Реестр недобросовестных организаций. Реестр недобросовестных поставщиков

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019)

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 , - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Вопрос-Ответ

  • - Каков порядок признания исчисления налога на прибыль расходов в виде вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации?
  • - Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 12 июля 2010 г. N 03-03-05/150 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания расходов...
  • - Может ли участвовать в торгах, которые проводятся в соответствии с Законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», организация, которая не имеет Свидетельства о допуске к работам по организации строительства?
  • - Нет, не может. Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах...
  • - Просим Вас дать разъяснения по следующей формулировке отраженной в Свидетельстве "вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 000 000 (десять миллионов рублей). 1. Относится ли данная формулировка ко всему перечню работ, допуск к которым разрешен указанным в приложении к Свидетельству или только к работам в которых выполняются функции Генподрядчика. 2. Возможно ли за исключением функций Генподрядчика выполнять работы на сумму превышающую 10 000 000 (десять миллионов) рублей. 3. Просим дать определение термину "Функция Генподрядчика"
  • - 1. Формулировка в Приложении к Свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства -организация вправе заключать договоры...
  • - В: Влечет ли изменение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, изменение договора страхования гражданской ответственности?
  • - О: В случае изменения перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в результате которого вводятся новые виды работ, исключается часть видов работ, ...
  • - В: Могут ли свидетельства, удостоверения и другие документы, выданные Ростехнадзором по результатам обучения физических лиц по различным специальностям, приравниваться к документам о повышении квалификации?
  • - О: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не является образовательным учреждением, и выдача свидетельств или удостоверений о повышении квалификации не входит в...
  • - В: Вправе ли лицо иметь свидетельства о допуске к работам, выданные разными саморегулируемыми организациями?
  • - О: В соответствии с частью 7 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого...
  • - В: Сохраняет ли свидетельство о допуске к работам свое действие в случае изменения состава учредителей юридического лица?
  • - О: Изменение состава учредителей юридического лица не влияет на его правоспособность, в том числе на действие свидетельства о допуске к...
  • - Есть какие-то нюансы вступления компаний, не имеющих опыта строительной деятельности? Организациям с действующими лицензиями проще вступить в СРО?
  • - Строительные компании из других регионов вступить в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в...
  • - Каковы условия вступления и членства в СРО?
  • - По этому вопросу в разделе «Нормативная база» имеется письмо Министерства Финансов РФ N 03-03-05/150 от 12 июля 2010 ...

Сформированы реестры добросовестных подрядчиков капремонта в 78 субъектах РФ

По словам главы Министерства строительства России Михаила Меня, сформированы реестры добросовестных подрядчиков капитального ремонта, охватывающие около 3000 подрядчиков в 78 субъектах РФ.

Это необходимо, прежде всего, для повышения качества капитального ремонта. Сначала проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, затем среди отобранных компаний проводится конкурс на конкретные работы. По мнению Михаила Меня, к проведению капитального ремонта целесообразно допускать только хорошо зарекомендовавшие себя компании. Причем критерии попадания в реестр добросовестных подрядчиков являются публичными, что позволяет любому надежному подрядчику попасть в этот список. Например, одним из требований к подрядчику является отсутствие проигранных исков по предыдущим контрактам.

По информации на 1 февраля 2017 года, предварительные отборы уже проведены в 78 субъектах России. Заявки подали свыше 7 500 компаний, но в реестр удалось попасть лишь 3000 подрядчикам. До сих пор не сформированы реестры в семи регионах: в Республике Коми, Карелии, Дагестане, Сахалинской, Самарской, Ульяновской областях и Алтайском крае.

Дата создания: Пт, 02/03/2017 - 12:12

Дата последнего изменения: Пт, 02/03/2017 - 12:12

В 78 субъектах уже проведены предварительные отборы добросовестных подрядчиков капремонта. В сформированные реестры вошли около 3 000 подрядных организаций страны. Глава Минстроя России Михаил Мень сообщил об этом, общаясь с журналистами.

Для повышения качества работ, проводимых в рамках капитального ремонта, была введена принципиально новая схема отбора подрядчиков. Первым этапом проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а сам конкурс на конкретные работы проводится среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надежность.

«Мы считаем, что к проведению капитального ремонта могут быть допущены только хорошо зарекомендовавшие себя компании. При этом критерии попадания в реестр добросовестных подрядчиков публичные и понятные, поэтому в перечень таких компаний может попасть любая надежная компания. Например, в числе требований к подрядчику – отсутствие проигранных исков по предыдущим контрактам, что вполне понятное и справедливое условие»,- прокомментировал Михаил Мень.

По данным на 1 февраля, предварительные отборы проведены в 78 субъектах РФ. Число поданных заявок превысило 7 500. «Однако, в сформированные реестры было включено менее половины претендентов – сегодня таких компаний около 3 000. Все еще не сформированы реестры в 7 регионах, в том числе, в Республиках Коми, Карелия и Дагестан, Сахалинской, Самарской, Ульяновской областях и Алтайском крае», - сообщил глава Минстроя России Михаил Мень.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Данный вебинар предназначен как для заказчиков, так и для поставщиков, так как в этой сфере они имеют одинаковые риски, просто они разного характера: у поставщика риски репутационные, у заказчика - риски привлечения к административной ответственности. Заказчик и поставщик оба находятся в сложной репутационной ситуации.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) - это федеральный информационный ресурс, который находится в открытом доступе на http://zakupki.gov.ru/. Он появился в 2006 году, когда начал действовать закон о размещении заказов 94-ФЗ. На сегодняшний день в России 2 реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В реестре сейчас более 10 000 записей. Динамика внесения в этот список весьма активная. Ранее действовал реестр по 94-ФЗ, но сейчас он уже не актуален.

Реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Часто сотрудники ФАС называют этот ресурс «всероссийской доской позора». Внесение в РНП несет для хозяйствующего субъекта очень много минусов. Это очень серьезный репутационный вред, так как в государственных закупках потенциальные контрагенты изучают организацию весьма тщательно. Нужно понимать, что данный ресурс изучается всеми, поэтому это препятствие не только для участия в госзакупках, но и по всей бизнес-сфере.

Отсутствие сведений в РНП - не обязательное требование к участникам закупки. Так было и в 94-ФЗ. Данное требование заказчик самостоятельно включает или не включает в документацию о закупке. Но, как показывает практика, почти все заказчики требуют этого.

Основания для включения сведений в РНП

Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки для включения в РНП, если:

  1. Победитель уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен 2 номер.
  2. Единственный участник закупки, уклонился от заключения контракта; Уклонившимся считается, например, участник, который не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок.
  3. Контракт расторгнут по решению суда.
  4. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта.

Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно (см. также письмо Минэкономразвития России от 26.02.2016 № Д28и-436).

  • Заказчик не обязан направлять сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен 2 номер (письмо Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-1968, п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14;
  • Если от заключения контракта уклонился участник, информация о котором уже включена в РНП, заказчик и в этом случае должен направлять сведения о нем для включения в РНП.

Ни для кого не секрет, что любой контракт должен быть обеспечен материально со стороны поставщика. Обеспечение контракта всегда предшествует его заключению. Поэтому когда участник не предоставил обеспечение контракта, то это также квалифицируется как уклонение от исполнения контракта. Далее можно столкнуться с интересным пробелом в законодательстве: ранее, во времена 94-ФЗ, существовало правило: в процедуре есть 2 участника, на которых лежит обязанность по заключению контракта. Это поставщик №1 и поставщик №2. Сейчас совершенно иное регулирование: обязанность по заключению контракта лежит на победителе и втором номере запроса котировок. А если проводятся торги, конкурс или электронный аукцион, то на них ко второму участнику заказчик вообще не обращается. При проведении конкурса заказчик вправе обратиться ко второму поставщику, а второй поставщик вправе отказаться.

Информация в реестр недобросовестных поставщиков отправляется в случае, если победитель уклонился от заключения контракта и контракт был заключен с участником закупки, которому был присвоен второй номер. Допустим, был проведен конкурс, определился победитель. В установленные законом сроки он не предоставил подписанный контракт, контракт был предложен второму победителю, а тот отказался. Второй победитель имеет полное право отказаться. Таким образом, не наступает юридический факт, с которым закон связывает внесение информации в реестр недобросовестных поставщиков. В настоящее время подготовлен законопроект, который должен устранить эту законодательную коллизию.

Если были отклонены все заявки, кроме одной, или была принята одна заявка, то участник обязан заключить контракт на условиях своей заявки. Если он не предоставляет обеспечение или контракт, то это также считается основание для внесения в реестр.

Существует момент, когда внесение в реестр производится на основании того, что контракт был расторгнут по решению суда. Практика показывает, что любое расторжение контракта является таким основанием. Но в реестр направляются сведения о тех поставщиках, которые нарушили свои существенные контрактные обязательства. Расторжение контракта в судебном порядке возможно и по другим основаниям. Часто бывает, что контракты расторгаются в судебном порядке при серьезном изменении условий. Важно! Не любое решение суда по расторжению контракта является основанием для внесению поставщика в реестр.

Оснований для внесения в РНП всего два:

  • уклонение от заключения контракта,
  • существенное нарушение условий контракта поставщиком.

Далее уже существуют вариации. Бывают ситуации, когда от заключения контракта уклонятется лицо, уже внесенное в реестр недобросовестных поставщиков. Это вполне возможно, так как требование отсутствия в реестре поставщика устанавливает заказчик в каждом отдельном случае, при каждой закупке.

По вторым участникам, за исключением запроса котировок, заказчик не имеет права подавать сведения в РНП.

Порядок передачи сведений в РНП

  1. В течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен 2 номер, если победитель уклонился от заключения контракта.
  2. В течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение уклонился от заключения контракта.
  3. В течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Сведения направляются в очень сжатые сроки. Правило «3-5-3». И судебное решение, и внесение в реестр не наступают моментально. Решение Арбитражного суда вступает в силу через месяц, так как этот срок заложен на апелляционное обжалование.

Порядок передачи сведений

  1. На бумажном носителе.
  2. В электронной форме с использованием электронной цифровой подписи.

Если сведения не направлены в контрольный орган или направлены несвоевременно, а также если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Важно: каждое юридическое лицо является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Поэтому у одного физического лица может быть несколько различных фирм. Отсюда появилась идея: в реестр мало включать одно юридическое лицо, это не мешает физическому лицу продолжать участвовать в закупках. Таким образом, теперь указываются члены коллегиального органа и учредителю. Информация об учредителях не должна включаться в реестр, это ошибочно, так как еще в начале 20 века произошло расщепление собственности. Собственность уже отделена от функции управления. Если юридические лица создали компанию, то это не значит, что они этой компанией управляют. Именно поэтому происходит слияние капиталов учредителей, но менеджерами могут выступать другие люди. Нахождение учредителя в РНП нелогично, так как уклонение от заключения контракта и существенное нарушение обязательств - это текущая деятельность юридического лица. Текущая деятельность - это зона ответственности исполнительных органов, то есть директоров компаний.

Чтобы идентифицировать учредителей, было введено право: если компании в одинаковыми названиями встретились в реальной жизни, то одна может подать на другую в суд по прекращению деятельности под этим названием. Была внесена поправка: нужно сообщать ИНН для того, чтобы иметь дополнительный способ идентификации юридических лиц.

Информация и документы, направляемые в контрольный орган

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН;
  • наименование, ИНН, фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Автоматического включения в РНП закон не предусматривает и не предусматривал никогда. Основания для внесения в реестр еще не означают реальное решение органов. Но существуют причины для заседания антимонопольного органа: присутствуют представители заказчика и поставщика.

Заседание комиссии контрольного органа

  • Вопрос о включении сведений в РНП рассматривается с участием представителей заказчика в следующих случаях:
    • участник закупки уклонился от заключения контракта;
    • контракт с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика исполнять контракт из-за существенных нарушений его условий.
  • Если представители заказчика не явились на заседание, комиссия принимает решение в их отсутствие.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, на уполномоченный орган не возлагается обязанность рассматривать вопрос о включении сведений в РНП при участии представителей заказчика.
  • Участие заказчика в заседании комиссии контрольного органа не обязательно!

    Нахождение сведений в РНП. Сведения в РНП включаются на 2 года, затем сведения исключаются из реестра автоматически. Был инцидент, когда контрольный орган внес сведения на сайт с опозданием: только через 5 месяцев после начала процедуры. Но от какого момента нужно считать 2 года? От принятия решения или от записи на сайте?

    В Госдуму внесен законопроект о сокращении этого срока до 1 года. Обжаловать решение ФАС о включении сведений в РНП нужно в течение 3-х месяцев (ст. 198 АПК РФ).

    Судебная практика

    Принятие решения антимонопольным органом не окончательно. Суды считают, что нельзя ограничиваться формальностями, что необходимо выяснять все обстоятельства дела, устанавливать вину поставщику (действительно ли он уклонился?) и так далее. Вдруг заказчик ошибся?

    Может быть, есть вина заказчика в неисполнении контракта? Единственный случай попадания в РНП - это решение суда.

    Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2016 № 305-КГ15-19295 по делу № А40-51204/2015

    • Контрольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта по решению суда, а в рамках выполнения возложенной на него функции был обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
    • Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.

    Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 309-КГ15-18732 по делу № А60-48829/2014

    • Предприниматель в установленный срок не направил в адрес заказчика ни подписанный ЭЦП проект контракта, ни документ об обеспечении исполнения контракта, ни протокол разногласий.
    • Сведения о нем были включены в РНП как об уклонившемся от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
    • Суды решили, что выход из строя компьютерного оборудования произошел по независящим от предпринимателя обстоятельствам, предвидеть и своевременно предотвратить которые он не имел возможности.

    На этом основании решение ФАС было отменено судом. Ровно такая же практика была раньше, но с 2010 года очень распространенная ситуация, когда сбой в работе компьютера или интернет-провайдера могут послужить причиной неподписания контракта или существенного нарушения условий контракта.

    Обжаловать решение ФАС о включении сведений в РНП можно в течение 3 месяцев (ст. 198 АПК РФ)

    Закон допускает ходатайство о продлении этого срока, но чаще всего заявление не подлежит к рассмотрению.

    Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2015 № 308-КГ15-10115 по делу № А53-21632/2014

    Общество не подписало контракт по результатам электронного аукциона, ссылаясь на неисправность ключа электронной подписи, но доказательств этому не представило.

    Суды решили, что, претендуя на заключение контракта путем участия в аукционе общество, не только имело возможность учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но, и обязано было это сделать. Невыполнение участником закупки требований закона влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой закупки.

    Важно было представить доказательства того, что ключ ЭЦП был неисправен. В момент времени, который был отведен на заключение контракта, поставщик никаких действий не предпринимал.

    Суды обращают внимание на то, делали ли поставщики шаги к заключению контракта. Были ли намерения заключать контракт? Если да, то какие действия были совершены победителем закупки?

    Вопросы участников

    Участник, который занял 2 место, в случае уклонения победителя, если положением конкурсной документации предусмотрена его обязанность заключить договор. Подлежит ли он включению в РНП или нет?

    Если речь идет о 223-ФЗ, то нужно руководствоваться положением о закупке и конкурсной документацией. Закон эти вопросы не регулирует.

    В результате аукциона был заключен контракт на поставку продуктов. Контракт не был исполнен по вине поставщика, все нужные действия произведены, поставщик попал в РНП, продукты заказчику не поступили. Было переведено обеспечение контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Нужно ли возвращать эту сумму и как принимать обязательства с точки зрения бухгалтерского учета?

    Закон 44-ФЗ исходит из того, что заказчик должен взять обеспечение. Но что с ним делать, закон не определяет. Из практики: суды нормально относятся к тому, что заказчик берет неустойку или оставляет обеспечение себе. Использовать обеспечение заказчик по своему усмотрению не сможет. Есть разъяснение Министерства финансов на этот счет: деньги поставщика нужно перечислить в бюджет.

    223-ФЗ. Победитель не предоставил обеспечение и не предоставил контракт в срок. Второй победитель отказался от подписания контракта, это его право по положению. Можно ли заключать контракт с третьим победителем?

    Этот вопрос регулирует положение.

    Подлежит ли возврату обеспечение заявки на участие в электронных аукционах, если участник занял второе место?

    Если имеется ввиду 44-ФЗ, то в электронном аукционе второй участник не обязан заключать договор и обеспечение должно быть возвращено. 223-ФЗ определяет, что в положении о закупке это должно быть прописано.