Международная правовая помощь по гражданским делам. Сущность и значение международной правовой помощи по гражданским и семейным делам Виды международной правовой помощи по гражданским делам

В результате освоения материалов этой темы студент должен:

  • знать понятие международной правовой помощи; понятия экзекватуры и процессуальной взаимности; общие начала и принципы оказания международной правовой помощи; порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказания правовой помощи; порядок признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений;
  • уметь использовать полученные знания в учебном процессе и в практической деятельности;
  • владеть навыками работы с российскими и иностранными нормативными правовыми актами, документами международно-правового характера, научной литературой и аналитическими материалами.

Понятие правовой помощи в международном гражданском процессе

Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом, если свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Совершение подобных действий производится в порядке оказания правовой помощи. Международная правовая помощь является необходимым следствием территориально ограниченной государственной власти и представляет собой форму международного судебного сотрудничества: «Международное судебное сотрудничество основывается на солидарности отправления правосудия» (ст. 114 Кодекса МЧП Панамы). Государства, оказывая друг другу международную правовую помощь посредством своих судебных органов, таким образом содействуют иностранному правосудию .

Международная правовая помощь - это совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством иностранного государства - запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; содействие в получении информации о действующем праве. Национальный законодатель обязывает своего правоприменителя оказывать правовую помощь: «Суды должны оказывать иностранным судам по их просьбе правовую помощь, поскольку особые относящиеся к этому постановления (межгосударственные договоры, постановления правительства, распоряжения министерств) не устанавливают иное» (ст. 38 Закона Австрии о юрисдикции (1895)).

В некоторых национальных законах о МЧП закрепляются общие правила оказания правовой помощи. Болгарские органы обязаны оказывать правовую помощь по заявлению иностранных органов, за исключением тех случаев, когда оказание помощи противоречит болгарскому публичному порядку. Требуемое действие осуществляется по болгарскому праву. По заявлению иностранного органа оно может быть осуществлено по иностранному праву, если это совместимо с болгарским правом. Когда болгарские органы испрашивают правовую помощь за границей, они могут потребовать, чтобы действие осуществилось согласно болгарскому праву. Болгарские суды и другие органы оценивают действительность иностранных процессуальных действий или официальных документов сообразно праву государства, в котором они были осуществлены или выданы (ст. 36 Кодекса МЧП).

В Чехии по просьбе иностранного органа может быть произведен под присягой допрос свидетелей, экспертов и сторон разбирательства. Это же правило действует, если за границей требуется давать под присягой показания об обстоятельствах, имеющих решающее значение для предъявления или сохранения права. Присяга свидетелей и сторон разбирательства гласит: «Клянусь своей честью, что на все вопросы суда отвечу полную и чистую правду и ничего не утаю». Присяга экспертов гласит: «Клянусь своей честью, что дам заключение по своему разумению и совести». Если присяга следует после дачи показаний и заключения, ее содержание будет соответственно изменено (§ 104 Закона о МЧП).

Основания отказа в оказании правовой помощи прямо указываются в законодательстве. Правовая помощь не оказывается, если: «а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии;

б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии» (ст. 64 Закона о МЧП). Отказ в предоставлении правовой помощи, оказание которой противоречит основным правовым принципам запрашиваемого государства, представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Отказ в оказании правовой помощи по причине некомпетентности судебного органа производен от публично- правового характера процессуального права, пределы вторжения в которое ограничены во всех правовых системах.

По общему правилу, обязанность оказания правовой помощи прямо фиксируется в международных соглашениях. В отсутствие международного договора государства рассматривают себя обладающими полной свободой в удовлетворении либо отказе в выполнении исходящей от иностранного государства просьбы о правовой помощи . В отсутствие международного договора оказание правовой помощи - это право , но не обязанность государства. Однако ни один современный законодатель не предусматривает такого специального основания для отказа в правовой помощи, как отсутствие международного договора.

