Какие ремесла есть на руси. Старинные русские профессии и ремесла. Художественное ремесло Древней Руси
Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III- IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа (конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд, люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты; изготавливали посуду (чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины, информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря , стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.
Молодые россияне делают добродетель из страдания своей страны: они производят отечественную продукцию по хорошей цене. Стартовая сцена фокусируется на дизайне, качестве и прозрачности. Молодые россияне теперь берут дело в свои руки. Даже Борису Акимову никогда бы не снилось, что он в конечном итоге станет лидером и идеологом русской эко-культовой сцены. Ранее Акимов работал журналистом, теперь он один из основателей молодой сцены в Москве. Когда вы спрашиваете человека с могучей бородой, которая заставила его изменить свою жизнь, он говорит: «Мы просто хотели хорошо питаться».
Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.
В кооперативе работают пять самых известных в Москве органических магазинов, служба доставки и ресторан на одной из дорогих улиц российской столицы. Там подаются гости Хиршхерца или перепела, а также мясо из региона фермеров, чье имя находится в меню. А также помидоры и сыр в его продуктах питания имеют имя.
Это стоит, конечно, примерно в три-четыре раза больше, чем в супермаркете. «Мы оправдываем наши высокие цены прозрачностью, и прежде всего вкусом, - говорит Борис Акимов, - но наша реальная цель - продвигать крестьян». Быстрый экономический бум в конце минувшего года предоставил Москве много роскошных бутиков и деликатесов с деликатесами со всего мира. Но гуся от крестьянина по соседству некуда было купить. Акимов искал малые предприятия вокруг столицы, купил и рассказал об этом. Он открыл свой первый магазин на старом газовом заводе между клубами, барами и галереями, а затем горячей точкой для московского молодого хипстера.
Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.
Сегодня магазин переехал, и старый газовый завод превратился в современный деловой район. И все же Акимов и его крестьяне-лайки являются прекурсорами своеобразной тенденции, которая становится все более отчетливой в России. Поскольку нефтяные доходы страны рухнули, россияне все меньше и меньше могут позволить себе обычные товары с Запада. Именно по этой причине страна окончательно сдалась Западу после аннексии Крыма, и теперь власть стремится к экономической самодостаточности - но без каких-либо решительных успехов.
В то же время в стране, без государственной помощи, появляется молодая основа, которая требует добродетели. И не только с точки зрения гастрономии. Они хотят вмешиваться в потребительское господство России с импортом. Но они поразили время. Предметы ручной работы, ностальгические шик и преуменьшение аналогичны изделиям в Германии.
Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.
Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов - пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.
Однако, в то время как в Европе это скорее своего рода размышление о традиционных профессиях, основоположникам в России приходится развивать целые отрасли из ниоткуда. Есть такие истории, как рекламный художник Владимир Григорьев: Петербуржцы всегда испытывали страсть к обуви и экспериментировали со своими собственными проектами. Но для этого он не нашел производителя. Поэтому он наконец занялся сапожником, купил красочную кожу и пластик для подошв.
Они могут быть из Англии или Испании, новые основатели и их клиенты принадлежат к молодому, просвещенному сдвигу в России, что вполне самоочевидно как часть глобализованного мира. Многие из них едва старше тридцати, и ни один из них не будет особенно впечатляющим в баре в Нью-Йоркском районе Уильямсбурга. Они любят высококачественную продукцию, изготовленную по стилю и качеству. Раньше они приходили в основном с Запада, сегодня только из дома. То, что объединяет всех, кроме страсти к изысканной ручной работе, также является желанием изменить свою страну в небольших масштабах, чтобы сделать ее более полезной для себя.
В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.
И так же, как в Европейском обществе Тенденций, хотелось бы отличить себя от поколения бездействующих лет, который определялся исключительно потреблением. Многие из создателей начали путь к собственному бизнесу с препятствиями. Например, Сергею Семенову хотелось бы продолжать работать дизайнером. Вот почему он начал проектировать мебель. «Мы пошли к производителям с нашими рисунками, но никто не смог их реализовать, либо заказы были слишком сложными, либо не достаточно большими, поэтому нам пришлось сами производить постановку», - говорит Семенов.
Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.
Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.
В одной только Москве есть много маленьких студий, которые хотят принести свои собственные дизайнерские штуки в еще достойный средний класс. Здесь пили, стучали, размахивали около десяти человек на сундуках, столах и табуретах. Семенов гордится тем, что производит свою мебель в России. Из-за вложенной бюрократии и паршивого инвестиционного климата в России такой шаг всегда дает предпринимателям прикосновение героизма. «Сначала никто не хотел верить, что наша мебель поступает из России», - говорит дизайнер.
Но теперь образ «Сделано в России» изменился. Теперь клиенты говорят: «Ого, в России есть и классные вещи!». До недавнего времени компании очень стремились скрыть свои корни в России. Образ мастерства также начинает медленно меняться. «Всегда есть люди, которые хотят обменять свою работу в офисе на работу плотником или плотником», - говорит Семенов. Всего десять лет назад мальчики в российских городах мечтали о работе в нижнем управлении. В то время оклады повышались из года в год и позволяли новичкам принимать западно-западный образ жизни.
Древний Рим
отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники: гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов
самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.
Но чувство того, что он в тупике со своей жизнью не мог больше игнорировать ее. Из этой группы неудовлетворенных работников рабочего стола основа учредителей по-прежнему привлекает большинство переполненных. Два из них - Федор Смирнов, который работал в компании для рекламных подарков, а его друг и архитектор Артём Коровин из Красноярска - четыре часа в восточном направлении от Москвы. Смирнов сидит в верхней части небольшого лофта в сибирском городе, а внизу люди работают на солнцезащитных очках.
Здесь он мечтает о том, что сибирский дизайн так же известен, как скандинавский. Мы все еще пионеры в этой области, - говорит он, смеясь, словно хочет быть храбрым. Его уже давно раздражало, что Сибирь по-прежнему является синонимом самой глубокой провинции в России. И место, полное бывшего Гулага. Этот гнев побудил его, наконец, запустить прохладный продукт из Сибири с деревянной рамкой. Солнцезащитные очки и Сибирь? «Да, вам это нужно здесь летом, а также зимой из-за снега», - говорит Смирнов.
Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.
Он и его компания вложили свои сбережения в лазерную систему и основали Бревно, что означает Руссим Баумстамм. Он хочет использовать место производства для маркетинга. Сибирь означает подлинность, говорит он, особенно когда дело доходит до дерева. В настоящее время в его мастерской строится около 500 стоек. Как и Смирнов, Борису Акимову, основателю экооператоров, также повезло в его экспансии. Его величайшая мечта и, возможно, ирония успешной рыночной экономики - это его собственная маленькая ферма, на которой он хочет жить некоторое время спустя.
Средневековая Европа.
Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.
Из ста тридцати русских ремесел за рубежом известны лишь немногие. Старые шерстяные туфли, валенки, ранее использовавшиеся крестьянами и русскими царями, теперь как лечугины всего мира. Правда, иностранцы судят древние ремесла России за простые предметы, проданные уличными торговцами по очень высокой цене. Поистине авторские товары, изготовленные из старых рецептов, иногда со старыми инструментами, продаются в небольшом количестве магазинов и частично становятся эксклюзивными изделиями.
Одним из таких примеров являются изделия из золотой вышивки из города Торжок, расположенные недалеко от Тверской, Центральной России. Это народное искусство основано на древних ремеслах, говорит Виктория Колобова, представитель золотой вышивальной фабрики.
Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.
Его корни находятся в Византии. Одна из наших принцесс укоренила эту традицию в России, а в Торжке это было разработано, сначала как ремесло, затем был создан кооператив, а затем был построен завод. Сегодня даже в Москве трудно найти статьи из Торжка, но традиции все еще стоят, и это итог, говорят вышивальщики.
