Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления. Особенности наделения органов местного самоуправления в российской федерации отдельными государственными полномочиями

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае -государственным и требует отдельного финансирования.

На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

5) совершения нотариальных действий;

6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

8) медико-социальной экспертизы;

9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов РФ и т.д.

Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года.

3.Административное право: предмет, метод, источники.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

Административно-правовое регулирование производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

Местное самоуправление исполняет полномочия, делегированные государством, т.е. государственные функции, которые не составляют установленного, как вопросы местного значения, жестко фиксированного перечня.
Полномочия по вопросам, не отнесенным законодательством к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления на основе федеральных и региональных законов о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Государственные полномочия исполняют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в течение ограниченного срока или срока действия данного полномочия.
Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из других бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделяемых муниципальным образованиям на эти цели материальных и финансовых ресурсов.
Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, указывает на следующее:
вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются определенными полномочиями;
перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также органов государственной власти при осуществлении их полномочий;
методику расчета нормативов для определения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая социальные стандарты;
перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление, либо в муниципальную собственность матери-альных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
порядок осуществления органами государственной власти контроля за выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и на-именования органов, обеспечивающих указанный контроль;
условия и порядок прекращения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В свое время было принято около 150 нормативных актов, узаконивших исполнение государственных полномочий и расходные обязательства местного самоуправления. Органы государственной власти концентрируют финансовые ресурсы на федеральном и региональном уровнях, а предоставление услуг населению поручают местному самоуправлению; органы местной власти выполняют функции посредников. Финансовое обеспечение услуг осуществляют государственные органы, а их материальное воплощение - местное самоуправление.
С расширением объема делегирования государственных полномочий объектом местного самоуправления стала не только социальная сфера, но практически вся городская инфраструктура. С исполнением государственных полномочий сегодня связаны основные расходы (85%) муниципалитетов по направлению «Социальная политика»: пособия гражданам, имеющим детей, средства, выделяе-мые в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О статусе военнослужащих», «О социальном обслуживании населения», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и рядом других феде-
ральных законов. Из расходов местных бюджетов на транспорт 95% вызваны предоставлением льгот различным категориям граждан, обусловленных федеральным законодательством Расходы по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство» включают в себя льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые также предоставлены федеральными законами и составляют, по экспертной оценке, около 16% расходов местных бюджетов. Наряду с этим государство имеет на местах свои подразделения, которые непосредственно оказывают услуги или исполняют государственные функции (по сбору налогов и др.)
При любых условиях ответственность за состояние государственных финансов, за работу законодательных и исполнительных органов власти на всех уровнях по оказанию услуг обществу, налогоплатель-щикам, избирателям несет федеральный Центр. Даже если расходные полномочия технически и будут поделены между органами власти разных уровней, тем не менее Правительство РФ всегда участвует в финансировании расходных обязательств нижестоящих органов власти или в предоставлении финансовой помощи.
Исполнение полномочий, передаваемых государственными органами местному самоуправлению, означает, что местное самоуправление все больше включается в систему государственной вертикали власти, а его невхождение в государственную власть - только декларация. Легкость передачи полномочий свидетельствует о том, что между аппаратами уровней власти нет существенной разницы.
Передача государственных полномочий свидетельствует также о децентрализации исполнения, хотя и остается под контролем государства.
