Административные взыскания. Порядок наложения административных взысканий

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Поэтому административные взыскания находятся в системе иных мер административно-правового принуждения и имеют с ними немало общих черт. Отличие состоит в том, что административные взыскания - это кара, наказание за совершённое правонарушение. Кара, наказание выражают содержание взыскания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности называются наказаниями. Наказаниями называются и меры уголовной ответственности в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Между тем, как бы подобные меры не именовались, суть же их состоит в каре, наказании, отплате за совершённое деяние .

Административное взыскание - это пока единственная мера в системе мер административного принуждения и ответственности, посредством которой достигаются её цели. Полагаем, что это является не совсем правильным. Целей административной ответственности можно было бы достичь применением иных мер принудительного воздействия, а не только путём наложения и исполнения административного взыскания.

Административное взыскание является следствием совершённого административного правонарушения. Первое и второе тесно связаны. За нарушение каждой нормы-запрета предусмотрено административное взыскание. Если совершённое деяние не влечёт за собой административного взыскания, то оно не может считаться административным правонарушением. Административная наказуемость (наличие административного взыскания) является обязательным признаком понятия административного правонарушения. Этот признак чётко обозначен в ч. 1 ст. 2.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Говоря об административном взыскании как каре, нельзя исключить, что в нём заложена и воспитательная черта, т. е. воспитание путём определённых принудительных ограничений и лишений. Таким образом, в административном взыскании содержатся карательные и воспитательные элементы .

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

  • 1) предупреждение;
  • 2) штраф;
  • 3) исправительные работы;
  • 4) административный арест;
  • 5) лишение специального права;
  • 6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • 7) конфискация;
  • 8) депортация;
  • 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения .

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Оно применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое иное взыскание, предупреждение является основанием повторности. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания .

Штраф представляет собой денежное административное взыскание, выражаемое в получении с нарушителя в доход государства определённой суммы денежных средств .

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершённого административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте .

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобождённого от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьёй 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от трёх месяцев до трёх лет.

Лишение права заниматься определённой деятельностью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учётом характера совершённого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация - административное выдворение за пределы государства, оно применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств .

Таким образом, административное взыскание - это принудительная мера административно-правового воздействия - морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица) .

Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью:

  • 1) воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами .

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.

Индивидуальное предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших административное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального и общего предупреждения правонарушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения .

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь .

Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность выполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания даёт возможность для совершения повторных правонарушений .

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания .

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей .

Административные взыскания

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, которое служит целям наказания лица, совершившего административное правонарушение, посредством материального, морального воздействия, временного ограничения свободы и причинения правонарушителю иных неудобств, а также ограничений, установленных законом. Наказание не преследует цели унижения человеческого достоинства или причинения лицу физических страданий, оно лишь призвано обеспечить поведение гражданина в соответствии с теми требованиями норм права и морали, обычаев, которые сложились в обществе и закреплены в законе. Административное взыскание также направлено на, то, чтобы предупредить совершение новых правонарушений как данным правонарушителем, так и другими лицами, т.е. обеспечивает частную и общую превенцию.

В статье 24 КоАП закреплены следующиеадминистративные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета;

конфискация предмета; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Все названные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему. Применение любого из указанных взысканий означает наступление юридически значимого факта привлечения лица к административной ответственности, который имеет послед-

ствия в течение одного года, после чего гражданин считается не привлекавшимся к административной ответственности.

В соответствии с законом административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Например, возмездное изъятие и конфискация предмета могут применяться в качестве основного и дополнительного взысканий. В «чистом» виде дополнительные взыскания не применяются.

Предупреждение - способ морального воздействия за незначительные по своему характеру административные правонарушения. Оно выносится в письменной форме и влечет юридически значимые последствия. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое административным взысканием не является.

Штраф - денежный начет, подлежащий уплате в доход государства за административное правонарушение, является довольно распространенным взысканием, как предусмотренным в самом законе, так и применяющимся на практике. Материальные издержки государственных органов по его применению минимальные. Размер штрафов и способы их взыскания претерпели существенные изменения в связи с инфляционными процессами и финансовой нестабильностью в государстве.

Инфляционному процессу сопутствуют изменения способов определения размеров штрафов.

Так стал предусматриваться штраф: 1) по отношению к определенным суммам стоимости предметов, ставших объектом правонарушения. Так, сокрытие (занижение) фактически полученных доходов налогообложения влечет полное изъятие сокрытых (заниженных) доходов и наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы дохода;

2) в удвоенном размере в случае повторного совершения аналогичного правонарушения;

3) в пределах кратных размеров по отношению к минимальному размеру оплаты труда. Например, повреждение транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

4) в соотношении к должностному окладу. Так, работники государственной службы занятости, виновные в нарушении Закона «О занятости населения в РФ», несут административную ответственность в размере до трех должностных окладов;

5) в отношении к доходам, дифференцированным с учетом особенностей статуса субъектов административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения

или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Как правило, эта мера административной ответственности применяется в отношении лиц, имеющих охотничьи ружья и систематически нарушающих общественный порядок.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение этого предмета в доход государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено действующим законодательствомРФ. Конфискуются, как правило, предметы контрабанды, мелкой спекуляции, орудия незаконной ловли рыбы, огнестрельное оружие при нарушении правил охоты и т.п.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право управления транспортным средством, право охоты), применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до трех лет. В частности, водители автотранспорта лишаются права управления транспортными средствами на срок до одного года или на срок до трех лет за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 117 КоАП).

Законом установлено, что данная мера ответственности не может применяться к лицам, которые пользуются транспортными средствами по причине инвалидности, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, права охоты не могут лишаться лица, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Эта мера воздействия не применяется за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции. По закону исправительные работы могут назначаться только в судебном порядке районным (городским) народным судом или судьей единолично.

Административный арест - наиболее строгое административное взыскание, устанавливается только федеральными органами и применяется на срок до 15 суток за наиболее тяжкие административные правонарушения. Например, за мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП), злостное неповиновение работникам милиции (ст. 165 КоАП), проявление неуважения к суду (ст. 165 КоАП). Арестованные содержатся под стражей в специально установленных местах в условиях строгой изоляции. За время ареста заработная плата по месту работы не выплачивается, а с лиц, арестованных в административном порядке, взыскивается стоимость содержания и питания. В период отбывания административного наказания запрещается переписка, получение передач от близких родственников и иных лиц, приобретение товаров или продуктов, имеются ограничения, связанные с покамерным содержанием под охраной.

1. Понятие и виды административного взыскания.

2. Общая характеристика административного взыскания.

1. Административное взыскание – это мера ответственности за административное правонарушение, применяемое клицу, совершившему данное правонарушение, в установленном законом порядке.

Цель административного взыскания (ст. 23)

1. воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения закона и уважения к правопорядку.

2. предупреждение лицом совершения новых правонарушений.

3. предупреждение совершения правонарушений другими лицами.

Виды административных взысканий:

1) предупреждения

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину

6) исправительные работы

7) административный арест

8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение, ст. 26. Оно носит характер морального воздействия, заключается в официальном осуждении поступка правонарушителя, но не содержит ни имущественных, ни личных ограничений. Оно применяется к людям, впервые совершившим правонарушение, чаще по неосторожности, если оно не повлекло вредных последствий.

Выносится письменно или фиксируется иным способом (устное предупреждение работника милицией).

Штраф – это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме.

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и в пределах, предусматриваемых настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, устан. з-ву РФ на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Он установлен в пределах от 1/10 до 100 МРОТ, а равно до 10 кр. величины стоимости похищенного, поврежденного имущества.

В исключительных случаях для выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Штраф может быть применен за любое административное правонарушение. При определении размера штрафа следует руководствоваться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законом от 14 июля 1992 года "О порядке перерасчета размера штрафов, предусматриваемых Кодексом об административных правонарушениях".


Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом, ст. 28 состоит в его принудительном изъятии и последующей реализацией и передачей вырученной суммы собственнику (бывшему) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством РФ.

Эта мера применяется редко (за нарушение правил перевозки или хранения огнестрельного оружия).

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, ст. 29 состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является единственным источником существования.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, установлен законодательством РФ.

Например, конфискуется радиоаппаратура, если она изготовлена или используется без разрешения, предметы контрабанды.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , ст. 30 (права управления транспортными средствами, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством РФ.

Лишение п в управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнение требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление в нарушающем установленные правила месте. Дорожно-транспортное происшествие, участником которого они являются, уклонение от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение п в охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы , ст. 31

применяются на срок до 2 лет с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (судьей). Срок их не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством РФ.

Назнач. судья за такие проступки, как мелкое хулиганство, неповиновение работникам милиции.

Исправительные работы не могут быть применены к лицам, не имеющим постоянного места работы.

Административный арест состоит в содержании под стражей в местах, определенных ОВД, ст. 32.

Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Назначается городским судом (судьей).

Административный арест не может применяться к:

1) беременным женщинам

2) женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет

3) лицам, не достигшим 18 лет

4) инвалидам I и II групп

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

Например, Федеральный закон от 30 марта 1995 года "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ" предусматривает департацию из РФ лиц без гражданства в случае выявления у них ВИЧ-инфекции.

Все меры административного взыскания, кроме ареста, применяются и к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Исправительные работы и штраф применяются к ним, если они имеют самостоятельный заработок. Дела о проступках несовершеннолетних чаще всего передаются на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая применяет более мягкие меры, чем предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

За проступки несовершеннолетних могут быть наказаны их родители. Например, за потребление детьми наркотиков без назначения врача, за нарушение правил дорожного движения, за появление в общественных местах подростка до 18 лет в пьяном виде, за распитие спиртных напитков.

На родителей может быть наложен штраф. Возмездное изъятие и конфискация предметов и административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

2. ст. 33 – 40

Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения

1. Административные комиссии при городских, сельских, поселковых, районных администрациях.

