О предотвращении коррупции. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях

Антикоррупционное законодательство РФ

Российские законодательство о противодействии коррупции представлено несколькими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Можно выделить четыре основных федеральных закона в этой сфере.

    Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст. 3 данного закона доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

Организация и осуществление внутреннего контроля;

Обязательный контроль;

Запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным данным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно ст. 1 данного закона коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; также совершение всех указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный закон в основном посвящен характеристике мер по профилактике коррупции и основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей;

Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

и некоторых иных мер.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Обеспечение независимости средств массовой информации;

Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

и некоторые иные направления.

3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» .

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Подзаконные нормативные акты в сфере противодействия коррупции:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

3. Указ Президента РФ от 25 февраля 2011 г. № 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции".

4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

5. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

6. Постановление Правительства РФ от 09 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (государственные и муниципальные служащие – подарки на сумму более 3 тыс. руб.).

В настоящее время в Правительстве также идет работа над созданием Плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О борьбе с коррупцией

Принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 года. Внесен Комитетом Верховного Совета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Разработан группой в составе А. А. Аслаханова, С. М. Бевзы, С. С. Бутенина, С. В. Ванюшкина, Б. В. Волженкина, А. В. Гриненко, А. И. Долговой, С. Э. Жилинского, Ю. М, Костанова, Л. Н. Куровской, В. В. Марущенко, С. А. Орлова, В. Д. Пахомова, А. В. Пехотина, Н. И. Шияна, при участии Э. М. Кондрашовой и Л. Г. Лекановой.

В действие не вступил , так как не был рассмотрен после его возвращения Президентом Российской Федерации.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Закона

Настоящий Закон направлен на обеспечение безопасности государства, функционирования системы законодательной, исполнительной, судебной власти и органов управления в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации путем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.

Статья 2. Основные понятия

1. Под коррупцией в настоящем Законе понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона; 2) коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 12 и 13 настоящего Закона.

2. Государственные функции предметы ведения, отнесенные Конституцией Российской Федерации к полномочиям государства.

3. Должностное лицо это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо на той же основе имеющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия, в том числе в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации, на основе соответствующих законодательных актов.

Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

1. Субъектами правонарушений, связанных с коррупцией, могут быть следующие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций:

а) служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в государственных органах власти и управления, организациях, учреждениях, фондах и получающие заработную плату (денежное содержание) из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

б) должностные лица государственных хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная доля государственной собственности составляет не менее половины или же в которых государство непосредственно либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеет контрольный пакет акций;

г) народные депутаты;

д) помощники народных депутатов;

е) народные и присяжные заседатели в суде;

ж) лица, избранные в состав органов территориального общественного самоуправления;

з) лица, в установленном законодательством порядке постоянно или временно или в порядке разового поручения участвующие на общественных началах в выполнении государственных функций.

2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, при применении настоящего Закона приравниваются:

а) служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в муниципальных органах власти и управления, организациях, учреждениях, фондах и получающие заработную плату (денежное содержание) из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

б) должностные лица муниципальных хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная доля государственной и муниципальной собственности составляет не менее половины или же в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеют контрольный пакет акций;

в) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей (президента, вице-президента), кандидатов в народные депутаты и судьи;

г) служащие банков, кредитно-финансовых учреждений, предприятий транспорта и связи независимо от форм собственности.

В дальнейшем под лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, имеются в виду и лица, указанные в данном пункте, если не оговорено иное.

3. Субъектами коррупционных правонарушений могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, противоправно предоставляющие материальные и иные блага лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Статья 4. Сфера применения Закона

Закон действует на всей территории Российской Федерации, а за ее пределами в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.

Настоящий Закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией.

Уголовная ответственность и наказание наступают по статьям Уголовного кодекса о преступлениях по службе.

3. Органы представительной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции принимать иные нормативные акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие настоящему Закону.

Статья 5. Основные начала борьбы с коррупцией

1. Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

а) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы государственных органов, гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

б) совершенствования структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

в) предоставления лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, заработной платы (денежного содержания)и льгот, предусмотренных законодательством, обеспечивающих ему и его семье достойный уровень жизни;

г) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, вправе обжаловать в суд меры, принятые в отношении его на основании настоящего Закона;

д) ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, на основании статьи 33 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов физических и юридических лиц, общественных организаций и объединений;

е) осуществления специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации («отмывания») противоправно нажитых средств и материальных ценностей;

ж) запрещения государственным органам, учреждениям и организациям, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, заниматься предпринимательской деятельностью вне сферы возложенных на них законодательством функций;

з) установления ответственности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, физических и юридических лиц за нарушение законодательства о борьбе с коррупцией в соответствии с принципом равенства всех граждан перед законом, независимо от должностного положения и других обстоятельств;

и) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий коррупционных правонарушений.

Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьба с коррупцией является обязанностью всех государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, всех лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, осуществляющих ее в пределах своей компетенции.

В борьбе с коррупцией участвуют также:

Комитет Верховного Совета Российской Федерации по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц государства;

Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией;

специализированные подразделения органов внутренних дел, безопасности, прокуратуры, таможни, налоговой службы и налоговой полиции;

другие органы, создаваемые на основании законодательных актов Российской Федерации.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 7. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение государственных функций

Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законодательными актами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию соответствующего статуса и его авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

Принятие ограничений отражается в письменном обязательстве. Непринятие ограничений (полностью или частично) влечет отказ в привлечении лица к выполнению государственных функций либо увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке.

Статья 8. Меры финансового контроля

1. Лица, претендующие на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в», «г», «д», а также в пункте 2, подпунктах «а», «б», «в», той же статьи настоящего Закона, представляют в налоговую инспекцию сведения о доходах, недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. По месту будущей работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в», «г», «д», а также в пункте 2, подпунктах «а», «б», той же статьи настоящего Закона, ежегодно представляют в налоговую инспекцию сведения о доходах (как своих личных, так и членов своей семьи), включая в них оцененные в денежном выражении все материальные и нематериальные поступления и услуги, полученные ими из всех источников, а также сведения о недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, об обязательствах финансового характера, в том числе и за границей. По месту работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Непредставление или искажение таких сведений является основанием для отказа в привлечении лица для выполнения государственных функций или для наложения дисциплинарного взыскания. Повторное нарушение указанных требований влечет за собой увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций.

Указанные сведения не подлежат разглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Примечание. Под членами семьи в настоящем Законе понимаются лица, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство с лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Сведения о доходах должностных лиц Российской Федерации, порядок назначения (избрания) которых регулируется Конституцией Российской Федерации, подлежат ежегодной публикации в официальных изданиях государственных органов. Равным образом должны быть опубликованы сведения о доходах лиц, претендующих на занятие названных в этом пункте должностей, при выдвижении их кандидатур.

Банковские учреждения в пятидневный срок обязаны проинформировать соответствующие налоговые инспекции об открытии счетов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и о финансовых операциях своих клиентов физических лиц на сумму, превышающую в течение 30 дней 100кратный размер минимальной заработной платы, установленной законодательством. Нарушение этого требования влечет за собой взыскание налоговой инспекцией с банка штрафа в трехкратном размере сумм проведенных финансовых операций, о которых не представлена информация. В случае неоднократного нарушения банк может быть лишен лицензии на осуществление банковских операций.

Ведение в банковских учреждениях счетов на предъявителя(без указания сведений о клиенте) запрещается.

Имущественные сделки на сумму, превышающую 100кратныйразмер минимальной заработной платы, установленной законодательством, осуществляются только по безналичному расчету.

Нарушение этого требования влечет за собой признание сделки недействительной с взысканием всего полученного по сделке сторонами в доход государства.

6. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в»,»г», а также в пункте 2, подпунктах «а» и «б», той же статьи настоящего Закона, запрещается иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев, связанных с выполнением государственных функций в зарубежных странах и предусмотренных соответствующими правовыми актами. Нарушение этого требования влечет наложение дисциплинарного взыскания с предупреждением о необходимости в течение месяца устранить допущенное нарушение.

Если в течение месяца после предупреждения эти лица не ликвидируют счет в иностранном банке, они подлежат увольнению или иному освобождению от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке.

Статья 9. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в»,»г», а также в пункте 2, подпунктах «а», «б», той же статьи Настоящего Закона, запрещается занимать другую должность, а также выполнять работу на условиях совместительства, по договору и контракту: на иностранных предприятиях и в организациях или на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях любой организационно-правовой формы и общественных объединениях Российской Федерации, деятельность которых подконтрольна, подотчетна или иным образом затрагивает компетенцию органа, в котором они состоят на службе, если иное прямо не предусмотрено законом.

