Управление безопасностью. Понятие и структура управления безопасностью труда

На каждом предприятии должна быть разработана соответствующая ему определенная инструкция по технике безопасности, а также должна быть регламентированная программа обучения для каждого специалиста.

Важность данной проблемы для современных промышленных предприятий заключается в том, что в процессе трудовой деятельности определенного человека могут преследовать различного рода негативные факторы и необходимо учить человека для борьбы с ними. Работник должен быть подготовлен к различного рода ситуациям и должен уметь правильно вести себя в них. Травматизм на работе достаточно распространенное явление, особенно в наш век развития технологий, разработка и организация системы обучения по технике безопасности на предприятии одна из основных задач руководство любой организации. В свою очередь, государство как гарант основных прав и свобод человека защищает и его трудовую деятельность, разрабатывая определенную нормативную базу, определяющую те границы, в которых человек должен совершать свою трудовую деятельность.

Охрана труда на производстве начинается с организации управления охраной труда. Работодатель обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, для чего:

Создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возлагаются на них функций, а также контролирует их соблюдение

Разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

Внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.;

Обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

Организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам об охране труда в порядке и сроки, устанавливаемые законодательством;

Принимает по их итогам меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

Разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия;

Осуществляет постоянный контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;

Организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;

Принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушения указанных требований

Целью охраны труда является сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:

Соблюдение работающими требований безопасности и гигиены труда;

Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;

Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

Обеспечение безопасности производственных процессов;

Обеспечение пожарной безопасности;

Обеспечение радиационной безопасности;

Обеспечение лазерной безопасности;

Обеспечение безопасности дорожного движения;

Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

Нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

Санитарно-бытовое обеспечение работающих.

В процессе управления охраной труда на предприятиях машиностроения возникают два типа управленческих задач - это детерминированные, т.е. стабильные или стандартные, задачи управления и слабодетерминированные т.е. задачи из области неопределенности. Если решение первых не вызывает особых затруднений, то вторые требуют отдельной проработки и создания научно-методического аппарата для их реализации.

В практике управления безопасностью труда достаточно ярко проявляется взаимодействие различных групп факторов: технико-технологических, организационно-экономических, социально-правовых, экологических и т.п. Это и обусловливает «повышенную ситуационность», т.е. возникновение разнообразных типов ситуационных задач управления .

Организация охраны труда на предприятии подразумевает использование ряда обязательных документов, необходимых для проведения мероприятий по обучению сотрудников и контролю надлежащего исполнения требований к безопасности.

Одним из главных документов является инструкция по охране труда, разрабатываемая с учетом спецификации предприятия и с привлечением руководителей подразделений. Она составляется не только для каждой профессии, но и для конкретного участка работы. При этом все инструкции периодически пересматриваются силами службы охраны труда на предмет изменений условий, в которых работает персонал, и поправок в законодательстве, относящихся к конкретной специальности.

При составлении инструкции соблюдаются некоторые правила, например, в документе не указываются такие слова, как «обязательно», «особо», «категорически» и прочие, определяющие приоритет осуществления действия. Все требования, указанные в инструкции, должны выполняться неукоснительно в равной степени. Кроме того, в случае, если в нормах указаны определенные безопасные параметры, например, величина зазора или высота оборудования, в документе должно быть определено точное значение. Выдача инструкций осуществляется под роспись в журнале учета каждому работнику предприятия. Допустимо вывешивание документа на рабочих местах или информационных стендах, специально предназначенных для этих целей. Также минимум по одному экземпляру должно храниться у начальника подразделения.

Обязанности руководящего состава. Работодатель также обязан способствовать улучшению рабочих условий для своих сотрудников и участвовать в мероприятиях, которые предполагает охрана труда на предприятии.

Для этого выполняется ряд действий по нормализации обстановки на производстве и созданию благоприятной среды.

Работодатель обязан:

Наладить правильный режим смены труда и отдыха с учетом тяжести работы;

Обеспечить каждого сотрудника рабочим местом, соответствующим всем нормам безопасности;

Снабдить всех участников вредного производственного процесса средствами защиты в соответствии со степенью опасности;

Разработать систему реагирования при возникновении критических ситуаций;

Обеспечить соответствующее лечение сотрудников, пострадавших не по своей вине на производстве, а также в случае профессионального заболевания.

Кроме того, охрана труда на предприятии предполагает соблюдение требований и выполнение обязанностей со стороны работников и младшего руководящего состава.

Охрана труда на предприятии осуществляется силами одного или нескольких специалистов, которые решают большой спектр различных задач. В обязанности этих сотрудников входит не только разработка мер по обеспечению безопасности, но и анализ производства, составление различных документов, контроль и профилактика производственных процессов.

Безопасность рабочей деятельности на производстве обеспечивается с помощью следующих мероприятий:

Общая организация охраны труда на предприятии, что включает в себя безопасность оборудования, строений и производственного процесса;

Оценка потенциальной опасности предприятия и меры по устранению вредных факторов;

Информирование и обучение сотрудников предприятия по охране труда, с также проведение аттестации рабочих мест. Для этого разрабатываются специальные программы обучения и инструктажа;

Изучение норм законодательства и передовых технологий в вопросе безопасности труда и своевременное доведение новой информации до руководства и сотрудников предприятия;

Обеспечение безопасной работы в зданиях и на открытых площадках производства;

Разработка оптимального режима работы и отдыха сотрудников для повышения эффективности производственного процесса;

Контроль выполнения профилактических мер со стороны сотрудников по предупреждению возможных травм, связанных с особенностями производства;

Расследование и анализ несчастных случаев, произошедших на предприятии, и обеспечение мер по предотвращению подобных ситуаций.

Это далеко не полный список всех задач, которыми занимается охрана труда на предприятии. Документы и действия службы в обязательном порядке согласовываются с руководством организации и осуществляются под контролем комиссии. Требования к условиям определяет нормативная документация, которая регламентирует уровень вредных факторов производства, неопасных для здоровья человека.

Таким образом, охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.

В статье рассматривается безопасность труда в колледже. В ходе исследования разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации. Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Ключевые слова: безопасность, здоровье, риск, жизнь, охрана труда, мероприятие.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.

Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ).

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости.

Общая характеристика АУ РС(Я) СПО «Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова»

Наименование: Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

Среднего Профессионального Образования "Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова"- АУ РС(Я) СПО "Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова"

  • 1963 год - на базе Намской школы-интерната" и приказа министра просвещения Шарина Н.И. от 29 августа за № 8-97 открыто Намское педагогическое училище для подготовки учителей начальных классов.
  • 2001 год - указом Президента РС(Я) М.Е.Николаева от 28 февраля № 1357 и приказом министра образования РС(Я) Михайловой Евгении Исаевны от 19 марта № 01-08/414 «О создании Саха государственной педагогической академии» с 1 апреля Намское педагогическое училище преобразовано в колледж.
  • 2012 год - колледж преобразован в автономное учреждение РС(Я) СПО “Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова”

Эстетическое направление учебного заведения было заложено с середины 60-х годов. Училище открыло дорогу первому и последующим поколениям учителей рисования и черчения (с 1965 г.), обслуживающего и технического труда (с 1976 г.). Колледж и по сей день выполняет государственный заказ по подготовке специалистов данных профилей, не изменяя своей специфике.

Цели и задачи по охране труда организации: создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающие в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Итак, в ходе анализа безопасности труда были сделаны выводы:

> было 2 несчастных случая среди студентов колледжа по не соблюдению техники безопасности;

> По состоянию на 25 октября 2014г. была произведена полная ревизия первичных средств пожаротушения стоящих на балансе колледжа и этим определилось, что в некоторых объектах организации не хватает первичных средств пожаротушений.

> Организация не составляет и согласовывает списки профессий, которым устанавливается доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда, а также списки работ, профессий и должностей, на которых в связи с условиями труда работникам выдается молоко (или другие равноценные продукты питания), лечебно-профилактическое питание, а также мыло, смывающие и обезвреживающие вещества.

