Служебная информация ограниченного распространения. Порядок обращения со служебной информацией Что такое информация ограниченного распространения

Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

  • 117-ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Любая организация (учреждение) не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы является владельцем документированной информации и должна принимать меры по ее охране в соответствии с законодательством РФ.

Ограничение доступа к документированной информации - это защита служебной или коммерческой документированной информации от неправомерного обращения, которое может нанести ущерб организации (учреждению) - собственникам, владельцам, пользователям.

Документированная информация (документы) с ограниченным доступом в соответствии с Законом «Об информатизации» по условиям правового режима подразделяется на два вида:

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности РФ, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности РФ, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определил правила введения режима хранения коммерческой тайны, разграничив сведения, которые могут стать конфиденциальными, и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности:

Работа же с документами, содержащими конфиденциальную информацию, регламентируется специальными законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

Конфиденциальный (от латинского confidentiale - доверие) документ - доверительный, секретный. В законе «Об информатизации» конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.

К ним могут быть отнесены следующие группы сведений:

  • Ш о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях;
  • Ш составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  • Ш информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией РФ и законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  • Ш информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РБ и законами (коммерческая тайна);
  • Ш информация о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Конфиденциальная информация -- это документированная информация, содержащая коммерческую тайну, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общая характеристика коммерческой тайны, условий, при которых информация организации может быть отнесена к конфиденциальной, дана в Гражданском кодексе Р. Ф. 31 , в статье 139, где записано, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, руководитель организации должен по своему усмотрению определить порядок работы с документами, содержащими коммерческую тайну, позволяющий ограничить доступ к указанной информации в рамках своей организации.

Санкции за незаконное получение и разглашение коммерческой тайны устанавливает ряд законодательных актов Российской Федерации: Трудовой кодекс (подп. «в» п. 6 ст. 81, п. 7 ст. 243), Уголовный кодекс (ст. 183), Кодекс об административных правонарушениях (ст. 13.14), Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (подп. 5 п. 1 ст. 14), Федеральный закон «О коммерческой тайне», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Основная цель защиты конфиденциальной информации состоит в том, чтобы предотвратить ее утечку и овладение этой информацией конкурентами.

Для ограничения доступа к информации, относимой к коммерческой тайне, необходимо, прежде всего, приказом руководителя утвердить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну данной организации, и довести его до сведения лиц, допущенных к этой информации.

Второй этап -- обеспечение режима коммерческой тайны, включающего в себя разработку нормативно-методических документов организации по защите коммерческой тайны (КТ): это и инструкция по конфиденциальному делопроизводству, и положение о службе безопасности, и памятка о сохранении коммерческой тайны, и должностные инструкции сотрудников, допущенных к конфиденциальным сведениям.

Если эти условия не будут выполнены, то у организации не будет оснований для привлечения к ответственности работников за разглашение или передачу сведений, составляющих коммерческую тайну.

Памятка составляется службой безопасности с учетом специфики организации, утверждается руководителем организации.

Ознакомление с памяткой и другими документами производится под расписку.

Работники организации, допущенные к конфиденциальным документам, не могут приступить к работе прежде, чем пройдут инструктаж и ознакомятся с памяткой о сохранении коммерческой тайны организации.

Должностное лицо или группа лиц (в зависимости от объема документооборота) для ведения делопроизводства, обеспечивающего учет, сохранность и использование документов с грифом секретности, назначается приказом руководителя организации.

В приказе должна быть оговорена ответственность, предусмотренная действующим законодательством, которую понесут работники за умышленное или неосторожное разглашение конфиденциальной информации: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная -- в зависимости от ущерба, нанесенного организации.

Каждый работник, получающий доступ к конфиденциальным документам, должен подписать индивидуальное обязательство о неразглашении коммерческой тайны данной организации в течение всего срока действия трудового договора и в течение трех или более лет после увольнения.

Организация конфиденциального делопроизводства требует создания необходимых условий для ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну. Предусматривается отдельная комната, в которой работник может без посторонних лиц работать с этой информацией. Комната должна быть оборудована металлическими сейфами, ксероксом, компьютером и т. п.