Делегированные полномочия исполняются за счет субвенций из регионального или федерального бюджета. Для этих целей в составе бюджета субъекта РФ образуется региональный фонд компенсаций, а в составе федерального бюджета - федеральный фонд компенсаций. Местным бюджетам предоставляются субвенции из федерального фонда через региональные фонды компенсаций с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг (объем выплат), между всеми муниципальными образованиями, органы местного самоуправления которых осуществляют «делегированные полномочия».
При этом не должны возникать «нефинансируемые мандаты», т.е. обязательства, неподкрепленные финансовыми ресурсами, хотя нередко специальные средства подменяются межбюджетным регулированием.
По двум полномочиям (организации учебного процесса в общеобразовательных школах и предоставлению адресных жилищных субсидий малообеспеченным гражданам) федеральными законами введен режим «общего делегирования» полномочий субъектов РФ органам местного самоуправления. Субъект РФ своими законами должен установить нормативы финансового обеспечения этих полномочий (включая нормативы заработной платы учителям, критерии и условия предоставления адресных субсидий и т.д.), предоставив необходимые субвенции местным бюджетам.
В отношении других полномочий органов государственной власти субъект РФ вправе принять решение об их делегировании органам местного самоуправления, обеспечив при этом соблюдение установленных федеральным законодательством требований по расчету и предоставлению субвенций.
Законами субъектов РФ устанавливаются натуральные льготы для некоторых категорий граждан (прежде всего ветеранов труда и тружеников тыла), социальная поддержка которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Поскольку натуральные льготы (по оплате жилья и коммунальных услуг, транспортных услуг и т.д.), как правило, предоставляются муниципальными предприятиями и организациями, при их введении практически неизбежно делегирование полномочий по их предоставлению органам местного самоуправления.
По экспертным оценкам, общий объем государственных обязательств по льготам на предоставление услуг в сфере ЖКХ, транспорта и социальной защиты населения, предусмотренный федеральным законодательством, составляет порядка 145 млрд руб. в год. Предусмотренный механизм финансирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий за счет субвенций федерального или региональных бюджетов, приостановление действия законов в части, не обеспеченной такими субвенциями, безусловно, обеспечит большую финансовую устойчивость местных бюджетов. Но за счет чего это произойдет? Не придется ли сокращать собственные расходы органов местного самоуправления или перераспределять часть доходов консолидированного бюджета в пользу местных бюджетов?
По данным Минфина РФ, в 2004 г. доля государственных полномочий в расходах местных бюджетов составляет около 10%, а в вопросах местного значения - 90%. В 2002 г. общие расходы муниципальных образований составили 728,3 млрд руб., из них на исполнение государственных полномочий - 78,6 млрд руб., в том числе на ЖКХ - 22,8; транспорт - 9,0; социальную политику - 46,8 млрд.
В связи с изменениями в разграничении полномочий расходы на исполнение государственных функций увеличатся:
ЖКХ - за счет расходов на предоставление жилищных субсидий;
на социальную политику - за счет расходов на «финансовое обеспечение учебного процесса» в рамках предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, сред-него (полного) общего, а также дополнительного образования. По экспертной оценке, они составляют 80% сегодняш-них расходов местных бюджетов на образование.
Изменения приведут к тому, что расходы на исполнение госу-дарственных полномочий возрастут на 281 млрд руб., а расходы по исполнению собственных полномочий снизятся с 650 млрд до 448 млрд руб. Доля расходов на исполнение государственных функций возрастает с И до 38,5% общей их суммы, а на исполнение собственных полномочий снижается с 89 до 61,5%. Но, по экспертным оценкам, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг финансируются сейчас на 50% потребности, в том числе на транспорте - на 30%, по социальной политике - на 60%.
Если все государственные полномочия будут финансироваться полностью, то на это потребуется 359 млрд руб., т.е. на 79 млрд руб. больше. Для этого субвенции должны быть увеличены на 28%. В результате доля расходов на исполнение государственных полномочий увеличится до 49%, а расходы на исполнение собственных полномочий снизятся на 18%. Если расходы на решение вопросов местного значения останутся на прежнем уровне (448 млрд руб.), то обшие расходы с учетом 100%-го финансирования государственных полномочий составят 807 млрд руб., в том числе на собственные полномочия 55, на государственные - 45%.