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «в», а также в пункте 2, подпункте «а», той же статьи настоящего Закона и являющимся должностными лицами, запрещается любое совместительство, работа по договору, кроме выполнения оплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной и экспертной работы, при соблюдении положений пункта 1 настоящей статьи, если такая работа не наносит ущерба государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и не используется как средство подкупа или иного неосновательного обогащения этих лиц.

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в»,»г», а также в пункте 2, подпунктах «а», «б», той же статьи настоящего Закона и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской деятельностью; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия) при принятии решений органами управления предприятий любой формы собственности; иметь финансовые интересы на предприятиях, вопросы деятельности которых затрагивают их компетенцию.

4. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3. пункте 1, подпунктах «а», «б», «в», «г, а также в пункте 2, подпунктах «а», «б», той же статьи настоящего Закона и являющиеся должностными лицами, в течение месяца после заступления на должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации, принадлежащие им ценные бумаги, имущество, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов.

5. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций и занимающееся деятельностью, несовместимой с выполнением этих функций, подлежит увольнению или иному освобождению от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке. Лицо, освобожденное от выполнения государственных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением этих функций, не может быть уполномочено на выполнение государственных функций в течение всего времени занятия указанной деятельностью.

Статья 10. Недопустимость совместной службы близких родственников или свойственников

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах «а», «б», «в», пункте 2, подпунктах «а» и «б», той же статьи настоящего Закона, не могут занимать должности, находящиеся в отношении прямой подчиненности или подконтрольности с должностями, занимаемыми их близкими родственниками или свойственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением прямо установленных действующим законодательством случаев.

Лица, нарушающие требования настоящей статьи, если они добровольно в течение месяца не устранят указанное нарушение, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению. Лица, уволенные по этим основаниям, имеют право поступления на государственную службу в другой орган, учреждение, организацию.

Статья 11. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них

1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций:

а) вмешательство с использованием своего статуса, основанных на нем авторитета и связей в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг их обязанностей;

б) участие с использованием своего статуса в рассмотрении и решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы их близких родственников;

в) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

г) оказание кому бы то ни было любого, не предусмотренного законами содействия в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, а равно участие в качестве поверенных физического и юридического лица по делам государственного органа, в котором они состоят на службе, или им подчиненных, или деятельность которых они контролируют;

д) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при исполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

е) использование при решении служебных вопросов экспертиз, оплачиваемых за счет негосударственных средств, включая средства специальных негосударственных фондов, создаваемых для помощи государственным органам;

ж) несвоевременное или неполное доведение до сведения физических и юридических лиц информации о правовых актах, регулирующих их взаимоотношения с указанными лицами;

з) отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

и) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами;

к) передача государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов и общественных объединений;

л) нарушение установленного законами порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных вопросов их компетенции;

м) дарение подарков и оказание внеслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства;

н) заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного имущественного характера;

о) передача негосударственным структурам, предприятиям и общественным объединениям финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным фондам, государственным, муниципальным хозяйствующим субъектам, а также хозяйствующим субъектам, суммарная доля государственной и муниципальной собственности в которых составляет не менее половины, или из структур, в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно или через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеют контрольный пакет акций, если иное не оговорено законом.

Подпункты «г», «е», «м», «н» настоящей статьи не распространяются на лиц, указанных в статье 3, пункте 2, подпункте «г», и являющихся служащими хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности.

2. Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, какого-либо из указанных правонарушений, если оно не образует состава уголовно наказуемого деяния, влечет наложение дисциплинарного взыскания в установленном законом порядке.

Повторное совершение указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке. Лица, освобожденные от выполнения государственных функций по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь наделены ими в течение пяти лет с момента освобождения.

В случае совершения лицами, предусмотренными в статье 3, пункте 2, подпункте «в», какого-либо из указанных правонарушений органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней после поступления материалов путем опубликования или иным способом довести до сведения избирателей о допущенном кандидатом правонарушении.

3. Законодательством о порядке выполнения государственных функций (статусе народных депутатов, статусе судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, иных возможных субъектов правонарушений, связанных с коррупцией) могут устанавливаться другие, помимо изложенных в настоящем Законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.

РАЗДЕЛ III

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

Статья 12. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ

1. Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций:

а) получение за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от государственных органов, организаций и предприятий, в которых оно не выполняет соответствующие функции, а также от негосударственных организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное непредусмотрено действующим законодательством;

б) принятие подарков и иных услуг в связи с исполнением государственных функций или от лиц, зависимых по службе, за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций от юридических и физических лиц зарубежных стран, подлежат сдаче в специальный государственный фонд;

в) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных и российских физических и юридических лиц, кроме поездок по приглашению близких родственников или случаев, предусмотренных международными соглашениями;

г) использование в личных, групповых и иных неслужебных целях предоставляемых им для осуществления государственных функций помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного имущества, если это не предусмотрено законами, другими правовыми актами и причиняет ущерб государственным интересам;

д) использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Подпункты «б», «в», «г» настоящей статьи не распространяются на лиц, указанных в статье 3, пункте 2, подпункте «г», и являющихся служащими хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности.

Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных юридических и физических лиц, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, обязано незамедлительно сдать незаконно полученное его семьей в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовалась его семья. Сумма возмещения перечисляется в тот же фонд.

Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, какого-либо из коррупционных правонарушений, если оно не образует состава уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

В случае совершения лицами, указанными в статье 3, пункте 2, подпункте «в», какого-либо из указанных правонарушений органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней после поступления материалов путем опубликования или иным способом довести до сведения избирателей о допущенном кандидатом правонарушении.

Лица, освобожденные от выполнения государственных функций по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь наделены ими в течение пяти лет с момента освобождения.

Статья 13. Ответственность физических и юридических лиц за незаконную выплату вознаграждений лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций

1. Физические лица, предоставившие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, незаконное материальное вознаграждение, подарок, иные льготы или услуги, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 10 до 50 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, по представлению (протоколам) органов, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, и других, уполномоченных на это законом органов и должностных лиц.

2. Организации, предприятия, общественные объединения и иные юридические лица, предоставляющие сверх предусмотренных действующими законами материальное вознаграждение, подарок, другие льготы либо услуги лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы с конфискацией незаконно выплаченных сумм или незаконно переданного имущества по представлению (протоколам) государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона.

Те же действия, совершенные повторно в течение трех лет, влекут прекращение деятельности юридического лица в установленном законом порядке.

Статья 14. Ответственность государственных органов, учреждений, организаций за неправомерную предпринимательскую деятельность и иное получение неправомерных доходов

Государственные, муниципальные органы, учреждения, организации, финансируемые за счет бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти, занимающиеся предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законами функций либо принимающие материальные, любые иные блага и услуги помимо указанных источников финансирования, по представлению (протоколам) органов, перечисленных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, с конфискацией незаконно полученных сумм или незаконно переданного имущества.

Руководители государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций, финансируемых за счет государственных или местных средств, за деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по представлению государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством.

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 15. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

1. Во всех случаях неосновательного обогащения в результате коррупционных правонарушений лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.

При отказе лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг они подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом.

2. В случае увольнения или иного освобождения лица от выполнения государственных функций за совершенное им коррупционное правонарушение, если это лицо отказывается выполнить требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, должностным лицом или иным органом, принимающим решение о таком освобождении, направляется в налоговую службу уведомление о полученных противоправных доходах.

Статья 16. Аннулирование актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений

Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты и действия могут быть аннулированы органом либо должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом или арбитражным судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц или прокурора.

Статья 17. Ответственность руководителей министерств и

ведомств, государственных органов, учреждений и организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

1. Руководители министерств и ведомств, государственных и муниципальных учреждений, организаций, предприятий, а также банков, предприятий транспорта и связи независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, не применяющие в пределах своей компетенции мер, предусмотренных настоящим Законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, либо применяющие указанные меры с нарушением положений настоящего Закона или не представляющие соответствующую информацию в налоговую службу, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере до 10 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, по представлению (протоколам) государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона.

2. Те же действия, совершенные повторно, наказываются штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, с увольнением или иным освобождением от должности.

Лица, уволенные или в ином порядке освобожденные от должности по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь назначены на такую же или вышестоящую должность в течение пяти лет с момента освобождения.

Москва, Дом Советов России

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

Принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 года. Внесен Комитетом Верховного Совета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Разработан группой в составе А. А. Аслаханова, С. М, Бевзы, С. С. Бутенина, С. В. Ванюшкина, А. В. Гриненко, А. И. Долговой, С. Э. Жилинского, О. С. Ильина, В. В. Марущенко, С. А. Орлова, В. Д. Пахомова, Н. И. Шияна. В действие не вступил, так как не был рассмотрен после его возвращения Президентом Российской Федерации.