На все документы (и на бумажные, и на электронные) наносится гриф ограничения в правом верхнем углу документа: «Коммерческая тайна» -- «КТ», «Конфиденциально» -- «КФ», «Строго конфиденциально» -- «СКФ», «Конфиденциально-особый контроль» -- «КФОК», «Для служебного пользования» -- «ДСП».

Закон обязывает владельца документов наносить гриф ограничения доступа не только на документы на бумажной основе, но и на все материальные носители информации.

Такой гриф обозначает, что право собственности на информацию, содержащуюся в документах, принадлежит данной организации и охраняется законом.

В конце документа с грифом ограничения доступа (ниже реквизитов «Подпись» и «Отметка об исполнителе») указывается количество экземпляров документа и местонахождение каждого из них.

На обороте последнего листа руководитель пишет фамилии должностных лиц, которым разрешено пользоваться этим документом.

Такие документы составляют и оформляют в помещении, исключающем доступ посторонних лиц. Черновики и варианты документа уничтожаются, о чем делается пометка на экземпляре исходящего документа, который подшивается в дело: «Черновик (или файл) уничтожен. Подпись. Дата».

Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны регистрироваться отдельно от остальной документации в «Журнале регистрации документов с грифом КТ». Образец формы журнала регистрации документов (внутренних, исходящих, входящих) с грифом ограничения доступа к документу приведен в табл. 1.

Таблица 1 Форма журнала регистрации документов (внутренних, исходящих, входящих) с грифом ограничения доступа к документу

При небольшом объеме таких документов можно вести один журнал для входящих, исходящих и внутренних документов. При большом объеме документов с грифом «КТ» заводятся отдельные журналы для входящих, исходящих и внутренних документов. Все листы журналов, учитывающих такие документы, нумеруются, первого листа документа с указанием номера экземпляра в конце журнала в заверительном листе указывается общее количество листов (цифрами и прописью).

При поступлении входящих документов проверяется целостность упаковки и корреспонденции, количество листов и экземпляров основного документа и приложений к нему. В случае отсутствия или недостачи документов с грифом «КТ» составляется акт в двух экземплярах, один из которых направляется отправителю.

При подготовке к отправке исходящего документа на лицевой стороне конверта обозначается гриф конфиденциальности и номера вложенных документов.

На оборотной стороне (в местах склеивания конверта) ставится оттиск печати организации. Конверты с конфиденциальными документами обычно передаются адресатам курьерами под расписку о получении.

При отправке конфиденциальных документов заказными и ценными почтовыми отправлениями используется двойное пакетирование документов (один конверт вкладывают в другой). Гриф ограничения ставится на внутреннем конверте, который опечатывается и при необходимости прошивается. Внешний конверт оформляется в соответствии с почтовыми правилами. Конверты должны быть светонепроницаемыми.

Исполненные конфиденциальные документы на бумажной основе формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел; электронные документы образуют архивный массив базы данных компьютера. В номенклатуру дел должны быть внесены все дела с грифом «КТ» и журналы их учета

Движение (выдача и возврат) документов с грифом «КТ» должно отражаться в журнале учета выдачи документов (табл. 2).

Таблица 2 Форма журнала выдачи документов с грифом «КТ»

При выдаче документа работник, получивший документ с грифом «КТ», должен сверить номер полученного документа с номером в журнале, проверить количество листов, в журнале выдачи документов поставить свою подпись и отметить время получения. Документы, выданные для работы, подлежат возврату в тот же день.

При возврате документа принимающий сотрудник проверяет номер документа и количество листов, а в графе «Отметка о возврате» ставит свою подпись и дату. Документы с грифом «КТ» могут находиться у исполнителя в течение всего срока работы с ними только с разрешения руководства организации при наличии условий для обеспечения сохранности документов.

Передача документов с грифом «КТ» другим работникам организации, имеющим допуск к этим документам, производится только через должностное лицо, ведущее учет документов с обязательной записью в журнале выдачи документов.

Запрещается изъятие или перемещение документов с грифом «КТ» из одного дела в другое без разрешения руководства и без отметок в журнале выдачи документов с грифом ограничения доступа.

Если в документах и изданиях с пометкой "ДСП" содержатся сведения, относящиеся к компетенции других государственных органов, передача их за границу может быть осуществлена только с согласия руководителей этих государственных органов.

Не допускается направлять за границу издания с пометкой "ДСП" в порядке книгообмена.

