Порядок расторжения государственного контракта в одностороннем порядке. Условия расторжения договора в одностороннем порядке

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель - компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам:

ГК РФ. В содержании данной статьи сказано, что расторгнуть договор по инициативе одной из сторон становится возможным лишь на основании судебного решения, причем основаниями для этого могут быть:

  1. Существенные нарушения действующей договоренности. Под существенными подразумеваются нарушения, влекущие за собой причинение весомого другим участникам сделки.
  2. Непредусмотренные изменения обстоятельств, которые стороны не в состоянии были предвидеть заранее. Имеется ввиду, что, если бы участники договоренности могли бы предвидеть подобное изменение обстоятельств, сделка изначально бы не заключалась.

Расторжение договора по желанию одной из сторон без обращения в суд имеет место быть в ситуации, когда это предусмотрено условиями самого документа, если подобное прописано в тексте договора.

Односторонний отказ от исполнения договора

С точки зрения законодательных норм, допустим отказ от договора в одностороннем порядке. Подобный отказ производится посредством уведомления другой стороны сделки об отказе исполнения договоренности полностью или в отдельной части. Прекращение договора возникает с момента получения уведомления другой стороной при условии, что это действие не содержит противоречий ни условиям самого договора, ни нормам действующего законодательства.

Фактически, при допустимости одностороннего отказа от договора его действие прекращается, и он считается расторгнутым, либо измененным. Основные аспекты, регулирующие односторонний отказ от исполнения контрактных обязательств, изложены в и 450.1 ГК РФ.

Одностороннее расторжение договора

Расторжение договора в одностороннем порядке допускается лишь по решению суда, либо тогда, когда стороны выражают готовность расторгнуть сделку и с учетом отсутствия противоречий взаимных интересов, что подтверждается соглашением о расторжении договора. То есть, все стороны-участники солидарны в своем намерении внести изменения или полностью прекратить действие существующей договоренности.

Таким образом, если по инициативе одной из сторон между заключается новое соглашение, действующий договор может быть расторгнут, либо в него вносятся необходимые актуальные изменения.

Если сторонам договоренности не удается прийти к консенсусу, инициатор расторжения правомочен обратиться в суд. При этом в суде будут учитываться причины, на основании которых подается заявление о расторжении договора. Если причины, указанные заявителем, противоречат положениям законодательства в этой части, иск о расторжении не будет удовлетворен.

При отказе от исполнения договорных обязательств, связанных с возмездным предоставлением услуг, требуется полное возмещение убытков другой стороне, возникших вследствие такого отказа.

Как расторгнуть договор в одностороннем порядке при появлении непредвиденных обстоятельств

Любая сделка подразумевает, что ее участники максимально учли все возможные риски, которые могут возникнуть впоследствии. Но что делать и как расторгнуть договор в одностороннем порядке, если для одного из участников обстоятельства изменились столь кардинальным образом, что предусмотреть подобный исход заранее было невозможно.

Единственно допустимый вариант в такой ситуации – отправить письмо о расторжении договора другому участнику или участникам, если сторон несколько. При получении согласия от всех заинтересованных лиц заключается соглашение о расторжении договора по соглашению сторон, на основании которого и происходит прекращение самого договора.

Но возможен и другой вариант развития событий, когда одного из участников договорных отношений сложившаяся ситуация полностью устраивает. В подобной ситуации заинтересованной стороне остается единственно возможный вариант – обращение в суд. Суды, рассматривая подобные дела, опираются при принятии решения на положения статьи 451 ГК РФ и на условия самой сделки. При этом судьи руководствуются следующими принципами:

  • на момент заключения договоренности участники были уверенны, что обстоятельства не могут кардинально измениться;
  • возникшие обстоятельства непреодолимой силы не зависели от заявителя;
  • исполнение договоренности с учетом изменившихся обстоятельств становится невыгодным для всех участников, либо хотя бы для одной из сторон сделки.

Уведомление о намерении расторгнуть договор

Итак, как было сказано выше, согласно действующему законодательству, существуют два пути с целью произвести расторжение договора в одностороннем порядке:

  1. Внесудебный на основании соглашения.
  2. На основании судебного решения.

В первом варианте участник, являющийся инициатором прекращения действия документа, направляет в адрес других участников (или участника) уведомление о своем намерении. Срок, отводимый на предоставление своего мнения по сложившейся ситуации, не может быть больше 30 дней, если в самой сделке, либо в уведомлении, не предусмотрены иные временные интервалы.

Типовое уведомление о расторжении договора, должно содержать следующие пункты (форма уведомления не прописана четко в законе, поэтому составляется уведомление в произвольной форме, с учетом некоторых правил деловой переписки):

  • реквизиты основного договора, действие которого планируется прекратить;
  • соответствующие нормы, на основании которых возможно осуществление запланированных действий;
  • причины, в силу которых возникла необходимость расторгнуть сделку;
  • само предложение о расторжении договора в определенный срок.

Когда речь идет о юридических лицах, письмо о расторжении договора обязательно должно содержать следующую информацию:

  1. Наименование организации.
  2. Полный юридический адрес.
  3. КПП, ИНН, банковские реквизиты.
  4. Пункт договора, на основании которого будет производиться процедура расторжения.

Отправляется уведомление заказным письмом, что делает возможным точно установить срок его получения контрагентом.

Ответ контрагента на уведомление о расторжении договора, дальнейшие действия

Если получен положительный ответ от контрагента в отведенный временной промежуток, участниками заключается дополнительное соглашение о расторжении договора, на основании которого сделка расторгается. К самому соглашению не предъявляется каких-либо особых требований, кроме того, что составляться этот документ должен по аналогии с самим договором.

Таким способом может быть реализован внесудебный способ прекращения сделки. Но в ситуации, когда ответ на уведомление не был получен инициатором в установленный срок, или же полученный ответ является отрицательный, остается только обращение в судебную инстанцию.

Анализируя судебную практику, следует учитывать, что судьи зачастую отказывают в удовлетворении исковых требований по подобным искам, когда в качестве веских причин истец ссылается на экономический кризис или падение курса рубля. Предполагается, что подобные обстоятельства могли быть изначально прогнозируемы сторонами при учете возможных рисков.

Несмотря на то, что законодатель предъявляет минимум требований к данному документу, к составлению соглашения следует отнестись максимально ответственно. Документ составляется по тому же принципу, что и сам договор. Указывается следующая информация:

  • расписываются наименования сторон аналогично тому, как участники были обозначены в тексте самой договоренности;
  • указываются идентифицирующие данные расторгаемого документа – его номер, наименование, дата подписания;
  • указывается дата, с момента которой прекращается действие договора;
  • указывается количество экземпляров соглашения, равное количеству сторон;
  • в конце прописываются реквизиты участников соглашения;
  • каждый экземпляр визируется сторонами соглашения.

Ниже показано соглашение о расторжении договора — образец документа:

В зависимости от ситуации, вместе с соглашением могут быть задействованы иные документы, являющиеся неотъемлемым приложением. Например, в случае, когда досрочно прекращается действие договора аренды, к соглашению может прилагаться акт приема-передачи имущества арендодателя, либо заявление на расторжение договора оказания услуг и образец расписки, подтверждающей, что все сопутствующие убытки возмещены и претензий у сторон друг к другу не имеется.

Принципы гражданско-правовых договоров

Гражданско-правовые договоры подразделяются на различные виды, регулируемые разными отраслями права, но все они подчиняются основным принципам, установленным положениями действующего законодательства. Договор может быть многосторонним, минимально возможное количество участников не может быть меньше двух.

При необходимости расторжения текущей договоренности, требуется в точности соблюдать нормы и положения законодательства, для того чтобы не столкнуться с негативными последствиями, вытекающими из нарушений законодательных норм.

Особенно тщательно следует отнестись к ситуации, когда речь идет об одностороннем расторжении договора, ведь в подобном варианте не всегда возможно заручиться согласием остальных участников. Отказ в данном случае, означает неизбежность судебных разбирательств, поэтому, только соблюдение законности процедуры поможет избежать неблагоприятных последствий, как самому инициатору расторжения сделки, так и остальным участникам договоренности.

Подпишитесь на свежие новости

Расторжение договора – это одна из тем, которая порождает неисчерпаемое многообразие практических ситуаций. Материалов по ней достаточно. Однако это никак не уменьшает количества заинтересованных лиц в профессиональных суждениях и предлагаемой помощи по теме расторжения договора. Этот вывод подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35 "О последствиях расторжения договора " (далее – Постановление). Подробно свои комментарии на проект этого акта я приводил в другом .

Так же логично, что относимость норм о расторжении договора к любому договору позволяет применять их к таковым только при наличии в отдельных случаях соответствующих специальных норм (например, ). Это означает, что если нет в соответствующей главе конкретного вида гражданско-правового договора оснований или порядка его расторжения, то обязательно будут применять общие нормы.

Именно для того, что помнить и верно применять эти общие нормы, избавиться от ряда заблуждений, связанных с расторжением договора, я подготовил этот материал.

Закон разделяет расторжение договора () и отказ от исполнения обязательства (). Несмотря на идентичность правовых последствий расторжения договора и отказа от исполнения обязательства, который возник из договора, основания и порядок совершения необходимых действий отличаются.

Отличия в правовом регулировании основания и порядка расторжения договора и отказа от исполнения обязательства приводят к тому, что:

  • заблуждающаяся в толковании условия договора или норм закона сторона выберет ошибочный путь для своих действий, в том числе изберет неверный способ защиты гражданских прав. Следствием этого явится как отказ в защите прав, так и финансовые потери. Это также будет сопровождаться ненужным использованием имеющихся временных и материальных ресурсов.
  • заблуждающаяся сторона не получит желаемого правового эффекта. Следствие – договор, например, будет продолжать действовать, и контрагент по договору сможет требовать исполнения обязательства, возмещения убытков или изберет иные варианты воздействия.

Тут напомню о том, что толкование условий договора осуществляется с помощью . Если в результате грамматического толкования не удается понять содержание условий договора, то подлежит выяснению действительная воля сторон соглашения с учетом цели договора. Соответственно, цель договора должна быть определяемой или определенной заранее.

Расторжение договора возможно по соглашению сторон. Достаточно "скучное" основание. Стороны едины в желаниях и, если они захотят, то соглашением о расторжении договора они могут прекратить все свои обязательства. Но и здесь есть свои нюансы, отраженные также в Постановлении. Например, вопрос по гарантийным обязательствам.

Также обращу внимание, что это Постановление позволяет установить последствия расторжения договора, иные чем те, которые предусмотрены законом в пределах общих ограничений свободы договора.

Расторжение договора возможно по решению суда. Это значит, что прекращение прав и обязанностей сторон невозможно без обращения в суд.

На мой взгляд, условия договоров про "одностороннее расторжение договора" должны толковаться только как констатация возможности подачи иска в суд о расторжении договора. Глупость либо однозначные происки врагов. Выбирайте сами. Но ошибочность при выборе правильного условия должна иметь негативные последствия (за исключением случая, который предусмотрен в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 № 16 " ").

Законодатель не указывает, что расторжение договора, именно расторжение, а не использование иных правовых институтов, может быть произведено без обращения в суд.

После того как становится ясным один из элементов порядка расторжения договора в отсутствие соглашения сторон об этом, перейду к самим основаниям.

Основания расторжения договора указаны также в ГК РФ ( ). Расторжение договора допустимо в одном из следующих случаев:

  • при существенном нарушении договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Определение существенности нарушения договора также приведено законом - существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора ().

Возможно, что при доказывании существенности истцу будет проще и легче, если будут доказательства, однозначно и определенно указывающие на понимание каждой из сторон получаемого по этому договору (сторона рассчитывала на получение).

Также случаем, предусмотренным ГК РФ, является существенное изменение обстоятельств (). Более подробно по этому основанию мы в будущем разместим отдельный материал.

Соответственно, после определения суда как единственного органа, обладающего компетенцией по расторжению договора и случаев, когда такое может быть произведено, обратим внимание на сам порядок. указала, что обращение в суд с иском о расторжении договора может быть произведено после направления досудебного требования контрагенту и истечения месячного срока, если иной не предусмотрен договором.

Если контрагент пришел в суд, минуя изложенное в законе, то ему остается только ждать оставления дела без рассмотрения (например, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2002 г. № 66 " ", п. 60 Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 " ", ФАС ЗСО от 18.02.2014 по делу № А70-5156/2013).

Кстати, про желаемый правовой эффект. Согласно обязательства сторон будут прекращены. Но это не значит, что сторона, представившаяся свое исполнение контрагенту и не получившая ничего в ответ, при расторжении договора, теряет его. Абсолютно нет. Она может получить его обратно или получить встречное исполнение (см. п. 4 Постановления).

И в конце я остановлюсь на одностороннем отказе от обязательства.

Как уже сказано ранее, отказ от обязательства возможен. Односторонний отказ по обязательствам, возникающим в сфере предпринимательской деятельности, допускается. А вот по обязательствам, никак не связанным с предпринимательством подобное невозможно.

