Словарь основных терминов. Философские концепции общества

Прежде всего, обратим внимание на то, что философы высказывали и высказывают свое философское осмысление общества с позиции своего мировоззрения, интересов определенных социальных сил, которые они выражали. Это наглядно проявилось в различных их идеях, концепциях, школах.

Иррационализм

Это философское направление наложило большой отпечаток на мышление многих философов, на концепции, школы. По высказываниям самих сторонников иррационализма, это понятие обозначает то, что находится по ту сторону человеческого разума, что непостижимо ему и не может быть понято (Шеллинг, Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор). Игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, иррационалисты утверждают, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле». В этом философском направлении игнорируется объективный ход истории, отрицается, как было сказано, деятельная роль человека, его содействие социальному прогрессу в соответствии с требованиями социальных законов.

«Философия жизни»

Представителем этой концепции был немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Ницше сделал попытку внести в историю так называемый «поток жизни» «естественный, ничего реально не содержащий». Он подвергает критике демократизацию, христианство, идеологию. Философия Ницше складывается в период усиления иррационалистических направлений в буржуазной философии. Основными понятиями в его философии были «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Ницше считал, что в основе мира лежит воля - движущая сила «становления» как стремления к власти и расширению своего «Я». В философии Ницше «жизнь» подменяет понятие «бытие», которым оперирует материалистическая философия. У Ницше эти понятия противопоставляются, отрываются друг от друга. Ницше утверждал, что жизнь есть становление бытия. Он пишет: «Нет бытия, есть только становление - жизнь», понятие «жизнь» - это первооснова всего, в том числе самого общества. Он считал, что «жизнь» есть такое творческое созидание, в котором человек познает самого себя, свои силы, возможности, находит путь к душе, космосу, абсолюту.

Но это не все и, пожалуй, не главное в его философии. Главное в том, что, как пишет Ницше, «жизнь есть стремление к чувству власти», а это стремление, но Ницше, требует переоценки морали общества. По его учению, человек должен быть свободен от норм морали и моральных обязательств перед другими, ибо это не сочетается с «волей власти», ибо стремлению человека к власти должно быть подчинено сознание человека, его чувства, мораль. По учению этого философа, стремление к власти должно быть жизненным девизом человека, власть должна проявляться, - писал Ницше, - даже тогда, когда вы идете к женщине и берете с собой плетку. Однако, по мнению Ницше, на это способен не каждый человек, не каждый удовлетворяет этим требованиям; на это способен лишь так называемый сверхчеловек, причем человек арийской расы, способный подчинить себе другого.

Концепция «Мировой воли»

Выступая против историзма, автор этой концепции немецкий философ А. Шопенгауэр считал, что началом всего является мировая воля. Сущность мира, общественная жизнь проявляются как мировая воля на разных ступенях ее объективности. В своем труде «Мир как воля и представление» он выступал против диалектики Гегеля и против гегелевского историзма. Шопенгауэр считал, что жизнь человека обречена на вечное страдание и оно неотвратимо. То, что считается счастьем, - лишь временное освобождение от страдания, за которым неизбежно следует новое страдание, поэтому и напрасны борьба, стремление людей к счастью, благополучию. Он утверждал, что человек изолирован от окружающей его среды, в том числе и социальной. Он сам создает свой мир, свое суеверие, богов, демонов, святых. С растворением индивидуальной воли, считал Шопенгауэр, в воле мировой человек переходит в ничто, в небытие, а за ним в небытие переходит весь окружающий мир, так как без субъекта нет объекта.

Экзистенциализм. (Философия существования)

Из этой концепции мы выделим те ее положения, которые относятся к обществу и его жизни. Одним из видных представителей этой концепции является Ж. П.Сартр. Касаясь социальных проблем, он считал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. Сартр утверждал, что за все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек» свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет. Свободно существующий человек существует независимо от общественных обязательств, потому что он есть сам по себе и ничто, кроме него самого, не определяет ни его мораль, ни мотивы его поступков, желаний. Во всем этом «самосуществующая» личность противопоставлена социальной среде, в которой она живет, - это во-первых. Во-вторых, суть экзистенциализма - индивидуализм, переоценка себя, своих возможностей, своей роли в обществе.

Философия истории А.Тойнби (1889-1975 гг.)

В философии истории английского философа Тойнби очевидно влияние Шопенгауэра. В свою очередь идеи, воззрения Тойнби оказали влияние на многих западных философов и получили широкое распространение. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд этапов: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и гибели, уступая место другой цивилизации. Движущей силой развития цивилизаций он называл «творческое меньшинство» как носитель жизненною порыва - это социальная верхушка, элита, стоящая во главе общества и увлекающая за собой остальную массу людей.

Рассматривая цивилизации в их движении, изменении, Тойнби отрицал единую цивилизацию, по его же мнению, не существует и единой истории человечества, а есть, как уже сказано, лишь история замкнутых отдельных цивилизаций. В качестве критерия развития он считал Божественный Логос, а ответ людей на Логос и есть содержание общественного прогресса, самоопределения и движения цивилизаций, в том числе развития и самоопределения личности.