27. Порядок исполнения, прохождения документов с пометкой "ДСП", контроля за их исполнением аналогичен порядку работы с несекретными документами.

28. Документы с пометкой "ДСП" после их исполнения формируются в дела. Заголовки указанных дел вносятся в номенклатуру дел государственного органа несекретного делопроизводства.

В номенклатуру дел включаются заголовки всех регистрационных учетных форм и контрольно-справочных, тематических и других картотек на документы с пометкой "ДСП".

29. Дела с пометкой "ДСП" формируются в соответствующих структурных подразделениях государственного органа под контролем документационной службы.

30. При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования:

1) помещать в дело только исполненные и правильно оформленные документы;

2) помещать в дело все документы, относящиеся к решению данного конкретного вопроса;

3) группировать в дело документы одного делопроизводственного года, за исключением переходящих дел;

4) раздельно формировать в дела документы постоянного и временного срока хранения;

5) помещать в соответствующие дела распечатки с документов на электронных носителях, требующих особого юридического подтверждения (гербовая печать, подпись, грифы утверждения и согласования), на общих для документов на бумажной основе, основаниях;

6) не подшивать в дело документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры и черновики;

7) объем дела не должен превышать 180 листов;

8) планы, отчеты, сметы формировать в соответствующие дела того года, на который или за который они составлены, независимо от даты составления, подписания (утверждения);

9) приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся, приложения объемом свыше 180 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка.

31. Обложка дела, завершенного делопроизводством, должна содержать следующие реквизиты:

1) пометку "ДСП";

2) официальное наименование государственного органа;

3) наименование населенного пункта, в котором дислоцирован государственный орган;

4) наименование структурного подразделения государственного органа;

6) заголовок дела;

7) номер тома дела;

8) крайние даты дела (для распорядительных документов, протоколов, стенограмм, переписки), для распорядительных документов-протоколов, стенограмм - порядковые номера первого и последнего документа;

9) срок хранения дела.

32. В ходе проведения экспертизы ценности документов с пометкой "ДСП" на обложках дел постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения проставляются дополнительные реквизиты: номер архивного фонда, номер сводной описи дел, номер дела и количество листов в деле. Указанные категории дел переплетаются или подшиваются на четыре прокола и снабжаются внутренней описью документов (приложение 3) и листом-заверителем дела (приложение 4).

Внутренняя опись документов размещается в начале дела, лист-заверитель – в конце.

33. Дела с пометкой "ДСП", включающие крупноформатные документы (чертежи, схемы и т.п.), хранятся в твердых папках или футлярах (коробках).

34. Документы с пометкой "ДСП" в зависимости от служебной необходимости допускается формировать в дела отдельно или вместе с другими несекретными документами по одному и тому же вопросу. При включении в дело одного и более документов с пометкой "ДСП" все дело приобретает характер ограниченного распространения.

В случаях, когда в государственном органе образуется большое количество одних и тех же видов документов и дел (приказы, планы, отчеты, инструкции и т.д.) как с пометкой "ДСП", так и без указанной пометки, целесообразно предусмотреть их обособленное формирование в дела.

35. При проведении экспертизы ценности документов законченные производством дела с пометкой "ДСП" просматриваются Центральной экспертной комиссией государственного органа полистно.

36. К работе с делами с пометкой "ДСП" допускаются должностные лица в соответствии со списками, утверждаемыми руководителями документационной службы, а к документам ограниченного распространения – согласно указаниям, содержащимся в резолюциях руководителей государственных органов.

37. Не допускается:

1) размещать сведения из документов и изданий ограниченного распространения в международных (глобальных) сетях передачи данных, сети Интернет;

2) использовать их для открытых выступлений или опубликования в открытой печати, передачах по радио и телевидению;

3) экспонировать документы и издания с пометкой "ДСП" на открытых выставках, демонстрировать их на стендах, в витринах или других местах массового обозрения.

38. Работники сторонних организаций допускаются к ознакомлению и работе с документами и изданиями с пометкой "ДСП" только с разрешения руководителя государственного органа, в ведении которого находятся указанные документы, при наличии письменного запроса тех организаций, в которых они работают, с указанием темы выполняемого задания.

39. Дела и издания с пометкой "ДСП" выдаются исполнителям (исследователям) и принимаются от них под расписку в карточке учета выдаваемых дел и изданий (приложение 5).