Ряд функций и расходных полномочий, узаконенных как вопросы местного значения поселений, несоразмерны экономически и организационно. Это неизбежно требует передачи ими части полномочий по вертикали, т.е. муниципальным районам, и по горизонтали, т.е. другим поселениям, способным содержать необходимые му-ниципальные предприятия и службы. Муниципальным районам передаются самые важные для жизнеобеспечения полномочия при отсутствии собственных ресурсов для их выполнен™ на основе соглашения между сторонами. Речь идет прежде всего о таких функциях, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Передача функций снизу вверх на основе соглашения есть их административная централизация, она возвращает ситуацию в исходное состояние, когда основным типом муниципального образования является район, и ставит поселение в зависимость от муниципального района по главным направлениям (включая право на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений) и формально противоречит принципу неподчиненности уровней местного самоуправления. Возникает и такой вопрос: за что будут отвечать (и получать заработную плату служащие) поселения, передавшие основные полномочия муниципальному району, в чем может реализоваться их самоуправление?
Видимо, следует ввести в юридический оборот понятие «вопросов совместного ведения» поселением и муниципальным районом, что позволит заключать равноправные соглашения о взаимной передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Законодательство допускает и обратное явление - осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, но как временную меру и в основном в рамках повышения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, а именно:
если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленное судом.
Постановление высшего должностного лица субъекта РФ о временном осуществлении исполнительными органами полномочий органов местного самоуправления содержит:
перечень осуществляемых исполнительными органами государственной власти Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами;
перечень исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъекта РФ, на которых возлагается осуществление отдельных полномочий органов ме-стного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;
указание о сроке, в течение которого исполнительными органами государственной власти субъекта РФ осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления (не может превышать период времени до устранения обстоятельств, вызвавших исполнение полномочий);
источники и порядок финансирования временного осуществления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления.
При возникновении просроченной задолженности в муниципальном образовании решением арбитражного суда субъекта РФ назначается временная финансовая администрация на срок до одного года.
Временная финансовая администрация принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в его бюджет на текущий финансовый год, проект бюджета на очередной финансовый год, направляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в ряде случаев - в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта РФ, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования.
При нецелевом использовании бюджетных средств, нарушении законодательства решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновремен-ным изъятием соответствующих субвенций.
На временной основе не могут осуществляться органами государ-ственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.
Таким образом, вводится жесткий государственный контроль за бюджетной ситуацией в муниципальных образованиях, бюджетная вертикаль управления финансами практически на всех стадиях бюджетного процесса. Он должен пресечь «бюджетную вольницу»,
существующую во многих муниципальных образованиях. Теперь федеральным законодательством регулируется то, что ранее регулировалось субъектами РФ или даже нормативно-правовыми актами местного самоуправления.
Реальную жизнь трудно уложить в определенные законом рамки. Поэтому в регионах практика осуществления государственными органами полномочий местного самоуправления многообразна. Так, в Ставропольском крае принято девять законов, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной защиты населения, образования, архивного дела, физической культуры и спорта, а также сельского хозяйства. Большинство органов местного самоуправления поселе-ний заключили соглашения с органами местного самоуправления муниципальных районов о передаче им части своих полномочий в области физической культуры и спорта. В то же время полномочия по организации дошкольного образования, наоборот, передаются районами в поселения, что соответствует принципу доступности и приближения услуги к ее получателю. Кроме того, большинство поселений делегировали краевой власти ряд полномочий в сфере культуры. Государственные территориальные органы упраздняются, их имущество, а также учреждения здравоохранения, образования передаются муниципальным образованиям.
Предприятия электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения находятся в государственной собственности, созданы краевые государственные унитарные предприятия. Дробление их между поселениями привело бы к росту тарифов. Поэтому решено их акциони-ровать при сохранении 100% акций у государства с последующей передачей долей муниципальным образованиям. Это сохранит целостность коммунальной инфраструктуры и обеспечит участие органов местного самоуправления в управлении акционерными обществами.