В связи с принятием Закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Статья 1. Внести в Уголовный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591; 1962, № 29, ст. 449; 1972, № 26, ст. 662; 1973, № 16, ст. 352; 1974, № 29, ст. 782; 1982, N» 41, ст. 1513, № 49, ст. 1821; 1984, № 5, ст. 168, № 29, ст. 992; 1986, № 23, ст. 638; 1987, № 30, ст. 1087, № 43, ст. 1501; 1988, № 14, ст. 396; 1989, № 37, ст. 1074; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1867; 1992, № 10, ст. 360, № 16, ст. 838, № 47, ст. 2664; 1993, № 22, ст. 789) следующие изменения и дополнения:

1. Часть вторую статьи 1 после слов «(статья 1261)» и до слов «привлечение заведомо невиновного» изложить в следующей редакции:

«злоупотребление властью или служебным положением при отягчающих обстоятельствах (статья 170, части третья и четвертая); превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах (статья 171, части третья и четвертая); получение взятки при отягчающих обстоятельствах (статья 173, части третья и четвертая); дача взятки при отягчающих обстоятельствах (статья 174, части третья и четвертая); посредничество во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах (статья 1741, части третья и четвертая)».

Статью 21, пункт 9, статью 22, часть третью, после слова «лишение» дополнить словами «классного чина».

Название и часть первую статьи 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Лишение классных чинов, воинских и других званий, орденов, медалей, почетных грамот и почетных званий

При осуждении за тяжкое преступление лицо, имеющее воинское или специальное звание, а равно классный чин, может быть по приговору суда лишено этого звания или классного чина».

Название главы седьмой Особенной части изложить в следующей редакции: «Преступления по службе».

Изложить статьи 170 1742,175 в следующей редакции:

«Статья 170. Злоупотребление властью или служебным положением

Использование недолжностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своего статуса вопреки интересам службы, совершенное из корыстной, иной личной либо групповой заинтересованности и причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом и причинившие существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Занимающим ответственное положение, или повлекшие тяжкие последствия, или совершенные повторно,

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Примечание. Под лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, в статьях настоящей главы понимаются: недолжностные и должностные лица, а также должностные лица, занимающие ответственное положение.

1. Недолжностные лица:

государственные и муниципальные служащие, не являющиеся

должностными лицами;

назначенные постоянно или временно в предусмотренном законом порядке исполнять обязанности на государственных и муниципальных предприятиях, а также на соответствующих объектах, в имуществе которых доля государственной или муниципальной собственности является преобладающей, кроме должностных лиц;

помощники народных депутатов;

избранные в состав органов территориального общественного самоуправления населения, кроме руководителей этих органов;

в установленном законодательством порядке постоянно, или временно, или в порядке разового поручения выполняющие на общественных началах государственные функции.

2. Должностные лица:

государственные и муниципальные служащие, постоянно или по специальному поручению в предусмотренном законом порядке наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями, а также выполняющие функции представителей власти;

лица на государственных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых доля государственной или муниципальной собственности является преобладающей, постоянно или временно наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в предусмотренном законом порядке;

руководители органов территориального общественного самоуправления населения;

присяжные и народные заседатели.

3. Должностные лица, занимающие ответственное положение:

народные депутаты;

должностные лица Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и другие должностные лица, порядок назначения и избрания которых регулируется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Уставами краев и областей, Законом об автономной области, Законом об автономном округе.

Статья 171. Превышение власти или служебных полномочий

Умышленное совершение недолжностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, действий, явно выходящих за пределы полномочии, предоставленных ему законом, если это причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом,

наказываются лишением свободы на срок от одного до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, если они сопровождались насилием, или применением оружия, или мучительными, оскорбляющими достоинство потерпевшего действиями, или повлекли тяжкие последствия, или совершены должностным лицом, занимающим ответственное положение, или повторно,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Те же действия, связанные с сокрытием другого преступления или облегчением его совершения,

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Статья 172. Халатность

Невыполнение или ненадлежащее исполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своих обязанностей, причинившим по неосторожности существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом интересам физических и юридических лиц,

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или. штрафом в размере до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом и повлекшие по неосторожности тяжкие последствия,

наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Те же действия, совершенные должностным лицом и повлекшие по неосторожности гибель людей,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Статья 173. Получение взятки

Получение взятки, то есть противоправное принятие недолжностным лицом материальных, иных благ и преимуществ в связи с выполнением им государственных функций или использованием основанных на этом авторитета и возможностей, если взятка получена в значительном размере,

наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Получение взятки в значительном размере должностным лицом

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Получение взятки в крупном размере, или путем вымогательства, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или должностным лицом, занимающим ответственное положение,

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Получение взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанное с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения,

Примечания;

1. Лицо, получившее взятку, освобождается от наказания, если получение взятки не было связано с ее вымогательством и если оно явилось с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовало раскрытию преступления и возвратило полученное или возместило его Стоимость.