40. Снятие копий, а также производство выписок из документов и изданий с пометкой "ДСП" работниками данного государственного органа производятся по письменному разрешению руководителя документационной службы.

Снятие копий для сторонней организации с документов и изданий с пометкой "ДСП" производится на основании ее письменного запроса по разрешению руководителя государственного органа, подготовившего эти документы или издания.

Копирование для сторонних организаций документов и изданий с пометкой "ДСП", полученных от других организаций, производится только по согласованию с последними.

41. Издания с пометкой "ДСП" включаются только в служебные каталоги, выпускаемые государственными органами.

42. Выдача гражданам изданий с пометкой "ДСП" в публичных библиотеках производится только по письменным ходатайствам руководителей государственных органов, в которых эти граждане работают, с указанием темы работы. Полученные разрешения действительны в течение одного года со дня их подписания только при предъявлении служебного удостоверения работника государственного органа.

Изъятие документов и дел с пометкой "ДСП" производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан с обязательным оставлением в деле заверенных копий документов и протокола изъятия подлинников.

43. В ведомственных библиотеках издания с пометкой "ДСП" выдаются:

1) работникам данного государственного органа - с разрешения руководителя документационной службы;

2) работникам сторонних организаций – по письменным ходатайствам этих организаций с разрешения руководителя государственного органа, хранящих указанные издания.

44. Издания с пометкой "ДСП" могут выдаваться по межбиблиотечному абонементу (в пределах Республики Казахстан) в порядке, определяемом пунктом 42 настоящих Правил.

45. Дела постоянного и временного срока хранения с пометкой "ДСП" периодически просматриваются с целью возможного снятия этой пометки. Просмотр осуществляется:

1) при представлении информации по письменному запросу гражданина согласно Закону Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации";

2) при передаче дел из структурных подразделений в ведомственный архив государственного органа;

3) в процессе хранения дел в ведомственном архиве;

4) при подготовке дел постоянного хранения к передаче в соответствующий государственный архив по истечении 10 или 15 лет ведомственного архивного хранения;

5) при передаче копий документов и дел иностранным физическим (юридическим) лицам.

46. Решение вопроса о снятии пометки "ДСП" со сведений, указанных в статье 16 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации", возлагается на руководителя государственного органа после рассмотрения данного вопроса экспертной комиссией государственного органа.

В остальных случаях решение вопроса о снятии пометки "ДСП" возлагается на центральную экспертную комиссию.

47. Решение вопроса о снятии пометки "ДСП" оформляется актом произвольной формы, который составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем государственного органа. В акте перечисляются заголовки дел, с которых снимается пометка "ДСП".

Один экземпляр акта, составленного при предоставлении информации по письменному запросу гражданина в порядке исполнения Закона Республики Казахстан "О доступе к информации", направляется в документационную службу, второй – в структурное подразделение государственного органа, в котором хранилась данная информация.

Один экземпляр акта, составленный при передаче дел из структурных подразделений в ведомственный архив государственного органа, направляется в документационную службу, второй – в ведомственный архив.

Оба экземпляра акта, составленного в процессе хранения дел в ведомственном архиве, остаются в его делопроизводстве.

Один экземпляр акта, составленного при подготовке дел постоянного хранения к передаче в соответствующий государственный архив, направляется в государственный архив, второй – остается в ведомственном архиве.

Один экземпляр акта, составленного при передаче иностранным физическим (юридическим) лицам документов и дел, передается документационной службе, второй – остается в ведомственном архиве.

48. На обложках дел пометка "ДСП" погашается штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта, послужившего основанием для ее снятия.

Аналогичные отметки вносятся в соответствующие описи структурных подразделений или разделы сводных описей дел.

49. На постоянное хранение в соответствующий государственный архив дела, имевшие пометку "ДСП", передаются только после снятия указанной пометки и с соответствующими отметками в разделе сводной описи дел постоянного хранения.

50. Проведение экспертизы ценности документов и дел с пометкой "ДСП", рассмотрение и утверждение ее результатов производятся в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

51. При передаче дел из структурных подразделений в ведомственный архив заголовки дел с пометкой "ДСП" вносятся в соответствующую опись дел структурного подразделения наряду с заголовками других дел.

52. Подготовка дел для хранения в ведомственном архиве (оформление, простановка дополнительных реквизитов на обложках дел, составление описей структурных подразделений, осуществление приема-передачи описанных дел) производится в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

53. Дела с пометкой "ДСП", отобранные к уничтожению, могут оформляться отдельным актом или включаться в общий акт (приложение 6) вместе с другими отобранными к уничтожению несекретными документами. При этом в графе 2 акта после заголовков дел с пометкой "ДСП" ставится пометка ""ДСП"".

54. Документы, дела и издания с пометкой "ДСП", отобранные к уничтожению, должны в обязательном порядке измельчаться до степени, исключающей возможность прочтения текста.

Допускается уничтожение документов, дел и изданий с пометкой "ДСП" путем их сжигания в присутствии работников ведомственного архива (ведомственной библиотеки) государственного органа.

55. После уничтожения дел с пометкой "ДСП" в регистрационных учетных формах проставляется отметка: "Уничтожено. Акт от (дата) №".

56. Бюллетени, вестники, реферативные информационные издания, телефонные и адресные справочники, а также дублетные и копийные экземпляры документов, стенографические записи и типографский брак с пометкой "ДСП" уничтожаются без акта, но с отметкой в регистрационных учетных формах, заверяемой подписями исполнителя и работника, ответственного за их учет и хранение.

57. Законченные делопроизводством дела с пометкой "ДСП" должны храниться в служебных помещениях структурных подразделений государственного органа до передачи их в ведомственный архив.

Издания с пометкой "ДСП" хранятся, как правило, в ведомственной библиотеке, при ее отсутствии – в ведомственном архиве.

Хранение осуществляется в надежно запираемых и опечатываемых металлических шкафах или сейфах. При этом должны быть созданы надлежащие условия, обеспечивающие их физическую сохранность.

Не допускается хранить издания с пометкой "ДСП" в подсобных фондах библиотеки.

58. Выданные для работы дела с пометкой "ДСП" подлежат возврату в соответствующее структурное подразделение или ведомственный архив государственного органа.

59. Запрещается изъятие из дел или перемещение документов с пометкой "ДСП" из одного дела в другое без разрешения руководителя документационной службы. В регистрационных учетных формах, а также во внутренних описях документов дела обо всех проведенных изъятиях или перемещениях проставляются соответствующие отметки.

Лицам, командированным в другие города, запрещается иметь при себе в пути следования документы, дела или издания с пометкой "Для служебного пользования". Эти документы должны быть направлены заранее в адрес организации по месту командировки работников в соответствии с порядком, изложенным в настоящих Правилах.

60. При смене работников, ответственных за учет и хранение документов, дел и изданий с пометкой "ДСП", составляется акт приема-передачи этих документов и дел, утверждаемый руководителем подразделения государственного органа (приложение 7).

61. Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой "ДСП" проводится не реже одного раза в год комиссией, назначаемой приказом руководителя государственного органа. В состав комиссии обязательно включаются лица, которым поручено ведение их учета и хранения.

В ведомственных библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество документов, дел и изданий с пометкой "ДСП", проверка наличия и состояния документов может производиться не реже одного раза в пять лет. Результаты проверки оформляются актом (приложение 8), один из экземпляров которого передается в соответствующий государственный архив.

Проверка наличия и состояния документов, дел и изданий с пометкой "ДСП" в обязательном порядке проводится:

1) до и после перемещения их в другое помещение (здание);

2) после чрезвычайных ситуаций, вызвавших их перемещение (эвакуацию) или доступ в хранилища и служебные помещения посторонних лиц;

3) при смене руководителя документационной службы (ведомственного архива, ведомственной библиотеки);

4) при реорганизации (ликвидации) государственного органа.

62. О фактах утраты документов, дел и изданий с пометкой "ДСП" либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность руководитель государственного органа и руководитель документационной службы (ведомственной библиотеки, ведомственного архива), органы национальной безопасности.

Для служебного расследования факта утраты документов, дел и изданий с пометкой "ДСП" или установления факта разглашения сведений, содержащихся в них, распорядительным документом руководителя государственного органа назначается комиссия.

Заключение комиссии о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой "ДСП" составляется акт, и соответствующие отметки вносятся в регистрационные учетные формы.

Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения руководителем государственного органа передаются в ведомственный архив для включения в дело фонда.

Нарушение порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения, имеющей пометку "Для служебного пользования", не ставшее причиной и не повлекшее разглашение или утрату данной информации, может являться основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством .

Журнал учета документов и изданий с пометкой
"Для служебного пользования"

продолжение


Примечания:

1. Допускается раздельное ведение журнал на входящие и исходящие документы и издания с пометкой "Для служебного пользования".

2. При заполнении граф журнала можно использовать примечания к приложению 2 .

Формат А4 (210X2297)

Внутренняя опись
документов дела с пометкой "ДСП" № ____

Номер документа

Дата документа

Заголовок документа

Номера листов дела

Примечание








































































Итого _________________________________________________ документов

(цифрами и прописью)

Количество листов внутренней описи ________________________________

(цифрами и прописью)

Наименование должности лица,

заполнившего внутреннюю опись

документов дела _______________ Расшифровка

(личная подпись) подписи

Формат А4 (210X297)

Лист-заверитель дела с пометкой "ДСП"

Фонд № ____ Опись № ____ Дело № ____

В дело подшито и пронумеровано ______________ лист(ов), в том числе

литерные номера листов __________________________________________

пропущенные номера листов _______________________________________

пронумерованные чистые листы ____________________________________

листов внутренней описи _________________________________________

Учтено документов в виде вложений и приложений, не подлежащих

нумерации _______________________________________________________

(разновидности документов и их количество)


Наименование должности лица,

заполнившего лист-завреитель дела

Расшифровка документов дела ________________ подписи

(личная подпись)

Формат А4 (210Х297)\

1. Лист-заверитель составляется

2. Лист-заверитель составляется на отдельном листе (листах) подшиваются в конце дела.

3. В листе-заверителе указывается цифрами и прописью количество пронумерованных листов дела и отдельно, через знак "+" (плюс), количество листов внутренней описи документов дела.

4. В листе-заверителе отмечают следующие особенности нумерации, оформления и физического состояния документов дела:

1) средства почтового обращения (марки всех видов, конверты, открытки, бланки, штемпели, штампы, пломбы);

2) печати и их оттиски;

3) автографы видных государственных и общественных деятелей, деятелей науки, техники и культуры;

4) фотодокументы;

5) рисунки, гравюры и акварели;

6) крупноформатные документы;

7) склеенные листы, повреждения документов;

8) листы с наклеенными фотографиями, документами;

9) конверты с вложениями и количество вложенных в них (предметов);

10) документы, имеющие самостоятельную нумерацию (в том числе типографические материалы), и количество их листов (страниц).

5. Если на одном листе дела имеется несколько особенностей оформления документа, то в графе 2 листа-заверителя проставляется номер этого документа против каждой позиции графы 1.

6. Если в документе на одном листе имеется несколько марок материалов, то в графе 2 в скобках после номера листа дела указывается количество.

7. Если в деле имеются предметы, нумерация которых невозможна, особенностей материала, из которого они исполнены (стекло, металл, другие), то в графе 2 указываются номера листов, между которыми на данный предмет.

8. Все последующие изменения в составе и состоянии (повреждение, замена подлинных документов копиями, присоединениями документов) отмечаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт.

9. Лист-заверитель не нумеруется.

Карточка учета выдаваемых дел и изданий с пометкой "ДСП"

Формат А5 (148X210)

Форма акта о выделении к уничтожению документов,
не подлежащих хранению

Акт № __

Место составления

О выделении к уничтожению документов,

не подлежащих хранению

На основании _________________________________________________

(Наименование, место и год издания перечня документов

Отобраны к уничтожению как не имеющие

с указание сроков их хранения)

научно-исторической ценности и утратившие практическое значение дела

и документы архивного фонда ______________________________________:

(номер и наименование архивного фонда)


Всего __________________ дел и документов за __________________ годы.