Еще по теме 2.3. Государственные полномочия местного самоуправления:

  1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
  2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
  3. §2. Споры физических лиц и организаций с государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, наделёнными государственно-властными полномочиями
  4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
  5. Глава VIII. Гарантии местного самоуправления, Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
  6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
  7. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  8. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности в муниципальном образовании

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс -

Следующая составная часть компетенции местного самоуправления – отдельные переданные государственные полномочия.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В развитие Конституционных норм Главой 4 Закона 131-ФЗ регулируются вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Если иное не установлено федеральным законом, законом субъекта РФ о передаче полномочий, по общему правилу отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следовательно, для передачи полномочий поселению (поселениям) в соответствующем законе должно быть прямо указано, что данные полномочия передаются для осуществления органам местного самоуправления поселения (поселений).

Надо отметить, что, в соответствии с Законом 131-ФЗ, органом, осуществляющим реализацию переданных государственных полномочий, является местная администрация.

Законом подчеркивается, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами; отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными, помимо законов, нормативными правовыми актами не допускается . Надо при этом учитывать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленным ст. 72 Конституции РФ, допускается, только если это не противоречит федеральным законам. В частности, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, какие полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения могут быть переданы органам местного самоуправления. Например, допускается передача полномочий субъекта РФ по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий федеральных целевых программ), по организации и поддержке учреждений культуры (за исключением федеральных) и ряд других. Вместе с тем, передача полномочий по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, по организации транспортного обслуживания населения по пригородным и межмуниципальным перевозкам; по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей; по предоставлению материальной и иной помощи для погребения федеральным законом не предусматривается.



Говоря о передаче отдельных государственных полномочий, необходимо остановиться на вопросе, а что же считается переданными государственными полномочиями. Статьей 19 Закона 131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным названным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В этой части возникает ряд проблем, связанных с отраслевым законодательным регулированием, так как довольно трудно по ряду законов четко установить, являются те или иные полномочия относящимися к вопросам местного значения, или выпадают из объема функций, осуществляемых органами местного самоуправления для решения установленных Законом вопросов местного значения.

Как иллюстрацию можно привести полномочие органов местного самоуправления, установленное Жилищным Кодексом, по переводу жилых помещений в нежилые (вне зависимости от формы собственности на жилое помещение). К вопросам местного значения в жилищной сфере новый ФЗ относит обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском, сельском поселении, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Перевод жилых помещений в нежилые мало связан с названными вопросами местного значения. Аналогичная ситуация складывается и с полномочиями органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков в собственность, по сдаче их в аренду до разграничения государственной собственности на землю. Среди вопросов местного значения, связанных с земельными правоотношениями, указаны лишь правомочия собственника муниципальных земельных участков и осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Очевидно, что возложение на органы местного самоуправления обязанности выделения земельных участков или сдачи их в аренду является передачей отдельных государственных полномочий. Вместе с тем, при отнесении данных вопросов к передаваемым государственным полномочиям, в федеральном бюджете на очередной финансовый год должны быть предусмотрены средства на их исполнение, иначе считается, что полномочия в действие не введены. А это может привести к признанию актов органов местного самоуправления по названным вопросам незаконными, их отмене судом и признании совершенных сделок недействительными.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.5 ст.19 того же Закона). Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом МО.

Закон 131-ФЗ (п.7 ст.19) и БК РФ устанавливают, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии , если федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Это необходимо учитывать органам местного самоуправления, так как осуществление полномочий, которые переданы не введенными в действие положениями законодательства, является превышением компетенции органов местного самоуправления.

Поправками, внесенными в статью 20 Закона 131-ФЗ Федеральным Законом от 31.12.2005 года № 199-ФЗ, как исключение из общего правила допускается возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления в установленном порядке, и возможность расходования из местного бюджета на эти цели финансовых средств в случае, если возможность этого участия и расходования средств местного бюджета предусмотрена федеральными законами. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет собственных доходов бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, причем теперь на это не требуется специального разрешения закона. Надо заметить, что финансирование как указанных государственных полномочий, не переданных в установленном порядке, так и дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи является не обязанностью, а правом органов местного самоуправления и осуществляется при наличии возможности.

Законом установлены требования к содержанию законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Наиболее значимыми для муниципальных образований являются обязательное указание в законе:

· перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении переданных полномочий;

· способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующего государственного бюджета для осуществления полномочий;

· перечня подлежащих передаче органам местного самоуправления материальных средств для осуществления полномочий или порядка определения данного перечня;

· порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных полномочий;

· условий и порядка прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий.