Государство поддерживает традиции ремесел, например, молодые художники получают президентские гранты. В местах старых ремесел открываются новые музеи, в том числе музей живописи Жюйломы в Нижнем Новгороде в районе Волги. Семья Жуковского русского Севера возродила почти забытую технику Аржангульска и Северодвинска по покраске деревянной посуды. Мантуэры, сундуки, бочки, сделанные в дореволюционные времена, нарисованы художниками по древним канонам. Эти предметы в основном покупаются сборщиками из России и Европы.
Русское искусство , возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.
Художники также изобретают новые «рецепты» статей. Инна Миронова создает небные и пелерины с тонким войлоком и шелком. Ювелирные изделия Наталия Петрова сочетает в себе шпиндель и резьбу по дереву. Мастера деревни Жостово, провинция Москва, которые традиционно расписывают цветы на подносах, теперь также красят шкафы и сундуки.
Многие люди самых разных возрастов приходят на текущую выставку ремесел. Активная торговля наблюдается на всех счетчиках. Поскольку дизайнерские бутики могли успешно продавать многие из ваших товаров. Эротическая фотография начала 20-го века. Как это ни парадоксально, современная проституция появилась только в Болгарии в начале 19-го века и имеет «импортный» характер. Строгая жизнь болгарской семьи вокруг домашнего очага во время османского господства является серьезным препятствием для распространения этого древнего ремесла.
Церковь Преображения Домовая резьба
Господня (1714 г.) Остров Кижи.
Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.
Но начались войны России и Турции, и с ними появились первые представители. На пути российских солдат целая серия артистов «театров» в Европе, чьи «художники» имеют серьезные притязания на то, чтобы утолить солдат после битв, являются «доверчивыми» по всей Европе.
Наряду с попытками модернизировать Османскую империю в середине девятнадцатого века, мораль во всех ее подчиненных территориях начала энергично встряхивать. После окончания войны некоторые из них по-прежнему живут в Болгарии и составляют основу современной проституции в Болгарии. Затем в первый раз в крупных городах Дуная и море - Русе, Свиштов, Варна, Видин и т.д. Есть разговоры о некоторых «хинди» или русских «урупиях». В дополнение к их красоте у них также была «способность соблазнять семейных людей, обманывая их всю ночь в своих комнатах».
Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.
Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.
Шкатулка из капа Изделия из бересты.
Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.
Свято-Троицкий собор в Новомосковске
Сама сказочная природа с ее чарующими пейзажами была источником вдохновения многих поколений народных мастеров, пронесших через столетия свое волшебное самобытное творчество. Особенных достижений в деревообработке добились мастера на Полесье и в лесостепных районах. Простыми и, очевидно, самыми древними, сохранившимся еще в ХІХ- в начале ХХ в.в. приемами обработки древесины были выжигание и выдалбывание (вырезание) из цельного куска дерева.
Из дерева делали сани, возы, лодки, лавки, сундуки («скрині»), полки для мисок — «мисники», ткацкие станки, бочки, корыта («ночви»), ведра, миски, бочки для сала (бодни), ложки, лопаты,ковши, коромысла, ульи.На основе использования древесных материалов развивались такие ремесла, как токарное, столярное, плотничество, бондарство, «стельмашество» (изготовление возов) и др.
Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея
г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.
Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки: резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.
Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.
Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.
Царские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в.)
Белорусь также может гордится успехами в деревообрабатывающих промыслах. Жизнь белорусского крестьянина была тесно связана с лесом, в нем он жил и его дарами пользовался. Из древесины строили жилые и хозяйственные помещения, выжигали уголь, деготь. Из коры добывали мочало и веревки, луб для коробов, лыко для плетения лаптей и корзин. Из древесины изготавливали разнообразные предметы обихода, мебель, посуду и средства передвижения. В ассортименте деревянных изделий много вещей прикладного характера: кружки резные и с росписью, ложки с резьбой, ступки, ковши, расписанные кухонные доски, шкатулки разного назначения и т.д. В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Прекрасным примером ранней белорусской церковной резьбы являютсяцарские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в .) В Беларуси существовала уникальная техника резьбы по дереву: гомельская скань-создание сложнейших кружевных рисунков из стружки разных пород дерева.
Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег, мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель(шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.
Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.
В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла,), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера - сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.
Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.
Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан
Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг
Дагдганы, Армения, ІХ в.
Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.
В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.
Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.
В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.
В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан - старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.
Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре
В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай.
Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.
Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.
Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония.
Памятники древнего японского деревянного зодчества - это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.
Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.
Храм-реликварий Дайбуцуден
В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка.
Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы: плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.
усский художественный критик Владимир Васильевич Стасов так высказался о значении декоративно-прикладного искусства: "...Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна^ и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней". Что же это за искусство?
Человеку генетически присуще чувство прекрасного. С древнейших времен люди старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства - одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью и скульптурой, но в отличие от "чистого" искусства имеет практическое применение. Изделия из керамики, металла, дерева, текстиля, украшенные резьбой, росписью, шитьем, делали
одежду, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.
Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники - литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных изделий - подлинных шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Их особенно берегли и в случае опасности прятали.
Что тлят б севе клады
Среди ювелирных изделий самые распространенные - украшения. На Руси одним из любимых женских украшений были колты - подвески к головному убору. Часто колты делали полыми внутри и закладывали в них пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. В 1906 г. на территории Твери нашли клад ювелирных изделий ХІ-ХІІ вв. Среди них оказался крупный серебряный колт в виде шестиконечной звезды. Ее лучи были сплошь покрыты миниатюрными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками - зернью. Каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Можно только гадать, как удалось неизвестному умельцу в те далекие времена выполнить такую сложную и кропотливую работу.
Немало бесценных произведе- Колт
ний древнего ювелирного искусства дошло до нас благодаря кладам. В 1822 г. на территории Старой Рязани, сожженной еще татарами, но так и не восставшей из пепла, был обнаружен редкий по богатству И искусству исполнения клад золотых изделий XII - начала XIII в. Возможно, они принадлежали княжеской семье и при осаде города татарами были закопаны в землю. Среди найденных предметов особенно ценны бармы - роскошное оплечье, которое носили как символ власти византийские императоры и русские князья. Рязанские бармы имеют вид ожерелья, составленного из цепи ажурных бус с пятью подвешенными к ним медальонами. Три центральных, украшенные изображениями Богоматери и святых Варвары и Ирины, выполнены в технике перегородчатой эмали.
Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных техник. Эмали - прозрачные и непрозрачные, глухие - это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Рецепт изготовления эмали известен: стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света древние эмали напоминают мозаику.
Различны виды эмалевой техники: выемчатая, р оконная,
по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородки. Пространство между ними заполнялось эмалью. О мастерстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.
Помимо эмали медальоны рязанских барм покрыты многоярусной узорчатой сканью - ажурным узором, выполненным из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей. Скань называют сейчас филигранью. Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани - дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" давно вышло за пределы ювелирного искусства
Сохранилось немало древнерусских ювелирных изделий, связанных с религиозным культом: церковные сосуды, оклады книг и икон, облачение священнослужителей.
В Новгородском историко-культурном музее-заповеднике хранятся два древнейших сосуда - кратеры. Они изготовлены русскими мастерами Костой и Братилой (их имена вырезаны на поддонах). Форма кратеров, их название и назначение заимствованы из Древней Греции. Мастера-керамисты изготавливали там большие колоколообразные сосуды, в которых разбавляли водой вино. Русские серебряники сделали кратеры из металла, придали им сложную восьмигранную форму и украсили изящными 8-образны- ми ручками, стенки каждого-сосуда покрыли чеканными изображениями святых и орнаментами.
Подъем русского декоративно-прикладного искусства был прерван монголо-татарским нашествием. Одни талантливые мастера погибли при обороне городов, других насильно увели в Орду. Надолго прекратилось на Руси производство черни, перегородчатой эмали, зерни, скани.
