Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в россии. Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Комментарии к ст. 407 ТК РФ


1. Комментируемая статья определила функции и компетенцию государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

Урегулирование коллективных трудовых споров - одна из функций Роструда, федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Минздравсоцразвития России.

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. См. также Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости".

Роструд руководствуется в деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, а также названным Положением.

Роструд осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утв. Приказом Роструда от 2 марта 2005 г. N 30.

В целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров были утверждены следующие наименования управлений по урегулированию коллективных трудовых споров: Центрально-Черноземное; Северо-Западное; Северо-Кавказское; Волго-Вятское; Поволжское; Уральское; Западно-Сибирское; Восточно-Сибирское; Дальневосточное.

3. Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2008 г. N 22н.

4. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из следующих разделов.

1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:

количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;

причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;

проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.

Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Организация работы по:

содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;

оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

участию в формировании трудовых арбитражей;

повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.

Применение инновационных методов работы.

2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.

Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественные и качественные показатели).

Участие в проводимых Федеральной службой по труду и занятости мероприятиях по информатизации.

Участие в мероприятиях, проводимых в субъекте РФ в части информатизации (конференции, семинары, конкурсы, территориальные программы и др.).

Перспективы использования и развития технических и информационных ресурсов, анализ эффективности расходования средств федерального бюджета.

3. Информационная деятельность, взаимодействие со СМИ. Размещение материалов в центральных и региональных средствах массовой информации (характер публикаций, условия размещения, периодичность и т.д.).

Выступления в передачах на радио и телевидении. Участие в выпуске непериодических изданий (листовки, буклеты и др.). Размещение информационных материалов в сети Интернет.

Участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта РФ или общественными организациями (конференциях, совещаниях, семинарах и проч.).

4. Развитие территориального органа. Организация работы по проведению инвентаризации и учету объектов движимого и недвижимого имущества (информация о продаже, приобретении, передаче в иную форму собственности или аренду объектов (зданий, сооружений, помещений, землеотводов, основных средств), являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении территориального органа).

Численность (штатная и фактическая) и состав работников. Затраты на содержание, а также в расчете на одного работника, в том числе по фонду оплаты труда.

5. Структура отчета о деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год утв. Приказом Роструда от 26 декабря 2007 г. N 275.

6. Положение о Совете руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Роструда от 8 февраля 2005 г. N 13.

Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости является совещательным органом Роструда, созданным для подготовки и рассмотрения предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов и выработки рекомендаций по реализации возложенных на них полномочий с учетом практики работы.

Совет руководителей осуществляет деятельность на принципах коллегиальности и гласности и руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, названным Положением, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, индивидуальными правовыми актами Роструда.

Одной из задач Совета руководителей является подготовка предложений и участие в рассмотрении документов по одному из основных направлений деятельности территориальных органов Роструда - урегулированию коллективных трудовых споров.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

· производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

· содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

· ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

· организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

· производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

· содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

· проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

· оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

· организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.


  1. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства.

Лица, виновные в нарушении труд. законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК и иными фед.и законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном фед.и законами.

По отношению к работникам : дисциплинарная – замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию; материальная ответственность – индивидуальная и коллективная, в пределах среднего заработка и полная.

По отношению к работодателям : административная – дисквалификация, штрафы, приостановление деятельности орг-ции; материальная – возмещение ущерба, выплата %тов за задержку зар. платы; уголовная – за нарушение законодательства об охране труда

  1. Международное правовое регулирование труда.

В соответствии с Конституцией РФ «общепризнанные принципы и нормы м/нар права и м/нар договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если м/нар договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила м/нар договора».

М/нар-правовое регулирование труда - установленная м/нари договорами система стандартов по регулированию труда, кот. гос-ва, присоединившиеся к соответствующему м/нар договору (ратифицировавшие его), используют в национальном труд. законодательстве. Система выработанных мировым опытом м/нар-правовых норм о труде представляет собой м/нар кодекс труда. Субъектами создания м/нар стандартов о труде являются ООН и ее специализированный орган - Международная организация труда (МОТ).

Трехсторонность организации МОТ отличает ее от других м/нар организаций, оказывает существенное влияние на принятие и содержание ее конвенций и рекомендаций. Те и другие принимаются М/нар конференцией труда, созываемой ежегодно, на кот. присутствуют не только по четыре делегата от стран-членов МОТ, но и их технические советники и наблюдатели. М/нар конференция труда принимает м/нар труд. нормы (в форме конвенций и рекомендаций, утверждает бюджет МОТ, шкалу взносов членов МОТ, раз в три года избирает Административный совет и членов М/нар бюро труда. Исполнительным органом МОТ является административный совет М/нар бюро труда, собирающийся 4 раза в год и рассматривающий программы деятельности МОТ. Он также построен по принципу трипартизма: 24 его члена представляют правительства, 12 - предпринимателей и 12 - трудящихся. Из 24 представляемых в нем государств 10 являются постоянными членами этого органа.

Постоянный секретариат МОТ с исследовательским центром, издательством находится в Женеве (Швейцария). У МОТ есть и вспомогательные региональные органы, отраслевые комитеты, комитеты экспертов и т. д. Ее персонал в Женеве и разных странах насчитывает более 2 тыс. Служащих разных национальностей. Они ведут исследовательскую работу, готовят доклады, конференции, проводят изучение вопросов на местах. МОТ публикует периодические издания, статистические материалы, доклады по вопросам труда, информирует об этом своих членов. Устав МОТ указывает, что главной ее деятельностью является м/нар нормотворчество, т.е. создание м/нар труд. стандартов. Более 372 м/нар актов (конвенций и рекомендаций), составляющих М/нар кодекс труда, охватывают такие вопросы, как занятость, безработица, охрана труда подростков, женщин и т.д. В М/нар кодекс труда входит также ряд конвенций и рекомендаций по труду моряков, рыбаков, по труду на плантациях.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

1. Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448)). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901).

Для реализации возложенных на нее задач Служба имеет право:

  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (Службы), оказывающими государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров являются: Центрально-Черноземное, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Поволжское, Волго-Вятское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное управления по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Служба и ее территориальные органы не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон решения. Она призвана оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача.

Трудовой кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора.

Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК). В случае необходимости работники Службы или управления Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.

После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Службу или управление Службы для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК). Роструд производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих при наличии обстоятельств, исключающих в силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК проведение забастовки (п. 5.3.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324).

Иные коллективные трудовые споры подлежат регистрации в управлениях по урегулированию коллективных трудовых споров.

Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, получать консультации и т.п.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (см. коммент. к ст. 404).

Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

Работодатель обязан предупредить Службу (управление Службы) о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК). В случае приостановки забастовки соответствующий орган должен быть предупрежден о ее возобновлении не позднее чем за 3 рабочих дня (ст. 411 ТК).

3. Закон определяет функции Службы и ее территориальных управлений, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

4. Служба и ее территориальные органы осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможными проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.

5. В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров проверяют полномочия представителей. Для этого они могут истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей, локальные нормативные акты, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя, протоколы собраний (конференций) и др. Служба может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения.

6. Одной из важнейших функций Службы является формирование списка трудовых арбитров и осуществление их подготовки. В соответствии с Положением о Службе она организует подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров (п. 5.4.13 Положения).

К сожалению, ни Кодекс, ни Положение не упоминают о посредниках, хотя ранее действовавшая Служба по урегулированию коллективных трудовых споров составляла и список посредников, что нашло свое отражение в Рекомендациях Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58.

7. В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба и ее территориальные органы оказывают работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего это консультации и подготовка разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон и др. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров обобщают и распространяют отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.

За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.

8. Функции государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они изучают и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров.

На основании анализа имеющейся информации они подготавливают предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в т.ч. разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров.

Для осуществления этой функции указанные органы анализируют статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливают оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносят предложения о проведении научно-исследовательских работ.

9. Основным принципом деятельности государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров является взаимодействие с представителями работников и работодателей.

В процессе организации примирительных процедур, реализации иных возложенных на них задач эти органы предоставляют имеющуюся информацию, оказывают помощь представителям сторон по созданию примирительных органов, проводят консультации и разъяснения.

При составлении списка трудовых арбитров могут учитываться предложения профессиональных союзов и объединений работодателей.

В ходе проведения забастовки взаимодействие представителей сторон и управлений Службы приобретает особое значение, поскольку от этого зависит и обеспечение реализации конституционного права работников, и защита законных интересов других граждан. Согласованные действия сторон и указанных органов должны обеспечить продолжение переговорного процесса (и в конечном счете разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг) с тем, чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц.

Служба по урегулирования коллективных трудовых споров - это государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и частая в них.

Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие в урегулировании коллективных трудовых споров; организация примирительных процедур и участие в них; осуществление мер по предупреждению и разрешению коллек­тивных трудовых споров.

В соответствии с изложенными задачами Служба:

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· формирует списки посредников и трудовых арбитров, определяет порядок приглашения посредника или назначения его службой, организует их подготовку и повы­шение квалификации;

· участвует в формировании трудового арбитража, в определении его регламента и полномочий, утверждает состав трудового арбитража; организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

· выявляет причины и условия возникновения кол­лективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

· подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) и принимаемых мерах по их разрешению.

Помимо вышеперечисленных задач, Служба выполняет массу функций, основная цель которых - исследование причин, порождающих коллективные трудовые споры, изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта организации работ по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров при проведении примирительных процедур, издание информационного бюллетеня и др.

Работники службы имеют соответствующие удостоверения установленного образца и пользуются правом беспрепятственного посещения организаций, их структурных подразделений в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры и конфликты . Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.Служба действует на основании Федерального закона "О разрешении коллективных тру­довых споров" и Положения "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" .

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения работникам или их представителям решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или не сообщение работодателем своего решения в отношении выдвинутых требований в течение трех рабочих дней с момента получения требований; требования и решение по ним должны быть оформлены письменно.

Требования работников и их представителей должны быть оформлены в соответствии с Федеральным законом "О коллективных трудовых спорах", а именно: эти требования должны быть сформулированы и выдвинуты на общем собрании (конференции) работников большинством голосов; на этом же собрании избираются полномочные представители для участия в разрешении коллективного трудового спора в случае полного или частичного отклонения выдвинутых требований. И выдвижение требований, и избрание представителей должно быть отражено в протоколе общего собрания (конференции) работников. Требования и протокол оформляются в трех экземплярах, один из которых направляется работодателю, еще один экземпляр может быть направлен в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (к нему прилагается также и подтверждение направления требований работодателю).

С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

При возникновении коллективного трудового спора участвующие в нем стороны обязаны приступить к примирительным процедурам, уклоняться от которых не вправе ни одна из сторон. Последствия уклонения работодателя от участия в примирительных процедурах оговорены в ст.10 Закона. Они предусматривают передачу трудового спора на рассмотрение трудового арбитража, если работодатель уклоняется от создания примирительной комиссии. В случае уклонения от создания трудового арбитража работники могут приступить к проведению забастовки.

Кроме того, Закон предусматривает ответственность представителей работодателя, уклоняющихся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, отказывающих в предоставлении помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующих его проведению, в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

Сторонами в течение трех рабочих дней с момента возникновения коллективного трудового спора создают примирительную комиссию, на разрешение которой и передается возникший спор. Создание комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников (трудового коллектива, коллектива подразделения). На работодателя возлагается обязанность обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии. В состав примирительной комиссии входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Для работы примирительной комиссии по разрешению возникшего трудового спора закон отводит не более пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Итоги работы примирительной комиссии могут быть следующими:

· достижение соглашения по спорному вопросу и принятие по соглашению сторон решения, которое должно быть оформлено протоколом; это решение имеет обязательную для сторон силу и исполняется в установленном этим решением порядке и сроки;

· стороны не пришли к соглашению, но договорились о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовом арбитраже;

· стороны не достигли соглашения как по существу спора, так и по вопросу использования примирительных процедур; в этом случае они приступают к формированию трудового арбитража.

На любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и в процессе работы примирительной комиссии, стороны могут прийти к соглашению по всему объему спорных вопросов либо их части. Это соглашение должно быть письменно оформлено сторонами, только в этом случае оно будет иметь обязательную для них силу.

Закон предусматривает ответственность за невыполнение соглашения в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого на представителей работодателя, виновных в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры .

Дела о наложении штрафов за уклонение от участия в примирительной процедуре, неисполнение обязательств по соглашению, а также за незаконную забастовку рассматриваются в порядке, установлен­ном законодательством об административных правонарушениях .

УЧАСТИЕ ПОСРЕДНИКА

Может возникнуть и такая ситуация: процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии по существу вопрос не решила, но стороны заинтересованы в продолжении примирительных процедур и намерены прибегнуть к услугам посредника. В этом случае они приглашают его независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Посредник может быть назначен Службой в случае, если стороны не пришли к соглашению относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней. Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора, разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами,

Посредник имеет право:

· запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

· в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздель­ные заседания представителей сторон;

· предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;