Какие ремесла есть на руси. Старинные русские профессии и ремесла. Художественное ремесло Древней Руси

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III- IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа (конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд, люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты; изготавливали посуду (чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины, информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря , стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Молодые россияне делают добродетель из страдания своей страны: они производят отечественную продукцию по хорошей цене. Стартовая сцена фокусируется на дизайне, качестве и прозрачности. Молодые россияне теперь берут дело в свои руки. Даже Борису Акимову никогда бы не снилось, что он в конечном итоге станет лидером и идеологом русской эко-культовой сцены. Ранее Акимов работал журналистом, теперь он один из основателей молодой сцены в Москве. Когда вы спрашиваете человека с могучей бородой, которая заставила его изменить свою жизнь, он говорит: «Мы просто хотели хорошо питаться».

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

В кооперативе работают пять самых известных в Москве органических магазинов, служба доставки и ресторан на одной из дорогих улиц российской столицы. Там подаются гости Хиршхерца или перепела, а также мясо из региона фермеров, чье имя находится в меню. А также помидоры и сыр в его продуктах питания имеют имя.

Это стоит, конечно, примерно в три-четыре раза больше, чем в супермаркете. «Мы оправдываем наши высокие цены прозрачностью, и прежде всего вкусом, - говорит Борис Акимов, - но наша реальная цель - продвигать крестьян». Быстрый экономический бум в конце минувшего года предоставил Москве много роскошных бутиков и деликатесов с деликатесами со всего мира. Но гуся от крестьянина по соседству некуда было купить. Акимов искал малые предприятия вокруг столицы, купил и рассказал об этом. Он открыл свой первый магазин на старом газовом заводе между клубами, барами и галереями, а затем горячей точкой для московского молодого хипстера.

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.


Сегодня магазин переехал, и старый газовый завод превратился в современный деловой район. И все же Акимов и его крестьяне-лайки являются прекурсорами своеобразной тенденции, которая становится все более отчетливой в России. Поскольку нефтяные доходы страны рухнули, россияне все меньше и меньше могут позволить себе обычные товары с Запада. Именно по этой причине страна окончательно сдалась Западу после аннексии Крыма, и теперь власть стремится к экономической самодостаточности - но без каких-либо решительных успехов.

В то же время в стране, без государственной помощи, появляется молодая основа, которая требует добродетели. И не только с точки зрения гастрономии. Они хотят вмешиваться в потребительское господство России с импортом. Но они поразили время. Предметы ручной работы, ностальгические шик и преуменьшение аналогичны изделиям в Германии.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов - пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

Однако, в то время как в Европе это скорее своего рода размышление о традиционных профессиях, основоположникам в России приходится развивать целые отрасли из ниоткуда. Есть такие истории, как рекламный художник Владимир Григорьев: Петербуржцы всегда испытывали страсть к обуви и экспериментировали со своими собственными проектами. Но для этого он не нашел производителя. Поэтому он наконец занялся сапожником, купил красочную кожу и пластик для подошв.

Они могут быть из Англии или Испании, новые основатели и их клиенты принадлежат к молодому, просвещенному сдвигу в России, что вполне самоочевидно как часть глобализованного мира. Многие из них едва старше тридцати, и ни один из них не будет особенно впечатляющим в баре в Нью-Йоркском районе Уильямсбурга. Они любят высококачественную продукцию, изготовленную по стилю и качеству. Раньше они приходили в основном с Запада, сегодня только из дома. То, что объединяет всех, кроме страсти к изысканной ручной работе, также является желанием изменить свою страну в небольших масштабах, чтобы сделать ее более полезной для себя.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

И так же, как в Европейском обществе Тенденций, хотелось бы отличить себя от поколения бездействующих лет, который определялся исключительно потреблением. Многие из создателей начали путь к собственному бизнесу с препятствиями. Например, Сергею Семенову хотелось бы продолжать работать дизайнером. Вот почему он начал проектировать мебель. «Мы пошли к производителям с нашими рисунками, но никто не смог их реализовать, либо заказы были слишком сложными, либо не достаточно большими, поэтому нам пришлось сами производить постановку», - говорит Семенов.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

В одной только Москве есть много маленьких студий, которые хотят принести свои собственные дизайнерские штуки в еще достойный средний класс. Здесь пили, стучали, размахивали около десяти человек на сундуках, столах и табуретах. Семенов гордится тем, что производит свою мебель в России. Из-за вложенной бюрократии и паршивого инвестиционного климата в России такой шаг всегда дает предпринимателям прикосновение героизма. «Сначала никто не хотел верить, что наша мебель поступает из России», - говорит дизайнер.