Во многих государствах оказание правовой помощи поставлено в зависимость от наличия взаимности : «Органы юстиции Чешской Республики по просьбе иностранных органов юстиции оказывают им правовую помощь при наличии взаимности». Министерство юстиции должно предоставить суду по его запросу информацию о наличии взаимности в отношениях между государствами (§ 103 и 13 Закона о МЧП Чехии). При этом в разных государствах взаимность трактуется по-разному. Российские ученые выделяют узкое (негативная взаимность ) и широкое (простая позитивная взаимность) понимание взаимности . Узкое понимание предполагает, что для оказания правовой помощи необходимо доказать наличие хотя бы одного случая аналогичного поведения со стороны судов другого государства. При широком понимании взаимности правовая помощь оказывается до тех пор, пока в другом государстве отсутствуют случаи отказа в ее оказании. В данном случае доказывать наличие взаимности не нужно, она презюмируется.

Если взаимность доказывается, то какое-то из государств должно первым показать готовность к оказанию правовой помощи. В противном случае государства находятся «в подвешенном состоянии»: взаимность не установлена, но и первый шаг никакое из них не делает, «требуя обеспечения взаимности, оба государства ожидают, что первый шаг в этом направлении сделает другое государство» . Такое положения вещей не соответствует объективным потребностям современной реальности. Интересы международного сотрудничества и эффективная защита прав человека требуют от национального законодателя широкого понимания взаимности, т.е. презумпции ее наличия.

Намного более функциональным является оказание правовой помощи на основе принципа международной вежливости. Нужно отметить, что в российской доктрине МЧП XIX в. подчеркивалось: «Строгое, последовательное проведение принципа взаимной независимости государств не соответствует воззрениям нашей эпохи, находящейся под сильнейшим влиянием принципа comitas gentium» . В настоящее время в законодательстве государств, ориентированных на максимально широкое привлечение иностранных инвестиций, установлена возможность предоставления правовой помощи в порядке международной вежливости: «При отсутствии прямых соглашений любое судебное содействие осуществляется в силу международной вежливости или в порядке контролируемой взаимности» (ст. 114 Кодекса МЧИ Панамы).

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить соответствующее ходатайство без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории запрашиваемого государства? Практика и доктрина дают однозначный ответ - нельзя, так как оказание правовой помощи не должно находиться в зависимости от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Правовая помощь должна оказываться даже тем судам, решения которых вообще не подлежат признанию и исполнению на территории данного государства по причине отсутствия международного договора. Возможно, что испрашивающий помощь суд не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Не должен иметь места отказ в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступило ходатайство, находится в исключительной компетенции судов места исполнения поручения. Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах. Возможно, что конкретное дело с точки зрения судов нескольких государств входит в сферу их исключительной подсудности, поэтому исключительная подсудность не должна быть препятствием для оказания правовой помощи.

Не допускается отказа в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступила соответствующая просьба из-за границы, не может быть предметом судебного разбирательства но закону запрашиваемого государства. Например, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском праве такая защита предоставляется только в установленных законом случаях (ст. 1062 ГК РФ). Это не означает, что Россия должна отказаться выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований из пари на территории Англии.

Основными видами правовой помощи являются:

  • - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей;
  • - выполнение отдельных процессуальных действий - допрос свидетелей, экспертов и других лиц, проживающих за границей;
  • - предоставление информации о собственном праве.

Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи (суд запрашиваемого государства), выполняет требуемые процессуальные действия и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При удовлетворении ходатайства запрашиваемый суд обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права .

В процессе оказания международной правовой помощи возникают тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:

  • 1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между судом, исполняющим поручение, и участниками дела, находящимися в государстве по месту ведения процесса, подобных правоотношений не возникает;
  • 2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств (между запрашиваемым и запрашивающим судами, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств). Эти отношения носят международный публично-правовой характер.
  • 3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Минюст России). Данные отношения носят административный характер".

Порядок обращения за оказанием правовой помощи определяется в международных договорах и национальном законодательстве. По общему правилу, всегда может быть использован дипломатический и консульский путь; наиболее быстрым и экономичным способом являются непосредственные сношения судов. В странах англо-саксонской правовой семьи предпочтение отдается использованию специальных уполномоченных. В последние годы наметилась тенденция отдавать предпочтение передаче просьбы о правовой помощи через центральные органы юстиции: «Если не указано иное, суды общаются с иностранными властями через Министерство юстиции» (§ 102 Закона о МЧП Чехии).