Отсутствие в законе о передаче всех или отдельных из названных положений может являться основанием для оспаривания в суде этого закона. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям статьи 19 Закона 131-ФЗ, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Однако до установления судом факта несоответствия закона установленным требованиям органы местного самоуправления обязаны осуществлять исполнение переданных государственных полномочий, если они введены в действие законом о государственном бюджете соответствующего уровня на очередной год. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Контроль осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использования переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств проводят уполномоченные органы государственной власти. Закон о передаче полномочий должен содержать порядок контроля органов государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Таким образом, основу компетенции местного самоуправления поселения составляют установленные ст.14 Закона 131-ФЗ вопросы местного значения, полномочия по которым определяются тем же Федеральным Законом и Уставом МО, и при исполнении которых органы местного самоуправления самостоятельны. Органы государственной власти законом могут передавать органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия. Кроме того, органы местного самоуправления могут принимать к своему рассмотрению и иные вопросы с учетом ограничений, установленных Закона 131-ФЗ. Допускается также передача отдельных полномочий между поселением и муниципальным районом.

- часть государственных (т.е. находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов РФ) прав и обязанностей, к-рыми в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения.

Выполнение муниципальными образованиями отд. государственных полномочий является отражением взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Подобное взаимодействие очень важно и государственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой-демократизирует процесс осуществления государственных функций.


Передача государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется только в отношении нек-рых государственных полномочий, а потому имеет свои пределы, ограниченные той ролью, к-рую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.


По своему содержанию государственные полномочия , передаваемые органам местного самоуправления подразделяются на след. группы: полномочия, связанные с реализацией государственных социальных стандартов в части образования, медицинского обслуживания, получения бесплатной медицинской помощи и т.п.; полномочия, обусловленные гос. регистрацией вновь организуемых и преобразуемых предприятий, общественных объединений и т.п.; лицензированием отд. видов дея тельности; осуществлением нотариальных действий и т.д.; полномочия в области осуществления государственного контроля и учета использования земли и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды; полномочия по участию муниципальных образовваний в организации гражданской обороны и деятельности местных органов Министерства обороны РФ (деятельность военных комиссариатов, учетно-призывная работа, военно-мобилизационные мероприятия и др.; полномочия по участию в государственном контроле за соблюдением законодательства на подведомственной территории; некоторые др. полномочия.


Наделение органов местного самоуправления отд. государственными полномочиями может осуществлять ся либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям.


Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна производиться лишь при обязательном соблюдении 3-х условий ; а) передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием Российской Федерации, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ; б) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий; в) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, к-рые призвано защищать это вмешательство.

  • В современных условиях особую актуальность приобрела проблема взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Основной формой их взаимодействия становится институт наделения последних отдельными государственными полномочиями.

    В современной теории муниципального управления предусматриваются две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

    Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

    Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закрепляется, как уже ранее отмечалось, в Конституции Российской Федерации Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2. Правовой статус органов местного самоуправления и правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере. Учебное пособие / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов: Изд-во ПАГС, 2000.

    До сих пор на федеральном уровне вопрос о порядке передачи (наделения) местных органов власти отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. Регламентировалось законодательно только то, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться одновременно с передачей необходимых для их осуществления денежных средств.

    Законодательство Российской Федерации в настоящее время называет наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями различными терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Такое многообразие в терминологии данного института объясняется социально-политическими факторами. При введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистический анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата.

    Впервые термин «наделение отдельными государственными полномочиями» появился в Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992г., согласно которой указывалось, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству Сов. Татария. 1992. 12 дек.. Аналогичная формулировка была закреплена впоследствии в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и основных законах субъектов Российской Федерации.