Поэтому если в договоре между предпринимателями стороны желают указать о прекращении обязательств по договору без обращения в суд и в одностороннем порядке (при уведомлении об этом контрагента), то необходимо пользоваться и включить условие про односторонний отказ от обязательства.

Мое мнение:

  • односторонний отказ от обязательства (договора) и одностороннее расторжение договора это разные вещи, хоть и с одинаковыми последствиями;
  • различия в правовом регулировании приводят к признанию неправомерными действий по одностороннему расторжению договора без обращения в суд;
  • различия в регулировании дают предпринимателям возможность включать в договоры условия об одностороннем отказе от обязательства.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

Есть случаи, когда участники госзакупок хотят аннулировать подписанный между ними договор. Процедура проводится через суд, если это право прописано в документе (ч. 9 ст. 95. ФЗ 44 и ч.19. ст. 95. ФЗ - 44). Какие причины для разрыва сделки предусмотрены в законе и как это сделать по совместному согласию или по инициативе одной из сторон?

Предпосылки для разрыва договора рассмотрены в 95 статье Федерального закона №44 «О контрактной системе». Возможность разорвать сделку по госзакупке по двухстороннему соглашению или по инициативе одной из сторон через судебное постановление установлена в ст. 95 ч. 8 ФЗ-44. Основания для разрыва в одностороннем или двухстороннем порядке по закону:

  • Положение акта было грубо нарушено другой стороной, и нанесло финансовый и моральный ущерб;
  • При значительных нарушениях, влекущих за собой большой денежный ущерб одной из сторон или обеих (ГК. ст. 451);
  • Не достигнута договоренность по приведению акта в соответствие при наступлении особых факторов, не предусмотренных в контракте;
  • Контракт расторгается, если в период подписания не предполагалось возникновения экстренных обстоятельств;
  • Факторы изменились из-за причин, непреодолимых одной стороной, заключившей контракт, при этом, соблюдались все требования по соблюдению условий контракта и осмотрительности;
  • Реализация документа без корректировки ряда требований нарушает соотношение интересов имущественного характера участников договора, и дает урон больше чем ожидаемую прибыль;
  • По данным акта не подразумевается, что риск перемены условий лежит на заинтересованном участнике.

Пункт о разрыве контракта должен быть установлен в документе в обязательном порядке. Он должен описывать все случаи расторжения сделки, которые возможны.

Порядок расторжения

Система расторжения контракта по договоренности участников прописана в ГК РФ:

  • Инициатор расторжения составляет документ о разрыве сделки;
  • Отправляет второй стороне документ для подписания;
  • Подписанное партнером соглашение о расторжении удостоверяет своей подписью;
  • Вносит информации о прекращении договора в реестр по договорам.

Со времени подписания документа о расторжении, договор перестает действовать, или с числа, прописанного в нем. Запись о расторжении контракта в реестр вписывается в течение 72 часов. Туда вписывается число расторжения контракта, его название, число и порядковый номер договора о расторжении. В разделе «Основания расторжения» указывается цифровой код — «01». При нарушении условия внесения записей в реестр, нарушителю грозит денежный штраф в крупном размере. По ч. 12-22 95 статьи ФЗ №44, в одностороннем порядке, этапы прекращения соглашения по госзакупкам следующие:

  • Известить партнера о намерении разорвать договор;
  • Внести информацию в контрактный реестр.

Дополнительное соглашение на расторжение контракта по 44 ФЗ

Договоренность о разрыве сделки составляется в письменной форме. В документе устанавливается желание сторон расторгнуть договор, и прекратить сотрудничество по нему. Акт пишется в шаблонной форме, его содержание зависит от типа расторгаемого контракта и условий сделки. Обязательно в документе указать:

  • Идентификационную информацию по расторгаемому документу (наименование, дата написания, номер);
  • Наименование участвовавших в заключении контракта лиц как указано в документе;
  • Прописывается число аннуляции контракта или указывается замечание, что с даты подписания соглашения он считается расторгнутым;
  • Вносится информация об исполнении сделки. Исполнена полностью или частично;
    Данные о числе копии документа;
  • Указываются реквизиты участников;
  • Инициалы сторон.

К акту прикладываются дополнительные бумаги, в зависимости от типа расторгаемого контракта. Акт приема передачи имущества и прочее. Расторжение контракта по факту проведенных действий предусматривает выплату исполнителю суммы, которую он должен получить согласно сделке.