В чем состоит обязательная подготовка. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

● авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

● автомодельный спорт;

● автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

● вертолетный спорт;

●водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

● воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

● греблю на ялах (вид гребного спорта);

● гребно-парусное многоборье;

● дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

● дельталетный спорт;

● морское многоборье;

● мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

● мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

парашютный спорт;

● планерный спорт;

● подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);



● радиоспорт;

● ракетомодельный спорт;

● самолетный спорт;

● служебное собаководство;

● стрельба пулевая;

● судомодельный спорт.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение военному делу юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

| План проведения занятий на учебный год | Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 18
Добровольная подготовка граждан к военной службе

В рамках добровольной подготовки к военной службе гражданам рекомендуют:

Занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Занятие военно-прикладными видами спорта способствует физическому развитию военнослужащих и гражданской молодежи, овладению ими военными специальностями, воспитанию у них высоких морально-психологических качеств и успешному несению ими военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища или вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности в них.

В таблице 4 приведены сведения о некоторых наиболее массовых военно-прикладных видах спорта, культивируемых в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Распространены в нашей армии и успешно развиваются и некоторые другие виды спорта: военно-спортивные многоборья, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий, ускоренное передвижение (кросс, марш-бросок) и др.

Военные кафедры гражданских вузов имеют целью готовить офицеров запаса различного профиля из числа студентов. Они проводят учебно-воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу по военным дисциплинам.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрен следующий порядок подготовки офицеров запаса на военных кафедрах федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования.

Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в

Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с этим министерством договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации. Гражданин, не заключивший договор, не может обучаться на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Программа подготовки на военных кафедрах может предусматривать обучение граждан женского пола.

Граждане мужского пола, обучающиеся по программе подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные этими программами. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан осуществляют в суворовских училищах, нахимовском военно-морском училище, кадетских корпусах, военно-музыкальном училище и при военных оркестрах.

Суворовские военные училища созданы в 1943 г. Это специализированные средние военно-учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к обучению в высших военных учебных заведениях и последующей службе на офицерских должностях.

С 1944 г. функционирует Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище. Оно готовит юношей к обучению в высших военно-морских училищах и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров.

С недавнего времени в системе Министерства обороны Российской Федерации созданы кадетские корпуса. Они тоже готовят потенциальных офицеров.

Военно-музыкальное училище находится в Москве. Это среднее учебное заведение, готовящее кадры военных музыкантов со средним общим и музыкальным образованием.

В военных оркестрах осуществляют военную подготовку юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Вопросы и задание

1. Каким образом проводится добровольная подготовка граждан к военной службе?

2. Назовите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах РФ.

3. Для выполнения какой задачи предназначены военные кафедры гражданских вузов?

4. Где осуществляют обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан?

14.10.2013 11072 0

Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.

Ход урока:

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Вы знаете, что с весеннего призыва 2008 г. установлен новый срок службы для военнослужащих по призыву - 12 месяцев. Все вы пойдете служить именно на этот срок. Российская общественность в целом одобрила сокращение сроков службы и приближение их к стандарту, принятому в развитых странах Европы. У руководства Вооруженными силами и другими войсками эти изменения в военном законодательстве вызвали определенную оза­боченность. Дело в том, что в армии и на флоте осталось совсем немного специальностей, по которым среднестатистического призыв­ника можно за год подготовить до приемлемого в войсках уровня. Остальные специальности требуют срока подготовки, превышающе­го срок службы. Воинские должности по этим специальностям необ­ходимо комплектовать военнослужащими по контракту. Кстати, именно так поступают в вооруженных силах европейских стран, в которых предусмотрен смешанный принцип комплектования - призыв плюс контракт. Кроме того, много времени отнимает психо­логическая адаптация молодых людей к условиям военной службы - иногда до полугода. До завершения психологической адаптации лич­ности обучение новобранца идет крайне неэффективно.

Для разрешения этого противоречия и предназначена обязатель­ная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий, которые она и себя включает, происходит первичная адаптация молодого челове­ка к военной службе, формируется мотивация на военное обучение, вырабатываются необходимые морально-психологические качества. Обязательная подготовка к военной службе и будет темой сегодняш­него занятия.

Вопросы для активизации знаний.

1. Для чего организуется обязательная подготовка к военной службе?

2. Почему этот вид подготовки называется обязательным?

3. Каково содержание обязательной подготовки к военной службе?

4. Какие органы занимаются обязательной подготовкой граждан к военной службе?

5. Как вы думаете, существовала ли в нашей стране ранее система обязательной подготовки к военной службе?

6. Существует ли такая система за рубежом?

Беседа. В дополнение к параграфу 2,3 (с. 40-46).

«Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует практически во всех странах Западной Европы и США. Например, в ФРГ, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.

В настоящее время НВП проходят 230 тыс. школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.

В 1999 г., в целях улучшения качественного комплектования су­хопутных войск США и усиления военно-патриотического воспита­ния молодежи, министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно еще 250 кур­сов начальной военной подготовки. Эта программа расширения НВП оценивается сегодня в 100 млн долларов США и рассчитана на 5 лет при ежегодном открытии 50 новых курсов.

В 2005 г. в США данной подготовкой предполагается охватить 1620 средних школ. В качестве преподавателей на вновь открывае­мые курсы планируется привлекать офицеров в отставке, при этом учебные заведения будут выплачивать заработную плату, представ­ляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содер­жанием офицера, находящегося на действительной военной службе.

