Твердые коммунальные отходы что входит. ТБО или ТКО? Новая кодировка мусорных платежей вызвала недоумение собственников челябинских квартир. Жидкие бытовые отходы

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где ещё сохранилась природа...

Маргарет Этвуд,
канадская писательница

Приступая к работе над темой мусора в СНТ (ТСН), пролопатил несколько сайтов с цитатами. Удивительно, что отходам нашей человеческой цивилизации посвящены достаточно много строк известных и неизвестных, знаменитых и не очень писателей, политиков, журналистов, учёных, философов и прочего разного люда. Найденная и использованная на этой странице цитата Маргарет Этвуд как нельзя лучше подходит к данной теме. Почему?

Твёрдые коммунальные отходы в СНТ, ТСН

Посмотрите, как мы принимаем участие, где вы живете. Карбонизация - это процесс, в течение которого биомасса нагревается в отсутствие кислорода; основной целью является создание символа. Этот уголь можно дополнительно перерабатывать в брикеты и использовать в качестве домашнего кулинарного топлива. Цель наших исследований по медленному пиролизу и гидротермальной карбонизации состоит в том, чтобы исследовать потенциал использования органических отходов для получения продукта на основе угля, который имеет ценность на местном рынке в качестве замены древесного угля на древесном топливе и, таким образом, может быть финансовым фактором предприятия по переработке органических отходов.

Едем на автомобиле в любое садоводческое объединение. Выходим из машины за 1 километр или за 500 метров и, далее, до входа в СНТ идём пешком, разглядывая нетронутую природу. А вот и мусор недалеко от проезжей части дороги. Где-то это отдельные мешки, уже разодранные кошками, собаками, дикими животными, а где-то солидные свалки, ввергающие в шок любого гостя СНТ своим зловонием, и бегающими по мусору серо-коричневыми хвостатыми грызунами. "К нашему СНТ это не подходит", - скажет часть садоводов. Тогда, возможно, у вас есть другие проблемы?

В основе этого исследовательского проекта лежит проектирование обработки органических отходов, а не обработка отходов. Анаэробное переваривание органических твердых отходов. Помимо компостирования или прямого кормления животных, анаэробное переваривание органических твердых отходов считается перспективным вариантом лечения этой конкретной фракции отходов. Анаэробное расщепление является естественным биологическим процессом, который превращает биомассу в энергию в отсутствие кислорода.

Децентрализованный компостирование Существующий физический план и социально-экономическая ситуация многих городов в странах с низким и средним уровнем доходов сильно благоприятствуют внедрению децентрализованных систем. Децентрализованные системы компостирования менее зависимы от технологии. Могут использоваться недорогие, доступные на местном уровне материалы и простые технологии. Наши исследования по компостированию включают совместное компостирование органических отходов и осадка фекалий, а также рыночный спрос на компост из органических отходов.

Идём в другое СНТ, где нет на подъезде к объединению свалок. Кстати, нужно ещё разбираться в количестве подъездов к этому СНТ. Если их несколько, то и у этого СНТ будут свалки. За всеми не уследить, а мусорный контейнер у каждого входа не поставишь. Дорого обходится, однако. Вернёмся к нашей прогулке. Вот мы прошли мимо заброшенного участка. Казалось бы - это должен быть нетронутый кусочек природы. Нет, вспоминаем Этвуд, заброшен этот участок мусором, потому что человек считает своим долгом и делом чести хоть как-то обозначить своё присутствие даже в таком диком месте. Наконец, доходим до площадки с большим мусорным контейнером.

Рост личинок является отличным источником белка в кормах для животных, и их продажа может, таким образом, способствовать снижению стоимости лечения и прибыльному бизнесу с органическими отходами. Мы все должны учиться работать более эффективно и с энергией и ресурсами. Важным вкладом в это являются нетрадиционные возобновляемые источники энергии и меры по повышению энергоэффективности. На фоне изменения климата и конечной природы обычных энергетических ресурсов их увеличение использования является обязанностью.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

В Чили они также заняли особое место в плане обеспечения энергоснабжения, экологической устойчивости и защиты климата. В результате в последние годы повысилась осведомленность о политических лидерах и других пострадавших актерах. Это отражает как серьезные институциональные, так и юридические изменения.

Если есть желание, попробуйте задать вопросы о том, что думают о мусоре владельцы, примыкающих к контейнерной площадке участков. Почти на 100% есть уверенность в том, что если вас не выматерят, то наговорят очень много нелестных слов о СНТ, правлении, и грёбаном общем собрании, к-е "решило" поставить не менее грёбаный мусорный контейнер у них под носом. Что из этого обычно получается, надеюсь, рассказывать не нужно.

Помимо традиционных двусторонних программ сотрудничества, Чили также выделяют два конкретных средства: один - от Федерального министерства экономического сотрудничества и развития, а другой - от Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности.

Нетрадиционные возобновляемые источники энергии

Проект призван способствовать дальнейшей подготовке этих сотрудников, с тем чтобы они могли самостоятельно определять и использовать геотермальное тепло. Результаты исследователей предположили, что теплоту этого явления следует использовать напрямую, так что сегодня образовательный институт нагревается с этой энергией. Цель состоит в увеличении доли возобновляемых источников энергии в энергетическом комплексе, особенно в производстве энергии в связанных системах. Стратегия проекта заключается в выявлении и устранении препятствий на пути участия возобновляемых источников энергии на чилийском энергетическом рынке.

А как здорово попадать в СНТ на выходные, когда организации, собирающие и вывозящие мусор на полигоны, отдыхают, а тут ещё и майские праздники нарисовались. Дышите глубже свежим воздухом! Для собственников садовых участков с таким мусорным соседством выход один - подавать иск в суд, если по нормам не соблюдены 20 метров от границы его (их) участков до мусорного контейнера и под решением общего собрания не стоят их личные подписи о согласии с таким соседством. А если и соблюдены правила пункта 5.11 Свода Правил 53.13330.2011 , то понаблюдайте скрытно за бабушкой, волокущей свой мусор за 500 метров от участка до мусорного контейнера. Да, да полкилометра. Ничего не придумано - таковы нормы названного СП. Бабушку воспитали ещё в Советском Союзе, но не факт, что она дотащит свой мусор до контейнера, а не под покровом ночи, до ближайшего заброшенного участка или свалит соседу под забор в кювет. А давайте вспомним о поколении 90-х, воспитание которых пришлось на время, когда их родители были вынуждены выживать, а не вкладывать основы социализма и коммунизма в головы своих чад. Они, скорее бабушки, примут волевое решение и выбросят свой мусор недалеко от своих участков, не донося его до мусорной площадки. А таких "воспитанных" намного больше, чем невоспитанных бабушек. Поди ж там разберись утром, чей мусор?

В то же время, посредством измерений и исследований ветровой и солнечной энергии на месте, он способствует формированию информации об имеющихся энергетических потенциалах. Организация семинаров, конференций и технологических миссий также решительно улучшает компетентность на местах - как на институциональном, так и на уровне компаний. Кроме того, проект передает ноу-хау инвесторам и национальным и международным разработчикам проектов путем публикации и распространения руководств по таким темам, как оценка воздействия на окружающую среду проектов в области ветровой энергии и биомассы и функционирования рынка электроэнергии для инвестиций в возобновляемые источники энергии.

Предположим, что и это не про вас и ваше СНТ. Есть у вас один вход-выход, у входа оборудована мусорная площадка, стоит большой контейнер, есть ответственный, к-й следит за порядком на площадке, вовремя заказывает вывоз мусора , правлением жёстко пресекаются несанкционированные свалки внутри СНТ. Всё хорошо вроде бы. А вот один вопрос свербит. За мусор люди несут деньги куда? В правление. А все несут своевременно? В СНТ согласно 66-фз от 15.04.98 г. как-никак провозглашён коммунизм. Или всё-таки нет? Может и при коммунизме всегда найдутся паршивые овцы, к-е не торопятся сдавать свои деньги, а мусорным контейнером пользуются сполна. "Можно через сторожа запретить пользование, если не платят", - скажете. Можно, если он есть, и у СНТ имеется огромное желание платить деньги тому, кто будет охранять мусор. А если нет таких денег? А для средних и малых садоводческих объединений это не праздный вопрос - это реальность, с которой нужно считаться.