> Работники отдела АХО не обеспечены современными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой с учетом условий труда на конкретных рабочих местах. Для профилактики возникновения профзаболеваний не проводятся лечебно-профилактические мероприятия: лечение в стационарах, санаторно-курортное лечение.

Выводы, сделанные из предыдущей главы, дают общую картину безопасности труда в организации. Для улучшения безопасности труда в организации, в данной работе разрабатывается проект по совершенствованию безопасности труда в организации.

Отметим, что в предыдущей главе отмечены все недостатки и отличительные особенности безопасности труда в АУ РС(Я) СПО "НПК" им. И.Е.Винокурова. безопасность травматизм профессиональный заболевание

На основе выявленных проблем предлагаем следующий перечень рекомендаций:

  • 1. Разработать план мероприятий по улучшению безопасности труда на 2016-2019 г.;
  • 2. Необходимо купить дополнительно первичных средств пожаротушения, чтоб были во всех объектах организации;
  • 3. Всех работников административно- хозяйственного отдела обеспечить современными средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью и пр.),с учетом условий труда на конкретных рабочих местах;
  • 4. Провести комплекс лечебно-профилактических мероприятий (в т. ч. обеспечение медицинскими аптечками, лечение в стационарах, санаторно-курортное лечение);
  • 5. Совершенствовать систему обучения персонала в области охраны труда и технической безопасности, а также оказанию первой помощи при несчастных случаях в организации;
  • 6. Для поддержания в постоянной готовности предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них проводить учения, тренировки по ликвидации возможных аварий, отработке методов тушения пожаров и локализации возможных аварийных ситуаций.

Согласно статье 226 ТК РФ, финансирование мероприятий по улучшению безопасности труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Совершенствовать систему обучения персонала в области охраны труда и технической безопасности, а также поддерживать в постоянной готовности предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них будет заниматься руководитель административно- хозяйственного отдела и директор колледжа. Затраты на обучение безопасным методам труда, на компенсацию длительных расходов, связанных с несчастным случаем, а также на заработную плату работников службы охраны труда определяют на основании бухгалтерской отчетности организации.

Социальные результаты мероприятий по улучшению безопасности труда определяются следующими показателями:

  • улучшения здоровья работников АХО;
  • положительное отношение работников АХО к организации;
  • снижением уровня производственного травматизма;
  • уменьшение количества случаев профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда;
  • благоприятный и безопасный климат в организации;
  • улучшение знаний работников в области охраны труда.

Социальная эффективность улучшения безопасности труда благоприятно отражается на отношение работников к организации, а также на их здоровья.

В ходе исследования был разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации, в целом отделе АХО. С учетом недостатков и проблем безопасности труда были разработаны положения проекта, мероприятия по внедрению проекта и рассчитали социально- экономическую эффективность организационного проекта. Цель этого этапа было показать, что эти мероприятия несложно повести, а результат будет впечатляющим.

Основная цель исследования достигнута, разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации. Положения проекта направлены на улучшения безопасности труда в организации.

Использованные источники

  • 1. Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. - М.: Изд-во стандартов, 2009 - 174 с.
  • 2. Жданкин Н. А.Охрана труда// Трудовое право - 2012 - №2 - С.13
  • 3. Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 380 с.
  • 4. Никифорова Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - М:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 496 с.

5. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность.Учебник /-- М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 510,с.

С позиций кибернетики управление представляет собой замкнутый целенаправленный процесс, в котором участвуют орган управления и объект управления; между ними устанавливаются определенные связи. По линиям связи передается информация о состоянии объекта управления. На основании этой информации орган управления вырабатывает соответствующее управляющее воздействие. Это воздействие вызывает изменение объекта управления, о чем сообщается в орган управления. На основании этой информации вырабатываются новые управляющие воздействия и т.д.

Систему управления безопасностью труда (СУБТ) можно представить следующей схемой (рис. 1.6).

В самом общем смысле объект управления - это система «человек -среда». Подсистема «среда» включает в себя всю совокупность элементов, с которыми человек взаимодействует в процессе труда. К этим элементам относятся: предметы, средства и продукты труда, энергия, технология, производственная среда. В более узком смысле под средой понимают производственные условия. Адаптация «среды» к характеристикам человека - главное направление в профилактической работе по обеспечению безопасности.