Несметные сокровища царя
Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных традиций началось еще в XV столетии. Главным центром художественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастерские, особенно Оружейная палата, и работали лучшие мастера. Сначала в Оружейной палате производили и хранили только царское оружие. Со временем палата расширилась. Вместе с мастерами-оружейниками работали придворные художники, украшавшие царские хоромы, писавшие иконы и книжные миниатюры. Мастерские по изготовлению карет, дорогих седел и конской упряжи для парадных царских выездов имелись при Конюшенном приказе. Отдельная Постельная палата, позже преобразованная в Государеву и Царицыну палаты, занималась изготовлением царского постельного белья и одежд.
В XVI в. из куска золота весом 3 кг было выковано блюдо, подаренное Иваном IV своей невесте - черкесской княжне Марии Темрюковне в день свадьбы. Его края украшены изящным черне- вым орнаментом и надписями, а в центре изображен двуглавый орел - герб Российского государства. На таких блюдах в старину невесте подносили фату и кику- головной убор замужней женщины. Отделка блюда настолько приглянулась русским мастерам, что ее часто повторяли позже.
Нередко драгоценную царскую утварь изготавливали по заказу царя или бояр, чтобы вложить в
храмы и монастыри "на помин души". После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. его жена Ирина Годунова вложила несколько золотых сосудов в Архангельский собор Кремля. Среди них особенно красивы кадило и потир, хранящиеся ныне в Оружейной палате. Кадило имеет форму православного храма, увенчанного луковичной главой на барабане. Вся его поверхность покрыта двумя-тремя десятками драгоценных камней и чернью. На стенках сосуда в великолепной графической манере изображены апостолы и святые, соименные членам царской семьи.
Чернь - ювелирная техника, известная еще с античных времен. На металле вырезают рисунок. Затем изделие сплошь покрывают чернью - сплавом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи чернь прочно схватывается с металлической основой. Мастеру остается только спилить лишнюю чернь, не попавшую в углубления рисунка. Блеск светлого металла красиво контрастирует с бархатной чернью орнамента.
Кадило, подаренное собору Ириной Годуновой, было столь ценным, что в начале XVII в. патриарх специальным указом разрешил пользоваться им только девять раз в году - по особо торжественным случаям.
Не менее красив и потир. Этот сосуд, по форме напоминающий кубок, использовали во время литургии для причащения верующих. На полированном венце его чаши среди мелкого орнамента, в круглых медальонах помещены выполненные чернью изображения СВЯТЫХ И литургиче- Кадило
екая надпись. Ниже поверхность чаши по контрасту с гладким венцом покрыта крупным резным орнаментом и драгоценными камнями.
Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Именно эти изделия составляли главное богатство казны. Особенно преуспел в этом Иван Грозный. О размерах его "коллекции" можно судить по историческому факту: в начале 1572 г., опасаясь набега крымских татар на Москву, царь выехал в Новгород и увез с собой сокровища казны. Их разместили на двух обозах, состоящих из 450 саней.
Предметы из царской казны постоянно использовались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах, по- ставлении патриархов. Их дарили иностранным монархам и послам, отличившимся Доярам и дворянам.
Потир
дипломата Джерома Горсея, долго показывал ему собранные самоцветы и объяснял заключенную в них таинственную силу.
В залах Оружейной палаты, крупнейшего собрания древнерусского ювелирного искусства, дивишься не только красоте изделий и мастерству их создателей. Поражает количество золота и драгоценных камней. А ведь до XVIII в. их в России не добывали. Главным источником драгоценных металлов были золотые и се-
Цари гордились своими богатствами. Ивана Грозного перед смертью каждый день носили в сокровищницу полюбоваться своими драгоценностями. Однажды он даже пригласил туда английскогоребряные иностранные монеты - английские, немецкие, арабские, поступавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока - из Персии, Китая, Индии, Турции. В 1676 г. по указанию царя Алексея Михайловича русский посол в Пекине купил у китайского богдыхана редкой красоты и размеров турмалин. Сначала красный камень украшал венец Петра I, затем корону Екатерины I, а позже он был укреплен на короне Анны Иоанновны. Именно эта корона выставлена ныне в витрине Оружейной палаты.
