Отличие 94 и 44. Аналитика публикации

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

7.1. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9 - 12. Утратили силу. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

Положения статьи 94 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
    8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
  • Контракт
    13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
  • Заключительные положения
    29. Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 настоящего Федерального закона, требования о подготовке отчета заказчика, предусмотренные частью 9 статьи 94 настоящего Федерального закона, не применяются к закупкам товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг или приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С 1 января 2014 года вступил в свою законную силу принятый еще 5 апреля 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ «О контрактной системе»).

Он не только учитывает существующий российский опыт проведения закупок за бюджетные средства, но также его нормы ориентированы на практику иных стран, имеющих прогрессивную законодательную базу в данной области. При разработке его норм учитывались положения нормативно-правовых актов, принятых Комиссией ООН по праву международной торговли.

Отраженный в документе системный подход к формированию, размещению и исполнению контрактов должен привести к улучшению ситуации в сфере обеспечения нужд государственных и муниципальных органов.

Нормы о планировании отсутствуют

Борьба с демпингом

Определены новые методы ее обоснования, в частности путем сопоставления рыночных цен, а также посредством проектно-сметного, нормативного, тарифного, затратного методов

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта предусмотрено статье 19.1

Случаи изменения условий контракта

Изменение условий контракта возможно при условии, что данный фактор отражен заказчиком в плане закупок, «закупочной» документации, в положениях самого контракта

Изменение контракта допускается в исключительных случаях, предусмотренных самим законом

Варианты расторжения контракта

Право, а также условия и порядок подачи жалоб в суд или контролирующие органы на действия (бездействие) заказчика, комиссии, отдельных должностных лиц, оператора электронной площадки и остальных органов прописаны в статьях 57-62

В приведенной выше таблице отражены основные «закупочные» положения. Однако ряд изменений коснулся различных аспектов непосредственно в процессе реализации тех или иных процедур закупки. В таблице 2 проводится сравнительный анализ положений Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» и Закона 94-ФЗ «О госзакупках» относительно особенностей реализации закупок посредством электронного аукциона и прочие детали, сказывающиеся на итоговом результате проводимых торгов.

Таблица 2. Изменения в процессе «электронной» закупки

Положение

Закон 44-ФЗ

«О контрактной системе»

Закон 94-ФЗ

«О госзакупках»

Электронный обмен документами

Нормы статей 5, 49, 51, 52, 60 предусматривают направление электронных заявок с помощью единой информационной системы и операторов «закупочных» площадок

Предусмотрена возможность передачи электронных документов непосредственно заказчику, а при проведении электронных аукционов документооборот осуществляется через оператора «закупочных» площадок (статьи 21, 25, 41.2)

Тип электронно-цифровой подписи

Необходимо использование УЭП - усиленной электронной подписи (статья 5, пункт 2 статьи 60)

Предполагается использование обычной электронно-цифровой подписи (часть 2 статьи 41.2)

Аккредитация на электронных площадках

Аккредитация предусмотрена статьей 60

Аккредитация предусмотрена статьей 41.2

Минимальный размер обеспечения заявки об участии

Пунктами 14,15 статьи 44 установлен диапазон от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта

Для коротких аукционов (цена до 3 млн. руб.) установлен фиксированный размер обеспечения – 1%.

Для субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций социального направления, организаций инвалидов и учреждений сферы исполнения наказаний – не более 2% начальной (максимальной) цены контракта

Нормы статьи 20 предусматривают, что размер обеспечения не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)

Для субъектов малого предпринимательства размер не может быть более 2%

Доходы участников от суммы обеспечения заявки

Пунктом 8 стать 44 предусмотрена выплата дохода, полученного оператором электронной площадки от размещения денежных средств, полученных как обеспечение заявки, за период размещения данных средств на счете оператора.

Данное положение начнет действовать после нового отбора операторов

Нормы, предусматривающие выплату дохода, полученного от размещения обеспечения заявок, отсутствуют

«Короткий» аукцион (до 3 млн. руб.)