Но теперь образ «Сделано в России» изменился. Теперь клиенты говорят: «Ого, в России есть и классные вещи!». До недавнего времени компании очень стремились скрыть свои корни в России. Образ мастерства также начинает медленно меняться. «Всегда есть люди, которые хотят обменять свою работу в офисе на работу плотником или плотником», - говорит Семенов. Всего десять лет назад мальчики в российских городах мечтали о работе в нижнем управлении. В то время оклады повышались из года в год и позволяли новичкам принимать западно-западный образ жизни.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники: гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Но чувство того, что он в тупике со своей жизнью не мог больше игнорировать ее. Из этой группы неудовлетворенных работников рабочего стола основа учредителей по-прежнему привлекает большинство переполненных. Два из них - Федор Смирнов, который работал в компании для рекламных подарков, а его друг и архитектор Артём Коровин из Красноярска - четыре часа в восточном направлении от Москвы. Смирнов сидит в верхней части небольшого лофта в сибирском городе, а внизу люди работают на солнцезащитных очках.

Здесь он мечтает о том, что сибирский дизайн так же известен, как скандинавский. Мы все еще пионеры в этой области, - говорит он, смеясь, словно хочет быть храбрым. Его уже давно раздражало, что Сибирь по-прежнему является синонимом самой глубокой провинции в России. И место, полное бывшего Гулага. Этот гнев побудил его, наконец, запустить прохладный продукт из Сибири с деревянной рамкой. Солнцезащитные очки и Сибирь? «Да, вам это нужно здесь летом, а также зимой из-за снега», - говорит Смирнов.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Он и его компания вложили свои сбережения в лазерную систему и основали Бревно, что означает Руссим Баумстамм. Он хочет использовать место производства для маркетинга. Сибирь означает подлинность, говорит он, особенно когда дело доходит до дерева. В настоящее время в его мастерской строится около 500 стоек. Как и Смирнов, Борису Акимову, основателю экооператоров, также повезло в его экспансии. Его величайшая мечта и, возможно, ирония успешной рыночной экономики - это его собственная маленькая ферма, на которой он хочет жить некоторое время спустя.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Из ста тридцати русских ремесел за рубежом известны лишь немногие. Старые шерстяные туфли, валенки, ранее использовавшиеся крестьянами и русскими царями, теперь как лечугины всего мира. Правда, иностранцы судят древние ремесла России за простые предметы, проданные уличными торговцами по очень высокой цене. Поистине авторские товары, изготовленные из старых рецептов, иногда со старыми инструментами, продаются в небольшом количестве магазинов и частично становятся эксклюзивными изделиями.

Одним из таких примеров являются изделия из золотой вышивки из города Торжок, расположенные недалеко от Тверской, Центральной России. Это народное искусство основано на древних ремеслах, говорит Виктория Колобова, представитель золотой вышивальной фабрики.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Его корни находятся в Византии. Одна из наших принцесс укоренила эту традицию в России, а в Торжке это было разработано, сначала как ремесло, затем был создан кооператив, а затем был построен завод. Сегодня даже в Москве трудно найти статьи из Торжка, но традиции все еще стоят, и это итог, говорят вышивальщики.

Государство поддерживает традиции ремесел, например, молодые художники получают президентские гранты. В местах старых ремесел открываются новые музеи, в том числе музей живописи Жюйломы в Нижнем Новгороде в районе Волги. Семья Жуковского русского Севера возродила почти забытую технику Аржангульска и Северодвинска по покраске деревянной посуды. Мантуэры, сундуки, бочки, сделанные в дореволюционные времена, нарисованы художниками по древним канонам. Эти предметы в основном покупаются сборщиками из России и Европы.

Русское искусство , возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.

Художники также изобретают новые «рецепты» статей. Инна Миронова создает небные и пелерины с тонким войлоком и шелком. Ювелирные изделия Наталия Петрова сочетает в себе шпиндель и резьбу по дереву. Мастера деревни Жостово, провинция Москва, которые традиционно расписывают цветы на подносах, теперь также красят шкафы и сундуки.

Многие люди самых разных возрастов приходят на текущую выставку ремесел. Активная торговля наблюдается на всех счетчиках. Поскольку дизайнерские бутики могли успешно продавать многие из ваших товаров. Эротическая фотография начала 20-го века. Как это ни парадоксально, современная проституция появилась только в Болгарии в начале 19-го века и имеет «импортный» характер. Строгая жизнь болгарской семьи вокруг домашнего очага во время османского господства является серьезным препятствием для распространения этого древнего ремесла.



Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Но начались войны России и Турции, и с ними появились первые представители. На пути российских солдат целая серия артистов «театров» в Европе, чьи «художники» имеют серьезные притязания на то, чтобы утолить солдат после битв, являются «доверчивыми» по всей Европе.

Наряду с попытками модернизировать Османскую империю в середине девятнадцатого века, мораль во всех ее подчиненных территориях начала энергично встряхивать. После окончания войны некоторые из них по-прежнему живут в Болгарии и составляют основу современной проституции в Болгарии. Затем в первый раз в крупных городах Дуная и море - Русе, Свиштов, Варна, Видин и т.д. Есть разговоры о некоторых «хинди» или русских «урупиях». В дополнение к их красоте у них также была «способность соблазнять семейных людей, обманывая их всю ночь в своих комнатах».

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.



Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

Сама сказочная природа с ее чарующими пейзажами была источником вдохновения многих поколений народных мастеров, пронесших через столетия свое волшебное самобытное творчество. Особенных достижений в деревообработке добились мастера на Полесье и в лесостепных районах. Простыми и, очевидно, самыми древними, сохранившимся еще в ХІХ- в начале ХХ в.в. приемами обработки древесины были выжигание и выдалбывание (вырезание) из цельного куска дерева.
Из дерева делали сани, возы, лодки, лавки, сундуки («скрині»), полки для мисок — «мисники», ткацкие станки, бочки, корыта («ночви»), ведра, миски, бочки для сала (бодни), ложки, лопаты,ковши, коромысла, ульи.На основе использования древесных материалов развивались такие ремесла, как токарное, столярное, плотничество, бондарство, «стельмашество» (изготовление возов) и др.



Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки: резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.


Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в.)

Белорусь также может гордится успехами в деревообрабатывающих промыслах. Жизнь белорусского крестьянина была тесно связана с лесом, в нем он жил и его дарами пользовался. Из древесины строили жилые и хозяйственные помещения, выжигали уголь, деготь. Из коры добывали мочало и веревки, луб для коробов, лыко для плетения лаптей и корзин. Из древесины изготавливали разнообразные предметы обихода, мебель, посуду и средства передвижения. В ассортименте деревянных изделий много вещей прикладного характера: кружки резные и с росписью, ложки с резьбой, ступки, ковши, расписанные кухонные доски, шкатулки разного назначения и т.д. В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Прекрасным примером ранней белорусской церковной резьбы являютсяцарские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в .) В Беларуси существовала уникальная техника резьбы по дереву: гомельская скань-создание сложнейших кружевных рисунков из стружки разных пород дерева.

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег, мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель(шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла,), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера - сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.


Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан - старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.


Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества - это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.


Храм-реликварий Дайбуцуден

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы: плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

усский художественный критик Владимир Ва­сильевич Стасов так высказался о значении де­коративно-прикладного искусства: "...Настоя­щее, цельное, здоровое в самом деле искусство су­ществует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна^ и комната, и стакан, и лож­ка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульп­тура. Где нет потребности в том, чтобы художест­венны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней". Что же это за искусство?

Человеку генетически присуще чувство прекрас­ного. С древнейших времен люди старались окру­жить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гон­чаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства - одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.

Декоративно-прикладное искусство тесно связа­но с живописью и скульптурой, но в отличие от "чистого" искусства имеет практическое примене­ние. Изделия из керамики, металла, дерева, тексти­ля, украшенные резьбой, росписью, шитьем, делали

одежду, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.

Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны са­мые сложные ювелирные техники - литье, чекан­ка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных из­делий - подлинных шедевров древнерусского деко­ративно-прикладного искусства из драгоценных ме­таллов и камней. Их особенно берегли и в случае опасности прятали.

Что тлят б севе клады

Среди ювелирных изделий самые распространен­ные - украшения. На Руси одним из любимых женских украшений были колты - подвески к го­ловному убору. Часто колты делали полыми внутри и закладывали в них пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. В 1906 г. на территории Твери нашли клад ювелир­ных изделий ХІ-ХІІ вв. Среди них оказался круп­ный серебряный колт в виде шес­тиконечной звезды. Ее лучи бы­ли сплошь покрыты миниатюр­ными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками - зернью. Каждый из пяти тысяч шариков был наса­жен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Можно только гадать, как удалось неизвестному умельцу в те далекие времена выполнить такую сложную и кропотливую работу.

Немало бесценных произведе- Колт

ний древнего ювелирного искусства дошло до нас благодаря кладам. В 1822 г. на территории Старой Рязани, сожженной еще татарами, но так и не восставшей из пепла, был обнаружен редкий по богатству И искусству исполнения клад золотых из­делий XII - начала XIII в. Возможно, они принад­лежали княжеской семье и при осаде города тата­рами были закопаны в землю. Среди найденных предметов особенно ценны бармы - роскошное оп­лечье, которое носили как символ власти византий­ские императоры и русские князья. Рязанские бар­мы имеют вид ожерелья, составленного из цепи ажурных бус с пятью подвешенными к ним медаль­онами. Три центральных, украшенные изображе­ниями Богоматери и святых Варвары и Ирины, выполнены в технике перегородчатой эмали.

Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных тех­ник. Эмали - прозрачные и непрозрачные, глу­хие - это особый сплав стекла, окрашенный в раз­личные цвета окислами металлов. Рецепт изготовле­ния эмали известен: стекло толкли в порошок, добав­ляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-че­тыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, иг­ре света древние эмали напоминают мозаику.

Различны виды эмалевой техники: выемчатая, р оконная,

по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия на­паивались тонкие металлические перегородки. Про­странство между ними заполнялось эмалью. О мас­терстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное ябло­ко выполнены разным цветом.

Помимо эмали медальоны рязанских барм покры­ты многоярусной узорчатой сканью - ажурным узо­ром, выполненным из тонкой золотой или серебря­ной проволоки, скрученной (скатанной) из двух ни­тей. Скань называют сейчас филигранью. Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани - дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" дав­но вышло за пределы ювелирного искусства

Сохранилось немало древнерусских ювелирных изделий, связанных с религиозным культом: цер­ковные сосуды, оклады книг и икон, облачение священнослужителей.

В Новгородском историко-культурном музее-за­поведнике хранятся два древнейших сосуда - крате­ры. Они изготовлены русскими мастерами Костой и Братилой (их имена вырезаны на поддонах). Форма кратеров, их название и назначение заимствованы из Древней Греции. Мастера-керамисты изготавливали там большие колоколообразные сосуды, в которых разбавляли водой вино. Русские серебряники сдела­ли кратеры из металла, придали им сложную вось­мигранную форму и украсили изящными 8-образны- ми ручками, стенки каждого-сосуда покрыли чекан­ными изображениями святых и орнаментами.

Подъем русского декоративно-прикладного ис­кусства был прерван монголо-татарским нашестви­ем. Одни талантливые мастера погибли при обороне городов, других насильно увели в Орду. Надолго прекратилось на Руси производство черни, перего­родчатой эмали, зерни, скани.

Несметные сокровища царя

Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных традиций началось еще в XV столетии. Главным центром худо­жественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастер­ские, особенно Оружейная палата, и работали луч­шие мастера. Сначала в Оружейной палате произво­дили и хранили только царское оружие. Со временем палата расширилась. Вместе с мастерами-оружейни­ками работали придворные художники, украшавшие царские хоромы, писавшие иконы и книжные ми­ниатюры. Мастерские по изготовлению карет, доро­гих седел и конской упряжи для парадных царских выездов имелись при Конюшенном приказе. Отдель­ная Постельная палата, позже преобразованная в Го­судареву и Царицыну палаты, занималась изготовле­нием царского постельного белья и одежд.