(цифрами и прописью)

Разделы сводных описей дел постоянного хранения и дел по

личному составу за _________________ годы утверждены протоколом

экспертно-проверочной комиссии (дата и номер) _______________________

(официальное наименование местного исполнительного органа,

_____________________________________________________________________

центрального государственного архива Республики Казахстан, Архива

Президента Республики Казахстан)


Согласован Одобрен

протоколом экспертно-проверочной комиссии местного исполнительного органа (центрального государственного архива Республики Казахстан, Архива Президента Республики Казахстан) протоколом Центральной экспертной комиссии государственного органа

от "____" _______ года № __ от "__" __________ года № __

Формат А4 (210Х297)

АКТ № ___

Место составления

О приеме-передаче документов, дел

и изданий с пометкой "Для служебного

пользования"

В соответствии с приказом от ______________________ № ________

(фамилия и инициалы

Передал (а), ____________________________ принял (а)

имени и отчества) (фамилия и инициалы имени и отчества)

в присутствии комиссии, образованной на основании данного приказа, в

составе председателя ___________________________ и членов __________

(фамилия и инициалы имени и отчества) (фамилии

Следующие документы и дела с пометкой

и инициалы имени и отчества)

"ДСП" за ______________ годы и регистрационные учетные формы к ним:


Итого принято ______________________ документов и дел с пометкой "Для

(цифрами и прописью)

служебного пользования", изданий в количестве _______________________

(цифрами и прописью)

экземпляров, номенклатур (описей) дел в _______________ экземплярах.

(цифрами и прописью)

Состояние документов и дел, номенклатур (описей) дел:________________

_____________________________________________________________________

(общая характеристика состояния)

Одновременно передаются _____________________________________________

(наименования видов регистрационных учетных форм)

Состояние работы с документами, делами и изданиями с пометкой "ДСП"

_____________________________________________________________________

(общая характеристика)

Передал (а) ________________ Расшифровка подписи

(личная подпись)

Принял (а) ________________ Расшифровка подписи

(личная подпись)

Председатель комиссии ________________ Расшифровка подписи

(личная подпись)

Члены комиссии ________________ Расшифровки подписей

(личные подписи)

Формат А4 (210Х297)

Форма акта о проверке наличия и состояния документов,
дел и изданий с пометкой "ДСП"

Акт № __

Место составления

Проверки наличия и состояния

документов, дел и изданий с пометкой

На основании приказа ________________________________________________

(наименование должности руководителя государственного

От "____" ____________ года № ________________________

органа) (заголовок приказа)

комиссия в составе председателя _____________________________________

(фамилия, инициалы имени и отчества)

И членов комиссии ___________________________________________________

(фамилии, инициалы имен и отчеств)

установила, что:

1. Всего числится по сводным описям дел (номенклатурам дел,

регистрационным учетным формам) __________ документов, дел и изданий

(цифрами и прописью)

с пометкой "ДСП", из них:

1) в наличии ________________________________________________________

(цифрами и прописью)

2) не обнаружено ______________________________________, в том числе

(индексы (номера) документов, дел, изданий)

отнесенных к составу Национального архивного фонда Республики

Казахстан ________________________.

(цифрами и прописью)

2. Обнаружено документов, дел и изданий, не внесенных в сводные описи

дел (номенклатуры дел, регистрационные учетные формы) _______________

(цифрами и прописью)

3. Из общего числа наличных документов, дел и изданий обнаружено:

требующие дезинфекции и дезинсекции _________________________________

(цифрами и прописью)

требующие реставрации _______________________________________________

(цифрами и прописью)

требующие переплета или подшивки ____________________________________

(цифрами и прописью)

с физическими и химическими повреждениями ___________________________

(цифрами и прописью)

4. Характеристика состояния и условий хранения документов, дел и

изданий _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Решение руководителя документационной службы (ведомственной

библиотеки) по результатам проверки _________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Перечень
утративших силу некоторых решений Правительства
Республики Казахстан

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 51 дсп "Об утверждении Правил работы государственных органов со служебной информацией".

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1478 дсп "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 51 дсп "Об утверждении Правил работы государственных органов со служебной информацией".

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 октября 2015 года № 834 дсп "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 51 дсп "Об утверждении Правил работы государственных органов со служебной информацией".

Общие положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233.

Положения определяют общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации (далее - документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях).

Положения не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

Акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

Описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

Решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

Сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:

Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

Порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения;

Организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия.

Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах разработан в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.

Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками посредством имеющихся средств связи осуществляется по месту фактического нахождения ОТИ, месту регистрации и фактического нахождения ТС.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении АНВ на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС применительно к конкретным видам транспорта.

При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подлежащей представлению, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.

