Характеристика и состав транспортно заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.

При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.

Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара

В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:

  • Д41/1 К60 — вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
  • Д19 К60 — размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
  • Д41/1 К60 — полная стоимость непосредственно ТЗР.
  • Д19 К60 — размер НДС, который относится к ТЗР.

Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.

В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.

Пример расчета транспортных расходов

Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.

  • партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
  • партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.

При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.

В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.

В итоге должно получиться: расходы по доставке — 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.

Расходы по доставке — 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.

В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара

В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на под наименованием «Расходы на продажу», поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).

На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.

Пример списания суммы транспортных затрат

Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.

  • первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
  • вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае — 120000.

Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.

По расчетам сумма ТЗР составила:

  • оплата бензина — 1000 руб.;
  • страховой взнос с зарплаты для водителя — 240 руб.;
  • зарплата водителя — 800 руб.;
  • амортизация машины — 500 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки

Сумма Дебет Кредит Наименование операции
80000 41.1 60 стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика
8000 44.ТР 60 расходы на доставку одной партии
120000 41.1 60 стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика
12000 44.ТР 60 расходы на доставку второй партии
40000 44.1 60 стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика
1000 44.ТР 10 затраты на топливо
800 44.ТР 70 заработная плата водителя
240 44.ТР 69 страховые взносы с зарплаты водителя
500 44.ТР 02 амортизация автомобиля

В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.

На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.

В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?

Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 — 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.

Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.

Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу

Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу — Д90.2 К44.ТР

Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:

ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.

Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:

  • включать транспортные расходы в стоимость доставки;
  • включать ТЗР в расходы на продажу.

При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.

Транспортные затраты при продаже товара

В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:

  • когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
  • когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
  • когда доставку товара оплачивает продавец.

В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.

В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.

  1. Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
  2. В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором — по дебету 44, на отдельном листе.
  3. Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.

При получении материалов компания может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, относят:

  • затраты по доставке материалов и погрузке их в транспорт, подлежащие оплате сверх продажной цены;
  • наценки и вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и посредническим организациям;
  • таможенные пошлины и платежи, связанные с импортом материалов;
  • затраты по хранению ценностей, а также содержанию заготовительных складов (их аренда, ремонт, отопление, освещение и т.д.);
  • оплату командировок сотрудников, занятых заготовлением и приобретением материалов;
  • затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата (оплата труда работников и соцотчисления с нее).

Пунктом 83 Методических указаний по учету МПЗ предусмотрены три способа отражения в бухгалтерском учете транспортно-заготовительных расходов.

Первый. При отражении материалов по учетным (плановым) ценам сумму подобных расходов учитывают на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной цены отражают на счете 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". Второй. ТЗР учитывают на отдельном субсчете, открытом к счету 10 "Материалы" (например, субсчет 10-12 "ТЗР по сырью и материалам"). Третий. Сумму ТЗР включают в стоимость приобретенных материалов.Конкретный способ отражения транспортно-заготовительных расходов отражают в бухгалтерской учетной политике компании.

При использовании первого или второго способа ТЗР учитывают по отдельным видам или группам материалов (то есть их отражают на разных субсчетах, открытых к счетам 10 или 15). Если организовать такой учет невозможно (например, когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР), их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов.

По мере списания материалов (при их отпуске в производство, продаже и т.д.) ТЗР по ним также списывают. Как правило, это делают в конце каждого месяца. Указанные расходы в данном порядке учитывают те компании, которые используют второй способ отражения транспортно-заготовительных расходов. При использовании первого способа списанию подлежит не сумма ТЗР, а сумма отклонений их плановой стоимости от фактической себестоимости, отраженная на счете 16. Оба показателя (сумма ТЗР или отклонений) рассчитывают в аналогичном порядке.

Чтобы определить сумму ТЗР, которая подлежит списанию, нужно рассчитать процент списываемых расходов в их общей сумме. Это делают по формуле:

Сумму ТЗР, которая должна быть списана, определяют так:

Пример
По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 "Материалы" (субсчет 10-12).

На начало месяца в учете компании числится 1400 ед. материалов. Их договорная стоимость составляет 1 120 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 134 400 руб. (без НДС).