    Однако следует отметить, что в начале 90-х гг. XX в. в Российской Федерации не было формальных оснований для введения самого понятия «наделение отдельными государственными полномочиями» ввиду его отсутствия как в конституционных актах прошлых лет, так и в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985г. Логично было бы иное: чтобы законодательная власть РФ, изучив зарубежный опыт, использовала бы правовые категории, применяемые, например, в той же Европейской хартии местного самоуправления, текст которой содержит упоминание о возможности «предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач», а ниже сообщается о возможности делегирования полномочий органам местного самоуправления Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г. // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4466.

    Следовательно, в данном случае понятия «предоставление» и «делегирование» используются как синонимы.

    Термин «наделение» получил дальнейшее закрепление в Федеральном законе от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506., а затем в пришедшем ему на замену одноименном Федеральном законе от 6 октября 2003г. Там же. 2003. N 40. Ст. 3822..

    В Законе 1995г. нет специального раздела, посвященного наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (возможность их передачи была обозначена лишь термином «наделение», который употреблялся в тексте четыре раза). В Законе 2003г. есть уже специальная глава «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в которой понятие «наделение» употреблено не менее десяти раз. В то же время использован и термин «передача»: согласно п. 8 ст. 19 федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Как видно, понятия «передача» и «наделение» применяются в качестве слов-синонимов.

    В законодательных актах субъектов РФ, принятых после введения в действие Конституции РФ, для обозначения данного правового института используется ряд понятий: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». При этом следует заметить, что все они употребляются как вместо термина «наделение», так и одновременно с ним, как-то: «возложение и наделение» (Республики Башкортостан и Калмыкия, Смоленская область); «делегирование и наделение» (Республика Адыгея, Архангельская, Орловская, Рязанская, Самарская области); «передача и наделение» (Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Тверская, Ярославская области); «возложение, наделение, передача» (Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Курганская, Тульская области); «возложение, делегирование, передача» (Костромская, Ростовская области); «делегирование, наделение, передача» (Республики Алтай и Мордовия, Вологодская, Ивановская, Ленинградская области); «наделение, передача, предоставление» (Краснодарский край, Кировская область); «возложение, делегирование, наделение, передача, предоставление» (Пермская область) Дитятковский М.Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. М., 2007. С. 64 - 67..

    Попробуем определить по толковым словарям русского языка семантику каждого из названных терминов (см. таблицу № 1 (Приложении № 2 к настоящей к дипломной работе). В таблице приведены лишь те определения, которые наиболее подходят к рассматриваемой нами теме.

    Как видно, рассматриваемые понятия по смыслу фактически тождественны, поскольку их содержание, как правило, раскрывается посредством друг друга.

    Во избежание односторонности анализа рассмотрим толкование этих же терминов в юридических энциклопедиях и словарях. Так, в Большой юридической энциклопедии дается разъяснение только одному сложносоставному понятию - делегированию полномочий, обозначающему уступку одним государственным органом другому государственному органу некоторых исключительных полномочий Большая юридическая энциклопедия. М., 2008. С. 158.. В данном определении под делегированием полномочий понимается возможность их передачи только в системе органов государственной власти (одно- и разноуровневых).

    Особое значение в определении понятия «наделение» в Основном Законе имеют решения Конституционного Суда РФ, так как именно Суд является основным «интерпретатором» Конституции. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943. используется понятие «наделение»: «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем...» В названном акте Конституционного Суда наряду с термином «наделение» широко применяется понятие «передача». Оно встречается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» Там же. 1997. № 5. С. 708. : «Муниципальным органам могут быть посредством закона переданы отдельные полномочия». Как мы видим, в Постановлениях Конституционного Суда РФ, так же как и в Конституции РФ, используются термины «наделение» и «передача», которые рассматриваются как синонимы. Иные понятия в отношении передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не используются.

    Большинство юридических словарей либо избегают рассматриваемых нами терминов, либо упоминают лишь один из них Большой юридический словарь / Под ред. Л.А. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998; Российская юридическая энциклопедия. М., 1999; Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия / Под ред. В.А. Якушина. Т. II. Тольятти, 2004; Т. IV. Тольятти, 2005.

