Первый уполномоченный по правам человека в рф. Уполномоченный по правам человека в российской федерации

1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.

7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,

    компетенция.

    Конституции РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека»

    Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

    На должность Уполномоченного может быть назначено лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

    Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

    Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги.

    Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

    Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    На Уполномоченного по правам человека налагается ряд ограничений, он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

    Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, например, не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

    Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случаях, предусмотренных законом.

    К компетенции Уполномоченного по нравам человека относится: рассмотрение жадоб граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) Государственных органов (за исключением палат Федерального Собрания и законодательных органов власти субъектов РФ), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

    1) принять жалобу к рассмотрению;

    2)разъяснить заявителю средства, которые тог вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы но существу;

    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

    При проведении проверки Уполномоченный, в частности, имеет право:

    Беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения;

    Запрашивать необходимые сведения, документы и материалы;

    Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (кроме судей);

    Проводить самостоятельно или с компетентными государственными органами или должностными лицами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

    Уполномоченный обязан направить соответствующему государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

    По результатам рассмотрении жалобы Уполномоченный вправе:

    1 обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать к процессе в установленных законом формах;

    2 обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которою усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3 обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4 присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5 обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Генеральному прокурору РФ.

    Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

    Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторых государствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, в России) - как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.

    Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайно высокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.

    Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

    Москалькова Татьяна Николаевна

    Т.Н. Москалькова

    Образование : Окончила Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 году, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор.

    Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Более 27 лет служит в органах внутренних дел Российской Федерации, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД России. Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

    С 2003 года - член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации.

    С 2007 по 2016 годы являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом Комиссии по доходам и расходам.

    По роду своей деятельности занимается разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью.

    Член Экспертных советов МВД России - по вопросам нормотворческой деятельности МВД России; Комитета по безопасности Государственной Думы; Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации.

    Неоднократно выступала в качестве международного наблюдателя выборах в государствах СНГ. Представляла Российскую Федерацию в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала с российско-белорусских форумах.

    Награждена Орденом Почёта, именным огнестрельным оружием, почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

    ______________________________

    Памфилова Элла Александровна

    Э.А.Памфилова

    Образование:

    В 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В том же году поступила в Московский энергетический институт, который окончила в 1976 году по специальности «инженер электронной техники».

    Профессиональная деятельность:

    После окончания института с 1976 по 1989 год работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго» мастером, инженером, технологом, председателем профсоюзного комитета завода.

    В 1989 году была избрана народным депутатом СССР, с 1990 года — депутат Верховного Совета СССР, работала в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

    Являлась также членом Комиссии по борьбе с коррупцией, в 1990—1991 годах — секретарем Комиссии по вопросам привилегий и льгот.

    С 1985 по 1990 год Элла Памфилова была членом КПСС. В 1990 году вышла из КПСС и с тех пор является беспартийной.

    С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

    В мае 1994 года указом Президента РФ назначена председателем Совета по социальной политике при президенте РФ.

    С июня 1993 года — председатель национального совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин

    «Действия в интересах равенства, развития и мира», которая проводилась в Пекине в 1995 году.

    С 1993 по 1999 год Элла Памфилова была депутатом Государственной Думы РФ первого и второго созывов. Работала в Комитете по социальной политике. Являлась инициатором законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности.

    Летом 1995 года она возглавила избирательный блок «Памфилова-Гуров-Лысенко», за который проголосовало свыше миллиона избирателей.

    В Государственной Думе РФ второго созыва входила в депутатскую группу «Российские Регионы», работала в Комитете Госдумы по безопасности, где занималась проблемами социальной безопасности, в том числе проблемой предотвращения насилия в семье, профилактики и предупреждения детской безнадзорности и преступности, наркомании и алкоголизма, формированием активной социальной политики.

    Также Памфилова вела работу в межфракционной группе «Регионы России» и Комиссии Государственной Думы по содействию нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности.

    В июле 1996 года была зарегистрировала и возглавила Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию». Осенью 1998 года на его базе создала и возглавила движение «За гражданское достоинство», которое координирует усилия неправительственных организаций, работающих в интересах детей. Весной 1999 года это движение принимало участие в мероприятиях по созданию общественно-политического блока губернатора Константина Титова «Голос России» и блока «Вся Россия». Однако ни в один из этих блоков движение не вошло и приняло решение о самостоятельном участии в предстоящих выборах в Государственную Думу. Элла Памфилова возглавила общефедеральный список движения.

