Основные требования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях и в организациях. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безоп

Требования, предъявляемые к действующим предприятиям установлены в Законе об охране окружающей среды: это нормирование и лимитирование природопользования, внесение платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды, экологический контроль, размещение отходов.

Определение лимитов на пользование природными ресурсами, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, взимание платы за разме­щение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является важнейшей составной частью экономического механизма охраны окружающей среды.

Как уже было рассмотрено в предыдущих лекциях система экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов регулируется Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Порядок внесения платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды регулируется Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Экологическим налогом согласно статье 2 данного Закона облагаются:

Объемы добываемых из природной среды ресурсов;

Объемы переработанных нефти и нефтепродуктов;

Объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Налог за пользование природными ресурсами состоит из платежей:

За добычу природных ресурсов в пределах установлен­ных лимитов;

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окру­жающую среду в пределах установленных лимитов;

За сверхлимитную добычу природных ресурсов;

За сверхлимитные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;

За переработку нефти и нефтепродуктов.

Лимиты добываемых природных ресурсов в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию с уполномоченными на то государственными органами. Аналогичным образом устанавливаются и лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются обла­стными и Минским городским Советами депутатов по со­гласованию с органами Минприроды.

Обязанность регулярно выплачивать установленные платежи за загрязнение входит в состав экологической правоспособности субъекта хозяйствования. В соответствии с Инструкцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. (п. 21) налог за пользование природными ресурса­ми исчисляется и уплачивается ежемесячно исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбро­сов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а нефтеперерабатывающими предприятиями - от объемов переработки нефти и нефтепродуктов. Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, а также объемы сверхлимитной добычи природных ресурсов, сверхлимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окру­жающую среду определяются по данным бухгалтерского учета.



Порядок зачисления экологического налога в бюджет определяется ежегодно принимаемым Законом Республики Беларусь о бюджете.

45. Под градостроительством понимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию го­родов и других поселений, созданию условий для их тер­риториального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей.

Основным законодательным актом в области градостроительства является Закон Республики Беларусь от 26 нояб­ря 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями). Он установил основы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности и направлен на формирование полноценной среды обитания, сохранение ее природных компонентов и исто­рико-культурного наследия, защиту прав и законных инте­ресов всех субъектов данной деятельности. Кроме того, в Законе приоритетное значение получили экологические параметры - экологически безопасное развитие городов, рациональное землепользование и охрана природы.

В Законе Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» содержатся развернутые санитарно-эпидемические требования в области градостроительства. Они касаются планировки и застройки городов и других населенных пунктов, санитарной охраны окружающей среды, рационального размещения отходов производства и потребления, предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (статья 21).



Кроме того, архитектурная и градостроительная деятельность в Республике Беларусь регламентируется иными государственными нормами, правилами и стандартами, устанавливающими требования к проектированию, про­ведению инженерных изысканий, строительно-монтажных работ, эксплуатации зданий и объектов инженерной инф­раструктуры. Органы, утвердившие указанные нормативные документы, несут ответственность за их техническую, экономическую, экологическую и социальную обоснован­ность и соответствие современным достижениям науки и техники, а также действующему законодательству.

Основой для планирования архитектурной и градостроительной деятельности является градостроительный проект. Он представляет собой систему взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией и на основе данных Государственного градостроительного кадастра.Основными типами градостроительных проектов являются:

· схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь и ее административно-территориальных образований;

· генеральные планы территорий сельских Советов;

· генеральные планы городов и других поселений;

· проекты детальной планировки.

Градостроительный проект является юридическим документом, определяющим качество среды обитания человека, характер застройки и уровень благоустройства тер­ритории, сохранность историко-культурного наследия и природного окружения.

Застройка территорий населенных пунктов осуществляется на основании генеральных планов городов и иных населенных пунктов. Генеральные планы разрабатываются, как правило, на 25-30 лет, с выделением соответствующих периодов. При разработке генеральных планов городов, а на их основе иной нормативной документации, основополагающее зна­чение имеют принципы зональности, экологической бе­зопасности и рациональной организации территории.

46.Экологические требования при эксплуатации объектов энергетики. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает ряд требований, относящихся к обеспечению экологической безопасности объектов энергетики, в том числе тепловых, гидро- и атомных электростанций. Указанные требования предусматривают:
оснащение объектов энергетики средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды;
использование экологически безопасных видов топлива;
безопасное размещение отходов производства;
мероприятия по снижению образования выбросов в окружающую среду газов, оказывающих влияние на климат.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны также учитываться особенности рельефа местности, предусматриваться меры по максимальному сохранению водных объектов, водосборов, земель (включая почвы), лесов, населенных пунктов, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение типичных и редких природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий, а также приниматься меры по своевременной заготовке и вывозу древесины, снятию плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению отрицательных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

47.Экологические требования при эксплуатации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа, продуктов их переработки. Согласно ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарными, противопожарными
и иными требованиями законодательства. При осуществлении названных видов деятельности должны предусматриваться меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и попутных вод, рекультивации земель, снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства

и (или) эксплуатации указанных объектов.

Транспортировка нефти и газа по территории Республики Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте». Названный закон устанавливает меры обеспечения безопасности при создании магистральных трубопроводов, эксплуатации магистральных трубопроводов, выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, включая:

Требования по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;

Проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по созданию и функционированию магистральных трубопроводов;

Выбор трассы с учетом природных особенностей территории, расположения населенных мест, коррозийной активности грунтов, залегания торфяников, а также транспортных путей и коммуникаций, которые могут оказать негативное влияние на магистральный трубопровод;

Разработку мер по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, сохранению особо охраняемых природных территорий, других территорий, которые подлежат специальной охране;

Охрану памятников историко-культурного наследия;

Проведению производственного мониторинга окружающей среды.