Взгляды Тойнби на общественную жизнь нашли свое конкретное проявление в том, что, как уже было сказано, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных, замкнутых цивилизаций, которых, по его мнению, было много (более 20), а затем он свел их к пяти цивилизациям: китайской, индийской, исламской, русской и западной.

Психологическое направление

Представители этого направления американский социолог Л.Уорд (1841-1913 гг.) и его последователь француз Г.

Тард (1843-1904 гг.) искали объяснение социальных процессов, событий в психологии общественных классов, социальных групп, наций.

Л.Уорд утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Он писал, что в таких областях, как социальные свободы, творческая деятельность, эстетические потребности, действуют особо сложные желания. Эти желания, как пишет Уорд, порождают волю, а желание и воля - та сила, что определяет развитие общества. Далее он пишет о том, что человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Но тут же пишет, что человек должен уметь управлять своими поступками, действиями, так как этого требует цивилизация. Л.Уорд выдвинул проблему законов и принципов социальных действий людей, осуществление которых происходит под влиянием все тех же желаний, влечений, воли.

Другой представитель психологического направления Г.Тард писал, что движущей силой социальных групп, общества в целом является индивидуальная и групповая психика людей, их психологический настрой. Он также считал, что в процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. Он пишет: «Подражание - таков основной элементарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания. СПб, 1892. С. 141). История общества, по его утверждению, ° представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

Свое видение мы наблюдаем у сторонников теории «постиндустриального общества» (Д.Белл, У.Ростоу, Дж.Гелбрейт и др.). Вкратце содержание этой концепции в том, что на первое место ставятся не материальные основы, не движущие силы современного общественного процесса, а сфера обслуживания, информационность, стремление к прибыли, и как бы за скобки выносятся негативные явления такого общества, его духовное состояние и многое другое. В этой связи уместно сослаться на вредные и для общества в целом, и для конкретных людей те формирующиеся уродливые рыночные отношения начального этапа, которые можно наблюдать в России, складывающиеся вопреки ее национальным интересам, когда погоня за прибылью является самоцелью. Расширяется сфера криминального капитала, наступает кризис экономики, финансовой сферы, обвал духовности, надвигается угроза развала государства и т.д.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество – суть основные формы бытия. И, если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от индивидуального или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического существования. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Одной из важнейших категорий, характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Испокон веков труд, его организация, осуществление и последствия находятся в центре человеческого существования. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Само общественное бытие рассматривается в неразрывной связи с другими формами бытия: неорганической и органической. Развитие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материей) и органической формой бытия. В наличном бытии, бытии «здесь» и «теперь» три формы бытия (неорганическая материя, живая и социальная) существуют одновременно, воздействуя друг на друга. Конечность жизни отдельного человека сопряжена в рамках социального бытия с бесконечностью существования человечества в целом. В свою очередь, становление и развитие общественного бытия, в частности «мира искусственного», предполагает непрерывное «оттеснение природных границ».

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано актуальными проблемами современности. Общественное бытие как онтология социальной жизни, отражает необратимый исторический процесс. Особенностью общественного бытия является его осознанное развертывание в социальном пространстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому общество должно быть понято в единстве его предметности и процессуальности, т.е. не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический цивилизационный процесс развития.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Гносеологической (познавательной) стороны:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

Вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом . Суть дуализма заключается в том, что:

Существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9) материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

В человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога , который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Эмпиризмом (сенсуализмом);

Рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон . Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

Мир познаваем;

Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

Мир непознаваем;

Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе».

4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Основные сферы общественной жизни.

Философские концепции общества.

План

ЛЕКЦИЯ 7. Общество как предмет философского анализа

Общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности, выступающая объектом изучения целого комплекса научных дисциплин: философии, социологии, истории, философии истории, культурологии, социальной психологии, кибернетики, семиотики и других. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений; изучение конкретных типов общества; изучение отдельных социальных организмов.

В рамках философского исследования общества решаются наиболее общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира; определяются особенности его познавательной активности. В отличие от частнонаучных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д.

Несмотря на то, что такие термины, как «общество», «социальный», «общность», достаточно прочно закрепились в обыденной жизни и имеют широкий диапазон интерпретаций, научное содержание понятия «общество» достаточно сложно. Латинский глагол «socio» дословно означает соединять, объединять совместно, а существительное «socialitas» – общество, ближайшее окружение. Таким образом, первоначальное значение понятия «социальный» означает связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

В современной науке существует большое количество определений общества. В широком смысле общество трактуется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в то время как в узком – под обществом понимается и тип социальной системы, и определенный социальный организм, и определенная форма социальных отношений. Общество также можно охарактеризовать как обособившуюся от природы часть материального мира, характеризующуюся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе современных интересов.

За длительный период существования философии как системы теоретического знания сформировалось множество подходов к пониманию общества и его интерпретаций в рамках различных школ и направлений. Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию в истории философской мысли основных философских концепций общества.