Повышение энергоэффективности

Проект также включает рекомендации по реализации пилотных проектов и реализации проектов государственного и частного секторов. Пилотные проекты в строительном секторе осуществляются в области социального жилья, а также в больницах. Правительство Федеративной Республики Германии поставило амбициозные цели защиты климата как на национальном уровне, так и в области международного сотрудничества. В течение первого года было запущено почти сто проектов.

В Чили многие проекты уже были проведены в рамках Международной инициативы по защите климата. В этом контексте в северной части Чили должна проводиться исследовательская кампания по ветроэнергетике. Кроме того, технико-экономические условия для разработки проектов должны быть проанализированы технико-экономическими обоснованиями. Выбранные места будут доступны для частных компаний в рамках приглашения к участию в тендере.

Можно ещё порассуждать об имеющихся мусорных проблемах, но кроме садоводов уже рассуждают на эту тему наши депутаты. В результате их работы с 1 января 2016 года введён в действие обновлённый Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.98 г. в редакции от 13.07.2015 г. "Об отходах производства и потребления ". Коснулся ли закон садоводческих и прочих причастных объединений? И да и нет. Вот это и будем разбирать ниже на странице, а пока обозначим круг вопросов:

Проект будет интегрировать и дополнять знания о существующем потенциале, наличии физической инфраструктуры, а также об экологических ограничениях и в то же время анализировать влияние большей доли источников постоянного тока на электрические сети и электрическую систему. Задача заключается в разработке энергетических сценариев, которые включают традиционные системы и которые совместимы с целями обеспечения энергетической безопасности, экономической эффективности и экологической устойчивости.

Увеличить картинку В рамках той же инициативы в Чили был создан Центр утилизации твердых отработанных отходов в Марга-Марге в регионе Вальпараисо, который был разработан Немецким институтом прикладного управления потоками материалов. Этот проект направлен на устойчивое совершенствование управления твердыми поселениями в провинции Марга-Марга через центр материального и энергетического использования ресурсов. Другие ожидаемые продукты - это перерабатываемые материалы, а также заменители топлива для использования в цементной промышленности.

Что такое ТКО и как законодательство определяет основные понятия в области сбора, хранения, вывоза и утилизации мусора?
Какие существуют варианты решения проблемы сбора и вывоза мусора в СНТ (ТСН)?
Какие полномочия есть у СНТ (ТСН) по организации сбора, хранения и вывоза ТКО?
Какая установлена ответственность за отсутствие договоров на вывоз ТКО для юридических и физических лиц?

Также ведется работа по созданию учебного центра для Сообщества, специалистов и лиц, принимающих решения. В дополнение к вкладу в защиту климата и защиту природных ресурсов проект создает дополнительную региональную ценность, включая маркетинг полученных продуктов, активное участие неофициальных пользователей отходов и участие граждан.

Эта инициатива заключается в содействии охране окружающей среды и природных ресурсов в провинциях Лланкиуэ, Осорно и Вальдивия для укрепления муниципалитетов и содействия концентрации муниципалитетов. Исполнительными органами являются Государственный секретариат регионального развития и администрации, Региональное правительство и муниципалитеты. Программа состоит из программы получения эмиссионных кредитов от проектов в соответствии с механизмом экологически обоснованного развития Киотского протокола.

Не всё однозначно в садоводствах с мусором. И даже там, где проблема якобы решена, она далека от её соответствия нормам законодательства. Давайте разбираться, господа-товарищи садоводы!

Твёрдые коммунальные отходы в СНТ, ТСН

А мусор - это что такое? Он чей?

В середине мая 2016 г в одном из садоводческих объединений Калининграда состоялся такой диалог между председателем, бухгалтером и гостем, к-й оказался там по их приглашению:

Например, для эмиссионных кредитов после Киотского протокола, а также авансовых платежей на основе договоров купли-продажи для сокращения выбросов. Примером объединения проекта технического сотрудничества с использованием интегрированных специалистов является поддержка в области охраны естественных лесов на юге Чили. С начала 90-х годов федеральное правительство способствовало достижению этой цели с помощью всех доступных инструментов сотрудничества - технического, финансового и кадрового сотрудничества - путем направления помощи в целях развития и комплексных экспертов для поддержки долгосрочного проекта по сохранению и устойчивому управлению природным лесом Чилийский орган лесного хозяйства.

А как у вас в СНТ организован сбор и вывоз мусора ? - задал вопрос гость.

У нас стоят большие открытые мусорные контейнеры объединения, к-е вывозятся по мере накопления, - быстро ответила председатель. - Договор на вывоз мусора у СНТ заключён с специализированной организацией.

А как относятся к месту нахождения контейнеров собственники садовых участков, к-е находятся рядом?

На пути к устойчивому будущему

Таким образом, система превратилась в всемирный добровольный рыночный механизм, который удостоверяет происхождение, качество и обслуживание с целью сохранения лесов, снижения уровня загрязнения и формализации рынка с большим потенциалом развития.

Для устойчивого развития: возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и защита климата



Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития.

В политическом и финансовом плане основное внимание уделяется двустороннему двустороннему сотрудничеству, прямое сотрудничество со страной-партнером.

Жалуются и матерятся на вонь, крыс, мусор, к-й нелюди не вываливают в контейнер, а оставляют рядом.

А как вы думаете, мусор он чей? Он кому принадлежит?

Так, а что тут думать? Мусор - садоводов.

Тогда скажите, а на каком таком основании садоводы, они же собственники садовых земельных участков, они же физические лица выбрасывают свой собственный мусор в контейнеры, принадлежащие СНТ?

Федеральное министерство охраны окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности

Федеративная Республика Германия участвует в этом через европейское и многостороннее сотрудничество в целях развития.



Он работает более чем в 130 странах с более чем 10 000 сотрудников.

За последние 45 лет он финансирует частные инвестиции в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Он охватывает различные сектора, такие как агропромышленность, ремесленная промышленность, услуги и инфраструктура. Целью является внедрение и консолидация частных структур в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Внятного ответа не последовало. Был ступор, и прозвучало слабое объяснение, - А мы как-то не задумывались об этом. Мусор не без проблем, но вывозится, и то хорошо. А разве что-то не так?

Не так! По крайней мере, для СНТ, где оформлены надлежащим образом права собственности на землю общего пользования для СНТ и аналогичные права на землю физических лиц, являющихся по совместительству членами этого СНТ. Вопросы сбора и вывоза мусора согласно законодательству должны решаться по-другому. Обратимся к нормам обновлённого федерального закона и попытаемся кое-что уяснить для дальнейшего разбора темы.

Решение проблем мусора в СНТ (ТСН).

Вариант 1: СНТ, как юрлицо, заключает свой договор на вывоз мусора, а собственники садовых земельных участков заключают отдельные индивидуальные договоры.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 (ред. от 13.07.2015) "Об отходах производства и потребления"
Статья 1 "Основные понятия"

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    - сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
    (абзац введён Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    Обратите внимание на понятие СБОРА отходов. Оно очень важно для дальнейшего разговора и понимания того, как необходимо поступать в каждом без исключений садоводческом объединении. Речь идёт о передаче прав собственности на имущество, к-м являются отходы.

    - твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

    - норматив накопления твёрдых коммунальных отходов - среднее количество твёрдых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
    (абзац введён Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    Правительством РФ принято Постановление от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов" (вместе с "Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов") . Согласно данному постановлению местные органы исполнительной власти или органы самоуправления граждан уже приступили к проведению замеров и последующему определению нормативов накопления ТКО. Для садовода это значит то, что до конца 2016 года для стандартного садового земельного участка вне желания и мнения садовода будет установлен норматив образования отходов. На основе этого норматива органы власти, уполномоченные правительством, потребуют от физического лица (собственника земельного участка) заключить договор на вывоз отходов и, соответственно, оплатить эту услугу в том объёме, который определён нормативом.

    - оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору , транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов ;

    СНТ, в которых мусор до его вывоза выносится в большие мусорные контейнеры, принадлежащие юридическому лицу, попадают под это определение, т.к. осуществляют сбор мусора. Т.о., СНТ, нравится это кому-нибудь или нет, является оператором по обращению с ТКО.

    - региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов , которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
    (абзац введён Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    Обратите внимание на то, что закон определяет двух лиц: региональный оператор или оператор . Во втором случае у оператора должен быть в обязательном порядке заключён договор с региональным оператором. Таким оператором практически может быть и СНТ, собирающие отходы у физических лиц. Но возникает противоречие: региональный оператор и оператор по обращению с отходами являются публичными коммерческими предприятиями (ст. 27.7 закона - см. ниже), а вот СНТ под данный статус не попадают. Кроме того, в целях и задачах СНТ нет положений, к-е бы позволяли объединению выполнять услуги по сбору и вывозу ТКО для третьих лиц, к-ми являются физлица. ТСН, кстати, хотя и не бесспорно, вполне такие задачи может решать, т.к. должно и обязано иметь договор управления с каждым собственником земельного участка на управление имуществом. ТКО - это тоже имущество. Правда твёрдые коммунальные отходы не являются собственностью ни юрлица, кми пользуются физлица, ни общей долевой собственностью граждан. А цели ТСН совсем другие.

В действиях государства и правительства в частности, можно увидеть разные, прямо противоположные друг от друга цели и задачи по отношению к садоводам и образующемуся в СНТ мусору. Всё зависит от конкретного объединения в лице его правления и садовода, как владельца садового земельного участка:

Одни кричат о том, что у них отбирают последнюю рубашку, заставляют платить за то, чего нет и никогда не будет; что правительство и депутаты делают всё против народа, разоряют и разрушают садоводство, как национальное явление и т.д., и т.п.

Другие видят в принимаемых актах и последующих действиях местных органов власти спасение от мусора, к-й накапливается с каждым годом всё больше и больше. В результате чего всё меньше остаётся вокруг СНТ нетронутой человеком и его отходами природы. Ведь когда-то нужно навести в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов порядок, поставив одну жирную точку в каждом конкретном садоводческом объединении.

Нравится это кому-то или нет в очередной раз, но следующая норма закона ставит точку в вопросе принадлежности мусора, как имущества, которое не может не иметь своего собственника, и подтверждает догадку председателя одного из калининградских СНТ.

Статья 4. "Отходы как объект права собственности" ФЗ-89 от 24.06.1998 г.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Что получаем на выходе? Мы получаем то, что СНТ, как юридическое лицо, образует мусор . Следовательно, его нужно вывозить с последующим размещением, переработкой, утилизацией и т.д. Для этой цели любое СНТ (ТСН в том числе) обязано заключить договор на вывоз ТКО.

А у нас нет мусора! - скажет председатель. - Он у садоводов на их участках.

Верно, но наличие мусора у самого СНТ и необходимость заключения договора на вывоз решается очень просто. Инспектор АТИ (административно-техническая инспекция) прибывает в СНТ, просит предъявить договор. При его отсутствии выписывает предписание, где указывает на необходимость заключения договора и указывает сроки. Потом при невыполнении сроков и повторной проверке следует наложение административного штрафа. Как вы понимаете, платить придётся садоводам. Почему? А потому что прибыли в СНТ нет по определению. Штраф, который может быть наложен на председателя, составит от 10 000 до 30 000 руб., а на юридическое лицо - от 100 000 до 250 000 (Основание - КоАП ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами") .

Аналогично проводятся репрессии в отношении собственника садового земельного участка. Участок, как объект собственности, в ходе его использования и жизнедеятельности на нём самого собственника, образует мусор. Его точно также нужно вывозить. Частично мусор можно и целесообразно утилизировать на участке в компостных кучах. Но туда все ТКО не напихать. Не дождётесь их разложения. Жизни не хватит. Закапывать мусор или сжигать - запрещено. Даже листья и траву! Разговоры о том, что свой мусор вы вывозите в город и там выбрасываете в мусорный контейнер, не являются законным решением проблемы, т.к. там в городе вы платите по нормативам, к-е не учитывают мусор с вашего участка. Если у вас мнение другое, будьте так любезны, переслать через страничку КОНТАКТЫ отсканированный договор со строками о включении в него вашего загородного мусора. Такой договор будет немедленно отражён на странице сайта, как доказательство тотальной неразберихи и непредсказуемости действий всех и вся.

"А договор - дело добровольное!" - воскликнет грамотный садовод - "Хочу, заключаю, не хочу, не заключаю!" Абсолютно верно. Вот только не нужно упускать одну деталь, к-я предусмотрительно упомянута в законе. Процитируем:

Статья 421 "Свобода договора" ГК, Часть 1

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как видите, на уловку "самого умного" не заключать договор есть норма, к-я обязывает это делать. Давайте разберёмся далее с нашим 89-фз от 24.06.1998 (ред. от 13.07.2015) "Об отходах производства и потребления". Есть ли в нём нормы, к-е могут заставить собственников заключать договоры на вывоз мусора?

Статья 24.7. "Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами" ФЗ-89 от 24.06.1998 г.

  1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
  2. По договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
  3. Данное положение закона по своей сути является предметом договора на сбор и вывоз ТКО.

  4. Собственники твёрдых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их сбора .
  5. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В первой и второй части статьи речь идёт о региональном операторе и его обязанностях. Важно то, что региональный оператор не имеет права отказаться от заключения договора на вывоз ТКО. В настоящее время согласно действующим старым нормам найти оператора, к-й согласится вывозить ваш мусор не так легко. Посылают подальше обратившегося вместе с его мусором. И управу на них не найти, если только не подключить ответственных за организацию всего мусорного вопроса. Но об этом ниже на странице про опыт СНТ "Пищевик" .

А вот в четвёртой части статьи 24.7 предусмотрена императивная норма о том, что собственник твёрдых коммунальных отходов заключает договор с региональным оператором. В норме нет слов "на усмотрение", "по желанию", "при необходимости", "при согласии", "может" и прочих, которые бы давали возможность манипулировать глаголом "заключает", заменяя его на ни к чему не обязывающее действие или условие, отклоняющее обязательность договора. Дополнительно норма закона усилена в Постановлении правительства, где сказано:

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами") ".

Отсутствие договора на вывоз мусора с вашего любимого садового участка влечёт на вас сначала выписывание инспектором АТИ предписания, аналогичного тому, к-е выписывается СНТ, а затем наложение штрафа. Сегодня штраф составляет от 1500 до 2000 руб. (ст. 8.2 КоАП). Если полезете в бутылку и продолжите игнорирование норм закона, то штраф увеличится, а потом будет решение суда по иску местной администрации района (города) о лишении вас прав на участок. Выбор за вами!

Вариант 2: СНТ, как юрлицо, заключает договор на вывоз мусора, владельцы садовых земельных участков отдельные договоры на вывоз мусора не имеют.

После всего, что было сказано выше, подобное утверждение может показаться бредом. Но это не так, несмотря на то, что сегодня почти все садоводческие объединения вывозят мусор посредством одного единственного договора на вывоз ТКО, заключённого между СНТ (ТСН) с одним из специализированных лицензированных предприятий. При этом садоводы без всяких на то оснований выбрасывают свой мусор в контейнеры юридического лица, а юридическое лицо без оснований принимает деньги с членов СНТ за мусор, к-й не может быть у членов СНТ по определению, но всегда есть у физических лиц, собственников земельных участков.