    В декабре 1999 года движение «За гражданское достоинство» не преодолело пятипроцентный барьер и в Государственную Думу третьего созыва не вошло.

    19 февраля 2000 года была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от движения «За гражданское достоинство». За нее проголосовали 1,01 % избирателей.

    17 апреля 2000 года Элла Александровна вошла в состав Общественной независимой комиссии по расследованию правонарушений и защите прав человека на Северном Кавказе. Она неоднократно совершала поездки по всей территории Чеченской Республики, включая горные районы и город Грозный.

    В апреле 2002 года была избрана председателем Общероссийского Союза Общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Председателем Союза была избрана Элла Памфилова.

    В июле 2002 года Указом президента РФ назначена на должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

    В ноябре 2004 года в связи с реорганизацией Комиссии Указом Президента РФ Элла Памфилова была назначена на должность председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

    30 июля 2010 года стало известно, что Элла Памфилова подала в отставку с поста председателя Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

    Элла Памфилова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Святого мученика Трифона «За труды и пользу», медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», французским орденом Кавалера почетного легиона, дипломом лауреата национальной премии им. Петра Великого «За значительный личный вклад в развитие институтов гражданского общества и обеспечение прав человека в России», нагрудным знаком «Почетный работник Минтруда России», ей присвоено звание «Почетного пограничника» и др.

    _____________________________________________________________________

    Лукин Владимир Петрович

    В.П. Лукин

    Дата назначения на должность: 13 февраля 2004 года. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от "О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".

    Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ В.В. Путиным.

    18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

    Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

    Правовые основы деятельности: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" .

    Родители репрессированы через несколько дней после его рождения.

    Образование: Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, исторический факультет (1959 год). (Специальность – история).

    Ученая степень: Доктор исторических наук, профессор. Награжден орденом «Знак почета».

    Знание языков: владеет английским, французским и испанским языками.

    Профессиональная и политическая карьера: В 1959-60 гг. работал научным сотрудником Государственного исторического музея СССР, в 1966-61 гг. — Музея революции СССР. 1961-64 гг. — аспирант Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. В 1964-65 гг. научный сотрудник ИМЭМО. 1965-68 гг. — старший референт чехословацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). 1968-87 гг. заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. 1987-89 гг. -заведующей отделом Управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии МИД СССР. 1989 г. — заместитель начальника, заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР. В 1989-90 гг. руководитель группы анализа и прогнозирования при секретариате ВС СССР.

    В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 9 Подольскому национально-территориальному округу (Московская область), баллотируясь в предвыборном блоке «Демократическая Россия». Являлся членом Конституционной комиссии. В июне 1990 г. был избран председателем Комитета ВС РСФСР по межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В начале 1992 г. его комитет был инициатором постановки вопроса о статусе Крымского полуострова. С февраля 1992 по сентябрь 1993 года — посол РФ в США. С мая 1992 г. был постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств (ОАГ). В 1991 году был Председателем Советского Национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству.

    В период избирательной кампании по выборам в ГД РФ возглавил избирательное объединение «Явлинский — Болдырев — Лукин». После победы на выборах стал членом фракции «Яблоко» и возглавил Комитет по международным делам ГД РФ.

    17 декабря 1995 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Госдуме 2-го созыва был председателем Комитета ГД по международным делам.

    19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Государственной Думе 3-го созыва был Вице-спикером Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Кого сменил на должности Уполномоченного: Миронова Олега Орестовича (1998—2003 гг.)

    _______________________________

    Миронов Олег Орестович

    О.О. Миронов

    Уполномоченный по правам человека с 1998 года по 2003 год.

    Окончил Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского в 1963 г., аспирантуру этого института в 1967 г.,

    Доктор юридических наук, профессор; действительный член Академии социальных наук.

    Профессиональная деятельность : После окончания института работал следователем в милиции городов Пятигорска и Железноводска.

    В 1965-1982 гг. - ассистент, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой государственного права Саратовского юридического института.

    В 1982-1991 гг. - профессор, декан, заведующий кафедрой государственного строительства и права, проректор по научной работе Саратовской ВПШ (ныне — Поволжская Академия Государственной службы); 1991-1993 - профессор кафедры конституционного права Саратовского юридического института.

    В 1993 г. и в 1995 г. избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого и второго созывов, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатом Парламентского Собрания Союза Белорусии и России, членом Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по правовым вопросам.

    С 1993 г. - член ЦИК, с 1995 г. - член ЦК КПРФ;

    22 мая 1998 г. в результате тайного голосования Государственной Думой был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которая отсутствовала в стране после досрочного освобождения от должности первого Уполномоченного по правам человека С.А. Ковалева 10 марта 1995 года.

    Заслуженный юрист РФ; опубликовал свыше 200 научных работ (монографии, статьи, главы в учебниках) по проблемам конституционного права, теории государства и права, политологии, среди них монографии «Механизм действия Советской Конституции», «Право на защиту», «Гражданин России. Историко-правовой очерк».

    ________________________________

    Первый Уполномоченный по правам человека в России с 17 января 1994 года по 10 марта 1995 года.

    Ковалев Сергей Адамович

    С.А. Ковалев

    Родился 2 марта 1930 года на Украине, в городе Середина-Буда (по другим данным – Серединабуда ) Сумской области, в семье железнодорожника. В 1932 году его семья переехала в Москву , .

    В 1954 году Ковалев окончил биологический факультет МГУ имени Ломоносова . До 1956 года работал в университете старшим лаборантом, в 1956-1959 годах учился в аспирантуре кафедры физиологии животных. В 1960 году Ковалев занял должность младшего научного сотрудника МГУ, в 1961 году - старшего инженера, затем младшего научного сотрудника Института биофизики АН СССР. В 1964 году Ковалев защитил кандидатскую диссертацию и был назначен заведующим отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии . В сообщениях СМИ о научной деятельности Ковалева упоминалась его специализация - биофизик, специалист в области нейронных сетей (по другим данным, специалист по клеточным мембранам ). За годы работы Ковалев опубликовал более 60 научных работ .

    В 1969 году по политическим мотивам Ковалев вынужден был уйти из МГУ . В 1970 году он пришел на работу на Московскую рыбоводно-мелиоративную станцию, где занял должность старшего научного сотрудника .

    Еще в середине 1950-х годов Ковалев начал заниматься общественной деятельностью - принимал участие в борьбе против признанного впоследствии антинаучным «учения Лысенко», выступал в защиту генетики , . Как правозащитник Ковалев начал действовать в 1967 году . В 1968 году он примкнул к движению в защиту прав человека в СССР, в мае 1969 года вошел в состав Инициативной группы защиты прав человека в СССР. С 1971 года Ковалев выступал одним из ведущих участников машинописного информационного бюллетеня правозащитников «Хроники текущих событий» .

    28 декабря 1974 года Ковалев был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и пропаганде и в декабре 1975 года приговорили к семи годам лагерей строгого режима и трем годам ссылки. Срок Ковалев отбывал в Скальнинских (Пермских) лагерях и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен на Колыму , . По другим данным, за сотрудничество в «Хрониках текущих событий» Ковалев был приговорен к лагерной ссылке в Сибирь, где находился до 1984 года .

    По отбытии срока ссылки Ковалев поселился в городе Калинине (Твери) , разрешение на въезд в Москву получил в 1987 году . После возвращения в столицу правозащитник вернулся к общественной деятельности: стал сопредседателем проектной группы по правам человека Международного фонда за выживание и развитие человечества , вошел в оргкомитет Международного гуманитарного семинара (декабрь 1987 года), участвовал в создании пресс-клуба «Гласность», в учредительном съезде общества «Мемориал» (в 1990 году стал одним из его сопредседателей). В 1989 году Ковалев был назначен сопредседателем с советской стороны Проектной группы по правам человека при Международном фонде за выживание и развитие человечества (впоследствии - Российско-американская группа по правам человека). На этот пост он был рекомендован другим известным правозащитником, академиком Андреем Сахаровым. Тогда же Ковалев вошел в Московскую Хельсинкскую группу .