Представления об обществе в эпоху античности формируются на основе космоцентрического типа мировоззрения, согласно которому Космос понимался как некое воодушевленное начало, порождающее все многообразие вещей материального мира. Древние философы пытались разгадать и определить природу общественных отношений, уяснить сущность исторического развития и его закономерности. Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.), развивая представления об обществе, считал, что борьба за существование привела к возникновению труда, первоначально представляющего подражание природным процессам; важнейшим условием общественного развития является разделение труда.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона . Платон (427-347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – строил свои представления об обществе на основе теории идей, объясняя общество как воплощение идей справедливости. Он утверждал, что общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Идеальное государство состоит из трех сословий: философов, которые должны управлять государством, воинов, призванных защищать государство, и ремесленников и земледельцев, обеспечивающих всех необходимыми материальными благами. Государство будет только тогда, когда каждое сословие будет добросовестно выполнять свои функции.

Аристотель (384-322 до н.э.) в своих представлениях об обществе также исходил из необходимости построения справедливого общества. Человек, по Аристотелю, это существо политическое, несущее в себе инстинктивное стремление к совместной жизни, а общество – это объединение людей в целях всестороннего обеспечения жизни.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) видел причину выделения человека из животного состояния в развитии материальной культуры: использование шкур убитых животных, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

Греческие философы рассматривали время Космоса как циклическое, следовательно, развитие истории мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответственно, и история должна начаться вновь. Таким образом, в античное время утверждается концепция цикличного развития истории человечества .

В средневековье философское понимание общества основывалось на идеях теоцентризма, утверждавшего Бога причиной всего сущего. На основе провиденциализма история рассматривалась как результат осуществления предусмотренного Богом плана, то есть божественного провидения. «Избранные» народы осуществляют божественную миссию, а затем уступают место другим народам; все пороки – результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Постепенно формируется линейная концепция исторического процесса , согласно которой история начинается грехопадением первых людей, а заканчивается вторым пришествием Христа, страшным судом и наступлением царства Божия на земле.

Ярким представителем средневековой философии является Августин Блаженный (354-430), который уже в IV веке представляет философскую интерпретацию общества, различая «град небесный» и «град земной». Августин критиковал все, что в граде земном противоречит граду небесному, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного. Собственно жизнь общества – это борьба добра со злом, длительный и мучительный процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

Эпоха Возрождения ознаменовалась процессами секуляризации, то есть разделения философии и религии. Происходит «оживление» социально-философской мысли, ведется борьба против теологии. Н. Макиавелли (1469-1527), Т. Кампанелла (1568-1639) др. стали рассматривать общество «человеческими» глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии.

Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе является принципиально новый подход к пониманию общества и государства Н. Макиавелли (1469-1527). По мнению философа, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Философ настаивает на том, что цель оправдывает средства, то есть для удержания власти правитель может использовать любые средства, наиболее эффективными из которых являются любовь и страх, причем страх – лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель с помощью страха наказания должен удерживать их от неблаговидных поступков. Концепция Н. Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции.

В Новое время представления об обществе строятся на основе концепции естественного права и общественного договора , в то время как в христианстве постулировался договор народа с Богом (завет собственно и означает договор). Новоевропейские мыслителиподвергли резкой критике богословские концепции средневековья и рассматривали развитие общества как продолжение истории природы, пытаясь выявить «естественные» законы общественной жизни.

По мнению Т. Гоббса (1588-1679) , природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – это война всех против всех. Но такое состояние губительно для человечества, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому, главный признак которого – наличие государства, то есть публично организованной принудительной силы.

Общественный договор – это главный признак гражданского общества, а общественный договор, гражданское общество – это все творения человека разумного, а значит и философии о нем, утверждал Дж. Локк (1632-1704) . Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность.

Дж. Вико (1668-1744), основоположник концепции исторического круговорота, утверждал, что развитие всех народов циклично и включает) три эпохи: божественную (безгосударственность, подчинение жрецам, героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Анализируя общественную жизнь, Дж. Вико отвергал идею фатализма в истории, критиковал тех, кто считал историю цепью случайностей.

Ш. Монтескье (1689-1755), основоположник концепции географического детерминизма, отмечал, что географические факторы такие, как климат, почва, рельеф, обусловливают нравы и склонности людей, от которых в свою очередь зависят общественный строй, образ жизни и законы. Большое внимание в творчестве Ш. Монтескье уделено государственному устройству общества и сформулировано важное положение о том, что общество прогрессирует в своем развитии, а различные стороны и ступени исторического процесса причинно связаны между собой, составляя единое целое.

Философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) предлагал собственную версию концепции общественного договора, утверждая, что в общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было. Люди по своей природе добры, считал он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизационное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, сознательно заключаемый людьми, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, то есть создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает человека, с одной стороны, подданным, с другой – сувереном, а единство этих двух состояний и создает, по мнению Ж.-Ж. Руссо, гражданина.

Ж. Кондорсе (1743-1794) полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний, указывая на важное значение материальных и политических факторов в развитии общества. Так, основным источником существования первобытных людей были охота и рыболовство; частная собственность отсутствовала. Переход к скотоводству и земледелию вызвал к жизни имущественное неравенство; возникают обмен, торговля, деньги. Так как труд создает больше ценностей, чем стоит пища, необходимая для восстановления сил, некоторые люди освобождаются от труда, создается неравенство в политических правах, что в определенных ситуациях может привести к революции. Ж. Кондорсе считал, что человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть его направленность и ускорять дальнейшее развитие.

И. Гердер (1744-1803) усматривал природу человека в его неотделимости от общества, понимая последнее как органическое целое. Вне этого целого индивид ничто: «Человек рожден для общества». Развитие общества, согласно И. Гердеру, это естественноисторический процесс, а главным стимулом развития общества является деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием выступает гуманность.

Мыслитель-гуманист К. Сен-Симон (1760-1825) , анализируя общественные явления, утверждал, что они происходят закономерно, являются причинно обусловленными и совершаются в силу потребности общественного развития.

Значительный вклад в понимание общественных процессов внес немецкий философ Г. Гегель (1770-1831), обосновавший идею всеобщего объективного развития и распространивший это положение на саму общественную жизнь. Поскольку общество объективно подвержено изменению, развитию, то в нем неизбежно происходит смена исторических эпох. Г. Гегель обратил внимание на то, что параллельно с ростом общественного богатства наблюдается и рост бедности и нищеты. Определенную ценность имеет вывод философа о том, что гражданское общество содержит в себе противоречия, которые надо разрешать, «снимать». Противоречия в обществе нейтрализуются, противоположности примиряются, и борьба противоречий прекращается.

В рамках решения онтологического аспекта основного вопроса философии – «Что первично: сознание или материя?» – применительно к социальной действительности сформировались две основные концепции общества: идеалистическая и материалистическая.

Идеалистическая концепция общества господствовала вплоть до середины XIX вв. в виде исторического субъективизма и исторического объективизма. Исторический субъективиз м объяснял развитие общества действиями великих людей: королей, императоров, крупных политиков, религиозных и военных деятелей, замыслы которых приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории.

Согласно историческому объективизму , решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался формированием большого числа школ и направлений в рамках неоклассической и неклассической философии, которые по-разному интерпретировали как само общество и общественные отношения, так и его историю. Особу популярность приобрела иррациональная философия, объясняющая все явления общественной жизни проявлением нерационального начала. Иррационалисты, игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, утверждали, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле» (А. Шопенгауэр (1788-1860) ).

Сторонники экзистенциализма А. Камю (1913-1960), М. Хайдеггер (1880-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980) и др. противопоставляли «самосуществующую» личность социальной среде, в которой она живет. В частности Ж.П. Сартр полагал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. За все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек», свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет.

Материалистическое объяснение истории общества впервые было предложено в конце XIX вв. К. Марксом (1818-1883) в видеформационной концепции исторического развития, согласно которой история общества рассматривалась как последовательная смена общественно-экономических формаций. Ключевым понятием данной концепции является общественно-экономическая формация как конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического развития. Основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства, обусловленный, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций в результате социальной революции, главной причиной которой является углубляющийся конфликт между развитыми производственными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликту в политической сфере, что отражается на всех уровнях надстройки общества. Движущей силой истории является классовая борьба.

Односторонность формационной концепции заключается в преувеличении значения экономической сферы в жизни общества, в сведении до минимума значения субъективных факторов, связанных с деятельностью отдельных людей и их сознанием, а также отрицание вариативности общественного развития.

В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Ф. Ницше (1844-1900), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1884-1975). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религии, культуры, экономики, политики и биосоциальной организации. Смена цивилизации приводит к смене характера ее основных элементов. Цивилизационная концепция предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возможность более глубоко осмыслить происходящие изменения и зафиксировать их специфику. Кроме того, понятие цивилизации позволяет синтезировать объективный взгляд на исторический процесс и при этом не игнорирует субъективный фактор. Основным недостатком данной концепции является неясность критериев выделения цивилизации, а также неоднозначность трактовок понятия «цивилизация», что порождает путаницу в подходах. В настоящее время цивилизационная парадигма выступает универсальной методологией философии истории.

Ф. Ницше для объяснения характера исторического процесса предложил идею вечного возвращения. О. Шпенглер утверждал, что история человеческого общества не развивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур, каждая из которых – организм, обладающий индивидуальной душой и судьбой, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская и западноевропейская. А. Тойнби (1884-1975) в своей концепции исторического круговорота выделял уже не восемь, а двадцать одну культурно-историческую единицу. Каждая цивилизация, по его мнению, представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой, и которая проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, уступая место другой цивилизации.

Тем не менее, полного отрицания концепция линейности исторического развития не получила. Так, К. Ясперс (1883-1969), сторонник линейной концепции истории, акцентировал внимание на единстве человечества и вытекающей из этого общности его исторического пути. Философ утверждал, что каждая историческая эпоха уникальна, благодаря своей специфической ситуации, но, тем не менее, в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые выступают в качестве предпосылок сходных исторических процессов.

Таким историческим моментом, по мнению философа, является «осевое время» – период одновременного (примерно 800-е гг. до н.э.) зарождения духовных движений в Индии, Китае, Греции и Персии, определивших облик современного человечества; это момент возникновения философии, а вместе с ней и феномена философской веры. После осевой эпохи история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.

На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX в. формируется ряд натуралистических концепций общества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский (1897-1964) и Л. Гумилев (1912-1992) считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью. Л. Мечников (1838–1888) фактором общественных преобразований видел природно-климатические особенности территории.

Сторонники психологического направления объясняли социальные процессы особенностями психологии общественных классов, социальных групп, наций. Так, Л. Уорд (1841-1913) утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Вместе с тем, человек должен уметь управлять своими поступками, действиями так, как этого требует цивилизация. Г. Тард (1843-1904) в качестве движущей силы общественных преобразований определял индивидуальную и групповую психику людей, их психологический настрой. В процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. История общества, по утверждению Г. Тарда, представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858-1917) определял общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Другой сторонник структурно-функционального подхода К. Поппер (1902-1994) ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию; обосновывает концепцию «открытого общества» и указывает на опасности тоталитаризма.

Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864-1920), Т. Парсонсом (1902-1979), П. Сорокиным (1895-1968) и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями такими, например, как доход, образование, занятость и др.

На рубеже XX – XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества , разработанная Д. Беллом (1919), У. Ростоу (1916-2003), Дж. Гелбрейтом (1908-2006) и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество.

Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Таким образом, при любом подходе для философской интерпретации общества необходимо решение двуединой задачи, во-первых, необходимости осмысления места общества как системы в общем устройстве мира, во-вторых, уяснения общих инвариант социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Предмет философии.

Философия

Предмет философии

По количеству признаваемых первоначал

· Монизм (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.)

· Дуализм (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.)

· Плюрализм (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)

По качеству признаваемых первоначал

· Материализм (материя первична, дух вторичен)

· Идеализм (дух первичен, материя вторична)

o Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания

o Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»

По методу познания

  • Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты)
  • Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы)
  • Иррационализм (опирается на «сверхразумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение)

По пониманию Бога

  • Теизм (Бог как личность)
  • Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания)
  • Пантеизм («Бог во всем»)
  • Атеизм (Бог – фикция)

По характеру философской системы

  • Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности)
  • Диалектика – отыскание истины в столкновении противоположностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)

Функции философии.

Разные исследователи выделяют разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая – относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании

Жизнь и учение Конфуция.

Конфуций жил с 552 по 479 годы до нашей эры. Он родился (скорее всего) в аристократической семье. Это было время, которое получило название «период весны и осени» . Патриархальная власть императора сдавала свои позиции, а на ее место пришло властвование правителей отдельных царств. Отцом Конфуция был 63-летний чиновник Шу Лянхэ, а матерью 17-летняя наложница Янь Чженцзай. Очень скоро отец скончался и мат во избежание гнева законной супруги покинула дом вместе с сыном. Мальчик с детства много работал, жил в бедности и нужде. К нему очень рано пришло осознание того, как важно быть культурным и образованным человеком. Конфуций много времени тратил на самообразование и размышления. В молодые годы он служил министром юстиции в царстве Лу. Эта была эпоха перемен.

Имя мыслителя звучит как Кун Фу-цзы (Мастер Кун). Латинскую форму Конфуциус ввели миссионеры-иезуиты в XVI веке. Это имя со временем преобразовалось в Конфуций, а учение получило название конфуцианство.

Конфуций был основателем философской школы рю (цзю) – «моралисты, ученые». Основой построения совершенного общества, по его мнению, была гуманность (чжэн или рен). Важное место в общественном устройстве занимали концепция ли – выполнение ритуалов и обрядов, и ци – соблюдение нравственных норм в повседневной жизни. В качестве примера и эталона Конфуций приводил истинного джентльмена, высокоморального человека, который всегда поступает так, как считает нужным, независимо от обстоятельств и последствий. В основу конфуцианства легло почитание древней мудрости. Наблюдая за раздором и междоусобицами, которые царили тогда в Китае, философ обратил свой взгляд в глубину веков, когда были мир и гармония. Мечтой Конфуция было восстановить принципы правления, которыми руководствовались императоры Вень и Ву.

Тянь (небеса) Конфуций называл главной духовной целью человека. Основной задачей правителя (тяньцзы – «сын неба») было поддержание порядка. Свое учение он считал небесным, так как человек всегда должен стремиться к гармонии со вселенной. Но самое главное – это осознать свою цель и стремиться к ее достижению.

«Луньюй» - «беседы и суждения» - сборник наставлений и рассуждений на тему нравственности и общества. Это своеобразный кодекс поведения идеального человека. По одной из версий автором этой книги был сам Конфуций, по другой – его последователи. Повествование ведется в виде наставлений Мастера своим ученикам. Термин чжен – «человечный, гуманный».

Конфуций делит людей на три категории:

1. шень-рен – мудрец;

1. цзюнь-цзы – благородный человек, во всем следующий истине;

2. cяо-рен – «маленький человек», живущий не думая о моральных ценностях.

Сократ, его жизнь и учение.

Сократ - (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

§ необходимостью каждому “познать самого себя”

§ “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке - методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, - это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле - знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше - к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии

Г. В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие - ничто - становление; качество - количество - мера; сущность - явление - действительность - понятие - объект - идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу - в состояние инобытия и возвращение в себя через воплощение в человеке в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном духе» (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютном духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту - внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем Г. В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия - Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г. В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История - «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Осуществление буржуазно-демократических требований Г. В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.

Философия Л. Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство

Основные философские направления.

Августин, Блаженный Аврелий (354—430) — христианский богослов и философ-мистик. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм — учение, отрицающее, полностью или частично, возможность познания мира.

Акосмизм — философское и религиозное учение о ничтожестве земного мира; наиболее характерно для индийской философии (Веданта), но распространено также и в христианстве.

Актуальности теория (актуализм) — идущее от Гераклита учение о невозможности неизменного бытия. Всё бытие есть вечное становление, живое движение.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Аристотель, Стагирит (384/383—322/321 до н. э.) — величайший философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот. Источником всякого движения, по Аристотелю, является Бог — «неподвижный перводвигатель».

Атеизм — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев, Николай Александрович (1874—1948) — русский религиозный философ. Защищал идеи экзистенциализма, учил о примате свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм — мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Бруно, Джордано (1548—1600) — итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населённых миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6с) исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бэкон, Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надёжным источником познания, по Бэкону, является опыт:

Вернадский, Владимир Иванович (1863—1945) — русский естествоиспытатель и мыслитель. Создатель нового подхода к понятиям «биосфера» (сфера жизни) и «ноосфера» (сфера разума). Биосфера - земная оболочка, охваченная биологической жизнью, с появлением человека разумного постепенно преобразуется в ноосферу, которая имеет тенденцию к непрерывному расширению.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его «философии истории» лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм — одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Представители — Шопенгауэр и Ницше.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, — это проявление идеи, понятия, духа.

Геоцентризм — мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544—483 до н. э.) — древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём. Этот первоогонь является чистым разумом, логосом, из которого произошло всё существующее.

Гилозоизм — философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология — раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта и субъекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком.

Гностицизм — философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи — «источнику зла». Первыми гностиками были Валентин из Египта (II в.) и Василий из Сирии (И в.).

Даосизм — религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI — V вв. до н. э. Её основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм — религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декарт, Рене (1596—1650) — французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии — дуализм души и тела, отождествление материи и пространства. Пытался доказать существование Бога и реальность внешнего мира.

Демокрит (ок. 460 — ок. 371 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что всё происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дидро, Дени (1713—1784) — французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные — инструменты, наделенные способностью ощущать и обладающие памятью.

Динамизм — взгляд на мир и природу, при котором вся действительность выступает как игра сил или движений (или же она возникает из них).

Дуализм — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мысли, мировоззрений, целеустремлений.

Идеализм — философское направление, исходящее из первичности духовного и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности — некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Иллюзионизм — философское направление, утверждающее, что всё истинное, прекрасное и нравственное — это иллюзия, видимость, обман.

Имманентная философия — субъективно-идеалистическое философское направление, возникшее в конце XIX в. Основные тезисы: «существует только то, что мыслится», объект неразрывно связан с субъектом. Его представителями было введено понятие «родового сознания», существующего независимо от человеческого мозга. Представители: Шуппе, Леклер.

Интенцнонализм — учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения субъекта, его совершающего. Утверждает направленность сознания, воли, чувства на конкретный предмет.

Интуитивизм — идеалистическое философское учение об интуиции как самом главном и самом надёжном источнике познания.

Иррационализм — философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т. к. познавательные возможности разума сильно ограничены. Действительность считается хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая.

Историзм — принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признаётся необратимый и преемственный характер изменения вещей.

Кант, Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т. е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Картезианство — философия последователей Декарта. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания («мыслю, следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательстве использовался рационалистический математический метод.

Конвенционализм — философское направление подчёркивающее, что научные системы, понятия, определения, аксиомы и т. д. являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учёными и определяются требованиями удобства и простоты.

Кондиционизм — теория познания, в которой понятие причины, вследствие того, что оно слишком антропоморфно и ненаучно, заменено понятием совокупности условий. Основатель учения — немецкий физиолог М. Ферворн.

Конфуций (552—479 до н. э.) — китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В основе его учения пять простых и не "шких добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание i i . ipiuHx и мужество.

Критицизм — изначально название философии Канта, который считал основной её целью критику познавательной способности человека. Также это понятие обозначает учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только опыт.

Кьёркегор, Серен (1813—1855) —датский философ, предшественник экзистенциализма. По его мнению, подлинная философия должна носить глубоко личный, мистический характер, поэтому он отвергает научный способ философствования. Важнейшей категорией учения Кьёркегора является категория «парадокса». Отвергал любую попытку соединения мира божественного и мира человеческого.

Лао-Цзы (кит. - «старый учитель») (604 до н. э. — ?) — почётное имя китайского философа Ли Эра, основателя даосизма. Учил, что человек должен следовать естественности вещей, отказаться от "мудрствования. Основой учения Лао-Цзы было сверхземное «дао», первопричина всего бытия.

Локаята — древнеиндийская система материализма, объясняющим мир взаимодействием четырёх элементов: земли, воды, огня и воздуха; иногда добавлялся пятый элемент — эфир. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких атомов они являются. Локаята признаёт ощущение единственно достоверным источником познания.

Локк, Джон (1632—1704) — английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что всё человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врождённых идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Локк считал, что о возможности божественного откровения может судить только человеческий разум, а не церковная догма.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетённых классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Материализм — философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного начала. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, доказывая тем самым познаваемость природы.

Метафизика — 1. Философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. В этом смысле метафизика — основная философская наука. 2. Способ мышления, рассматривающий вещи и явления как неизменные и не зависимые друг от друга.

Мистицизм — религиозно-идеалистический взгляд на вещи, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистики считают высшей формой познания некую мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность Бога — духовной первоосновы мира.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материя, дух и т. д.).

Монопсихизм — учение о том, что отдельные души рождаются и умирают не сами по себе, а лишь под воздействием извне, в результате обусловленных материальных и физических превращений единой душевной субстанции.

Монтень, Мишель (1533—1592) — французский философ, утверждавший, что человек имеет право на сомнение. Отвергал религиозное учение о бессмертии души, понимая сознание как специфическое свойство материи.

Наитивизм — учение о мистико-религиозном характере познания: истина раскрывается не после рационально-логических размышлений, а внезапно, без подготовки, путём мгновенного озарения, или же при помощи мысли, подсказанной человеку свыше, в виде божественного откровения.

Нативизм — учение, утверждающее врождённую способность человека к определённым идеям.

Натурализм — философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём в понятие «природа» включаются так же дух и духовные творения.

Натурфилософия — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из личного опыта мотания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук).

Неогегельянство — неоднородное философское течение, возникшее во второй половине XIX в. Для неогегельянцев характерны отказ от диалектики или перенесение её только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Представители: Брэдли, Ильин и др.

Неокантианство — идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии. Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта. Представители: Либман, Введенский и др.

Неоплатонизм — форма греческой философии, разновидности которой существовали в период с середины III в. до середины VI в. Возник в результате смешения учения Платона, Аристотеля, а так же стоического, пифагорейского и других учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христианской мистикой и религией. Основы учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи; освобождение материально обременённого человека и переход его к чистой духовности.

Неопозитивизм — философское учение, современная форма позитивизма. Считает, что знание о действительности даётся лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка. Неопозитивизм ограничивает познание лишь непосредственным опытом. Представители: Стеббинг, Рейхенбах, Нагель, Мер.

Неореализм — течение в англо-американской философии XX в. В основе его лежит идея «имманентности независимого». Неореалисты считают, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но при этом её существование и природа не зависят от познания. Представители: Мур, Рассел, Броуд, Перри.

Неосхоластика — дальнейшее развитие схоластики после реформации. Это развитие проявилось в протестантской и католической неосхоластике. С XIX в. начинается оживление схоластики, которая объединяет различные школы католической философии (томизм, платоновско-августианская, францисканская школы и т. д.).

Неотомизм — официальная философская доктрина Католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Основу неотомистского учения составляет схоластический принцип: «Философия — служанка богословия». Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как божественное первоначало. Материальный мир объявляется вторичным, производным. Большое место в неотомизме занимает религиозное толкование современных естественнонаучных теорий.

Неофрейдизм — представители школ «культурного психоанализа» (Хорни, Кардинер, Александер) сохранили нетронутой основную линию З. Фрейда, отказавшись лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплёку.

Ницше, Фридрих (1844—1900) — немецкий философ-нолюнтарист. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу за существование», перерастающую в «волю к власти». Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить всё лживое и враждебное жизни. Боролся против христианства и буржуазной морали.

Номинализм — направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные пещи с их индивидуальными качествами.

Объективизм — направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение только реальных предметов и объективных целей.

Онтология — 1. Под онтологией понимается учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике или части метафизики. 2. В XX в. — .то система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Панентеизм — учение, согласно которому Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога. Синтез пантеизма и теизма.

Панлогизм — учение о тождестве бытия и мышления, согласно которому всё развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.

Панпсихизм — идеалистическое воззрение, в соответствии с которым природа считалась одушевлённой. Представители: Уайтхед, Стронг.

Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, не находящееся за пределами природы, а тождественное ей.

Параллелизм психофизический — теория, рассматривающая психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. Представители: Вундт, Липпс, Рибо и др.

Персонализм — философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признаёт «личность», которая понимается как духовный первоэлемент бытия.

Перфекционизм — учение о способности человека и всего человечества к совершенствованию.

Платон (427—347 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, т. е. «идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона учение о «Мировой душе». Единственное верное познание — это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение».

Платонизм — 1. Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками. 2. Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Плюрализм — философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей, несводимых к единому началу.

Позитивизм — философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Прагматизм — философское течение, определяющее значение истины её практической полезностью.

Психологизм — воззрение, согласно которому индивидуальная и коллективная психика являются основой философии.

Рационализм — философское направление, считающее, что научное (т. е. объективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Релятивизм — идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Релятивизм утверждает, что в любых знаниях нет абсолютно точного отражения объективного мира.

Реляционализм — гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и понятиями.

Розанов, Василий Васильевич (1856—1919) — русский религиозный философ и писатель. Критиковал христианство ради «живой» религии. Считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

Руссо, Жан Жак (1712—1778) — французский писатель и философ. Наряду с существованием Бога признавал и существование бессмертной души. Руссо рассматривал материю и дух как два вечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врождённость нравственных идей.

