В настоящее время действуют следующие ставки акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизного налога

Акцизы - одна из древнейших форм косвенного обложе-ния. Существуют письменные свидетельства взимания акци-зов в эпоху Римской империи. На Руси акцизы стали взимать-ся еще в XIV веке, обеспечивая доходами более 60% казенных потребностей в денежных средствах. Принято считать, что акцизное обложение призвано сдерживать потребление соци-ально вредных товаров. В России акцизами облагаются това-ры с особенно высокой рентабельностью.

Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в Х-Х1 ве-ках, тогда акцизному обложению впервые стала подвергаться реа-лизация спиртных напитков. На протяжении последующих столе-тий взимание акцизов с крепких напитков в России получило широкое распространение. В 1817 г. взимание акцизов со спирт-ного было упорядочено принятием Устава о питейном сборе, ко-торый определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. в перечень подакцизных товаров включили табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, кон-троль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спич-ки, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Значение акцизов в доходах государства неуклонно возраста-ло, и к началу XX в. они обеспечивали около 70 % всех бюджет-ных доходов. Облагалась реализация предметов первой необходи-мости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товаров массового по-требления (спиртные напитки, табачные изделия, солод).

После Октябрьской революции рост натурализации хозяйст-венных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения. В конце 1918 г. вместо ранее действующих акцизов ввели прямые начисления к ценам товаров, а в феврале 1920 г. взима-ние акцизов было приостановлено. В период нэпа акцизное обложение восстановили, доходы из этого источника в отдельные годы достигали 20 % от всех налоговых доходов.

Регулирующее значение акцизов существенно выше, чем дру-гих косвенных налогов.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 2007 г. в консолидированный бюджет поступило в сумме 166,2 млрд. руб. (в том числе в федеральный бюджет - 131,0 млрд. руб.), или 2,4 % от ВВП.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и инди-видуальные предприниматели, производящие и реализующие по-дакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщи-ками акцизов признаются также лица, перемещающие подак-цизные товары и подакцизное минеральное сырье через тамо-женную границу Российской Федерации, определяемые в соот-ветствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.


Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимуще-ственно массового потребления.

Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В насто-ящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.

Они установлены на ограниченный перечень то-варов и играют двоякую роль:

- во-первых , это один из важных источников дохода бюджета;

- во-вторых , это средство ограни-чения потребления подакцизных товаров (в основном социаль-но вредных).

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по-этому оплачивается потребителем. Однако если НДС облага-ется часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его стоимость, включая и материальные затраты.

С 1 января 2001 года введена в действие глава 22 «Акци-зы» второй части НК РФ. Глава 22 устанавливает порядок ис-числения акциза, определения даты реализации подакцизных товаров, налоговые режимы в отношении алкогольной продук-ции и режим налогового склада, порядок отношения сумм налога и порядок применения налоговых вычетов.

Налогоплательщиками акциза , согласно ст. 179 НК РФ, признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с пе-ремещением товаров через таможенную границу РФ, опреде-ляемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Операции, признаваемые объектом налогообложения при расчете суммы акциза, четко сформулированы и прописаны в ст. 182 НК РФ. Вот некоторые из них:

Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собствен-ности на эти товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;

Получение нефтепродуктов организацией или индивиду-альным предпринимателем, имеющими свидетельство;

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

К производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса произ-водства этих товаров, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар;

И другие.

Законодательство определило перечень предметов налого-обложения. К числу подакцизных относятся следующие то-вары:

Спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного);

Алкогольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия, вино и др. с объемной долей спирта более 1,5%);

Табачная продукция;

Автомобильный бензин;

Легковые автомобили и мотоциклы;

Дизельное топливо;

Моторные масла для дизельных и карбюраторных двига-телей.

Не подакцизные такие спиртосодержащие товары, как ле-карственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой хи-мии в аэрозольной упаковке и некоторые другие.

Порядок исчисления акциза.

При реализации налогоплательщиком подакцизных то-варов налоговая база определяется в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

1. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей нало-говой ставки и налоговой базы. При этом налоговая база опре-деляется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

По подакцизным товарам, в отношении которых установ-лены специфические налоговые ставки, налоговая база опре-деляется как объем реализованных (переданных) подакциз-ных товаров в натуральном выражении.

Некоторые примеры ставок:

Спирт этиловый - 21 руб. 50 коп. за 1 л спирта.

Вина натуральные — 2 руб. 20 коп. за 1 л.

Сигары -16 руб. 35 коп. за 1 шт.

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л. с. - 167 руб. за 1 л.с.

Дизельное топливо - 1080 руб. за 1 т.

2. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При приобретении сырья, которое используется для произ-водства подакцизных товаров и по которому уже уплачен ак-циз, ст. 201 НК РФ предусмотрен зачет сумм акцизов, упла-ченных со стоимости этого сырья. Вычеты сумм акциза произ-водятся при представлении налогоплательщиком платежных документов с отметкой банка, подтверждающей факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз.

Величина акциза определяется налогоплательщиком са-мостоятельно. Сумма акциза в регистрах бухгалтерского уче-та должна быть выделена отдельной строкой на основании первичных документов. В противном случае исчисление ак-циза расчетным путем по этим документам не производится.

При исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюд-жет, из суммы акциза по реализованным товарам исключа-ются:

Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении или ввозе в РФ подакцизных товаров, в даль-нейшем использованных как сырье для производства подак-цизных товаров;

Суммы акциза в случае возврата или отказа от подакциз-ных товаров покупателем;

Суммы акциза, исчисленные с сумм авансовых или иных платежей в счет оплаты предстоящих поставок и др.

Сумма начисленного акциза у налогоплательщика относит-ся на расходы, принимаемые к вычету при исчислении нало-га на прибыль организаций.

Если сумма акциза, уплаченная поставщикам, окажется больше суммы акциза, начисленного по реализованным това-рам, она подлежит зачету в счет платежей последующих на-логовых периодов, а если не была зачтена, то подлежит воз-врату налогоплательщику.

Льготы.

Не подлежат налогообложению акцизами неко-торые операции, в частности:

Передача подакцизных товаров одним структурным под-разделением организации другому;

Экспорт подакцизных товаров;

Первичная реализация конфискованных подакцизных товаров на промышленную переработку и др.

Порядок уплаты акциза. Порядок и сроки уплаты зависят от даты реализации под-акцизного товара, а также от его видов.

Например, по автомо-бильному бензину, реализованному с 1-го по 15-е число вклю-чительно в отчетном месяце, срок уплаты - не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Если авто-мобильный бензин реализован с 16-го по последнее число от-четного месяца, то уплата акциза должна быть произведена не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчет-ным. Сказанное означает, что акциз за январь следует упла-тить до 25 апреля, за февраль - до 25 мая и т.д.

По другим подакцизным товарам уплата акциза произво-дится исходя из фактической реализации (передачи) за истек-ший налоговый период:

Не позднее 25-го числа отчетного (авансовый платеж) - по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включитель-но отчетного месяца;

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчет-ным, - по продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту произ-водства таких товаров.

При совершении операций с нефтепродуктами уплата сум-мы налога производится налогоплательщиком по месту на-хождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализа-ции нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.


Акцизы

Акцизом (от лат. assidere - налагать, устанавливать) называют косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию.

В отличие от универсального косвенного налога (НДС) акциз - это индивидуальный налог на отдельные виды товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы являются исторически первой формой косвенных налогов. Как правило, они устанавливаются по трем группам товаров: товары массового спроса (например, нефтепродукты), предметы роскоши и товары, нежелательные для потребления (вредные для здоровья).

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, для которых характерен приоритет фискальной функции. Их появление связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Акцизы включаются в цену товаров. Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в X-XI вв., когда акцизному обложению впервые стала подвергаться реализация спиртных напитков.

В 1817 г. взимание акцизов со спиртного было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения.

В 1838 г. в перечень подакцизных товаров включили табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Поступление акцизов в бюджет российского государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Облагалась реализация предметов первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товаров массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия, солод, текстильные изделия).

Преимущество использования акцизов заключается в порядке сбора налога. Как правило, акцизы уплачиваются на производственном этапе сравнительно небольшим количеством производителей, что облегчает налоговое администрирование и обеспечивает хорошую собираемость данного налога.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Таможенного союза (ТС), определяемую в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Подакцизными товарами являются:

Спирт этиловый из всех видов сырья;

Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);

Табачная продукция;

Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);

Автомобильный бензин;

Дизельное топливо;

Моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Прямогонный бензин;

Топливо печное, бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 "С.

Не облагаются акцизами лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, и разлитые в емкости не более 100 мл и виноматериалы. Парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обложению акцизами в том случае, если она разлита во флаконы не более 100 мл при условии, что доля этилового спирта не превышает 80% и при этом на флаконе имеется пульверизатор, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно.

Не относятся к подакцизным товарам также спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической и аэрозольной упаковке.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и се использование при натуральной оплате, ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также ряд иных операций по передаче, продаже и использованию для собственных нужд подакцизных товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

Налоговые ставки определены ст. 193 Н К РФ по каждому виду подакцизного товара. Они установлены в основном в рублях и копейках, и только при реализации сигарет и папирос наряду со специфическими (твердыми) ставками применяется и адвалорная ставка (в процентах).

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

В случае если на подакцизные товары установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок, сумма акциза считается как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости таких товаров.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в налоговую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам.