В течение месяца приобретено 8000 ед. материалов. Стоимость всей партии, установленная поставщиком, - 8 024 000 руб. (в том числе НДС - 1 224 000 руб.).

Для приобретения материалов организация воспользовалась информационно-консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Материалы покупались через посредника. Расходы на оплату его услуг равны 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией. Расходы на оплату услуг по доставке составили 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 5 654 000 руб.

Расходы на покупку материалов отражают записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 1 224 000 руб. - учтен "входной" НДС по материалам;
Дебет 10-1 Кредит 60
- 6 800 000 руб. (8 024 000 – 1 224 000) - отражена фактическая себестоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 5400 руб. - учтен "входной" НДС по информационно-консультационным услугам, связанным с покупкой материалов;
Дебет 10-12 Кредит 60
- 30 000 руб. (35 400 – 5400) - расходы на оплату информационно-консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, учтены в составе ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60
- 36 000 руб. - отражен "входной" НДС по услугам посредника;
Дебет 10-12 Кредит 60
- 20 000 руб. (23 600 – 3600) - расходы на оплату услуг посредника учтены в составе ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен "входной" НДС по расходам на доставку материалов;
Дебет 10-12 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 – 90 000) - расходы на доставку материалов учтены в составе ТЗР;
Дебет 68 Кредит 19
- 1 323 000 руб. (1 224 000 + 5400 + 3600 + 90 000) - принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.

Общая сумма ТЗР по материалам, поступившим в течение месяца, равна:
30 000 + 20 000 + 500 000 = 550 000 руб.

Процент ТЗР, приходящийся на списанные материалы, составит:
((134 400 руб. + 550 000 руб.) : (1 120 000 + 6 800 000 руб.)) × 100% = 8,641%

Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:
5 654 000 руб. х 8,641% = 488 562 руб.

При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:
Дебет 20 Кредит 10-1
- 5 654 000 руб. - списаны материалы в производство;
Дебет 20 Кредит 10-12
- 488 562 руб. - списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство.

Согласно пункту 88 Методических указаний по учету МПЗ отклонения могут без распределения быть полностью списаны по итогам месяца, если их сумма не превышает:

  • 10 процентов от стоимости материалов (при продаже ценностей);
  • 5 процентов от стоимости материалов (при их отпуске в производство).

Пример
На начало месяца в учете организации числится 3000 ед. материалов на общую сумму 900 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, которая на них приходится, составляет 27 000 руб. (без НДС). В течение месяца приобретено 5000 ед. материалов стоимостью 1 550 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР по ним составила 62 000 руб. (без НДС). В течение месяца в производство было отпущено материалов на сумму 950 000 руб.
Процент отклонений, приходящийся на списанные материалы, составит:
((27 000 руб. + 62 000 руб.) : (900 000 руб. + 1 550 000)) × 100% = 3,633%.

Этот показатель не превышает 5%. Поэтому вся сумма ТЗР может быть включена в расходы текущего месяца. Списание материалов и ТЗР по ним отражают записями:
Дебет 20 Кредит 10-1
- 950 000 руб. - списана стоимость материалов, отпущенных в производство;
Дебет 20 Кредит 10-12
- 89 000 руб. (27 000 руб. + 62 000 руб.) - списана вся сумма ТЗР по материалам.

3.3.3. Транспортно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР), связанным с приобретением материалов, относятся (п. 70 Методических указаний по МПЗ):

– расходы на транспортировку и погрузку материалов в транспортные средства;

– расходы на хранение материалов;

– расходы на содержание заготовительно-складского аппарата;

– вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

– расходы на тару;

– таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материалов;

– недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли;

– прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

– включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

– отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, на субсчете 10–10 «Транспортно-заготовительные расходы»);

– учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Способ, который организация избрала для учета транспортно-загото-вительных расходов, она должна отразить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транс-портно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Второй способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет. ТЗР отчетного месяца списываются либо по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода, либо по нормативному проценту, заложенному в плановых калькуляциях с соответствующими корректировками.

Третий способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

Пункт 88 Методических указаний позволяет списать на счет 20 «Основное производство» или счет 23 «Вспомогательные производства» всю сумму ТЗР, не включенных в стоимость материалов. Правда, только при том условии, что удельный вес ТЗР в стоимости материалов не превышает 10 процентов.

В налоговом учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать двумя способами. Либо относить их на прочие расходы, либо включать в покупную стоимость. Второй вариант предлагает пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Право же выбора между двумя вариантами учета предоставляет бухгалтеру пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Напомним, он гласит, что налогоплательщик самостоятельно решает, как учесть истраченные средства, если их с равными основаниями можно отнести к нескольким видам расходов.

Очевидно, что для фирмы выгоднее первый вариант: транспортные расходы будут учтены при расчете налога еще до реализации продукции, которая изготовлена из импортных материалов. Но если указанные расходы составляют незначительную часть материальных расходов, бухгалтеру имеет смысл позаботиться о том, чтобы налоговая и бухгалтерская стоимость материалов оказались равными.

В любом случае в бухгалтерском учете в уменьшение выручки, то есть в дебет счета 90 «Продажи», относят не всю сумму ТЗР, а лишь ту ее часть, которая приходится на реализованную продукцию. Поэтому избежать временных разниц по материальным расходам можно только одним способом: включить ТЗР в бухгалтерскую и налоговую стоимость материалов. Учет же ТЗР на счете 15 или на отдельном субсчете к счету 10 только осложнит работу бухгалтера. Также не стоит пользоваться «льготой», предусмотренной пунктом 88 Методических указаний. Ведь в налоговом учете нельзя распределять всю сумму транспортно-загото-вительных расходов между «незавершенкой», готовой и реализованной продукцией.

Все расходы, связанные с приобретением товаров и запасов, учитываются отдельной статьей расходов в балансе. Впоследствии они должны быть списаны на себестоимость или общую сумму затрат организации за текущий период.

Суть

В бухучете транспортно-заготовительные расходы включают затраты, связанные с доставкой материалов (п. 70 приказ Минфина № 119н), в том числе:

  • погрузочные работы;
  • транспортировка;
  • командировочные;
  • хранение материалов на ж/д станциях, пристанях;
  • складской комплекс, в том числе затраты на содержание заготовительных пунктов;
  • плату за кредиты;
  • недостача и порча;
  • наценки, надбавки.

Учет транспортно-заготовительных расходов осуществляется одним из таких способов:

  • непосредственно в себестоимости материалов;
  • на счете 15 «Заготовление сырья» обособленно;
  • на отдельном субсчете, подключенном к счету 10 «Материалы».

Выбранный способ прописывается в учетной политике.

Проводки

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.
  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.


Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам. По ним же будут распределяться затраты. Материалы будут приходоваться по учетным ценам:

  • утвержденным организацией;
  • прописанным в договоре;
  • фактической себестоимость за прошедший период.

Если цена отклоняется от себестоимости более чем на 10 %, ее нужно проверять.

Если ТЗР учитываются отдельно, их нужно списывать в конце месяца проводкой Д-т 20 (25) К-т 16 (10).

Дробление расходов

Рассмотрим детальнее, как можно распределять транспортно-заготовительные расходы:

  • Процент затрат не превышает 1/10 от стоимости всех материалов: все расходы, принятые к учету в текущем периоде, полностью распределяется на материалы, списанные на счета 20, 23 и 91-2.
  • ТЗР не превышает 5 % от стоимости материалов: сумма расходов полностью списывается в текущем периоде на стоимость привезенного сырья.
  • По среднему проценту расходов.
  • По проценту на начало отчетного периода. Завышение или занижение суммы затрат в текущем месяце следует откорректировать в следующем месяце.
  • По нормативам. Суммы расходов, превышающие утвержденные значения, учитываются в следующем периоде.


Расчеты

Как указано, транспортно-заготовительные расходы в некоторых случаях приходуются по среднему проценту. Рассмотрим детальнее, как его рассчитать:

  • (Остаток транспортных затрат на начало периода + Сумма расходов по доставке материалов в текущем месяце) : (Стоимость запасов на начало месяца + Стоимость поступивших материалов) х 100%,
  • Средний % списанных МЗП: Учетная стоимость запасов.

Пример 1

ОАО занимается изготовлением изделий из металла. Учет материалов предприятие ведет на счетах 15 и 16. На 01.02 в балансе числилось:

  • сч. 10: 10 тонн металла на сумму 28 000 руб.;
  • сч. 16: остаток ТЗР в сумме 3000 руб.

