Какие правоотношения относятся к земельным. Участники земельных правоотношений

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

  • российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
  • административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
  • все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

  1. по использование земель;
  2. по охране земель;
  3. по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

  • правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
  • правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
  • правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

  • наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
  • эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
  • предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
  • удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
  • служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

  • объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
  • субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
  • содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

Особенности земельных правоотношений :

  1. особое содержание и предмет;
  2. особый субъектный состав;
  3. значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории . В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

  1. норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
  2. субъекты права , т. е. участники земельных отношений;
  3. объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
  4. содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений :

  1. по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

    а) в процессе сельскохозяйственного производства;
    б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
    в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

  2. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона . Они, как правило, возникают по поводу правонарушений , когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Правоотношения являются разновидностью общественных отношений. Правоотношение - это такое общественное отношение, которое предусмотрено нормой права. Норма права предусматривает условия возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Эти условия содержатся в гипотезе нормы и являются юридическими фактами. В диспозиции нормы предусматриваются права и обязанности участников правоотношения, запреты и ограничения. Санкция моделирует охранительное правоотношение, которое может возникнуть в случае, если участники правоотношения нарушат запреты либо откажутся выполнять юридические обязанности.

Земельные правоотношения представляют собой правовую форму упорядочения земельно-правовыми нормами общественных отношений. Земельные отношения возникают по поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами, которые регулируются нормами земельного права. Поскольку земельные отношения сегодня приобретают новое содержание и характер, то в изучении их применяется различная классификация. В учебной литературе больших различий в классификации земельных отношений не существует.

Дадим обобщенную классификацию.

Прежде всего все земельные отношения делятся на два основных вида:

- регулятивные - складываются в процессе реализации норм, не связанных с юридической ответственностью;

- охранительные - имеют место в случаях нарушения земельного правопорядка и невыполнения обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Эти отношения влекут применение мер правовой ответственности и возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства. Причем при отсутствии вины причинителя вреда (при правомерном вреде) возлагается не правовая, а экономическая ответственность.

По основным институтам земельного права правоотношения делятся на:

- правоотношения собственности на землю (лежат в основе других отношений. Все другие отношения имеют производный, зависимый от них характер);

- правоотношения использования земель (на праве собственности, постоянного и временного пользования, аренды, пожизненного наследуемого владения);

- государственного управления землями;

- охрана земельных права (институт ответственности).

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Отношения собственности носят имущественный характер, регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и иного специального законодательства. В свою очередь, по форме собственности они делятся на правоотношения:

- частной собственности (индивидуальной, общей совместной, общей долевой);

- государственной собственности (федеральной, субъектов);

- муниципальной собственности .

Отношения по использованию земель имеют производный характер от отношений собственности и подразделяются на правоотношения:

- непосредственного пользования (использование на праве собственности);

- производного пользования (использование на других титулах).

Производное пользование может быть первичным (от собственника) либо вторичным (от пользователя, например служебный надел).

В области использования земель классификация может быть в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, которая выделяется по основному целевому назначению:

- правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

- земель населенных пунктов : сельских, ПГТ (рабочих, дачных), городов (земель застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, занятых городскими лесами);

- земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения;

- земель лесного фонда;

- земель водного фонда;

- земель особо охраняемых территорий .

Правоотношения в области пользования землей могут быть классифицированы по субъектному и временному (бессрочное, срочное: краткосрочное, долгосрочное пользование) признаку.

Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями по своей форме являются административно-правовыми, носят служебный характер по отношению к большинству других видов. За основу деления берут направление деятельности:

- правоотношения по ведению кадастра недвижимости , где объектом является земля;

- планирования использования и охраны земель ;

- предоставлению и изъятию (выкупу) земель для государственных и общественных нужд ;

- землеустройству (межхозяйственному, внутрихозяйственному, прогнозному, автономному) и планированию земель населенных пунктов ;

- ведению государственного контроля за использованием и охраной земель;

- ведению мониторинга земель;

- разрешению земельных споров.

Земельные правоотношения в сфере государственного управления земельным фондом и в области охраны прав и законных интересов собственников можно подразделить на:

- материальные - взаимные права и обязанности участников земельных отношений, урегулированные нормами материального земельного права;

- процессуальные - урегулированные процессуальными нормами; складываются по поводу процедуры возникновения, изменения и прекращения правоотношения.


3. Субъекты и объекты правоотношений

Субъектами земельных правоотношений признаются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. На протяжении развития истории государства круг их неоднократно менялся. Введение разнообразных форм собственности значительно расширило этот круг.

Субъектами правоотношений собственности на землю являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы (районы, города, ГИТ, сельские населенные пункты). Кроме того, Российская Федерация одновременно является субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

Субъектами отношений управления и пользования землями являются органы государственной власти, органы МС, граждане и юридические лица (в т. ч. иностранные). Граждане и юридические лица являются также субъектами правоотношений частной и общей долевой собственности на землю.

Субъектами в охранительных правоотношениях выступают государственные правоохранительные органы, прокуратура, арбитражный суд, суд.

Граждане и юридические лица составляют самые многочисленные группы субъектов земельных правоотношений. Для того чтобы граждане и юридические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной праводееспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность возникает у юридических лиц с момента регистрации устава, является специальной, определяемой целями и задачами деятельности юридического лица.

Правоспособность сельскохозяйственных предприятий реализуется всегда, поскольку у них одна цель - сельскохозяйственное производство, а несельскохозяйственных предприятий - не всегда, т. к. имеют многоцелевой характер.

Правоспособность физических лиц наступает с момента рождения, а дееспособность - с 18 лет.

Новый Земельный кодекс налагает запрет на предоставление земли гражданам на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут использовать землю на праве собственности и аренды.

Земельную правоспособность граждане могут осуществлять:

- индивидуально;

- в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства (общее пользование земельным участком собственниками жилого строения);

- в составе коллектива (садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т. д.). Для того чтобы коллектив граждан мог быть признан субъектом земельных правоотношений, он должен обладать организационным единством, который был бы закреплен в уставе (положении).

Объектом земельных отношений является земля и права на нее .

В зависимости от вида земельных правоотношений понятие земли как объекта может быть различным. Если объектом материальных земельных правоотношений является земля, то процессуальных- данные кадастра недвижимости о землях, сведения мониторинга земель, решения компетентного органа государства о предоставлении земельного участка и т. д.

Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности определен законодательством. Указом Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 г. закреплены объекты федеральной собственности на землю. Это земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти, земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, особо охраняемые природные территории федерального значения.

Объектами государственной собственности субъектов являются земли, находящиеся в границах административно-территориальных образований, за исключением земель федеральной, муниципальной, частной и иной формы собственности.

Объекты муниципальной собственности - земли, находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кроме земель, составляющих государственную, частную, общую собственность.

Объектами земельных правоотношений собственности выступают:

- земельные участки (индивидуальные, обособленные в натуре, юридически закрепленные, предоставленные в собственность);

- части земельных участков ;

- земельные доли (паи) членов коллектива сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

В сфере государственного управления землями объект находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческих функций, это может быть:

- весь земельный фонд (земля как природный объект и природный ресурс);

- земля в пределах определенных административно-территориальных границ ;

- отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).

В области использования земли объектом земельных отношений является индивидуально обособленный участок, предоставленный в собственность, землепользование, аренду в установленном порядке.

Объектом правоохранительных отношений является:

Земельный правопорядок;

Права и законные интересы участников земельных правоотношений.

Б. В. Ерофеев, например, выделяет две группы объектов:

1) объекты правового регулирования (земля);

2) объекты правовой цели:

Рациональное, эффективное использование земли и ее охрана;

Создание земельного рынка и условии для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;

Воспроизводство плодородия почв;

Сохранение и улучшение ОС;

Охрана прав на землю граждан, организаций и государства.


Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от правового статуса участников, особенностей объекта, вида отношений, подвида отношений.

Права и обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными, а граждан - в значительной мере гражданством. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором. Согласно федеральному законодательству иностранным гражданам предоставлено право покупать земельный участок при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Новый Земельный кодекс значительно расширил права иностранных граждан в части приобретения земли в собственность.

Содержание отношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности правомочий владения, пользования и распоряжения. На содержание правомочий собственника оказывает влияние форма собственности. В данном случае по-разному проявляется правомочие распоряжения. Для граждан и юридических лиц оно выражается в возможности совершения сделок с землей (отчуждение, аренда, залог, передача по наследству и т. д.), а для государственных органов - в форме принятия административного акта предоставления земли, определения целевого назначения, условий, формы использования.

Содержание правоотношений в сфере использования земли является наиболее сложными по структуре. Это обусловлено тем, что различны правовые основания использования земель, существует разнообразие целевого назначения, использование других объектов природы (недр, лесов, вод), использование различных недвижимостей (строения, сооружения, мелиоративные системы, сады и т. д.). Содержание правоотношений в области пользования землей включает в себя правомочия владения, пользования, внутрихозяйственного управления земельным участком.

Правомочие владения представляет собой юридическое основание принадлежности земельного участка данному субъекту. С правомочием владения связаны такие конкретные права, как право отгораживать земельный участок, право запрещать пользоваться участком другими лицами.

Правомочие пользования составляет многочисленные права и обязанности, которые подразделяются на общие (распространяются на всех участников правоотношений) и специальные (устанавливаются применительно к категории земель и целевому назначению).

Правомочие внутрихозяйственного управления заключается в организации хозяйственного использования земли в целях создания необходимых условий для наиболее эффективного использования ее в соответствии с целевым назначением.

В охранительных земельных правоотношениях права и обязанности сторон определяются характером нарушений земельных прав и определяют способ и порядок воздействия на нарушителей земельных прав.

5. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Для одного вида земельных отношений достаточно одного юридического факта, для некоторых - совокупность двух и более фактов (принятие решения государственного органа о предоставлении участка, отвод земельного участка в натуре, правовое оформление права на участок).

Основаниями возникновения земельных правоотношений могут быть :

- правовой акт индивидуального значения (решение органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка, приказы администрации предприятия о предоставлении служебного надела, решения судебных органов);

- ходатайство предприятия об изъятии и предоставлении предварительно согласованного земельного участка;

- заявка собственника приватизированного предприятия в орган, уполномоченный выступить продавцом земель на приобретение земельного участка этого предприятия в собственность, аренду с правом приобретения в собственность и на участие в конкурсе, аукционе по продаже земельного участка для расширения и дополнительного строительства предприятия;

- сделка и ее разновидность договор .

Круг оснований прекращения земельных отношений значительно шире. К ним относят действия (правомерные и неправомерные), бездействия и события. Все они перечислены в законе.

К правомерным действиям относят :

Добровольный отказ от земельного участка;

Отчуждение (продажа) земельного участка;

Выкуп земельного участка у собственника и изъятие земельного участка для гос. нужд;

Прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации;

Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен земельный участок (служебный надел).

К неправомерным действиям, прекращающим земельные правоотношения, относятся :

Нерациональное использование земельного участка;

Использование участка способом, приводящим к снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки;

Использование земли не по целевому назначению.

Бездействия, влекущие прекращение земельных правоотношений :

Систематическая неуплата платежей за землю в течение установленных законом сроков;

Невыкуп по закладной земельного участка, заложенного в земельном банке.

События, прекращающие земельные правоотношения :

Смерть собственника земельного участка, землепользователя, арендатора;

Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок в аренду.