В XVI в. из куска золота весом 3 кг было вы­ковано блюдо, подаренное Иваном IV своей не­весте - черкесской княжне Марии Темрюковне в день свадьбы. Его края украшены изящным черне- вым орнаментом и надписями, а в центре изобра­жен двуглавый орел - герб Российского государст­ва. На таких блюдах в старину невесте подносили фату и кику- головной убор замужней женщины. Отделка блюда настолько приглянулась русским мастерам, что ее часто повторяли позже.

Нередко драгоценную царскую утварь изготавли­вали по заказу царя или бояр, чтобы вложить в

храмы и монастыри "на помин души". После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. его жена Ирина Годунова вложила несколько золотых сосудов в Ар­хангельский собор Кремля. Среди них особенно кра­сивы кадило и потир, хранящиеся ныне в Оружей­ной палате. Кадило имеет форму православного хра­ма, увенчанного луковичной главой на барабане. Вся его поверхность покрыта двумя-тремя десятками драгоценных камней и чернью. На стенках сосуда в великолепной графической манере изображены апо­столы и святые, соименные членам царской семьи.

Чернь - ювелирная техника, известная еще с античных времен. На металле вырезают рисунок. Затем изделие сплошь покрывают чернью - спла­вом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи чернь прочно схватывается с металлической основой. Мастеру остается только спилить лишнюю чернь, не попавшую в углубления рисунка. Блеск светлого металла красиво контра­стирует с бархатной чернью орнамента.

Кадило, подаренное собору Ириной Годуновой, было столь ценным, что в начале XVII в. патриарх специальным указом разрешил пользоваться им только девять раз в году - по особо торжественным случаям.

Не менее красив и потир. Этот сосуд, по форме напоминаю­щий кубок, использовали во вре­мя литургии для причащения ве­рующих. На полированном венце его чаши среди мелкого орнамен­та, в круглых медальонах поме­щены выполненные чернью изо­бражения СВЯТЫХ И литургиче- Кадило

екая надпись. Ниже поверхность чаши по контрасту с гладким венцом покрыта крупным резным орна­ментом и драгоценными камнями.

Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Имен­но эти изделия составляли главное богатство казны. Особенно преуспел в этом Иван Грозный. О разме­рах его "коллекции" можно судить по историческо­му факту: в начале 1572 г., опасаясь набега крым­ских татар на Москву, царь выехал в Новгород и увез с собой сокровища казны. Их разместили на двух обозах, состоящих из 450 саней.

Предметы из царской казны постоянно использо­вались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах, по- ставлении патриархов. Их дарили иностранным мо­нархам и послам, отличившимся Доярам и дворянам.

Потир

дипломата Джерома Горсея, дол­го показывал ему собранные са­моцветы и объяснял заключен­ную в них таинственную силу.

В залах Оружейной палаты, крупнейшего собрания древне­русского ювелирного искусства, дивишься не только красоте изде­лий и мастерству их создателей. Поражает количество золота и драгоценных камней. А ведь до XVIII в. их в России не добывали. Главным источником драгоцен­ных металлов были золотые и се-

Цари гордились своими богатствами. Ивана Грозного перед смертью каждый день носили в со­кровищницу полюбоваться своими драгоценностя­ми. Однажды он даже пригласил туда английского

ребряные иностранные монеты - английские, не­мецкие, арабские, поступавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока - из Персии, Китая, Индии, Турции. В 1676 г. по указанию царя Алексея Михайловича русский посол в Пекине купил у китайского богды­хана редкой красоты и размеров турмалин. Сначала красный камень украшал венец Петра I, затем коро­ну Екатерины I, а позже он был укреплен на короне Анны Иоанновны. Именно эта корона выставлена ныне в витрине Оружейной палаты.

На Руси очень любили жемчуг. Крупный круг­лый жемчуг привозили с Востока, а мелкий, неров­ный добывали в озерах на севере Руси. Им украша­ли одежду, оклады икон и книг, царские венцы. По словам Павла Алеппского, побывавшего в Рос­сии в середине XVII в., на один из саккосов патри­арха Никона был нашит пуд жемчуга. В царской казне находилось такое количество "перлов" (так называли тогда жемчуг), что поляки, захватившие Москву в начале XVII в. и разграбившие Кремль, для развлечения палили жемчугом из ружей. В это время погибли многие великолепные произведения русского ювелирного искусства. Их расхищали, раз­давали солдатам вместо жалованья. После "хозяй­ничанья" поляков в Москве из семи царских венцов сохранилось только два - "шапка Мономаха" и "Казанская шапка" Ивана Грозного.

Последний век древнерусских ювелиров

Несмотря на столь неблагоприятное начало, XVII век в целом стал вершиной расцвета русского ювелирного искусства. Изделия мастеров этого вре­мени особенно пышны и праздничны. Они много-

цветны, узорчаты, нарядны. Привычные, земные формы декора причудливо сочетаются с фантасти­ческими.

В XVII в. были созданы отдельные Золотая и Серебряная палаты, где мастера - чеканщики, рез­чики, эмальеры, сканщики, алмазники - занима­лись производством изделий из драгоценных метал­лов и камней для царя и патриарха. В кремлевских мастерских работали умельцы со всей России. Не­мало было и приглашенных иностранцев - немцев, итальянцев, сербов, англичан. Они получали денеж­ное жалование, соответствующее их опыту и мас­терству. Один из самых высоких окладов - 25 руб. в год - имел знаменщик Симон Ушаков. Нередко одно изделие выполняла группа ремесленников: "судовых дел мастер" выковывал золотой или сереб­ряный сосуд, знаменщик наносил на него рисунок, чеканщик, резчик, эмальер украшали. Царь следил за работой Золотой и Серебряной палат, иногда лич­но утверждая проект нового изделия.

В 1664 г. жена умершего боярина Бориса Моро­зова, видного государственного деятеля, воспитате­ля царя Алексея Михайловича, вложила "на помин души" мужа в Чудов монастырь Кремля не­обыкновенно красивый потир. Чашу и ножку покрывали эмали ярких сочных цветов, хорошо со­четающиеся с изумрудами, руби­нами, сапфирами, украшавшими сосуд.

Близка этому потиру по сти­лю золотая чаша, подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Это под-

линный шедевр эмальерного искусства. Стенки ча­ши покрыты ярким растительным орнаментом. На венце - резная надпись вязью, чередующаяся с че­тырьмя крупными драгоценными камнями. В конце XVII в. царевна Софья подарила эту чашу своему любимцу - князю Василию Голицыну. Но подарку суждено было вернуться в казну: при Петре I князь попал в опалу.

Особо значимые, чудотворные иконы знамени­тых мастеров любили на Руси украшать драгоцен­ными окладами, ризами. "Владимирская Богома­терь" - одна из важнейших православных свя­тынь - имела не один, а несколько драгоценных окладов. Только в Оружейной палате их хранится не менее трех. Самый нарядный оклад был выпол­нен в середине XVII в. мастерами Кремля по заказу патриарха Никона. Все верхнее его поле сплошь покрыто разноцветными драгоценными камнями и жемчугом. Корону Богоматери украшают два огра­ненных изумруда, уникальных по размеру, весом по 100 карат каждый.

Прикладное искусство XVII в., как и живопись, тяготеет к реалиям окружающе­го мира. Это видно даже в оформлении культовых изделий. В 1678 г. большая группа масте­ров Оружейной палаты изготови­ла по царскому заказу книжный оклад для одного из кремлев­ских храмов. Сохранив традици­онную схему оформления Еван­гелия - в центре "Деисус", а по углам - четыре евангелиста, - мастера дополнили его многочис­ленными бытовыми деталями. Книжный оклад

Евангелисты изображены в богатом интерьере: полы из узорчатой плитки, нарядные колонки, дорогая мебель - столы и кресла.

По заказу Алексея Михайловича в 1672 г. специ­ально вызванные в Москву иностранные специали­сты по геральдике составили новый герб России. Мастера Золотой палаты изготовили тарелку с ге­ральдическими изображениями, выполненными цветной эмалью. В центре памятной тарелки - дву­главый орел под тремя коронами с державой и ски­петром в лапах. Вокруг - надпись черной эмалью с полным царским титулом. По краям тарелки распо­ложены изображения гербов Новгорода, Астрахани, Твери, Пскова и других русских городов и земель.

