Правовые проблемы охраны водных объектов. Способы охраны водных объектов

  • Основы водного права
    • Понятие и краткая история развития водного права
    • Опыт правового регулирования водных отношений в Российской империи, СССР, Российской Федерации
    • Источники современного российского водного права
    • Предмет регулирования российского водного права
    • Проблемы права собственности на водные объекты и их практическое решение
    • Возникновение, изменение и прекращение права водопользования
    • Земли водного фонда и водоохранные зоны
  • Водные объекты и виды их использования
    • Правовой режим водоемов и водотоков
    • Особенности права пользования морскими водами
    • На периферии правового регулирования: ледники, снежники, воды горных областей
    • Виды использования водных объектов и их отражение в праве
  • Правовая охрана водных объектов система и направления
    • Понятие правовой охраны водных объектов
    • Водоохранные требования к водопользованию
    • Особо охраняемые водные объекты России
    • Актуальные задачи правовой охраны малых рек, городских и пригородных вод
    • Недавние и будущие изменения в водном законодательстве
  • Правовые проблемы управления водным хозяйством России
    • Общая характеристика управления водным хозяйством
    • Бассейновые принципы и водохозяйственное планирование
    • Финансовые механизмы в области водных отношений
    • Возмещение потерь водного хозяйства: целесообразно ли?
    • Мониторинг, учет и контроль в области использования и охраны водного фонда
    • Меры противодействия негативному воздействию вод
  • Юридическая ответственность за нарушения водного законодательства
    • Понятие юридической ответственности и основания ее применения
    • Уголовная и административная ответственность за нарушения водного законодательства
    • Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за нарушения водного законодательства
    • Дисциплинарная ответственность за нарушения водного законодательства
  • Правовое регулирование водных отношений за рубежом
    • Регулирование водных отношений в государствах англо-американской правовой системы
    • Регулирование водных отношений в государствах континентальной правовой системы
    • Экологическое право Европейского союза о водных отношениях
    • Регулирование водных отношений в государствах Восточной Европы
    • Регулирование водных отношений в государствах СНГ
    • Особенности водных правоотношений в ряде государств Азии и Африки
    • Общие актуальные вопросы правового регулирования водных отношений в России и за рубежом
  • Международный правовой режим водных объектов
    • Положения международного права и охрана водных ресурсов
    • Защита морской среды в международном праве
    • Договоренности по отдельным морским бассейнам
    • Трансграничное приморье
    • Международное речное право
    • Проблемы правовой охраны ресурсов Арктической зоны
  • Экологически значимый вопрос о единстве воды и земли

Понятие правовой охраны водных объектов

В статье 1 ВК РФ охрана водных объектов определяется как система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Меры охраны водных объектов предусмотрены положениями водного, природоохранного и санитарного законодательства, которые призваны упреждать, пресекать и устранять последствия вредного антропогенного воздействия на водный фонд.

Правовая охрана водного фонда России осуществляется по следующим основным направлениям:

  • регулирование хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение и иной негативный результат;
  • установление и соблюдение режимов водоохранных зон и санитарных округов;
  • установление и соблюдение режимов особо охраняемых водных объектов;
  • всемерное поощрение восстановления (реабилитации) водных объектов.

Как считают многие специалисты, добиться перелома в деле охраны водных, да и вообще природных богатств можно лишь посредством введения безотходных или малоотходных технологий. В основном это экономическая и технологическая задача. Но ее выполнение невозможно, если государство не будет наказывать загрязнителей и поощрять «экологически сознательных» лиц.

Водное законодательство провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ). В силу ст. 55 ВК РФ, собственник водного объекта (это главным образом государство в лице своих водохозяйственных органов) обязан осуществлять водоохранные мероприятия. Кроме того, физические и юридические лица - пользователи водных объектов - также обязаны предотвращать и устранять последствия (своего) негативного воздействия на водный фонд.

Система охраны водного фонда предусматривает мониторинг и государственный учет водных объектов, а также контроль за их использованием, привлечение к ответственности виновных в нарушениях. Последовательная охрана водных ресурсов невозможна без деятельности органов прокураторы, судов, без Службы судебных приставов, без привлечения к этому делу заинтересованных водопользователей, а также природоохранных организаций.

Охранять водные объекты необходимо от различных видов негативного воздействия на них. Прежде всего это загрязнения: механическое, химическое, бактериальное, тепловое, радиоактивное (тепловое загрязнение - это отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного режима, когда на него не влиял человек).

Помимо приведенных видов загрязнений выделяют также диффузное загрязнение воды. Оно происходит вследствие ее контакта с проблемной поверхностью земли и отравленным воздухом.

Кроме того, выделяют аварийное загрязнение водных объектов, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты.

В ВК РФ нет определения понятию «засорение водных объектов». С научной точки зрения, засорение - это сброс или поступление иным способом в водные объекты посторонних предметов и взвешенных частиц, ухудшающих их состояние или затрудняющих их использование. Засорение водотоков и водоемов бывает в виде их захламления брошенными транспортными средствами и затонувшим имуществом. К сожалению, Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу 1 Вода России: Информационное издание Минприроды России. - 2001. - № 1.-С. 4. .

Помимо загрязнения и засорения, российскому водному фонду угрожает истощение - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Источниками загрязнения и засорения, являются объекты, осуществляющие сброс или поставляющие иным образом вредные вещества в водные объекты. Это - промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплавляемый лес; отходы от проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Законодательная охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется путем регулирования деятельности самих источников негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 г. и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

Выполнение водоохранных требований обязательно начиная со стадии выбора места расположения потенциального источника загрязнений (т.е. хозяйственного объекта, предприятия), а также при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники потенциального загрязнения, не обеспеченные современными технологическими установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами.

Тем не менее несоблюдение экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, при их эксплуатации являются самыми частыми административными правонарушениями. Тем самым нарушаются требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Большую долю правонарушений составляют нарушения законодательства об экологической экспертизе. Если подытожить данную информацию, то возникнет плачевная картина: многие предприятия созданы и работают с нарушением требований экологической или санитарно- эпидемиологической безопасности, уклоняются от экологической экспертизы.

«Болевой точкой» российского водного хозяйства является сильный износ очистных сооружений водоканалов; специалисты оценивают его в 60-70%. В результате эти ключевые для водного хозяйства организации «принимают», но не очищают до стандарта сточные воды, платят штрафы, но не имеют финансовых возможностей перевооружить свое оборудование. При немедленном введении жестких нормативов загрязнения окружающей среды система водоканалов просто обанкротится, а реформа ЖКХ будет свернута. Поэтому звучат резонные предложения вводить названные нормативы поэтапно, одновременно начав перевооружение водоканалов.

При совершенствовании системы охраны вод нужно ориентироваться на творческие способы нейтрализации загрязнений и иных негативных воздействий. Для очистки Кольского залива от загрязнений реализуется уникальный экологический проект по созданию на морском дне плантаций водорослей, служащих биофильтрами. Тяжелые металлы, радионуклиды и нефтепродукты поглощаются фукусовыми водорослями и ламинарией. В этом самобытном проекте задействованы судоремонтный завод «Нерпа» и Мурманский морской биологический институт. Проект выполняется на средства Глобального экологического фонда в рамках программы «Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды».

Охрана вод не была бы полноценной, если бы не предусматривала экологическое просвещение и воспитание. В связи с этим общественность инициирует подготовку экологических и природоохранных картографических материалов для широкого пользователя. Одна из задач этого замысла заключается в наглядном отображении (на картах, таблицах, схемах, фотоматериалах) потерь природных богатств за 100, 50, 20 лет. На этих картах следует отобразить сокращение водности и истощение водотоков и водоемов, исчезновение или сокращение рыбных и охотничьих запасов, сведение лесных массивов, гибель и запустение памятников природы и т.д.

Оригинальные способы очистки водных объектов

В настоящее время в России создается специальная программа химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. Госзаказчиком и координатором данной программы выступает Минздравсоцразвития России. В СМИ появляется информация о разработках оригинальных методов оздоровления деградированных почв и водных объектов. Геленджикская бухта, воды у Днепропетровска, столичные Воронцовские пруды были очищены... посредством лазерных и электромагнитных излучений определенного диапазона. В итоге этих экспериментов вода очистилась от нефтепродуктов, токсичных веществ и болезнетворных бактерий настолько, что стала прозрачной, а иногда - пригодной для питья. На основе этих испытаний в последние годы существования СССР при активном участии тогдашнего КГБ, занимающегося экологической безопасностью, к 1991 г. была подготовлена комплексная программа экологического оздоровления страны. Но «советский сектор» Черного моря очистить не успели: помешал распад СССР. Затем ноу-хау ушли за рубеж и удачно были использованы в Западной Европе 2 Птичкин С. Секретная зачистка: прорывные экологические технологии хранятся в архивах КГБ // Российская газета. - 2008. - № 24 (4581). .

Охрана водных объектов является последним элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.

1. Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Правовая охрана водных объектов может выступать в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.

Водный кодекс запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов безустройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.

К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их установления определены Водным кодексом - ст. 111, принятым во ее исполнение Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ноября 1996 г.* В соответствии с данными нормативными актами вод сохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.

*Постановление.которым утверждено «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (СЗ РФ. 1996. № 49. Ст.5567).

В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авйационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.

Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, являются не действительными с момента их совершения (ст. 132 ВК РФ).

В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии со ст. ст. 130, 131 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.

Перечень правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, установлен статьями 47, 57-60 КоАП РСФСР. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.

Уголовную ответственность за экологические преступления Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает в ст. ст. 246-262. Среди них ст. 250 - загрязнение вод, ст. 252 - загрязнение морской среды.

Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб регулируется ст. 1 ll BK РФ, в соответствии с которой правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.

К дисциплинарной ответственности должностные лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности - трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности,

Подводя итог, следует сказать, что правовой режим земель водного фонда имеет особый объект регулирования - водный объект, в состав которого входят земли водного фонда. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, в 1995 г. принят Водный кодекс РФ, во исполнение его норм принят массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение - есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.

Также ограниченно применяются нормы законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно-правового характера.

Таким образом, хотелось бы отметить, что необходимо:

1) усилить деятельность по реализации законодательных норм;

2) продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. В частности, необходимо принять новый Земельный кодекс, являющийся основой отношений, связанных с землей, так как ныне существующий практически не действует.

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой земли водного фонда как объект правового регулирования?

2. Какие виды земель можно выделить в составе земель водного фонда?

3. Какие обстоятельства обусловливают правовой резким водного фонда?

4. На какие виды можно подразделить правовой режим земель водного фонда?

5. В чем особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда?

6. В чем заключается правовая охрана водных объектов?

Также немало важен вопрос об охране водных объектов. Общему порядку и правилам охраны водных объектов подробно посвящена глава 6 ВК РФ.

Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений .

Заключение

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель водного транспорта осуществляется Земельным кодексом, Водным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами. В общей сложности водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством.

Как отмечают многие исследователи в области земельного права, данные правовые акты порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства. В связи с этим, ученые полагают, что возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель водного транспорта.

Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления их охраны, определение некоторых общих требований к ней и обозначение ответственных за нее государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц.

Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации, нуждается в регулировании, основанном на их взаимодействии и разграничении полномочий.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты Федерации организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора над использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проведение других региональных водоохранных мероприятий в соответствии с положениями статей 25 и 26 ВК РФ.

Граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим относятся разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Водные объекты подлежат охране от загрязнения и засорения.

В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия "загрязнение" и "засорение".

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились в сторону ухудшения установленные нормативы качества вод, ограничилось его использование, проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Охрана вод осуществляется с помощью нормативов качества вод, представляющих собой допустимую норму воздействия, гарантирующую экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов. Установленные нормативы качества вод (предельно допустимые концентрации водных веществ) носят обязательный характер и используются в практике проектирования и контроля над состоянием водных объектов. Нормативы качества воды для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, установлены действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (ст. 35 ВК РФ).

Источниками загрязнения и засорения являются и объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты: промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию источников загрязнения и засорения, должны принимать установленные природоохранным, водным и иным законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Выполнение водоохранных требований начинается со стадии выбора места расположения источника загрязнений при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники загрязнения, не обеспеченные современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля над сточными водами. Запроектированные работы по охране окружающей природной среды должны быть выполнены к стадии ввода в эксплуатацию источника загрязнений.

Для источников загрязнений определяется предельно допустимый норматив воздействия на водный объект, который он обязан соблюдать. Не допускается сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, а также сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов; очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Владелец каждого источника загрязнений обязан вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы, информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод.

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах. Они определены в Водном кодексе РФ, а также устанавливаются в процессе согласования проведения этих работ со специально уполномоченными государственными органами в области использования и охраны водного фонда.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия, и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются федеральным водным законодательством, законодательством о недрах, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Некоторые международные нормы предусматривают меры предупреждения залповых сбросов вредных веществ, возмещение ущерба от воздействия промышленных аварий; осуществляется при этом основной принцип, согласно которому ответственность за загрязнение возлагается на его виновника.