В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей процессуального права:

  • 1) выполнение действий но оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
  • 2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
  • 3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
  • 4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
  • 5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость

отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба .

При оказании правовой помощи приоритет имеют нормы двусторонних и многосторонних международных договоров об оказании правовой помощи. Для России наиболее важную роль играют Минская конвенция СНГ 1993 г. и Киевское соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992).

  • См.: Юрова Н. М. У таз. соч.
  • PilletA. Traite de droit international prive. 1924. T. II. n. 648. Цит. no: Крохалев С. В. Категория публичного порядка в международном гражданском процессе. СПб. : Изд. домС.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  • 2 Марышева Н. И. Международная правовая помощь и ее виды.
  • § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
  • § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
  • § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
  • § 6. Обычаи в международном частном праве
  • Ключевые понятия в международном частном праве
  • § 1. Коллизионные нормы
  • § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
  • § 3. Универсальные коллизионные нормы
  • § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
  • § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
  • § 6. Оговорка о публичном порядке
  • § 7. Императивные нормы
  • § 8. Взаимность и реторсии
  • § 9. Обход закона в международном частном праве
  • Гражданско-правовое положение физических лиц
  • § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
  • § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
  • § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
  • § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
  • § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
  • Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
  • § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
  • § 3. Содержание личного закона юридического лица
  • § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
  • Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
  • § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
  • § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
  • § 3. Теория функционального иммунитета государства
  • § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
  • § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
  • § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
  • Особенная часть
  • Право собственности и другие вещные права
  • § 1. Содержание права собственности и вещных прав
  • § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
  • § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
  • § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
  • § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
  • § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
  • Договорные обязательства в международном частном праве
  • § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
  • § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
  • § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
  • § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
  • § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
  • § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
  • § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
  • § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
  • § 10. Договор международного финансового лизинга
  • § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
  • Международные расчетные и кредитные отношения
  • § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
  • § 2. Формы международных расчетов
  • § 3. Вексель и чек в международных расчетах
  • § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
  • § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
  • Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
  • § 1. Общие вопросы международных перевозок
  • § 2. Международные автомобильные перевозки
  • § 3. Международные железнодорожные перевозки
  • § 4. Международные воздушные перевозки
  • § 5. Международные морские перевозки
  • Обязательства вследствие причинения вреда
  • § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
  • § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
  • § 5. Другие внедоговорные обязательства
  • Исключительные права на результаты
  • § 2. Международное законодательство об авторском праве
  • § 3. Международное законодательство о смежных правах
  • § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
  • § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
  • § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
  • § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
  • § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
  • § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
  • § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
  • § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
  • § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
  • Наследственные правоотношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения о наследовании
  • § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
  • § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
  • § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
  • § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
  • Брачно-семейные отношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
  • § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
  • § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
  • § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
  • § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
  • § 7. Расторжение смешанных браков
  • Трудовые отношения
  • § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
  • § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
  • § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
  • § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
  • § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
  • Международный гражданский процесс
  • § 1. Предмет международного гражданского процесса
  • § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
  • § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
  • § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
  • § 5. Установление содержания норм иностранного права
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
  • § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
  • § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
  • § 9. Нотариальные действия и легализация документов
  • Международный арбитраж
  • § 1. Понятие международного арбитража и его виды
  • § 2. Арбитражное соглашение
  • § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
  • § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
  • § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
  • Международное частное право
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
  • Витебск 2009
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе

    1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

    Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissionsrogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны». 1

    2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

      обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

      обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

      назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

      непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

    Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

    В ч. 2 ст. 9 указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

    Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, как договора, действовавшего в отношении бывшего СССР, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.

    Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

    Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

    В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

    При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

    3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

    Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

    Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

    При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

    В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

    Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

    Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

    4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

    В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

    Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

      исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

      исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

    Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

    5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

    Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

      исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

      исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

      подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

    Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

    Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

    Лесин. А.В. Международная правовая помощь находится на стыке МП, МЧП, гражданского, уголовного и арбитражного процессуального права.

    В науке международная правовая помощь по гражданским делам традиционно рассматривалась в рамках международного частного права. Однако участие государственных органов в реализации процедур правовой помощи свидетельствует о наличии признаков публичности этих институтов.