Существенное значение в обеспечении безопасности имеет второй элемент рассматриваемой системы - человек.

Из статистических данных следует, что от 50 до 70% несчастных случаев происходит по организационным причинам, которые непосредственно связаны с неправильным действием людей. В реальных условиях в системе «человек - среда» возникают неблагоприятные последствия, которые можно рассматривать как возмущающие воздействия в управляемой системе «человек - среда».

Рис. 1.6. Система управления безопасности труда

Существует два направления управления безопасностью труда. Первое состоит в том, чтобы на всех стадиях производственной деятельности предусмотреть безопасность объекта априорно. Это направление называется прогностическим.

Второе направление называется ретроспективным, которое заключается в анализе обстоятельств, выяснении причин неблагоприятных последствий и планировании управляющих воздействий для их устранения. Реализация этих воздействий приводит к новому, более высокому уровню безопасности.

Приоритет в управлении принадлежит прогностическим методам. Однако все опасности предусмотреть и ликвидировать нет возможности. Поэтому в практических условиях необходимо пользоваться сочетанием ретроспективного и прогностического метода. Орган управления и объект управления связаны между собой информацией, использование которой основано на принципе обратной связи. Она поступает от органа управления в виде планов, заданий и указаний. Из объекта управления информация в виде сведений о состоянии условий труда по каналам обратной связи поступает в орган управления. При этом производится анализ на соответствие уровня безопасности действующим нормативно-правовым требованиям, содержащимся в законах, стандартах, правилах и нормах.

Управление безопасностью труда реализуется по принципу формирования конечной цели, её достижения и анализа затрат на реализацию. Для обеспечения эффективного функционирования систем управления безопасностью необходимо располагать объективной информацией, которая выражается количественными показателями условий труда и коэффициентами безопасности труда. Количественными показателями условий труда могут быть численные значения вредных факторов, измеренные на рабочих местах, например уровень шума, освещённость, концентрация вредных веществ и т. п.

Для оценки безопасности труда используется обобщённый коэффициент уровня труда (К от).

где K СП - коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; К Б - коэффициент безопасности; К ВПР - коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

К СП = (количество работающих с соблюдением правил)/(общее количество работающих).

где К б1 - коэффициент безопасности определенного вида оборудования; n -число видов оборудования.

К б1 =(количество предусмотренных средств защиты)/(количество средств защиты, установленное согласно ССБТ для данного оборудования).

К впр =(количество выполненных плановых работ)/(общее количество запланированных работ).

Любой предлагаемый для оценки условий труда показатель должен основываться на достоверной информации. На основе анализа информации производится формирование цели, планирование работ и вырабатывается управляющее решение, которое передаётся в управляющий орган. Оперативное управление безопасностью и реализация плана работы контролируется органом управления, производится оценка эффективности мероприятий с учётом затрат и стимулирование работников за улучшение безопасности труда.

После достижения цели формируется новая цель на основе изменившейся информации, разрабатывается программа и создаются условия для её реализации.

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда -- это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда -- это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.

  • 1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
  • 2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
  • 3. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
  • 4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
  • 5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

  • * обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • * принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • * государственное управление охраной труда;
  • * государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
  • * содействие общественному контролю в области охраны труда;
  • * расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
  • * защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • * установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
  • * координация деятельности в области охраны труда;
  • * распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • * государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
  • * подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • * организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
  • * обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
  • * международное сотрудничество в области охраны труда;
  • * проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
  • * установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

  • * определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;
  • * установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;
  • * проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
  • * определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;
  • * предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • * определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • * приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, -- в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

В трудовом кодексе Российской Федерации также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

  • * обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;
  • * медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
  • * необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
  • * права работников на охрану труда и гарантии такого права;
  • * обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;
  • * несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) -- это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС -- 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда.

Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня.

Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают требования безопасности к системам защиты от ОВПФ

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-методическими документами.