На Руси очень любили жемчуг. Крупный круглый жемчуг привозили с Востока, а мелкий, неровный добывали в озерах на севере Руси. Им украшали одежду, оклады икон и книг, царские венцы. По словам Павла Алеппского, побывавшего в России в середине XVII в., на один из саккосов патриарха Никона был нашит пуд жемчуга. В царской казне находилось такое количество "перлов" (так называли тогда жемчуг), что поляки, захватившие Москву в начале XVII в. и разграбившие Кремль, для развлечения палили жемчугом из ружей. В это время погибли многие великолепные произведения русского ювелирного искусства. Их расхищали, раздавали солдатам вместо жалованья. После "хозяйничанья" поляков в Москве из семи царских венцов сохранилось только два - "шапка Мономаха" и "Казанская шапка" Ивана Грозного.
Последний век древнерусских ювелиров
Несмотря на столь неблагоприятное начало, XVII век в целом стал вершиной расцвета русского ювелирного искусства. Изделия мастеров этого времени особенно пышны и праздничны. Они много-
цветны, узорчаты, нарядны. Привычные, земные формы декора причудливо сочетаются с фантастическими.
В XVII в. были созданы отдельные Золотая и Серебряная палаты, где мастера - чеканщики, резчики, эмальеры, сканщики, алмазники - занимались производством изделий из драгоценных металлов и камней для царя и патриарха. В кремлевских мастерских работали умельцы со всей России. Немало было и приглашенных иностранцев - немцев, итальянцев, сербов, англичан. Они получали денежное жалование, соответствующее их опыту и мастерству. Один из самых высоких окладов - 25 руб. в год - имел знаменщик Симон Ушаков. Нередко одно изделие выполняла группа ремесленников: "судовых дел мастер" выковывал золотой или серебряный сосуд, знаменщик наносил на него рисунок, чеканщик, резчик, эмальер украшали. Царь следил за работой Золотой и Серебряной палат, иногда лично утверждая проект нового изделия.
В 1664 г. жена умершего боярина Бориса Морозова, видного государственного деятеля, воспитателя царя Алексея Михайловича, вложила "на помин души" мужа в Чудов монастырь Кремля необыкновенно красивый потир. Чашу и ножку покрывали эмали ярких сочных цветов, хорошо сочетающиеся с изумрудами, рубинами, сапфирами, украшавшими сосуд.
Близка этому потиру по стилю золотая чаша, подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Это под-
линный шедевр эмальерного искусства. Стенки чаши покрыты ярким растительным орнаментом. На венце - резная надпись вязью, чередующаяся с четырьмя крупными драгоценными камнями. В конце XVII в. царевна Софья подарила эту чашу своему любимцу - князю Василию Голицыну. Но подарку суждено было вернуться в казну: при Петре I князь попал в опалу.
Особо значимые, чудотворные иконы знаменитых мастеров любили на Руси украшать драгоценными окладами, ризами. "Владимирская Богоматерь" - одна из важнейших православных святынь - имела не один, а несколько драгоценных окладов. Только в Оружейной палате их хранится не менее трех. Самый нарядный оклад был выполнен в середине XVII в. мастерами Кремля по заказу патриарха Никона. Все верхнее его поле сплошь покрыто разноцветными драгоценными камнями и жемчугом. Корону Богоматери украшают два ограненных изумруда, уникальных по размеру, весом по 100 карат каждый.
Прикладное искусство XVII в., как и живопись, тяготеет к реалиям окружающего мира. Это видно даже в оформлении культовых изделий. В 1678 г. большая группа мастеров Оружейной палаты изготовила по царскому заказу книжный оклад для одного из кремлевских храмов. Сохранив традиционную схему оформления Евангелия - в центре "Деисус", а по углам - четыре евангелиста, - мастера дополнили его многочисленными бытовыми деталями. Книжный оклад
Евангелисты изображены в богатом интерьере: полы из узорчатой плитки, нарядные колонки, дорогая мебель - столы и кресла.
По заказу Алексея Михайловича в 1672 г. специально вызванные в Москву иностранные специалисты по геральдике составили новый герб России. Мастера Золотой палаты изготовили тарелку с геральдическими изображениями, выполненными цветной эмалью. В центре памятной тарелки - двуглавый орел под тремя коронами с державой и скипетром в лапах. Вокруг - надпись черной эмалью с полным царским титулом. По краям тарелки расположены изображения гербов Новгорода, Астрахани, Твери, Пскова и других русских городов и земель.
Когда ходишь по залам Оружейной палаты, испытываешь чувство гордости за своих древних соотечественников - русских ремесленников-ювелиров, создавших всю эту красоту.
Отлринное русское оружие
ГГР) анней осенью 1808 г. в окрестностях старинного русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металлический шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. На шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с надписью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Но как княжеский шлем оказался под корягой?
В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польского произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он потерпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля - богатейшего собрания древнерусского оружия.
Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершенствовалось и оружейное дело.
Но не только боевое оружие изготавливали русские оружейники. Для придворных церемоний - торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск - требовалось парадное оружие.
На коронационных торжествах в XVII в. непременным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), булатный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.
В древности оружие принято было дарить. Особую ценность представляют посольские дары русским царям - прекрасные образцы парадного западноевропейского и восточного оружия.
Доспе \н Алеши Поповича
Помните картину Васнецова "Богатыри"? Былинные герои в доспехах - боевом обмундировании средневекового воина - на конях. А можете ли вы описать, из чего состоят доспехи Алеши Поповича, и объяснить, что такое мисюрка, юшман, бармица?
Русские доспехи позднего средневековья были непохожи на западноевропейские, пластинчатые. Около двухсот металлических пластин общим весом до 50 кг, соединенных ремнями и шарнирами, полностью покрывали тело рыцаря. Доспехи подгоняли под его рост. Но неудобство состояло в том, что облачиться в них и взобраться на коня без помощи оруженосца рыцарь не мог. Выбитый из седла, он был не в состоянии самостоятельно подняться с земли. Сплошная металлическая броня хорошо защищала тело, но сковывала движения и ограничивала маневренность в бою. Закован в броню был и рыцарский конь.
В Оружейной палате выставлен полный комплект парадных доспехов всадника и коня, изготовленный знаменитыми нюрнбергскими кузнецами и подаренный польским королем Стефаном Баторием царю Федору Ивановичу в 1584 г.
Русские воины чаще всего сражались с половцами, татарами - легковооруженными всадниками-степняками. Тактика их боя заключалась в стремительном нападении и столь же быстром отступлении, поэтому русским ратникам нужны были легкие доспехи, не мешающие вести быстрый и маневренный бой.
Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Изготовить кольчугу и другие виды кольчатых доспехов было нелегко. Сначала кузнец вытягивал металлическую проволоку - около 600 м для одной кольчуги. Затем нарезал ее на кусочки длиной по 3 см и скручивал их в кольца. Половину из них сваривал, а у остальных
сплющивал концы и пробивал в них отверстия. В каждое разомкнутое кольцо вставляли четыре сплошных и закрепляли заклепкой. На одну кольчугу шло около 20 тыс. колец. Весила она до 17 кг.
Кольчуга стоила немалых денег. Ее берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком. Броня врага была лучшей военной добычей.
Интересна история одной из кольчуг, хранящейся в Оружейной палате. Она принадлежала Петру Шуйскому, известному русскому полководцу XVI в., участнику Казанского похода и Ливонской войны. После его гибели кольчуга перешла в казну Ивана Грозного. Получив известие о завоевании Западной Сибири, царь послал ее в подарок атаману Ермаку Тимофеевичу. Спустя полстолетия доспех этот был обнаружен у одного из сибирских князьков и возвращен в казну. Видимо, после гибели Ермака кольчуга попала в руки врага.
Более мелкие, чуть расплющенные кольца были у панциря - разновидности кольчатого доспеха. Над одним панцирем, состоящим примерно из 50 тыс. колец и весившим 6-10 кг, оружейник работал почти два года - шесть тысяч часов кропотливого труда! Помните находку в окрестностях Юрьева-Польского, о которой упоминалось в начале главы? Именно панцирный доспех принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу. Кольчуга