Сенсуализм — философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Сингуляризм — философское направление, выводящее особенности мира, всё его многообразие из одного единственного принципа (см. Монизм).

Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Сократ (469—399 до н. э.) — древнегреческий философ, считавший, что строение мира и физическая природа вещей непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая — искусство жить.

Солипсизм — философская теория, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир находится только в сознании индивидуума.

Соловьёв, Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский фило соф-идеалист. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается Соловьёвым как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир как её самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьёв выводит единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией».

Спиноза, Бенедикт (1632—1677) — нидерландский философ, считавший целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чём другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям.

Спиритуализм — идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Признаёт существование души независимо от тела. Материальный мир — это или способ проявления Бога и его способностей, или иллюзия человеческого сознания.

Стоицизм — философское учение, возникшее в конце IV в. до н. э. Главные представители: Зенон и Хрисипп. Основные постулаты: жить надо сообразно природе; счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; наука стремится познать общее, но в мире оно не существует.

Супернатурализм — философское направление, допускающее наличие сверхприродной и сверхразумной действительности.

Схоластика — средневековая «школьная» (развивавшаяся в монастырях и университетах) философия, представители которой пытались дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению.

Телеология — философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. С точки зрения телеологии не только человек, но и все явления природы имеют целеполагающие начала, души особого рода.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога.

Теософия — философское течение, представители которого для понимания божественной сущности предпочитают авторитету официальных религиозных догм непосредственный внутренний опыт человека и мистическую интуицию.

Томизм — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.

Фёдоров, Николай Фёдорович (1828—1903) — русский религиозный философ. Предложил оригинальную систему — космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Фейербах, Людвиг Андреас (1804—1872) — немецкий философ, выдвигавший на первый план человека в качестве «единственного, универсального и высшего» предмета философии. Рассматривал религию как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Феноменализм — учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственным объектом познания являются только ощущения.

Феноменология — основанное немецким философом Э. Гуссерлем и его учениками во второй половине XIX в. субъективно-идеалистическое направление. Его центральное понятие: «интенциональность» сознания, т. е. направленность на объект. Основной принцип: «нет объекта без субъекта». Основные методические требования: воздержание от любых суждений, выходящих за границы субъективного опыта; сам субъект познания рассматривается не как реальное существо, а как чистое сознание.

Фидеизм — мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основанное на простом убеждении в истинности откровения.

Физикализм — концепция, сторонники которой ставят истинность любого положения науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики.

Фихте, Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, считавший основным предметом философии деятельность безличного всеобщего «самосознания» («я»), которое противопоставляется объективному миру природы и материи («не-я»).

Флоренский, Павел Александрович (1882—1937) — русский ре лигиозный философ, пытавшийся совместить научные истины с религиозной верой. Считал, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение.

Фома Аквинский (1225/26—1274) — первый религиозный философ-схоластик. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Всё Мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, установленный Богом.

Фрейдизм — название теории и метода психоанализа. Его основатель Зигмунд Фрейд рассматривал психику как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (бессознательное). Все действия человека, все исторические события Фрейд истолковывает как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных, влечений.

Циолковский, Константин Эдуардович (1857—1935) — русский учёный, автор «космической философии». Считал, что все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» — бессмертное элементарное существо.

Чаадаев, Пётр Яковлевич (1794—1856) — выдающийся представитель русской религиозной философии. Утверждал, что истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или Высший разум, управляющий течением событий и влияющий на ум человека. Считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории. Чтобы сравняться с другими народами, мы должны, по мнению Чаадаева, сблизиться с Западом, воспользоваться плодами его многовековой цивилизации.

Шопенгауэр, Артур (1788—1860) — немецкий философ, утверждавший, что сущностью мира является воля, которая лежит вне времени и пространства. Спасение от страданий — в абсолютной безмятежности (нирване), уничтожающей волю к жизни.

Экзистенциализм, философия существования — философское направление, возникшее в XX в. Истоки — философия жизни, феноменология Гуссерля, учение Кьеркегора. По мнению экзистенциалистов, бытие постигается не через рассудочное мышление, а через непосредственное переживание собственного существования, т. е. экзистенции. Различают религиозный экзистенциализм (Ясперс, Бердяев) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).

Эмпиризм — учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс) основным источником чувственного опыта считает объективно существующий мир.

Эмпириокритицизм (махизм) — течение, основанное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выдвигает представление о мире, как о совокупности «нейтральных элементов» или ощущений. Понимание опыта очищается от понятия материи.

Энергетизм — философская концепция, возникшая в конце XIX в. Все явления природы сводятся к видоизменениям энергии, в том числе дух и материя.

Эпикур (342/41—271/70) — древнегреческий философ, отрицавший вмешательство богов в земные дела. Считал, что число миров бесконечно и разнообразно и представляет собой результат столкновения и разделения атомов. Познание природы освобождает людей от всех страхов, что необходимо для человеческого счастья, сущностью которого является удовольствие (в первую очередь духовное). Девиз Эпикура: «Живи уединённо!»