В течение месяца ОАО купило 50 тонн металла на сумму 168 150 руб. Стоимость доставки этой партии составляет 17,7 тыс. руб. В этом же периоде 35 тонн металла было передано в производство. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 – 142,5 тыс. руб. – поступление металла.
  • Д-т 19 К-т 60 – 25,65 тыс. руб. – учтен НДС.
  • Д-т 68 К-т 19 – 25,65 руб. – принят к вычету налог по купленному сырью.
  • Д-т 10 К-т 15 – 140 тыс. руб. – оприходован металл.
  • Д-т 15 К-т 60 – 15 тыс. руб. – отражена стоимость доставки.
  • Д-т 19 К-т 60 – 2,7 тыс. руб. – учет налог из ТЗР.
  • Д-т 68 К-т 19 – 2,7 тыс. руб. – вычет налога по ТЗР.
  • Д-т 16 К-т 15 – 17,5 тыс. руб. (142,5 + 15 – 140) – списана разница между ценой и себестоимостью.
  • Д-т 20 К-т 10 – 98 тыс. руб.– металл передан в производство.


Стоимость сырья, подлежащего списанию в феврале, рассчитывается так:

  1. 2,8 - 10 + 2,8 х 50 = 168 тыс. руб. - стоимость металла с учетом начального остатка.
  2. 3 + 17,5 = 20,5 тыс. руб. - сумма ТЗР, в том числе с начальным остатком.
  3. 20,5 / 168 х 100 = 12,2 % - средний процент.

ТЗР, подлежащие списанию в феврале (98 х 12,2 % = 11,956 тыс. руб.), учитываются проводкой Д-т 20 К-т 16.

Особенности

Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему. Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.


Пример 2

В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков. Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа - 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг.

Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6: 9 = 4,667 тыс. руб.

Затраты по доставке уголка составляют: 7 х 3: 9 = 2,333 тыс. руб.

Налоговый учет

Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.

Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы

Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.

Пример

Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.

Стоимость доставки распределяется на сырье:

  1. 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
  2. 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.


Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе

Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).

В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.

Вариант 3. Применяется только к проданным товарам

Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:

  • оплата услуг страхования - на дату уплаты премии;
  • пошлины - на дату уплаты;
  • вознаграждение посреднику - в день перечисления средств со счета.

Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).

При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.

Пример 3

Торговая организация в июне 2015 года закупила материальные запасы на сумму 708 тыс. руб. Расходы по их доставке составили 23,6 тыс. руб. Учетной политикой предусмотрено, что эти затраты включаются в себестоимость. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 15 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.
  • Д-т 19 К-т 60 - 3,6 тыс. руб. - НДС по ТЗР.
  • Д-т 41 К-т 15 - 620 тыс. руб. - фактическая себестоимость.


Пример 4

Дополним условия предыдущего примера. Допустим, учетной политикой условного ООО предусмотрено, что ТЗР включаются в расходы на реализацию. Фактическая себестоимость формируется на счете 41:

  • Д-т 41 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 19 К-т 60 - 108 тыс. руб. - отражен НДС.
  • Д-т 41 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.

Пример 5

Существует еще один способ учета. ТЗР можно отображать на одноименном субсчете, открытом к счету 44. Затем эти суммы подлежат списанию.

Допустим, организация осуществляет доставку товаров на склад своим транспортом. За половину 2015 года зарплата водителя составила 150 тыс. руб., отчисления на соцстрахование – 5 тыс. руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. Проводки:

  • Д-т 44 К-т 70 - 150 тыс. руб. - зарплата водителя.
  • Д-т 44 К-т 69 - 53,4 тыс. руб. - начислены сборы на зарплату.
  • Д-т 44 К-т 02 - 5 тыс. руб. - начислена амортизация.
  • Д-т 44 К-т 60 - 20 тыс. руб. - расходы на ГСМ.

Если организация одним и тем же ТС осуществляет доставку товара на свой склад и клиентам, то разделять расходы очень тяжело. В таких случаях рекомендуется в учетной политике прописать, что все суммы будут списываться на счет 44 без дальнейшего распределения.


Складской комплекс в неторговых организациях

Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности. Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости. Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное - этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.