Избирательные комиссии в рф понятие и виды. Избирательные комиссии в РФ: виды и назначение

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Именно на них возлагается основная организационная работа по проведению выборов, обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан.

В соответствии с указанным законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; в) избирательные комиссии муниципальных образований; г) окружные избирательные комиссии; д) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; е) участковые избирательные комиссии.

Федеральные и региональные законы о выборах устанавливают строго определенную систему избирательных комиссий, их соподчиненность и распределение полномочий между ними применительно к соответствующему виду и уровню выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ действуют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Выборы Президента России организуют и проводят такие же комиссии, за исключением окружных комиссий. Поэтому ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех указанных избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента Российской Федерации.

Система, взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления в систему создаваемых избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, организующие выборы в пределах своих одномандатных или многомандатных избирательных округов. Проведение выборов должностных лиц органов местного самоуправления не требует создания окружных избирательных комиссий, поскольку в этом случае выборы проходят по единому территориальному избирательному округу.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии) являются государственными органами, а остальные являются общественными образованиями, решения которых по вопросам проведения выборов обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных органов характеризуется тем, что они: в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством; осуществляют свои полномочия на постоянной основе, либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного (федерального либо регионального) или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами и местного самоуправления, либо вышестоящими избирательными комиссиями государственной власти на основе предложений политических партий, избирательных блоков, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; несут ответственность за законность своих действий и решений.

Независимости и самостоятельности избирательных комиссий служит ряд других законоположений, в частности и то, что государственные и муниципальные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На практике независимость комиссий не только не исключает, но и предполагает их взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления при решении целого ряда вопросов организации избирательного процесса. Кроме того, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, их должностные лица возложена обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.

Расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий, возмещаются за счет средств соответственно государственного или местного бюджета. Установленный законодательством порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их самостоятельными в организации и проведении выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется в установленном законом порядке, в установленные сроки, уполномоченными субъектами. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы.

Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определен Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Пять членов ЦИКа РФ назначаются Президентом России.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определяется Федеральным законом, а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Названными законами устанавливается примерная численность комиссий, основные правила избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии.

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях, предусмотрено, что как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, а также на основе предложений аналогичных субъектов, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии РФ. Установленные Федеральным законом нормы в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также территориальных и участковых избирательных комиссий.

Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов на всех стадиях избирательного процесса и порядок их деятельности закреплены в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах депутатов и должностных лиц.

Свою деятельность комиссии осуществляют коллегиально. Они правомочны приступить к работе, если сформированы не менее чем на две трети от установленного состава. Заседания комиссии протоколируются, а решения принимаются большинством голосов (некоторые - квалифицированным большинством) членов комиссии с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем.

Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом. Более того, решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для соответствующего уровня органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц, избирателей и иных участников избирательного процесса.

Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают (обычно - 4 года). Полномочия участковых избирательных комиссий, создаваемых на период избирательной кампании, по общему правилу прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

2. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

3. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5.1. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

6. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом , иными федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом , иными федеральными законами.

8. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом , конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

9. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

10. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

11. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

13. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

16. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

16.1. Сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей) - представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов:

а) по субъектам Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

б) по муниципальным образованиям - в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.

17. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Избирательным комиссиям принадлежит ведущая роль в организации и проведении различных видов выборов.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов публичной власти различных уровней.

Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как межвластная структура, наделенная специальной компетенцией. К числу Федеральных государственных органов относится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, к органам субъектов Российской Федерации относятся избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,а положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

На общественных началах работают окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет упорядоченную совокупность государственных, муниципальных и общественных коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

Эта система включает в себя:

Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Избирательные комиссии муниципальных образований;

Окружные избирательные комиссии;

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

Участковые избирательные комиссии.

Систему избирательных комиссий – независимых коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, следует рассматривать как важную юридическую гарантию избирательных прав

Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.

87. Правовой статус избирателя .

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. (ст. 2) избирателем признается каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.



Следует подчеркнуть, что избирателями в Российской Федерации могут быть не только российские граждане, но и (в определенных законодательством случаях) иностранные граждане. Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 4 ст. 18) избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.

В Российской Федерации избиратель участвует в выбора на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.



Всеобщность избирательного права обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность приобретения активного избирательного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Тем самым возможность стать избирателями обеспечивается максимально широкому кругу граждан России.