2. Взятка признается совершенной в значительном размере, если стоимость принятого и соответственно переданного превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством; в крупном размере, если такое превышение достигает пятидесятикратного размера; в особо крупном размере, если такое превышение достигает стократного размера.

Статья 174. Дача взятки

Дача взятки недолжностному лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, в значительном размере

Дача взятки должностному лицу в значительном размере наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Дача взятки в крупном размере, или должностному лицу, занимающему ответственное положение, или двум и более лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с использованием лицом возложенных на него государственных функций

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Дача взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанная с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения,

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать оп ределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от наказания, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо явилось с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовало раскрытию преступления.

Статья 1741. Посредничество во взяточничестве

Посредничество во взяточничестве, то есть передача взятки в значительном размере недолжностному лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Передача взятки в значительном размере должностному лицу

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности,

Передача взятки в крупном размере, или совершенная повторно, или с использованием лицом возложенных на него государственных функций, или должностному лицу, занимающему ответственное положение, либо двум и более лицам

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Передача взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанная с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения, или в виде промысла

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Примечание. Посредник во взяточничестве освобождается от наказания, если не занимался посредничеством в виде промысла и если явился с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовал раскрытию преступления, возвратил преступно полученное или возместил его стоимость, а также если не был соучастником вымогательства взятки.

Статья 1742. Ответственность должностных лиц и иных служащих профессиональных союзов, общественных организаций (объединений), негосударственных хозяйствующих субъектов

Должностные лица и иные служащие профессиональных союзов, общественных организаций (объединений), негосударственных хозяйствующих субъектов при наличии в их деяниях признаков преступлений, предусмотренных статьями 170 1741, 175 УК РСФСР, несут ответственность по этим статьям.

Статья 175. Служебный подлог

Служебный подлог, то есть внесение недолжностными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, из корыстной, иной личной или групповой заинтересованности в официальные документы заведомо ложных сведений, подделка, подчистка или пометка другим числом, а равно составление и выдача ими заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом,

наказываются лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, или совершенные должностным лицом повторно, или должностным лицом, занимающим ответственное положение, или группой лиц по предварительному сговору,

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания».

Статья 2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 592; 1965, № 50, ст. 1243; 1966, № 35, ст. 946, № 38, ст. 1039; 1970, № 22, ст. 422; 1972, № 51, ст. 1207; 1973, № 16, ст. 353; 1974, № 29, ст. 781, 782; 1975, № 33, ст. 699; 1978, № 15, ст. 410; 1980, № 20, ст. 536; 1983, № 32, ст. 1153; 1984, № 5, ст. 168; 1985, № 5, ст. 163, № 40, ст. 1398; 1986, № 23, ст. 638, № 43, ст. 1501; 1987, № 27, ст. 961, № 36, ст. 1295, № 43, ст. 1501; 1988, № 14, ст. 396, 397, № 33, ст. 1081, № 48, ст. 1529; 1989, № 16, ст. 397, № 28, ст. 739, № 37, ст. 1074; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 15, ст. 494, № 52, ст. 1867, 1868; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 894, № 27, ст. 1560, № 29, ст. 1687, № 33, ст. 1912; 1993, № 3, ст. 97, № 21, ст. 749, № 22, ст. 789) следующие изменения и дополнения:

Часть вторую статьи 27 после слов «статьями 117, частью первой, и 141» дополнить цифрой «1742».

Часть третью статьи 27 после цифры «141» дополнить цифрой»I742″.

Часть четвертую статьи 27 после слов «статьями 112, 130, частьюпервой, и 131» дополнить цифрой «1742».

Часть первую статьи 72 после слов «по данному делу» допол.нить словами «в том числе лицо, осуществляющее государственныефункции в сфере борьбы с преступностью и правосудия».

Пункт 1 статьи 117 изложить в следующей редакции: «подразделения милиции общественной безопасности, подразделения криминальной милиции всех уровней».

Часть вторую статьи 118 после слое «пресечения преступления»дополнить словами «а также обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества».

Часть пятую статьи 126 изложить в следующей редакции:

«По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 78, 781, 83, 88, 89 9.31, 95, 1262, 144 148, 170 175, 177 185, 194, 195, 196, 2181, 219, 2232, 2233 Уголовного кодекса РСФСР, предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело».