Оказывается у нас в РФ до сих пор есть такие СНТ, где садоводы ведут коллективное садоводство. Размежевание индивидуальных участков в таких СНТ не закончилось оформлением вещных прав каждого физического лица на земельный участок с получением свидетельства о праве собственности на землю или свидетельства о государственной регистрации права. В таком объединении, следовательно, есть СНТ, как юридическое лицо, и есть право юрлица на весь земельный выдел, но это не право собственности, а право постоянного бессрочного пользования землёй либо право общего совместного пользования. В условиях, когда права собственности не оформлены у садоводов, то они, как физические лица, не имея собственности, не могут заключать никаких договоров в отношении имущества, к-е им не принадлежит. То же самое и в отношении мусора. Мусор на участках образуется, но следует судьбе земли. А она принадлежит СНТ.

В этом случае СНТ заключает договор на вывоз мусора с соответствующей компанией, а члены СНТ выбрасывают мусор не как свой собственный, а как образующийся в результате садоводческой деятельности юрлица его участниками (членами).

Важно понимать , что члены СНТ не имеют, не имели и не будут иметь имущества в собственности , т.к являются всего лишь участниками юридического лица. Имущество согласно нормам ст. 48 "Понятие юридического лица " ГК может иметь само юридическое лицо. Принадлежит такое имущество - юридическому лицу, а не членам. Имущество юрлица обособлено от имущества др. лиц: юридических и физических.

Граждане, как физические лица , могут быть участниками юридического лица и могут иметь имущество в собственности. Но это не имущество юридического лица, а их личное имущество , которое также обособлено от имущества др. лиц, в том числе и юридических лиц. (ГК ст. 18 "Содержание правоспособности граждан").

А как вывозят мусор в большинстве СНТ и какими могут быть последствия?

Ответ на этот вопрос такой: Легко и просто, по-прежнему не задумываясь о последствиях. Порядок однажды давно кем-то заведён, и он никем не подвергается сомнению. За всё в ответе юридическое лицо. И совершенно никто не думает о том, что закон с 29.12.2014 г. ФЗ-458 установил права собственности на мусор, внеся в 89-ФЗ от 24.06.1998 г. дополнение в виде статьи 4 в новой редакции. "Ну и что? - спросите вы. - А что изменилось для СНТ и его членов?"

Изменилось то, что граждане - физические лица (понятия равнозначные) и одновременно, являющиеся членами СНТ, вдруг обрели права собственности на мусор, к-й они производят в ходе своей садоводческой деятельности. Помня о том, что члены СНТ (ТСН) не имеют собственности, т.к. всё имущество СНТ находится в собственности юрлица, граждане должны теперь этот мусор куда-то сбагривать. Прежние отношения, к-е существовали до настоящего времени невозможны, потому что права собственности могут быть переданы кому-то на каком-то определённом основании. От собственности, конечно, можно отказаться согласно нормам ст. 236 "Отказ от права собственности ". Но дело в том, что права и обязанности в отношении мусора, от к-го вы отказались добровольно, продолжают работать и действовать до тех пор, пока др. лицо не приобретёт на ваше имущество (мусор) права собственности.

Пример: Предположим ситуацию, когда вы выбросили свой мусор в мусорный контейнер СНТ. И как бы передали права собственности на своё бывшее имущество юридическому лицу. Возникает вопрос. А с чего это вдруг СНТ взяло на себя обязательства по приёму вашего мусора и приобрело права собственности на него? Практически действие как будто бы произошло, а теоретически? В любой момент юридическое лицо от вашего мусора может отказаться. Тем более, если класс опасности ваших ТКО не соответствует 5 классу (о классах поговорим ниже). В этом случае при фиксации соответствующим органом отходов 1 - 4 класса опасности в мусорном контейнере, СНТ ещё может избежать штрафа. Маловероятно, но может. Вдруг кто-то видел и подтвердит вашу скрытную операцию по отказу от своих ТКО в пользу другого лица (СНТ). Штраф однозначно будет предъявлен вам. И он не будет маленьким. 2000 руб. уже не отделаетесь.

А каким образом СНТ можно передать права собственности на ваши ТКО иначе, как заключив договор на основе ГК? А никаким. Нет вариантов в законодательстве. Любой другой случай предполагает составление акта о, как минимум, приёме бесхозного мусора от неустановленного лица. Но, принятый юрлицом мусор должен быть не только собран, но и вывезен из СНТ. А за это нужно платить. Как вы думаете, сколько времени пройдёт, прежде чем члены СНТ, а других плательщиков в данном юридическом лице нет, поймут, что их лихо кидают на бабки? Достаточно одной искры и возгорится пламя, к-е приведёт к поиску путей выхода из коммунизма. А выход один - в индивидуальных договорах каждого собственника ТКО с лицензированной компанией. И СНТ, самое лучшее в данной ситуации, вообще исключить из цепочки: физлицо - его мусор, сбор и вывоз взвалить на плечи специализированной компании.

А может выход в другом? Нужно тот порядок, к-й имеется сегодня в СНТ слегка изменить, заключив договоры между СНТ, как юридическим лицом, и каждым без исключения собственником садового земельного участка на сбор мусора. И далее все будут жить спокойно и счастливо. Нет, не будет счастья. Есть некоторые подводные камни, кроме публичности деятельности по сбору и вывозу отходов. Не учитывать все риски и все нормы закона было бы не только не верно, но и безрассудно, потому что штрафы придётся платить за незнание и свою нерадивость всем. Один из камней - лицензирование деятельности по обращению с отходами.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

Нас всех в СНТ не очень сильно напрягает транспортирование, обработка и дальнейшие действия компании с нашими ТКО. Но нужно обратить внимание на .

Статья 9 "Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" ФЗ-89 от 24.06.1998 г.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 29.06.2015))

  1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учётом положений настоящего Федерального закона.

Дополним данное положение тем, что после 01.01.2016 г. деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору ТКО без лицензии не допускается. Но есть одна хорошая новость. Лицензированию подлежит сбор ТКО только 1 - 4 классов опасности. Отходы 5 класса опасности по-прежнему могут собираться без лицензии.

На одном из сайтов выложена вот такая информация: Лицензия на сбор и транспортировку отходов 1 - 4 классов опасности оформляется местными органами власти в течение 3 месяцев и стоит 1 200 000 - 1 300 000 рублей. А включение в лицензию обработки (сортировки) мусора потребует до 5 месяцев при стоимости 2 000 000 - 2 300 000 руб. Успокаивает только то, что срок действия новых лицензий бессрочный или пока не лишат за нарушения.

Определимся с классами опасности отходов в любом СНТ (ТСН). Естественно речь идёт о ТКО садоводов, т.к., исключив 2-й вариант (у садоводов нет прав собственности на участки), основным поставщиком мусора они и являются. Само юридическое лицо производит мусора исключительно мало. И относится он скорее к офисным отходам. А это только бумага, к-я замечательно горит зимой в любой печке совершенно законно и бесплатно.

Итак, основными отходами, образованными на садовом земельном участке, являются твёрдые коммунальные отходы. Они относятся к 5 классу опасности. Сбор таких отходов при условии наличия договора о сборе ТКО между СНТ (ТСН) и физическим лицом, собственником садового земельного участка, лицензированию не подлежит. Однако следует понимать, что все последние изменения законодательства и принимаемые меры на уровне государства и местных органов власти свидетельствуют о том, что в дальнейшем НПА и контроль в области обращения с отходами будет только ужесточаться. Можно сделать вывод о том, что в ближайшем обозримом будущем сфера обращения с отходами 5 класса опасности попадёт под лицензирование или будет выделена в отдельную программу компаний, занимающихся ТКО. Как вы понимаете ни СНТ, ни ТСН не попадают под данную программу по своей некоммерческой природе и отсутствию норм в законе, позволяющих заниматься мусором. Нормы, к-е указаны в Своде Правил 53.13330.2011 в отношении мусорных площадок в СНТ относятся к сфере проектирования, а не обязанности юридического лица заниматься ТКО (см. внимательно область применения правил в самом начале документа). Попробуйте найти в нашем 66-фз от 15.04.98 г. нормы об обязательствах юридического лица заниматься сбором мусора с третьих лиц (это собственники садовых участков). Их нет.

А может быть такие основнаия есть в нормах ГК, повестующих о товариществах собственников недвижимости? Но ТСН создаётся для управления имуществом юрлица, к-м пользуются граждане и управления имуществом граждан, находящимся в общей долевой собственности этих лиц. А где тут мусор? Про мусор молчок, потому что эта коммунальная услуга возложена на регионального оператора или оператора, имеющим договор с региональным оператором. И это публичные, коммерческие компании. Ни СНТ, ни ТСН не подходят под этот статус. Да и управление имуществом не включает в себя функцию сбора и вывоза мусора.

А сейчас разберём некоторые скользкие вопросы. Может случиться так, что отходы не 5 класса опасности попадут в мусорный контейнер юридического лица? При всех мерах, принимаемых СНТ (ТСН), направленных на то, чтобы этого не случилось, такие отходы будут попадать в контейнер постоянно. Никакой контроль не поможет. Остаётся только выявить нарушение инспектором и принять репрессивные меры. А предугадать появление инспектора невозможно. Посмотрим на табличку с классами опасности отходов - основой для будущих штрафов и неприятностей для всех садоводов:

Классы опасности отходов:
согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и экологии от 04.12.2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»

I класс
(чрезвычайно опасные)
Отходы полихлорированных дифенилов и терфенилов, полибромированных дифенилов, а также отходы веществ и изделий, их содержащих; трансформаторы с пентохлордифенилом отработанные; конденсаторы с пентохлордифенилом отработанные; конденсаторы с трихлордифенилом отработанные; шлам с содержащий тетраэтилсвинец (антидетонационные присадки и отходы, содержащие металлоорганические соединения); крезол (остатки крезола, потерявшего потребительские свойства); синтетические и минеральные масла, содержащие полихлорированные дифенилы и терфенилы, потерявшие потребительские свойства; отходы солей мышьяка в твердом виде; ртутьсодержащие изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства; ртутные термометры отработанные и брак, потерявшие потребительские свойства; отходы асбеста, асбестовая пыль и волокно, люминисцентные и энергосберегающие лампы и др.
II класс
(высокоопасные)
кабель медно-жильный освинцованный, потерявший потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные, брак (неповрежденные, с неслитым электролитом); остатки рафинирования нефтепродуктов, отходы кислых смол, кислого дегтя; щелочи аккумуляторные отработанные; кислота аккумуляторная серная отработанная; отходы хлорида меди в твердом виде; отходы солей свинца в твердом виде; опилки свинцовые незагрязненные и др.
III класс
(умеренно опасные)
провод медный, покрытый никелем, незагрязненный, потерявший потребительские свойства; ацетон, потерявший потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более); шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; дизельное топливо, потерявшее потребительские свойства; авиационные, автомобильные и моторные масла, потерявшие потребительские свойства; пыль цементная; песок, загрязненный бензином (количество бензина 15% и более); песок, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более); навоз от свиней свежий; помет утиный, гусиный, куриный свежий; пыль табачная и др.
IV класс
(малоопасные)
мусор строительный от разборки зданий; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); покрышки отработанные; отходы битума, асфальта в твердой форме; отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы), несортированные; пыль черных металлов незагрязненная; отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль), несортированные; пыль гипсовая; пыль бетонная; пыль от шлаковаты; пыль кирпичная; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и пуха; навоз от звероводческих хозяйств свежий; навоз конский свежий; навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий; навоз от свиней перепревший; помет утиный, гусиный, куриный перепревший и др.
V класс
(практически неопасные)
скорлупа от куриных яиц; отходы щепы, опилки и стружка натуральной чистой древесины; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; отходы бумаги и картона от резки и штамповки; обрезь гофрокартона; зола древесная и соломенная; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; строительный щебень, потерявший потребительские свойства; бой строительного кирпича; отходы гипса в кусковой форме; абразивные круги отработанные, накипь котельная; отходы цемента в кусковой форме; лом чугунный, стальной, черных металлов и алюминия несортированный; стружка стальная незагрязненная; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы из жилищ крупногабаритные; мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, промышленными товарами; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий; электрические лампы накаливания отработанные и брак; отходы изолированных проводов и кабелей.

Скажете о том, что приказ не является нормативным актом и не обязателен для выполнения физическими лицами. Верно, вот только классы опасности отходов прописаны и в законе:

Статья 4.1 "Классы опасности отходов" ФЗ-89 от 24.06.1998 г.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.

А местные органы власти и самоуправления граждан уполномочены государством контролировать выполнение закона всеми юридическими и физическими лицами. Вспомним и пословицу: "свинья грязь всегда найдёт". Это о "плохом", но добросовестном инспекторе или другом проверяющем. Да, кстати, любой садовод может найти или подкинуть в контейнер отходы 1 - 4 классов опасности, сфотографировать это, пригласить свидетелей, а потом написать жалобу в орган власти и подставить тем самым любого председателя (если не всё юрлицо, штрафы на СНТ накладываются намного больше) на счётчик. Негодяй! Но это ещё нужно доказать. Инспектор слушать оправдания не станет. Нужно ли это председателю и самим членам СНТ (ТСН)? Думаю: нет, не нужно.

Практическое решение проблем с мусором в СНТ (ТСН).

Возможно в СНТСН "Пищевик" ещё долго не возникало бы вопросов с мусором. Несколько лет назад правление лихо выкрутилось из обязательства по заключению договора на вывоз мусора перед мэрией Калининграда, сэкономив на всей этой кухне примерно 200 000 рублей в год. Но компания, с которой у Пищевика был договор ликвидировалась, сменила вывеску и перестала оказывать услуги в области обращения с отходами. А тут, откуда ни возьмись, нарисовался инспектор АТИ (административно-техническая инспекция) и быстро выписал предписание со сроком в течение 3 месяцев заключить договор на вывоз мусора. А что? Имел право. Также как СНТ обязано было это сделать после ликвидации названной управляющей компании.

Председатель обратился в адрес той компании, чьи телефоны были указаны на мусорных контейнерах, куда все садоводы носили мусор до заключения договора между СНТ и компанией, во время действия договора с посредником, и после ликвидации посредника. Можно было бы продолжать выносить все ТКО и дальше в том же духе и не заключать никаких договоров. Но напрягают нормы закона, о к-х шла речь выше. Отсутствие договора влечёт выписку предписания во время проверки, а фиксация выброса мусора в чужой контейнер без договора влечёт административный штраф. Ходить под дамокловым мечом, понимая, что проблему нужно решать сейчас, а не откладывать в долгий ящик, очень неприятно и опасно.

Наши обращения с просьбой о заключении договоров с СНТ и индивидуально с садоводами компания на удивление отвергла. Ну не нужны им деньги. Тогда согласно нормам закона СНТ написало письмо в мэрию, к-я отвечает за организацию обращения с отходами в пределах городского округа г. Калининград. Письмо так и назвали "Об организации сбора ТКО ". Через месяц мы получили ответ за № 1006 от 16.01.2016 г. из Комитета городского хозяйства г. Калининграда , и, уже не удивляясь очередной отписке очередного чиновника, ничего не решившего по существу, всё же добили дело до конца. Анализ ответа из мэрии с повторной постановкой вопросов, на к-е нами не было получено ответов, снова направили главе города под названием "Об организации сбора ТКО, повторное ". Что дальше? А дальше, ещё до получения официального ответа, быстро последовал звонок из городской управы председателю и дан адрес одной из компаний, к-я работает на рынке обращения с отходами индивидуально с физическими и юридическими лицами. На всё про всё у СНТ ушло два с половиной месяца, из к-х основное время затрачено на ожидание реакции и написание ответных писем чиновниками мэрии.