    В период с 1965 по 1988 г. по указанной проблеме был заключен ряд международных соглашений: Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (Гаага, 1965 г.), Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 1970 г.). Проблема применения международных договорных норм встала перед судами еще в 50-е годы прошлого столетия в результате подписания ряда договоров о правовой помощи. Договоры заключались в разное время и по своему фактическому содержанию не одинаковы. Их основная цель состоит в обеспечении взаимного соблюдения и признания имущественных, личных неимущественных и процессуальных прав граждан одного государства на территории другого. Подавляющее большинство соглашений о правовой помощи содержит также комплекс норм, определяющих виды, формы и способы сотрудничества органов юстиции различных государств в области гражданского, семейного или уголовного права, а также обеспечивающих взаимное признание актов этих органов.

    Международная правовая помощь по своей юридической природе является публично-правовым комплексом и осуществляется по отношению к конкретному субъекту для защиты его субъективных прав, но реализацией ее институтов достигаются общественные или государственные интересы. Вне судебного процесса или публичного процессуального порядка международной правовой помощи не существует.

    Нормы, регламентирующие международную правовую помощь, располагаются в различных правовых системах, образуя самостоятельные юридические образования: подотрасль в международном праве, комплексную отрасль в национальном праве, получившую закрепление в различных процессуальных отраслях: арбитражном, гражданском, уголовном процессуальном праве. На стадии же реализации этих норм необходимо говорить о возникновении правоприменительных комплексов.

    Международная правовая помощь по гражданским (торговым) делам - комплекс юридических норм, регулирующих отношения, связанные с оказанием содействия в осуществлении правосудия судам, разрешающим предпринимательские споры. Таким образом, термин «международная правовая помощь по гражданским (торговым) делам», используемый в международных договорах и межведомственных соглашениях РФ, совпадает по содержанию с термином международная правовая помощь, осуществляемая арбитражными судами РФ».



    Отличительной чертой международной правовой помощи по гражданским (торговым) делам является возможность участия в ней не только государственных, но и негосударственных субъектов, осуществляющих государственные публичные функции. Такими негосударственными субъектами выступают иностранные третейские суды. Признание и приведение в исполнение решений иностранных третейских органов закреплено в АПК РФ и является самостоятельным институтом международной правовой помощи по гражданским (торговым) делам.
    В случае оказания международной правовой помощи в отсутствие международного договора следует говорить о действии международной вежливости, обыкновений, международной морали. Необоснованный отказ в исполнении будет считаться нарушением начал международной вежливости и актом недружелюбия, но не влечет санкций и контрмер.

    Нормы международного права, регулирующие отношения в сфере МПП по гражданским (торговым) делам, подлежат преимущественному применению в случае, если их содержание будет являться специальным по сравнению с другими, определяющими сходные отношения. В рамках СНГ это Соглашение 1991 года о сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, РФ и Украины (Минск, 1991 г.), Соглашение 1992 г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, Соглашение 1998 г. о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств-участников Содружества, Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и Республики Беларусь (Москва, 2001 г.), а также два межведомственных соглашения ВАС РФ с Верховным судом Казахстана (1992 г. и 1999 г.), с Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан (1996 г.). Нормы договоров, обладающие специальным характером, имеют преимущество в применении в случае коллизии с более детальными нормами, но содержащихся в договорах, объект и цель которых является общим. Правовая регламентация оказания международной правовой помощи по гражданским (торговым) делам между государствами-участниками СНГ является достаточно разветвленной, но в то же время существенно запутанной, что позволяет говорить об отсутствии единого правового режима между государствами-участниками СНГ.



    Никульшина О.Г. Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

    Международная правовая помощь - необходимое условие осуществления правосудия (если в деле участвует иностранный элемент либо есть необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве). Соответственно уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. Надлежащее осуществление международной правовой помощи влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских и семейных делах.

    Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам есть совокупность действий компетентных национальных органов и должностных лиц одного государства по оказанию содействия в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

    Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам на внутригосударственном уровне представляет собой межотраслевое образование. К ней должны применяться принципы соответствующих процессуальных отраслей, а также международного права. Несомненно, императивные принципы подлежат применению при регламентации вопросов международной правовой помощи. Наиболее близкими являются принципы сотрудничества, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод.

    Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

    · государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи, либо возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора;

    · уполномоченный орган одного государства сообщается с уполномоченным органом другого государства с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, информации, лиц и т. п. в зависимости от института международной правовой помощи).

    Вторая группа носит внутригосударственный характер и включает в себя отношения:

    · учреждений юстиции запрашиваемого государства с национальными государственными органами, например с вышестоящим органом, иными государственными органами (правоотношение носит административный характер);

    · учреждений, исполняющих поручение, с субъектом, который выполняет действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер).

    Наличие императивных принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у соответствующих субъектов. Принцип сотрудничества государств обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Государства обязаны оказывать международную правовую помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) в форме сотрудничества, руководствуясь императивной нормой общего международного права.

    Правоотношения, складывающиеся в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, относятся к публично-правовым - административным, процессуальным. Отношения между двумя уполномоченными органами различных государств носят международно-правовой характер, а не публично-правовой.

    К институтам международной правовой помощи по гражданским и семейным делам относятся:

    · выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

    · вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

    · предоставление информации о праве, а также иной информации (установление адресов и других данных);

    · признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, исполнительных надписей.

    Институтам международной правовой помощи свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в работе компетентных органов по оказанию содействия судам и другим учреждениям юстиции

    Институты международной правовой помощи являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, международного частного), а также в состав различных правовых систем - международной и внутригосударственной. Объединяющим элементом институтов международной правовой помощи является объект правоотношений.

    Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи.

    Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. Виды правовой помощи: В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

    Правовое регулирование оказания правовой помощи: Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено. Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также: доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится; вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.



    Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

    Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон.

    При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

    Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны.

    Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

    В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае: если не установлена подлинность документа; если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти; если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

    Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги. В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.).

    В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

    В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

    В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

    В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда: исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России; исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

    В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.

    Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

    Существенное значение имеют договорные положения о личном статусе граждан соответствующих государств, о правоспособности и дееспособности. В частности, предусмотрено, что дееспособность физического лица определяется законодательством того договаривающегося государства, гражданином которого оно является. Кстати, вопросы определения применимого в той или иной ситуации национального законодательства занимают существенное место в договорах, как и вопросы установления подсудности. Например, форма заключения брака определяется законодательством государства, на территории которого заключается брак. Правоотношения родителей и детей определяются по законодательству договаривающегося государства, на территории которого дети постоянно проживают; в этих делах компетентен суд государства, законодательство которого подлежит применению.

    В статьях, посвященных семейным делам, регламентируются условия заключения брака и его расторжения, правоотношения супругов, родителей и детей, вопросы усыновления, опеки и попечительства. В статьях об имущественных правоотношениях содержатся правила определения права собственности, определяются форма сделки, права и обязанности сторон по сделке, порядок возмещения вреда. В договоры включены также статьи по некоторым вопросам наследственного права. Достаточно подробно регламентируется порядок признания и исполнения (в том числе принудительного) судебных решений.

    Признание решений судов иностранных государств предусмотрено в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. Согласно ч. 7 ст. 1 Закона решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии таких договоров решения иностранных судов по этим делам признаются на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Отдельные договоры имеют существенные особенности. В Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам, в Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам отсутствуют положения о личном статусе, о право- и дееспособности, о заключении брака и иных аспектах семейного права, о наследовании и т. п. Характеристика правовой помощи по гражданским делам ограничена регламентацией судебных расходов, вручения документов и проведения некоторых процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений.

    К сожалению, сложившийся комплекс вопросов правовой помощи по гражданским делам пока не стал предметом специальных договоров со многими развитыми странами. Имеющиеся двусторонние акты затрагивают лишь отдельные вопросы правовых отношений. Так, еще в 1935 г. был произведен обмен нотами между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений, в 1936 г. было подписано Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам, а с Федеративной Республикой Германией сохраняется договоренность о взаимном исполнении судебных поручений по гражданским делам, оформленная путем обмена нотами в 1956- 1957 гг.

    Специальному рассмотрению вопросы правовой помощи по гражданским и семейным делам подвергаются в курсе международного частного права.