Значительными полномочиями по предупреждению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России.

Основным критерием качества вод является содержание предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В качестве одной из мер охраны водных объектов следует рассматривать установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Правовая охрана отдельных природных ресурсов

Правовой режим памятников природы

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Они могут создаваться на федеральном или региональном уровне с изъятием или без изъятия земельных участков. Для обеспечения сохранности памятников природы могут создаваться охранные зоны, на которых запрещаются любые виды деятельности, влекущие за собой нарушение их сохранности. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. С ними могут заключаться соответствующие договоры и выдаваться охранные обязательства.

В соответствии с Водным Кодексом РФ под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В основе системы норм, обеспечивающих исключение негативного воздействия на водные объекты, находятся следующие принципы :

1. Приоритета охраны водных объектов перед их использованием

Использование водных объектов не должно влечь негативное воздействие на них

2. Сохранение особо ценных водных объектов

Путем создания особо охраняемых зон и т.д.

Правовые нормы, опосредующие отношения по охране водных объектов, дифференцируются в зависимости:

1. от видов объектов

a. поверхностные

b. подземные

2. от целей использования

a. водосброс

b. производство электроэнергии и т.д.

3. от значения

a. природоохранные

b. рекреационные

c. культурные и т.д.

4. по иным основаниям

Регламентация правил охраны водных объектов наряду с НПА (включая кодексы, ФЗ и т.д.) проводится также на уровне схем комплексного использования и охраны водных объектов. В нее включаются систематизированные материалы о их состоянии и использовании. Данный акт (схема) является основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах отдельного речного бассейна.

Целями разработки указанной схемы являются:

1. Определение допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты

Относительно водного объекта определяется общая масса допустимых загрязнений

2. Определение потребностей водных ресурсов в перспективе

Это делается для того, чтобы установить сроки истощения ресурсов

3. Обеспечение охраны водных объектов

4. Определение основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод

В схемах устанавливаются :



1. Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов

2. Лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества

3. Квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, которые соответствуют нормативам качества в границах речных бассейнов

Обязанность по охране водных объектов возлагается на их собственников. Указанные субъекты обеспечивают предотвращение их загрязнения, засорения и истощения.

Под загрязнением понимается сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах, превышающих допустимые уровни воздействия, а также тепловое загрязнение, появление в воде микроорганизмов также с превышением установленных нормативов. Критерием загрязненности водных объектов является ухудшение ее качества вследствие изменения ее физических, химических, биологических и органолептических свойств (вкус, цвет, прозрачность) и появление вредных веществ для человека, животного и растительного мира.

Под засорением понимается поступление в водный объект нерастворимых предметов (мусор, древесина, шлаки, металлы и т.д.), неизменяющих качество воды. Юридических критериев для определения степени засорения водных объектов законодательство не устанавливает, тем самым органам, осуществляющим охрану водных объектов, в каждом конкретном случае с учетом местных условий необходимо решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием деятельности человека и носящее устойчивый характер.

Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются . Содержание опасных для здоровья человека веществ и их соединений в водных объектах не должно превышать предельно допустимые нормативы воздействия на них. В целях охраны водных объектов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (она входит в водоохранную зону).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, ручьев, морей, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Целями ограничения этих видов деятельности является предотвращение загрязнения, засорения, заиление (от слова ил) водных объектов и истощение их вод, а также сохранение среды обитания водных биоресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:

1. До 10 км - в размере 50 м

2. От 10 до 50 км - в размере 100 м

3. Свыше 50 км - в размере 200 м

Ширина водоохранной зоны для территориального моря составляет 500 м от максимальной точки отлива.

В границах водоохранных зон запрещается:

1. Использование сточных вод для удобрения почвы

2. Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных и иных ядовитых веществ

3. Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений

4. Движение и стоянка транспортных средств, кроме специальных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах, а также в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

В границах водоохранных зон допускается: проектирование, размещение и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования с сооружениями, исключающими загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, установленными для водоохранных зон, запрещается:

1. Распашка земель

2. Размещение отвалов размываемых грунтов

3. Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн (!)

Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Их статус и режим охраны, в том числе и границы, будут определяться в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.