    В 1990 году Ковалев фигурировал в сообщениях СМИ как участник движения «Гражданское действие» , член оргкомитета движения «Демократическая Россия» . Как участник избирательного блока «Демократическая Россия» Ковалев принял участие в выборах и стал депутатом Съезда народных депутатов России, после чего вошел в президиум Верховного Совета РФ и был избран председателем Комитета по правам человека Верховного Совета. Выступил одним из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (январь 1991 года), а также сыграл ведущую роль в разработке 2-й главы («Права и свободы человека и гражданина») Конституции России и ряда федеральных законов, затрагивающих проблематику прав человека - «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991), «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (1993) , .

    В феврале 1993 года Ковалев стал членом президентского совета , а в сентябре того же года был назначен председателем Комиссии по правам человека при президенте России Борисе Ельцине .

    В 1993 году Ковалев принял активное участие в создании движения, а затем и партии «Выбор России» (позднее - «Демократический выбор России») и впоследствии вошел в состав политсовета ДВР . В декабре 1993 года Ковалева как представителя избирательного объединения «Выбор России» избрали депутатом Государственной Думы РФ первого созыва от 192 Варшавского округа Москвы , а в январе 1994 года он стал первым в России уполномоченным по правам человека . В марте 1995 года Ковалев был смещен с этого поста депутатами Госдумы . В декабре 1995 года он был избран депутатом Госдумы второго созыва , .

    В 1994-1996 годах Ковалев резко критиковал действия российских властей в Чечне. С первых дней войны в республике он работал в районе боевых действий . Возглавил Миссию уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе (позднее - Миссия общественных организаций под руководством С.А.Ковалева), созданную при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций. В некоторых сообщениях СМИ отмечалось, что депутат и его сподвижники сыграли решающую роль в спасении заложников в Буденновске в июне 1995 года (Шамиль Басаев, лидер боевиков, захвативших более тысячи человек в городской больнице, объявил тогда, что готов вести переговоры только с Ковалевым ) . В 1995 году (еще до Буденовска) Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена «Рыцарь Чести» Чеченской Республики Ичкерия (правозащитник отказался получать награду до конца чеченской войны и принял орден лишь в январе 1997 года ) .

    В январе 1996 года Ковалев подал в отставку с поста председателя Комиссии по правам человека, заявив, что делает это в знак протеста против «окончательного отхода Бориса Николаевича Ельцина от политики демократических реформ». Он написал Ельцину открытое письмо, в котором подчеркнул, что политика президента привела «к многочисленным и грубым нарушениям прав человека в России и к развязыванию гражданской войны на Северном Кавказе, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек» .

    В декабре 1996 года Ковалев возглавил общественный Институт прав человека .

    В 1999 году Ковалев был избран в Госдуму по спискам СПС . В 2003 году Ковалев принимал участие в выборах уже как кандидат от «Яблока», но в Думу не попал (партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер) .

    Осенью 2006 года Ковалев стал членом партии «Яблоко» и возглавил правозащитное направление ее деятельности , . В декабре 2006 года Ковалев был избран председателем общества «Мемориал» .

    В сентябре 2007 года съезд «Яблока» утвердил Ковалева вторым номером в избирательном списке партии для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу , . Однако сам Ковалев скептически отзывался о перспективах «Яблока» преодолеть 7-процентный барьер и пройти в парламент. В частности, он отмечал: «если Кремль… будет имитировать парламентаризм в нашей стране более тонко, чем до сих пор, то тогда эти 7 процентов достижимы» .

    Общественная деятельность Ковалева начиная с 1994 года вызывала в обществе противоречивые оценки: одни уважали его за принципиальность, другие считали идеалистом , а третьи рассматривали как предателя национальных интересов .

    Ковалев - лауреат более чем десятка международных премий. Среди его наград - премия Международной лиги прав человека, премия «За вклад в дело демократии», премия Совета Европы, премия «Homo homini» чешского гуманитарного фонда «Человек в беде» - за исключительные поступки при защите прав человека и активное сопротивление против насилия при решении политических проблем (1995), премия имени Бруно Крайского, премия «Золотой параграф» польского журнала «Право и жиче», премия имени Теодора Хэккера «За деятельность в защиту прав человека и демократии в России, а также за борьбу против войны в Чечне», Нюренбергская премия по правам человека (1996), премия по правам человека Норвежского Хельсинкского комитета, награда американской правозащитной организации «Дом Свободы», премия Совета Европы в области прав человека (1995), награда Международной лиги прав человека ООН (1996) и премия Кеннеди (2000) , .