Законодательством РФ предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций. Так, не облагается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для дальнейшей переработки, реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в пределах выделенных квот и по специальным разрешениям, реализация подакцизных товаров в режиме экспорта и др. Экспортная льгота предоставляется до подтверждения факта экспорта при предоставлении в налоговый орган поручительства уполномоченного лица. Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пеню, если в последующем факт экспорта не будет подтвержден.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказа от них. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, оптовую или розничную реализацию при их реализации налогоплательщику, имеющему свидетельство.

К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при одновременном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена па исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пеней, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Уплата акцизов осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ в отношении видов подакцизных товаров.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле.

Для определенных групп товара существует отдельный налог, именуемый акциз – это дополнительная надбавка к цене. Данный вид налога относится к федеральным, при этом отчисления по налогу идут как в федеральный, так и в региональный бюджеты. К товарам, попадающим под акциз, относится алкогольная продукция, табачные изделия, легковые автомобили, ГСМ. В статье поговорим об акцизах, особенностях налога, порядке исчисления.

В чем смысл акциза? Почему указанные группы товаров облагаются дополнительным налогом? Ответ прост, алкоголь и табак вреден для здоровья людей, транспорт и ГСМ вредны для окружающей среды. То есть акциз является дополнительным налогом на вредные для людей и окружающей среды группы товаров. То есть своего рода штраф для потребителей этих товаров. Полученные в виде акциза деньги государство использует на ликвидацию последствий, вызванных потреблением и использованием вредных товаров.

Организации, занимающиеся производством и продажей подакцизных товаров, должны уметь правильно рассчитать акциз.

Прежде всего, нужно отметить, что организация, занимающаяся производством подакцизных товаров, не может применять специальные режимы налогообложения.

Акциз в бюджет уплачивается один раз, обычно на начальном этапе движения подакцизного товара – при производстве или ввозе на территорию РФ. В дальнейшем сумма акциза включается в цену, и все дальнейшие потребители оплачивают акциз в составе стоимости приобретаемого товара.

Если организация реализует подакцизный товар за границу территории РФ, то акциз с покупателя не взимается.

Налоговые вычеты по акцизам

Если производитель подакцизного товара в процессе производства использует подакциз, то сумма уплаченного акциза по сырью он может направить к вычету.

Также вычету подлежит акциз по этиловому спирту, который используется в процессе изготовления виноматериалов.

При возврате подакциза от покупателя, сумма уплаченного акциза по этому товара подлежит вычету.

Товары, освобожденные от акциза

Как выше было сказано, к подакцизным товарам относятся спиртосодержащие товары, ГСМ, автомобили. Но некоторые товары освобождены от уплаты дополнительного налога.

Так, например, лекарственные препараты могут содержать спирт в малых дозах, акциз с них не взимается. То же самое относится и к ветеринарным препаратам, парфюмерии и косметике. Не взимается акциз и с некоторых отходов.

Условия и продукция, освобожденная от акциза, приведены в НК РФ.

Кто платит акциз?

Налогоплательщики – это организации и ИП, занимающиеся ввозом подакциза на территорию РФ или осуществляющие его производство.

Существуют некоторые особенности уплаты акциза.

Например, прямогонный бензин, а также нефтехимия, произведенная из прямогонного бензина, относится к подакцизному товару, обязанность по уплате акциза с этого товара лежит только на производителе.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции с подакцизным товаром (ст. 182 НК РФ): реализация произведенного подакцизного товара на территории РФ, получение и оприходование такого товара, передача через таможню, импорт.

Существуют операции, с которых акциз не исчисляется, например, экспорт, передача подакциза между подразделения одного налогоплательщика для производства другого подакциза, и ряд других операций, перечисленных в ст.183 НК РФ.

Налоговая ставка акциза

Налоговые ставки устанавливаются ст.193 НК РФ и подразделяются на твердые и комбинированные. Твердые ставки устанавливаются на единицу подакцизного товара (на 1 л, на 1 т). Комбинированные ставки сочетают в себе твердую составляющую и адвалорную (процент от стоимости).

Налоговая ставка зависит от характеристик товара: его объема, массы, содержания спирта (для алкоголя) и прочих параметров. Для каждого вида товара установлена своя ставка.

Налоговая база

В качестве налоговой базы может выступать либо объем в натуральном выражении (для товаров, по которым установлены твердые ставки), либо стоимость реализованных товаров без НДС и без акциза. Подробнее об этом в ст. 187 НК РФ.

Порядок уплаты акцизов

По итогом налогового периода считается сумма налога, заполняется декларация и уплачивается налог в бюджет. Налоговым периодом по акцизу признается месяц.

Налог платится равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом и не позднее 15-го числа второго месяца за налоговым периодом. В отношении прямогонного бензина и денатурированного спирта акциз платится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом.