Секретное делопроизводство: организация и правила ведения. Оформляем допуск к государственной тайне

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Статья 17. Степени секретности

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно секретно";

для служебной тайны - "Секретно".

Статья 18. Грифы секретности

На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:

на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Особой важности", "Совершенно секретно";

на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Секретно".

Глава 6 отнесение сведений к государственным секретам. Засекречивание. Рассекречивание

Статья 19. Отнесение сведений к государственным секретам

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексомРеспублики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.

До принятия решения об отнесении к государственным секретам сведений, указанных в части четвертойнастоящей статьи, государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Статья 20. Определение и изменение степени секретности

Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Статья 21. Засекречивание

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

Статья 22. Срок засекречивания, изменение срока засекречивания

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

для государственной тайны - до тридцати лет;

для служебной тайны - до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 23. Рассекречивание

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

Отныне секретное делопроизводство - прерогатива не только государственных органов. Документы с грифом секретности сегодня есть почти в каждой крупной коммерческой организации. В этой статье будет рассказано все о грамотном ведении тайной документации.

Понятие тайны в делопроизводстве

Любая трудовая деятельность, так или иначе связанная с тайной или секретной документацией, всегда хранит в себе множество трудностей, проблем и рисков. С чем это связано? Существует множество причин, среди которых основной является банальное неумение грамотно работать с бумагами, носящими гриф секретности.

Для начала стоило бы определиться с тем, что вообще является тайной. Тайна имеет несколько значений. Есть брать в расчет наиболее распространенное определение, то данное понятие стоит трактовать как некую информацию, доступную только ограниченному кругу лицу. Тайна не подлежит разглашению, она должна держаться в секрете. Как правило, тайна вскоре утрачивается, и информация становится доступной большому числу людей. Соответственно, и организация секретного делопроизводства становится ненужной.

Грифы секретности

На данный момент секретность имеет несколько основных типов. Если речь идет про секретное делопроизводство, так или иначе связанное с государственными делами, то все документы делятся на три основных типа:

Закрепляется эта классификация специальным Федеральным законом от 21 июля 1993 года "О гос. тайне". Что представляет собой каждый из представленных выше грифов?

Гриф "особой важности" представляет собой самую высокую степень секретности. Естественно, подобный статус может получить далеко не каждый документ. Так, в случае раскрытия грифа особой важности может быть нанесен значительный ущерб государству или какой-то группе людей. Именно поэтому и защита у подобного рода документов соответствующая.

Гриф "совершенно секретно" также присваивается документам, содержащим какую-то государственную тайну. Строгая регламентация при работе с подобного рода бумагами является в данном случае отличительной чертой.

Гриф "служебное пользование" не предоставляет документам особенную секретность, однако значительно ограничивает пользование ими. Подобного рода секретное делопроизводство устанавливается, как правило, в коммерческих структурах.

Порядок засекречивания

Порядок засекречивания все также устанавливает ФЗ о гос. тайне, названный выше. Согласно этому документу, в тайну, подлежащую государству, могут входить:

  • информация о военной сфере;
  • сведения об экономике, технике или науке;
  • информация о внешнеполитической или экономической сферах;
  • сведения о контрразведках, оперативной или розыскной деятельности, об антитеррористической политике и т. д.

Каким образом документы подлежат засекречиванию? Основное, что стоит отметить, это наличие специально уполномоченных экспертов. Лица с определенной квалификацией занимаются разработкой безопасного хранения тех или иных бумаг. Подбирается наиболее подходящий гриф секретности, в соответствии с которым и происходит дальнейшая работа. По сути, секретное делопроизводство - это громадная сфера со своими работниками и руководителями.

Системный принцип определения секретности

Для наиболее грамотного определения степени секретности необходимо периодически применять особенные принципы. Далее речь пойдет о самом виде определения тайны в делопроизводстве - о принципе системности. Что он собой представляет?

Основная черта системного подхода - особое внимание к проблеме засекречивания в целом. Основной его функцией является сохранение двух взаимовлияющих тенденций: с одной стороны, не допустить распространения важной информации; с другой - избежать массового засекречивания и вытекающих отсюда проблем.

Как происходит ведение секретного делопроизводства? Здесь основными являются два механизма: завышение и занижение грифа секретности. Завышение значительно сужает возможность обмена необходимой информацией, занижение несколько ослабляет этот процесс.

Другие принципы

Какие еще принципы и правила секретного делопроизводства можно выделить? Помимо системности, стоит отметить также объективность. В чем здесь смысл? Если давать краткую характеристику, то звучит она следующим образом: при работе с тайной документацией нельзя руководствоваться разного рода субъективными мнениями и предположениями. Должен существовать определенный перечень правил, в соответствии с которым и будут разрабатываться все необходимые меры.