Когда ходишь по залам Оружейной палаты, ис­пытываешь чувство гордости за своих древних со­отечественников - русских ремесленников-ювели­ров, создавших всю эту красоту.

Отлринное русское оружие

ГГР) анней осенью 1808 г. в окрестностях старинно­го русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металличе­ский шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. На шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с над­писью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Нев­ского. Но как княжеский шлем оказался под ко­рягой?

В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польско­го произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он по­терпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Москов­ского Кремля - богатейшего собрания древнерус­ского оружия.

Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершен­ствовалось и оружейное дело.

Но не только боевое оружие изготавливали рус­ские оружейники. Для придворных церемоний - торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск - требова­лось парадное оружие.

На коронационных торжествах в XVII в. непре­менным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), бу­латный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.

В древности оружие принято было дарить. Осо­бую ценность представляют посольские дары рус­ским царям - прекрасные образцы парадного за­падноевропейского и восточного оружия.

Доспе Алеши Поповича

Помните картину Васнецова "Богатыри"? Былин­ные герои в доспехах - боевом обмундировании средневекового воина - на конях. А можете ли вы описать, из чего состоят доспехи Алеши Поповича, и объяснить, что такое мисюрка, юшман, бармица?

Русские доспехи позднего средневековья были непохожи на западноевропейские, пластинчатые. Около двухсот металлических пластин общим весом до 50 кг, соединенных ремнями и шарнирами, пол­ностью покрывали тело рыцаря. Доспехи подгоняли под его рост. Но неудобство состояло в том, что облачиться в них и взобраться на коня без помощи оруженосца рыцарь не мог. Выбитый из седла, он был не в состоянии самостоятельно подняться с земли. Сплошная металлическая броня хорошо за­щищала тело, но сковывала движения и ограничи­вала маневренность в бою. Закован в броню был и рыцарский конь.

В Оружейной палате выставлен полный ком­плект парадных доспехов всадника и коня, изготов­ленный знаменитыми нюрнбергскими кузнецами и подаренный польским королем Стефаном Баторием царю Федору Ивановичу в 1584 г.

Русские воины чаще всего сражались с по­ловцами, татарами - легковооруженными всадни­ками-степняками. Тактика их боя заключалась в стремительном нападении и столь же быстром от­ступлении, поэтому русским ратникам нужны были легкие доспехи, не мешающие вести быстрый и маневренный бой.

Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, спле­тенная из металлических колец. Изготовить кольчу­гу и другие виды кольчатых доспехов было нелегко. Сначала кузнец вытягивал металлическую прово­локу - около 600 м для одной кольчуги. Затем наре­зал ее на кусочки длиной по 3 см и скручивал их в кольца. Половину из них сваривал, а у остальных

сплющивал концы и пробивал в них отверстия. В каждое разомкнутое кольцо вставляли четыре сплошных и закрепляли заклепкой. На одну кольчу­гу шло около 20 тыс. колец. Весила она до 17 кг.

Кольчуга стоила немалых денег. Ее берегли, пе­редавали по наследству, считали дорогим подарком. Броня врага была лучшей военной добычей.

Интересна история одной из кольчуг, хранящей­ся в Оружейной палате. Она принадлежала Петру Шуйскому, известному русскому полководцу XVI в., участнику Казанского похода и Ливонской войны. После его гибели кольчуга перешла в казну Ивана Грозного. Получив известие о завоевании За­падной Сибири, царь послал ее в подарок атаману Ермаку Тимофеевичу. Спустя полстолетия доспех этот был обнаружен у одного из сибирских князь­ков и возвращен в казну. Видимо, после гибели Ермака кольчуга попала в руки врага.

Более мелкие, чуть расплющенные кольца были у панциря - разновидно­сти кольчатого доспеха. Над одним панцирем, со­стоящим примерно из 50 тыс. колец и весив­шим 6-10 кг, оружейник работал почти два года - шесть тысяч часов кро­потливого труда! Помни­те находку в окрестно­стях Юрьева-Польского, о которой упоминалось в начале главы? Именно панцирный доспех при­надлежал князю Яросла­ву Всеволодовичу. Кольчуга