Все дела об административных правонарушениях, подведомственные административным комиссиям, можно разделить на 2 группы, ст. 199:

1. Дела исключительной компетенции / занятие запрещенным промыслом, нарушение правил связи, нарушение законодательства о религиозных культах и др./.

2. Дела смешанной компетенции (правонарушения, посягающие на государственный, общественный порядок, различные виды собственности, права и свободы граждан).

Привести пр. ст. 199

Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения, ст. 45, нарушение права государственной собственности на леса, ст. 48.

2. Администрации городов, районов, поселков сел.

В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" функция сельских, поселковых исполнительных органов осуществляется главами местных муниципальных образований, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования и иными выборными лицами местной администрации. Подведомственных дел об административных правонарушениях местным, сельским и поселковым администрациям определена в ст. 200.

нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры, ст. 87

нарушение правил пользования жилыми помещениями,

3. Комиссии по делам несовершеннолетних

Задачи, функции и порядок деятельности комиссии по делам несовершеннолетних не муниципальном уровне определяется Положением о комиссии по делам несовершеннолетних, утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1967 г. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела в отношении родителей и лиц, их заменяющих, не обеспечивших дополнительный надзор за несовершеннолетним и пренебрегающих своим родительским долгом.

Подведомств. дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних определена в ст. 201.

нарушение водителями транспортных правил дорожного движения, ст. 115,

управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ст. 117.

4. Районные народные суды (судьи)

В соответствии со ст. 194 Кодекса об административных правонарушениях могут рассматривать как единолично судьи, так и районные суды, но ст. 202 возлагает осуществление указанных полномочий непосредственно на судей. К полномочию судей относится рассмотрение дел.

1) по которым в качестве меры взыскания предусмотрены исправительные работы или административный арест

2) который по своему характеру могут быть отнесены только в подведомственность судьи (проявление неуважения к суду, воспрепятствование явки в суд присяжных или народных заседателей и др.).

3. особой сложности и значимости (дела, связанные с использованием богатств контин. нимфа).

мелкое хищение государственного или общественного имущества, ст. 49

нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, ст. 405.

5. Органы внутренних дел

Систему ОВД возглавляет МВД РФ, МВД и Управления ВД субъектов РФ, районные (городские) ОВД, городские, поселковые отделения милиции.

В систему ОВД входят:

1) подразделения ГИБДД

2) управления, отделы ВД на н/ д, водном, воздушном транспорте.

Рассматривать дело об административных правонарушениях и налагать административное взыскание от имини ОВД вправе след. должностное лицо ОВД.

1) начальники ОВД и их заместители

2) начальники, заместители районных, городских отделов

3) отделов внутренних дел на транспорте

4) отделений ГИБДД, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспекторы дорожного надзора и др. работники ГИБДД, имеющие специальное звание

5) участковые инспектора милиции

Самост. ст. 203

управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления, ст. 179, повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, ст. 131, повреждение телефонов-автоматов, ст. 140.

6. Органы, должностные лица, осуществляемые административно-надзорные функции:

1) органы государственного пожарного надзора, ст. 200

2) органы железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта

3) таможенные органы

4) органы санитарного надзора

5) органы российской транспортной инспекции

6) государственная инспекция труда

7) органы государственного горного надзора

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Институт профессиональных инноваций

Факультет "Юридический"

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа на тему:

"Виды административных взысканий"

г. Улан-Удэ


Введение

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

Заключение


Введение

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания – это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном её законодательством.

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такое взыскание, как:

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата;

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.


Глава 1. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть несколько вариантов определения размеров штрафов.

· В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).

· Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).

· Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до 5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).

· Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).

· Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 тысяч минимальных окладов .

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15 суток, а максимальный – три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 50 1 Уголовного кодекса за завершение действий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП - в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса, может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.


Глава 2. Принципы наложения административных взысканий.

В главе 4 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

1. законность;

2. целесообразность;

3. своевременность, оперативность воздействия;

4. сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя, добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень открытый, т.к. могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретных данных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список.


Глава 3. Срок давности наложения административных взысканий

Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.

Из общего правила предусмотрено два исключения:

1. при фактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;

2. в случае отказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться не двум, а одному месяцу.

Таким образом, названы три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности действует при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношении иных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых за нарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.


Заключение

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Таможенный кодекс

5. Ведомости. 1992, № 2

6. Ведомости. 1992, № 10

7. Ведомости. 1992, № 34

8. Ведомости. 1992, № 47

9. Сборник законов. 1994, № 7

10. Сборник законов. 1994, № 35

11. Сборник законов. 1995, № 14

12. Сборник законов. 1995, № 22

13. Сборник законов. 1995, № 30

14. Сборник законов. 1995, № 34

15. Сборник законов. 1996, № 17


Сборник законов РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.

Сборник законов. 1995. № 22. Ст. 1977.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.



3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения , состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.