Принцип оптимизации - еще один неотъемлемый элемент секретного делопроизводства. Его основной смысл заключается в том, что наименьшее количество данных в засекреченных документах - это лучшее и оптимальное решение. Излишки информации будут лишь нарушать необходимый уровень безопасности.

Принцип периодического осмотра заключается в постоянном контроле за тайной документацией.

О внесении изменений в секретные документы

Как уже было сказано, степень секретности того или иного документа определяется в соответствии со специальным перечнем сведений. После засекречиваются и отправляются на хранение. А возможно ли внесение изменений в эти документы?

Инструкция по секретному делопроизводству, которую содержит ФЗ о закрепляет ряд объективных ситуаций и обстоятельств, согласно которым, документы могут в разной степени подлежать пересмотру. Стоит, однако, отметить, что срок рассекречивания или изменения документации не должен превышать 30 лет. Исключение - решение специальной межведомственной комиссии. Как и в случае с засекречиванием, работы по снятию или снижению грифов секретности производятся специальной, уполномоченной на то группой лиц.

Уничтожение секретных документов

Решение об уничтожении того или иного тайного документа зависит от грифа секретности, наложенного на него. Если гриф с пометкой особой важности или совершенной секретности, то все вопросы опять же решает межведомственная комиссия. Если речь идет о коммерческой тайне, секретной документации какого-либо предприятия, то необходимо созывать специальную экспертную комиссию и руководителей. Она будет решать организационные вопросы, а руководство должно дать разрешение.

Процесс уничтожения проходит, как правило, в составе трех или более человек. Бумаги уничтожаются при помощи специальных машин - бумагоперерабатывающих аппаратов. Должны быть проставлены отметки в регистрационных формах, определяющих учет документации. Стоит также отметить, что уничтожение секретной документации должно происходить параллельно с уничтожением внутренней описи.

Правила ведения секретного делопроизводства

Далее речь пойдет о секретной документации фирм или прочих коммерческих структур. При работе с тайными документами необходимо учитывать несколько основных правил и требований. Стоит выделить самые важные моменты:

  • необходимо соблюдать строжайший контроль над доступом посторонних лиц к документам. Речь идет и о персонале. Так, безопасность должна устанавливаться через службу охраны или безопасности.
  • Необходимо точно определить лиц, имеющих право работать с секретной документацией. Соответственно, их стоит наделить и особыми полномочиями.
  • Должна быть разработана четкая инструкция (памятка) по работе с тайной документацией. Вся дальнейшая работа должна организовываться в строгом соответствии с ней.
  • С сотрудников должно быть взято соглашение о неразглашении коммерческой и производственной тайны.
  • Должно происходить постоянное материальное стимулирование лиц, имеющих право доступа к секретной документации. В частности, любой специалист секретного делопроизводства должен быть под личным контролем руководства.

Это все основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с секретными или тайными документами.

Обязанности специалистов по секретным документам

Обязанности сотрудников, допущенных к работе с тайным делопроизводством, на каждом предприятии разные. Во всяком случае не существует какой-то единой инструкции по работе с секретной документацией. Однако все же можно выделить наиболее общие и распространенные моменты, о которых должен помнить каждый сотрудник, имеющий дело с тайными бумагами. В частности, речь идет о том, что:

  • Сотрудник несет персональную ответственность за хранение, сохранность или изменение документов.
  • Сотрудник должен быть бдительным, ответственным и внимательным. Любые попытки посторонних лиц получить доступ к документации должны незамедлительно пресекаться.
  • Сотрудник должен знать и соблюдать положения инструкции о работе с секретными документами.

Помимо этого, необходимо выделить то, что специалисту делать запрещено. Сюда относятся:

  • сообщения любым посторонним лицам секретных сведений;
  • вынос, транспортировка или изменение документации без ведома руководства;
  • ознакомление с документацией по вопросам, которые не входят в ведение сотрудника;
  • уничтожение документов без ведома руководства.

секретной документации

Стоит привести наиболее общие сведения о том, как должна выглядеть обложка тайных документов. Практически любой отдел секретного делопроизводства закрепляет следующие нормы:

  • правый верхний угол - гриф секретности;
  • под грифом - инвентарный номер;
  • у документов с грифом совершенной секретности должна быть красная линия из правого верхнего угла;
  • листы должны нумероваться и прошиваться ниткой.

Естественно, существует и множество других требований к подобного рода бумагам. Однако названные выше моменты относятся практически к любым формам секретных документов.

Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

НА № 5‘2010Порядок допуска к государственной тайне детально регламентируется инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Инструкция). Процедура допуска включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их более подробно.

Этап 1 Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1 ). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Кстати сказать

Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • Расстройства привычек и влечений;
  • Умственная отсталость.

Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

2. Документы, необходимые для оформления допуска:

  • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации. Справка по утвержденной форме (приложение 2 ) выдается претенденту только при отсутствии медицинских противопоказаний. Срок действия справки - 1 год со дня ее выдачи.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию. Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Этап 2 Ознакомление с законодательством о государственной тайне

В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, - п. 19 анкеты.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Этап 3 Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

В Законе о гостайне и инструкции не определен способ, которым должно быть оформлено согласие на проведение проверочных мероприятий. Положение о том, что претендент согласен на проведение таких мероприятий, содержится в п. 21 анкеты.

Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий - выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

Этап 4 Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

  • Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Кстати сказать

Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения - в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

Пример

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Этап 5 Оформление допуска к государственной тайне

Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:

  • Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
  • Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.

Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.

Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.

Этап 6 Решение о допуске к государственной тайне

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

  • Военным комиссаром в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы;
  • В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
  • Заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей негосударственных организаций.

Обратите внимание! Заключить трудовой договор о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, можно только после получения гражданином допуска

В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, где указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

Для государственных гражданских служащих получение допуска к государственной тайне может рассматриваться в качестве основания для освобождения от прохождения процедуры конкурса. В данном случае наличие допуска - преимущество для работника.

Этап 7 Оформление обязанностей, связанных с допуском

Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3 ).

В пункте 10 Инструкции определяется:

1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

Приложение 1

Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

Приложение 2

Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну


Приложение 3

Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 07.04.2013, Год: 2013, Номер: №5

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

1. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.

2. При повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту повышения степени секретности не завершено указанным федеральным органом, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

3. При рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется указанным федеральным органом.

Комментарий к Ст. 1403 ГК РФ

1. По мере развития мировой науки и техники некоторые ранее секретные изобретения становятся общедоступными и де-факто перестают быть секретными по своему содержанию. Изменяется со временем и степень секретности таких изобретений. В подобных случаях в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, возможно как изменение степени секретности (в сторону ее понижения), так и рассекречивание отдельных изобретений. Кроме того, в том же порядке допускаются также изменение и снятие вообще грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение.

Закон о государственной тайне (разд. III и IV) и принятые в соответствии с этим Законом Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) регламентируют вопросы изменения степени секретности и рассекречивания сведений. Указанные Правила являются обязательными для исполнения при разработке развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также при подготовке предложений предприятиями, учреждениями и организациями о включении в перечень сведений, которые они разрабатывают. Нормы действующих Правил позволяют расширительно толковать содержание сведений, которые именно по этим Правилам квалифицируются как сведения, составляющие государственную тайну, и получают соответствующий гриф секретности. Степень секретности может быть изменена в связи с появлением объективных факторов, вызывающих необходимость ее корректировки (изменение международной обстановки, появление новых достижений науки и техники, снятие того или иного изделия с вооружения и т.д.).

2. В случае повышения степени секретности изобретения Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (п. 2 ст. 1403 ГК), который осуществляет дальнейшее делопроизводство. В комментируемом случае для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в п. 2 ст. 1375 ГК РФ, передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на момент передачи (в частности, переписка между федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителем, представленные заявителем дополнительные материалы, отчет об информационном поиске и др.).

3. При понижении степени секретности изобретения документы заявки по-прежнему остаются секретными, и даже если изобретение и заявка стали иметь степень секретности «секретно» и согласно п. 2 ст. 1401 ГК РФ могли бы быть рассмотрены в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, такая заявка продолжает рассматриваться в уполномоченном органе.

4. При рассекречивании сведений следует руководствоваться требованиями ст. 13 Закона о государственной тайне, содержащей нормы, регламентирующие порядок рассекречивания сведений, и нормами ст. 14 указанного Закона, регламентирующими порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. Рассекречивание сведений и их носителей — это снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основанием для рассекречивания сведений может явиться, например:

— принятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В соответствии с установленным порядком органы государственной власти обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

Закон о государственной тайне не содержит положений, касающихся порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений. Рассекречивание изобретений возможно как после выдачи патента на секретное изобретение, так и в процессе рассмотрения заявки на выдачу такого патента.

В рамках комментируемой статьи нельзя не коснуться вопроса о рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или были поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР. Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, подписанным на заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств в г. Минске 4 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ), были утверждены Правила, предусматривающие порядок рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР в соответствии с патентным законодательством СССР.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 2. Ст. 169.

В соответствии с указанными Правилами рассмотрение возможности рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР, может быть осуществлено по инициативе любой стороны (государства — участника данного Соглашения).

При этом решение о необходимости рассекречивания секретного изобретения принимается заинтересованной стороной в порядке, предусмотренном ее национальным законодательством, регулирующим рассекречивание сведений, относящихся к государственным секретам.

Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом «Совершенно секретно», на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Под уровнями секретности документов следует определять градацию бумаг по степени их разглашения. Секретное делопроизводство – это достаточно рискованная деятельность, потому, что необходимо отлично знать его тонкости. Важно быть знакомым с уровнями секретности бумаг и правилами, согласно которых определяют, является ли документация секретной.

Из этой статьи вы узнаете:

  • понятие секретных документов,
  • уровни секретности документов,
  • особенности определения секретности документов,
  • изменение уровня секретности документов.

Секретными документами называют такие бумаги, в которых содержатся тайные данные. Что же представляет собой собственно тайна? Та информация, которую не разрешено разглашать, и относится к данной группе сведений. Обычно она содержится в секрете в течение конкретного временного промежутка: пока представляет значимость для государства или отдельного ведомства. Впоследствии такие данные можно публиковать, а в определенных случаях документы уничтожаются без разглашения.

Уровни секретности документов

Подробная информация о документации с грифом «Секретно» прописывается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне». Согласно данному закону, бумаги, которые содержат государственную тайну и подлежат охране, могут относиться к одному из трех грифов (или уровней секретности документов):

  • «Особой важности»,
  • «Совершенно секретно»,
  • «Секретно».

Обсудим более подробно каждый из данных уровней (грифов) и перечислим, какая именно документация принадлежит к ним.

1. Уровень секретности «Особой важности». К нему принадлежат бумаги наивысшей степени секретности. Данный гриф присваивают, так как данные при их раскрытии таят в себе большую опасность для страны и интересов государства. Вот почему документация с грифом «Особой важности» охраняется от разглашения.

2. Уровень секретности «Совершенно секретно». Его получают те бумаги, в которых содержится государственная тайна. Порядок работы с информацией в таких документах четко определяется действующим законодательством.

3. Уровень секретности «Для служебного пользования». Нельзя назвать такой гриф статусом секретности, однако в данном случае доступ к служебной информации разрешается исключительно сотрудникам компании. Использовать ее бесконтрольно запрещено.

Государственной тайной является информация в военной сфере, а также в областях экономики, науки, техники, внешней политики, разведки и противодействия терроризму. Засекречиванием носителя должны заниматься эксперты, от квалификации которых и знаний законодательства напрямую зависит сохранность тайных сведений. Контроль над установкой уровня секретности документа производится должностным лицом, которое подписывало бумагу. Оно наряду с исполнителем является ответственным за верное присвоение документации грифа секретности. В случае присутствия в документе данных разного уровня секретности он получает гриф по высшей степени среди них.

Как определяется уровень секретности документов: основные правила

Грамотно решить задачу по установке грифа секретности и сохранения государственной тайны можно лишь при системном подходе к ней. Поэтому следует опираться на ряд правил. Необходимо не допускать самовольства в данной сфере, в противном случае не избежать проблем в работе с документацией или с утечкой важной информацией. Перечислим правила, о которых идет речь.

1. Правило системного подхода к определению уровня секретности документов. Основная суть этого принципа – это учет общей проблемы засекречивания. Нужно принимать во внимание существующую двойственность: с одной стороны, есть цель к обеспечению надежной сохранности государственной тайны, с другой – нельзя необоснованно и массово засекречивать данные. А потому недопустимо как завышение грифа секретности, так и занижение. Следует избегать любых крайностей.

2. Правило объективности при присвоении грифа секретности. Существует Перечень сведений подлежащих засекречиванию, на который и нужно опираться в работе. Субъективный подход недопустим.

3. Правило оптимизации объема секретных данных в бумагах. В отдельной документации секретные сведения должны содержаться по минимуму и строго в необходимом для решения рассматриваемого вопроса объеме.

4. Правило периодического пересмотра уровня секретности документов. Со временем степень секретности может снизиться или вообще утратиться. Потому и возникает необходимость рано или поздно пересмотреть ее.

Как меняется степень секретности документации?

Как уже говорилось выше, уровень секретности документов определяется согласно Перечню сведений подлежащих засекречиванию. Именно в нем указаны данные, разделенные по направлениям деятельности. Доступ к этому комплексу бумаг производится строго по законодательству РФ и согласно нормативным актам в данной сфере.

Закон гласит, что рассекречивание документов должно производиться не позже, чем через тридцать лет. Исключением являются лишь те бумаги, которые по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны остаются с соответствующим грифом секретности более длительное время.

Снижение уровня секретности документов либо полное рассекречивание производится специальными комиссиями, в составе которых находятся компетентные люди. Назначение лиц в комиссию осуществляется руководством. Комиссия занимается составлением актов с подробным разъяснением причин рассекречивания либо снижения степени секретности.

У руководства имеется право на редактирование грифа секретности, засекречивание и рассекречивание бумаг, которые были составлены в конкретной компании. Уничтожение тайной документации выполняется строго по нормативно-правовым актам секретного делопроизводства и перечню документов с периодами их хранения.