Нельзя сказать, что повторное письмо напугало мэрию, но закон есть закон. Его или нужно выполнять или складывать с себя полномочия. Третье письмо уже бы ушло губернатору или в прокуратуру. Не думаю, что в мэрии очень хотели доводить дело до надзорных органов или вышестоящей инстанции, поэтому, видимо, вопрос со второго раза решился быстро.

Генеральный директор компании, работающей в сфере обращения с отходами, сам приехал в СНТ, всё посмотрел: условия, ширину проездов, схему размещения участков. Заключил договор на вывоз мусора с юридическим лицом, согласно к-му вывоз офисного мусора юридического лица будет осуществляться по мере накопления по вызову через диспетчера компании. А в правлении бумажки накапливаются не сразу. Придётся долго ждать. Стоимость 1 куба бумажек - 400 рублей (цена по состоянию на март 2016 г.)

С садоводами было заключено два вида договоров: для постоянно проживающих в СНТ и для дачников или сезонников:

Для постоянно проживающих в домах на своих садовых земельных участках граждан договор предусматривает следующие условия: вывоз мусора один раз в неделю из контейнера объёмом 120 литров. Контейнер перед вывозом вечером должен быть выставлен на земле общего пользования рядом с участком. Таким днём определили субботу. На контейнере должен быть номер договора. Оплата производится по квитанциям компании любым способом через любой банк. Контейнер - собственность физического лица.

По сезонникам договор предусматривает немного другие условия: вывоз мусора осуществляется по вызову через диспетчера компании. Если нет контейнера, то выброс мусора следует производить самому садоводу (передача оператору компании) в целях исключения несанкционированного вмешательства в содержимое мешков со стороны собак и кошек, а также их попыток провести дотошную ревизию. Оплата производится за тот же объём 120 литров. За разовый вызов компания выставляет счёт, к-й меньше чем для ПМЖ почти в три раза. Остальные условия оплаты аналогичны постоянно проживающим. День вывоза отходов тот же - суббота.

Что хорошо и что плохо? Хорошо то, что люди, постоянно проживающие в СНТ, теперь не думают о том, куда вывалить свой мусор. Так как платёж выставляется по одной цене вне зависимости от накопленного мусора за неделю, то большого желания куда-то бежать и высыпать свой мусор соседу под забор не возникает. Всё равно придётся платить. Проще выйти из дома и вывалить его в свой контейнер. Быстрее, дешевле и сердитее. Плохо то, что стоимость индивидуального вывоза мусора больше, чем было тогда, когда всё делалось через СНТ. Но успокаивает тот факт, что платили мы все меньше в три раза, потому что дурили всех. Однако не смогли обдурить тех, кто вообще не платил никаких взносов. А этот факт удорожает ваш индивидуальный взнос на мусор за счёт отказа СНТ от выполнения других статей расходов по смете.

Пояснение по размеру индивидуального взноса за мусор: СНТ планирует собрать с каждого садовода по 100 рублей в год. Садоводов 100. Умножаем, получается 10000 рублей. Но 20 человек взносы не платят. Пока СНТ выбивает долги мучительно и долго, течёт время. Денег нет. А по договору с компанией, вывозящей ТКО, нужно платить. Недостающие деньги СНТ снимает с другой статьи расходов, например, с ремонта на дороги. Т.о., ваш личный взнос на мусор будет состоять из 100 руб. + 2000/80 снятых со статьи "ремонт дорог". На собрании в нормальном СНТ садоводам всегда об этом подаётся информация в виде неисполненных пунктов по смете. В результате вы всегда платите больше, чем запланировано по статье расходов. А дороги не ремонтируются, потому что нет денег. Где они? А там, у тех, кто ничего не платит. Таковы последствия "коммунизма" в СНТ.

Вернёмся к нашему мусору. Определение нормативов накопления ТКО для лиц, ПМЖ которых является садовый земельный участок и дом согласно расчётам, производимым сейчас мэрией, вряд ли сильно изменятся. Семья из 4 человек примерно укладывается в 120 литров за неделю. Может измениться только цена вывоза отходов, т.к. она будет единой для всего региона. В какую сторону сказать трудно. Время покажет.

Что хорошо и что плохо для сезонников. Хорошо то, что экономия получается значительная. В зимний период сезонники на участках не появляются и мусор не образуется. А значит, и платить за него не нужно. В сезон бытовой мусор на участке образуется медленно и не скоро достигнет отметки 120 литров. Основные отходы от садоводства и овощеводства возможно утилизировать на самом участке, включая ветки деревьев. Следовательно, если об этом думать заранее и стараться производить меньше мусора, то и вызовов через диспетчера будет минимум. Плохо то, что такая лафа продлится недолго. Согласно тем же нормам закона ФЗ-89 от 24.06.98 г. власти в Калининграде (и не только в Калининграде, а везде) уже просчитывают нормативы накопления ТКО (постановление правительства РФ от 04.04.2016 г. № 269 уже действует). И вот для таких индивидуальных вызовов скоро может наступить другая пора. Придётся платить за мусор, к-й накапливается на стандартном садоводческом участке размером 6 соток за определённый промежуток времени. Если у сезонника не будет оплаты вывоза такого мусора по договору и квитанций оплаты, то власти через соответствующие органы будут жёстко штрафовать владельцев участков. Такая вот перспектива. А то, что эта работа уже идёт можно увидеть из переписки между СНТ "Пищевик" и мэрией по вопросам обращения с отходами . Мэрия достаточно подробно объяснила садоводам свои действия по решению вопросов с отходами и то, что ждёт жителей в ближайшем будущем.

Мусор на земле общего пользования

Обойти общий мусор, как проблему, невозможно, т.к. в любом садоводческом объединении при любых раскладах всегда есть земля общего пользования (ЗОП). И вне зависимости от собственника мусор на указанной территории образуется по нескольким причинам:

  • в весенне-летний сезон по обочинам проездов, проходов растёт неимоверными темпами трава и ветки от близко посаженных деревьев на участках;
  • по проходам и проездам транзитом в силу сложившихся условий постоянно шастают чужие люди или гости владельцев участков;
  • свои садоводы нет-нет, да и бросят бумажку, бутылку, пластиковую упаковку, отходы от садоводческой деятельности на дорогу.

Это три основных причины. Можно ещё что-то вспомнить, но не это суть важно.

Важно: Чтобы правильно решить проблему уборки образующегося мусора в ходе использования земли общего пользования нужно ответить на главный вопрос:
Кому принадлежат права собственности на землю общего пользования?

Отвечая на данный вопрос, следует помнить о том, что согласно нормам законодательства права собственности на землю определяются исключительно документами о регистрации права собственности на землю с получением СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА или в старом исполнении СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ . Заметьте то, что постановления администрации о выделении земли не являются правоподтверждающими актами. Они всего лишь устанавливают ваше право на оформление прав собственности. А право нужно оформить, внеся об этом запись в ЕГРП (ЕГРН - с 01.01.2017 г .).

Ответив на вопрос правильно, мы получаем два варианта действий по обращению с мусором на ЗОП:

1. Если ЗОП находится в собственности СНТ , то согласно закону и правилам благоустройства, разработанным в местных администрациях, СНТ отвечает за содержание основной территории, принадлежащей ему по закону. В это содержание входит уборка территории, стрижка деревьев, скашивание травы, заделка ям и пр. необходимых действий. За отсутствие видимых мер по содержанию ЗОП администрация через АТИ может наложить штраф на нерадивого председателя или на юрлицо. В последнем случае размер штрафа будет в разы превышать штраф на руководителя СНТ. Правила благоустройства можно найти на сайтах местных администраций. Для Калининграда вот здесь: http://www.klgd.ru/municipal_services/improvement/ В связи с изменением законодательства с 01.01.2016 г. сейчас готовятся изменения в действующие Правила (http://gorsovetklgd.ru/sites/default/files/projects/rgs-389-26.11.14-_1chtenie_0.pdf).

2. Если ЗОП не находится в собственности СНТ и к тому же данный участок земли принадлежит к категории земель населённого пункта (ст. 7 ЗК РФ), то согласно ст. 85 п. 12 Земельного кодекса такая земля не подлежит приватизации. Ссылки администрации населённого пункта на ст. 39.5 п. 3 этого же закона несостоятельны и представляют собой большое желание спихнуть бремя ответственности за содержание на юридическое лицо, к-му по большому счёту городская земля ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ без изменения этого статуса на землю ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ не нужна.

Статья 85 "Состав земель населённых пунктов и зонирование территорий" Земельный кодекс от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

Освобождение СНТ от ответственности за содержание ЗОП в городских условиях не снимает, тем не менее, ответственности граждан - собственников садовых земельных участков за содержание прилегающей к участку ЗОП территории в пределах 15 метров от границы индивидуального участка. Эти нормы прописаны в тех же правилах благоустройства п. 2.2 и 2.3 "Основные термины и понятия" для Калининграда. Ничего нет сложного в том, чтобы один раз в неделю, или проходя каждый день вдоль границы своего участка, собрать и выбросить в свой контейнер появившийся мусор. Также не должно быть проблем с поддержанием пожарной безопасности обочин проезда и срезанием нависающих над дорогой веток. Нет средств и сил - нанимайте соседа или специально обученного человека. Сейчас список желающих сделать работу за деньги настолько большой, что трудно остановить свой выбор на более достойном.

Вывод и правило:
1 Администрация в любом случае будет сбрасывать с себя ответственность за содержание земли общего пользования на СНТ до тех пор, пока садоводы не заставят решать их проблемы на основе норм закона, а не хотелок и страшилок чиновников.
2. Собственник садового земельного участка всегда ответственен за содержание прилегающей к его участку территории, что частично исключает пункт первый, но не перекладывает на садовода создание дорог, удовлетворяющих требованиям ФЗ-257 от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Заключение по мусорным делам в СНТ (ТСН).

В заключение нужно отметить:

  1. Проблема ТКО в СНТ (ТСН), любом другом юридическом лице стояла, стоит и всегда будет стоять. Решать её нужно, и решается она достаточно просто. Нужно только захотеть. Проблема сбора и вывоза ТКО не может быть решена без оплаты услуг специализированной компании. Компания не может не заключить с СНТ, др. юрлицом договор согласно нормам ФЗ-89 от 24.06.1998 г. Ответственность за отсутствие договора несёт только юрлицо и его председатель. Но в связи с тем, что СНТ (др. подобное юрлицо) содержат его участники, то платят по административным взысканиям все садоводы. Это несправедливо, но всё равно платят.

  2. Проблемы ТКО лиц, владеющих индивидуальными земельными участками на любом вещном праве вне зависимости от вида разрешённого использования земли, также решается посредством заключения договора между таким лицом и специализированной компанией, имеющей лицензию. Под эту категорию СНТ не попадает в силу норм закона и своей некоммерческой природы. СНТ может только помочь в поиске и общей организации работы компании по заключению индивидуальных договоров. При этом выполняется лишь роль посредника, помогающего заключить индивидуальные договоры на вывоз их мусора: сбор заполненных договоров от садоводов, передача их в компанию.

Жидкие бытовые отходы.

Заканчивая разборку актуальных для любого СНТ (ТСН) проблем твёрдых коммунальных отходов нельзя упускать тему жидких бытовых отходов. Здесь своя специфика, а пути решения аналогичные ТКО. Давайте коротко остановимся на проблеме и разделим её на три части:

Пути решения проблем ЖБО для садоводов:

1. Для сезонников, т.е. тех садоводов, к-е постоянно не проживают на своих садовых земельных участках, существует проблема создания и эксплуатации отхожего места. Она решается просто: копаем яму, слегка её укрепляем, ставим дощатый настил, возводим над ним дощатое сооружение, навешиваем дверь и всё. Устройство готово к эксплуатации. Такое сооружение нарушает санитарные и экологические нормы, и, следовательно, за эксплуатацию такого отхожего места можно заработать штраф. А как должно быть? Основой для любого туалета должна служить выгребная яма. Т.е. такая яма, откуда ваше (ваши) ... можно выкачать ассенизаторской машиной. Стенки такой ямы должны быть водонепроницаемыми . Где это написано? Написано вот здесь: СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Здания и сооружения" . В своде правил нас интересует третий раздел "Термины и определения". Посмотрите в нём перечисленные туалеты (уборные), к-е можно возводить на садовых земельных участках. Сделаете попроще, так чтобы жидкость сама по себе уходила в землю, постепенно загрязняя её - получите штраф. Поверьте, это не будет 2000 руб. Когда это произойдёт? Сказать трудно. Поводов прибыть к вам на участок эколога или инспектора АТИ может быть много: от плановой проверки до простого сообщения в органы надзора, поступившего от соседа или правления СНТ (ТСН).

2. Для лиц, постоянно проживающих в своих жилых домах на садовых участках, следует озаботиться более дорогим и в то же время практичным устройством. Необходимо приобрести и установить ЛОС . Так называемое локальное очистное сооружение . Различные другие устройства не решают проблемы очистки сточных канализационных вод так, как это требует законодательство РФ. При выборе ЛОС обратите внимание на санитарные допуски системы. Дело в том, что санитарные нормы РФ требуют более качественной очистки воды. Отечественные системы, например, "ТВЕРЬ-1П", соответствуют этим нормам, а литовские ЛОС не соответствуют. При этом никакие дополнительные присадки, бактерии и пр. ухищрения не помогают. На практике получается так: жидкие бытовые отходы, сливаемые в озеро, ручей, речку из "Твери" соответствует степени нужной очистки и слив возможен, но только при наличии разрешения, выдаваемого после проведения анализов сточной воды в специализированной конторе. Получить такое разрешение - дело муторное и долгое, но оно того стоит. Без него сливать воду в водоём запрещается. Правильная вода имеет слегка затемнённый вид, без запаха. Ею можно поливать участок, мыть машину. Пить не стоит. А вот из литовских систем выходящая вода воняет канализацией.
Другой вариант слива воды из системы заключается в устройстве поля фильтрации, т.е. вода, выходящая из ЛОС, попадает в специальную яму, засыпанную гравием, щебнем, но не песком и, фильтруясь, постепенно уходит в землю. Для семьи из 4 человек достаточно поля размером 2,5 х 2,5 х 0,6 м. Лет через 7 - 8 поле постепенно заиливается (удобрение, кстати, что надо) и требует выемки из ямы наполнителя, его промывки и засыпки обратно. Со слов инспектора АТИ в случае с полем фильтрации сдавать анализы воды никуда не нужно.
Техническое обслуживание системы дело совсем нехитрое. С ним справится даже женщина преклонных лет. Один раз в год, как правило, из первого отсека ЛОС выкачиваются твёрдые нерастворимые отходы специальной ассенизаторской машиной. Другой вид обслуживания ещё проще.
Требования закона для ЖБО следующие: у каждого собственника садового земельного участка должен быть в наличии договор на откачку и вывоз ЖБО, а также подтверждение вывоза - квитанции об оплате услуг. Есть такие документы - нет проблем. Нет документов - будут штрафы. Желающих заключить такой договор - пруд пруди. Само заключение договора естественно бесплатное. Можно обойтись и без договора, но квитанции об оплате услуг по вывозу ЖБО хранить необходимо на случай внезапной проверки контролирующим органом.