В Российской Федерации обязательная подготовка граждан к во­енной службе организуется в соответствии с федеральными закона­ми «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», пос­тановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и предусматривает:

- получение юношами начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профес­сионального образования и в учебных пунктах организаций;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Сегодня стало очевидным, что отмена обязательной допризывной подготовки в 1991 г., предусматривавшей кроме начальной военной подготовки граждан проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий и физической подготовки, стала одной из причин сни­жения престижа военной службы среди молодежи, девальвации в ee сознании понятия защитника Отечества, резко ухудшила качественные характеристики призывного контингента.

В частности, только за 10 лет с 1988 по 1998 гг. на 27% (с 92,7 до 65,7%) снизилась годность граждан к военной службе по состоянию здоровья, на 19% (с 92,8 до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников. Угрожающий характер приняла тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 г. от призыва уклонилось 443 человека, то уже после отмены допризывной подготовки осенью 1999 г. число таких граждан достигло почти 40 тыс.

Таким образом, принятое Правительством РФ постановление «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», позволит возродить традиции патриотического воспитания, сформировать нравственные нормы поведения будущих воинов, конкретизировать работу всех заинтересованных органов по подготовке граждан к военной службе, активизировать работу по укреплению здоровья и физического развития молодежи»

(По материалам В.Н. Путилина, начальника ГОМУ ГШ ВС РФ.)

Извлечение из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе

« II . Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает

а)

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муници пальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол ного) общего образования, образовательном учреждении начального профес­сионального и среднего профессионального образования и в учебных пунк­тах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты);

в) военно-патриотическое воспитание [...]

5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граж­дан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение по­следних 2 лет обучения и в учебных пунктах...

6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами [...]

18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами мест­ного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Феде­рации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждени­ях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего про­фессионального образования, в учебных пунктах, а также в военно-патри­отических молодежных и детских объединениях.

19. В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

Извлечение из Закона Российской Федерации «О воинской обя­занности и военной службе»:

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обо­роны

Государственными образовательными стандартами среднего (полного) об­щего образования, государственными образовательными стандартами на­чального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне го­сударства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны. Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего професси­онального образования и в учебных пунктах организаций

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях средне го (полного) общего образования, образовательных учреждениях начальной профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образова­тельными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образо­вательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлека­ются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными ор­ганами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным зако­ном предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому вос­питанию граждан.

2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу. Положение об указанных объединениях утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профес­сиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. Количество граж­дан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью сол­дата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потреб­ности в таких специалистах.

2. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществ­ляются Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, основной целью обязательной подготовки граж­данина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы (в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обя­зательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На за­нятиях учащиеся:

- знакомятся с организацией системы защиты населения от по­следствий чрезвычайных ситуаций;

- изучают практические основы здорового образа жизни;

- получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

Приобретают практические навыки по гражданской обороне.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных уч реждениях. Эта подготовка предусматривает:

- знание положений статей Конституции и законов Россииской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооружейных Сил;

- знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

- приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, при­влекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальнос­тям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Ее задачами являются:

- воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинско­го долга;

- приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприя­тий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти ме­роприятия включают:

- проведение ежегодных профилактических медицинских ос­мотров,

Лечения,

- диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физиче­ским развитием будущих призывников.

Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подго­товки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физиче­ских качеств, способность к их мобилизации в экстремальных услови­ях. Основные направления военно-патриотического воспитания:

- духовно-нравственное,

Историческое,

- политико-правовое, патриотическое,

- профессионально-деятельное,

- психологическое,

- воспитание на воинских традициях.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Как законодательство формулирует понятие «обяза­тельная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области Обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо на, отвечая на просьбу гражданина М.?

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован во­енно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударст­венном образовательном учреждении «Женская историко-филологи­ческая православная гимназия»?

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в го­ роде Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Страницы учебника 40-47.

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

    Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

    Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

    Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

    Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

    Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

    Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

    Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

    Что она включает в себя?

    Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

    Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

    Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

    Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. Вдополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

    Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

    Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

    Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

    Какова цель создания Военно-музыкального училища?

    Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

    Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

    Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

    Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

    участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­тической операции на Северном Кавказе;

    занятие военно-прикладными видами спорта;

    занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опре­делена Федеральным законом Российской Федерации «О воин­ской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умения работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.


Кроме того, для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие, занятые на должностях разведчиков, саперов, пожарных, водолазов, должны обладать крепким здоровьем, высокой степенью физической подготовленности, мужеством, са­моотверженностью, чувством коллективизма, ловкостью, наблю­дательностью и точным глазомером.

Они должны постоянно воспитывать в себе самообладание и выдержку, тренировать способность быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует ряд воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все они имеют много общего. Специалисты, занятые на этих должностях, должны уметь выявлять причи­ны неисправностей техники и осуществлять ее ремонт. Для этого специалистам, занимающим технические должности, необходимо знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; четко представлять себе конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Кроме того, для успешного исполнения обязанностей на технических должностях они должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе по обслуживанию и ремонту техники.

Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны прежде всего быть смелыми, решительными, мужественными, исполнительными, дисциплинированными, обладать быстротой двигательной реакции, точным глазомером, физической выносливостью.