Правда, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако такие условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения eго права на участие в выборах в органы государственной влacти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Избиратель, проживающий за пределами Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать ему содействие в реализации установленных законодательством избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, все избиратели нашей страны обладают активным избирательным правом фактически лишь при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации или в муниципальные образования этим правом фактически пользуются только избиратели, проживающие или временно находящиеся на соответствующих территориях, хотя потенциально его имеют и все другие избиратели.

Избиратели обладают равным избирательным правом. Равное избирательное право состоит из двух элементов: наличие у каждого избирателя только одного голоса и участие всех избирателей в выборах на равных основаниях.

Первый элемент равенства обеспечивается следующими правилами: избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; голосует лично; для получения избирательного бюллетеня обязательно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность избирателя; в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равенства избирательного права обеспечивается созданием примерно равных по количеству населения избирательных округов в соответствии с нормами представительства.

В Российской Федерации избирательное право является прямым. Поэтому избиратели голосуют на выборах за или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно. Этим прямое избирательное право отличается от непрямого (косвенного или многостепенного). При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право подразумевает выборы представителей в вышестоящие выборные органы нижестоящими.

Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является свободным. Поэтому никто не может оказывать какое-либо воздействие на его свободное волеизъявление.

Свободные выборы обеспечиваются государством, которое защищает демократические принципы и нормы избирательного права и устанавливает ответственность должностных и иных лиц, препятствующих выражению гражданами своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Добровольность участия избирателей в выборах обычно порождает абсентеизм (неучастие избирателей в голосовании), являющийся следствием низкой политической и правовой культуры части населения или результатом отказа от участия в выборах по политическим мотивам (например, отрицательное отношение ко всем кандидатам на выборах). На уровне абсентеизма может сказаться также плохая организация избирательной кампании.

Право избирателя самому решать вопрос об участии в выборах внешне носит бесспорно демократический характер. Однако провозглашение его в Российской Федерации в современных условиях привело к крайне негативным последствиям, ставящим под сомнение как фактическую легитимность многих наших органов власти, избираемых явным меньшинством зарегистрированных избирателей, так и разумность всей нашей избирательной системы. Думается, что введение добровольности участия в выборах избирателей в конечном счете приведет к таким же последствиям, к каким привела бы добровольность уплаты налогов гражданами или, скажем, добровольность службы в Вооруженных Силах страны.

Выборы органов или депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначили в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законодательством порядке, избиратели в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) имеют право обратиться с заявлением в соответствующий суд общей юрисдикции о назначении предусмотренных законом выборов.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня .

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

3. Территориальные избирательные комиссии - действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

4. Избирательные комиссии муниципальных образований - действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований. Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования.

5. Окружные избирательные комиссии - формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

6. Участковые избирательные комиссии - формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ, по 5 каждая.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений…(см выше), а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.

Ключевые слова: понятие, виды, избирательных, комиссий, правовой, статус, полномочия, Центральной, РФ

Избирательная комиссия коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют : Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе ; является федеральным государственным органом ; обладает статусом юридического лица . Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ .

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование . Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря .

Центральная избирательная комиссия : осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий ; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов , единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

ЦИК осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов , референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает правовую , методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям . ЦИК заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня , списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения ; осуществляет иные полномочия , в соответствии с действующим законодательством.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ.

При Центральной избирательной комиссии РФ действует Федеральный центр информатизации , созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 августа 1995 г.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» некоторые статьи (отредактированные) от 12 июня 2002 г. (в ред. от 03.12.2012)

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1. Изб. к-и субъектов РФ, изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

2. Изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов , допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования .

3. В случае досрочного прекращения полномочий Гос. Думы ФС РФ, законодательного органа субъекта РФ или муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, … субъекта РФ, … муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего ФЗ.

3.1. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии , список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, либо в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов изб. комиссии субъекта РФ, изб. комиссии муниципального образования, окружной изб. комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории РФ.

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, обязан получить письменное согласие указанного гражданина РФ на вхождение в состав этой комиссии.

7. Если уполномоченные на то настоящим ФЗ органы гос. власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок , установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган гос. власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава изб. комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ , изб. комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - изб. комиссией субъекта РФ, изб. комиссии поселения - изб. комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ, иным законом.