3. С целью обустройства туалета для постоянно действующего на своём земельном участке исполнительного органа, к-м является правление СНТ или сторожка, можно идти первым или вторым путём. Но, если время работы органа управления непродолжительно, то можно обойтись и без устройств для жидких бытовых отходов.

Ну, вот и всё. Если всё сделать правильно и согласно требованиям нормативных правовых актов, то мусорная головная боль в СНТ (ТСН) исчезнет раз и навсегда. На этой ноте позвольте закончить разбор вопросов о твёрдых коммунальных отходах в СНТ. Успехов в практических действиях!

В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года. Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги. Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО ».

С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку. Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Александрович Немцев.

Нужно ли проводить собрание в МКД и принимать решение для того чтобы договора на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?

По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между Региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в МКД хотят заключить прямые договоры с Регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО Регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном МКД.

Если договора не будут заключены, жители не обязаны платить?

Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора разослан всем жителям области по почте. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС - налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в Правительстве Ивановской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?

Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.

Что включает в себя понятие «утилизационный сбор», за который должны платить все?

Многие путают утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Утилизационный сбор вносят производители и импортеры товаров, которые по окончании их использования подлежат утилизации. По идее законодателя средства, собираемые с производителей в рамках утилизационного сбора, должны пойти на утилизацию или захоронение отслуживших товаров (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п.).

Плату за негативное воздействие вносят все предприятия и физические лица, в результате деятельности и жизнедеятельности которых образуются отходы. Ставка платы зависит от класса опасности образующихся отходов. По логике разработчиков средства, собираемые в рамках платы, должны быть потрачены на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отходами, образующимися у потребителей. Средства, собираемые в рамках платы за негативное воздействие, распределяются в следующем порядке: 5% — в федеральный бюджет, 45% — в областной, 50% - в местный бюджет.

Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.

В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?

Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156

Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления ». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень, поэтому сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами, поэтому региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, поэтому принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами. Теперь проблемы Пучежского или Пестяковского районов - общие для всей области.

«Стало » (Что изменится с момента начала работы регоператора)

На территории сразу 8 муниципальных районов области местные свалки отходов закрыты по решению суда. Эти объекты не соответствовали требованиям природоохранного законодательства: под свалки просто отводились ближайшие к райцентрам выработанные карьеры без всяких проектных и изыскательских работ, свалки размещались на территории населенных пунктов и даже в гослесфонде. Не секрет, что жители и предприятия районов, где были закрыты свалки, продолжают ими пользоваться, ведь другого способа избавиться от отходов они не имеют. Все эти объекты не контролируются надзорными органами, не обслуживаются специализированными предприятиями, а ведь они наносят очень серьезный вред окружающей среде и здоровью человека — горят, загрязняют воздух, почву и грунтовые воды.

Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов, если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов - полигонам. Расстояния эти подчас очень большие. Так, например, от Пучежа до ближайшего законного полигона ТКО - более 100 км. Для решения проблем вывоза отходов из отдаленных районов регоператору необходимо обеспечить привлечение инвестиций в приобретение дополнительного спецтранспорта, в строительство и работу мусороперегрузочных станций.

Охват договорными отношениями по вывозу отходов жителей частного сектора и домов при непосредственной форме управления в Ивановской области составляет 20-25%.

Кроме того, большая доля предприятий и индивидуальных предпринимателей уклоняется от заключения договора на вывоз отходов.

Задача регоператора - обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области.

Очень многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой. На плечи регоператора ложатся проблемы обеспечения вывоза отходов частного сектора: приобретение контейнеров, пакетов для сбора отходов.

С организацией вывоза отходов из частного сектора решаются и экологические проблемы. Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены искать незаконные способы избавиться от своих отходов - сжигать их или сваливать в ближайший овраг. Так же поступают и недобросовестные предприниматели, не желающие оплачивать услуги по вывозу и захоронению своих отходов.

По этой причине и появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Ежегодно службой Росприроднадзора и органами местного самоуправления Ивановской области выявляется более 500 несанкционированных свалок. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей частного сектора и предпринимателей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.

Одной из задач, которую ставило перед собой руководство страны, когда готовило реформу системы обращения с отходами - повышение её прозрачности. Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало очень много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.

С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются твердые коммунальные отходы, обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором. Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов - транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами. Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определенный полигон, а полигон - только в случае поступления отходов к ним. Таким образом, достигается максимальная прозрачность всей системы обращения с отходами, а нелегальные свалки и недобросовестные возчики исключаются из схемы.

До настоящего времени государство контролировало только тарифы полигонов.

С введением института регоператора под контроль государства попадает тарифообразование всей цепочки обращения с отходами: департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердит и тарифы полигонов, и единый тариф регоператора, в который входят затраты на вывоз отходов и сбытовая надбавка Регоператора.

Отсутствие инвестиций в развитие системы обращения с отходами Ивановской области.

Департамент ЖКХ Ивановской области утвердил территориальную схему обращения с отходами. В соответствии со схемой, разработанной на срок 15 лет, в области должен появиться целый ряд новых объектов по обращению с отходами: 3 мусоросортировочных комплекса, 3 новых полигона по размещению отходов, 13 мусороперегрузочных станций. Задача привлечения инвестиций в строительство этих объектов поставлена перед регоператором.

Теперь эта задача стала вполне выполнимой. До разработки террсхемы и начала работы регоператора потенциальные инвесторы не были уверены в том, что ими объекты будут востребованы и загружены сырьём. Во многих регионах страны имеется подобный негативный опыт: новые современные заводы по сортировке отходов построены, но простаивают, поскольку никто не может обязать транспортные компании доставлять отходы именно на этот завод. Теперь ситуация поменялась: отходы в заранее определенном количестве должны транспортироваться в соответствии с территориальной схемой на конкретные объекты по их обработке и утилизации, а, значит, инвестор может быть уверен в окупаемости своих инвестиций.

Один мусоросортировочный комплекс на территории области уже построен. Торжественное открытие завода запланировано на 12 мая. Производственная мощность предприятия составит 150 000 тонн обрабатываемых отходов в год. Ресурсы предприятия позволят сортировать все твердые коммунальные отходы Иванова, Кохмы, Ивановского и Фурмановского районов.

Экологический эффект сортировки отходов трудно переоценить. В результате работы вновь построенного мусоросортировочного завода из отходов будут выделены самые вредные составляющие, которые раньше размещались на полигонах. Речь идет, в первую очередь, об отходах пластиков и полимеров. Они на протяжении десятилетий разлагаются на свалках, выделяя в атмосферу ядовитые и отравляющие вещества. Благодаря работе Ивановского мусоросортировочного завода более пяти тысяч тонн полимерных отходов каждый год будут извлекаться из ТКО и отправляться на вторичную переработку. Общая масса выделяемых из отходов ценных утильных фракций превысит 20 тысяч тонн в год. Извлечение вторичных ресурсов позволит значительно сократить нагрузку на полигоны ТКО и значительно уменьшить их вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо задачи привлечения инвестиций в серьезные масштабные проекты в обязанности Регионального оператора по обращению с отходами входит обновление контейнерного парка. Будет проводиться плановая замена отслуживших своё мусорных баков старого образца на современные контейнеры с постепенным переходом к раздельному сбору отходов.

Расчет прогнозируемой структуры платы населения за услуги регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами

№ п/п

Наименование показателя

Структура платы

Расходы регионального оператора на оплату услуг по захоронению с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Средний тариф на захоронение определен исходя из установленных на 2016г. тарифов для полигонов;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (появляется впервые)

Расходы по сбору и вывозу ТКО (средневзвешенный тариф на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области)

Расходы регионального оператора (сбытовые и на обслуживание договоров) (появляется впервые)

Налог на добавленную стоимость (НДС) (появляется впервые)

Тариф регионального оператора с НДС