    Ковалев - почетный гражданин Кракова, почетный доктор медицины Каунасской Академии медико-биологических наук, почетный доктор наук в области прав человека Эссекского университета .

    Среди хобби Ковалева в прессе упоминалась охота .

    Ковалев женат вторым браком на Людмиле Бойцовой. У него трое детей : сын от первого брака Иван и дочери - Мария и Варвара. Дети Ковалева проживают в США , .

    Использованные материалы

    Артем Ильинский. Партия обманутых надежд. - Новая политика, 18.09.2007

    Игорь Романов. «Яблоко»: без магнатов и олигархов. - Независимая газета, 17.09.2007

    «Яблоко» утвердило окончательные списки своих кандидатов. - РИА Выборы, 16.09.2007

    Сергей Бутман. Власть. Выборы. Перспективы. - Эхо Москвы, 02.03.2007

    Отчетно-перевыборные конференции общества «Мемориал». - Мемориал (memo.ru), 17.12.2006

    Елена Рейкина. «Яблоко» отрастило пятый палец. - Газета.Ru, 29.09.2006

    Ковалев Сергей Адамович. - РИА Новости, 25.12.2003

    Дмитрий Камышев. Кто записался кандидатом. - Власть, 13.10.2003. - №40 (543)

    Игорь Свинаренко. Матерый человечище. - Газета.Ru, 02.03.2000

    Приложение к постановлению Центральной избирательной от 29 декабря 1999 года N 65/764-3 Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального По федеральному избирательному округу. - Российская газета, 31.12.1999

    Сергей Ковалев скавалер ордена Рыцать Чести Ичкерии. - Профиль, 11.02.1997. - №5

    Сергей Ковалев ушел от президента. - Независимая газета, 25.01.1996. - 015

    Елена Чернобровкина. Ну, и за кем пошел электорат? - Вечерняя Казань, 18.12.1995

    Ю.Бялый. Синдром пораженчества. - Завтра, 15.07.1995. - №28

    В Буденовске уже 9 часов продолжается перемирие. - РТР, Вести, 17.06.1995

    Сергей Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена РЫЦАРЬ ЧЕСТИ Чеченской. - Радио России, 08.06.1995

    Иван Родин. Сергей Ковалев действиетльно уволен. - Независимая газета, 11.03.1995. - №043

    Долгие годы железный занавес надежно укрывал от пристальноговзгляда мировой общественности практически все, что происходило на одной шестой части планеты... - ОРТ, 24.11.1994

    Председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ, депутат Государственной Думы Сергей Ковалев назначен Уполномоченным по правам человека. - Известия, 22.01.1994. - №13

    Список депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской федерации, избранных по одномандатным избирательным округам. - Российская газета, 28.12.1993

    Ельцин подписал указы об образовании Комиссии законодательных предположений. - ОРТ, Новости, 26.09.1993

    Беседа с членом президиума ВС РФ, председателем комитета ВС РФ по правам человека Сергеем Адамовичем Ковалевым. Ведущий Алексей Венедиктов. - Эхо Москвы, 02.11.1992

    Обращение оргкомитета по созданию движения «Демократическая Россия». - Огонек, 15.09.1990. - №38

    Декларация движения «Граджданское действие»". - Огонек, 17.02.1990. - №8

    Хроника текущих событий. В тюрьмах и лагерях. - Антология самиздата, 16.03.1977. - №44

    Биография Сергея Ковалева. - Институт прав человека (hrights.ru)

    Об институте. - Институт прав человека (hrights.ru)

    Ковалев Сергей Адамович. - ИИЦ Панорама. - http://b6.narod.ru/inde.html

    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое ГД. У. по п.ч. - российский аналог ом-будсмана. Правовая основа института У. по п.ч. была заложена Декларацией прав и свободчеловека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.. которая провозгласила. что Парламентский уполномоченный по правам человека назначается ВС РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Однако на конституционном уровне институт омбудсмана был закреплен в ст. 103 Конституции РФ. Первым У. по п.ч. в 1994 г. был избран С.А. Ковалев, деятельность которого в этом качестве вскоре была прекращена самой ГД под предлогом отсутствия соответствующего закона. ФКЗ РФ № 1-ФЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят 12 февраля 1997г.

    У. по п.ч. рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. У. по п.ч. не рассматривает жалобы на решения ФС и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

    Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя. отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его

    права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе.

    Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение 24 ч направляются У. по п.ч.

    Получив жалобу, У. по п.ч. имеет право: принять жалобу к рассмотрению:

    разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы. О принятом решении У. по п.ч. в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы У. по п.ч. информирует также орган или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

    При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц. не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, У. по п.ч. вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

    О результатах рассмотрения жалобы У. по п.ч. обязан известить заявителя. В случае нарушения прав заявителя он направляет соответствующему органу (должностному лицу) заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

    По результатам рассмотрения жало-бы.У. по п.ч.вправе: а)обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; б) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина: в) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    г) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    д) обратиться в КС с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. не вправе отказать в публикации заключений и иных документов У. по п.ч.

    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб У. по п.ч. может: направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями изменить или дополнить ФЗ и законодательство субъектов РФ либо о восполнении пробелов, если У. по п.ч. полагает, что решения или действия (бездействие), нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение такого законодательства либо в силу существующих пробелов в нем.

    В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан У. по п.ч. вправе выступить с докладом на очередном заседании ГД. У. по п.ч. вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях..

    По окончании календарного года У. по п.ч. направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ и ГД, Правительству РФ, КС, ВС, ВАС и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ У. по п.ч. может направлять в ГД специальные доклады. Ежегодные доклады У, по п.ч. подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете"; специальные доклады могут быть опубликованы по решению У. по п.ч. в "Российской газете" и в других изданиях.

    Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение У. по п.ч., содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить У. по п.ч. Деятельность У. по п.ч. не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление и защиту нарушенных прав и свобод. Законом устанавливается возможность учреждения У. по п.ч. в субъектах РФ. Ряд краев и областей РФ уже приняли законы об У. по п.ч. Служба У. по п.ч. не нарушает компетенционного равновесия и выступает дополнительным (субсидиар-ным) средством правовой защиты по отношению к сложившимся элементам правозащитного механизма. Он действует в пределах своей компетенции и не вмешивается в процесс осуществления полномочий другими органами.

    КоАП установлена ответственность административная за воспре-пятствование деятельности У. по п.ч. РФ.

    Лит.: Бойцова В.В. Служба защиты прав человека: мировой опыт. М., 1996;

    Бойцова В.В.. Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека РФ". М.. 1997; Кикоть В.А. О необходимости введения должности народного правозащитника//Конституционный вестник, 1991,№8:Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности//Государство и право, 1997, № 9; Конституционное (государственное) право зарубежных стран /Под редакцией проф. Б.А. Страшуна. М., 1997; Конституции зарубежных государств:Учебн.пособ. Сост. д.ю.н., проф. В.В. Маклаков. М., 1996.

    Бойцова В.В., Бойцова Л.В.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

      В Российской Федерации назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц … Википедия

      Должностное лицо (см. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО), призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. За рубежом уполномоченного по правам человека обычно называют омбудсменом. В … Энциклопедический словарь

      Юридический словарь

      УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - в РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. УППЧ российский аналог омбудсмана конституционного института, существующего во многих… … Юридическая энциклопедия

      Уполномоченный по правам человека в РФ - 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения… … Официальная терминология

      Назначаемое парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. У. по п.ч. российский аналог омбудсмана конституционного института,… … Энциклопедический словарь экономики и права

      уполномоченный по правам человека - назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в отечественной практике введен Конституцией РФ… … Большой юридический словарь

      Назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт… … Википедия

      Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности… … Википедия

      УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должность, учрежденная Конституцией РФ 1993 г. Действует в соответствии с Федеральным конституционным законом (ФКЗ) об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. Институт Уполномоченного по правам человека пришел … Энциклопедический словарь конституционного права