    В Словаре по конституционному праву Российской Федерации под делегированием понимается поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз) Словарь по конституционному праву Российской Федерации / Сост. В.И. Борисов, А.А. Ильюхов, О.А. Кажанов. М., 2003. С. 109.

    Аналогичное определение зафиксировано и в Энциклопедическом словаре по конституционному праву Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001.. В Словаре по конституционному праву «делегирование полномочий» рассматривается как передача полномочий одним органом другому Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2001. С. 121 - 122..

    Интересны результаты исследований и отдельные комментарии к Конституции РФ, где также отсутствует единое понимание данной формулировки. Трактуется, что наделение полномочиями может осуществляться в двух формах: посредством передачи или в результате их делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления. Специфика же делегирования заключается в том, что предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления осуществляется на один раз, на определенный срок или бессрочно.

    В Научно-практическом комментарии к Конституции Российской Федерации (под ред. В.В. Лазарева) отмечается, что, рассматривая понятие «наделение», следует иметь в виду, что речь идет о временном или постоянном делегировании полномочий, но не о полной передаче их органам местного самоуправления Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев // ИПС «Гарант».

    В комментариях к Конституции РФ поочередно встречаются понятия «наделение» и «передача», которые рассматриваются авторами как синонимы. Одновременно через понятие «делегирование» была обозначена возможность передачи органами местного самоуправления на основании договора своих полномочий органам государственной власти.

    Эти примеры свидетельствуют о том, что в Словаре по конституционному праву Российской Федерации и комментариях к Конституции используются разные подходы к трактовке понятия «наделение».

    Как видно, многие ученые-авторы при определении передачи отдельных государственных полномочий используют понятие «делегирование». На наш взгляд, это не совсем корректно. Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то мы встретим термин «делегированное законодательство». Большая юридическая энциклопедия определяет делегированное законодательство как нормативные акты органов исполнительной власти, которые издаются по делегации парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, и имеют силу закона Большая юридическая энциклопедия. С. 158.. Такое делегирование является по своей сути передачей права на принятие законов государственному органу (в частности, правительству), который в соответствии со своей компетенцией такими правами не обладает. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что делегирование представляет собой наиболее широкое понятие, предполагающее передачу обширного круга полномочий по сравнению с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование термина «делегирование» в данной области представляется не совсем удачным.

    Следует отметить, что в научном сообществе также нет единого понимания соотношения понятий «наделение» и «делегирование», «наделение» и «передача», «делегирование» и «передача» государственных полномочий. В научной литературе сложилось несколько основных подходов:

    данные категории являются различными понятиями Соломка Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 125 - 127.

    «делегирование» и «передача» - элементы наделения государственными полномочиями Окуньков Л.А. Постатейные комментарий к Конституции Российской Федерации.;

    «передача» - родовое понятие по отношению к видовым понятиям «наделение» и «делегирование» Пивоваров К.А. К проблеме передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления // Сиб. юрид. вестн. 1993. № 3. С. 12 - 13.

    вместо понятия «наделение» более удачным представляется использование термина «делегирование государственных полномочий» Стукалова О.А. Понятие и сущность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Юрид. науки. 2006. № 4. С. 50..

    Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым понятием в законодательстве Российской Федерации, передающим истинный смысл данного правового института, является термин «наделение», а также понятие «передача», зафиксированное Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.

    Как уже было сказано выше, региональное законодательство в различных вариантах применяет термины «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление», хотя следует отметить, что в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации воспроизводятся известные федеральные понятия «наделение» и «передача». Такое многообразие в терминологии института «наделение отдельными государственными полномочиями» является объективным на период его становления. Однако при введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистической анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата.

    Итак, следует констатировать, что, во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями называется в современной отечественной правовой системе следующими терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Во-вторых, понятие «наделение», означающее предоставление в распоряжение, поручение кому-нибудь другому, в федеральном законодательстве заменяется, как правило, термином «передача» См., например: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ; Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340., а в региональном - понятиями «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».

  •