48/Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств. Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, в том числе и экологической. В соответствии со ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при проектировании,

производстве, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании передвижных источников лица, осуществляющие названные виды деятельности, обязаны разрабатывать
и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности отработанных газов, очистке или обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, переходу на менее токсичные виды топлива и

иные меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Производство и (или) эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах
и уровни иных вредных физических воздействий на окружающую среду превышают установленные нормативы, запрещаются. Законодательство, регулирующее эксплуатацию транспортных средств на различных видах транспорта (автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, водного, воздушного), также устанавливает требования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Безопасность трубопроводного транспорта обеспечивается на основании экологических требований, установленных ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а также Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О магистральном трубопроводном транспорте» (см. § 4).
Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»* устанавливаются требования к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включая требования в области охраны окружающей среды, которым должны соответствовать габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств. С целью обеспечения мер по охране окружающей среды автомобильные транспортные средства и деятельность на автомобильном транспорте подлежат сертификации на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности грузов и имущества граждан, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» обязанность обеспечения безопасных условий выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов и иных мер по обеспечению безопасности деятельности на автомобильном транспорте, а также охраны окружающей среды возлагается на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок.

49Экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, обязаны выполнять мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов.

В целях охраны окружающей среды при производстве, заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники, хранении горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов вокруг производственных объектов организуются санитарно-защитные зоны, создаются очистные сооружения, обеспечивающие выполнение экологических требований.

Обязанность по выполнению мероприятий по охране природных ресурсов при осуществлении сельскохозяйственной деятельности возлагается на юридических лиц и граждан нормами природоресурсного законодательства, устанавливающими меры по охране соответствующих компонентов природной среды. Так, ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» определяет требования по охране атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения подлежат согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов с целью исключения загрязнения ими атмосферного воздуха.

Статья 78 ЛК устанавливает обязанности юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает вредное воздействие на состояние лесов, по проведению мероприятий по охране и защите лесов. Объекты растительного мира также подлежат охране при

применении средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» применение средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которое оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира, должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биотехнических, биологических и других мероприятий, направленных на снижение вредных последствий применения этих препаратов.

50.Правовое обеспечение радиационной безопасности .

Радиационная безопасность населения представляет собой состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. Основы правового регулирования в данной сфере определены Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения».
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:
принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;
принцип оптимизации - поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз

облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
адиационная безопасность также обеспечивается путем установления обязанностей пользователя источников ионизирующего излучения, к которым относятся:
соблюдение требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;
планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
проведение оценки состояния радиационной безопасности новой продукции, веществ, а также новых (модернизированных, реконструированных) установок, технологических процессов и производств, включающих источники ионизирующего излучения, и оценки состояния радиационной безопасности при проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
осуществление контроля радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом, сбросом и захоронением радиоактивных веществ;
информирование в установленном порядке Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о радиационных авариях, других ситуациях, влияющих на радиационную безопасность;
обеспечение регистрации источников ионизирующего излучения;
принятие мер по обеспечению сохранности источников ионизирующего излучения и др.
Пользователь источников ионизирующего излучения осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности, определяет порядок проведения такого контроля с учетом особенностей и условий выполняемых им работ и согласовывает его с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Самостоятельной мерой обеспечения радиационной безопасности является осуществление контроля содержания радиоактивных веществ в продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, а также

контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалах и изделиях.

51.Правовое регулирование обращения с отходами. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»* под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Подразделяются на отходы производства и отходы потребления. Отходы производства образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), к ним относятся также побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Отходы потребления - вещества или предметы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отходы разделяются по видам в зависимости от:
агрегатного состояния - на твердые отходы и жидкие отходы;
степени опасности - на опасные отходы и неопасные отходы;
возможности их использования - на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
Опасные отходы классифицируются также по классам опасности:
первый класс опасности - чрезвычайно опасные;
второй класс опасности - высокоопасные;
третий класс опасности - умеренно опасные;
четвертый класс опасности - малоопасные.
Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» право собственности на отходы имеют:
производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

52Понятие правового обеспечения экологической безопасности населенных пунктов. Охрана окружающей среды населенных пунктов является одним из направлений обеспечения экологической безопасности. В качестве объекта правового регулирования в данном случае выступает окружающая среда населенных пунктов, которая представляет собой сложное природноантропогенное образование, включающее природные, природноантропогенные и антропогенные элементы, обеспечивающие развитие населенных пунктов. Окружающая среда населенных пунктов является качественно новым природно-социальным явлением, устойчивое функционирование которого обеспечивается не естественными законами природы, а целенаправленной деятельностью человека по поддержанию экологического равновесия в населенных пунктах. Использование компонентов природной среды на территории населенных пунктов имеет комплексный характер, направлено прежде всего на удовлетворение жизненно важных потребностей населения.
Размещение и развитие населенных пунктов является одной из наиболее сложных форм взаимодействия общества и природы. Правовое регулирование отношений, возникающих при обеспечении экологической безопасности населенных пунктов, направлено на то, чтобы обеспечить правовыми средствами благоприятное качество окружающей среды населенных пунктов. Предметом правового регулирования в данной области общественных отношений являются не только отношения по сохранению и рациональному использованию компонентов природной среды на территории населенных пунктов, но и общественные отношения в социально-экономической сфере, которые влияют на качество жизненной среды и подвергаются экологическому регулированию.
Пределы и содержание правовой охраны окружающей среды населенных пунктов определяются их правовым статусом и выполняемыми функциями. Такой статус характеризуется главным образом административными

признаками и зависит от положения населенных пунктов в системе административно-территориального устройства Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» определяет понятие населенного пункта как компактно заселенную часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющую необходимые для обеспечения жизнедеятельности жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. При этом юридические критерии отнесения населенных пунктов к различным категориям (численность проживающего населения, уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры и др.), по которым населенные пункты подразделяются на городские и сельские, не отражают их градостроительное значение и экологическое состояние.

К числу населенных пунктов относятся города (город Минск - столица Республики Беларусь; города областного подчинения; города районного подчинения), поселки городского типа и сельские населенные пункты. Населенные пункты подлежат учету и регистрации в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц, который является составной частью государственного земельного кадастра.

53.Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов. Населенный пункт - это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов согласно статье 4 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административ­но-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» относятся:

Поселки городского типа;

Сельские населенные пункты.

Законом установлены три категории городов:

· город Минск - столица Республики Беларусь;

· города областного подчинения;

· города районного подчинения.

В зависимости от численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории, населенные пункты относятся к определенным категориям.

город Минск - столица Республики Беларусь;

города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тыс. человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

· городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

· курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тыс. человек, на территории которых находятся санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительские учреждения;

· рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и др.) относятся к категории сельских населенных пунктов.

В соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. Основное целевое назначение земель населенных пунктов заключается в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. В этой связи ценность земель населенных пунктов заключается не столько в уровне плодородия, сколько в месторасположении территорий их удаленности от крупных промышленных и культурны центров, рельефа местности, грунтов основания, возможности просадки фунтов, обеспеченности коммуникациями и т.п. В состав земель населенных пунктов входят:

· земли застройки;

· земли общего пользования;

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли, занятые лесами;

· земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Земли застройки состоят из земель, застроенных и под­лежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, про­мышленными, административными и иными строениями и сооружениями.

Земли общего пользования состоят из земельных участков, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлет­ворения культурно-бытовых потребностей населения (пар­ки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и дру­гих участков, предназначенных для культурно-бытовых нужд. На землях общего пользования разрешается возведе­ние капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных стро­ений и сооружений облегченного типа без ущерба для це­левого назначения земель общего пользования.

К землям сельскохозяйственного назначения в городах относятся земли, предоставленные или предоставляемые юридическим лицам для ведения товарного сельского хо­зяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса скота и сенокошения.

Земли, занятые городскими лесами, служат целям улучше­ния состояния окружающей среды, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей насе­ления, защиты территории от водной и ветровой эрозии.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергети­ки, обороны и иного назначения в городах и иных населенных пунктах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства. Земельные участ­ки в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производ­ственными и иными зданиями и сооружениями, а также для ведения личных подсобных хозяйств, огородничества и других целей в соответствии с градостроительной доку­ментацией.

Все земли городов, иных населенных пунктов должны использоваться в строгом соответствии с их генеральными планами и планами землеустройства территории этих населенных пунктов.

Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия, организации и уч­реждения. В зависимости от вида городских земель и субъекта права на землю земельные участки в городах предоставля­ются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граж­дан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь о земле.

Особое место занимают земли пригородных и зеленых зон. Они находятся за пределами городской черты и являются резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооруже­ний, связанных с благоустройством и нормальным функ­ционированием городского хозяйства. Занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выпол­няющими защитные, санитарно-гигиенические и оздоро­вительные функции и являющиеся местом отдыха населе­ния, эти земли выделяются соответственно в пригород­ную и зеленую зоны города.

(к вопросу об Экологической доктрине России)

Грачев В.А.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.

Приданию законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности и системности должно способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации. Решение о ее разработке было принято на экологическом форуме, который состоялся в доме ученых в Москве в начале года. Уже создана концепция такого документа. Ее авторами являются академики РАН Лаверов Н.П., Израэль Ю.А., Исаев А.С., Павлов Д.С., Осипов В.И.

В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Подробнее следует остановиться на вопросе о правовых основах.

Во-первых, о международных конвенциях. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (04.11.94г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (25.11.94г.); Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95г.). Недавно удалось достичь взаимопонимания по конвенции по опустыниванию, принято положение V, которое тормозило ратификацию Россией этой конвенции.

Особую тревогу, в связи с изменившейся позицией США, вызывает реализация Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола.

Во-вторых, о нашем внутреннем законодательстве. С 1993 года, с принятием новой Конституции и выборов Государственной Думы Российской Федерации, в развитии федерального законодательства в данной области общественных отношений огромную роль имеет законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”(1995г.), “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” (1997г.), “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”(1998г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха (1999г.).

За последнее время в развитие основных Конституционных принципов в области охраны окружающей природной среды не только приняты крупные основополагающие законы, но и многие законопроекты в настоящее время проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной Думе.

Однако многие вопросы, необходимые для решения экологических проблем, так и остались не решенными и составляют существенные пробелы в экологическом праве. Так, до настоящего времени не внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” - основополагающий закон, который должен отвечать как современным требованиям, так и перспективным задачам охраны окружающей природной среды, обеспечивать право граждан на благоприятную среду и переход России к устойчивому развитию.

На данный момент законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” принят Государственной Думой в первом чтении. В нем максимально сохранена концепция действующего закона, но при этом он приведен в соответствие с действующим законодательством.

Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип “загрязнитель платит”, и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной среды.

Доработанный законопроект фактически является “генеральной подготовкой” к написанию Экологического кодекса Российской Федерации. Экологический Кодекс, как и любой кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, смог бы урегулировать не только природоохранные проблемы, но и дал бы возможность скорректировать все законы, касающиеся природопользования. Эта задача на перспективу, к которой надо стремиться. Однако на данном этапе необходимо скорейшим образом принять закон “ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной Среды”.

Ведется серьезная работа также по следующим направлениям:

1. Закон “О питьевой воде”;

2. Радиационно-ядерный блок законов:

– три атомных законопроекта;

– закон “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда”;

3. Закон “Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта”;

4. Закон “О государственном регулировании использования нефтяного (попутного) газа” и другие (всего около 30).

Вызывает озабоченность позиция Правительства: среди указанных законопроектов нет ни одного, внесенного Правительством.

Для нас - парламентариев - этот раздел доктрины особенно важен.

Большинство экологических проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. За наше бездействие сегодня будут расплачиваться наши дети и внуки.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи хочу остановиться на следующих проблемах, которые представляются мне наиболее важными и актуальными.

Ликвидация химического оружия. Правовая база создана: принят Федеральный закон “Об уничтожении химического оружия”, Россия стала участницей соответствующей Конвенции.

Учитывая, что при перевозке химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации, объекты по уничтожению химического оружия предполагается размещать рядом с объектами их хранения.

Однако тут есть проблема. Так, в поселке Леонидовка Пензенской области хранится около 20 % общего объема запасов химического оружия страны. Размещение здесь объекта по уничтожению химического оружия затруднено, так как в районе поселка Леонидовка сложилась кризисная экологическая ситуация в связи с прошлым опытом уничтожения химического оружия первого поколения, когда в конце пятидесятых годов.

Таким образом, получается, что химическое оружие уничтожать надо, а завод в Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что случится, то всему бассейну Волги угрожает участь похуже Чернобыля. Эта проблема, на наш взгляд, очень важна и ее надо решать.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий. Причем, многие опасные производственные объекты расположены в бассейнах больших рек, таких как Амур, Ангара, Волга, Енисей, Колыма, Обь, Ока, Селенга. В особенности, это касается предприятий золотодобывающей промышленности. То, что случилось в Румынии, когда в бассейн Дуная произошел выброс цианидов, должно нас насторожить и очень серьезно озаботить. Сейчас на золотодобывающих предприятиях России также скопились огромные запасы цианидов, а состояние их хранилищ оставляет желать лучшего.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды. Нужен Федеральный закон “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, который установит жесткие требования к охране источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального использования питьевой воды, установит государственные гарантии питьевого водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой воды. Закон, в первую очередь, защитит конституционные интересы всех граждан России, поэтому, я думаю, о качестве и безопасности питьевой воды надо вести отдельный разговор.

Экологическая безопасность и охрана окружающей
среды входят в число наиболее приоритетных
направлений работы ОАО «НК «Роснефть»

Развитие системы управления экологической безопасностью - итоги 2015 г.

71,6 млрд руб.

совокупные затраты ОАО «НК «Роснефть» на охрану окружающей среды

Советом Директоров
ОАО «НК «Роснефть» установлены целевые показатели деятельности Компании и количест венные ежегодные индикаторы для оценки достижения заявленных целей в области охраны окружающей среды до 2025 г.

Миссия Компании в области охраны окружающей среды - эффективное управление воздействием производственных операций Компании на окружающую среду, обеспе-чивающее ее сохранение на благо нынешних и будущих поколений.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды входят в число наиболее приоритетных направлений работы ОАО «НК «Роснефть». В целях достижения лучших показателей в данной сфере Компания постоянно совершенствует подходы к управлению природоохранной деятельностью, наращивает масштабы экологических мероприятий и необходимые затраты на охрану окружающей среды.

Инвестиции Компании, направленные на охрану окружающей среды (вкл. сопряженные) составили 44,7 млрд руб. , что на 65 % больше по отношению к 2012 г. Совокупные затраты ОАО «НК «Роснефть», направленные на охрану окружающей среды, составили 71,6 млрд руб.

В 2015 г. Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» утверждена и введена в действие Политика Компании в области охраны окружающей среды, установлены цели, принципы и основные задачи.

Принципы деятельности Компании в области охраны окружающей среды:

  • соблюдение требований законодательства и других применимых к деятельности Компании требований в области охраны окружающей среды, включая нормы международного права;
  • сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия;
  • баланс интересов Компании и Общества при использовании природных ресурсов;
  • нетерпимость к экологическим рискам;
  • инновационность при внедрении экологических технологий;
  • приоритетность предупреждающих мер над мерами, направленными на локализацию и ликвидацию последствий опасных событий;
  • открытость и достоверность отчетности Компании в сфере охраны окружающей среды;
  • преемственность и последовательность при достижении целей и задач в области охраны окружающей среды.

Основными задачами в области охраны окружающей среды являются:

  • снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду от реализуемой хозяйственной деятельности Компании;
  • рациональное использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности Компании, принятие мер по их охране, восстановлению, реабилитации нарушенных территорий;
  • обеспечение мер по сохранению экосистем и биоразнообразия, в том числе при реализации шельфовых проектов в Арктике;
  • повышение эффективности деятельности Компании посредством разработки, системного внедрения инновационных технологий, использования лучших мировых практик, обеспечивающих охрану окружающей среды;
  • обеспечение функционирования и совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды Компании с учетом риск-ориентированного подхода;
  • обеспечение компетентности работников Компании посредством информирования и системного повышения уровня экологического образования и культуры;
  • повышение ответственности работников Компании и подрядных организаций в вопросах охраны окружающей среды;
  • быстрое и эффективное реагирование и минимизация негативных последствий для окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций, в том числе организация мероприятий по защите объектов животного мира в зонах разливов нефти;
  • сотрудничество с государственными органами, партнерами и другими заинтересованными сторонами, направленное на развитие отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • осуществление соответствующего анализа и оценки проводимых работ для определения достигнутых результатов и обеспечения соблюдения принципов, изложенных в Политике в области охраны окружающей среды.

В 2015 г. Советом директоров ОАО «НК Роснефть» установлены целевые показатели деятельности Компании и количественные ежегодные индикаторы для оценки достижения заявленных целей в области охраны окружающей среды до 2025 г. На постоянной основе проводится мониторинг их достижения.

Целевыми показателями деятельности Компании в области охраны окружающей среды являются:

  • своевременное выполнение экологических обязательств, возникающих в связи с текущей деятельностью Компании;
  • ликвидация на объектах Компании ущербов, образованных в результате деятельности третьих лиц, к 2026 г.;
  • в области рационального использования водных ресурсов и охраны водных объектов от загрязнений - увеличение доли оборотной и повторно-последовательно используемой воды, экологически безопасное обращение с попутно добываемыми пластовыми водами, внедрение современных систем очистки сточных вод;
  • в области охраны атмосферного воздуха - сокращение доли сжигания ПНГ, снижение удельных валовых выбросов.

Для достижения установленных целей в 2015 г. разработана Программа повышения экологической эффективности ОАО «НК «Роснефь» до 2025 г. Ежегодно, начиная с 2013 г., в Компании проводится инвентаризация экологических обязательств в соответствии с Корпоративной учетной политикой.

В Компании внедрены и действуют добровольные механизмы экологической ответственности, осуществляется добровольное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде.

Независимой сертифицирующей организацией в 2015 г. проведен надзорный аудит и подтверждено соответствие интегрированной системы управления ПБОТОС требованиям международного стандарта ISO 14001 «Система экологического менеджмента», по результатам аудита отмечены сильные стороны системы управления.

В 2015 г. утверждена и реализуется Программа сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть», расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. Основными мероприятиями Программы являются: научные исследования морских экосистем, наблюдение за индикаторными видами живых организмов и их изучение, научное изучение чувствительности территории, мест обитания, сбор и анализ фоновой информации о состоянии окружающей среды, мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности и другие природоохранные мероприятия, а также создание единой информационной базы данных Компании «Показатели окружающей среды морских экосистем Арктического региона».

Общественно-социальная деятельность ОАО «НК «Роснефть» в области обеспечения экологической безопасности

ОАО «НК «Роснефть»
в 2015 г. награждена наградой «За вклад в улучшение экологии и экологическое просвещение».

В 2015 г. утверждена и реализуется Программа сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть»

Забота об окружающей среде является неотъемлемой частью корпоративной культуры ОАО «НК «Роснефть» и обеспечивает устойчивое развитие Компании.

ОАО «НК «Роснефть» уделяет значительное внимание вопросам общественно-социальной деятельности в области обеспечения экологической безопасности, активно поддерживая значимые общественные экологические проекты.

ОАО «НК «Роснефть» в 2015 г. награждено наградой «За вклад в улучшение экологии и экологическое просве-щение».

Компания приняла активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Весна-2015». Цель события - поддержка новых форматов экологического воспитания и просвещения, формирование экологической культуры у детей и молодежи.

В июне 2015 г. ОАО «НК «Роснефть» приняло непо-средственное участие в проведении Всероссийского экологического детского фестиваля «Эко-детство», организованного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В рамках Фестиваля Компания получила Диплом, свидетельствующий об участии в установлении рекорда России в категории «Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов с участием представителей наибольшего количества разных субъектов Российской Федерации» (85 субъектов).

В 2015 г. проведено традиционное корпоративное мероприятие «День эколога», на котором специалисты профильных служб центрального аппарата и Обществ Группы прошли обучающие семинары и тренинги. В Ботаническом саду Петра Великого в г. Санкт-Петербурге участники мероприятия высадили памятную аллею кустов рододендрона.

Сотрудничество в области экологии с органами государственной власти и общественными экологическими организациями

Ведется постоянная работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду на основе использования технологий, оцениваемых с учетом экологических, экономических и социальных факторов. Представители Компании в установленном законодательством порядке участвуют в разработке профильных справочников наилучших доступных технологий, организованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Мин-природы России и Минэнерго России.

В сотрудничестве с Российским национальным комитетом содействия Программе ООН по окружающей среде (НП «ЮНЕПКОМ») Компания наладила взаимодействие с Программой Президиума РАН «Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации», Секцией «Окружающая среда» (включая рабочую группу «Арктика») и Научно-координационным советом при Федеральном агентстве научных организаций России (ФАНО России).

В течение 2015 г. велась совместная работа по сопровождению и поддержке проектов в соответствии с Политикой Компании в области охраны окружающей среды на площадках Общественной палаты Российской Федерации, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

В 2015 г. ОАО «НК «Роснефть» и Всемирным фондом дикой природы (WWF) России проведен ряд совместных встреч-консультаций по вопросам подготовки «Программы сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть», расположенных в Арктической зоне Российской Федерации» и экологических последствий при нефтеразливах на объектах нефтедобычи в рамках «Дорожной карты» мероприятий на 2015–2016 гг., подписанной 30 июня 2015 г., в целях реализации Протокола о намерениях от 21 июня 2013 г.

Основными мероприятиями «Дорожной карты» являются: обмен лучшими практиками и проведение двусторонних консультаций по вопросам социально-экологической ответственности, минимизации негативного воздействия на окружающую среду от осуществляемой деятельности, сохранения биологического разнообразия ключевых мест обитания птиц и млекопитающих Арктики.

Одной из стратегических целей Компании является достижение
признанного лидерства в сфере экологической безопасности
среди мировых нефтегазовых игроков к 2030 г.

Актуальные вопросы экологической безопасности и охраны

окружающей среды

Канд. ист. наук, доц. Николаев А. В.

Жужома Ю. Н. [email protected]

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики Институт холода и биотехнологий

Охрана окружающей среды является одной из важнейших международных проблем, поскольку по всем прогнозам и оценкам, состояние окружающей среды на планете неуклонно ухудшается: меняется климат, сокращаются площади лесов, увеличивается опустынивание, разрушается озоновый слой, загрязняются атмосфера и Мировой океан.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В последние годы в связи с заметными изменениями окружающей среды, в разных концах планеты, природными катаклизмами, усиливающимся воздействием человека на биосферу внимание государственных и общественных организаций к проблемам экологии существенно возросло.

Рост общественных потребностей, непрерывное наращивание мощностей промышленного производства, связаны с интенсивным использованием природных ресурсов. Появилось новое противоречие - между внутренне безграничными возможностями развития производства и ограниченными возможностями окружающей среды.

Проблемы определения сущности взаимосвязи человека и среды, взаимодействия человека и природы во все века привлекали внимание различных философских школ и направлений. Жить в согласии с природой -один из основополагающих принципов жизни на Земле. Однако взаимодействие общества и природы на современном этапе имеет все признаки антропогенного экоцида - люди разрушают необходимые условия жизнедеятельности и даже собственного существования.

Проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и неудовлетворительным состоянием отдельных ее объектов, находятся в центре внимания мировой общественности уже более пятидесяти лет. Наиболее острыми экологическими проблемами глобального характера остаются следующие: загрязнение Мирового океана морским транспортом; дефицит пресной воды; уменьшение площади лесов; сокращение биологического разнообразия животного и растительного мира; незаконное

трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов; разрушение озонового слоя Земли; всемирное потепление.

Современный глобальный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем приведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Однако, нужно не забывать, что кризисная ситуация в ряде регионов страны способна вызывать обострение социально-политических проблем, в том числе межнациональных, межрегиональных и т. д. Осознание того, что социально ориентированная экономика не должна недооценивать серьезность экологических проблем, побуждает искать пути их преодоления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Сложно не согласиться с мнением Д.С. Велиевой о том, что существует объективная необходимость совершенствования национальной политики в важнейших сферах жизнедеятельности общества и государства. Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых конституционно значимых благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Главная экологическая функция государства - обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует принятие «Экологической доктрины Российской Федерации», в которой прямо заявляется, что «устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды». Обеспечение этой жизненно важной задачи вряд ли возможно без соблюдения норм и принципов экологического права, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Встает вопрос: что можно предпринять для решения глобальной экологической проблемы. В этой связи большое значение приобретают совместные действия ученых, работающих в областях естественных, технических и гуманитарных наук.

В последнее время в высших учебных заведениях РФ успешно осуществляется процесс экологизации основных форм учебной и внеучебной работы со студентами, активизируется научно-исследовательская работа молодых специалистов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Изучение проблем охраны окружающей среды и основ экологического права призвано обобщить знания, связанные с освоением, использованием и охраной природной среды. Современное состояние экологии, проблема взаимоотношений человека и природы потребовали преподавания в вузах основ экологии, природопользования и экологического права. Разрабатываются курсы лекций, проводятся семинары, студенты выполняют контрольные работы, пишут рефераты по экологическому праву.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 г. №537, экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России. Таким образом, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.

В РФ принят ряд, нормативных актов, составивших правовую основу регулирования отношений в области обеспечения экологической безопасности. Это законодательство можно условно разделить на следующие блоки:

1. Конституция РФ. В ст. 72 закреплена категория «экологическая безопасность». Конституционную основу развития законодательства в данной области составляет также ст. 42, в которой подчеркивается, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

2. Экологическое законодательство, включая Закон РФ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ФЗ от 05.03.92 г. «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территорий то чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21, 12.95 г., ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

3. Законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения экологической безопасности при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности. В данный блок законодательства включается ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96г., ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г., ФЗ «О недрах» в ред. от 08.02.95г.

Анализ нормативных актов позволяет определить понятие «экологическая безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества в процессе взаимодействия общества и природы от неблагоприятного воздействия окружающей среды, естественное состояние которой нарушено вследствие загрязнения, засорения или иного неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной

деятельностью человека. Как видно из данного определения, объектами экологической безопасности являются человек и природные объекты.

Основными принципами осуществления государством политики экологической безопасности являются:

приоритет создания благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития территорий;

Государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания, в первую очередь, в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия;

гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды;

Обеспечение полной, своевременной достоверной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозе экологической безопасности;

Разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие природных ресурсов, способной создать угрозу экологической безопасности населения и природной среды;

Проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

Организация системы государственного экологического мониторинга; внедрение системы страхования от последствий экологических, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия;

Учреждение специализированной государственной службы спасения населения и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, экологических катастроф и стихийных бедствий;

Поддержка деятельности общественных организаций, массовых движений и граждан, направленной на обеспечение экологической безопасности;

Развитие научных основ политики экологической безопасности и создание специально уполномоченного органа по реализации политики экологической безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: «сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата». Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового

регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально -сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Система экологической безопасности являет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности хозяйственных объектов для здоровья и жизни человека; сохранение естественного состояния природных объектов, расположенных в зоне воздействия промышленного объекта; предотвращение загрязнения окружающей среды; разработку плана мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятного воздействия на природную среду; привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В качестве основных направлений политики в сфере обеспечения экологической безопасности отмечены предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственная политика в области экологической безопасности на территории РФ, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа предусматривает единство и согласованность действий органов государственной власти РФ, и субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также граждан должна обеспечивать сохранение биосферы и всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также условий для жизнедеятельности людей. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должна регламентироваться с позиций экологической безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 3 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня

управления: федеральный, межрегиональный, региональный

(территориальный), муниципальный (местный), объектовый.

Появляются санитарно-биологические, социально-экономические и технические категории, оценивающие предметы и явления с точки зрения экологических нагрузок и вызываемых ими нарушений. Рассматриваются технические средства наблюдения и измерения химического, радиационного, микробиологического, теплового, шумового и других загрязнений окружающей среды; параметров экосистем; контроля технологических параметров производственных процессов.

Благодаря активной позиции власти страны в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС за последние годы, одной из приоритетных задач Национального центра (ФГБУ НЦУКС) стало ускорение и оптимизация действий по реагированию на чрезвычайные ситуации с использованием современных технологий.

Возможности ФГБУ НЦУКС позволяют проводить заседания Федерального оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в режиме он-лайн. В сжатые сроки ФГБУ НЦУКС стал интеллектуальным территориально распределительным комплексом, позволяющим в оперативном режиме управлять силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. В настоящее время подобные центры созданы и функционируют в ряде европейских государств. Однако аналогов российскому аппаратно-программному комплексу поддержки принятий решений, разработанному специально для ФГБУ НЦУКС, в мире не существует.

Мониторинг служит средством достижения следующей цели -аттестации количественного и качественного состава сред обитания живых систем и их состояния. Обеспечение экологической безопасности на глобальном и национальном уровнях относится к приоритетным направлениям международного сотрудничества Российской Федерации, а так же выработке навыков экологически оправданного поведения. Экологическая безопасность при реализации инфраструктурных проектов обеспечивается посредством проведения государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, а также предупреждением и выявлением нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора.

Минприроды России разработан проект концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2013-2020 гг.)», одним из направлений которой является раздел «Ликвидация прошлого экологического ущерба». В рамках данного направления планируется реализовать 50 «пилотных» проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба.

В 2011-2012 гг. в соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и

защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года № Пр-3400, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществлен комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1) совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий;

3) развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Результатом законотворческой деятельности стало принятие значительного числа федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также принят ряд приказов федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Ратифицированы международные договоры, связанные с регулированием отношений в области утилизации плутония, а также развитием сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, ратифицирована Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий в целях предотвращения аварий, вызываемых опасными веществами, а также ограничения их последствий.

В целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в планах реализации намеченной программы на 2012 год было принято решение, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям планировалось провести комплекс мероприятий:

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г. в соответствии с возложенными функциями и установленными полномочиями в данной области;

МЧС России продолжить работу по совершенствованию системы технического регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов.

Таким образом, анализ состояния окружающей среды и активной работы РСЧС, показывает, что приостановить экологическую дестабилизацию можно путем решения наиболее острых проблем сохранения окружающей среды и путем совершенствования правого механизма обеспечения экологической безопасности, мониторинга экологической обстановки, лишь при условии формирования должного отношения к данной проблеме в обществе, с воспитанием экологической культуры и экологического сознания российского общества и каждого его члена. Роль экологической культуры предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать разумно в пользовании природными ресурсами по совести, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» //Российская газета. 2009, 19 мая.

2. Жужома Ю.Н., Николаев А.В. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды в решении экологических задач// РОССИЯ В ВТО: ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ. Сборник научных статей, Вып.13/под общ. редакцией проф. В.В.Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права. - 2012. - а 71 - 75.

3. Велиева Д.С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2012, № 3. -С. 46-54.

Actual problems of ecological safety and environmental protection

Nikolaev A.V., Zhuzhoma I.N. [email protected]

Saint - Petersburg National Research University of information Technologies, Mechanics and

Institute of Refrigeration and biotechnology

Environmental protection is one of the most important international problems, as in all projections and estimates, the state of the global environment is steadily deteriorating: the climate is changing, shrinking forest area is increasing desertification, depleting the ozone layer, polluted the atmosphere and oceans. Keywords: Environmental (ecological) safety, environmental protection, prevention and elimination of emergency situations.

Территория Югры характеризуется высоким уровнем техногенной нагрузки. Серьезными остаются проблемы загрязнение почв, атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.

Правительством автономного округа принят комплекс мер по улучшению экологической обстановки в автономном округе.

Совершенствовалась нормативно–правовая база:

Внесены изменения в Закон автономного округа “Об административных правонарушениях» в части ужесточения ответственности за засорение мест массового отдыха населения, территорий общего пользования” (Закон автономного округа от 07.07.2011 №77–оз).

Утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 03.06.11 №191–п).

Утвержден План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 30.09.11 №543–рп).

Утверждена “Схема обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года” (распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.11 №625–рп).

Внесены изменения в порядок разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на территории Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, где так же введены унифицированные формы и показатели, отражающие эффективность реализации природоохранных программ и мероприятий предприятий нефтегазодобывающей отрасли (постановление Правительства автономного округа от 14.01.11 №5–п).

Утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты–Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 № 484–п).



Утверждена система наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 №85–п).

Принята новая целевая программа “Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года” на общую сумму 21,5 млрд. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 3 млрд. рублей. Её реализация позволит существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду отходов производства и потребления (постановление Правительства автономного округа от 28.08.11 №403–п).

Финансирование природоохранной деятельности в 2011 году осуществлялось из окружного и муниципальных бюджетов, собственных средств предприятий, организаций и иных средств.

В 2011 году в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре реализовывались окружные программы экологической и природоохранной направленности:

“Обеспечение экологической безопасности Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года” на общую сумму 18,8 млрд. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 595,3 млн. рублей;

“Чистая вода” на 2011–2013 годы” на общую сумму 527,5 млн. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 510 млн. рублей.

Основные мероприятия целевых программ:

строительство полигонов твердых бытовых отходов для пгт. Пионерский, пгт. Малиновский, п. Алябьевский Советского района и п. Салым Нефтеюганского района;

оценка качества питьевой воды в населённых пунктах автономного округа на 299 объектах;

приобретение 38 установок по обезвреживанию опасных биологических, медицинских отходов для 11 муниципальных образований;

43 общеобразовательных и дошкольных учреждения автономного округа обеспечены системами доочистки питьевой воды;

комплексное обследование 98 населенных пунктов автономного округа подверженных частому затоплению.

строительство объектов берегоукрепления реки Иртыш в г. Ханты–Мансийске (1 очереди 1 пускового комплекса); дамбы обвалования в п. Луговской Ханты–Мансийского района; укрепления берега реки Обь у с. Сытомино и с. Локосово Сургутского района, начато строительство 2 пускового комплекса 1 очереди берегоукрепления в г. Ханты–Мансийске и укрепления берега реки Вах в селе Большетархово Нижневартовского района;

обследование населенных пунктов автономного округа для определения источников повышенного содержания формальдегида в атмосферном воздухе.

Международная экологическая акция “Спасти и сохранить”.

С целью поддержания и улучшения состояния окружающей среды, выполнения экологических норм и правил хозяйствующими субъектами и профилактики правонарушений на территории автономного округа осуществляется региональный государственный экологический надзор.

В соответствии с мероприятиями регионального государственного экологического надзора в 2011 году проведено 1 125 проверок хозяйствующих субъектов и 3 138 обследований и рейдовых патрулирований территорий.

По результатам надзорных мероприятий и административных расследований выявлено 4 631 нарушение природоохранного законодательства.

С целью обеспечения соблюдения требований законодательства и устранения выявленных нарушений, в 2011 году выдано 1077 обязательных предписаний и выполнено 861 ранее выданных.

В целях профилактики и предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами, вынесено 3 639 постановлений о назначении административных наказаний, общая сумма предъявленных штрафов составила 36,4 млн. рублей. Надзорными органами активно ведется работа со Службой судебных приставов по взысканию сумм штрафов с нарушителей, уклоняющихся от уплаты в добровольном порядке, передано для принудительного взыскания 277 административных материалов на сумму 4,3 млн. рублей.

С признаками состава преступлений передано 170 материалов в правоохранительные органы и прокуратуру.

В результате осуществления надзора выявлено и зафиксировано 370 случаев причинения вреда окружающей среде и объектам животного мира, ущерб по которым составил 1 304,5 млн. рублей.

С целью компенсации ущерба причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства юридическим и физическим лицам, причинившим вред окружающей среде, в 2011 году предъявлено 213 претензий о его возмещении на сумму 719,9 млн. рублей, в том числе 50 претензий на сумму 369,5 млн. рублей предъявлено природопользователям по результатам 271 обследования земельных и лесных участков загрязненных нефтепродуктами в результате промышленных аварий и инцидентов на объектах обустройства нефтяных и газовых месторождений.

Ущерб, нанесенный окружающей среде, возмещался как в денежной, так и в натуральной форме, добровольно возмещено 95 претензий на общую сумму 35,9 млн. рублей. В 2011 году состоялось 673 судебных заседания в арбитражных судах и судах общей практики, в том числе по 20 заявлениям о взыскании вреда, причиненного окружающей среде на общую сумму 120,188 млн. рублей.

Правительство автономного округа включило в Соглашения о сотрудничестве на 2011–2014 годы отдельный раздел, посвященный решению природоохранных проблем. В частности нефтяным компаниям предложено разработать программы, предусматривающие утилизацию попутного нефтяного газа, рекультивацию накопленных нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров.

Таблица 29

Динамика рекультивации нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров

В 2011 году проведено 721 обследование на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов, в результате которых обнаружено 444 свалки. С целью устранения выявленных нарушений выдавались обязательные предписания, применялись меры административного воздействия, по фактам нанесения вреда предъявлялись претензии о возмещении ущерба, передавались материалы в органы прокуратуры, принятые меры позволили к 1 января 2012 года ликвидировать 282 свалки.

Реализация этих и других мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности населения, позволила достичь следующих результатов:

по данным Федерального государственного бюджетного учреждения “Ханты–Мансийский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” в 2011 году наблюдается тенденция улучшения качества воды практически на всех водотоках, по сравнению с 2010 годом – улучшение качества воды рек Иртыш и Обь в районе городов Ханты–Мансийска и Нижневартовска и снижение степени загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа;

устойчиво растут темпы рекультивации нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров;

благодаря принятым мерам, направленным на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и оперативность тушения лесных пожаров, в 2011 году удалось предотвратить образование крупных лесных пожаров;

проведение биотехнических мероприятий в сочетании с охраной территории позволили поддерживать в 2011 году высокую численность лося, зайца–беляка, тетеревиных и водоплавающих птиц;

учеты продуктивности ягодников в 2011 году, проводимые на особо охраняемых природных территориях, показали в сравнении с 2010 годом превышение их урожайности в среднем от 2 до 20 раз.