Об утверждении Порядка согласования расчёта размера вероятного вреда. Расчет размеров вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения - департамент по предупреждению и ликвидации чс ростовской области Размер вероятного вреда от аварии на

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 17 сентября 2008 г. N 121-р

О Порядке согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения":

1. Утвердить Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в новой редакции согласно .

2. Распоряжение Комитета от 15.07.2008 N 94-р "Об утверждении порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения" признать утратившим силу.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета В.Л. Телицына.

Председатель КомитетаД.А. Голубев

Приложение
к распоряжению Комитета
от 17 сентября 2008 г. N 121-р

1.1. Настоящий документ определяет порядок согласования Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений (далее - ГТС), расположенных на территории Санкт-Петербурга, на основании расчетов размеров вероятного вреда, представляемых владельцами ГТС.

1.2. Порядок согласования применяется для организаций всех форм собственности, которые имеют в своем составе гидротехнические сооружения, аварии на которых могут причинить вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

1.3. Порядок согласования устанавливает цели, процедуру организации и проведения согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, требования к составу и форме Заключения по представленному на согласование документу.

1.4. Целью согласования является установление полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в частности:

выявление возможных опасностей на гидротехническом сооружении;

обоснованности проводимых расчетов развития гидродинамической аварии, возможной на сооружениях напорного фронта (волна прорыва с зоной затопления, продолжительность затопления);

определения степени возможных разрушений в зоне затопления; количества погибших и пострадавших людей;

определения возможного загрязнения водных объектов, почв, лесов;

нарушения водоснабжения и другие возможные вредные воздействия и т.д.

Кроме этого, при согласовании проверяется соответствие проводимых расчетов утвержденным методикам и порядку определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и представляемых предложений требованиям законодательства Российской Федерации.

1.5. Настоящий Порядок согласования применяется при: согласовании расчета вероятного вреда возможного от аварии ГТС; установлении величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС; проведении экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, разработанной в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения; для действующего гидротехнического сооружения.

Гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Владелец гидротехнического сооружения - собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Финансовое обеспечение гражданской ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Авария гидротехнического сооружения - повреждения, разрушения или потеря эксплуатирующим персоналом контроля и управления ГТС вследствие воздействия внешних факторов, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Вероятный вред - оцененный в рублях максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Наиболее тяжелая авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Наиболее вероятная авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вреда.

Зона затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку 5 % обеспеченности.

Расчет вероятного вреда - документ, оформляемый владельцем гидротехнического сооружения на основании результатов определения вероятного вреда.

Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии представленного расчета вероятного вреда требованиям нормативных документов.

3.1. Для получения согласования вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, их владельцы представляют в Комитет следующие документы:

заявление в 2-х экземплярах с приложением описи (перечня) представляемых документов;

копию свидетельства о регистрации ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений, заверенную в установленном порядке;

"Расчет вероятного вреда" (далее - расчет) в 4-х экземплярах, подписанный владельцем ГТС и выполненный в соответствии с утвержденными методиками и установленным порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца ГТС);

декларацию безопасности ГТС, а при отсутствии такой декларации - обоснование сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред.

3.2. Комитет имеет право затребовать от владельцев ГТС дополнительные документы и материалы с целью уточнения расчетов (последний акт обследования гидротехнического сооружения; основные схемы, планы и разрезы по сооружениям и т.д.).

3.3. Ответственность за достоверность представленных данных несет владелец гидротехнического сооружения.

3.4. Прием, регистрация, рассмотрение представленных документов производится сектором безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

3.5. Один экземпляр заявления с отметкой о регистрации принятых документов возвращается заявителю.

3.6. Срок проведения экспертной оценки представленных документов для принятия решения о согласовании - один месяц.

Рассматриваемый документ по форме и содержанию должен соответствовать требованиям главы III "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России, Госгортехнадзора России и согласованного Министерством экономического развития РФ письмом N Д-312/23 от 04.03.2002.

5.1. Материалы по расчету вероятного вреда, возможного от аварии на ГТС предоставляются в Комитет владельцем ГТС в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 4 настоящего Порядка согласования.

5.2. Специалистами Комитета, на рассмотрение и согласование которым передан расчет вероятного вреда, проводится проверка соответствия документа требованиям основных нормативных документов по определению расчета вероятного вреда.

5.3. При необходимости, у владельца ГТС запрашиваются дополнительные данные для определения достоверности представленных на согласование материалов.

5.4. Специалистами Комитета с привлечением (при необходимости) экспертов из профильных организаций составляется Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения.

5.5. При положительном результате рассмотрения представленной документации на титульном листе расчетов должностным лицом Комитета ставится отметка о согласовании.

5.6. Владельцам ГТС выдается экспертное заключение по форме согласно приложению.

5.7. Один экземпляр согласованного расчета остается в оперативном хранении (не более пяти лет) в секторе безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

5.8. При отрицательных результатах рассмотрения представленных документов владельцу ГТС выдается экспертное заключение, содержащее обоснование отказа в согласовании.

5.9. Срок проведения повторного согласования расчетов - две недели.

5.10. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

5.11. Сектор безопасности гидротехнических сооружений Комитета ведет реестр гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этих сооружений и для которых определен размер вероятного вреда согласно выполненным расчетам и выданным уведомлениям о согласовании расчетов.

6.1. Заключение составляется по установленной форме согласно приложению.

6.2. Заключение должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Замечания к рассматриваемому документу, выявленные по результатам рассмотрения, должны сопровождаться ссылками на требования действующих норм и правил.

6.3. Заключительная часть заключения должна включать выводы о возможности (невозможности) согласования с обязательной оценкой: соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов; обоснованности расчетов, соответствие их утвержденным методикам и порядку определения размера вреда; наличие необходимых согласований.

При оценке соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов необходимо учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в рассматриваемом документе, а также фактическое состояние безопасности ГТС.

Приложение
к порядку согласования
расчета вероятного вреда, который
может быть причинен в результате
аварии гидротехнического сооружения

г. Санкт-Петербург

"___" ________________ 200__ г.

(место составления заключения)

1. Краткая характеристика представленного на экспертизу материала

1.1. На рассмотрение представлен:

(наименование документа)

(год разработки, кем утвержден)

(перечень представленных приложений)

1.2. Разработчик документа:

1.3. Основание для разработки документа:

1. Федеральный Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 23.06.1997

2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876.

3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждено совместным приказом МЧС, Минэнерго, МПР, Минтранса и ГГТН России от 18.05.2002, зарегистрировано в Минюсте 03.06.2002 N 3493.

4. Предписание N _______от _________, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений

2.1 Полное и сокращенное наименование ГТС:__________________________________

2.2. Местоположение:______________________________________________________

2.3. Назначение:___________________________________________________________

2.4. Перечень рассматриваемых гидротехнических сооружений:____________________

3. Основные характеристики гидротехнических сооружений

3.1. Класс ГТС:____________________________________________________________

3.2. Период эксплуатации ГТС:_______________________________________________

3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии):_______________________________

3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии):___________________

3.5. Параметры водохранилища (при наличии):__________________________________

3.6. Характеристики прочих ГТС:_____________________________________________

4. Принятые к расчету к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений

4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС:________________

4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС:_______________________

5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии

5.1. Основные параметры волны прорыва:______________________________________

5.2. Площадь затопления:____________________________________________________

6. Замечания

(Замечания даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, а также действующим ведомственным Методикам определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения).

7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В разделе приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования.

Начальник сектора безопасности гидротехнических сооружений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

(Ф.И.О.)

Приложение к Порядку согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Московской области...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРОЯТНЫЙ ВРЕД ОТ АВАРИИ НА КОТОРОМ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) 1. Краткая характеристика представленных на экспертизу материалов. 1.1. На рассмотрение представлен: ___________________________________________________________________________ (наименование документа) ___________________________________________________________________________ (год разработки, кем утвержден) ___________________________________________________________________________ (перечень представленных приложений) 1.2. Разработчик документа ____________________________________________ 1.3. Основание для разработки документа: 1.3.1. Федеральный закон от 23.06.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". 1.3.2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876. 1.3.3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, утвержденный приказом от 18.05.2002 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 243, Министерства энергетики Российской Федерации N 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 270, Министерства транспорта Российской Федерации N 68 и Федерального горного и промышленного надзора России N 89. 2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений. 2.1. Полное и сокращенное наименование ГТС: ___________________________ 2.2. Местоположение ___________________________________________________ 2.3. Назначение _______________________________________________________ 2.4. Состав ГТС: ______________________________________________________ 3. Основные характеристики гидротехнических сооружений. 3.1. Класс ГТС: _______________________________________________________ 3.2. Период эксплуатации ГТС: _________________________________________ 3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии): _______________________ 3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии): __________ 3.5. Параметры водохранилища (при наличии): ___________________________ 3.6. Характеристики прочих ГТС: _______________________________________ 4. Принятые к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений. 4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС: ________ 4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС: ______________ 5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии. 5.1. Основные параметры волны прорыва: ________________________________ 5.2. Площадь затопления: ______________________________________________ 6. Замечания (даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения). 7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения (приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования). ___________________ _____________________ (______________) Должность подпись Ф.И.О.

5.1. Определение размера вероятного вреда в результате аварии ГТС для сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии проводится поэтапно.

5.1.1. На первом, предварительном, этапе:

составляется перечень возможных сценариев аварий на ГТС, обосновываются (выбираются) и описываются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии (при соответствующем обосновании допускается определение одного сценария наиболее тяжелой аварии) и сценарий наиболее вероятной аварии;

по выбранным сценариям аварий ГТС определяются зоны вредного воздействия, количественные (натуральные) показатели вреда в результате аварии (количество пострадавших людей, степень загрязнения компонентов природной среды и т.п.);

для гидродинамических аварий определяются зоны затопления и показатели последствий силового воздействия волны прорыва на человека, здания и сооружения, показатели последствий аварии по воздействию на окружающую среду;

определяются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии ГТС по максимальным значениям и сочетаниям натуральных показателей различных составляющих вероятного вреда, затем по этим сценариям определяется вероятный вред в денежном выражении и выделяется сценарий с максимальным значением вероятного вреда в денежном выражении.

5.1.2. На втором этапе:

денежные оценки вероятного вреда по сценарию наиболее вероятной аварии и полученному сценарию наиболее тяжелой аварии группируются согласно показателям социально-экономических последствий аварий ГТС;

составляется документ "Расчет вероятного вреда".

Определение вероятного вреда выполняется со ссылкой на используемые методические указания, нормы оценки размера ущерба с обоснованием их использования при определении вероятного вреда. Денежные оценки составляются с перечнем использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий ГТС, чрезвычайных ситуаций и их последствий, с перечнем использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения, указанием принятых при определении вероятного вреда допущений.

Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

5.2. Порядок обоснования сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии для определения вероятного вреда в денежном выражении приведен в приложении 2 к настоящей Методике.

5.3. Денежные выражения расчета убытков в результате аварии ГТС группируются для каждого сценария аварии ГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий ГТС.

В общем виде вероятный вред от аварии на ГТС (по основным составляющим) определяется как сумма

И = И + И + И + И + И, (5.1)

общ л о 2 т.ж.э 5

где И - полные убытки (полный ущерб) от аварии ГТС;

л вести и травматизма людей;

И - ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме

о основных и оборотных фондов владельца ГТС;

И - ущерб готовой продукции предприятий, кроме продукции

2 владельца ГТС;

И - ущерб элементам транспорта и связи, жилому фонду,

т.ж.э имуществу граждан, сельскохозяйственному производству,

лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным

ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим

затратам на восстановление леса, от сброса опасных

веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба,

вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий

водозаборных сооружений;

И - расходы на ликвидацию последствий аварии.

В состав общего ущерба И_общ могут включаться прочие виды ущерба, не входящие в основные составляющие по определению вероятного вреда.

В этом случае

И = И + И + И + И + И + И, (5.2)

общ л о 2 т.ж.э 5 10

где И - прочие виды ущерба.

5.4. Затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей, определяются как сумма

И = И + И + И + И, (5.3)

л л1 л2 л3 л4

где И - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без

л1 вести людей, кроме лиц, являющихся работниками ГТС, при

исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

л2 госпитализации людей, кроме физических лиц, являющихся

обязанностей;

И - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без

л3 вести людей, являющихся работниками ГТС, при исполнении

ими служебных обязанностей на территории ГТС;

И - затраты, понесенные в результате травматизма и

л4 госпитализации людей, кроме физических лиц, # являющихся

работниками ГТС, при исполнении ими служебных

обязанностей.

При этом при гидродинамической аварии число погибших и пострадавших в результате аварии рекомендуется определять с учетом положений, изложенных в пункте 3.5

5.4.1. Для И_л1 и И_л3 затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, как правило, определяются как сумма

И (И) = S + S , (5.4)

л1 л3 пог пк

где S - расходы по выплате пособий на погребение погибших, руб.;

S - расходы на выплату пособий в случае смерти кормильца, руб.

Расходы по выплате пособий на погребение погибших определяются исходя из существующих в данной местности расходов на ритуальные услуги на дату расчета.

Перечень лиц, имеющих право на получение пособий в случае смерти кормильца, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размер выплат следует определять из среднемесячного заработка, получаемых при жизни пенсий, пожизненного содержания и пр.

При определении затрат, понесенных в результате гибели, пропажи без вести людей, могут учитываться возмещение морального вреда как пострадавших, так и их родственников, потери от выбытия трудовых ресурсов.

Допускается определять затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, как произведение

И (И) = N S , (5.4.1)

где N - прогнозируемое число погибших и пропавших без вести;

погибшего и пропавшего без вести, принимаемые в размере

2000 МРОТ (МРОТ - минимальный размер оплаты труда,

установленный в соответствии с законодательством Российской

Федерации), руб.

5.4.2. Для И_л2 и И_л4 затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, как правило, определяются как сумма:

И (И) = S + S + S , (5.5)

л2 л4 в ип м

где S - расходы на выплату пособий по временной

в нетрудоспособности, руб.;

S - расходы на выплату пенсий лицам, ставшим инвалидами, руб.;

S - расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего,

м на его медицинскую, социальную и профессиональную

реабилитацию, руб.

Размеры выплат определяются законодательством Российской Федерации, источником информации могут служить материалы расследования аварий, листы временной нетрудоспособности, заявления пострадавших и членов их семей, заключения ВТЭК, приказы о выплате компенсаций и пособий, решения суда, данные страховых компаний.

Допускается определять затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, как произведение

И (И)= N S , (5.5.1)

л2 л4 2 постр

где N - прогнозируемое число травмированных и

2 госпитализированных людей;

S - средние ориентировочные затраты, отнесенные на одного

постр травмированного и госпитализированного,

принимаемые в размере 2000 МРОТ (МРОТ - минимальный

размер оплаты труда, установленный в соответствии с

законодательством Российской Федерации), руб.

5.5. Ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС, определяется как сумма

И = И + И, (5.6)

где И - ущерб основным производственным фондам, кроме основных

1 оборотных фондов владельца ГТС;

И - ущерб оборотным производственным фондам, кроме оборотных

ов фондов владельца ГТС.

5.5.1. Ущерб основным производственным фондам определяется как сумма

И = П + П, (5.7)

1 о.ф.у о.ф.п

где П - потери в результате уничтожения основных

о.ф.у производственных фондов;

П - потери в результате повреждения основных

о.ф.п производственных фондов.

При гидродинамических авариях степень разрушения зданий и сооружений (степень утраты остаточной стоимости) может определяться исходя из параметров гидродинамической аварии в зоне затопления (силового воздействия волны прорыва на здания и сооружения) в соответствии с табл. П3.1 приложения 3.

П = Сумма) или экспертным путем.

5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений И_9, определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

Оценку ущерба, вызванного нарушением хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, можно проводить по нормам, установленным для аварийного водоснабжения населения в зоне чрезвычайной ситуации:

И = Сумма(N t Ц), (5.22)

где И - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии

9 водозаборных сооружений;

N - количество жителей, снабжавшихся водой из i-го водозабора

i (для них необходимо организовать аварийное водоснабжение -

не более 0,6 м3/сут);

t - число дней аварийного водоснабжения (по i-му водозабору);

Ц - суточные затраты на организацию аварийного водоснабжения

i на одного жителя (снабжавшегося водой из i-го водозабора);

n - число водозаборов.

5.8. В общем случае расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии И_5, определяются по формуле

И = П + П, (5.23)

где П - расходы, связанные с локализацией и ликвидацией аварии;

П - расходы, связанные с расследованием аварии.

В расходы, связанные с локализацией и ликвидацией аварии П_л, рекомендуется включать следующие затраты:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при ликвидации (и локализации) аварии;

стоимость электрической (и иной) энергии;

стоимость материалов, израсходованных при ликвидации аварии;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации последствий аварии.

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии (в том числе командировочные расходы);

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования причин аварии.

Источниками информации для определения потерь могут служить: материалы расследования причин аварий; счета сторонних организаций; данные ликвидации ЧС, связанных с авариями ГТС;

данные страховых компаний и др.

Для ликвидации последствий гидродинамических аварий, как правило, должны быть предусмотрены следующие меры:

эвакуация людей из зоны бедствия;

разборка завалов и обрушившихся строений;

восстановление электроснабжения, теплоснабжения и пр. по временной схеме;

единовременная выплата населению;

прочие расходы, связанные с обеспечением необходимых условий проживания населения, затронутого гидродинамической аварией.

Для сценариев гидродинамичесих аварий допускается определять расходы на ликвидацию последствий аварии в размере 20% от суммы ущербов И_1, И_об, И_2, И_3, И_4 на территории населенных пунктов и промышленных объектов .

И = 0,2(И + И + И + И + И). (5.24)

5.9. Прочие виды ущерба И_10 определяются экспертным путем или методом аналогий.

Для гидродинамических аварий И_10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

И = 0,1(И + И + И + И + И + И + И + И + И). (5.25)

Sл - площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;

Кнорм.л - средний норматив платы за перевод лесных земель в нелесные, установленный в субъекте Российской Федерации, с учетом особенностей лесов в зоне затопления;

Альфа2 = 0,4 - доля лесных земель в зоне затопления, подверженных нарушению;

Альфа1 = 0,15 - доля утраченных лесных земель из подверженных затоплению.

5.7.5. Ущерб от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду (И8) определяется исходя из прогнозируемых затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом прогнозируемых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Ущерб, нанесенный почвам (Ип), может определяться как плата за несанкционированный сброс загрязняющего вещества, например шлама, и загрязнение почв, исходя из норматива платы за отход соответствующего класса токсичности с учетом экологической ситуации.

Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху (Иа), может определяться исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере.

Ущерб, нанесенный подземным водам (Иг), может определяться, исходя из массы поступающих в них загрязняющих веществ, и рассчитываться в соответствии с методиками исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (например, в соответствии с положениями Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденной Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 11.02.98 N 81 ).

Ущерб, нанесенный природным и природно-антропогенным объектам, растительному, животному миру и иным организмам и прочим компонентам природной среды (Иб) может включать в себя потери от снижения биопродуктивности водного объекта. Размер потерь при этом определяется на основе экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом положений соответствующих нормативно-методических документов и рекомендаций.

Масса загрязняющих веществ (опасных отходов), поступающих в атмосферу, поверхностные воды и другие компоненты природной среды и природные объекты, размер потерь находятся расчетным (например, по соответствующим методикам - или экспертным путем.

5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений (И9), определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

И5 = 0,2 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4) (5.24)

5.9. Прочие виды ущерба (И10) определяются экспертным путем или методом аналогий.

Для гидродинамических аварий И10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

И10 = 0,1 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4 + И5 + И7с + + И8 + И9) (5.25)

Согласно "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002): Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. ИКЦ "Безопасность гидротехнических сооружений" осуществляет полный перечень работ по определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Все разработанные нами расчеты размера вреда в результате аварии ГТС прошли согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и контроль на соответствие зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам в составе декларации безопасности ГТС Ростехнадзором
Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения должен содержать:
а) наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;
б) дату составления;
в) основание для проведения расчета;
г) наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;
д) описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;
е) указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;
ж) перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;
з) принятые при определении вероятного вреда допущения;
и) последовательность определения вероятного вреда;
к) денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально - экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;
л) перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий;
м) иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера вреда.
Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.
"Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876) устанавливают: Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.