При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о АНВ на ОТИ и ТС, занимаемая им должность на ОТИ (ТС), в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, принявших сообщение об угрозах совершения и о АНВ на ОТИ и ТС, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку (при ее наличии).

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее приложение к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.

При заполнении соответствующего приложения на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.

При передаче информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.

Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта включает в себя следующие данные:

1. Дата предоставления информации: Число Месяц Год.

3. Место получения информации об угрозе совершения/совершении АНВ (субъект Российской Федерации, индекс, край, область, город, район, улица, дом).

4. Дата получения информации: Число Месяц Год.

5. Время получения информации: Часы Минуты UTC мск местное.

8. Наименование собственника или арендатора ОТИ.

9. Адрес местонахождения ОТИ (субъект Российской Федерации, индекс, край, область, город, район, улица, дом).

10. Количество пассажиров, пользователей, посетителей на ОТИ (если есть).

11. Количество персонала на ОТИ.

12. Количество ТС на ОТИ.

13. Тип, модели ТС на ОТИ.

14. Тип, количество груза/багажа, производственных запасов на ОТИ:

15. Количество ТС по типу на ОТИ: локомотив. Пассажирские вагоны, грузовые вагоны, путевая техника (прочее).

16. Другие данные.

Представляемые сведения при получении анонимной информации об угрозе совершения АНВ в деятельность ОТИ железнодорожного транспорта:

1.Дата предоставления информации: Число Месяц Год.

2. Время предоставления информации: Часы Минуты UTC мск местное.

3. Кто принял информацию: Фамилия Имя Отчество

4. Номер телефона (электронный адрес), принадлежность, место нахождения

средства связи, в адрес которого поступила информация: Номер телефона, электронный адрес, принадлежность, местонахождение средств связи).

5. Откуда получена информация: Номер телефона, электронный адрес, прочее.

7. Наличие фонограммы (текста).

8. При получении речевой информации:

8.3. Речь: быстрая, медленная, отчетливая, искаженная, с заиканием, невнятная, прочее.

8.4. Акцент (выговор): отсутствует, иностранный, диалектный.

8.5. Манера изложения: спокойная, раздраженная, рассудительная, безрассудная, шутливая, непоследовательная, продуманная, эмоциональная, серьезная, прочее.

8.6. Языковой стиль: изысканный, хороший, посредственный, прочее.

8.7. Характер шумов на заднем фоне: уличное движение, оргтехника в офисе, заводской шум, транспорт, музыка, животные, голоса, смешанные шумы, строительный шум, прочее.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Информационное обеспечение в области транспортной безопасности », проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать : определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности: устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «информационное обеспечение», «информационная безопасность» и «информационная система».
2. Перечислите сведения и документы, которые не относятся к служебной информации ограниченного распространения.
3. Перечислите основные задачи обеспечения информационной безопасности.
4. Перечислите основные мероприятия, обеспечивающие информационную безопасность.
5. Назовите компоненты информационного обеспечения работы компетентных органов в области транспортной безопасности.
6. Назовите цель и структуру Единой государственной информационной системы.
7. Раскройте порядок информирования об АНВ.
8. Перечислите сведения, которые необходимо зафиксировать при получении информации об АНВ.
9. Назовите компоненты информационного обеспечения.
10. Назовите объекты автоматизации ЕГИС ОТБ.

Необходимость проставления пометки «Для служебного пользования» на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

Документы с пометкой «Для служебного пользования»:

Печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

Учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка «ДСП»;

Передаются работникам подразделений под расписку;

Пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

Размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

Хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

При необходимости направления документов с пометкой «Для служебного пользования» в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

Исполненные документы с пометкой «ДСП» группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка «ДСП».

Уничтожение дел, документов с пометкой «ДСП», утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

Передача документов и дел с пометкой «ДСП» от одного работника другому осуществляется с разрешения руководителя.

При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой «ДСП», составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой «Для служебного пользования» проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой «ДСП», проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет. Результаты проверки оформляются актом.

О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой "ДСП" составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

При снятии пометки «ДСП» на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.

Работники за утрату документа или разглашения сведений, содержащихся в документах со служебной информацией ограниченного распространения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной ответственность (ст. 13.12. «Нарушение правил защиты информации», ст. 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) и уголовной ответственности (ст. 275. «Государственная измена» Уголовного кодекса Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 63-ФЗ).