Исключить из статьи 126, частей первой, второй, третьей, четвертой, указанные выше статьи.

8. Часть первую статьи 175 после слов «преступным путем» дополнить словами «Органы дознания и следствия, обнаружив после вынесения приговора подлежащее конфискации имущество, обязаны немедленно уведомить об этом суд, вынесший приговор, приняв меры к обеспечению сохранности этого имущества».

Статья 3. Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.

Москва, Дом Советов России

3. Российское антикоррупционное законодательство.

Направления антикоррупционной политики должны дополняться и корректироваться с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным срезам - отраслевому, региональному, функциональному.

Первым серьёзным шагом на пути противодействия коррупции можно считать подписание РФ Конвенции ООН против коррупции, которое произошло 9 декабря 2003 года. И несмотря на то, что ратифицирована данный документ только 8 марта 2006 года, работа по изучению антикорупционных механизмов и понимание необходимости их внедрения началось уже тогда. Затем, 1 февраля 2007го года Россия вступает в ГРЕКО - группу государств по борьбе с коррупцией. После многочисленных консультаций, как с зарубежными партнерами, так и с экспертами внутри страны был разработан и принят основный закон РФ, обеспечивающий противодействие коррупции -- Федеральный закон от 25го декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». На тот момент он носил больше программный характер, почти не имея четкой конкретики.

Впоследствии множество раз дорабатывался и дополнялся. Несмотря на изначальную сырость, данный закон ввел детализированное определение коррупции. Он стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В нём появляется, например, такое понятие, как конфликт интересов. В первой части статьи 10 закона под конфликтом интересов понимается ситуация, в которой личная заинтересованность может повлиять на решение, принимаемое должностным лицом.

При этом, заинтересованность может быть, как прямая, так и косвенная, что отражено в тексте закона. Во второй части той же статьи дается определение личной заинтересованности. Под ней понимается возможное получение доходов в виде непосредственно денег или ценностей. При этом отмечается, что такая же личная заинтересованность может быть в отношении родственников или вообще любого лица. Появление данного состава является очень важным для проведения антикоррупционной политики. Это связано с тем, что такого рода отношения и принимаемые решения не являются явной коррупцией, когда государственный служащий получает материальные блага непосредственно за оказание каких-либо услуг. Наибольшее распространен в российских реалиях является система, когда служебное лицо принимает некое решение в интересах себя, например, он через офшорные схемы владеет некой компанией и принимает решение отдать ей государственный заказ. Также популярна схема, когда-то же самое проделывается в интересах родственников чиновников. У них, например, есть компания, которая занимается неким видом деятельности, а у чиновника есть право принятия решения относительного государственного заказа, как раз в такой сфере деятельности. Он, соответственно принимает решение в интересах данных компаний. Самый трудный для отслеживания случай, когда в схеме задействован не просто сам чиновник или его родственники, а какие-либо лица, которые не имеют прямого родства или связей с человеком на государственной службе, например, друзья. Идентифицировать такую коррупционную связь крайне сложно, а доказать в суде практически невозможно. То, что в российском законодательстве появилось хотя бы определение конфликта интереса - это важный шаг для борьбы с коррупцией. До этого проблема была, в частности, в том, что должностные лица не понимали, что осуществляют акт коррупции.

По их мнению, они просто отдавали заказы «проверенным людям», какими для многих являются друзья и семья. Таким образом, чиновники даже не осознавали, что осуществляют акт коррупции. При этом, это и не являлось преступлением. Однако ущерб от такого вида взаимодействия в распределении государственных заказов может быть разрушителен. В отсутствии механизмов конкуренции, и, будучи уверенными в получении госзаказа, компании, осуществляющие его реализацию, не относятся достаточно ответственно к поставленным задачам. В результате, на самых различных проектах не реализуется задуманное, тратятся впустую бюджетные средства и так далее. Данный закон задает основные векторы для антикоррупционной деятельности в России. При это отмечаются не только конкретные механики, но и общие положения. Отдельное внимание стоит обратить на то, что данный закон признает необходимость профилактических мер по противодействию коррупции, которые закреплены в 6ой статье закона. Одна из них - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. То есть для людей закон создавших, для президента, закон подписавшего и для парламента, закон одобрившего, очевидна системная проблема в Российском обществе, связанная с высокой толерантностью к коррупции. Как следствие такого рода сознание порождает принятие коррупционных преступлений, или вовсе совершение их. И здесь мы сталкиваемся с основной проблей данного закона и антикоррупционным российским законодательством. С 2008го года данный пункт закона 6.1 так и не был разъяснён или дополнен. То есть методика «формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» остается лишь в форме декларативной необходимости.

Надо отметить, что антикоррупционное просвещение является одним из важнейших элементов противодействию коррупции, потому что по итогу именно члены общества являются теми акторами, которые совершают коррупционные преступления. Этот тезис также закреплен на международном уровне и входит в 20 руководящих принципов борьбы коррупцией. В законе «о противодействие коррупции» также появляется важная статья, которая постулирует необходимость координации органов государственный власти в вопросах противодействия коррупции. А также появляется указание на разработку нормативов для государственных служащих.

Необходимо подчеркнуть, что в момент принятия, данный закон носил больше декларативный характер, чем непосредственно нормативный акт, в соответствии с которым можно предпринимать необходимые действия. Однако, он очертил круг существующих проблем и дефинировал понятия, которые раньше не были закреплены в российском правовом поле. В дальнейшем, данный закон постоянно дополнялся и обновлялся. Так, например, в мае 2013 года была введена норма, которая является просто необходимой для любого государства, если оно хочет успешно противодействовать коррупции. Очевидно, что коррупции появляется тогда, когда человек понимает, что полученные путем средства у него будет возможность потратить. В ином случаем, коррупционные акты не имеют никакого смысла. И появившаяся норма запрещает лицам, которые занимают государственные посты иметь счета или собственность за рубежом. При этом круг лиц, которым запрещено это делать дополнялся в 2014 и в 2015 годах. На практике это привело к переписыванию собственности чиновниками на свои семьи и друзей, однако это некий барьер, который встал между госслужащими и возможностью получения благ коррупционным путем. Естественно, отдельно взятая мера не может искоренить коррупцию, для этого необходим комплексный подход, а также политическая воля руководства страны.

Влияние международных документов на совершенствование уголовно-исполнительной системы России

Первые поправки ИТК РСФСР, сделанные в 1992 г., во многом были предопределены прошедшей годом ранее массовой забастовкой заключенных в колониях...

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Очевидно, что современные тенденции формирования российского правового порядка в сфере противодействия коррупции связаны с систематизацией антикоррупционного законодательства. При этом следует подчеркнуть...

Земельный сервитут в РФ и США в настоящее время

В российском законодательстве определение сервитута сформулировано в статье 274 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ограниченное пользование чужим земельным участком...

Злоупотребление должностными полномочиями

Прежде всего отметим, что должностная преступность сегодня - это относительно массовое социально-правовое явление, включающее совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших...

Компьютерные правовые системы

(полностью включает систему КонсультантПлюс: Налоги Бухучет) 1. Все нормативные акты РФ общего значения 2. Важнейшие правовые акты РФ разъяснительного характера Универсальная экономическая правовая система. Банковская деятельность, ВЭД...

Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

Непосредственно законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года и включало до 1997 года десять основных законов. Это закон "О средствах массовой информации" (27.12.91 г., 2124-I), Патентный закон РФ (от 23.09.92 г., 3517-I)...

Правовая природа договора финансовой аренды (лизинга)

Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период...

Правовое регулирование лизинга по гражданскому законодательству

Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период. С 1992 г. лизинг получает развитие в нашей стране, наряду с зарубежной практикой...

Правовое регулирование обращения с отходами

На современном этапе общественного развития, развития экологического законодательства в правовой системе Российской Федерации имеется немало актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления...

Пределы свободы мнений и свободы творчества

Вместе с тем, Российский «закон о противодействии экстремизму» относительно недавно был оценен ОБСЕ как «нарушающий нормы права», так как его неточные формулировки дают возможность расширять его применение...

Противодействие коррупции в России

В целях обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае применяются следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - установлены основные принципы противодействия...

Сущность эвтаназии

Подавляющее большинство российских политиков, медицинских авторитетов и священнослужителей разных конфессий - то есть тех, кто формирует общественное мнение по данному вопросу, - говорят эвтаназии твердое "нет"...

Уголовно-правовая квалификация терроризма

Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е гг. ХХ в. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, её подписали 24 государства...

Источники права России вплоть до XVIII в. крайне скупо регламентировали наказания несовершеннолетних преступников. Принято считать...

Характеристика правовых институтов уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних в Российской Федерации

С октябрьскими событиями 1917 г. произошел слом нравственных устоев, изменилась система ценностей для большинства населения, что негативно сказалось на поведении в первую очередь несовершеннолетних лиц...

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия