по строке 070 - сумму входного НДС, относящуюся к неподтвержденному экспорту.

По строке 080 отражается сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 5 декларации. Сумма налога определяется по всем отчетным годам и налоговым периодам, отраженным по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации, как сумма подтвержденных величин, отраженных по строкам 050 по каждому коду операции.

По строке 090 отражается также сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 5 декларации. При этом сумма налога определяется по всем отчетным годам и налоговым периодам, отраженным по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации, как сумма не подтвержденных величин, отраженных по строкам 070 по каждому коду операции.

Раздел 6 декларации по НДС

Заполняйте раздел 6, если ваша компания совершала операции, по которым уже истек 180-дневный срок для подачи документов, подтверждающих право применения нулевой ставки НДС.

По строкам 010 раздела укажите код таких операций. Далее по каждому коду операции заполняйте строки 020-040, указав в них соответственно:

  • налоговую базу;
  • сумму НДС, рассчитанную исходя из налоговой базы и ставки НДС 10 или 18%;
  • суммы налоговых вычетов (входной НДС, уплаченный продавцу; НДС, уплаченный при ввозе товаров в Россию; НДС, уплаченный налоговым агентом при приобретении товаров, работ, услуг).

По строке 050 отразите общую сумму НДС (сумма всех строк 030 по каждому коду операции). По строке 060 - суммированный показатель строк 040 по каждому коду операции. Эти строки заполняют только на первой странице. На остальных ставятся прочерки.

Если часть товаров покупатель вернул экспортеру, заполняются строки 080-100. А именно указываются:

  • по строке 080 - сумма, на которую уменьшается налоговая база;
  • по строке 090 -сумма, на которую уменьшается исчисленный НДС;
  • по строке 100 - сумма НДС, которую нужно восстановить (то есть которая была ранее принята к вычету).

При увеличении или уменьшении цены заполните строки 110-150. А именно указываются:

  • по строке 120 - сумма, на которую увеличивается налоговая база;
  • по строке 130 - сумма, на которую увеличивается НДС;
  • по строке 140 - сумма, на которую уменьшается налоговая база;
  • по строке 150 - сумма, на которую уменьшается НДС.

И для двух последних строк раздела 6 - строки 160 (налог к уплате) и строки 170 (сумма возмещения НДС) - используйте формулы: