Автономное некоммерческое учреждение. Устав общеобразовательной автономной некоммерческой организации. Формирование имущества АНО


Высшее учебное заведение (вуз) в соответствии с действующим законодательством может быть создано в форме некоммерческой организации. Относительно выбора организационно-правовой формы некоммерческой организации существуют две возможности:
  1. создать вуз в форме учреждения, поскольку законодательство на этот вариант прямо указывает: „Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образо- вания“ ;
  2. создать вуз в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций .
Следует все же отметить, что возможность создания вузов в иных формах некоммерческих организаций, кроме учреждения, реализована пока что мало. Да и в образовательном законодательстве используется термин „образовательное учреждение “, а не „образовательная организа- ция“. Возможно, имеет место простое „неуточнение“ законодательства. На практике почти все высшие учебные заведения зарегистрированы в форме учреждений, хотя есть и исключения. Например, негосударственное высшее учебное заведение „Евразийский открытый институт“ зарегистрировано в качестве автономной некоммерческой организации.
Можно сказать, что такое положение сложилось во многом исторически и является традиционным. Университеты в России начали создаваться в XVIII-XIX вв. по инициативе государства, решениями высшей государственной власти - императорскими указами. Государственный статус университетов определялся университетскими уставами, также утверждавшимися соответствующими указами.
В качестве примера можно привести Именной указ, данный Правительствующему сенату 18 июня 1863 г.:
„Признав необходимым изменить, сообразно современным потребностям, действующие в настоящее время в Императорских Университетах Наших Устав и штаты, Мы возложили на Министра Народнаго Просвещения представить Нам свои по сему предмету предположения.
Ныне, по разсмотрении в Государственном Совете составленных вследствие сего проектов Устава и штатов, утвердив оные и препровождая в Правительствующий Сенат, повелеваем:
  1. Устав сей и штаты теперь же ввести в действие в Университетах: С.-Петербургском, Московском,
Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве; - и
  1. Отпуск сумм на содержание означенных Университетов в увеличенном, против прежняго, размере, начать постепенно с 1-го сентября нынешняго года, обращая на особо указанных Нами Министрам Финансов и Народнаго Просвещения основаниях дополнительные по ассигнованию суммы первоначально на ныне существующий в означенных Университетах личный состав Профессоров и преподавателей, а потом уже на прочия, Уставом и штатом указываемыя потребности.
Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение. . .
  1. Все Университеты состоят под особым покровительством Его Императорского Величества и носят имя Императорских.
  2. Университеты имеют собственные печати, большую и малую, с изображением государственнаго герба и с надписью: Императорскаго такого-то Университе- та“.
Становление негосударственного сектора высшего образования, по существу, началось только в начале XX века: стала формироваться так называемая вольная высшая школа. Большинство таких учебных заведений являлись общественными, содержались за счет пожертвований организаций (общественных, купеческих, торгово-промышленных, просветительских), отдельных меценатов и платы за обучение. Государственных субсидий эти учебные заведения не получали (за редчайшим исключением и только после перехода в статус „казенных“). Они должны были не только обеспечивать свое существование, но и приносить прибыль владельцам, т. е. являлись коммерческими организациями. В 1909-1913 гг. было открыто 62 негосударственных высших учебных заведения, что практически сравняло по числу вузов государственный и негосударственный сектора высшего образования. Интересно отметить, что рост этот начался только после того, как было дано соответствующее государственное разрешение на открытие подобных заведений. После революции негосударственные вузы были частью закрыты, частью преобразованы в государственные .
В Советском Союзе система высшего образования формировалась и развивалась исключительно в государственных формах. Даже существовавшие в то время высшие учебные заведения общественных организаций имели государственный статус, являлись учреждениями и составной частью государственной системы высшего образования. Так, например, постановлением Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) от 19 сентября 1932 г. „Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах“ было подтверждено, что организация новых высших учебных заведений допускается лишь с разрешения Правительства СССР. Типовым уставом вуза фиксировалась его организационно-правовая форма - самостоятельное учебно-научное учреждение, действующее как юридическое лицо . В последующие годы этот статус не изменялся . Практически в не изменившемся виде статус вуза зафиксирован и в действующем законодательстве об образовании.
Высшее учебное заведение по своему организационноправовому статусу является некоммерческой организацией преимущественно в форме учреждения . Данный статус характеризуется следующими основными чертами:
  • вуз как некоммерческая организация в форме учреждения не может иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками
;
  • вуз финансируется собственником полностью или частично , т. е. получает средства в режиме финансирования от собственника (учредителя);
  • вуз может получать средства из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • вуз располагает переданным ему имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться
им в ограниченных пределах ;
вуз осуществляет лицензируемую деятельность, что в числе прочего предполагает ряд условий, соблюдение которых обязательно для осуществления образовательного процесса. В частности, это предельная численность (контингент) учащихся, больше которой вуз обучать не имеет права, набор специальностей (направлений подготовки), физические характеристики материальной базы образовательной деятельности и некоторые другие.
Федеральный закон Российской Федерации „О некоммерческих организациях“ предусматривает, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Судя по формулировке данного положения, в качестве основной цели создания и функционирования некоммерческой организации выступает процесс, деятельность, которую необходимо осуществлять. При этом речь идет только о процессе, результат которого не может быть выражен некоторым новым состоянием объекта (или такое выражение затруднено). Следует указать, что процесс не отрицает необходимости получения результата. Важно также, что и процесс, и возможный результат этого процесса для некоммерческой организации не связаны (точнее - не должны быть связаны) с получением прибыли.
Действующее законодательство не содержит четкой формулировки основной цели деятельности образовательных учреждений. Тем не менее некоторые указания на эту цель имеются.
В частности, в Федеральной программе развития образования определены 12 целей, достижение которых обеспечивается органами государственной власти, обществом, системой образования в ходе ее реализации. Среди них трудно выделить основную цель, ради которой созданы и функционируют образовательные учреждения. Важно отметить, что все эти цели так или иначе направлены на поддержание и развитие образовательного процесса во всем его многообразии. Следовательно, можно считать основной целью деятельности вузов поддержание и развитие процесса получения гражданами высшего профессионального образования (добавим - определенного качества, в определенных масштабах).
Законодательство об образовании также специально не формулирует основную цель создания образовательных учреждений. Косвенно об основной цели создания и функционирования вузов можно судить на основании формулировки законодательства о том, какое именно учреждение является высшим учебным заведением. Основной целью, таким образом, можно считать реализацию в соответствии с лицензией образовательных программ высшего профессионального образования. Это сопрягается с выводом об основной цели деятельности вузов, сделанным на основании анализа Федеральной программы развития образования.
В предыдущие годы основная цель создания вузов формулировалась более конкретно и, как ни странно, ближе к современному мнению (представлению) относительно результата деятельности системы образования. Например, в
Типовом уставе высшего учебного заведения, принятом в 1938 г., указывалось, что вузы имеют своей целью подготовку кадров, способных овладеть передовой наукой и техникой, вооруженных знаниями научного социализма, готовых защищать советскую Родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества . В наше время говорят практически о том же, т. е. о подготовке квалифицированной рабочей силы, наращивании человеческого потенциала, с поправкой на требования рынка труда, необходимость знания основ рыночной экономики и построения „нового общества“ . Добавив к этому количественные параметры подготовки, можно сформировать исходную основу для разработки программ и планов развития образования.
Все другие цели, на достижение которых направлена деятельность вуза, могут рассматриваться в качестве частных (подчиненных достижению основной цели) и быть результатом декомпозиции основной цели. Деятельность, направленная на достижение частных целей, должна способствовать достижению основной цели. Следует отметить, что извлечение прибыли может присутствовать в качестве результата деятельности по достижению той или иной частной цели. Это позволяет сделать два важных предположения относительно характерных черт вуза:
  • некоммерческий статус вуза не исключает получение прибыли, но относит таковое к целям подчиненного уровня. При успешном достижении основной цели деятельности вуза объем получаемой им при этом прибыли концептуального значения не имеет;
  • результат деятельности вуза может оцениваться и по объему получаемой им прибыли как потенциального источника ресурса для достижения основной цели деятельности (самофинансирования).
Полное или частичное финансирование вузов собственником (учредителем) представляет собой обеспечение финансовыми ресурсами деятельности, направленной на достижение основной цели. Источником финансовых ресурсов для финансирования может быть бюджет учредителя, т. е. средства, специальным образом обособленные в фонд (в финансовом понимании этого термина) для финансирования вуза.
Для обеспечения финансирования собственник должен определить:
  • какой объем средств будет выделен для полного или частичного финансирования „своего вуза“ ;
  • каким образом средства будут выделяться;
  • каким образом средства будут расходоваться и контролироваться.
Объем выделяемых учредителем финансовых ресурсов может варьировать от полного их отсутствия (вуз функционирует в режиме самоокупаемости или даже в режиме прибыльной работы - см. упомянутые выше „вольные“ высшие учебные заведения) до полного обеспечения потребности в финансировании, т. е. содержания вуза за счет средств учредителя. В практической деятельности объем финансирования для государственных вузов находится где-то посредине, поскольку учредитель финансирует вуз из бюджета, а вуз дополнительно зарабатывает средства, осуществляя „внебюджетную“ деятельность. Негосударственные вузы в своем большинстве функционируют на основе самоокупаемости и в этом смысле, как и их „вольные“ предшественники, не отличаются от коммерческих организаций.
Величина финансирования из бюджета определяется для государственных вузов государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, пе-
реподготовку и повышение квалификации работников, исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования . Для негосударственных вузов объем финансирования определяется учредителем вуза. Деятельность негосударственного вуза может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
Таким образом, объем финансирования государственного вуза должен определяться тем заданием (заказом), которое вуз получил от органа управления образованием. В конечном итоге такое задание представляет собой показатель численности студентов, которых вуз может принять на обучение в соответствующем году. Общая численность учащихся определяется как сумма заданий за последние 5 (или 6) лет. При этом численность студентов вечернего и заочного обучения учитывается с определенными поправочными коэффициентами. Конкретный порядок распределения государственного задания на подготовку к финансированию вуза отношения не имеет, а потому далее не рассматривается.
Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный вуз отнесен к бюджетным учреждениям, которыми считаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетным учреждением признается также организация, наделенная государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия.
В начале 90-х гг. при подготовке проектов ряда законодательных актов предлагалось к бюджетным учреждениям относить только собственно учреждения, в доходах которых доля бюджетных ассигнований превышает определенное пороговое значение (например, 50%). В ходе работы от такого подхода отказались, поскольку он предполагал необходимость решения ряда проблем, связанных с механизмом определения этой доли, необходимостью регулярного изменения статуса одной и той же организации при изменении объемов финансирования, возврата налогов и/или их взыскания, т. е. требовал существенных транзакционных издержек.
В основу организации финансирования вуза положен сметный принцип. В упрощенном виде он означает выделение и расходование финансовых ресурсов в соответствии со сметой, т. е. с финансовым планом определенной формы. Основные требования к смете определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации :
в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной соб-
ственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности;
  • на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств;
  • бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы;
  • бюджетное учреждение при исполнении сметы самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Как уже упоминалось выше, вуз располагает переданным ему учредителем имуществом на праве оперативного управления.
Это имущество может использоваться:
  • для осуществления деятельности, финансируемой учредителем;
  • для осуществления деятельности, приносящей доходы и учредителем не финансируемой.
Такой двойственный характер использования имущества предполагает и двойственный характер бремени содержания этого имущества. С одной стороны, в части финансируемой деятельности это имущество должно содержаться за счет бюджета учредителя. С другой стороны, в части получаемых доходов от коммерческого использования оно должно содержаться за счет получаемых доходов. Строго говоря, учреждение по определению создается для того, чтобы выполнять функции государства (учредителя). Следовательно, масштаб деятельности учреждения должен соответствовать масштабам возложенных на него функций.
В реальной жизни происходит нечто иное. Учреждение в части своей имущественной составляющей создается, как правило, „с запасом“, что позволяет (точнее - порождает потребность) использовать свободную часть имущества для осуществления „дополнительной деятельности“, приносящей доходы. Следовательно, возникает необходимость определения долей имущества, используемых для осуществления двух составляющих деятельности, и, соответственно, определения необходимого финансирования для содержания некоторой части имущества. В данном случае проблема использования переданного учреждению в оперативное управление имущества описана весьма приблизительно, можно даже сказать - только обозначена в части, необходимой для ее учета при изучении характеристики финансирования учреждения.
Вуз осуществляет лицензируемую образовательную деятельность. Это означает в числе прочего, что масштабы этой деятельности строго регламентированы и не должны нарушаться. В частности, образовательная деятельность вуза определяется установленными лицензией параметрами: Этот набор параметров, зафиксированный при проведении лицензионной экспертизы, означает наличие материальных условий и преподавательского потенциала для обучения установленной предельной численности контингента учащихся. С точки зрения финансирования эти параметры должны определять объем и структуру финансового обеспечения вуза, достаточного для осуществления обучения установленного контингента студентов соответствующим штатом работников в необходимых материальных условиях.

Гражданский кодекс (п.1 ст.50) подразделяет все юридические лица, в зависимости от того, созданы с целью получения прибыли, либо без такой цели, на две группы - коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации, свою очередь, можно разделить на две подгруппы: организации, имеющие членство, и организации, членство в которых законодательством не предусмотрено.

Тем не менее, члены организации могут разрешить директорам использовать имущество или информацию организации по личным причинам, даже если это не отвечает интересам организации. Чтобы получить авторизацию, выполните следующие действия. Директор должен раскрыть всю соответствующую информацию членам, прежде чем принимать решение. Решение должно приниматься подавляющим большинством членов, которые не имеют личной заинтересованности в решении. Авторизация должна относиться к определенному событию: оно не может быть общим. . Во всех случаях, если директора используют имущество или информацию, принадлежащую организации по личным причинам без разрешения, им, возможно, придется предоставить организации всю прибыль и льготы, которые они получили от использования имущества или информации.

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры.

Среди основных особенностей АНО следует выделить отсутствие членства в организации. Услуги, оказываемые организацией, должны преимущественно иметь некоммерческий характер. При этом АНО обладает правом собственности на всё имущество, переданное ей учредителями. Учредитель или несколько учредителей АНО теряют своё право собственности на отданное организации имущество. При выходе из АНО его член не получит назад свою собственность, равно как и не сможет получить денежный эквивалент этой собственности.

Как директора могут избежать проблем, связанных с конфликтом интересов?

Они также могут заплатить компенсацию организации. Проконсультируйтесь с внутренними документами организации, чтобы узнать, как справляются конфликты интересов. В случае сомнений обратитесь к специалисту, чтобы узнать, действительно ли конфликт интересов. Избегайте попадания в конфликт интересов, даже когда ваше время в качестве директора закончилось. Если конфликта интересов не избежать, раскрыть ситуацию совету директоров.

Что произойдет, если директор не раскрывает конфликт интересов

Понять концепцию конфликтов интересов. . Закон не предусматривает наказаний для директоров, которые не раскрывают конфликт интересов.

Система функционирования автономной некоммерческой организации может с успехом применяться для ведения бизнеса, в том числе и в сфере платных услуг. Как правило, именно в такой форме создаются частные школы и пансионы, детские сады, высшие учебные заведения и всевозможные консультационные центры. Выбор в пользу АНО оправдан, в первую очередь, более благоприятными, чем для коммерческих организаций, условиями налогообложения. Кроме того, ни один из учредителей не отвечает по долгам, равно как и организация не отвечает по обязательствам её учредителей. Ответственность организации ограничивается имуществом, которое учредители передали в её собственность.

Однако, если они находятся в конфликте во многих случаях, организация или другое лицо может принять их в суд, чтобы они не могли выступать в качестве директора на срок до пяти лет. Кроме того, директор, который не раскрывает конфликт интересов, связанный с контрактом с организацией, возможно, должен вернуть любые прибыли и выгоды, полученные от контракта. Контракт может быть даже отменен судом.

Наконец, если общественность или организация узнают, что директор не раскрывает конфликт интересов, репутацию директора можно подвергнуть сомнению. Кроме того, организация может получить плохую рекламу. Каковы альтернативы запуску некоммерческой организации?

Устав АНО

Основным учредительным документом АНО является устав. Устав вступает в силу с момента его подписания, и срок его действия распространен на всё время существования организации. В Уставе обязательно указывается наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, определяемое местом ее регистрации, порядок и виды деятельности организации и иные, предусмотренные законом, условия.

Запуск некоммерческой организации может быть самым сложным способом действовать на вашу страсть, чтобы служить вашему сообществу. Для этого требуется много планирования, времени, усилий и денег, но самой большой проблемой является создание и поддержание надежных потоков доходов. Оценки различаются, но большинство экспертов согласны с тем, что менее половины некоммерческих стартапов выходят за рамки пяти лет. Из тех, кто выжил, возможно, одна треть - в финансовом бедствии.

Вы можете обнаружить, что одна или несколько альтернатив, описанных ниже, будут работать так же хорошо, чтобы помочь вам достичь ваших благотворительных мечтаний, но с гораздо меньшими затратами и затратами. Во-первых, укажите некоммерческие или некоммерческие организации, которые уже обслуживают одни и те же потребности или население, которым вы хотите служить. Чтобы найти их, воспользуйтесь одним или несколькими из следующих способов.

В Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Его бесплатный поиск позволяет искать по ключевому слову, городу или государству. 211 каталогов часто доступны в Интернете и доступны для поиска. Обратите внимание, что этот файл ограничен получателями последних грантов из более крупных фондов. Когда вы найдете организацию, с которой вам бы хотелось поддержать или работать, рассмотрите один или несколько из следующих подходов.

Если им нравятся ваши идеи, они могут попросить вас продолжить ее разработку или даже попросить вас работать или добровольно участвовать в проекте. Кроме того, национальные организации часто предоставляют идеи и информацию о как помочь в продвижении своих миссий. Некоторые из них даже предоставляют инструментарий и руководство по организации ваших собственных сборщиков денег или местной главы, чтобы доставить свои услуги в ваш регион. Это более автономное соглашение, в котором некоммерческая организация с родственной миссией спонсирует отсутствие проектов, чтобы они могли претендовать на финансирование возможностей, ограниченных 501 организациями, такими как гранты. Проекты могут оставаться на финансовом спонсорстве на неопределенный срок или в конечном итоге получать свой собственный освобожденный статус. Стань консультантом. Если вы увлечены и осведомлены о причине, вы можете стать консультантом в вашей области и выполнять контрактную работу для существующих организаций, вместо того, чтобы создавать новую некоммерческую организацию. Начните спонсируемый донорами фонд. Эти поставщики предлагают целый ряд услуг, от управления фондами и документами, до консультирования по организациям и причинам, которые вас волнуют.

  • Предложите свои идеи лидерам организации.
  • Ищите финансовое спонсорство.
Несмотря на все тезисы о гибели гражданского общества, гражданское общество в Германии растет.

Управление в АНО

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО - обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Сегодня существует больше некоммерческих организаций, чем когда-либо прежде. Примерно каждый второй немецкий член одной из более чем тысячи клубов. 95 процентов некоммерческих организаций являются ассоциациями, но также укрепляются фонды, кооперативы и другие формы организации. В одной трети клубов количество членов увеличилось по сравнению с годом.

Тем не менее, есть различия: спортивный сектор является крупнейшей организацией с 22 процентами. Но здесь только 32 процента из примерно 000 клубов говорят, что их число членов растет. В ассоциациях, представляющих интересы граждан или потребителей, это 51 процент.

Порядок и условия осуществления надзора что за деятельностью АНО его учредителями должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО.

Высший орган управления АНО

Гражданское общество сейчас более целенаправлено, чем в прошлом. Городское гражданское общество более политическое, а сельское население больше ориентировано на интеграцию. Если в сельской местности крепко закреплены традиционные ассоциации, такие как спортивные, досуговые и социализирующие ассоциации, в городах можно найти фонды и некоммерческие корпорации. Здесь более эффективную роль играют сервисно-ориентированные или политически и социально ориентированные организации.

Каждый пятый клуб является сторонником. Существуют специальные ассоциации для образования, образования и культурной деятельности. Яна Приеммер, руководитель проекта «Исследование», не имеет гражданского общества без гражданских обязательств. 72 процента организаций работают без оплачиваемых сотрудников, т.е. на чисто добровольной основе.

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним - они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Так же уставом определяется порядок его формирования и срок полномочий.

«Поэтому тем более важно улучшить базовые условия для гражданства, что является единственным способом привлечь больше людей к участию в гражданском обществе», - говорит Пример. Помимо сокращения бюрократических барьеров, это также включает конкретные контакты в городских администрациях.

Помимо организаций по оказанию помощи, десять процентов всех других ассоциаций и фондов из сферы спорта и культуры, образования и других областей также участвуют в оказании помощи беженцам. Мигранты организуются в 000 мигрантских организациях, а также способствуют интеграции. Мигранты явно не всегда представляют свои интересы в существующих организациях. Это может быть связано с тем, что процессы открытия большинства организаций все еще находятся в начале. Клубы часто рассматриваются как закрытые группы, что отражается в данных: большинство организаций заявляют, что члены и волонтеры являются культурно однородной группой.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

Способы формирования высшего органа управления АНО.

  • высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей).
  • высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц.
  • комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО. В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация). Лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО.

Так обстоит дело с 90 процентами церковных и религиозных объединений, а также с спортивными и развлекательными клубами - более 70 процентов. Ассоциации, фонды и другие некоммерческие организации рассматриваются как часть автономного гражданского общества. Две из трех некоммерческих организаций считают правильным и важным, что их работа не финансируется и не финансируется государством, а обществом. Почти треть думает, что их работа должна финансироваться, по крайней мере, государством. Только 6% считают себя гарантами по умолчанию и считают, что их собственная работа должна проводиться государственными учреждениями.

Компетенция высшего органа управления АНО

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  • Изменение Устава АНО.
  • Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  • Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  • Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  • Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  • Участие АНО в других организациях.
  • Реорганизация и ликвидация АНО.
  • Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Информационно-аналитический центр «Сова», Москва. Организация «Мемориал», Свердловская область. Центр «Анна», помощь женщинам и детям в кризисных ситуациях, Москва. Фонд «Самара», Самарская область. Организация «Ассоциация работников медицинских профессий города Чапаевска» Областная Самара.

Фонд «Эпоха здоровья», Свердловская область. «Мемориал Интернэшнл», Москва. Фонд «Юридическая миссия», Челябинская область. Экохват Северный Кавказ, регион Краснодар. Научно-исследовательский институт общественного мнения «Левада-Зентер», Москва. Самара. «Клубные выпускники американских учебных программ», Самарская область.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Молодежная организация «Паназия», Пенса. Молодежная спортивная организация «Арктика» Алтайского края. «Фонд здоровья и социальной справедливости Андрей Рылков», Москва. Организация поддержки программ в области общественного здравоохранения «Эсверо», Москва.

«Агентство социальных инициатив», Красноярск. Школа экологии «Тенгри», Республика Алтай. Организация охраны окружающей среды «Арчар», Республика Алтай. Региональная природоохранная организация «Арчар», Республика Алтай. Пермская организация «Центр гражданского образования и прав человека», Пермь.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

АНО могут преобразовываться в фонды. Принятие решения о преобразовании возлагается на главный орган управления организацией. Ликвидация юрлиц подобной формы должна производиться согласно установленным в гражданском законодательстве правилам. Согласно 65-й статье ГК, организации этого типа не могут признаваться банкротами. Что же касается имущества, которое оставляет после себя ликвидируемая организация, то оно должно быть использовано согласно пунктам устава или в предусмотренном законодательством порядке.

Международный фонд развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Батани», Москва. Фонд социальной и правовой помощи «Сфера», Санкт-Петербург. Челябинск. Организация «Центр охраны здоровья и социальной защиты», Омск. Женская инициатива «Женщины Евразии», Челябинск.

Историческая, просветительская и правозащитная организация Мемориал Рязань, Рязань. Институт прогнозирования и разрешения политических конфликтов, Нижний Новгород. Межрегиональная общественная организация «Бюро общественных расследований», Нижний Новгород.