Присвоение классного чина более высокой группы должностей. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, о чем они свидетельствуют

Присвоение классного чина государственному служащему не может осуществляться просто так, по чьей-либо протекции, без соблюдения законных требований. Любые попытки обойти законы и нормативные акты, регулирующие данный вопрос, рано или поздно обнаруживаются. И тогда все виновники привлекаются к суровой ответственности, вплоть до уголовной. Все назначения и переводы должны соответствовать Указу Президента №113 от 01.02.2005 г. Присвоение классных чинов гражданским служащим осуществляется по решению соответствующей комиссии после тщательного и подробного изучения биографии и заслуг кандидата, характеристики с места работы.

Общие положения

Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.

Отношения между служащими и государством регулируются рядом отраслевых законодательных актов. Соответствующие нормативно-правовые документы устанавливают права как служащего, так и государства, а также обязанности, запреты, определяют ответственность каждого участника и так далее.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим является стимулом для всех категорий чиновников повышать уровень своего мастерства и качество работы. И здесь дело кроется не только в финансовой выгоде (за классовость предусмотрены определенные надбавки к жалованию). В среде чиновников наличие класса открывает возможности карьерного роста.

Само понятие «классный чин» не возникло просто так, на пустом месте. Еще со времен царя Грозного на Руси действовал своего рода реестр людей, занимавших высокие должности. С течением времени новые правители вносили свои новшества. Уже Петр Первый установил четырнадцать классов должностей.

После революции все, что напоминало о царском режиме в России, выжигалось каленым железом. Поэтому после 1917 года классовость государственных служащих была упразднена. Но в 2004 году практика классных чинов была вновь внедрена в систему государственного управления.

В системе государственного управления действует принцип сохранения классных чинов при переводе чиновника из органов государственного управления в органы местного управления. В таких ситуациях служащему присваивается чин, соответствующий предыдущему месту работы, без проведения переоценки знаний и навыков.

Первый классный чин

Кто вправе подписывать приказ о присвоении классного чина государственному служащему? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Некоторые назначения вправе осуществлять лишь президент, да и то по предложению соответствующих компетентных органов. Такой чести удостаиваются представители высшей группы должностей.

Правительство во главе с премьер-министром уполномочено назначать на должности государственного советника. Данные должности относятся к главной группе служебных обязанностей.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим нижестоящих групп (ведущей, младшей, старшей) вправе осуществлять сам наниматель (например, начальник районной управы). Эти должности также делятся на классы. Младшим классом является третий.

Первый классный чин может быть присвоен тогда и только тогда, когда гражданский служащий успешно прошел испытательный срок. В некоторых случаях, определенных законом, испытание может не устанавливаться. Тогда присвоение первого классного чина государственным гражданским служащим становится возможным лишь по истечении трех месяцев с даты назначения на должность.

Закон определяет для некоторых категорий служащих иных ведомств упрощенный порядок присвоения чина. Речь идет о сотрудниках Министерства иностранных дел, военных, офицерах ФСБ и других силовых структурах. Таким людям классный чин присваивается в соответствии с занимаемой должностью.

Присвоение очередного классного чина государственному служащему

Поводом и необходимым требованием для присвоения очередного чина является необходимый стаж работы на предыдущей должности. Еще одно важное условие: чиновник должен вступить в должность, которая требует эквивалентного или более высокого уровня, нежели ему присваивается. Как показывает практика, руководство на местах довольно часто игнорирует это требование, продвигая по службе друзей и родственников. Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае).

Если в отношении претендента проводится служебная проверка, либо он является фигурантом (подозреваемым) открытого уголовного дела, то повышение классного чина гражданскому служащему недопустимо.

Если служащий добросовестно выполняет свои обязанности, хорошо зарекомендовал себя, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и гражданского населения, то закон предусматривает возможность присвоения такому человеку очередного классного чина до истечения срока пребывания в предыдущем. Но при этом должно выполняться одно очень важное условие: служащий должен проработать не менее шести месяцев, а присваиваемый чин не может быть выше соответствующего занимаемой должности.

Сроки присвоения классного чина государственным гражданским служащим

Согласно действующим законам, повышение классного чина возможно лишь при наличии определенного стажа на нижестоящих должностях. Таким образом, очередное присвоение классных чинов государственным служащим возможно лишь при соблюдении следующих условий:

Претендент проработал не менее 1 года в чине секретаря или референта госслужбы третьего и второго класса;

Претендент на присвоение чина проработал не менее двух лет советником госслужбы Российской Федерации третьего и второго класса;

Чиновник проработал не менее одного года в должности действительного государственного советника.

Первый класс государственного служащего является вершиной его карьеры. Поэтому сроки пребывания на данных должностях законом не ограничиваются.

Срок службы начинает отсчитываться со дня назначения классного чина государственным гражданским служащим. Получается, что чиновник третьего класса может пойти на повышение (присвоение второго класса) лишь спустя минимум один год с момента присвоения классности.

Порядок понижения и лишения классных чинов

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.

Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».

Проведение экзамена на соответствие занимаемой должности

Порядок присвоения классных чинов государственных гражданских служащих гласит, что чиновники должны проходить квалификационный экзамен. После проведения этого испытания специально созданной комиссией выносится коллегиальное решение по этому вопросу. Эту процедуру в обязательном порядке проходят те чиновники, которые претендуют на должности ведущей и главной групп (руководитель, специалист). При этом факта успешной сдачи испытания претендентом на вакантную должность руководителя будет недостаточно. В данном случае необходимо получить согласие руководителя органа государственной власти, в котором предполагается работать.

Требования к организации квалификационного экзамена

В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.

Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.

Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.

В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.

Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.

Работа экзаменационной комиссии

Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.

Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.

Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.

После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот - чиновник не выдержал испытания.

Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.

Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.

Нужно ли сдавать квалификационный экзамен при заключении срочного контракта?

В соответствии с действующим законодательством и трудовым правом, в ряде случаев, с учетом категории должности, с государственными служащими не могут устанавливаться бессрочные трудовые отношения. В таких ситуациях заключаются трудовые контракты.

И несмотря на то что закон изначально предусматривают заключение с чиновниками бессрочных договоров, порядок присвоения классных чинов государственным гражданским служащим остается прежним. Иными словами, независимо от того, каким образом оформлены трудовые отношения, чиновники для присвоения чина обязаны сдавать квалификационный экзамен.

В каких случаях чиновник проходит проверку испытанием?

В соответствии с положением о присвоении классных чинов государственным служащим, испытание по проверке знаний и навыков проводится при решении вопроса о назначении чиновника на новую должность и назначении очередного чина. Данный вопрос выносится на рассмотрение компетентной комиссии по прошествии установленного срока работы служащего на предыдущей должности.

Кроме того, испытание проводится в том случае, когда присвоение классного чина государственному гражданскому служащему впервые осуществляется. Таким образом, все кандидаты без опыта работы на государственной службы в обязательном порядке проходят это испытание.

Порядок присвоения классных чинов государственным служащим требует проведения квалификационного испытания и для той категории лиц, которые повышены в должности, при этом для осуществления своих профессиональных обязанностей на должном уровне им необходимо иметь более высокую категорию (в соответствии с принятыми отраслевыми стандартами и нормами).


Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" .

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

№ п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

1. Должности категории "руководители"

Высшая группа должностей

Заместитель федерального министра

9004

10,5

150-200

Директор департамента

8287

150-200

Заместитель директора департамента

7967

150-200

2. Должности категории "помощники (советники)"

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

7967

150-200

Советник федерального министра

7967

150-200

3. Должности категории "специалисты"

Главная группа должностей

Начальник отдела

в департаменте

6773

120-150

Референт

6614

120-150

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

5897

90-120

Ведущий советник

5818

90-120

Советник

5736

90-120

Ведущий консультант

5658

90-120

Консультант

5578

90-120

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

5100

60-90

Ведущий специалист-эксперт

4622

60-90

Специалист-эксперт

4144

60-90

4. Должности категории "обеспечивающие специалисты"

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист
2 разряда

5339

90-120

Старшая группа должностей

Старший специалист
1 разряда

4144

60-90

Старший специалист
2 разряда

4065

60-90

Старший специалист
3 разряда

3985

60-90

Младшая группа должностей

Специалист
1 разряда

3502

до 60

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)


Федерации 1 класса

2949

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

2790

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

2630

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

2392

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

2232

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

2074

1833

Советник государственной гражданской службы

1675

Советник государственной гражданской службы

1515


Российской Федерации 1 класса

1436

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

1197

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

1117


Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Степень секретности

Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)

"Особой важности"

50 - 75

"Совершенно секретно"

30 - 50

"Секретно" (при оформлении допуска с проведением
проверочных мероприятий)

10 - 15

"Секретно" (при оформлении допуска без проведения
проверочных мероприятий)

5 - 10

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

2012-2013 Министерство здравоохранения РФ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон «горячей линии» Министерства здравоохранения:

8 800 200-03-89

Телефоны Справочной службы Министерства здравоохранения:

8 495 628-44-53 , 8 495 627-29-44

Email Справочной службы Министерства здравоохранения:

Многоканальный телефон Министерства здравоохранения:

Просим разъяснить вопрос соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъекта Федерации. Учитывается ли классный чин - Референт государственной гражданской службы Пермского края 3 класса, присвоенный гражданскому служащему Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края, при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы, есть ли необходимость устанавливать доплату гражданскому служащему за имеющийся классный чин?

Ответ

Ответ на вопрос:

Просим разъяснить вопрос соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъекта Федерации.

В соответствии с ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников определяются указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 установлено только соотношение классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

Соотношение классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъекта Федерации не установлено.

Учитывается ли классный чин - Референт государственной гражданской службы Пермского края 3 класса, присвоенный гражданскому служащему Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края, при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы, есть ли необходимость устанавливать доплату гражданскому служащему за имеющийся классный чин?

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ устанавливает, что система государственной службы включает в себя:

военную службу;

То есть федеральная государственная гражданская службы и государственная гражданская служба субъекта РФ, на наш взгляд, не являются самостоятельными видами государственной службы, т.е. указанная норма статьи 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ об учете классного чина в данном случае не применяется.

Также согласно п. 5 Положения утв, Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113, при присвоении первого классного чина учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации .

В связи с неопределенностью правового регулирования и отсутствия нормативно установленного соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта РФ рекомендуем Вам обратиться за официальным разъяснение по этому вопросу в ФНС РФ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ
О системе государственной службы Российской Федерации

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
государственную службу иных видов.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:
последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;
досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;
сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.
Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

3. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры

Данный чин представляет собой своеобразную основу существующей государственной гражданской службы. Он присваивается конкретному служащему, выполняющему возложенные на него трудовые функции в четком соответствии с определенной должностью.

Подобные звания являются своего рода разрядами конкретных служащих государственных органов.
Смысл этого нововведения заключается в том, что благодаря званиям можно определить, насколько человек пригоден для выполнения той или иной деятельности на основе каких-либо его знаний и имений.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

Чин представляет собой определенное специальное звание, которое может быть присвоено сотрудникам следующих государственных органов:

  1. Прокуратуры.
  2. Юстиции.
  3. Судов.
  4. Судебного департамента.
  5. Верховного суда.
  6. Нотариуса.

Данный вид звания может быть присвоен работникам:

  1. С учетом их заслуг.
  2. С учетом уровня профессиональной подготовки.
  3. С учетом занимаемой ими должности.
  4. С учетом отношения ко всем порученным им задачам.
  5. С учетом выслуги лет.

История вопроса

Не стоит думать, что такое звание – этого какое-либо введение нового законодательства. На самом деле, подобная практика существовала в русском государстве еще в шестнадцатом веке. Именно тогда пользовалось популярностью использование специальных чинов, представляющих собой специальные книги с занесенными записями о назначении всем служилым людям новых должностей.

Первая такая книга была составлена еще в 1556 году и содержала в себе записи за восемьдесят лет. Позднее Петр Первый отменил подобные книги, ведя единую систему присваиваемых чинов, закрепленных в специальном Табеле.

В общей сложности, в таком ранге содержалось четырнадцать чинов, которым соответствовали различные должности таких служб:

  1. Морской.
  2. Гражданской.
  3. Придворной.
  4. Военной.

После прихода к власти Советов, все ранги были упразднены. На данный момент такое понятие, как ранг применяется только в морском флоте и в специальной иерархии дипломатов.

Можно сделать вывод, что введение такого понятия, как «чин» является возвратом к исходным традициям, существовавшим на Руси.

Классификация и должности

В общем, все должности могут подразделяться на несколько категорий и групп.

  1. Руководители. К данной классификации относятся не только сами руководители, но и замещающие их лица. Помимо этого, в гражданской службе у данной категории могут предусматриваться определенные и неопределенные сроки службы.
  2. Советники или, иначе говоря, советники. Данные должности содействуют лицам, назначенным руководителями.
  3. Специалисты. Это определенная категория сотрудников, которые выполняют специальные задачи и функции.
  4. Обеспечивающий персонал. Специалисты, которые занимаются организационной и документационной деятельностью в определенном органе государства.

Государственные должности могут подразделяться и на определенные группы:

  1. Главные.
  2. Ведущие.
  3. Старшие.
  4. Младшие.

Условия и основания присвоения и сохранения классных чинов

Законодательными актами предусматриваются только несколько общих условий, при которых звание присваивается и сохраняется. К ним можно отнести следующие:

  1. Последовательность присвоения по прошествии определенного установленного законодательными актами времени пребывания в конкретном классном чине.
  2. Присвоение данного звания возможно в ситуации, когда сотрудник выполняет свои трудовые функции на службе в определенном государственном органе.
  3. По законодательным актам, он также может быть назначен сотруднику в качестве определенной меры поощрения.
  4. Даже в случае увольнения служащего с занимаемой им должности или его выхода на заслуженную пенсию, за ним сохраняется присвоенное ему звание.
  5. Лишение может произойти только по решению уполномоченного суда, если служащий совершил тяжкое или особо тяжкое правонарушение.

Возможно ли присвоить досрочно?

  1. На законодательном уровне предусматривается возможность получения звания в досрочном порядке, но только в качестве своеобразной меры поощрения конкретного служащего.
  2. Также стоит отдельно отметить, что при присвоении данного звания в досрочном порядке, он может быть повышен исключительно на одну ступень.
  3. При переводе сотрудника на какой-либо другой вид службы в государственном органе, за ним сохраняется чин и общий срок выслуги.

Порядок присвоения и сохранения

Конкретный порядок присвоения полагающегося гражданского чина определяется специальным Положением, которое было утверждено Президентом.

Из данного Положения, можно выделить следующие ключевые моменты, касающиеся порядка присвоения чина служащему:

  1. Если обратить свое пристальное внимание на седьмой пункт этого документа, звание может быть присвоено непосредственному служащему только после прохождения им испытаний. Если при приеме на работу в государственный орган, испытания никак не устанавливались, то служащий может получить его только после трех месяцев выполнения своих трудовых функций на службе.
  2. Он может присваиваться конкретному служащему определенного государственного органа только непосредственно после окончания определенного срока, который установлен в прошедшем классном чине. Кроме этого, служащий обязательно должен занимать должность, для которой на законодательном уровне предусматривается возможность получения этого звания.
  3. Помимо вышеперечисленного, положение также устанавливает специальные сроки для прохождения службы. Кроме этого, существуют отдельные моменты, когда конкретные сроки для подобного поощрения не устанавливаются. Данным положением устанавливается порядок присвоения полагающегося чина
  4. Решение может приниматься следующими лицами:
    • Президентом;
    • Правительством;
    • Руководителем определенного органа государства;
    • Представителем нанимателя.
  5. Также стоит отдельно отметить тот факт, что высший чин может быть присвоен только Президентом.
  6. В Положении также содержится информации о том, что звание может быть присвоено конкретному служащему до истечения специального законодательством срока. Однако это может быть осуществлено только в качестве поощрения за особые отличия.
  7. Подобное звание не может быть присвоено определенному служащему, на счету которого есть какое-либо взыскание за дисциплинарные нарушения.
  8. Положением также устанавливается, что при увольнении данного конкретного работника с выполняемой им должности на службе, он сохраняет свой классный чин.
  9. Помимо этого, в данном документе устанавливается всего один случай, когда сотрудник органа может быть навсегда лишен своего поощрения. Лишиться своего полученного чина он может только в судебном порядке и исключительно за совершение любого тяжкого или особого тяжкого преступления.

Оклад

Помимо чина, служащий получает определенное денежное поощрение. А частности, ему устанавливается месячный оклад, который напрямую соответствует полученному званию.

Оклад за полученное поощрение обязательно должен быть включен в состав определенного денежного содержания, которое ежемесячно выплачивается работнику.

Подготовка документации

  1. Согласно действующему законодательству, руководитель отдельного территориального органа должен направить специальное представление о необходимости присвоить полагающийся чин своему сотруднику в центральный аппарат органа действующей власти.
  2. Все данные проекты должны быть согласованы федеральными министерствами.
  3. В поданных материалах обязательно должна содержаться следующая информация:
    • завизированные проекты Указа Президента;
    • выписка из составленного протокола специальной комиссии о сдаче полагающегося экзамена;
    • сведения о конкретном работнике органа;
    • сведения о прохождении специализированной переподготовки;
    • структура данного органа;
    • справка, содержащая все сведения о данном служащем;
    • выписка из составленного приказа.

Лишение

Лишение может произойти только по решению уполномоченного суда, в случае, если служащий:

  1. Совершит тяжкое правонарушение.
  2. Совершил особо тяжкое правонарушение.

Во всех остальных случаях, сотрудник государственного органа не может быть лишен своего классного чина.

Гражданские служащие различаются не только по категориям и группам, но еще и по классным чинам (ст. 11). Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена. Всего в гражданской службе имеется пять классных чинов и по три класса в каждом классном чипе, т.е. всего 15 классов. Именно.за классные чины гражданских служащих нередко называют "чиновниками". Исторически это понятие используется обычно в двух смыслах: в положительном - как служебное звание, указывающее положение гражданского служащего в иерархии государственных должностей; в негативном - как свидетельство медлительности, нерасторопности, бюрократизма гражданских служащих.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса (рис. 5).

Рис. 5.

Классный чин гражданскому служащему присваивается в очередном и внеочередном порядке. Очередное присвоение классного чипа производится на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации.

Внеочередное присвоение классного чина гражданскому служащему может производиться по ходатайству его непосредственного руководителя (представителя нанимателя) на основании результатов квалификационного экзамена за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнении заданий особой важности и сложности по истечении нс менее половины срока пребывания гражданского служащего в предыдущем классном чине.

Внеочередное присвоение гражданскому служащему классного чина может производиться не более одного раза в течение периода его службы на государственных должностях гражданской службы каждой группы государственных должностей гражданской службы. Естественно, федеральным или региональным (субъектов РФ) законом устанавливаются определенные сроки пребывания в классном чине для присвоения гражданскому служащему очередного классного чина. Классный чин, присвоенный гражданскому служащему в соответствии с федеральными и субъектов РФ законами, сохраняется.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с Указом Президента РФ "О порядке присвоения и сохранения классных чипов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим" классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

При прохождении гражданской службы устанавливаются следующие сроки: а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса - не менее одного года; б) в классных чинах советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса - не менее двух лет. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 1 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Классные чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом, классные чины в тех федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, - по представлению руководителей этих органов; в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ; в прочих федеральных государственных органах или их аппаратах - также по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим: а) в федеральных органах исполнительной власти Правительством РФ; б) в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1,2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством РФ.

Положение о классных чипах федеральной гражданской службы, их соотнесение воинским званиям и званиям правоохранительной службы утверждается указом Президента РФ. Однако эта работа до сих пор не проведена, что не делает чести президентским структурам. Для примера можно привести следующий вариант соотнесения классных чинов, воинских и правоохранительных званий (табл. 5).

Таблица 5.

Помимо этого, свои классные чины имеют также Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Генеральная прокуратура РФ.

Карьера гражданских служащих связана с предоставлением каждому гражданскому служащему таких служебных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее полную реализацию его профессиональных способностей и стремлений в соответствии с интересами государства и общества. Здесь целесообразно опасаться двух форм развития событий - опережения и запоздания в карьерном росте. Опережающее развитие карьерного процесса порождает низкую продуктивность труда и способствует формированию неадекватной самооценки, что обусловливает возможность тяжелых личностных кризисов в ситуациях, связанных с высокой степенью ответственности. Запаздывание изменений статусно-ролевого положения относительно профессионального развития гражданского служащего снижает его трудовую мотивацию, является вероятностной причиной развития личной отчужденности, что, в конечном счете, также неблагоприятно сказывается на его служебной деятельности.

Управление карьерой должно учитывать особенности самоорганизации конкретного гражданского служащего с тем, чтобы сформировать у него адекватную оценку собственных склонностей и способностей, особенностей замещаемой государственной должности гражданской службы, а также общественно-приемлемых форм планирования своего профессионального продвижения.

На сегодняшний день существует социальная путаница в служебной терминологии: путают гражданскую службу и государственную власть, представленную политическими руководителями. Слово "чиновник" стало нарицательным и употребляется ко всем государственным работникам в основном в негативом контексте: недостатки, трудности, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политических руководителей, списываются на неправильную деятельность гражданских служащих. Но политические руководители не имеют классных чинов. Они имеют только государственные должности. И эта путаница в значительной мере снижает социальный авторитет гражданских служащих, всего государственного управления в целом.

Выводы

  • o Должность государственной гражданской службы есть совокупность административных обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий государственного органа.
  • o Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным показателям в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы делятся, прежде всего, по двум основаниям на категории и группы. Среди первых выделяют руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов. Среди вторых - высших, главных, ведущих, старших и младших.
  • o Квалификационные требования к должностям гражданской службы включают: уровень профессионального образования; стаж гражданской службы или опыт работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые при исполнении должностных обязанностей.
  • o Реестр есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный.
  • o При анализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной власти относительно должностей гражданской службы надо учитывать оптимальные пропорции численности этих должностей в аппаратах конкретных органов. В зависимости от характера и напряженности управленческого процесса численность категорий и групп должностей гражданской службы будет регулярно меняться.
  • o Классных чинов государственной гражданской службы всего 15: действительные государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса; государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса; советники государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса; референты государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса; секретари государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.