Пунктом 2 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 7 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 2 статьи 41.5 для публикации извещения также предусмотрен минимальный 7-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены электронного аукциона не позднее, чем за 5 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона, но минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 дает возможность вносить изменения в извещение с ограничением в 5 дней до даты окончания приема заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока обязательно в случае внесения заказчиком изменений в извещение, срок такого продления должен составлять не менее 7 дней

Часть 5 статьи 41.5 предполагает обязательное продление срока для направления участниками заявок на срок не менее 7 дней в случае внесения изменений

в извещение о проведении аукциона

Срок согласно пункту 2 статьи 67 не может превышать 7 дней со дня приема заявок

Пунктом 2 статьи 41.9 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в 7-идневный срок с момента окончания их принятия

День для проведения аукциона

Аукцион проводится в первый рабочий день, который наступает после истечения двух дней, которые следуют за днем окончательного рассмотрения первых частей заявок (пункт 3 статьи 68)

Согласно части 3 статьи 41.10 аукцион проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок, причем в первый же рабочий день

Согласно пункту 5 статьи 69 заявки следует рассмотреть в срок не более 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пункт 5 статьи 41.11 определяет, что срок не должен быть более 4 дней со дня размещения протокола проведения аукциона

«Длинный» аукцион (от 3 млн. руб.)

Сроки для размещения извещения о проведении аукциона

Пунктом 3 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 15 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 1 статьи 41.5 для публикации извещения предусмотрен минимальный 20-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Возможность и сроки для отмены аукциона

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 возможна отмена проведения аукциона, о чем должно быть сообщено не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены аукциона не позднее, чем за 10 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Возможность и сроки для внесения изменений в извещение о проведении аукциона

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 предоставляет возможность внесения изменений в извещение за 5 дней до дня завершения приема заявок об участии

Продление срока для подачи заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока подачи заявок является обязательным, если заказчиком внесены изменения в извещение, срок продлевается минимум на 7 дней

Частью 5 статьи 41.5 установлена обязанность по продлению срока подачи заявок об участии на срок не менее 15 дней в случаях, когда произведено внесение изменений в извещение о проведении закупки

Сроки для рассмотрения первых частей заявок

Согласно пункту 2 статьи 67 первые части заявок должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 7 дней со дня приема заявок

Пункт 2 статьи 41.9 предусматривает, что заявки рассматриваются в 7-идневный срок со дня завершения их принятия

День для проведения аукциона

Согласно пункту 3 статьи 68 аукцион следует проводить в первый рабочий день по истечении 2-х дней, следующих за датой окончательного рассмотрения первых частей заявок

Часть 3 статьи 41.10 устанавливает, что аукцион проводится в первый же рабочий день через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок

Сроки для рассмотрения вторых частей заявок

Пунктом 5 статьи 69 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в срок до 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пунктом 5 статьи 41.11 определяет, что срок рассмотрения вторых частей заявок не должен превышать 6 дней с даты размещения протокола проведения аукциона

Возможность запроса разъяснений участником, сроки ответа для заказчика

Пунктом 3 статьи 65 предусмотрено право направления запросов о даче разъяснений относительно положений документации, но не более 3-х раз по одному аукциону

Пункт 4 статьи 63 обязывает заказчика направлять ответы в срок до 2 дней с даты поступления запроса о разъяснении

Согласно части 3 статьи 41.7 участники по одному и тому же аукциону могут трижды направлять запросы о разъяснении положений документации заказчику

Частью 4 статьи 41.7 установлен 2-хневный срок для предоставления ответа

Этап заключения контракта

Место заключения контракта

В соответствии со статьей 70 контракта заключается с помощью электронно-цифровой подписи непосредственно в единой информационной системе

Статья 41.12 устанавливает, что контракт заключается в электронной форме в условиях соответствующей электронной площадки

Сроки размещения проекта контракта

Пункт 2 статьи 70 предполагает размещение проекта контракта

в единой информационной системе в течение 5 дней со дня размещения итогового протокола закупки

Проект направляется оператору в течение 5 дней с момента размещения протокола о закупке (часть 2 статьи 41.12)

Сроки подписания контракта участником

Участник должен подписать контракт в течение 5 дней с момента получения его проекта и размесить его в единой информационной системе (пункт 3 статьи 70)

Согласно части 4 статьи 41.12 контракта должен быть подписан участником и отправлен оператору в 5-идневный срок с момента получения проекта

При наличии протокола разногласий срок сокращается до 3 дней (части 4.4, 4.6. статьи 41.12)

Сроки подписания контракта заказчиком

Пункт 7 статьи 70 обязывает заказчика подписать контракт в течение 3 дней с момента размещения в единой информационной системе

Пункт 6 статьи 41.12 обязывает заказчика подписать контракт в срок до 3 дней с момента получения от оператора подписанного участником контракта

Урегулирование разногласий

Победить при наличии разногласий должен согласно части 4 статьи 70 разместить соответствующий протокол разногласий в единой информационной системе

Участник, с которым заключается контракт, может направить протокол разногласий заказчику через оператора электронной площадки (часть 4.1. ст. 41.12)

Подписание после протокола разногласий

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 70 заказчик в течение 3 рабочих дней после получения проекта разногласий размещает доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 рабочих дней его подписывает участник. После чего предоставляется 3 рабочих дня для его подписания заказчику

Нормы частей 4.2, 4.4, 4.5 устанавливают следующую схему: заказчик в течение 3 дней после получения проекта разногласий направляет оператору доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 дней его подписывает участник. После чего в течение 3 дней он подписывается заказчиком

Ограничения по срокам заключения контракта

Пункт 9 статьи 70 предусматривает, что контракт нельзя заключать ранее, чем по истечении 10 дней со дня размещения итогового протокола

Согласно пункту 9 статьи 41.12 контракт также можно заключать не ранее, чем через 10 дней после размещения протокола об итогах закупки

Варианты признания аукциона несостоявшимся

Предоставление единственной заявки об участии

Рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 1 статьи 71)

Первая часть рассматривается в сроки, предусмотренные конкурсной документаций, вторая часть – в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника (часть 22 статьи 41.8)

Единственная заявка после рассмотрения первых частей

Вторая часть рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 2 статьи 71)

Часть 11 статьи 41.9 предусматривает рассмотрение второй части заявки в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника

Отсутствие поданных предложений в течение десяти минут

В соответствии с частью 3 статьи 71 аукцион считается несостоявшимся, контракт заключается с участником, первым подавшим заявку

Согласно части 21 статьи 41.10 аукцион признается несостоявшимся, рассмотрение заказчиком заявок не осуществляется

Отсутствие заявок вообще или отклонение всех поданных заявок

Пункт 4 статьи 71 предполагает проведение повторной закупки путем запроса предложений

Частью 21 статьи 41.8 и часть 7 статьи 41.9 установлена необходимость проведения повторного аукциона

Переходные положения, связанные со вступлением в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Вступление в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагает ряд новшеств в системе осуществления государственных закупок, причем для реализации многих из них требуется определенное время. Поэтому в Заключительных положениях закона прописаны нормы, предусматривающие условия действия ранее заключенных договоров, порядок публикации информации о закупках, права и обязанности субъектов «закупочного» процесса в период становления новой системы.

В первую очередь стоит отметить, что все контракты и договора, заключенные в порядке, предусмотренном Законом 94-ФЗ «О госзакупках» до 1 января 2014 года, продолжают действовать на тех же условиях. Вместе с тем по ранее действующим правилам осуществляется размещение в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию - на официальном сайте в интернете) планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2014 и 2015 годах. Однако размещение планов-графиков должно осуществляться с учетом правил, которые могут установить федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, на период 2014-2015 годов установлен ряд ограничений, связанных с применением планов-графиков. Так, их не следует принимать во внимание при расчете совокупного годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 30, ч. 1 и ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, пп. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». Если осуществляется закупка товаров, работ и услуг согласно нормам ч. 1 ст. 36, ч. 2, 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в течение 2014-2015 годов, то в планы-графики не следует вносить изменения. При формировании отчета, предусмотренного п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» нет необходимости отражать информацию об исполнении контракта относительно его соответствия плану-графику.

Также в 2014-2015 годах установлены несколько иные правила для обжалования действий (бездействия) заказчика. В частности жалоба может быть подана лишь с момента начала процедуры определения контрагента, а не в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, как предусматривает редакция части 3 статьи 105 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, в период 2014-2015 годов является обязательным проведение общественного обсуждения закупок, цена контракта по которым превышает 1 миллиард рублей. Порядок такого общественного обсуждения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 578 от 10.10.2013г. Отдельные случаи проведения обязательного общественного обсуждения государственных закупок могут устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов. На основании результатов обязательного общественного обсуждения заказчик может не только вносить изменения в документацию о закупке, но и вовсе ее отменить.

Что касается функционирования и эксплуатации единой информационной системы, то конкретные порядок и сроки ее введения в действие должны быть установлены Правительством РФ. До официального внедрения единой информационной системы в систему государственных закупок необходимая информация размещается на официальном интернет-сайте для размещения заказов по правилам, установленным до вступления в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

До утверждения соответствующими государственными органами типовых контрактов в той или иной сфере деятельности и типовых условий их заключения, как того требует часть 11 статьи 34 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», заказчики должны самостоятельно разрабатывать проекты данных документов.

В части проведения электронных аукционов Заключительные положения предусматривают, что до начала работы операторов электронных площадок, которые еще должны пройти соответствующий отбор согласно части 4 статьи 59 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», электронные закупки допустимо осуществлять через электронные площадки, прошедшие отбор по ранее действующим требованиям. Вместе с тем Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предоставлено право интегрирования своей системы закупок в единую информацию систему после начала ее функционирования.

В срок до 1 января 2017 года определение идентификационного кода проводимой закупки осуществляется, исходя из кодов общероссийских классификаторов и кода бюджетной классификации. Также с момента вступления Закона в силу и до 1 января 2017 года предусмотрена возможность формирования и ведения Минэкономразвития РФ в рамках единой информационной системы каталога товаров, работ и услуг.

Кроме того, в срок до 31 декабря 2016 года заказчикам предоставлено право проведения закупки путем запроса котировок при любой начальной цене, если предметом данной закупки являются работы, связанные со строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией) олимпийских объектов. Данное правило распространяется также на возведение жилых домов, предоставляемых гражданам вместо земельных участков, которые использовались под размещение олимпийских объектов.

На протяжении 2014 и 2015 годов будет открыт бесплатный доступ к сведениям, содержащимся в реестре недобросовестных поставщиков, расположенном на официальном сайте для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В течение данного периода заказчикам предоставлено право включения в условия конкурсной документации требования об отсутствии информации об участниках (их учредителях) в реестре недобросовестных поставщиков, сведения которого сформированы на момент вступления в силу 44-ФЗ «О контрактной системе».

Заключительными положениями определяется, что в срок до 1 января 2014 работнику контрактной службы либо контрактному управляющему необходимо иметь либо профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов, тогда как ч. 6 ст. 38 предполагает уже наличие высшего образования.

Также на срок до 1 января 2016 года предусмотрено право правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований обязывать подчиненные им структуры осуществлять планирование закупок для обеспечения федеральных, муниципальных и нужд субъектов РФ соответственно. При этом созданные региональные и муниципальные информационные «закупочные» системы до начала функционирования единой информационной системы осуществляют обмен информацией с официальным «закупочным» сайтом в интернете.

Источник RTS-TENDERS.RU

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.

Развитие малого и среднего бизнеса, а также увеличение темпов товарооборота на государственном уровне в России привели к необходимости грамотного законодательного регулирования сферы государственных закупок.

Принятый в апреле 2013 года, федеральный закон о системе контрактов в сфере государственных закупок , позволяет сделать процедуру проведения закупок прозрачной, конкурентной и результативной. Является одним из наиболее актуальных, востребованных и динамично развивающихся нормативных актов.

Общие положения статьи 94 ФЗ 44

Порядок исполнения государственного контракта по закону о госзакупках 44 ФЗ, а также его изменения и расторжения прописан в параграфе седьмом главы 3 об осуществлении закупок. Рассмотрим подробно особенности исполнения контракта , прописанные в 94-ой статье федерального закона N 44.

После заключения контракта следует процедура исполнения соглашений, направленная на реализацию целей совершения закупки путем взаимодействия сторон (одной из которых является заказчик, а второй — поставщик, подрядчик или исполнитель).

Часть 1 статьи 94 закона обозначает комплексные меры, которые включает в себя процедура исполнения контракта:

  • Приемка доставленного товара, проделанной работы, оказанной услуги и других отдельных этапов;
  • Оплата товара, работы, услуги заказчиком;
  • Взаимодействие сторон в случае изменения или расторжения контракта (порядок прописан в ст. 95 ФЗ 44), а также в рамках применения к участникам мер ответственности за нарушение контрактных условий.

Часть 2 статьи 94 закона гласит, что поставщик (или исполнитель) должен своевременно информировать заказчика о ходе исполнения собственных обязательств по условиям контракта, в том числе о возникающих сложностях. К сроку, установленному контрактом, исполнитель обязан предоставить заказчику результат своей работы. Тот в свою очередь должен осуществить приемку и оплату (порядок проведения указанных этапов также установлен настоящей статьей закона).

Приемка товаров и услуг является важнейшим этапом исполнения контракта, от грамотности и качества проведения которого зависит возможность последующей защиты материальных интересов заказчика в случае, если поставщиком или исполнителем будут допущены нарушения условий исполнения контракта.

В части 3 ст. 94 говорится, что при получении товара, приёме работы или результатов оказания услуг, заказчик обязан провести экспертизу результатов исполнения контракта по закону о госзакупках ФЗ 44. Может проводиться как собственными силами, так и с привлечением экспертов и профильных организаций (с которыми должны быть также заключены соответствующие договоры).

Привлечение сторонних специалистов к проведению экспертизы товара, работы или услуги является обязательным условием для заказчика, если закупка осуществляется у единственного поставщика . В части 4 статьи 94 прописаны исключения из данного правила:

  • Закупка услуг экспертных организаций;
  • Заказ строительной проектной документация или результатов инженерно-изыскательских работ, если те уже прошли обязательную экспертизу;
  • Другое (полный перечень исключений дан в п. 1 ч. 4 ст. 94 закона).

Часть 5 статьи 94 . При проведении экспертизы специалисты вправе потребовать у поставщика дополнительные материалы, касающиеся условий исполнения контракта и отдельных этапов. Результат экспертизы оформляется в виде заключения и заверяется подписью эксперта или сотрудника экспертной организации, имеющего такие полномочия (право подписи). Составленное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если в ходе экспертизы обнаружены нарушения, которые не препятствуют приемке, в заключение могут быть включены предложения по их устранению.

В части 6 ст. 94 сказано, что по желанию заказчика может быть создана приемочная комиссия, состоящая из 5 и более членов.

Согласно части 7 статьи 94 закона ФЗ 44 , приемка должна документально закрепляться и проводиться в установленные контрактом сроки. Документ должен быть заверен подписью заказчика, если создавалась приемочная комиссия — всеми её участниками. В случае отказа от приемки, поставщику своевременно должно быть направлено мотивированное письмо об отказе. Закон обязывает приемочную комиссию брать во внимание озвученные экспертами (если такие привлекались) предложения, отраженные в заключении по результатам проверки исполнения контракта.

Если выявленное несоответствие не является препятствием для приемки и было поставщиком ликвидировано, заказчик вправе не отказывать тому в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, доставленного товара, проделанной работы или оказанной услуги (ч. 8 ст. 94 закона 44 ФЗ о госзакупках).

В части 9 статьи 94 закона N 44 о госзакупках указано, что результаты отдельного этапа контракта, сведения о поставке товара, выполнении работы или оказании услуги должны быть отражены поставщиком в отчете. Затем этот отчет публикуется в единой информационной системе госзакупок. Требование не распространяется на закупки, осуществляемые в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 части 1 статьи 93 о закупках у единственного поставщика (исполнителя).

1 июля 2018 года в часть 9 статьи 94 ФЗ 44 о госзакупках будут внесены изменения , согласно которым требование по обнародованию результатов отдельных этапов исполнения контракта будет предъявляться в следующих случаях:

  • Предметом контракта является выполнение работ по:
    • строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
    • сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • Цена контракта превышает один миллиард рублей.

Отчет, размещаемый в единой информационной системе госзакупок, должен содержать следующие сведения:

  • Об исполнении контракта (результаты, соблюдение графика и сроков);
  • О ненадлежащем исполнении, неисполнении, нарушениях и примененных санкциях;
  • Об изменении или расторжении контракта на этапе его исполнения.

Согласно части 10 статьи 94 , к отчету должны быть приложено заключение экспертизы и приемочный акт.

Органы государственной власти субъектов России могут устанавливать дополнительные требования к размещению сведений о ходе исполнения контрактов и проведения госзакупок.

Скачать текст последней редакции закона о госзакупках

На этом сайте вы можете найти еще множество статей по о госзакупках, его статьям и отдельным положениям с комментариями и пояснениями.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В связи с выходом в конце 2017 года изменяющего федерального закона N 504-ФЗ, с 1 июля закон о госзакупках ожидают множественные изменения. В частности, будут внесены изменения в абзац 1 части 9 рассмотренной нами статьи номер 94.