Порядок изъятия земель сельхозназначения уточнили. Все о нарушениях: как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия? Неиспользуемые земли сельхозназначения

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Неиспользование земельного участка

В данном случае важно исходить от целевого назначения и вида разрешенного использования Вашего земельного участка. Например, если земельный участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, то он может быть изъят у собственника.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (ч. 7 ст. 10), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (ч. 4 ст. 10). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (ч. 19 ст. 9), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка (ч. 12 ст. 10).

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Неиспользование земельного участка более 3 лет

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03. 02. 2014 № 6 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369
«О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

Определен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности. Они применяются на территории субъектов Федерации с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

В соответствии с поправкой 3 ст.6 закона о «Обороте земли сельскохозяйственного назначения» участок земли, который предназначен непосредственно для сельскохозяйственного использования может быть изъят у владельца только в судебном порядке, причиной для изъятия может послужить несоответствующее использование или полное неиспользование данного земельного участка в течение установленного срока (3 года). Факты ненадлежащего использование участка земли определяются Земельным Кодексом.

Впрочем, законодательством предусмотрено и наложение административного штрафа на собственников, которые не используют свои земли по назначению или не используют их вообще. Вместе с требованием оплаты штрафа, гражданину выдается соответствующее предписание о необходимости устранить выявленное нарушение земельного законодательства в виде использования не по назначению или неиспользования земельного участка, предписание должно содержать сроки отведенные собственнику для исправления ситуации. Если же гражданин не устранит правонарушение в нужный срок, в отношении него может быть составлен соответствующий протокол административного нарушения, который впоследствии направляется в суд. Одновременно с этим подготавливаются материалы лишения права собственности на данный земельный участок, которые направляются на рассмотрение должностными лицами органов гос. земельного контроля.

Неиспользование участка

Срок, предоставленный законом для освоения участка, составляет два года (ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Если в течение этого времени участок не использовался, наступает ответственность. Чтобы рассчитать этот двухлетний срок, нужно установить его начало. Если административный орган не сможет указать, от какой даты рассчитывать срок, то суд отменит постановление. При этом речь идет о первом подходе к исчислению срока неиспользования земельного участка для привлечения к ответственности.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Изъятие земли за неиспользование

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

05 Авг 2018 450

А. Б. Сухов
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве»

В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.

При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению:

Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):

– на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

– на сенокосах не производится сенокошение;

– на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

– на пастбищах не производится выпас скота;

– на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

– залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

– залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

– закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 № 03‑05‑04‑02/34879 указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03‑05‑04‑02/32131).

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример.

В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.

Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.

За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.

За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.

Если нарушение было недолгим

Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03‑05‑04‑02/54186 отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

Каковы перспективы?

Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03‑05‑04‑02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.

Здравствуйте, меня привлекают к административной ответственности за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Чем мне это грозит?

  • Вопрос: №621 от: 2014-04-25.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8. КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

На пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

На сенокосах не производится сенокошение;

На культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

На пастбищах не производится выпас скота;

На многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

Залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

Закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Как прекрасны поля поздней весной, покрытые ровным ковром изумрудных всходов озимой пшеницы или ранней осенью, когда кажется, что каждый колос, туго налитый янтарным зерном, излучает весь солнечный свет, что он впитал в себя за лето! И как безрадостна и уныла картина поля, на котором царствуют разбушевавшиеся сорняки и дикоросы… Бесхозяйственность, безусловно, должна быть наказана. О проблемах применения земельного законодательства и его несовершенстве, а также о передаче полномочий по надзору в этой сфере, мы говорили с начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области Сергеем Извековым – человеком неравнодушным к проблемам землепользования и искренне радеющим за свое дело.

– Сергей Владимирович, формулировка «не используется по целевому назначению» – нередкий гость ваших отчетов по результатам плановых и внеплано-вых проверок сельхозугодий, находящихся в собственности или аренде у хозяйствующих субъектов. Знаю, что крайняя мера борьбы с подобным нарушением земельного законодательства – принудительное изъятие земельного участка. Насколько она действенна и эффективна?

– Принудительное изъятие земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения у его собственника или иных правообладателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если участок используется с нарушением требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельхозназначения или причинения вреда окружающей среде.

Но, к сожалению, применение данной нормы осложнено наличием некоторых пробелов в действующем законодательстве. Так, на практике, причинение вреда почвам и иные действия, повлекшие существенное снижение плодородия почв осуществляются не только собственником, но и иными правообладателями (арендаторами, землепользователями) или лицом, не имеющим никаких законных прав на данный земельный участок (самовольное снятие плодородного слоя почвы). Ни в одной из законодательных норм, вышеуказанного земельного законодательства Российской Федерации, не прописаны взаимоотношения с иными лицами, не являющимися правообладателями, влекущие принудительное изъятие земельного участка.

– И как же быть?

– В этой ситуации можно обратиться к требованиям п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В них говорится о том, что земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3-х лет подряд с момента выявления правонарушения и более участок не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации . Таким образом, собственнику предоставляется довольно длительный период времени (с момента фиксации нарушения в рамках государственного земельного надзора) для того, чтобы принять меры для устранения допущенного им правонарушения или для обращения в соответствующий орган по надзору за соблюдением земельного зако-нодательства с целью привлечения к ответственно-сти стороннего лица, допустившего правонарушение. Но, применение данной нормы на практике также ограничено. Дело в том, что Правительством Российской Федерации до сих пор не установлены признаки, подтверждающие использование земельного участка с нарушением законодательства РФ, на основании которых такой участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Поэтому, мы подготовили и направили в адрес Федеральной службы Россельхознадзора письмо, где высказали свое мнение о необходимости разработать и утвердить признаки ненадлежащего использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, на основании которых у нас будет законное право для изъятия такового у собственника в судебном порядке.

– «Изъять нельзя оставить», где же поставить запятую?!

– Свои предложения мы довели и до Правительства Курганской области. Надеемся, что региональные власти на уровне субъекта РФ, с учетом своих замечаний, также выскажутся о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Мы считаем необходимым исчислять срок неиспользования земельного участка, влекущий принудительное его изъятие не «с момента выявления (факта) в рамках государственного земельного надзора», а «с момента регистрации права собственности в установленном законом порядке».

– Каково мнение Управления Россельхознадзора по Курганской области относительно передачи федеральных полномочий в области государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения на уровень субъектов Российской Федерации?

– Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих государственный земельный надзор (муниципальный контроль), передача функций по надзору тому же органу власти, который осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами не только заведомо неэффективна, но и противоречит основополагающему требованию государственного управления по отделению контрольно-надзорных функций от регулятивно-распорядительных.

Более того, включение в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и контрольно-надзорных функций, создаст организационные основы для коррупции, когда органы власти и управления на местах будут выступать не с общегосударственных позиций, а как небескорыстные «проводники» своих интересов. Наглядный пример тому – возбужденные уголовные дела в отношении нескольких глав муниципальных образований Курганской области, злоупотреблявших своим должностными полномочиями в сфере земельных отношений.

К тому же, передача вышеуказанных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации может спровоцировать сокрытие фактов причинения вреда почвам (в том числе и в результате загрязнения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами), что будет выражаться в не принятии к нарушителям мер направленных на возмещение нанесенного почвам ущерба.

– А как часто ваше ведомство рассматривает результаты проверок хозяйствующих субъектов, проведенных органами муниципального контроля?

– В соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 (далее – Правила), в 2017 году в Управление поступило семь проектов планов проверок на 2018 год, что составляет менее 30% от минимально возможного количества планов по муниципальному земельному контролю. Все проекты Управлением согласованы и касаются только физических лиц.

В течение 2017 года, органами местного самоуправления проведено 87 мероприятий по муниципальному земельному контролю, проконтролированная площадь составила 519,8 га. При этом было установлено 41 нарушение земельного законодательства на площади 314,52 га. В Управление поступил 41 материал по муниципальному земельному контролю. В связи с отказом в возбуждении административных дел, Управлением прекращено 10 материалов, что составило 25% от общего числа, поступивших на рассмотрение материалов.

Для сравнения скажу, что Управлением Россельхознадзора по Курганской области за отчетный период 2017 г. выявлено более 300 нарушений земельного законодательства на площади более 18 тыс. га.

– Нарушение земельного законодательства – это не только зарастание полей сорняками, но и захламление их отходами человеческой жизнедеятельности.

– Вы правы. Зачастую, в результате захламления земель сельскохозяйственного назначения несанкционированными свалками ТБО, органы местного самоуправления сами становятся нарушителями земельного законодательства.

Так, в 2017 году Управлением было выявлено 38 несанкционированных свалок на общей площа-ди 72,9 га. Выдано 27 предписаний о их ликвидации. В результате принятых Управлением мер, в 2017 году ликвидировано 11 несанкционированных свалок бытовых отходов на общей площади 14,24 га.

Кроме того, нами выявлялись случаи, когда органы местного самоуправления, в целях легализации несанкционированных свалок, под предлогом «временного складирования бытовых отходов» изменяли вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, на вид разрешенного использования «не связанного с сельскохозяйственным производством».

Но мы-то все знаем, что от временного до постоянного всего один шаг.

Правда, надо сказать, что сегодня сделать такое на законных основаниях невозможно, по причине полного запрета. В соответствии с требованиями ч. 4 ст.78 Земельного кодекса РФ, которая гласит: «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии менее тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства».

Учитывая вышеизложенное, Управление Россельхознадзора по Курганской области считает, что в Российской Федерации существует объективная необходимость осуществления контрольно-надзорных полномочий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исключительно на федеральном уровне.

Считаем, что передача полномочий по осуществлению государственного земельного надзора в полном объеме на региональный и муниципальный уровни на данный момент преждевременна и не даст должного эффекта.

– Сергей Владимирович, спасибо вам за столь подробное раскрытие наболевших вопросов. Искренне надеемся, что ваши предложения будут рассмотрены, а чаяния услышаны.

Подготовила Фиала Баскакова,
специально для журнала «Нивы России»
Информационное агентство «Светич»
Журнал «Нивы России» №3 (158), апрель 2018

Президент РФ подписал закон, в котором уточнен порядок изъятия земель сельхозназначения, используемых с нарушениями. В частности, изъятие будет невозможно, если в отношении собственника начато дело о банкротстве или участок находится в залоге.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» вступил в силу с 4 июля 2016 г. Главные нововведения касаются изъятия земель сельскохозяйственного назначения. В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уточнены случаи изъятия таких участков. В частности, если они не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд с момента выявления проверкой факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ (раньше три года отсчитывались с даты приобретения права собственности на землю). Либо если использование участка повлекло за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде (раньше говорилось о значительном ухудшении экологической обстановки). При этом такие участки нельзя изъять, если они являются предметом ипотеки или в отношении их собственника возбуждено дело о банкротстве.

Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока. Совершение такого нарушения грозит штрафом в размере от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб. для юридических лиц, от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2000 руб. - для граждан и индивидуальных предпринимателей.

Также предусмотрены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельхозназначения или его обременения, пока не завершится рассмотрение дела о его изъятии. Такая запись вносится на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка. На внесение записи отведено не более пяти рабочих дней со дня приема Росреестром соответствующего заявления.

Кроме того, предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, без проведения торгов на срок до пяти лет. Если же на один земельный участок поступят заявления от нескольких лиц, то будет проводиться аукцион.